"Профилактика плоскостопия".

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Профилактика плоскостопия".

Черноярова Т.Ю. 1
1МБОУ Голицынская СОШ № 2
Скалубо Н.Я. 1Пашкова С.В. 1
1МБОУ Голицынская СОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Во всем мире здоровье школьников вызывает серьезную тревогу. За период обучения в школе показатели здоровья учащихся в среднем ухудшаются, если не проводить определенную работу.

Актуальность выбранной темы в том, что в последние годы в списке заболеваний школьников на передовые позиции выходят нарушения опорно-двигательного аппарата (около 60%), к числу которых относится и плоскостопие.

Наибольшее количество случаев приходится на детей ослабленных, имеющих нарушение в состоянии здоровья и физического развития.

Целью работы является исследование уровня здоровья учеников, выявления учащихся, которые имеют признаки плоскостопия.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Провести исследование состояния здоровья учащихся 4 «Б» класса.

3. Сформулировать рекомендации по профилактике плоскостопия.

Гипотеза - плоскостопие можно победить, если знать, какими причинами оно было вызвано и следовать рекомендациям по профилактике заболевания.

Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы.

2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.

3. Наблюдение и фиксация наблюдений в виде диаграмм и таблиц.

4. Анкетирование.

Для проведения исследований был выбран 4 «Б» класс, так как в этом возрасте идет эффективный рост стопы у мальчиков и у девочек. В этот период плоскостопие можно эффективно исправить.

По итогам исследования был предложен комплекс упражнений по профилактике и исправлению плоскостопия.

Также учащимися 4 "Б" класса были созданы ортопедические коврики для массажа стоп. После применения мероприятий и упражнений были проведены повторные исследования, показавшие изменения после упражнений и лечебного массажа.

2. Основная часть

2.1. Плоскостопие

2.1.1. Строение стопы человека

Стопа это «орган» опоры и движения, который состоит из 26 костей, соединенных между собой при помощи связок и мышц, образующих "аркообразные" продольные и поперечный своды. При изменении высоты этих сводов и происходит развитие плоскостопия с нарушением важнейшей функции стопы - рессорной, то есть смягчения ударных нагрузок при ходьбе, беге, прыжках.

Благодаря правильно сформированным сводам, стопа выполняет ряд необходимых функций:

распределение нагрузки тела при движении,

установление равновесия и приспособление к неровностям земной поверхности.

смягчение ударов о землю при движении (амортизирующая способность),

накопление и высвобождение энергии, формирующейся при биомеханизме ходьбы.

В общем, своды стопы работают как пружины и рычаги, обеспечивая максимальный комфорт движения с минимальными последствиями для организма.

2.1.2. Что такое плоскостопие. Виды и причины.

Плоскостопие - это заболевание опорно-двигательного аппарата человека, которое характеризуется изменением формы стопы, с характерным уплощением её продольного и поперечного сводов.

Обычно различают 3 вида плоскостопия: продольное, поперечное, комбинированное.

Комбинированное плоскостопие - это когда поперечный и продольный свод просели и не придают естественной амортизации.

Плоскостопие у большинства людей является комбинированным, то есть понижен и продольный и поперечный свод, так как понижение одного из сводов неизбежно приводит к перегрузке другого.

По причине возникновения плоскостопия различают на: статическое, врожденное, рахитическое, травматическое, паралитическое. Но вне зависимости от того, к какому из типов относится плоскостопие, оно нуждается в систематическом контроле и правильной коррекции.

2.1.3. Плоскостопие у детей.

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей.

По медицинской статистике к двум годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к четырем годам — у 32%, к шести годам — у 40%, а к двенадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие.

Плоскостопие в детском возрасте чревато тем, что оно препятствует правильному и гармоничному развитию всего опорно-двигательному аппарата в целом.

Факторы, способствующие развитию плоскостопию у детей.

Наследственность (у кого-то из родных есть/было это заболевание),

слабость связочно-мышечного аппарата,

ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкая или широкая, слишком мягкая обувь, неподходящая по размеру, не фиксирующая голеностопный сустав, уже ношенная и деформированная обувь и т.д.),

чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела),

рахит,

паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП),

травмы стоп.

