"Учитесь правильно дышать"

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Учитесь правильно дышать"

Гранухин А.Е. 1
1МБОУ Голицынская СОШ № 2
Скалубо Н.Я. 1Пашкова С.В. 1
1МБОУ Голицынская СОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Анализ детской заболеваемости в школьных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем.

Современная медицина считает, что правильное дыхание – залог хорошего здоровья. Наше здоровье в большей степени зависит от того, как мы дышим. Правильное дыхание помогает организму справиться с различными болезнями и позволяет работать в полную силу.

Целью является исследование развития органов дыхания у занимающихся спортом и не занимающихся спортом учащихся.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Провести исследование состояния здоровья учащихся 5 «Б» класса.

3.Выявить пути выработки правильного дыхания и расширить знания строения дыхательных путей.

4.Разработать комплекс упражнений для развития и поддержания правильного дыхания

Гипотеза:

Правильное дыхание, специальные физические упражнения в сочетании с определёнными методами лечения дают человеку здоровье, долголетие и возможность не допустить развитие определённых заболеваний.

Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы.

2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.

3. Наблюдение и фиксация наблюдений в виде диаграмм и таблиц.

4. Анкетирование.

Для проведения исследований был выбран 5 «Б» класс МБОУ Голицынской СОШ № 2, так как в этом возрасте идет эффективный рост у мальчиков и у девочек. По итогам исследования был предложен комплекс упражнений для развития и поддержания правильного дыхания, разработана и составлена памятка по проведению дыхательных упражнений.

2. Основная часть.

2.1.Что такое дыхание? Два типа дыхания.

Дыхание – совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа (внешнее дыхание) и использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с освобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности (тканевое дыхание, клеточное дыхание).

Внешнее, или легочное дыхание является только частью сложного дыхательного процесса в организме и дополняет внутреннее или тканевое дыхание.

В процессе дыхания легкие играют пассивную роль. Они не могут расширяться и сжиматься активно, так как в них нет мускулатуры.

При спокойном вдохе сокращаются диафрагма, наружные мышцы.

При спокойном выдохе вследствие ослабления дыхательных мышц грудина и ребра, благодаря своей тяжести, опускаются, реберные хрящи распрямляются и опускают ребра к низу, внутрибрюшное давление выпячивает расслабленную диафрагму к верху.

В обычных условиях жизни дыхательные движения происходят без участия сознания. Они совершаются и в глубоком сне и в других случаях, когда деятельность больших полушарий отсутствует.

Существуют два типа дыхания: грудной, за счет сокращения дыхательном мускулатуры грудной клетки, и брюшной, за счет сокращения диафрагмы. Грудной тип преобладает у женщин, брюшной - у мужчин.

В возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса более всего начинает преобладать грудной тип дыхания, и к 7 годам он становится выраженным . В 7-8 лет у мальчиков становится преобладающим брюшной тип дыхания, у девочек - грудной. Заканчивается формирование дыхания к 14-17 годам.

Следует отметить, что тип дыхания может меняться в зависимости от занятий спортом, трудовой деятельностью. В спокойном состоянии взрослый человек делает от 12 до 24 дыхательных движений.

Мышечная работа, эмоции, повышение окружающей температуры и пищеварение учащают и углубляют дыхание. Во время сна дыхание более редкое (приблизительно на 1/5). Глубина дыхания падает с увеличением его частоты. На частоту и глубину дыхания влияет обмен веществ.

Частота дыхания зависит от возраста и состояния организма.

Возраст

Количество (за 1 мин)

Новорождённые

45

1 год

30

5 лет

25

10 лет

20

15 лет

17

При спокойном дыхании человек вдыхает и выдыхает около 500 мл (от 300 до 800 мл) воздуха, этот объем воздуха называется дыхательным объемом .

Когда человек спокойно лежит или сидит, при каждом дыхательном движении обменивается сравнительно небольшая часть находящегося в легких воздуха 300-500 мл, а нередко и еще меньше. Воздух, обмениваемый в этих условиях, принято называть дыхательным. Его величина зависит от возраста, пола и состояния организма.

