Как синицы преодолевают трудности

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как синицы преодолевают трудности

Митрофанов В.А. 1
1МБОУ "Гимназия №3"
Ефанова О.С. 1
1МБОУ "Гимназия №3"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На мою кормушку, которую мы соорудили с родителями за окном, прилетают красивые птички – синички. Они посещают кормушку целой стайкой. Мне стало очень интересно наблюдать за поведением птиц на кормушке.

Меня заинтересовало:

Как синицы преодолевают трудности? Как ведут себя в группе? Есть ли у стаи свой вожак или у каждой птички своя роль? Дружные ли синички или драчуны? Обижают ли более сильные слабых? На каком языке общаются между собой синицы? А как ведут себя с птицами других видов? Могу ли я чему- либо научиться у них?

Актуальность:

Наблюдение за птицами, их поведением, помогает устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, жизнью птиц и жизнью людей, и, поможет мне научиться преодолевать трудности, развиваться и лучше общаться с другими детьми, а также будет способствовать воспитанию желания заботиться о птицах зимой.

Объект исследования: стайка птиц синиц.

Предмет исследования: поведение синиц на кормушке.

Цель работы: определить как синицы преодолевают трудности.

Задачи:

Обобщить информацию о синицах за 2 года исследования.

Провести наблюдение за поведением синиц в ситуации трудности.

Выделить правила поведения, которые можно перенять у птиц, познакомиться с понятием «зона комфорта».

Создать видеофильм и фоторепортаж.

Гипотеза: если я изучу повадки птиц, то это поможет перенять у них некоторые правила поведения.

Методы исследования:

поиск информации о синицах в книгах и на сайтах о природе в Интернете;

опрос взрослых о поведении птиц и поведении людей;

наблюдение за поведением синиц;

эксперимент « Поведение синиц во время трудности».

Глава 1. Как синицы преодолевают трудности.

Подумать самостоятельно, что я знаю о синицах, есть ли общее в поведении птиц и людей?

Синицы - это небольшие красивые птички с желтой грудкой, они живут в нашем городе, быстро летают, ищут корм, поют. Я думаю, в поведении птиц и людей, возможно, есть и общее и различия.

В прошлом, 2017 году, я исследовал поведение синиц на кормушке, научился подбирать корм, помогал синицам выжить в морозные дни. В этом, 2018 году я продолжил свое исследование в плане сравнения поведения птиц и поведения человека.

1.2 Есть ли свои правила поведения у птиц.

Я обратился к учителю.

Вот что я узнал от Ольги Станиславовны:

В нашей местности проживает вид: синица большая, она относится к отряду воробьинообразные, подотряду певчие, семейство синицевые. Весит 20 граммов, длина тела 15 см, длина крыла 8 см, длина хвоста 7 см, размах крыльев до 20 см.

Как выглядит большая синица?

Большая синица красивая и заметная птица. У нее черная шапочка и шея. Белые щечки. Животик ярко-желтый. Черная полоска вдоль груди разделяет брюшко симметрично на правую и левую часть. Крылья серые с белыми прожилками. Хвост черный со стальным отливом. Лапки цепкие: три пальца направлены вперед, один назад.

Синицу можно встретить в любом месте нашей планеты. Синица – оседлая птица (не перелетная).

Далее, я обратился к бабушке, Эльвире Андреевне, она учитель биологии. Эльвира Андреевна помогла мне найти ответы на вопросы моего научного поиска.

Она предложила мне прочитать книги о птицах (из своей личной библиотеки),

из них я узнал много интересного о синицах.

Из книг я узнал:

 

Из книги "Тайны живой природы", я узнал, что синицы заботливые родители. Пара больших синиц за 14 дней приносит своим птенцам пищу 10 685 раз.

Когда синицы вскармливают птенцов, то прилетают к гнезду до 500 раз в день и приносят более 100 г насекомых и личинок.

Из книги "Энциклопедический словарь юного натуралиста" я узнал что в природе большая синица живет 10 лет. (Это определено кольцеванием птиц). Зимой синицам трудно найти за короткий день достаточно корма. Птиц нужно выручать, кормить из кормушек, а в благодарность за это синицы летом будут уничтожать вредителей вблизи места подкормки.

Из книги "Биология. Справочник школьника" я узнал, что в морозные зимние ночи стайки синиц забираются в укрытия (дупла и щели) и спят, тесно прижавшись друг к другу, образовав пушистый шарик с торчащими из него хвостиками. Такая ночевка помогает синицам экономить тепло и выживать.

Из книги «Птицы Алтая. Воробьиные» я узнал, что в нашем крае синица считается многочисленной птицей. Она заселяет смешанные и лиственные места, лесостепи, а вот в тайгу и высокие горы не летает.