2.1.4. Плоскостопие как причина заболеваний

Плоскостопие способно привести к повреждению коленных, бедренных суставов, деформации позвоночника и нарушению работы внутренних органов. Это связано с тем, что если со своей функцией (амортизация, равновесие и др.) не справляется стопа, тогда выше лежащие структуры начинают выполнять её функцию (коленные, бедренные суставы, позвоночник). Это приводит к следующим серьезным последствиям:

- болям в стопах, коленях

- непереносимости физических нагрузок и жалобам на чрезмерную и быстро возникающую усталость

- нарушение кровообращения и лимфотока в нижних конечностях

- формирование Х-образной и О-образной установке голеней

- формирование нарушения осанки и сколиоза

Последствия плоскостопия, которые можно откорректировать в детском и подростковом возрасте, вызывают еще более серьезные проблемы: артрозы суставов, остехондроз позвоночника, межпозвонковые грыжи, радикулиты, нарушение деятельности нервной системы и внутренних органов.

2.2. Проведение исследования

Поскольку формирование стопы завершается к десятилетнему возрасту, то для исследования был выбран 4 "Б" класс. В классе обучается 27 человек, из них 13 мальчиков, 14 девочек. (Приложение. Таблица № 1)

Для определения индекса нормального веса (соотношения веса к росту) использована формула: вес (в кг) деленный на квадрат роста (в м).

Индекс соотношения вес/рост показывает, в какой степени вес превышает над ростом. (Приложение. Таблицы № 2 и № 3.)

Результаты, проведенного исследования состояния здоровья учащихся 4 «Б» класса, (Приложение. Диаграмма 1):

соответствует данному возрасту у 9 чел.- 33%;

дефицит физического развития – 3 чел.- 11%;

имеют гармоничное развитие ниже нормы – 5чел. – 19%;

гармоничное развитие выше нормы - 6 чел. -22%;

тучное физическое развитие – 4 чел.- 15%.

Было проведено специальное анкетирование учащихся для получения дополнительных данных по исследуемому вопросу, то есть получить сведения об учащихся, которые могут попасть в группу риска получить плоскостопие.

Знание причин и последствий плоскостопия позволили составить анкету.

По полученным результатам анкетирования 23 учеников 4 «Б» класса были получены следующие данные, которые отображены в таблице № 4 (Приложение).

2.2.1. Плантография

Чтобы выяснить, имеются ли у нас случаи плоскостопия, мы сняли опечатки подошвенной части стопы – плантограмму у учащихся 4 "Б"класса. Был использован водный раствор безвредного красителя (гуаши), которым смазали поверхность подошвы. После получили отпечаток стопы на чистом листе бумаги, учитывая равномерность распределения веса.

Оценку плантограммы провели по методу В.А. Яралова-Яраленда. Для этого на отпечаток наносят две линии: МК, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и МН, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию МН или располагается на ее уровне – стопа нормальная; если находится между линиями МК и МН - стопа уплощена (плоскостопие 1-2-й степени); если не доходит до линии МК - плоскостопие 3-й степени.

Результаты исследования плантограмм (Приложение. Таблица № 5)

Всего в классе 27 чел., прошли исследование 22, из них:

девочек - 14, присутствовало 10 , у 4-х плоскостопие;

мальчиков - 13, присутствовало 12, у 8-х плоскостопие.

2.2.2. Создание ковриков

В рамках работы учащимися были самостоятельно изготовлены ортопедические коврики для профилактики и лечения заболеваний и деформаций стопы.

При ходьбе по этим коврикам имитируется ходьба по камушкам и другим природным неровностям, которая недоступна для городских жителей.

Ортопедический коврик применяется в следующих случаях:-плоскостопие;- нарушения опорно-двигательной функции стопы - толчковой, рессорной (амортизационной) и балансировочной;- нагрузка на подошвенную поверхность стопы; - асимметричная и аритмичная ходьба .

