Разделяй мусор - спасай планету

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разделяй мусор - спасай планету

Мотуз С.В. 1
1МАОУ "СОШ №55" г. Перми
Мотуз И.В. 1
1МАОУ "СОШ №55" г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Отношение к охране окружающей среды становится одним из основных показателей уровня развития нашего государства (во всяком случае, отражает его точнее, чем добыча и переработка природных ископаемых или производство продуктов питания). В период технической модернизации и преобразования российского общества, общества – потребления, одной из острейших экологических проблем остается проблема переработки и утилизации отходов.

Актуальность работы заключается в следующем: Проблема экологического состояния окружающей нас среды остается одной из главных и глобальных проблем. Свалки и полигоны ТБО не сокращаются, а всё больше и больше заполоняют свободные территории. В Год экологии было запланировано много разных мероприятий и проектов по решению этой проблемы, но больше половины остались не реализованы. Проблема отходов будет оставаться актуальной до тех пор, пока уровень переработки ТБО не достигнет максимально большого количества процентов, близкого к 100%.

Проблема отходов является причиной ухудшения качества окружающей природной среды. В России около 25% заболеваемости населения обусловлено загрязнением окружающей среды. Экологически неблагополучными признаются около 2,5 млн. кв. км или 15% территории России, где проживает почти 2/3 населения страны. Вода в большинстве рек страны классифицируется как загрязненная и грязная. От 35% до 60% питьевой воды, потребляемой населением, не отвечает санитарно-гигиеническим стандартам. Выделяющиеся при разложении отходов и периодических пожарах газы отравляют атмосферу, а сам вид свалок психологически угнетает жителей. Постепенно создаются условия, при которых люди привыкают к антисанитарному образу жизни и не замечают грязи от выброшенных отходов, нарушают правила антисанитарии, уверены в своей безнаказанности и вольно или невольно воспитывают детей на своем примере. Воспитывается отношение людей к отходам не как к источнику дополнительной энергии и сырья, а как к чему-то совсем бесполезному и ненужному.

Над разработкой и продвижением идеи раздельного сбора мусора работали многие ученые, экологи, представители Greenpeace, как иностранных государств, так и России. Большое внимание уделяют теме раздельного сбора мусора Александр Цыганков, Мария Белоус, Денис Старк, А. Киселев, Л. Булгакова, Уильям Рис и Матис Уэкерэйджел, Михаэл Джессен.

Объект исследования – твёрдые бытовые отходы.

Предмет исследования – раздельный сбор мусора.

Цель исследования – формирование новой экологической культуры, повышение сознательности школьников и их родителей через привлечение их в процесс раздельного сбора мусора.

Задачи исследования:

- изучить информацию о ТБО, их классификацию и влияние на организм человека;

- информировать школьников и их родителей о проблемах, создаваемых бытовыми отходами, и о преимуществах раздельного сбора мусора;

- способствовать снижению загрязнения города, улучшению экологической обстановки;

- формировать положительное отношение к раздельному сбору мусора как к самому эффективному ресурсосберегающему средству;

- привлечь внимание всех обучающихся к проблеме раздельного сбора отходов;

- организовать информационно-медийного сопровождение по вовлечению школьников и их родителей в процесс раздельного сбора мусора.

При написании работы использовались следующие методы: теоретический анализ и синтез, сравнение, наблюдение, анкетирование, эксперимент, конкретизация и обработка данных.

Гипотеза: Раздельный сбор мусора поможет спасти планету от экологической катастрофы.

Практическая значимость исследования заключается в том, чтобы привлечь внимание сверстников к глобальной проблеме, показать на своем примере, что каждый в силах изменить ситуацию, и что важно начать это делать уже сейчас.

Структура научно-исследовательской работы:

В первой главе рассмотрены теоретические вопросы. Твердые бытовые отходы, их классификация и негативные воздействия на организм человека.

Во второй главе проанализирована ситуация по раздельному сбору мусора в зарубежных странах, а также в некоторых регионах России. Так же представлены данные опроса и исследование влияния раздельного сбора мусора на примере своей квартиры.

В заключении приведены выводы по итогам научно-исследовательской работы, даны рекомендации и предложения по улучшению экологической ситуации.

ТВЁРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ

§1.1. ВИДЫ ТБО И ИХ ОПАСНОСТЬ

Твёрдые бытовые отходы – это биологические или искусственные пищевые продукты, непригодные к употреблению в результате потери своих, потребительских свойств. Также это могут быть предметы быта или подобные товары, утратившие свой вид или пришедшие в непригодное состояние.

Состав ТБО: картон, бумага, металл, текстиль, пластик, органические отходы, резина, стекло, кожа, дерево.

Твёрдые бытовые отходы, кроме вторичного материала, также могут содержать и опасные для экологии и здоровья человека материалы, а именно:

отработанные аккумуляторные батареи, батарейки, лаки, электроприборы, косметика, краски, пестициды, ядовитые химикаты, удобрения, медицинские отходы, приборы, содержащие ртуть типа: барометров, термометров, ртутных ламп.

В составе ТБО встречаются отходы, относящиеся к одному из пяти классов опасности:

I класс – материалы, которые могут принести колоссальный вред людям и природе. Окружающая среда не может восстановиться после концентрирования токсичных соединений опасного мусора. К этому классу относятся различные материалы, содержащие ртуть (градусники, люминесцентные лампы и т.д.).

II класс – предметы, которые также крайне негативно влияют на природную среду, однако она может в дальнейшем медленно восстановиться (от 30 лет и более), если вовремя принять меры по ликвидации отрицательного воздействия отходов. К данному классу относятся машинные масла, аккумуляторы и пр.

III класс – материалы, которые причиняют вред окружающей среде, но при этом природа способна «залечить раны» за временной промежуток в пределах одного десятилетия. К этому классу опасности относится строительный мусор: цемент, ацетон, краски, металлосодержащая продукция.

IV класс – почти безвредные для человека и окружающей среды отходы. Загрязненная таким мусором природа может полностью восстановиться за 3 года. Данный класс составляют такие ТБО, как бумага, дерево, пластик и пр.

V класс – материалы, безвредные и для природного окружения, и для человека. К этому классу относят пищевые отходы, посуду, керамику и т.д.

Пластиковая упаковка подразделяется на 7 видов пластмасс, для каждого из них существуют свой цифровой символ, который производители наносят с целью информирования о типе материала, возможностях его переработки и для упрощения процедуры сортировки перед отправкой пластмассы на переработку и вторичное использование:

Цифра, обозначающая тип пластмассы расположена внутри треугольника. Под треугольником буквенная аббревиатура, обозначающая тип пластика:

PET(E) или ПЭТ — полиэтилентерфталат. Очень хорошо поддается переработке и вторичному использованию.

PEHD (HDPE) или ПЭВП — полиэтилен низкого давления. Очень хорошо поддается переработке и вторичному использованию.

PVC или ПВХ — поливинилхлорид. Процесс производства, использования и утилизации ПВХ сопровождается образованием большого количества диоксинов (самых опасных ядов) и других крайне токсичных химических веществ.

PELD (LDPE) или ПЭНП — полиэтилен высокого давления. Хорошо поддается переработке и вторичному использованию.

PP или ПП — полипропилен.

PS или ПС — полистирол.

O(ther) или ДРУГОЕ. Смесь различных пластиков или полимеры, не указанные выше. Упаковка, маркированная этой цифрой, не может быть переработана и заканчивает свой жизненный цикл на свалке или в печи мусоросжигательного завода.

§1.2. ПЕРЕРАБОТКА ТБО

В нашем мире, благодаря тому, что численность населения постоянно увеличивается, потребление ресурсов также неуклонно растет. А потребление восстанавливаемых ресурсов и невосстанавливаемых ресурсов сопровождается увеличением количества отходов. Мусорные свалки, загрязнение водоемов – это все то, к чему приводит жизнедеятельность человека. Без применения инновационных способов мусоропереработки, существует большая вероятность превращения планеты в одну громадную свалку. Какие же методики применяются сегодня?

1. Захоронение отходов на полигонах:

Сортировка мусора

Земляная засыпка

2. Естественные методы разложения ТБО:

Компостирование

3. Термическая переработка ТБО:

Сжигание

Низкотемпературный пиролиз,

Высокотемпературный пиролиз (плазменная переработка).

