Введение
Во всем мире здоровье школьников вызывает серьезную тревогу. За период обучения в школе показатели здоровья учащихся в среднем ухудшаются, если не проводить определенную работу.
Актуальность выбранной темы в том, что в последние годы в списке заболеваний школьников на передовые позиции выходят нарушения опорно-двигательного аппарата (около 60%), к числу которых относится и плоскостопие.
Наибольшее количество случаев приходится на детей ослабленных, имеющих нарушение в состоянии здоровья и физического развития.
Целью работы является исследование уровня здоровья учеников, выявления учащихся, которые имеют признаки плоскостопия.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Провести исследование состояния здоровья учащихся 4 «Б» класса.
3. Сформулировать рекомендации по профилактике плоскостопия.
Гипотеза - плоскостопие можно победить, если знать, какими причинами оно было вызвано и следовать рекомендациям по профилактике заболевания.
Методы исследования:
1. Изучение специальной литературы.
2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.
3. Наблюдение и фиксация наблюдений в виде диаграмм и таблиц.
4. Анкетирование.
Для проведения исследований был выбран 4 «Б» класс, так как в этом возрасте идет эффективный рост стопы у мальчиков и у девочек. В этот период плоскостопие можно эффективно исправить.
По итогам исследования был предложен комплекс упражнений по профилактике и исправлению плоскостопия.
Также учащимися 4 "Б" класса были созданы ортопедические коврики для массажа стоп. После применения мероприятий и упражнений были проведены повторные исследования, показавшие изменения после упражнений и лечебного массажа.
2. Основная часть
2.1. Плоскостопие
2.1.1. Строение стопы человека
Стопа это «орган» опоры и движения, который состоит из 26 костей, соединенных между собой при помощи связок и мышц, образующих "аркообразные" продольные и поперечный своды. При изменении высоты этих сводов и происходит развитие плоскостопия с нарушением важнейшей функции стопы - рессорной, то есть смягчения ударных нагрузок при ходьбе, беге, прыжках.
Благодаря правильно сформированным сводам, стопа выполняет ряд необходимых функций:
распределение нагрузки тела при движении,
установление равновесия и приспособление к неровностям земной поверхности.
смягчение ударов о землю при движении (амортизирующая способность),
накопление и высвобождение энергии, формирующейся при биомеханизме ходьбы.
В общем, своды стопы работают как пружины и рычаги, обеспечивая максимальный комфорт движения с минимальными последствиями для организма.
2.1.2. Что такое плоскостопие. Виды и причины.
Плоскостопие - это заболевание опорно-двигательного аппарата человека, которое характеризуется изменением формы стопы, с характерным уплощением её продольного и поперечного сводов.
Обычно различают 3 вида плоскостопия: продольное, поперечное, комбинированное.
Комбинированное плоскостопие - это когда поперечный и продольный свод просели и не придают естественной амортизации.
Плоскостопие у большинства людей является комбинированным, то есть понижен и продольный и поперечный свод, так как понижение одного из сводов неизбежно приводит к перегрузке другого.
По причине возникновения плоскостопия различают на: статическое, врожденное, рахитическое, травматическое, паралитическое. Но вне зависимости от того, к какому из типов относится плоскостопие, оно нуждается в систематическом контроле и правильной коррекции.
2.1.3. Плоскостопие у детей.
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей.
По медицинской статистике к двум годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к четырем годам — у 32%, к шести годам — у 40%, а к двенадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие.
Плоскостопие в детском возрасте чревато тем, что оно препятствует правильному и гармоничному развитию всего опорно-двигательному аппарата в целом.
Факторы, способствующие развитию плоскостопию у детей.
Наследственность (у кого-то из родных есть/было это заболевание),
слабость связочно-мышечного аппарата,
ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкая или широкая, слишком мягкая обувь, неподходящая по размеру, не фиксирующая голеностопный сустав, уже ношенная и деформированная обувь и т.д.),
чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела),
рахит,
паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП),
травмы стоп.
