1. Введение.
Героиня русской народной сказки, мудрая девочка, на коварный вопрос царя «Что милее всего на свете?» не колеблясь, отвечает: «Сон милее всего!». И с этим утверждением не поспорят ни сказочный царь, ни наши крайне занятые современники. Темп жизни возрос, особенно в больших городах, и часто люди выкраивают время для своих важных дел, лишая себя сна. А это очень вредно! Ведь человеческий организм способен тестировать свое состояние, восстанавливать себя и устранять имеющиеся проблемы только во время сна, когда энергия тратится не на умственную деятельность, а на самосохранение. [3]
Специалисты говорят: спать надо ровно столько, чтобы при побудке чувствовать себя совершенно обновленным и отдохнувшим. Кто-то успевает восстановиться за 6 часов, а кому-то недостаточно и восьми. По данным Национального фонда опросов, лишь около одна пятая часть подростков (20%) спит каждую ночь столько, сколько им полагается по возрасту - 9 часов. Остальные подростки регулярно недосыпают. Отсюда – невнимательность на уроках, рассеянность, пробелы в памяти, общее ослабление организма, частые простуды. [4]
По мере приближения взрослой жизни подростки высыпаются меньше и меньше. С приближением выпускных и вступительных экзаменов это все только усугубляется. Социальные сети и развитие новых технологий в области электроники тоже провоцирует у моих ровесников недосыпание с ухудшением качества сна и бессонницу. Виртуальное общение, громкая музыка в наушниках по несколько часов в день и компьютерные игры – очевидные причины хронического недосыпа старших подростков.
Мы уверены, что почти все современные подростки не высыпаются. И скорее всего, это отражается на их самочувствии. И это серьезная, недостаточно изученная проблема, которой мы посвятили наше исследование. Приступая к работе, сформулировали гипотезу: если подросток не высыпается, то у него снижается общая активность, ухудшаются настроение и самочувствие.
Мы обозначили цель исследования: выявить зависимость между качеством сна подростков и их функциональным психоэмоциональным состоянием.
Задачи:
1. Выяснить, что известно специалистам о потребности подростков во сне.
2. Познакомиться с методиками проведения социологических опросов, анкетирования, методиками определения самочувствия, настроения, активности.
3. Разработать анкету для определения длительности и качества сна подростков.
4. Провести изучение психоэмоциональных состояний в ситуации полноценного сна и недостаточного сна школьников 14-17 лет с помощью выбранной методики и проанализировать полученные результаты.
5. Ознакомить старшеклассников и их родителей с результатами исследования.
6. Разработать рекомендации по организации качественного сна старших школьников для целевой аудитории.
Объект исследования: сон.
Предмет исследования: взаимосвязь качества сна и функционального психоэмоционального состояния подростков.
Методы исследования: наблюдение;анкетирование;психологическое тестирование;анализ полученных данных.
1.1 Литературный обзор.
1.1.1 Дефицит сна – серьёзная проблема современности
Рабочий темп за последние сто лет благодаря прогрессу увеличился, в среднем всякий из нас стал тратить на сон на два часа меньше, чем среднестатистический человек всего-то век назад. Отнимая у себя сон, мы фактически крадем у себя жизнь. Продолжительность жизни и изношенность организма напрямую зависят от того, насколько эффективно организм восстанавливается во сне. [5]
Если человек сонный, то его все раздражает – это известно каждому. Недостаточно долгий сон влияет на способность контролировать эмоции. Это вызвано повышением в крови уровня стрессового гормона кортизола, приводящего человека в состояние депрессии и развитию сахарного диабета. [3]
Что делать, если вас мучает бессонница? Для начала попробуйте правильно настроить себя на сон, не прибегая к лекарственным препаратам.Во-первых, ни в коем случае нельзя думать о том, что случилось плохого днем и что предстоит делать утром. Если вы привыкли ложиться спать в одиннадцать вечера, не сбивайте биологический ритм в выходные более чем на 2-3 часа. К сожалению, в ловушку так называемой бессонницы выходного дня попадает все более людей. В уик-энд мы сдвигаем время отхода ко сну и пробуждение сразу на 4-5 часов. А затем всю неделю отчаянно пытаемся "сменить" посторонний часовой пояс. Следом снова приходит долгожданный вечер пятницы, и история повторяется. [1]
1.1.2 Воздействие недосыпания на организм подростка
Когда подростки недосыпают, это может повлечь серьезные побочные эффекты. Ребенку трудно сосредоточиться в школе, он может сидеть и дремать в классе, что вызывает естественное недоумение учителя. Это может привести к снижению производительности труда и учебы. К сожалению, это стандартная проблема подростков. В крайних случаях недосыпание может привести к немотивированной агрессии, злобному поведению или депрессии.