Захоронение на полигонах сегодня является наиболее распространенным в мире способом утилизации отходов. Данный метод применяется к несгораемым отходам и к таким отходам, которые в процессе горения выделяют токсичные вещества.

Современные полигоны для утилизации — это сложные инженерные сооружения, оснащенные системами борьбы с загрязнениями подземных вод и атмосферного воздуха. Главный минус традиционного захоронения отходов заключается в том, что даже при использовании многочисленных систем очистки и фильтров этот вид утилизации не дает возможности полностью избавиться от таких негативных эффектов разложения отходов как гниение и ферментация, которые загрязняют воздух и воду.

Компостирование представляет собой технологию переработки отходов, которая основана на их естественном биоразложении. По этой причине компостирование широко применяется для переработки отходов, имеющих органическое происхождение.

Термическая переработка мусора (ТБО) представляет собой совокупность процессов теплового воздействия на отходы, необходимых для уменьшения их объема и массы, обезвреживания, и получения энергоносителей и инертных материалов (с возможностью утилизации) [9].

Важными преимуществами современных методов термической переработки являются:

эффективное обезвреживание отходов (полное уничтожение патогенной микрофлоры);

снижение объема отходов до 10 раз;

использование энергетического потенциала органических отходов;

Наиболее перспективно сегодня применение плазменных технологий, благодаря которым обеспечивается температура выше, чем температуры плавления шлака, что дает возможность получить на выходе безвредный остеклованный продукт и полезную энергию.

Плазменная переработка мусора (ТБО), по существу, представляет собой не что иное как процедуру газификации мусора. Технологическая схема данного способа предполагает собой получение из биологической составляющей отходов газа с целью применения его для получения пара и электроэнергии. Составной частью процесса плазменной переработки являются твердые продукты в виде непиролизуемых остатков или шлака.

Явным преимуществом высокотемпературного пиролиза является то, что данная методика дает возможность экологически чисто и относительно просто с технической стороны перерабатывать и уничтожать самые различные бытовые отходы без необходимости их предварительной подготовки, т.е. сушки, сортировки и т.д. И само собой, использование данной методики сегодня более выгодно с экономической точки зрения, чем применение других, более устаревших методик [9].

К тому же, при использовании данной технологии получаемый на выходе шлак является совершенно безопасным продуктом, и он может быть использован впоследствии для самых различных целей.

Таким образом, анализируя изученную информацию, можно сделать следующие выводы:

Необходимо сокращать количество мусора, вывозимого на свалки и мусоросжигающие заводы.

Наиболее безопасен для экологии и выгодный с экономической точки зрения метод – плазменная переработка.

Нельзя забывать, что пластик делится на 7 категорий, и все они собираются и перерабатываются отдельно. Маркировку можно найти непосредственно на упаковке.

Также нужно помнить и про классы опасности ТБО. Наиболее опасными считаются ртутьсодержащие приборы. Они требуют особого подхода в утилизации.

На своем садовом участке можно компостировать органические отходы и в дальнейшем использовать в качестве удобрения.

РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА

§2.1. ОПЫТ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ И РЕГИОНОВ РФ

Проблема отходов продолжает оставаться одной из важнейших проблем современного общества. И одним из эффективных ее решений является организация селективного сбора отходов с их дальнейшим вторичным использованием.

Раздельный сбор мусора в США. Американцы активно сортируют отходы, благодаря введению дифференцированной платы за вывоз ТБО. От того объема мусора, который ежедневно вывозят из твоего дома, зависит размер платы за утилизацию. Поэтому выгоднее сокращать количество ежедневного мусора и копить то, что можно рассортировать, до официального дня сбора отходов, ведь разделенный по фракциям мусор вывозят бесплатно.

Иногда возле магазинов устанавливают еще и баки для старой одежды, и обуви — ее потом передают нуждающимся. Есть и специальные пункты приема старых вещей, куда можно отдать ненужную кофту или джинсы. Также в магазинах — чаще всего в тех, что торгуют бытовой техникой — стоят специальные контейнеры, куда можно принести старые батарейки.

Воспитание разумного отношения к отходам начинается в США еще в детстве: в школе много внимания уделяется вопросам экологии, ученикам объясняют, как важно уменьшать и правильно сортировать мусор. Более того, регулярно проходят соревнования по сбору макулатуры или пластиковой тары.