Поискать интересные факты о жизни синиц в сети Интернет, спросить у взрослых: есть ли общее в поведении птиц и людей.

На сайте: "Факты о птицах" режим доступа http://facty.by/ptitsy/170-fakty-o-sinitsakh

в сети Интернет я узнал интересную информацию.

- Первая информация о синице встречается в первом законодательном акте о защите пернатых, Закон относится к 13 веку, где в 1328 году по приказу Людовика Баварского учрежден «большой штраф для любого, кто осмелится убить синицу - самого усердного истребителя насекомых».

- На Руси был издан указ, если убивают синицу - грозит крупный штраф.

- Черный хлеб может отравить синицу, (из-за большого количества дрожжей развивается брожение в желудке синицы).

- Существует поверье, если увидишь синичку возле кормушки - счастье не за горами.

На сайте: "Птицы Алтая", режим доступа http://birds-altay.ru/sinica-zheltogrudaya-neposeda я узнал интересные факты:

- По народному календарю 12 ноября "Синичкин день" (день памяти Священномученика Зиновия Синичкина).

- В "Синичкин день " на Руси было принято мастерить кормушки для птиц.

А есть ли общее в поведении птиц и людей? С этим вопросом я обратился к маме (она по профессии психолог-педагог). Вот, что она мне сообщила.

На поведение человека и птиц влияют три основополагающих фактора: 1.Врожденные инстинкты то, что заложено природой (питание, самосохранение, размножение, забота о потомстве).

2.Среда обитания - это окружение, которое влияет на развитие, имеет хаотичный характер. 3.Воспитание - передача знаний о (жизнеустройстве) жизни, поведении, это высокоорганизованное обучение, имеет упорядоченный характер.

Ученые (из Оксфордского университета) изучили поведение больших синиц и разделили птиц на смелых (общительных) и робких (стеснительных). Ученые утверждают, что личность птиц влияет на стратегии их общения между собой, что важно для естественного отбора. Именно так и скромные, и агрессивные птицы занимают свою нишу для питания и размножения. В эволюции любые личностные особенности выгодны. Робкие птицы лучше выживают и размножаются в условиях постоянной угрозы хищников, а смелые и агрессивные синицы получают явное преимущество в питании.

У птиц наиболее развиты врожденные инстинкты: инстинкт добычи пищи, защитный инстинкт самосохранения, инстинкт размножения и инстинкт заботы о потомстве (инстинкт - врожденная программа поведения). А на новые условия среды (жизни) обитания появляются новые (т.е. приобретенные) навыки поведения. Учатся в природе, у сородичей.

Значит, у птиц на протяжении всей жизни преобладают инстинкты. А на поведение человека влияет воспитание. В среде обитания и человек и птицы опробуют приобретенные навыки.

Я с мамой провел наблюдение за поведением синиц. Мне открылся удивительный мир: как синицы преодолевают трудности, как они выходят из "зоны комфорта".

Мама познакомила меня с понятием "зоны комфорта". В жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда нужно что-то изменить или даже просто сделать что-то непривычное и новое, но страх перед неизвестным часто мешает нам действовать. Наш внутренний голос начинает убеждать нас в том, что все не так уж и плохо, а кто знает, будет ли хорошо, если мы начнем менять свою жизнь. Существуют внутренние границы, в пределах которых мы чувствуем себя в безопасности только потому, что там нам все знакомо и привычно. Именно эти внутренние рамки заставляют нас держаться за отношения, которые себя изжили, за работу, которая не приносит нам удовлетворения и даже за привычный образ мыслей. Эти внутренние рамки и образуют нашу зону комфорта.

Зона комфорта – область жизненного пространства, дающая ощущение комфорта и безопасности. Как правило, зона комфорта определяется привычными шаблонами поведения, к чему привык, то и комфортно. Устоявшийся мир, где все знакомо, стабильно и предсказуемо.

Проще говоря, это состояние, в котором ты чувствуешь себя «в своей тарелке». Казалось бы, что плохого в комфорте и безопасности? Ничего, за исключением того, что они сильно затрудняют развитие и освоение нового.

Так вот, я наблюдал, как синицы преодолевают трудности, как они стараются, проходят через барьер опасных ситуаций, оценивают риск, исследуют территорию питания вблизи с человеком буквально на расстоянии 20 см., приобретают жизненно необходимые навыки, а это значит, что они развиваются, они выходят из "зоны комфорта", побеждают и выживают.

Так же и человек. Я осознал для себя важность работы над собой. Я понял, что выходя из "зоны комфорта" происходит мое развитие, и, приобретение жизненно необходимых навыков.

Любое обучение связано с выходом за границы зоны комфорта. Разумный выход за пределы зоны комфорта – необходимое условие развития личности.