2.2.3.Упражнения при плоскостопии

Предотвратить это заболевание поможет комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. В основе комплекса лежит специальная лечебная гимнастика, которую необходимо проводить в домашних условиях каждодневно.

1. С напряжением сгибать и разгибать пальцы стоп до усталости.

2.Статическое упражнение. Максимально согнуть пальцы и удерживать их в таком положении до усталости (20-40 сек.).

3. Сокращая мышцы стопы не сгибая пальцев (!) сократить продольный свод и удерживать в таком напряженном положении некоторое время до усталости (20-30 сек.).

4. Зажав карандаш между первым и вторым пальцами стопы производить круговые движения справа налево и обратно. Целью являются нарисованные круги на бумаге.

5. Во время ходьбы и прыжков стараться отталкиваться от пола не головками плюсневых костей, а пальцами стоп.

6. Виды самомассажа подошвенной поверхности стоп: ходите босиком по неровной поверхности.

Приведенный выше комплекс упражнений для профилактики плоскостопия активно укрепляет мышцы стопы и голени.

Все упражнения выполняются босиком, минимум по 10 повторений. Выполнять их следует несколько раз в день, ежедневно. Гимнастика должна войти в привычку, стать повседневным занятием.

Для учащихся с выявленными признаками плоскостопия были даны следующие рекомендации:

Постоянное выполнение комплекса физических упражнений препятствующих развитию плоскостопия

Использование ортопедического коврика

Ношение удобной ортопедически правильной обуви.

Для изучения влияния упражнений и ортопедических ковриков были проведены анкетирование учащихся о выполнении рекомендации.

Также было проведено повторное снятие плантограмм. (Приложение.Таблица № 7)

3. Заключение

Итоги исследования

1. Мы смогли убедиться в том, что незнание причин, которые вызывают заболевания стопы, приводят к такому недугу, как плоскостопие.

2. Мы заметили то, что у учащихся, которые по результатам анкетирования вошли в группу риска при первичном исследовании стопы, были выявлены признаки плоскостопия.

3. Результаты исследования показали, что выполнение физических упражнений для укрепления стоп и ношение правильной обуви приводят к положительному результату по коррекции плоскостопия.

Выводы

Все мы знаем, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому у каждого из нас есть право выбора. По какому пути идти, зависит от человека. Это может быть путь с плоскостопием, и огромным количеством заболеваний в придачу. Или осознать, что стопа – это зеркало вашего организма и прожить жизнь здорового, полноценного человека.

Для ведения здорового образа жизни у нас в школе созданы все условия: работают спортивные секции, имеются различные тренажеры. Необходимо проводить мероприятия по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы среди учащихся.

Состояние здоровья человека зависти от его отношения к состоянию своего здоровья.

И самое главное, что в ходе исследований мы нашли ответ на поставленный вопрос «Можно ли победить плоскостопие?»

Да можно, если следовать рекомендациям и знать, какими причинами оно было вызвано.

4. Список используемых ресурсов

1. Гишберг Л. С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием // [текст] М.: СМОЛГИЗ, 1998. – 258 с.

2. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях плоскостопием // [текст] М.: «Просвещение», 1993. – 312 с.

3. Плоскостопие: причины и последствия [электронный ресурс] #"#">http://www.ortopediya.ru/flat-foot.php

5. Попов С. Н. Лечебная физкультура: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений // [текст] Попов С. Н., Валеев Н. М., Гарасеева Т. С. [и др.]. М.: «Академия», 2008. – 416 с.

6. http://www.ploskostopiya.net/ - текстовый документ (Часть №2)

7. http://www.ploskostopiya.net/kak-opredelit-ploskostopie/ -текстовый документ

8. Белая М.А. Руководство по лечебному массажу, 2-е изд. – М.: Медицина, 1983 - 124с.

9. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.:Владос-Пресс,2002 - 236с.

10. Потапчук А.А, Матвеев С.В, Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. Издательство «Речь», 2007 - 180с.

