"Внушение"

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Внушение"

Нетреба А.Ю. 1
1МАОУ Зареченская СОШ
Гусева А.А. 1
1МАОУ Зареченская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Мы все живем в мире,который постоянно развивается и совершенствуется : техника, природа, экономика, наука и люди. Стиль общения тоже изменился. Но не изменяется влияние людей друг на друга. В повседневной жизни мы влияем на окружающих нас людей, и часто сами оказываемся под их влиянием . Конечно, изменилось общество, изменились и цели ,и даже масштабы влияния. Современные технологии позволяют одному человеку влиять на сознание огромного количества людей одновременно, не имея прямого контакта с ними через все возможные и доступные средства массовой информации.

Можно с твердой уверенностью сказать, что проблема социально-психологического влияния приобретает всё большую популярность, так как доступ к СМИ неограничен ни со стороны тех, кто стремится повлиять, часто в целях собственной выгоды, ни со стороны тех, на кого это влияние направлено.

Объект исследования: влияние на человека всяческих механизмов внушения и убеждения .

Предмет исследования: масштабное воздействие на психику и поведение человека.

Цель: изучение влияния на человека различных механизмов внушения и убеждения .

Задачи:

Осуществить теоретический анализ литературы психологических аспектов убеждения и внушения, выявление их значения в наши дни.

Определить методы исследования подверженности человека внушению, поиск причин воздействия.

Проанализировать воздействие на психику и поведение человека.

На основе анализа , выделить рекомендации по защите от внушения.

Гипотеза: современные люди, в особенности , подростки очень сильно подвержены влиянию.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анализ, сравнение.

Научная новизна: заключается в том, что собраны и упорядочены теоретические сведения о воздействие на психику , а также на поведение человека.

Практическая значимость: значение для развития теории психологии, оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблеме.

При написании исследовательской работы авторами были использованы труды отечественных и иностранных ученых по вопросам относящимся к теме исследования. Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, а также документы, имеющие отношение к рассматриваемым проблемам.

ГЛАВА 1. Теория влияния на сознание человека через различные источники.

В науке и в жизни влияние существует в двух форматах – в виде направленного или ненаправленного воздействия. В своей работе я рассмотрела первый вид влияния – направленное, при котором субъект ставит задачу добиться определенного результата от кого-либо. Осуществляется данное влияние с помощью двух механизмов: внушения и убеждения, которые являются достаточно действенными в условиях современной экономической и политической ситуации.

Такие способы существуют с незапамятных лет и наиболее активно используются в СМИ. В наши дни, средства массовой информации становятся больше не средством связи, обеспечивающим доступ людей к информации, а инструментами формирования общемирового сознания, навязывания идей, мыслей, чувств огромным массам людей. В многочисленных социологических исследованиях всё большую популярность приобретает идея о том, что СМИ являются «манипуляторами сознания», а внушение и убеждение - разновидности такой манипуляции. Рассмотрим особенности этих механизмов и их использование более подробно.

Внушение, как метод социально-психологического влияния, представляет собой навязывание определенных мыслей и состояний на фоне их некритического, неосознанного восприятия. Это целенаправленное и неаргументированное влияние на отдельного человека или группу. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие.Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен, однако, можно что-то и вопреки его воле, но тогда нужно прибегнуть к вызову определенных чувств и состояний, которые подтолкнут его к совершению поступка.

При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы заданного поведения. В процессе внушения аналитическая активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, чувств, шаблонов поведения основывается на механизмах следования, подражания.

Глава 2. Внушение и убеждение, как разновидности влияния.

Изучая внушение, были выявлены факторы, влияющие на эффективность самого процесса:

1.Огромное значение имеют особенности того, кто осуществляет внушение – его социальный статус или привлекательность.

2.Немаловажными являются особенности того, на кого внушение направленно, особенного важна его способность психологически защитится от воздействия.

3. Наиболее значимым фактором являются особенности отношений между внушаемым и внушающим. Они могут быть доверительные, авторитетные, зависимые и другие.

И наконец, эффективность внушения зависит от способа конструирования сообщения – это аргументированность и подкрепление другими фактами.

Также определенное место занимают слова, интонация, мимика, жесты, и прочее.

Следуя вышеуказанным принципам, СМИ, несомненно, воздействует на нашу психику, используя разнообразные приемы и формы внушения, причём люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными.

Следующий механизм направленного влияния - убеждение.

Убеждение - это способ целенаправленного воздействия посредством приведения логичных аргументов. Процесс убеждения направлен на то, чтобы превратить определенную информацию в собственное умозаключение самой личности. Отличие от внушения заключено в направленности на достижение согласия человека путем логического обоснования, благодаря которому человек сам должен прийти к определенному выводу. Убеждение наиболее эффективно в том случае, когда адресат заинтересован в получении полной и подробной информации и настроен на ее анализ. Таким образом, убеждение является более интеллектуальное влияние, нежели внушение.