2.1.4. Плоскостопие как причина заболеваний
Плоскостопие способно привести к повреждению коленных, бедренных суставов, деформации позвоночника и нарушению работы внутренних органов. Это связано с тем, что если со своей функцией (амортизация, равновесие и др.) не справляется стопа, тогда выше лежащие структуры начинают выполнять её функцию (коленные, бедренные суставы, позвоночник). Это приводит к следующим серьезным последствиям:
- болям в стопах, коленях
- непереносимости физических нагрузок и жалобам на чрезмерную и быстро возникающую усталость
- нарушение кровообращения и лимфотока в нижних конечностях
- формирование Х-образной и О-образной установке голеней
- формирование нарушения осанки и сколиоза
Последствия плоскостопия, которые можно откорректировать в детском и подростковом возрасте, вызывают еще более серьезные проблемы: артрозы суставов, остехондроз позвоночника, межпозвонковые грыжи, радикулиты, нарушение деятельности нервной системы и внутренних органов.
2.2. Проведение исследования
Поскольку формирование стопы завершается к десятилетнему возрасту, то для исследования был выбран 4 "Б" класс. В классе обучается 27 человек, из них 13 мальчиков, 14 девочек. (Приложение. Таблица № 1)
Для определения индекса нормального веса (соотношения веса к росту) использована формула: вес (в кг) деленный на квадрат роста (в м).
Индекс соотношения вес/рост показывает, в какой степени вес превышает над ростом. (Приложение. Таблицы № 2 и № 3.)
Результаты, проведенного исследования состояния здоровья учащихся 4 «Б» класса, (Приложение. Диаграмма 1):
соответствует данному возрасту у 9 чел.- 33%;
дефицит физического развития – 3 чел.- 11%;
имеют гармоничное развитие ниже нормы – 5чел. – 19%;
гармоничное развитие выше нормы - 6 чел. -22%;
тучное физическое развитие – 4 чел.- 15%.
Было проведено специальное анкетирование учащихся для получения дополнительных данных по исследуемому вопросу, то есть получить сведения об учащихся, которые могут попасть в группу риска получить плоскостопие.
Знание причин и последствий плоскостопия позволили составить анкету.
По полученным результатам анкетирования 23 учеников 4 «Б» класса были получены следующие данные, которые отображены в таблице № 4 (Приложение).
2.2.1. Плантография
Чтобы выяснить, имеются ли у нас случаи плоскостопия, мы сняли опечатки подошвенной части стопы – плантограмму у учащихся 4 "Б"класса. Был использован водный раствор безвредного красителя (гуаши), которым смазали поверхность подошвы. После получили отпечаток стопы на чистом листе бумаги, учитывая равномерность распределения веса.
Оценку плантограммы провели по методу В.А. Яралова-Яраленда. Для этого на отпечаток наносят две линии: МК, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и МН, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию МН или располагается на ее уровне – стопа нормальная; если находится между линиями МК и МН - стопа уплощена (плоскостопие 1-2-й степени); если не доходит до линии МК - плоскостопие 3-й степени.
Результаты исследования плантограмм (Приложение. Таблица № 5)
Всего в классе 27 чел., прошли исследование 22, из них:
девочек - 14, присутствовало 10 , у 4-х плоскостопие;
мальчиков - 13, присутствовало 12, у 8-х плоскостопие.
2.2.2. Создание ковриков
В рамках работы учащимися были самостоятельно изготовлены ортопедические коврики для профилактики и лечения заболеваний и деформаций стопы.
При ходьбе по этим коврикам имитируется ходьба по камушкам и другим природным неровностям, которая недоступна для городских жителей.
Ортопедический коврик применяется в следующих случаях:-плоскостопие;- нарушения опорно-двигательной функции стопы - толчковой, рессорной (амортизационной) и балансировочной;- нагрузка на подошвенную поверхность стопы; - асимметричная и аритмичная ходьба .
2.2.3.Упражнения при плоскостопии
Предотвратить это заболевание поможет комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. В основе комплекса лежит специальная лечебная гимнастика, которую необходимо проводить в домашних условиях каждодневно.
1. С напряжением сгибать и разгибать пальцы стоп до усталости.
2.Статическое упражнение. Максимально согнуть пальцы и удерживать их в таком положении до усталости (20-40 сек.).
3. Сокращая мышцы стопы не сгибая пальцев (!) сократить продольный свод и удерживать в таком напряженном положении некоторое время до усталости (20-30 сек.).
4. Зажав карандаш между первым и вторым пальцами стопы производить круговые движения справа налево и обратно. Целью являются нарисованные круги на бумаге.
5. Во время ходьбы и прыжков стараться отталкиваться от пола не головками плюсневых костей, а пальцами стоп.