Недостаток сна также может сделать подростка более склонным к появлению прыщей и других проблем с кожей.
Подростковый возраст всегда виноват, когда речь идет о сне. Внутренние часы организма, официально называемые циркадными ритмами, меняются по мере полового созревания. Мелатонин, гормон мозга, связанный со сном, у подростков выделяется поздно вечером. Поэтому, если более младший ребенок без труда засыпает довольно рано, подростки все еще не устают, а через несколько часов им нужно хорошенько выспаться, дольше, чем это положено – ведь примерно в семь утра им нужно вставать в школу или лицей. Вот и получается, что ночью подросток не может долго уснуть, а утром он не может проснуться, но вынужден это делать из-за жесткого социального графика. [4]
1.1.3 Что могут сделать родители, чтобы подросток высыпался?
Недосыпание становится серьезной проблемой для подростков с большой академической занятостью, которая истощает организм. Чтобы ребенок не опаздывал в школу, его стоит будить на час раньше, чем обычно, чтобы просыпание не было для него поспешным и из-за этого стрессовым. Но и заботиться о том, чтобы подросток лег спать вовремя, тоже нужно.
Общаясь с ребенком-подростком, родители могут сделать правильный сон приоритетом в его режиме дня. Прежде всего, нужно разработать режим сна и тех часов, в которые подросток просыпается. Очень важно поддерживать этот план даже в выходные дни.
Чтобы ребенок засыпал и просыпался вовремя, нужно создать ему условия для хорошего сна. Пусть в комнате вашего ребенка будет тусклый свет, также перед сном нужно выключить экран компьютера. Выключите внешний шум.
В первой половине дня нужно избегать яркого света и солнца, что позволит подростку комфортно проснуться. Если подросток устал и хочет вздремнуть после обеда, ограничьте время его сна до 30 минут; возможность дольше поспать может помешать ему уснуть ночью. Старайтесь следить за тем, чтобы подросток избегал ночных домашних заданий и не сидел над уроками всю ночь.
Пусть подросток держится подальше от длительного просмотра телевизора, компьютерных игр и других возбуждающих передач, и занятий за 2 часа перед сном. О вреде электронных носителей в спальне подростка говорит такой факт. В 2006 году Национальный фонд опросов обнаружил, что дети с четырьмя или более электронными гаджетами в своих спальнях хронически не высыпались. Когда ваш подросток ложится в постель, убедитесь, что он не делает никаких других видов деятельности, а весь акцент – только на засыпании. Кроме того, подростки должны избегать шоколада и напитков с кофеином после 16.00. [4]
1.1.4 Методики изучения функционального психоэмоционального состояния и его зависимость от продолжительности сна
Чтобы выяснить это, мы решили провести социологический опрос. Опрос - метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Данный метод позволяет получать первичную и разнообразную информацию об отношении людей к каким-либо событиям, о мотивах поведения и ценностных ориентациях. [2]
Тест САН предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Достоинством методики является его повторимость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым. [Приложение 2]При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются). Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением. [6]
Основная часть
Методика исследования.
Для осуществления нашей идеи нужно было разработать анкету, учесть возрастные особенности и пол опрашиваемых. [Приложение 1] Для участия в анкетировании пригласили учащихся восьмого, десятого и одиннадцатого класса нашей школы. Они ответили на вопросы анкеты, а затем мы предложили им пройти тестирование с помощью методики САН. [Приложение 2, 6] В первом тестировании школьники ответили на вопросы теста САН и указали, выспались они или не выспались. Повторно они проходили тестирование в «противоположном» состоянии.
Полученные ответы мы подвергли статистической обработке, составили диаграммы и проанализировали. [Приложение 3, 6]
Результаты исследований.
Для начала мы проанализируем данные, полученные при анкетировании старшеклассников в возрасте от 14 до 17 лет.
