Введение
В последние десятилетия гиподинамия охватывает всё более молодые слои населения. Уже целые поколения «компьютерных» мальчиков и девочек, предпочитают детским забавам на природе многочасовое сидение у компьютера или с планшетом, или с мобильным телефоном. Рассказы о «босоногом» детстве и спортивной юности можно услышать, разве что, от бабушек и дедушек. Как результат — на школьных медосмотрах всё чаще звучат два диагноза — «нарушения осанки» и «плоскостопие» [1]. Стопа человека в процессе эволюции приобрела форму, позволяющую ей равномерно распределять нагрузку. Благодаря своему сводчатому строению стопа выполняет опорную, рессорную и локомотивную функции. Именно локомотивная функция, производя отталкивание от опорных поверхностей, обеспечивает возможность активного перемещения всего тела в пространстве при ходьбе, беге, прыжках. Но идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. Плоскостопие является одним из распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата. По статистике женщины подвержены этому заболеванию в 4 раза больше чем мужчины. В 3% случаев плоскостопие регистрируется с самого рождения, к двум годам у 24% детей, к четырём годам у 32% детей, к семи годам у 40% детей, уже после 11 лет половина подростков страдает плоскостопием. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации, так как им страдают 80% населения Земли [2].
Плоскостопие - трудноизлечимая болезнь. Для излечения его порой прибегают к оперативным вмешательствам. Все специалисты единогласны: лечение плоскостопия более трудная задача, чем его предупреждение.
Ранняя диагностика плоскостопия очень важна при проведении медицинских осмотров детей в дошкольных и школьных учебных заведениях для своевременного прогнозирования нарушения здоровья.
Таким образом, проблема функциональной диагностики заболевания стоп является актуальной при выборе тактики и способов лечения и оценке его эффективности.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: мы предполагаем, что уровень плоскостопия младших школьников существенно выше, чем 50%, Цель исследования: установить степень распространения плоскостопия среди учащихся начальных классов, а также предложить специальный комплекс упражнений, направленный на коррекцию и профилактику плоскостопия.
Задачи исследования.
3 Выявить возможные причины плоскостопия у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: обучающиеся 1-4 классов ГБОУ СОШ села Орловка муниципального района Кошкинский Самарской области.
Предмет исследования: отпечатки стоп
Материал и методы исследования: диагностика плоскостопия методами плантографии по И. М. Чижину и В. А. Штритеру.
Практическая значимость результатов исследования: материалы исследования могут быть использованы для работы учителей – предметников и классных руководителей с родителями школьников.
Результаты работы: исследование проводилось в период с ноября 2017 по декабрь 2017 года, обоснованы гипотеза, цель и задачи исследования, проведены анализ и обработка данных научно-методической литературы, проводилось тестирование для выявления плоскостопия у учащихся 1-4 классов.
Глава 1.
Обзор литературы по данной теме
1.1. Плоскостопие: виды, симптомы, причины
Одно из распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата, встречающиеся у детей - плоскостопия. Плоскостопие — изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.
Стопа человека состоит из множества костей, суставов и связок, которые осуществляют важную функцию удержания веса человека и ходьбы.
Соединяясь между собой множеством связок, элементы стопы образуют две дуги, которые называются сводами стопы [3]. Продольный свод стопы
Опорные участки продольного свода стопы - пяточный бугор и головки плюсневых костей. Продольный свод стопы предотвращает грубые толчки и сотрясения всего тела, а походке придает пружинистость, мягкость и эластичность.
Поперечный свод стопы проходит горизонтально от большого пальца к мизинцу. При ходьбе, когда вся нагрузка находиться в этой области, поперечиной свод меняет свою форму - он уплощается вплоть до полного исчезновения.
Нормальная функциональность стопы происходит лишь тогда, когда нагрузка, действующая на нее (статическая сила), полностью уравновешивается динамическими силами (связками и мышцами). При ослаблении мышц и связок, которые соединяют 26 костей стопы, происходит деформация стопы под весом тела. При этом стопа становится практически или совсем плоской, утрачивая при этом рессорную функцию. При плоскостопии эта функция переходит на позвоночник, коленный, голеностопный и тазобедренный сустав. Данные суставы не предназначены выполнять эту функцию, и справляются с ней крайне плохо [4].