6. Виды самомассажа подошвенной поверхности стоп: ходите босиком по неровной поверхности.
Приведенный выше комплекс упражнений для профилактики плоскостопия активно укрепляет мышцы стопы и голени.
Все упражнения выполняются босиком, минимум по 10 повторений. Выполнять их следует несколько раз в день, ежедневно. Гимнастика должна войти в привычку, стать повседневным занятием.
Для учащихся с выявленными признаками плоскостопия были даны следующие рекомендации:
Постоянное выполнение комплекса физических упражнений препятствующих развитию плоскостопия
Использование ортопедического коврика
Ношение удобной ортопедически правильной обуви.
Для изучения влияния упражнений и ортопедических ковриков были проведены анкетирование учащихся о выполнении рекомендации.
Также было проведено повторное снятие плантограмм. (Приложение.Таблица № 7)
3. Заключение
Итоги исследования
1. Мы смогли убедиться в том, что незнание причин, которые вызывают заболевания стопы, приводят к такому недугу, как плоскостопие.
2. Мы заметили то, что у учащихся, которые по результатам анкетирования вошли в группу риска при первичном исследовании стопы, были выявлены признаки плоскостопия.
3. Результаты исследования показали, что выполнение физических упражнений для укрепления стоп и ношение правильной обуви приводят к положительному результату по коррекции плоскостопия.
Выводы
Все мы знаем, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому у каждого из нас есть право выбора. По какому пути идти, зависит от человека. Это может быть путь с плоскостопием, и огромным количеством заболеваний в придачу. Или осознать, что стопа – это зеркало вашего организма и прожить жизнь здорового, полноценного человека.
Для ведения здорового образа жизни у нас в школе созданы все условия: работают спортивные секции, имеются различные тренажеры. Необходимо проводить мероприятия по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы среди учащихся.
Состояние здоровья человека зависти от его отношения к состоянию своего здоровья.
И самое главное, что в ходе исследований мы нашли ответ на поставленный вопрос «Можно ли победить плоскостопие?»
Да можно, если следовать рекомендациям и знать, какими причинами оно было вызвано.
4. Список используемых ресурсов
1. Гишберг Л. С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием // [текст] М.: СМОЛГИЗ, 1998. – 258 с.
2. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях плоскостопием // [текст] М.: «Просвещение», 1993. – 312 с.
3. Плоскостопие: причины и последствия [электронный ресурс] #"#">http://www.ortopediya.ru/flat-foot.php
5. Попов С. Н. Лечебная физкультура: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений // [текст] Попов С. Н., Валеев Н. М., Гарасеева Т. С. [и др.]. М.: «Академия», 2008. – 416 с.
6. http://www.ploskostopiya.net/ - текстовый документ (Часть №2)
7. http://www.ploskostopiya.net/kak-opredelit-ploskostopie/ -текстовый документ
8. Белая М.А. Руководство по лечебному массажу, 2-е изд. – М.: Медицина, 1983 - 124с.
9. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.:Владос-Пресс,2002 - 236с.
10. Потапчук А.А, Матвеев С.В, Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. Издательство «Речь», 2007 - 180с.
Приложение
Таблица № 1
Таблица № 2
Индекс соотношения вес/рост
вес |
рост |
индекс веса |
||
1 |
Аузяк Ядвига |
45 |
137 |
23,98 |
2 |
Белякова Олеся |
33 |
136 |
17,84 |
3 |
Борзов Кирилл |
37 |
145 |
17,6 |
4 |
Борисенков Андрей |
35 |
148 |
15,98 |
5 |
Бутенко Алина |
27 |
139 |
13,97 |
6 |
Гнусина Дарья |
52 |
144 |
25,08 |
7 |
Гончарова Арина |
42 |
143 |
20,54 |
8 |
Ельшина Алиса |
32 |
144 |
15,43 |
9 |
Игнатов Илья |
35 |
136 |
18,92 |
10 |
Карасёва Мария |
29 |
138 |
15,23 |
11 |
Киселёв Денис |
33 |
148 |
15,07 |
12 |
Кожина Валерия |
33 |
142 |
16,37 |
13 |
Кузин Михаил |
35 |
147 |
16,2 |
14 |
Миронов Даниил |
31 |
137 |
16,52 |
15 |
Очнев Илья |
31 |
140 |
15,82 |
16 |
Редькин Данила |
36 |
147 |
16,66 |
17 |
Русакова Ирина |
57 |
154 |
24,03 |
18 |
Сусин Михаил |
39 |
140 |
19,9 |
19 |
Уваров Денис |
40 |
149 |
18,02 |
20 |
Фёдорова Валерия |
54 |
143 |
26,41 |
21 |
Флегинтова Ирина |
37 |
148 |
16,89 |
22 |
Чепернатая Наталья |
40 |
154 |
16,87 |
23 |
Шаповалов Никита |
34 |
141 |
17,1 |
24 |
Шепелев Виталий |
39 |
145 |
18,55 |
25 |
Яворская Диана |
53 |
151 |
23,24 |
Таблица № 3
Индекс соотношения вес/рост
Диаграмма 1
Состояние здоровья учащихся 4 «Б» класса
Таблица № 4
Результаты анкетирования учащихся по исследуемому вопросу.