Школьная программа предусматривает 100 обязательных часов волонтерства, которые включают в себя и уборку улиц. Нередко ученики участвуют в программе «Усынови территорию»: в рамках нее дети берут шефство над частью сквера, парка, леса и поддерживают там порядок.

В США планируют к 2020 году свести количество отходов к нулю. Сегодня переработке подлежат 75% отходов.[12]

Раздельный сбор мусора в Японии. Принципы разделения мусора в Японии зависят от района и требований муниципальных властей, но чаще всего отходы делят на четыре категории, которые несколько отличаются от привычного нам разделения.

Здесь в разные баки кладут мусор несгораемый, сгораемый, перерабатываемый и крупногабаритный. Шлак, образующийся при сжигании мусора, используют в строительстве. Его прессуют в огромные брикеты, из которых потом строят здания и даже целые острова.

Самый известный из них — искусственный остров Одайба в Токийском заливе, на котором расположен элитный жилой комплекс. Не весь мусор идет на сжигание — 17-18% отходов в Японии перерабатывается. Например, из стекла делают новые бутылки, а также превращают стеклобой в строительные материалы: в частности, стеклянная пыль используется для облицовки стен. Из переработанного пластика в Японии изготавливают спортивную форму, рабочую спецодежду, ковры [11].

Раздельный сбор мусора в Швейцарии. Швейцария — это страна идеальной чистоты, сортировка мусора в этой стране — это целая философия, доведенная до совершенства.

Швейцария лидирует в мире по количеству сдаваемых бутылок — более 90% тары возвращается на заводы по вторичной переработке стекла. Программа по приему и переработке использованного стекла началась в 1972 году и до сих пор успешно реализуется. Бумага перерабатывается отдельно от картона (переработка картона стоит дороже), поэтому от граждан требуют сдавать одно отдельно от другого. Почти треть печатной продукции, произведенной в стране, возвращается в пункты приема вторсырья. Никому в голову не придет выбрасывать в мусор использованные батарейки. [10]

В Российской Федерации по организации раздельного сбора мусора лидирует Республика Татарстан. С 01 января 2018 года там введен для всех граждан раздельный сбор мусора. В качестве мотивации граждан предлагается снижение тарифов ЖКХ.

Больших успехов в сортировке мусора добились и в столице Республики Мордовия, городе Саранске. Идея раздельного мусора в этом городе принадлежит немецкой фирме Remondis. Именно они установили контейнеры для сбора вторсырья в каждом дворе Саранска, в школах и университетах. Сначала жители города не понимали, что относится к вторсырью, а что нет, и не пользовались ими. А потом привыкли и теперь гордятся тем, что их город стал чистым.[8]

§2.2. РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОР В УСЛОВИЯХ КВАРТИРЫ

В нашем городе тоже существует раздельный сбор мусора. У многих торговых центров установлены специальные контейнеры для сбора бумаги, пластика, стекла. Всё чаще во дворах можно встретить сетки для сбора пластика. Существуют пункты по приему картона, пластика и алюминиевых банок.

Используя карту http://recyclemap.ru/perm я решил проанализировать, какие виды вторсырья принимают у нас в городе. Вот что показала карта:

- более 50 пунктов приема макулатуры;

- более 10 пунктов приема стекла;

- более 200 пунктов приема пластика;

- более 100 пунктов приема металла;

- более 10 пунктов приема старой одежды;

- 2 пункта приема батареек;

- 3 пункта приема лампочек;

- 1 пункт приема старой бытовой техники;

- 5 пунктов приема опасных отходов.

Благодаря этой карте я теперь точно знаю, куда можно сдать большую часть вторсырья. Раньше у нас всегда была проблема с тем, куда отдать старую одежду, например, а теперь я знаю, что существуют пункты приема, а потом она отправляется на переработку. А вещи в хорошем состоянии складываются в отдельный контейнер и в дальнейшем передаются нуждающимся гражданам.

Вдохновившись опытом зарубежных стран и лидирующих регионов России, а также осознав масштаб экологической проблемы, я решил организовать в нашей квартире раздельный сбор мусора. Вот, что пришлось для этого сделать:

Приобрести контейнеры. Сначала можно просто поставить коробки. Мы поставили дома 4 контейнера: для сбора макулатуры, пластика, стекла и остального мусора. Также еще один маленький контейнер для сбора лампочек. Для одежды отдельный контейнер мы не приобретали, так как всё лишнее в гардеробе можно упаковать в мешок и сразу вывести в пункт приема.