Выяснили, что более трети (38%) девушек ложатся спать после полуночи, а такое же количество юношей предпочитают ложиться пораньше – с 10 до 11 часов вечера. Позже 1 часа ночи засыпают 3% юношей и 14% девушек. Тратят на сон по 6 – 7 часов в сутки 71 % девушек и 48 % юношей. 8 -9 часов, в соответствии с возрастной нормой, 11% девушек и 40% юношей. Многие старшеклассники успевают немного поспать днем: 32% девушек и 45% юношей, то есть юноши в целом высыпаются лучше, чем девушки.
Временная норма засыпания 10 - 15 минут. За это время либо еще быстрее засыпают 59% девушек и 71% юношей. Только 4 человека из опрошенных признались, что обычно не могут уснуть более получаса.
В случае недостатка сна и юноши, и девушки отмечают выраженные сонливость, слабость в течение дня, усталость и снижение работоспособности, раздражительность и иногда головную боль. Остальные последствия недосыпания проявляются реже.
К нашему удивлению, 68% девушек признались, что допоздна делают уроки (среди юношей это 30%). Лидирующая причина недосыпа юношей – компьютерные игры (42%), у девушек это только 11%. Продолжают ночью общение в социальных сетях 39% девушек и 36% юношей. Специалисты отмечают, что многие подростки страдают бессонницей. По данным нашего опроса, нарушения сна замечают у себя 15% и 23% девушек.
На вопрос «Часто ли вы жертвуете сном ради дел?» «Да» ответили 59% девушек и 36% юношей. Это подтверждает нашу догадку о том, что основная причина недосыпа подростков – не бессонница, а сознательное нарушение режима труда и отдыха. [Приложение 3]
Теперь проанализируем динамику самочувствия, активности и настроения подростков в «выспавшемся» и «не выспавшемся» состоянии. Для этого мы можем сравнить полученные нами данные со среднестатистическими.
Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0—5,5 баллов. Средние оценки для выборки: самочувствие – 5,4; активность – 5,0; настроение – 5,1. Если большинство показателей превышает средний балл, значит, испытуемый имеет хорошее самочувствие, достаточно высокую активность и прекрасное настроение.
У «выспавшихся» старшеклассников нашей школы самочувствие оценено на 5,3 балла (ниже среднего показателя на 0,1 балла), активность на 4,9 (при норме 5,0) и настроение 5,4 (при норме 5,1).
Не выспавшиеся старшеклассники оценивают свое самочувствие на 4,1 балла (на 1,3 ниже нормы); активность на 3,9 (на 1,1 ниже нормы) и настроение на 4, 6 баллов (на 0,5 ниже нормы). Психологи отмечают, что признаком утомления является снижение самочувствия и активности при незначительном снижении настроения. Таким образом, мы получили подтверждение того, что не выспавшиеся сильнее устают. [Приложение 4] Разницы в результатах по возрасту и полу выявлено не было.
На основании собранных нами данных мы построили диаграммы и графики. [Приложение 4, 6]
3. Заключение
Выводы
Недосыпание делает подростка раздражительным, негативно настроенным к людям, окружающим его на протяжение дня, как к взрослым, так и к ровесникам. Он испытывает отсутствие нормального общения дома и в школе, что, в свою очередь, провоцирует развитие психологических проблем.
Мы разработали авторскую анкету, позволяющую собрать интересующую нас информацию. Функциональное психоэмоциональное состояние позволяет выявить методика САН, которую разработали сотрудники Первого Московского медицинского института им. И.М. Сеченова.
Анкетирование старшеклассников позволило нам выяснить, что юноши пораньше ложатся спать ночью, стараются поспать днем и в целом посвящают сну больше времени, чем девушки. Основная причина их недосыпания – компьютерные игры. Девушки не высыпаются прежде всего потому, что делают допоздна уроки. Треть юношей и девушек позволяют себе тратить время сна на общение в социальных сетях. Старшеклассники отмечают в не выспавшемся состоянии слабость, усталость, снижение работоспособности, раздражительность и пытаются взбодриться с помощью холодного душа или чашки кофе.
Методика САН позволяет достоверно определить заметное снижение самочувствия, активности и настроения у старшеклассников, нарушающих режим сна и бодрствования. Показатель самочувствия снижается на 1,2 балла, активности – на 1,0 балл и настроение на 0,8 балла.