 

Объем дыхательного воздуха

независимо от пола

возраст

у девочек

Новорожденные

20

-

-

1 год

80

-

-

5 лет

150

-

-

10 лет

230

250

205

15 лет

320

350

290

18 лет

380

450

300

Минутный объем дыхания - это количество воздуха, которое человек вдыхает за 1 мин., он определяется произведением величины вдыхаемого воздуха на число дыхательных движении за 1 мин.

За счет большой частоты дыхания у детей значительно выше, чем у взрослых, минутный объем дыхания. Ребенок почти не может увеличить дыхательный объем, но он может увеличить частоту дыхания. Таким образом, легочная вентиляция у детей на 1 кг веса значительно больше, чем у взрослых.

Наибольший минутный объем отмечается у человека в возрасте 20-30 лет. К старости объем легочной вентиляции уменьшается.

2.1.1. Жизненная ёмкость лёгких.

Какие факторы влияют на жизненную ёмкость лёгких.

В спокойном состоянии взрослый человек вдыхает и выдыхает в среднем 500 мл воздуха (от 300 до 600). Этот объем воздуха называется дыхательным.

Если после спокойного вдоха сделать дополнительный максимальный вдох, то можно набрать в легкие еще 1500 мл воздуха. Этот объем называется дополнительным.

Если до спокойного вдоха сделать максимальный выдох, а потом максимальный вдох, то можно набрать еще 1500 мл воздуха. Этот объем воздуха, который можно вдохнуть только после полного выдоха, носит название резервного воздуха.

Все три объема - дыхательный, дополнительный и резервный - составляют жизненную емкость легких. Она представляет собой наибольший объем воздуха в легких, который может быть набран при однократном вдохе. У человека жизненная емкость легких равна 3-4 л.

Жизненная емкость легких является важной характеристикой функционирования дыхательной системы. Жизненная емкость увеличивается с возрастом в связи с ростом грудной клетки и легких. С 18 до 35 лет она максимальна, а после 35-40 уменьшается. У женщин жизненная емкость меньше, чем у мужчин. Жизненная емкость возрастает с увеличением длины тела (на каждые 5 см роста она возрастает на 400 мл) и объема туловища (который в среднем в 7 раз больше жизненной емкости).

На жизненную емкость легких оказывает большое влияние пол, возраст, рост, климат, высота над уровнем моря, а также состояние здоровья и занятия теми или иными упражнениями. Измерение жизненного объема легких производится спирометром.

На здоровье органов дыхания также сильно влияют факторы окружающей среды , такие как загрязнение воздуха и смог. Курение еще более значительно снижает эффективность органов дыхания. При курении в легких оседают частицы дыма, не позволяя альвеолам полноценно забирать кислород из вдыхаемого воздуха.

2.2 Проведение исследования

2.2.1 Анкетирование.

Учитывая важность дыхания для здоровья, нами были проведены познавательные занятия и исследования в 5«Б» классе Голицынской СОШ №2, так как этот возраст является решающим этапом в формировании здоровья человека. Также в этот период идет активный рост мальчиков и девочек. В это время организм особенно нужно укреплять.

Работы проводились в несколько этапов.

После изучения теории нами было проведено специальное анкетирование учащихся для получения дополнительных данных по исследуемому вопросу.

Результаты анкетирования приведены в таблице № 1 для наглядности полученных ответов.

 

вопросы

ответы

1

2

3

1.

Дыхание - это процесс...

23

-

-

2.

Газообмен – это процесс…

2

7

13

3.

Углекислый газ образуется в...

2

3

-

4.

Гемоглобин - это...

11

2

-

5.

Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем выражается в том, что они...

2

5

15

6.

При вдохе...

-

5

18

7.

Дыхательный центр расположен в...

6

8

9

8.

Возбудителем туберкулеза является...

12

3

8

9.

Табачный дым отрицательно влияет на вегетативную нервную систему нарушает работу...