Я объяснил каждому члену нашей семьи, что и в какой контейнер нужно складывать. Это целая технология. Сложно в самом начале. Иногда лень разделять, проще выбросить целиком в обычный мусор и все. Но со временем привыкаешь. Вот и вся наша семья привыкла к такой технологии.

По мере наполнения контейнеров их приходится развозить по ближайшим пунктам приема, обычно мы это делаем в выходной день. За сдачу стекла, макулатуры, пластика и алюминиевых банок можно получить деньги. А вот старую бытовую технику, например, принимают бесплатно.

Ещё одним важным шагом в нашей семье стал отказ от пластиковых пакетов. Пластиковыми пакетами, которые мы выбрасываем за год, можно застелить две Москвы. Это огромная площадь. В магазин теперь ходим с многоразовыми сумками.

Внедрив технологию раздельного сбора мусора в своей квартире, я решил выяснить, знают ли другие школьники и люди вокруг меня об этой необходимости. Для этого я провел опрос. В опросе приняли участие более 50 человек разного возраста.

На вопрос, знаете ли вы, что такое раздельный сбор мусора – 67% ответили, что знают, 33% - слышат впервые.

Из тех, кто знает, что такое раздельный сбор мусора, или хотя бы слышал об этом, 20% не принимают участие в акциях по сбору макулатуры, пластика или батареек. 35% опрошенных сдают макулатуру, 30% - батарейки. Меньше всего, лишь 5% - сдают пластик. При этом ни у кого дома не организован раздельный сбор мусора.

Таким образом, анализируя полученные в ходе опроса данные, можно сделать следующие выводы:

Недостаток информации – одна из главных причин, почему люди не занимаются раздельным сбором мусора. Очень мало про это знают, большинство лишь просто слышали.

Низкий уровень экологической культуры населения. Мало просто знать, нужно еще и что-то делать. Зачем все сортировать, потом развозить, проще выбросить все вместе. Так живет большинство людей нашего города.

Экологическая безответственность населения. Мало кто задумывается об угрозах нашей планете, о том, что через несколько десятков лет мы можем жить среди гор мусора, если не начать менять свое отношение к ресурсам и вторичному сырью прямо сейчас.

Школьники та категория населения, на которую нужно воздействовать. Воспитывая экологическую культуры у школьников, мы получаем бережное отношение к природе будущих поколений человечества.

Самым популярным сбором вторсырья является макулатура, потому что акции проводятся в школе. Отсюда можно сделать вывод, что в школе стоит проводить больше различных акций по сбору вторсырья.

По второй главе можно сделать следующие выводы:

Многие зарубежные страны давно практикуют раздельный сбор мусора и преуспевают в этом. Почему русские люди возвращаясь с отдыха из Европы удивляются как чисто в их городах? И спрашивают, почему так грязно в нашем родном городе?

«Мусорная» реформа в руках каждого жителя нашей планеты. Если каждый будет придерживаться правил по сбору мусора, планета станет чище.

Многие регионы России уже успешно реализуют программы по раздельному сбору мусора. Так что с уверенностью можно сказать, что раздельный сбор мусора никогда не приживется в России, это миф. Уже прижился и скоро распространится на всю Россию.

Организовать раздельный сбор мусора в квартире очень просто. Главное понимать для чего мы это делаем. Самое сложное в этом процессе – побороть лень.

Как видно из опроса, недостаток знаний о раздельном сборе мусора, ведет к низкой экологической активности населения. Необходимо проводить в школе экологические уроки и акции. Именно акции по сбору вторсырья наиболее популярны среди школьников и их родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России за время реформ, заметно изменивших социальную структуру общества, сформировался стереотип о том, что сбор мусора и сдача его на переработку – удел бедных слоев населения. Населению пока гораздо удобнее и привычнее выбрасывать все отходы в мусоропровод, чем сортировать и выносить часть мусора на улицу. А ведь именно от степени вовлеченности жителей в этот процесс зависит будущее мусорной проблемы. В свое время в европейских странах вкладывались немалые бюджетные средства, чтобы довести до каждого человека главную идею селективного сбора - экологическую. Решение этой задачи требует объединения усилий всех структур и слоев российского государства: населения, государственных структур, органов местного самоуправления, общественных организаций и коммерческих предприятий, а также – использования средств массовой информации, поскольку именно эти средства способны влиять на общественное мнение и изменять его.