Созрело решение выступить с презентацией исследования перед родителями наших школьников. Ведь большинство родителей даже не представляют масштабов проблемы, стоящей перед их детьми, и не пытаются контролировать режим сна даже у младших подростков.
Подобрали рекомендации для родителей по организации сна подростков. [Приложение 5]
Учителя и родители ругают нас за то, что мы ленимся, не хотим учиться, не умеем общаться, не способны трудиться. Нас ругают с экранов телевизора и в интернете. Взрослые возмущаются пассивностью подростков, низкой мотивацией к познанию окружающего мира, равнодушием. Врачей беспокоит ухудшение состояния здоровья молодого поколения.
Не нужно ругать современных подростков за то, что они ничего не хотят от жизни. Мы просто хотим спать!
4. Литература
Болезнь века. Как победить хронический недосып. - [электронный ресурс] - Режим доступа. - http://www.point.ru
Доманова Н. Как провести социологический опрос. - Бюллетень Московского ИСАР, №8, 1999. - [электронный ресурс] - Режим доступа. - http://ecoclub.nsu.ru/isar/mu12/11.htm
Недостаток сна – влияние на организм, последствия - [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://moyozdorove.ru/nedostatok-sna-vliyanie/
Портнов А.А.Чем опасно подростковое недосыпание? - [электронный ресурс] - Режим доступа. - http://ilive.com.ua/family/chem-opasno-podrostkovoe-nedosypanie_112792i16025.html
Режим сна влияет на состояние здоровья - [электронный ресурс] - Режим доступа. - http://www.werno.ru/zdorove/news_medicine/1667-rezhim-sna-vliyaet-na-sostoyanie-zdorovya.html
Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. // Вопросы психологии. – 1973, – № 6. – С.141-145.
Приложение 1
Анкета
1. Ваш возраст Пол: м ж ФИ?
2. В какое время Вы ложитесь спать обычно вечером/ночью?
3. В какое время Вы встаёте обычно утром?
4. Высыпаетесь ли Вы обычно? Да Нет
5. Сколько часов в сутки Вы обычно спите?
Менее 6 часов 6-7 часов 8-9 часов 10 и более часов
6. Спите ли Вы в дневное время? Да Нет
7. Чтобы заснуть, вам нужно:
10-15 минут 15-30 минут засыпаете более получаса
8. Когда Вы не выспались:
1) не ощущаю изменения самочувствия и работоспособности
2) ощущаю сонливость и слабость в течение всего дня
3) болит голова
4) всё раздражает
5) не могу сосредоточится
6) чувствую тревогу, страх
7) повышается аппетит
8) снижается работоспособность, чувствую себя усталым
9. По каким причинам Вы не высыпаетесь?
1) допоздна делаю уроки
2) допоздна играю в компьютерные игры
3) долго общаюсь с друзьями в социальных сетях
4) страдаю бессонницей
5) неудобная кровать (подушка)
6) мешают другие люди (животные), проживающие вместе с вами
7) по другим причинам ___________________ _______________________
10. Просыпаетесь ли Вы ночью? Да Нет Иногда
11. Бывает ли у Вас бессонница? Да Нет Иногда
12.Если да, как она проявляется: не можете заснуть; просыпаетесь ночью и лежите без сна; просыпаетесь утром до звонка будильника.
13. Вы часто жертвуете сном ради дел? Да Нет Изредка
Что помогает Вам взбодриться, если Вы не выспались?________________ _______________ ______________ __________________________________
Приложение 2
Типовая карта методики САН
Фамилия, инициалы_______________________________ Пол____ Возраст_____ Дата_________________________ Время____________
1 |
Самочувствие хорошее |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Самочувствие плохое |
2 |
Чувствую себя сильным |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Чувствую себя слабым |
3 |
Пассивный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Активный |
4 |
Малоподвижный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Подвижный |
5 |
Веселый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Грустный |
6 |
Хорошее настроение |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Плохое настроение |
7 |
Работоспособный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Разбитый |
8 |
Полный сил |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Обессиленный |
9 |
Медлительный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Быстрый |
10 |
Бездеятельный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Деятельный |
11 |
Счастливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Несчастный |
12 |
Жизнерадостный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Мрачный |
13 |
Напряженный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Расслабленный |
14 |
Здоровый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Больной |
15 |
Безучастный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Увлеченный |
16 |
Равнодушный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Взволнованный |
17 |
Восторженный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Унылый |
18 |
Радостный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Печальный |
19 |
Отдохнувший |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Усталый |
20 |
Свежий |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Изнуренный |
21 |
Сонливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Возбужденный |
22 |
Желание отдохнуть |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Желание работать |
23 |
Спокойный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Озабоченный |
24 |
Оптимистичный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Пессимистичный |
25 |
Выносливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Утомленный |
26 |
Бодрый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Вялый |
27 |
Соображать трудно |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Соображать легко |
28 |
Рассеянный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Внимательный |
29 |
Полный надежд |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Разочарованный |
30 |
Довольный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Недовольный |
Приложение 3
Результаты анкетирования
Когда Вы не выспались:
По каким причинам вы не высыпаетесь?