Как правило, чем моложе человек, тем проще и охотнее он расширяет зону комфорта. Когда здоровый человек надолго задерживается в зоне комфорта и не предпринимает никаких усилий, чтобы выходить из этой зоны и расширять ее границы, то его развитие прекращается.

2. Практическая часть. Наблюдения за поведением птиц на кормушке.

2.1. Описание места наблюдения.

Наблюдение за поведением птиц проводилось во время их кормления на кормушке.

Паспорт кормушки

1. Район наблюдений: г.Горняк.2. Сколько лет «работает» кормушка: 2 года, с ноября по март.

3. Место расположения кормушки: г. Горняк, ул. Миронова128, 2этаж

многоквартирного дома, подоконник - внешняя часть окна.

4. Место наблюдения: из комнаты, внутренняя часть окна с созданием зоны наблюдения, с использованием фотоаппарата и видеокамеры. (Приложение).5. Тип кормушки: бумажная, в форме квадрата, пластмассовая из бутыли, чаша резная широкая.

6. Тип корма: сало несоленое, масло сливочное, семя подсолнечника, пшеница, корм для рыбок.

7. Сколько синиц прилетает: от 1 до 7

8. Какие виды птиц посещают кормушку: синицы, воробьи, голуби.

2.2 Наблюдение «Поведение синиц».

Наблюдая за синицами, нам открылся удивительный мир. Мы заметили, что жизнь синиц подчинена биоритмам природы. Синицы прилетают с восходом солнца в 8-9 часов утра, активны в течение дня (особенно солнечного) и с закатом (в 16-17 часов) улетают на ночлег (даже, если кормушка полная).

Синицы в стае ведут себя по-разному. Вначале прилетает синица разведчик, выясняет, есть ли опасность? Проявляет внимательность, быстро осматривает территорию кормушки, окно, берет зернышко и улетает. Она разносит информацию. Затем прилетают уже 2- 3 синицы, внимательно и осторожно кормятся и улетают. А потом прилетает небольшая стая до 5 - 7 синиц в среднем.

Синицы в стае сплоченные и дружные. По характеру синицы разные: активные (лидеры), стеснительные и слабые. На моей кормушке оказалась слабая одноглазая синица (инвалид), она проявляет активность в добыче корма, несмотря на свой дефект. Остальные синицы её не обижают.

Активные синицы постоянно кормятся, защищая свои позиции. Они отгоняют во время еды других синиц, подчеркивая четкую структуру в стае.

Заметил также, что старшие обучают младших, воспитывают, это приводит к порядку в стае. При общении синицы используют устрашающие жесты и грозные позы: открывают клюв, словно шипят, расправляют крылья в стороны, лапы вперед выставляют, нападают грудью, сражаются клювом.

Выводы:

Птицы живут по законам природы. У синиц есть своя модель поведения. В зимнее время, чтобы выжить, проживают возле людей. Синицы внимательные и осторожные. У них четкая структура в стае. У каждой своя роль. Умеют защищать свои позиции. Не обижают слабых. Живут стайками. Синицы не одиночки, а групповые птицы.

Наблюдение «Поведение синиц с другими видами птиц»

Кроме синиц на кормушку прилетали воробьи и голуби. Из наблюдений было понятно, что синицы держатся дружно своей стаей, они стоят друг за друга, охраняют свою территорию, не подпускают чужаков до тех пор, пока сами не наедятся.

Воробьи сидели отдельно, ждали своей очереди. Иногда синицы с воробьями "выясняли отношения", ссорились. Воробьи понимали, что их время еще не настало. Когда синицы насыщались, к кормушке был доступ воробьям и уже никто не ссорился, все кормились по очереди и мирно.

Синицы, охраняют свою территорию питания, защищают, находятся в дружном сплочении. Воробьи в стае синиц не побеждают, а пассивно ждут своей очереди доступа к кормушке. И процесс ожидания заканчивается успехом. Синицы открывают границы своей территории, и они дружно питаются вместе.

2.3 Эксперимент « Поведение синиц во время трудности».

Был проведен эксперимент, создана ситуация трудности. Я приближался к окну и наблюдал за поведением птиц.

Вначале, мы близко приближались к окну, силуэт человека был отчетливо виден, разговаривали при этом. Каждая из синиц наблюдала за опасностью, поднимала голову, оглядывалась, издавала оповещающий звук. Синицы предупреждают друг друга об опасности. При малейшем движении за окном, синицы сразу же улетали, проявляли осторожность.

Затем, синицы меньше боялись движений и звуков за окном и улетали уже не все. На кормушке оставались смелые (лидеры) 1- 2 птицы, которые продолжали наблюдать за опасностью (силуэтом человека в окне, звуками), при этом питались, преодолевая трудности.