Утилизация - это переработка отходов в целях их многократного использования. Она помогает сохранить энергию и уменьшить потребление природных ресурсов. Процесс утилизации защищает окружающую среду. Как мы все знаем, бумага изготавливается из деревьев. Так как спрос на бумагу увеличивается, количество выруба деревьев для производства бумаги возрастает. Путем вторичной переработки бумаги, мы сможем предотвратить уничтожение лесов.

Сегодня большое количество леса уничтожаются для удовлетворения постоянно растущего спроса на бумагу. Переработка тонны бумаги или газет, эквивалентно экономии 12 деревьев.

Переработка экономит энергию. Утилизация использованных материалов позволяет сократить потребление энергии во многих производственных процессах, таких как нефтеперерабатывающая и горнодобывающая промышленность. Переработка материалов, таких как алюминий и стекло, может значительно снизить давление на энергетические ресурсы. Об этом можно судить из того, что потребность в энергии для переработки алюминиевых банок снижается на 95% по сравнению с традиционными методами изготовления абсолютно новых банок.

Таким образом, собирая раздельно мусор, мы:

Экономим природные ресурсы.

Экономим финансы.

Заботимся об окружающей среде.

Делаем обстановку вокруг себя чистой.

В ходе работы над исследованием мной были выполнены все поставленные задачи. Моя гипотеза осталась не подтвержденной, так как я не могу на 100% сейчас сказать, что раздельный сбор мусора поможет спасти планету от экологической катастрофы, но то, что это является огромным шагом на пути к достижению этой цели, безусловно.

Для формирования экологической культуры у школьников я предлагаю следующие шаги:

информирование о необходимости собирать мусор раздельно;

подробно рассказать, что и куда можно выбрасывать;

установка в школе контейнеров для сбора бумаги, пластика и органических отходов;

организация акций не только по сбору макулатуры и батареек, но и пластика;

освещать проблему в школьных СМИ;

проводить экологические уроки;

устроить соревнования на самый экологичный класс – можно суммировать вес всего сданного за учебный год на переработку вторсырья.

Самое главное помнить, что решение экологической проблемы зависит от нас. Хотим ли мы дышать чистым воздухом и употреблять продукты без нитратов? Хотим ли мы, чтоб у будущих поколений было право на жизнь? Важно сейчас это понять и начать действовать.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бабанин И. Мусорная революция. Как решить проблему бытовых отходов с минимальными затратами // ОМННО "Совет Гринпис", 2015. - 22 с.

Бабанин И.В. Организация селективного сбора отходов. Методические рекомендации // Твердые бытовые отходы. 2017. № 9. С.10-17

Букринская Э., Мясникова Л. Логистическое обеспечение рециклинга ТБО в мегаполисе // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. №4’2016, с.38-45. 2. Девяткин В.В., Гаев Ф.Ф. // Твердые бытовые отходы, №6’2016, с.8-9.

Пирогов Н.Л., Сушон С.П., Завалко А.Г. Вторичные ресурсы: эффективность, опыт, перспективы. — М., Экономика, 2017, с.13.

Эстамиров Р.А. «Пластиковый мусор, как вторичное сырье для производства энергоресурсов» [Электронный ресурс]— Режим доступа. —URL:http://www.nauchforum.ru/node/1833

http://climatechange. narod.ru/Waste/waste_info.html

http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/waste/recycle/

В России и у мусора свой путь [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://npcei.ru/press/64/

Мусоросжигание ТБО. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://ztbo.ru/o-tbo/lit/ekologicheskie-problemi-otxodov/musoroszhiganie-tbo

https://skitalets.livejournal.com/97970.html

https://econet.ru/articles/90226-kak-sortiruyut-i-pererabatyvayut-musor-v-yaponii

htp://recyclemag.ru/article/kak-ustroeny-razdelnyj-sbor-i-pererabotka-musora-v-ssha

Просмотров работы: 207