Приложение 4
Результаты теста САН (самочувствие, активность, настроение)
№ |
Имя участника |
Выспался |
Не выспался |
|||||||||
С |
А |
Н |
С |
А |
Н |
|||||||
1 |
Даниил Д. |
6,4 |
4,6 |
6,8 |
4,7 |
3,9 |
6,3 |
|||||
2 |
Дмитрий М. |
6,0 |
5,3 |
5,9 |
4,7 |
4,3 |
5,2 |
|||||
3 |
Роман Я. |
6,1 |
4,9 |
5,7 |
5,6 |
4,0 |
6,5 |
|||||
4 |
Анна А. |
4,1 |
4,3 |
5,8 |
1,5 |
2,0 |
3,5 |
|||||
5 |
Данила Е. |
6,3 |
5,8 |
7,0 |
4,7 |
3,3 |
6,4 |
|||||
6 |
Даниил П. |
6,1 |
5,6 |
6,1 |
2,6 |
3,4 |
3,1 |
|||||
7 |
Данила Я. |
6,1 |
5,2 |
5,3 |
4,7 |
4,4 |
4,6 |
|||||
8 |
Максим М. |
4,3 |
3,9 |
5,5 |
4,2 |
3,7 |
5,2 |
|||||
9 |
Артём К. |
4,6 |
4,3 |
4,1 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
|||||
10 |
Анна Б. |
6,1 |
4,7 |
6,4 |
3,6 |
2,8 |
4,0 |
|||||
11 |
Александр К. |
5,5 |
5,3 |
6,1 |
4,4 |
2,9 |
4,0 |
|||||
12 |
Алина В. |
5,2 |
4,0 |
6,3 |
2,9 |
2,4 |
3,7 |
|||||
13 |
Илья Ч. |
6,0 |
3,8 |
5,5 |
3,7 |
3,0 |
3,3 |
|||||
14 |
Дмитрий Ц. |
6,0 |
5,2 |
6,1 |
3,0 |
2,8 |
3,4 |
|||||
15 |
Любовь К. |
5,3 |
5,0 |
5,1 |
3,0 |
4,2 |
4,1 |
|||||
16 |
Анастасия О. |
4,7 |
5,5 |
5,8 |
5,2 |
5,0 |
6,5 |
|||||
17 |
Александр П. |
5,7 |
5,6 |
5,7 |
4,6 |
4,3 |
4,3 |
|||||
18 |
Есения К. |
5.9 |
6.2 |
5.8 |
5,1 |
4,0 |
4,8 |
|||||
19 |
Александра К. |
5,4 |
5,1 |
5,5 |
4,6 |
4,3 |
4,8 |
|||||
20 |
Даниил Х. |
4,7 |
4,9 |
3,4 |
4,6 |
4,1 |
3,3 |
|||||
21 |
Анна С. |
2,8 |
4,2 |
2,6 |
2,8 |
4,7 |
2,9 |
|||||
22 |
Елисей Ч. |
5,5 |
5,2 |
5,6 |
5,0 |
4,3 |
5,8 |
|||||
23 |
Дмитрий Е. |
5,9 |
4,6 |
6,5 |
4,1 |
3,8 |
6,1 |
|||||
24 |
Софья К. |
5.6 |
5.2 |
5.6 |
5,1 |
5,0 |
5,4 |
|||||
25 |
Даниил Я. |
5.8 |
5.5 |
5.5 |
4,4 |
4,0 |
4,6 |
|||||
26 |
Андрей Ч. |
5,0 |
4,2 |
4,4 |
3.9 |
4.6 |
4.1 |
|||||
27 |
Мария Ш. |
5,8 |
4,8 |
5,4 |
3.7 |
3.5 |
4.1 |
|||||
28 |
Диана Ш. |
4,3 |
4,0 |
5,0 |
3.7 |
1.8 |
4.9 |
|||||
29 |
Вадим Г. |
5,6 |
4,2 |
5,5 |
4,3 |
3,8 |
5,0 |
|||||
30 |
Владимир П. |
3,9 |
3,1 |
5,1 |
4,3 |
4,2 |
4,6 |
|||||
31 |
Арсен Б. |
6,4 |
6,7 |
7,0 |
2,8 |
2,9 |
2,8 |
|||||
32 |
Павел К. |
4,9 |
3,1 |
4,9 |
4,7 |
3,9 |
5,6 |
|||||
33 |
Олег В. |
5,1 |
5,2 |
5,2 |
3,9 |
2,7 |
