Введение.
Актуальность. Сегодня практически у каждого ребенка, начиная с первого класса, есть телефон, планшет и другие гаджеты. Заинтересовать учителю начальных классов ребенка при изучении нового материала становиться все труднее и труднее. Противостоять гаджетам и интернету очень трудно, особенно если речь идет о детях младшего школьного возраста. Согласно возрастной особенности младших школьников, данная категория лучше воспринимает материал в наглядной и игровой форме. В нашей работе мы хотим изучить и применить новую форму освоения материала, технологию «Лэпбук» на примере лэпбука «Домашняя метеостанция», в которой присутствует и наглядность и игровой момент.
Цель: Изучить и применить технологию «Лэпбук» на примере лэпбука «Домашняя метеостанция».
Для достижения этой цели потребовалось выполнение следующих задач:
Изучить, что такое лэпбук, его разновидности и где его можно применять
Изучить что такое метеостанция
Изготовить лэпбук «домашняя метеостанция» по технологии
Провести серию наблюдений за погодными условиями с помощью технологии «лэпбука»
Сделать выводы и рекомендации
Методы исследования: анализ информации, наблюдение, описание.
Гипотеза: Мы предполагаем, что технология «Лэпбук» будет наиболее эффективной для освоения нового материала по окружающему миру для младших школьников.
Глава 1. Технология «Лэпбук»
1.1 Что такое «Лэпбук»
Лэпбук (lapbook) или как его еще называют интерактивная тематическая папка - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом Лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, учащемуся нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал[1].
Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми. Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.
Лэпбук помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально для детей младшего и среднего возраста.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности учителя и учащегося. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Разновидности тематических папок
Рис. 1. Тематика папок.
Существует еще понятие паспорт лэпбука. Паспорт как документ, определяет состав и значение содержания лэпбука, т.е. «паспорт лэпбука» — это полное описание задач, материалов и игр, правил, входящих в состав лэпбука. Хорошим дополнением являются рисунки страниц или фото готового, вставленные в паспорт.
Лэпбук как новейший способ систематизации знаний Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с младшими школьниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности родителей и ребенка.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру. [2].
Глава2. Домашняя метеостанция.
2.1 Что такое метеостанция.
Рис. 2. Метеостанция.
Метеостанция — совокупность различных приборов для метеорологических измерений (наблюдения запогодой).
Различают аналоговые и цифровые метеорологические станции.
На классической (аналоговой) метеостанции имеется:
Термометр для измерения температуры воздуха и почвы
Барометр для измерения давления
Гигрометр для измерения влажности воздуха
Анеморумбометр (или флюгер) для измерения скорости и направления ветра
Осадкомер для измерения осадков
Плювиограф для непрерывной регистрации осадков на период жидких осадков
Термограф для непрерывной регистрации температуры воздуха
Гигрограф для непрерывной регистрации влажности воздуха
Психрометр для измерения температуры и влажности воздуха
Гололедный станок для измерения гололедно-изморосевых отложений
Ледоскоп для определения измороси и инея
Барограф для определения барометрической тенденции давления
При больших объемах работы метеостанций используют
Испаромер ГГИ-3000 для измерения величины испарения с земной поверхности
Гелиограф для непрерывной регистрации солнечного сияния
В узком смысле метеостанция - учреждение, проводящее метеорологические наблюдения. Основнымофициальным метеостанциям мира присвоены синоптические индексы. В России большинство метеостанцийнаходятся в ведении Росгидромета. В зависимости от установленного объёма наблюдений, метеостанцииимеют определённый разряд. Данные метеостанций СССР публиковались в «Метеорологическом ежемесячнике» [3].
Глава 3. Изготовление Лэпбук «Домашняя метеостанция»
Технология данного лэпбук является авторской разработкой Татьяны Пироженко и размещена на сайте www.tavika.ru
Рис. 3 Расположение элементов в лэпбук «Домашняя метеостанция»
Для изготовления данного лэпбука нам понадобиться:
Три листа картона, 11 листов цветных шаблонов, ножницы, клей, степлер, шило, два кусочка проволоки (примерно по 5-7 см), скотч, шерстяную нитку красную 25 см, шерстяную нитку белую 25 см.
В лэпбук включены 9 развивающих элементов:
Кармашек «Календарь»
Служит для выставления текущей даты наблюдения: месяца и числа.
Подвижной элемент «Термометр».
Служит для фиксации температуры воздуха. С его помощью можно познакомиться с понятием шкалы и научиться правильно определять температуру по этому прибору. Кроме того, этот градусник может послужить наглядным пособием для изучения отрицательных чисел и действий с ними.
Открывающиеся окошки «Виды облаков»
Содержит информацию о 10 основных типах облаков.
Кармашек с карточками «Наблюдаем редкие явления»
Знакомит с необычными погодными явлениями.
Кармашек с таблицей «Измеряем осадки»
Таблица для фиксирования результатов самостоятельно проведенных замеров количества осадков.
Круг с вращающейся стрелкой «Основные типы осадков»
Служит для определения типа наблюдаемых осадков.
Полукруг с вращающейся стрелкой «Барометр»
Служит для наблюдения за изменением атмосферного давления.
Шкала с подвижным бегунком для фиксации силы ветра.
Служит для определения силы ветра по шкале Бофорта
Мини- книжка «Дневничок погоды»
Книжка предназначена для ведения ребенком дневника наблюдения за состоянием погоды [4].
Рис. 4-5. Изготовление лэпбука «Домашняя метеостанция»
Рис. 6. Готовый лэпбук.
2.3 Наблюдение за погодными условиями с помощью технологий «Лэпбука».
С помощью данного Лэпбука можно проводить различные наблюдения за погодой:
Наблюдение за погодой с помощью Дневника погоды. В рамках данного дневника, можно проводить ежедневные наблюдение в течении месяца за погодой и анализировать совпадает ли свои наблюдения с прогнозом погоды. В дневнике указывается дата наблюдения, температура среднесуточная, осадки, облака (притом облака можно указывать как их форму так и вид). Мы провели наблюдения в течении 6 дней и сравнили с прогнозом.
Рис. 7. Прогноз погоды.
Рис. 8. Наши наблюдения за погодой.
Как мы видим из рисунков 7 и 8 есть некоторые разногласия в реальный погодных условиях и прогнозе.
Наблюдения за погодой с помощью самого Лэпбука.
Можно выставлять на лэпе: дату, указывать температуру, осадки, виды облаков (если есть облачность), атмосферное давление, силу ветра (по шкале Бофорта). Если есть редкие явления (радуга, и т.д.) можно тоже выставить определенную карточку. Затем каждый день с выставленными показателями фотографировать и помещать в презентацию. Далее можно в презентационной форме сделать доклад в рамках урока окружающего мира.
Рис.9. Наблюдения за погодой с помощью самого Лэпбука.
Заключение.
На основе проделанной работы, мы сделали следующие выводы:
Лэпбук -это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую учащийся проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, учащемуся нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Технология «Лэпбук» наиболее эффективна для освоения нового материала для младших школьников, т.к. лэпы помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Наша гипотеза подтвердилась,2. Лэпбук- это особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми.
Рекомендуем использовать технологию «Лэпбук» для освоения нового материала на уроках различных предметов в начальной школе, для занятий с детьми в детских дошкольных учреждениях и просто для занятий родителями с детьми.
Список используемой литературы.
http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html
http://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html
https://dic.academic.ru/
www.tavika.ru