Обычно человек, который проводит много времени на ногах, не замечает развития плоскостопия, а появление болей и неприятных ощущений в ногах и ступнях связывает с усталостью. Однако есть несколько признаков, по которым можно заподозрить развитие этого заболевания:
Ранняя стадия заболевания - это несостоятельность связочного аппарата. Форма стопы в это время не меняется, но происходит чрезмерное растяжения связок и появляются боли. Это, в основном, происходит после длительной прогулки или в конце дня.
Простое плоскостопие – первая стадия заболевания. Стопа выглядит уплощенной, что хорошо бывает видно из внутреннего продольного свода. Боль в стопах становится стойкой, появляется усталость при ходьбе, теряется упругость ходьбы.
Комбинированное плоскостопие – вторая стадия заболевания. Своды стопы исчезают, а боли становятся уже постоянными, распространяются на голени из-за перенапряжения мышц, а от неправильной нагрузки при ходьбе - и на коленные суставы.
Третья степень наиболее тяжелая. Болят не только стопы ног, но уже и голени, и колени, начинает беспокоить боль в пояснице, голове. Ходить уже практически невозможно, так как начинаются боли уже при коротких расстояниях.
Последствия плоскостопия - деформация стопы и нарушение работы всего опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника. Искривление позвоночника у ребенка можно избежать или хотя бы остановить процесс, если вовремя начать лечение. Точно определить у ребенка есть плоскостопие или нет, можно уже в пять-шесть лет. При нормальном развитии опорно-двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает необходимую для правильного функционирования форму. Чем раньше обнаружено плоскостопие, тем легче его вылечить. После пяти лет сделать это уже сложнее. Но, начав лечение, можно улучшить состояние стопы, остановить развитие плоскостопия и провести профилактику деформации позвоночника. Если малыш быстро устает от ходьбы и просится на руки, его необходимо показать врачу-ортопеду. Именно до 5-6 лет, когда не закрыты точки окостенения, легче исправить или предупредить развитие деформации стоп и сформировать правильную походку [6].
Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:
1.Наследственность (если у кого-то из родных есть/было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду).
2.Ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой).
3.Чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела).
4.Чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов.
5.Рахит.
6.Паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП).
7.Травмы стоп.
1.2. Чем опасно плоскостопие?
Порой родители даже не осознают всю серьезность этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не оказывает значительного негативного влияния на ребенка. Однако это заблуждение может привести к крайне печальным последствиям. Одно из них - это изменению амортизации ступни. Вес тела начинает перераспределяться иначе. Повышенную нагрузку чувствуют позвоночник, тазобедренные и коленные суставы. При ходьбе корпус человека отклоняется вперед.
Так же у людей с данным заболеванием большой риск развития артроза, представляющего сужение суставной щели. Артроз проявляться в болевых ощущениях, от которых полностью избавиться невозможно. Девушкам, при плоскостопии необходимо отказаться от обуви на высоких каблуках. Эта обувь с минимальной площадью опоры, поэтому пятка смещается на горизонтальную поверхность, а пяточная кость находиться сбоку от подошвы. У более взрослых людей определяется риск развития варикозного расширения вен. Застой крови приводит к избыточной нагрузке на почки. Если не решить эту проблему, есть опасность обострения проблем с венами и проявление почечной недостаточности. У ребенка с плоскостопием происходят нарушения функционирования связочного аппарата. При этом явным признаком плоскостопии является "шаркающая походка
1.3. Лечение плоскостопия
Полностью плоскостопию, к сожалению, вылечить невозможно. о время ранних выявлений признаков патологии можно избежать сильной деформации стопы, остановив прогрессирования плоскостопии, и приступить к коррекции. На начальной стадии болезни, её можно ликвидировать в течение 1-2 месяцев. Нужно принимать ежедневные теплые ванны, для ног, с морской солью, пройти курс массажа и лечебной гимнастики. Массаж и гимнастика должен проводить квалифицированный специалист в области физической культуры и массажа.