4,1 |
|||||
34 |
Екатерина П. |
5,6 |
3,9 |
5,9 |
5,2 |
4,7 |
5,4 |
|||||
35 |
Екатерина К. |
5,6 |
3,9 |
4,9 |
4,0 |
4,7 |
4,6 |
|||||
36 |
Станислав Р. |
5,8 |
5,6 |
5,9 |
4,2 |
4,3 |
4,4 |
|||||
37 |
Анастасия Х. |
4,9 |
4,9 |
5,0 |
2,2 |
3,8 |
3,8 |
|||||
38 |
Александр Ж. |
5,0 |
4,9 |
5,8 |
4,7 |
4,5 |
5,7 |
|||||
39 |
Даниил Г. |
5,7 |
6,0 |
6,5 |
3,9 |
5,3 |
6,6 |
|||||
40 |
Екатерина В. |
5,2 |
5,0 |
5,6 |
4,7 |
3,3 |
5,0 |
|||||
41 |
Андрей Х. |
4,8 |
4,2 |
3,8 |
3,7 |
3,1 |
4,7 |
|||||
42 |
Степан И. |
5,4 |
4,4 |
5,0 |
3,9 |
3,6 |
5,7 |
|||||
43 |
Софья Ш. |
4,5 |
4,6 |
3,4 |
5,2 |
4,2 |
5,3 |
|||||
44 |
Александра А. |
5,4 |
4,9 |
6,0 |
4,1 |
3,2 |
3,6 |
|||||
45 |
Данил В. |
5,4 |
6,0 |
6,2 |
3,0 |
3,1 |
4,9 |
|||||
46 |
Юлия К. |
5,7 |
6,0 |
7,0 |
4,6 |
4,6 |
5,9 |
|||||
47 |
Александр Ш. |
5,0 |
5,5 |
3,1 |
3,5 |
4,1 |
3,9 |
|||||
48 |
Дмитрий Т. |
5,1 |
4,6 |
5,9 |
4,1 |
3,6 |
5,7 |
|||||
49 |
Алексей Б. |
4,6 |
4,1 |
5,0 |
4,5 |
4,0 |
4,7 |
|||||
50 |
Андрей Л. |
5,4 |
4,8 |
5,7 |
4,3 |
3,8 |
5,3 |
|||||
51 |
Михаил Ш. |
4,9 |
4,4 |
4,9 |
4,2 |
3,5 |
5,2 |
|||||
52 |
Илья О. |
6,0 |
4,8 |
4,9 |
4,6 |
3,2 |
4,9 |
|||||
53 |
Артём П. |
5,2 |
4,9 |
5,3 |
4,6 |
3,2 |
4,5 |
|||||
54 |
Юлия Л. |
5,2 |
4,3 |
4,9 |
4,1 |
3,8 |
3,3 |
|||||
55 |
Дарья П. |
4,1 |
3,1 |
4,7 |
3,3 |
3,2 |
4,5 |
|||||
56 |
Валерия А. |
5,8 |
5,6 |
6,8 |
5,1 |
5,1 |
6,3 |
|||||
57 |
Мария К. |
4,2 |
4,4 |
4,0 |
3,0 |
3,9 |
3,4 |
|||||
58 |
Анастасия К. |
5,4 |
5,8 |
6,5 |
3,8 |
5,1 |
3,8 |
|||||
59 |
Марина В. |
5,7 |
6,0 |
5,9 |
4,8 |
4,2 |
5,7 |
|||||
60 |
Валерия Б. |
5,2 |
4,6 |
3,4 |
4,6 |
3,2 |
3,1 |
|||||
61 |
Данила Д. |
5,4 |
4,8 |
5,6 |
4,7 |
4,2 |
4,8 |
|||||
62 |
Дарья С. |
5,7 |
5,6 |
5,6 |
4,7 |
5,1 |
4,8 |
|||||
63 |
Екатерина Р. |
5,4 |
3,7 |
4,4 |
4,7 |
3,2 |
3,5 |
|||||
64 |
Анастасия К. |
6,0 |
4,7 |
6,7 |
2,5 |
3,2 |
3,5 |
|||||
65 |
Валентина З. |
5,2 |
4,8 |
4,4 |
2,9 |
4,1 |
1,9 |
|||||
66 |
Тамара Г. |
5,4 |
4,8 |
5,6 |
3,7 |
3,9 |
5,3 |
|||||
67 |
Андрей А |
6,5 |
5,6 |
5,5 |
2,8 |
3,8 |
1,0 |
|||||
68 |
Софья Б. |
5,1 |
5,2 |
5,3 |
4,7 |
3,9 |
4,7 |
|||||
69 |
Артемий Н. |