21

-

2

10.

Канцерогенным веществом табачного дыма является...

3

19

2

11.

В каких органах кровь насыщается кислородом?

11

1

11

12.

Какой болезнью вероятнее всего можно заразиться через атмосферный воздух?

5

13

5

13.

Разрушительное действие на легкие оказывает...

-

22

1

14.

Какую помощь окажите пострадавшему человеку у которого прощупывается последний затухающий пульс и отсутствие признаков дыхания?

6

3

14

15.

Жизненная ёмкость лёгких ...

9

14

-

2.2.2 «День здорового дыхания»

Был проведен «день здорового дыхания» – в этот день про дыхание нам рассказали ученики 10-го класса и врач-пульмонолог Игнатова Татьяна Петровна. Также было проведено измерение важных показателей дыхания учеников. Таблица № 2 (Приложение)

Анализ проведённых измерений показал, что правильно дышать умеют немногие. У большинства неправильно работает диафрагма, грудная клетка расширяется плохо, поэтому легкие не могут вместить того воздуха, что могли бы. Не получая достаточного количества кислорода, кровь не может доставлять его в нужном количестве во все другие органы и ткани организма. Это влияет на самочувствие, повышает утомляемость и способствует развитию заболеваний.

2.2.3 Упражнения по формированию правильного дыхания.

Подготовка упражнений по формированию правильного дыхания проводилась нами в определённой последовательности: 1 этап: формирование диафрагмального дыхания;2 этап: обучение умению разделять вдох и выдох через нос и рот, сидя, стоя рука на животе;3 этап: формируем целенаправленную воздушную струю, вырабатываем сильный плавный удлинённый выдох;4 этап: развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность. Регуляция дыхательного ритма.

Работая в данном направлении, были подготовлены комплекс дыхательных упражнений, а также памятка и рекомендация по его исполнению. Комплекс рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) и во время движения.

Главными элементами упражнений являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание. При выполнении кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно-сосудистой системы ребенка, также упражнения положительно влияют на работу органов пищеварения.

Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься надо лежа на спине – это наиболее удобное положение.

Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.

Вдыхать бесшумно.

При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранять небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди. Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.

Главная задача дыхательных упражнений– это научиться правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если не делать полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. Другие упражнения наоборот подразумевают быстрое поверхностное дыхание.

Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Можно придумывать свои упражнения, аналогичные стандартным.Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату. Занятия дыхательной гимнастикой нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.

Дыхательные упражнения являются хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитам. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений.

3. Заключение

Итоги исследования

1.Мы смогли убедиться в том, что незнание правил правильного дыхания могут привести к различным заболеваниям дыхательных путей.

2.Мы заметили то, что учащиеся, которые по результатам исследования имеют небольшой жизненный объём лёгких, чаще подвергаются заболеваниям дыхательных путей.

3.Результаты исследования показали, что выполнение дыхательных упражнений способствуют укреплению здоровья.

Выводы

Все мы знаем, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому у каждого из нас есть право выбора. По какому пути идти, зависит от человека.

В ходе исследований мы пришли к выводу о том, что дыхательные упражнения являются хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений.

Состояние здоровья человека зависти от его отношения к своему здоровью.

4.Список используемых ресурсов

1.Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. – М., 1989.

2.Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. – СПб., 2002.

3.Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ, 2009.

4. Мельников Л. Правильное дыхание. http://4lifemd.ru

5. Правильное дыхание – долгая жизнь. http://www.likar.info

6. Бойко Е.А. Энциклопедия дыхательной гимнастики. http://www.libma.ru

7. Техника и упражнения для правильного дыхания. http://igiuv.ru 8. Малахов Г. П. Основы здоровья. - М.: АСТ: Астрель, 2007.

9. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой, «Физкультура и спорт» - М.: 2002.