Ответы Вопросы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Какую обувь предпочитаете носить? |
9 |
5 |
0 |
9 |
Какие тяжести Вы переносите часто? |
15 |
6 |
2 |
Х |
Чувствуете ли Вы усталость в ногах к вечеру? |
10 |
13 |
0 |
Х |
Имеете ли жалобы на боли? |
14 |
6 |
0 |
3 |
У Вас стаптывается каблук? |
16 |
7 |
Х |
Х |
Утреннюю зарядку Вы делаете? |
9 |
7 |
7 |
0 |
Таблица № 5
Результаты исследования плантограмм
№ п/п |
Фамилия, имя |
Коэффициент |
1 |
Аузяк Ядвига |
0,40 |
2 |
Белякова Олеся |
|
3 |
Борзов Кирилл |
|
4 |
Борисенков Андрей |
0,33 |
5 |
Бутенко Алина |
|
6 |
Гнусина Дарья |
0,53 |
7 |
Гончарова Арина |
|
8 |
Ельшина Алиса |
0,30 |
9 |
Игнатов Илья |
0,40 |
10 |
Карасёва Мария |
0,28 |
11 |
Киселёв Денис |
0,45 |
12 |
Кожина Валерия |
0,30 |
13 |
Кузин Михаил |
0,26 |
14 |
Миронов Даниил |
0,34 |
15 |
Очнев Илья |
0,65 |
16 |
Редькин Данила |
0,35 |
17 |
Русакова Ирина |
|
18 |
Сусин Михаил |
0,40 |
19 |
Уваров Денис |
0,16 |
20 |
Фёдорова Валерия |
0,42 |
21 |
Флегинтова Ирина |
0,31 |
22 |
Чепернатая Наталья |
0,31 |
23 |
Шаповалов Никита |
0,29 |
24 |
Шепелев Виталий |
0,69 |
25 |
Яворская Диана |
0,32 |
Таблица № 6
Результаты анкетирования учащихся о выполнении рекомендаций
Ответ Вопрос |
А. |
Б. |
В |
Как часто вы делали комплекс упражнений по профилактике? |
5 |
12 |
3 |
Как часто вы делаете массаж стоп ортопедическим ковриком? |
5 |
15 |
X |
Как часто вы носите ортопедическую обувь? |
2 |
10 |
8 |
Таблица № 7
Результаты повторного снятия плантограмм
№ п/п |
Фамилия, имя |
Коэффициент 1 |
Коэффициент 2 |
Выполнениерекомендаций |
1 |
Аузяк Ядвига |
0,4 |
0,39 |
Частично |
2 |
Гнусина Дарья |
0,53 |
0,54 |
Нет |
3 |
Игнатов Илья |
0,4 |
0,36 |
Да |
4 |
Киселёв Денис |
0,45 |
0,45 |
Нет |
5 |
Миронов Даниил |
0,34 |
0,32 |
Да |
6 |
Очнев Илья |
0,65 |
0,61 |
Да |
7 |
Редькин Данила |
0,35 |
0,33 |
Да |
8 |
Сусин Михаил |
0,4 |
0,41 |
Частично |
9 |
Фёдорова Валерия |
0,42 |
0,43 |
Нет |
10 |
Шепелев Виталий |
0,69 |
0,7 |
Нет |
Фотографии массажных ковриков, выполненных учащимися 4 "Б" класса