Введение
Белый, вкусный снег идёт,
Попадает прямо в рот.
Если очень захочу,
Снег весь разом проглочу!
И тогда что будет, братцы —
На санях не покататься,
И сугробов не видать,
И в снежки не поиграть,
И на лыжах не побегать!
Плохо будет всем без снега!
Вот поэтому, друзья,
Снег не съем, пожалуй, я!
М. Дружинина
Мы живем в городе Екатеринбурге, где зима обычно холодная и снежная. Получается, что мы наблюдаем снег очень долго, и когда мы смотрим на него, то он привлекает нас своей белизной и сверкающим блеском. Его так хочется потрогать, скатать снежки, а иногда, даже попробовать, какой он на вкус. Ведь выглядит он очень аппетитно! И я с удовольствием его ел! Но можно ли это делать?
Мне стало интересно, почему взрослые в школе и родители дома – запрещают, есть такой чистый, белый снег?
Этот вопрос интересует меня и многих детей, это и обусловило актуальность проблемы исследования, и по этой причине я, вместе с моим другом решил посвятить наше исследование снегу.
У нас возникла следующая проблема: Почему снег нельзя есть, ведь на вид он такой чистый, белый и аппетитный?
Мы предположили (гипотеза), что снег есть нельзя, потому что он не так чист, как кажется.
Цель нашего исследования:
узнать, почему снег кажется белым,
выяснить, почему нельзя есть снег,
дать рекомендации одноклассникам.
Для достижения этих целей мы ставили перед собой такие задачи:
узнать, что такое снег;
изучить некоторые свойства снега
определить чистоту снега в различных местах;
приготовить опытные образцы для ребят
Объектом нашего исследования стал снег.
Предметом исследования стало определение чистоты снега, взятого в разных местах.
При решении исследовательских задач был использован комплекс методов:
изучение информации по данной теме;
наблюдения;
проведение опытов;
анализ полученных результатов.
Чтобы ответить на все вопросы мы работали по следующему плану:
обсудили тему с мамами,
стали искать полезную информацию,
отобрали образцы снега в различных местах,
определили чистоту снега в различных местах,
сделали презентацию по исследовательской деятельности
оформили опытные образцы чистоты снега и показали их ребятам
Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:
Первый этап – изучение литературы и информации в Интернете по проблеме исследования, определение основных направлений исследования.
Второй этап – конкретизация цели и задач исследования, проведение опытов по изучению свойств снега, анализ результатов, обобщение.
Третий этап – проведение опытов для выяснения чистоты снега, анализ результатов, обобщение.
Четвертый этап – обобщение и систематизация результатов исследования, оформление текста исследования, разработка презентации.
Продуктомисследования являются опытные образцыдля детей младшего школьного возраста, которые докажут что снег нельзя есть ни в коем случае!
1.Теоретическая часть.
1.1. Что такое снег?
Я расспрашивал у всех:Для чего зимою снег?Почему он белый-белый,Кто его на небе сделал?
М. Корнеева
Каждое время года по-своему интересно и красиво. Но самое волшебное время года - зима. Зимой выпадает снег — и грязная унылая земля, как по волшебству, превращается в великолепный белый ковер. Значит, снег - это чудо природы.
Изучив различные источники (словари, Интернет), мы узнали значение слова «снег».
Так в толковом словаре Ожегова сказано:
Снег –это атмосферные осадки в виде белых хлопьев, представляющие собою кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.
В Советском Энциклопедическом словаре говорится:
Снег – это твёрдые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шестилучевых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 00 С.
Снег - это не просто замерзшая вода. Снег образуется при замерзании водяного пара, содержащегося в атмосфере. Это миллионы ледяных кристаллов, которые хранят ту форму, что получилась при замерзании. Вначале появляются крошечные кристаллики, чистые и прозрачные. (Кристаллы, из которых состоят снежинки, имеют определённую форму. Это или шестиконечная звезда, или тонкая пластинка, имеющая форму шестиугольника, т.к. основной кристалл воды имеет в плоскости форму правильного шестиугольника.) Следуя за воздушными течениями, они перемешаются в воздухе во всех направлениях. Постепенно, эти кристаллики «приклеиваются» друг к другу, пока их не наберется сотня или даже больше. Когда размеры смерзшихся льдинок оказываются достаточно большими, они начинают медленно опускаться на землю.
2. Практическая часть.
2.1. Не секрет, что дети, и даже я, едят снег. Но можно ли это делать?
Мне с другом стало интересно, что думают об этом ученики в наших классах, оказалось, что ребята знают, что снег нельзя кушать, если он грязный, но если он выглядит белым и чистым, то его можно и попробовать.