10. Электронный ресурс. Портал о здоровье и личностном росте «Здоровье»: http://zdorovja.com.ua/content/view/296/174/

11. Работа строение и функции органов дыхания человека. http://house-massage.ru/

12.Энциклопедия для детей. Т. 3. Биология. 8-е изд., переработ. и доп./Глав.Ред. М.Д. Аксенова. –М.: Аванта+, 2007.

13. Калашников В.И., Лаврова С.А. Чудеса живой природы. –М.: ООО «Белый город», 2010.

14.Большая иллюстративная энциклопедия знаний: пер. с англ. М. Кракан.–М.: ЗАО «БММ», 2011.

Приложения.

Таблица № 2 измерение важных показателей дыхания учеников.

№ пп

Ф.И.

Пол

Воз

раст

Рост

Вес

В покое

После нагрузки

Пульс/

Сатура

ция

Ём

кость

Пульс/

Сатура

ция

ёмкость

1.

Аузяк Ядвига

ж

11

143

50

100/98

2,39-99

123/96

2,37-94%

2.

Белякова Олеся

ж

11

145

40

113/99

2,31-94%

110/98

2,41-98%

3.

Борзов Кирилл

м

11

146

         

4.

Бутенко Алина

ж

11

153

35

90/98

2,33-86%

-----

------

5.

Борисенков

Андрей

м

11

151

40

98/87

2,52-81%

188/99

2,45-79%

6.

Гончарова Арина

ж

11

156

48

48/95

2,87-

101%

-------

-------

7.

Гранухин

Алексей

м

11

155

35

       

8.

Ельшина Алиса

ж

11

151

40

       

9.

Игнатов Илья

м

11

140

40

78/99

2,10-92%

119/97

2,03-83%

10.

Казаку Валерия

ж

11

141

35

97/95

2,25-88%

140/98

2,38-94%

11.

Карасёва Мария

ж

11

145

35

79/98

2,93-96%

141/99

2,00-80%

12.

Киселёв Денис

м

11

154

38

99/60

2,78-96%

130/98

2,77-115%

13.

Кожина Валерия

ж

11

148

35

73/96

2,60-

100%

127/98

2,48-95%

14.

Кузин Михаил

м

11

153

55

73/97

2,82-90%

137/97

2,75-87%

15.

Миронов Данил

м

11

140

36

92/99

2,39-

105%

103/98

2,54-103%

16.

Очнев Илья

м

11

145

36

95/98

2,18-92%

160/97

1,96-73%

17.

Редькин Данил

м

11

   

84/97

3,22-

100%

127/99

2,86-89%

18.

Решетников Иван

м

12

148

28

95/98

2,45-92%

98/94

2,39-90%

19.

Русакова Ирина

ж

11

162

71

98/97

2,88-83%

106/92

3,09-89%

20.

Сусин Михаил

м

11

146

45

100/99

2,30-90%

129/97

2,47-97%

21.

Уваров Денис

м

11

153

46

85/96

2,46-

102%

125/97

2,22-73%

22.

Флегинтова

Ирина

ж

11

154

47

94/99

2,88-97%

110/96

2,85-95%

23.

Чепернатая

Наталья

ж

11

162

57

104/99

2,99-91%

138/98

3,07-97%

24.

Черноярова

Татьяна

ж

11

143

41

74/99

3,19-

101%

122/98

2,32-96%

25.

Шаповалов

Никита

м

11

147

38

84/97

1,96-80%

109/98

1,96-80%

26.

Шепелев

Виталий

м

11

152

45

96/98

2,88-

107%

115/95

2,79-101%

27.

Яворская Диана

ж

11

162

65

85/98

2,47-81%

-------

--------

Памятка по проведению дыхательных упражнений.

Стихотворение Беляковой Олеси ученицы 5 "Б" класса

Дыхание

Чтобы вдох и выдох были лёгкими,Помни, что ты дышишь лёгкими.Дыхательную разминку делать можем!Она безусловно нам поможет!

Вдохнув, секундочек на 10,Дыхание можешь задержать,А на 11-ой секунде - Спокойно можешь выдыхать!

Фотоколлаж

Просмотров работы: 116