Приложение

Таблица № 1

Таблица № 2

Индекс соотношения вес/рост

   

вес

рост

индекс веса

1

Аузяк Ядвига

45

137

23,98

2

Белякова Олеся

33

136

17,84

3

Борзов Кирилл

37

145

17,6

4

Борисенков Андрей

35

148

15,98

5

Бутенко Алина

27

139

13,97

6

Гнусина Дарья

52

144

25,08

7

Гончарова Арина

42

143

20,54

8

Ельшина Алиса

32

144

15,43

9

Игнатов Илья

35

136

18,92

10

Карасёва Мария

29

138

15,23

11

Киселёв Денис

33

148

15,07

12

Кожина Валерия

33

142

16,37

13

Кузин Михаил

35

147

16,2

14

Миронов Даниил

31

137

16,52

15

Очнев Илья

31

140

15,82

16

Редькин Данила

36

147

16,66

17

Русакова Ирина

57

154

24,03

18

Сусин Михаил

39

140

19,9

19

Уваров Денис

40

149

18,02

20

Фёдорова Валерия

54

143

26,41

21

Флегинтова Ирина

37

148

16,89

22

Чепернатая Наталья

40

154

16,87

23

Шаповалов Никита

34

141

17,1

24

Шепелев Виталий

39

145

18,55

25

Яворская Диана

53

151

23,24

Таблица № 3

Индекс соотношения вес/рост

Диаграмма 1

Состояние здоровья учащихся 4 «Б» класса

Таблица № 4

Результаты анкетирования учащихся по исследуемому вопросу.

Ответы

Вопросы

1

2

3

4

Какую обувь предпочитаете носить?

9

5

0

9

Какие тяжести Вы переносите часто?

15

6

2

Х

Чувствуете ли Вы усталость в ногах к вечеру?

10

13

0

Х

Имеете ли жалобы на боли?

14

6

0

3

У Вас стаптывается каблук?

16

7

Х

Х

Утреннюю зарядку Вы делаете?

9

7

7

0

Таблица № 5

Результаты исследования плантограмм

№ п/п

Фамилия, имя

Коэффициент

1

Аузяк Ядвига

0,40

2

Белякова Олеся

 

3

Борзов Кирилл

 

4

Борисенков Андрей

0,33

5

Бутенко Алина

 

6

Гнусина Дарья

0,53

7

Гончарова Арина

 

8

Ельшина Алиса

0,30

9

Игнатов Илья

0,40

10

Карасёва Мария

0,28

11

Киселёв Денис

0,45

12

Кожина Валерия

0,30

13

Кузин Михаил

0,26

14

Миронов Даниил

0,34

15

Очнев Илья

0,65

16

Редькин Данила

0,35

17

Русакова Ирина

 

18

Сусин Михаил

0,40

19

Уваров Денис

0,16

20

Фёдорова Валерия

0,42

21

Флегинтова Ирина

0,31

22

Чепернатая Наталья

0,31

23

Шаповалов Никита

0,29

24

Шепелев Виталий

0,69

25

Яворская Диана

0,32

Таблица № 6

Результаты анкетирования учащихся о выполнении рекомендаций

Ответ

Вопрос

А.

Б.

В

Как часто вы делали комплекс упражнений по профилактике?

5

12

3

Как часто вы делаете массаж стоп ортопедическим ковриком?

5

15

X

Как часто вы носите ортопедическую обувь?

2

10

8

Таблица № 7

Результаты повторного снятия плантограмм

№ п/п

Фамилия, имя

Коэффициент 1

Коэффициент 2

Выполнениерекомендаций

1

Аузяк Ядвига

0,4

0,39

Частично

2

Гнусина Дарья

0,53

0,54

Нет

3

Игнатов Илья

0,4

0,36

Да

4

Киселёв Денис

0,45

0,45

Нет

5

Миронов Даниил

0,34

0,32

Да

6

Очнев Илья

0,65

0,61

Да

7

Редькин Данила

0,35

0,33

Да

8

Сусин Михаил

0,4

0,41

Частично

9

Фёдорова Валерия

0,42

0,43

Нет

10

Шепелев Виталий

0,69

0,7

Нет

Фотографии массажных ковриков, выполненных учащимися 4 "Б" класса

Просмотров работы: 845