6,0 |
5,2 |
5,6 |
5,0 |
4,9 |
5,1 |
|||||
70 |
Денис Б. |
5,2 |
5,2 |
5,3 |
4,1 |
4,0 |
4,6 |
|||||
71 |
Фарид М. |
6,1 |
4,7 |
6,5 |
5,0 |
4,0 |
5,1 |
|||||
72 |
Ирина А. |
6,0 |
5,9 |
6,4 |
2,0 |
2,2 |
5,2 |
|||||
73 |
Евгения Б. |
5,3 |
4,7 |
5,5 |
3,3 |
3,5 |
3,3 |
|||||
74 |
Артём Я. |
5,6 |
6,1 |
6,2 |
4,8 |
5,1 |
4,5 |
|||||
75 |
Татьяна К. |
5,7 |
4,9 |
6,1 |
5,7 |
4,5 |
5,9 |
|||||
76 |
Юлия Я. |
5,6 |
5,7 |
5,7 |
3,6 |
3,9 |
4,0 |
|||||
77 |
Елена П. |
3,5 |
3,7 |
4,2 |
3,3 |
3,5 |
3,3 |
|||||
78 |
Ангелина Р. |
5,6 |
5,8 |
6,7 |
4,7 |
4,9 |
5,1 |
|||||
79 |
Олеся К. |
4,4 |
4,2 |
5,2 |
2,7 |
2,9 |
3,6 |
|||||
80 |
Анна Л. |
5,3 |
5,4 |
5,5 |
5,1 |
5,5 |
5,6 |
|||||
81 |
Мария К. |
6,2 |
6,2 |
6,8 |
5,4 |
4,4 |
6,5 |
|||||
82 |
Даниил С. |
2,2 |
3,7 |
2,1 |
2,8 |
3,1 |
3,6 |
|||||
СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
5,3 |
4,9 |
5,4 |
4,1 |
3,9 |
4,6 |
Зависимость самочувствия, активности и настроения от продолжительности ночного сна
Динамика самочувствия, активности, настроения в зависимости
от длительности сна
Приложение 5
Рекомендации для родителей по организации здорового сна подростков
Нужно разработать режим сна и тех часов, в которые подросток просыпается и поддерживать этот план даже в выходные дни.
Нужно создать ему условия для хорошего сна: тусклый свет, выключить экран компьютера, выключить внешний шум.
В первой половине дня нужно избегать яркого света и солнца, что позволит подростку комфортно проснуться.
Если подросток устал и хочет вздремнуть после обеда, ограничьте время его сна до 30 минут;
Старайтесь следить за тем, чтобы подросток избегал ночных домашних заданий и не сидел над уроками всю ночь.
Воздержаться от просмотра телевизора, компьютерных игр и других возбуждающих передач и занятий за 2 часа перед сном.
Избегать шоколада и напитков с кофеином после 16.00.
Когда ваш подросток ложится в постель, убедитесь, что он не делает никаких других видов деятельности, а весь акцент – только на засыпании.
Приложение 6
Проведение анкетирования
Проведение теста САН
Интерпретация теста САН
Анализ результатов анкетирования, составление диаграмм
30