Мы постепенно усиливали ситуацию трудности, приближаясь ближе к окну. Синицы изучили, насколько это несет угрозу для их жизни. Смелые синицы, таким образом, показывали другим птицам, что опасность за окном не несет угрозы для их жизни. Можно полагать, что старшие обучают младших. Стеснительные (робкие) синицы учились у своих сородичей, перенимали опыт.

Со временем, через 2 недели, синицы адаптировались, улетали меньше. Я отчетливо пронаблюдал, как синицы преодолевают "зону комфорта".

В итоге, синицы привыкли к силуэту человека, звукам и уже меньше реагировали на опасность, но всегда проявляли осторожность и внимательность.

Выводы:

Я пронаблюдал, что во время преодоления трудности, синицы общаются между собой звуками и жестами.

В результате эксперимента, я определили, что птицы развивают врожденные инстинкты: инстинкт добычи пищи совершенствуют, защитный инстинкт самосохранения совершенствуют в ситуациях опасности. Синицы приобретают новые, в связи с условиями жизни, умения и навыки (на вид человека и звук). Птицы учатся различать опасные и не опасные движения человека и звуки.

Заключение

Мое исследование продолжалось 2 года:

Я обобщил информацию своего исследования:

Синицы - групповые птицы, у каждой своя роль, живут стайками, отличаются по характеру, охраняют свою территорию питания, дружные, предупреждают друг друга об опасности, учатся у старших, общаются между собой звуками и жестами.

В 2018г., ходе эксперимента «Трудность», установил, что синицы старательные и трудолюбивые птицы. Они отважно преодолевают трудности и выживают. Проявляют осторожность и внимательность при решении задач пропитания.

Наблюдая за синицами, для себя я выделил правила поведения:

- Быть трудолюбивым и старательным, преодолевать трудности. Это развитие.

- Выходить из «зоны комфорта» и получать жизненный опыт. Это эволюция.

-Быть осторожным и внимательным во время опасности. Защищать слабых. Это благодетель.

Учиться правильно себя вести у более опытных и старших. Это уважение.

Расширил кругозор понятием «зона комфорта».

Создал видеофильм и сделал фоторепортаж для своей исследовательской работы.

Из книг, от взрослых и собственных наблюдений узнал, что у синиц есть своя модель поведения. Многому нам можно поучиться у этих удивительных птиц.

Вместе с мамой в прошлом году мы сняли небольшой видеофильм о поведении птиц на кормушке «Удивительные птички – друзья наши синички». В нем мы рассказали об одноглазой синичке. И мы призываем всех кормить зимой птиц, которые прилетают в наш город.

Фильм можно посмотреть по адресу: https://yadi.sk/i/q07VO0e235uKSi

Про свое наблюдение за синицами я рассказал знакомым взрослым и ребятам в классе. Дополнил тему о птицах по окружающему миру своей презентацией о синицах. Особенно я обрадовался, когда одноглазая синичка прилетела на мою кормушку на второй год. Она выжила, и в этом немного моя заслуга.

Скоро лето и мои друзья улетят в лесополосы за город. Я буду ждать с ними встречи на следующий год.

Наблюдая за синицами, считаю, что я с ними подружился. Я их вкусно и правильно подкармливал, они ко мне привыкли и позволяли за ними наблюдать. Научился тому, что преодолевая "зону комфорта" происходит развитие синиц в природе и человека в обществе.

Гипотеза: если я изучу повадки птиц, то это поможет перенять у них некоторые правила поведения, подтвердилась.

Список литературы.

Бабенко В.Г. Птицы. Науч.-поп. изд. для детей.-М.: РОСМЕН,2016.-96с.: ил.-(Детская энциклопедия РОСМЕН).

Биология. Справочник школьника. Научная разработка и составление Власовой З.А. М.:1995.-573с.

Дольник В.Р.Непослушное дитя биосферы. Беседы о человеке в компании птиц и зверей. Науч.-поп. изд. для детей.-М.: Педагогика-пресс,1996.-209с.:ил.

А.П. Кучин. Птицы Алтая. Воробьиные. Барнаул. Алтайское книжное издательство 1982 г. - 206с.: ил.

Тайны живой природы. Рик Моррис. Научно познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста. М.: РОСМЕН,2007.- 200с.: ил.

Энциклопедический словарь юного натуралиста. Сост.Рогожкин А.Г. М.: Педагогика, 1981.-200с.

Интернет ресурсы.

Сайт "Факты о птицах" режим доступа http://facty.by/ptitsy/170-fakty-o-sinitsakh

Сайт "Птицы Алтая", режим доступа http://birds-altay.ru/sinica-zheltogrudaya-neposeda

Сайт "Птицы Алтая", режим доступа http://birds-altay.ru/sinica-zheltogrudaya-neposeda

Приложение

Рисунок Митрофанова Владимира «Большая синица.

Приложение

Фоторепортаж хода исследования.

Просмотров работы: 2333