Психологи считают важнейшими лишь четыре слагаемых убеждения: кто, кого, каким способом и в чем убеждает.

Глава 3. Использование механизмов влияния в СМИ.

Для убеждения СМИ используют следующие техники:

1.Техника привлечения «лидеров мнений», т.е. разбирающихся людей в различных областях.

2.Использование конкретных фактов и документации. Эта техника проста в своем смысле, ведь в её основе банальная особенность человеческой психологии – мы склонны больше верить конкретным цифрам и бумажкам с печатью, нежели «голым» словам.

Стоит заметить, что в эффективности данных методик не приходится сомневаться.

И наконец, самая ключевая роль в процессе внушения принадлежит такому мощнейшему источнику информации, как телевидение. Конечно, и печать, и радио также оказывают внушающее воздействие, однако, в отличие от них, только телевидение способно предоставить зрителям не только печатную или аудиоинформацию, но и визуализировать ее с помощью ярких образов. Одним из наиболее распространенных источников внушения телевидения является реклама, которая нередко навязывает нам различные установки на покупку того или иного, чаще всего даже не нужного, товара.

Каждый из нас лично испытывал влияние рекламы на себе, когда, увидев на экране яркий образ или уважаемую личность, сообщающую нам об «отличном товаре» и предлагающую попробовать его, заходили в магазин и брали именно этот товар.

При этом, стоить заметить, что до просмотра рекламы мы и не думали ничего такого покупать, а тут вдруг почему-то купили…а потом попробовали, а товар то оказался мягко говоря «не очень»… «Как же так? Такой уважаемый человек заявлял о высоком качестве». Пережить подобные разочарования, вероятно, приходилось каждому из нас.

Яркая картинка достигла своей цели внушить, сформировать установку на покупку товара. Правильно разработанная реклама, и всё, как говориться, «дело техники» и наши деньги абсолютно законно перекочевали в карман того, кто все это время находился вне кадра, однако достаточно эффективно и разумно воспользовался механизмом внушения.

Кроме этого, телевидение имеет доступ к использованию такой современной технологии, как «двадцать пятый кадр», информация которого воздействует на наш бессознательный уровень. Невозможность проследить подобное внушение делает нас беззащитными и полностью управляемыми.

Таким образом, все СМИ активно используют механизмы и внушения и убеждения. И даже когда кажется, что наш выбор исключительно свободен и сделан по собственной воле, это, к сожалению, не всегда оказывается правдой. И защититься мы от этого не можем, так как СМИ стали неотъемлемой частью нашей жизни.

Заключение

Результаты:

1.Рассмотрены аспекты внушения и убеждения, выявлены их значения в

наши дни, использование в качестве фактора воздействия.

2.Определены методы исследования подверженности человека внушению, найдены причины воздействия.

3.Выделены рекомендации по защите от внушения.

Выводы:

В результате проделанной работы можно утверждать, что проблема психологического влияния является сегодня действительно актуальной. Наиболее важным аспектом в рассмотренной проблематике является использование таких механизмов психологического влияния как внушение и убеждение различными видами СМИ, что зачастую оказывает отрицательное воздействие на потребителей информации. Как итог, на мой взгляд современным учёным в области психологии стоит задуматься о разработке таких защитных техник, которые позволили бы людям оказывать сопротивление внушающим и убеждающим воздействиям СМИ, а также немаловажно сделать их доступными для всего общества.

Я считаю, что использование внушения представляет значительную угрозу обществу, а также ущемляет право каждого отдельного человека на истинную свободу, что противоречит гуманистическим принципам психологии.

И помните, что именно СМИ формирует и навязывает нам свою реальность. Будьте бдительны!!!

Список литературы:

1. Бехтерев В. М. "Внушение в общественной жизни" // Правда, 1990 г. №7

2. Васильев Л. М. "Экспериментальные исследования мысленного внушения" Л., 1962 г

3. Общий психологический словарь "Приёмы самовнушения" //Воспитание школьников 1993 г. №1 №2

4. Под ред. В. Н. Куликова "Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия" Иваново, 1982 г.

5. Р. Брег "Самоучитель"

6. Часов В. А. "К методике исследования внушаемости" Уфа, 1955 г.

7. Шварц И. Е. "Внушение в педагогическом процессе" Пермь, 1971 г.

8. Ю. Рыжкин "Некоторые теоретические вопросы психологии внушения" Иваново, 1982 г.

Приложение 1

Просмотров работы: 592