Очень полезное воздействие окажет самомассаж - благо, для него существует множество приспособлений (специальные коврики, валики, мячи). Упражнения с ними выполняются произвольно (ходить по массажному коврику, катать стопами массажный валик и т.д.). В итоге - улучшается кровообращение, нормализуется тонус мышц. Гимнастику лучше проводить в утренние часы, когда мышцы еще не утомлены. Технику и темп упражнений лучше показать малышу на собственном примере. Помещение не должно быть душным, или со сквозняками, а заниматься ребенку следует в удобной одежде, не стесняющей его движений.
1.4. Осложнения
При плоскостопии может развиваться много осложнений, которые ведут к серьезным проблемам со здоровьем. Одна из них - пяточная шпора. Она образуется из-за того, что кости пятки разрастаются. Сопровождается сильными болями, сравнимые с наступлением на гвоздь.
Неврома Мортона - еще одно малоприятное последствие, при котором наблюдается неправильное распределение веса в ступне. Обычно это сопровождается образованием доброкачественной опухоли нервов у третьего или четвертого пальца. Чествуется жжение, пальцы ног немеют, начинают болеть у основания, часто появляется ощущение, будто под пальцы попал песок или маленькие камни.
Так же происходит уплощение поперечного свода стопы с подвывихом указательного пальца наружу. Если нога длительное время находится в неправильном положении, особенно при деформации голеностопного сустава, это может привести к деформации в суставах стопы и даже изменить отношение суставной поверхности коленного и тазобедренного сустава [7]. Все это сопровождается болью в ногах, особенно в ночное время, а уменьшение функций амортизации приводит к болям в позвоночнике. В будущем, может привести к сколиозу, то есть дугообразной деформации позвоночника с правой или с левой стороны.
1.5. Профилактика плоскостопия у детей.
Глава 2. Результаты исследования
2.1. Плантография стоп
Для диагностики плоскостопия у школьников мы пользовались методами плантографии по И. М. Чижину [8] и В. А. Штритеру [9]. (приложение 1).
Плантография – это метод получения графического «отпечатка» подошвенной поверхности стоп.
Форма стопы по В. А. Штритеру
Форма стопы по Чижину И. М.
Заключение
Цель нашего исследования заключалась в выявлении плоскостопия у младших школьников, а также в изучение методов, направленных на профилактику плоскостопия. Мы считаем, что в процессе исследования поставленные задачи были решены. В ходе работы была изучена научная литература, методы диагностики и определение разных виды плоскостопия. Согласно проведенному исследованию, были сформулированы выводы:
Список литературы
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studbooks.net/757206/turizm/osobennosti_fizicheskogo_razvitiya_detey_ploskostopiem
http://www.medicalj.ru/diseases/orthopedics/901-ploskostopie
[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2233062/
Приложение.
Инструкция:
Возьмите чистый лист бумаги, положите его на пол.
Намажьте ступни жирным кремом и встаньте на этот лист.
Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно.
На бумаге останется четкий отпечаток ваших стоп.
Обведи отпечаток простым карандашом.
Индекс формы стопы по Штритеру В. А. |
|
1. К наиболее выступающим точкам внутренней части отпечатка проводится касательная линия (АБ). 2. Находится середина отрезка АБ. 3. Из середины отрезка АБ возводится перпендикуляр (ВД) до пересечения с наружным краем отпечатка. 4. Отмечаются точки Г — в месте пересечения перпендикуляра с внутренней частью отпечатка стопы и Д — в месте пересечения перпендикуляра с наружной частью отпечатка стопы. 5. Измеряются отрезки ГД и ВД. |
Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитывается по формуле:
I = ГД * 100 / ВД
Оценка результатов: 00,0–36 — экскавированная стопа 36,1–43 — субэкскавированная стопа 43,1–50 — нормальная стопа 50,1–60 — уплощенная стопа 60,1–70 — плоскостопие
Метод И. М. Чижина. |
|
1. Проводится касательная АВ к наиболее выступающим точкам стопы с внутреннего края. 2. Через середину пятки к основанию 2 пальца проводят линию СД, на которой находится середина, через которую восстанавливается перпендикуляр ЕF до пересечения с касательной АВ в точке «в» и с наружным краем отпечатка в точке «а» и внутренним краем отпечатка в точке «б». 3. Измеряются отрезки аб и бв. Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитывается по формуле: ИЧ = (аб / бв)
|
Оценка результатов: 0,0–1 — стопа не уплощена, 1,1–2 — уплощена (умеренное плоскостопие), 2,1 и более — стопа плоская