Вывод: Учащиеся начальных классов знают, что снег есть нельзя, потому что он грязный (может заболеть живот) и потому что он холодный (может заболеть горло). Но ребята пробовали или могли бы попробовать съесть снег, если бы он выглядел чистым.
2.2.Исследование чистоты снега.
Мы решили проверить, можно ли есть снег, выпавший на землю (вместо воды, когда очень хочется пить)? Ведь он такой белый! Достаточно ли он чистый для этого? Где наиболее чистый снег?
Мы провели некоторые простые опыты, чтобы узнать чистоту снега.
Взяли пробы снега в семи разных местах:
Опытный образец № 1 «у дороги»
Опытный образец № 2 « во дворе дома»
Опытный образец № 3 « в парке»
Опытный образец № 4 « в лесу»
Опытный образец № 5 « у школы»
Опытный образец № 6 « у тротуара»
Опытный образец № 7 « из глубины»
Даже на первый взгляд снег отличался, хотя на участках № 2, № 3 и № 4 – снег был очень белый и чистый. Мы с другом занесли все взятые образцы в тепло и подождали, когда он растает. После этого через фильтр перелили снежную воду из чашек.
На фильтрах было видно, что снег с обочины дороги - самый грязный. Это видно даже невооруженным взглядом! При более тщательном рассмотрении, с использованием микроскопа, мы выявили, что данный снег содержит копоть от машин, песок, жирные пятна и другие вещества. Вся эта грязь попадает на снег с проезжей части от проезжающих мимо машин.
Самый чистый - снег из парка и леса, но и здесь на фильтре видны частицы грязи, хвоинки, мелкий мусор.
Снег у школы и во дворе тоже грязный. На поверхности чашки плавал даже какой-то жир, щепочки, шерсть животных. Здесь можно вспомнить про кошечек и собачек! (Но это уже совсем другая история.)
Вывод: Значит, раз талая вода грязная, то и снег грязный. Если снег содержит такие вещества, его, конечно, нельзя есть. Попробовав поесть такой снег, можно отравиться или получить опасную инфекцию.
Заключение.
Благодаря снегу мы играем в снежки, строим снежные городки, катаемся на лыжах, санках. Новогодние праздники просто немыслимы без снега. В ходе работы над этим проектом, мы поняли, что снег хранит еще много тайн. Мы провели наблюдения, сравнения и сделали выводы. Мы познакомились с удивительными свойствами снега и узнали что:
Снег − это вид атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность, состоящий из мелких кристаллов льда.
Снег - накопитель загрязняющих веществ, поэтому нельзя есть снег и пить талую воду.
Результаты нашего исследования показали, что совершенно чистого снега нет. Лишь внешне снег кажется белым и чистым. На самом же деле он содержит грязные примеси. А это значит, что есть снег – опасно для нашего здоровья!
Таким образом,гипотеза:что снег есть нельзя, потому что он не так чист, как кажется - нашла своё подтверждение.
Практическая значимость работы.
Мы с моим другом усвоили для себя главное правило, что снег нельзя кушать ни в коем случае! Результаты исследования мы оформили в виде презентации и обязательно поделимся результатами своей работы с учениками нашего школы, а также мы познакомились с различными источниками информации, пополнили свои знания, приобрели полезный опыт исследовательской деятельности.
Перспектива: Эта тема была нам очень интересна. И мы хотели бы узнать, какую пользу приносит снег, как люди используют снег в своих целях.
Список источников.
Список литературы.
1. Большая энциклопедия школьника «Планета Земля». « Издательство Росмэн- Пресс», А. Ю. Бирюкова. 2001 г.
2. «Всё обо всём» - М. 6 ЗАО «Планета детства», ООО « Издательство Астрель», АСТ, А. Брагин. 2001 г.
3. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». - М., ООО «Издательство АСТ». В. А. Маркин. 2001 г.
4. Ефремова Т.И. Новый словарь русского языка.Толково-словообразовательный. -М.: Русский язык, 2000.
5. Мишина А.К. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. -М.:ЭКСМО-Пресс, 2002. -512 с.
6. Ожегов С.И. «Словарь русского языка» М. «Русский язык», 1981.
7. «Советский Энциклопедический словарь»./ Гл. ред. А.М. Прохоров.- М. «Советская энциклопедия», 1984
Интернет ресурсы.
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%FB%F5%EB%EE%EF%ED%FB%E5_%E3%E
http://autonotes.info/vyhlopnye-gazy/
http://www.slideboom.com/presentations/780777/%
https://globallab.org/ru/project/cover/chist_li_belyi_sneg.html#.VwAETnoppqA