Молоко - залог здоровья.

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Молоко - залог здоровья.

Изотова Е.П. 1
1МБОУ СОШ ЗАТО Видяево
Балабина И.К. 1
1МБОУ СОШ ЗАТО Видяево
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Молоко имеет огромное значение в питании детей всех возрастов и особенно первого года жизни. Молоко домашних животных - прекрасная пища для поддержания жизни, обеспечения роста и развития ребенка. Оно незаменимо для питания детей, так как содержит высокоценные белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины.

В детских садах и начальной школе в рацион здорового питания входит молоко, молочные и кисломолочные продукты.

Актуальность работы: В чем польза молока? Мама постоянно твердит, что молоко и молочные блюда полезны. Считаю эту тему актуальной для себя.

Цель работы: качественный анализ молока.

Задачи исследования:

Изучить литературу о молоке

Провести анкетирование «Молоко в моей жизни»

Исследовать состав молока

Объект исследования: молоко купленное в магазине.

Предмет исследования: состав молока.

Методы исследования:

опрос,

эксперимент,

наблюдение,

беседа,

анализ результатов эксперимента.

Практическая значимость: материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира, во внеклассной работе по теме «Разговор о правильном питании»

Гипотеза: если молоко действительно содержит высокоценные белки, жиры, углеводы и витамины, то оно обязательно должно входить в рацион школьников.

Теоретическая часть

Состав молока

В молоке есть все, что нужно детям: в нем есть вода, жир, сахар, белок, соли и витамины.

Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.

Молочный белок усваивается из молока очень легко. Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов. А без них человек просто не может жить. Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы. Белок - необходим для укрепления мышц, восстановления их для тяжелой работы. Жир (молочный) - обеспечивает организм энергией. Сахар - углерод (лактоза) - еще один источник энергии. Лактоза необходима для работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы. Лактоза играет важную роль в формировании кишечной микрофлоры. Минеральные соли - требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови.

В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец, магний, хлор, йод и другие элементы, витамины и вода.

Молоко, каких животных употребляет человек

Самое распространенное – коровье молоко. Однако в питании применяется молоко разных животных: коров и кобылиц, коз и овец, верблюдиц и олених, буйволиц и ослиц, самок яков и зебу. А некогда ценили даже молоко свиней, практически вышедшее сейчас из употребления.

Интересные фактов о молоке

Белки коровьего молока способны связывать токсины в организме. Поэтому до сих пор люди, работающие на вредных производствах, получают бесплатное молоко.

Оказывается, при хранении молока в стеклянной таре очень быстро теряет массу витаминов, разрушающихся на свету. Поэтому молоко нужно хранить в тёмном месте.

Русские первыми научились делать сметану и творог, украинцы — варенец, казахи — айран, карачаевские горцы — кефир, грузины — мацони.

Не все знают, что молоко прекрасно утоляет жажду. В жару организм теряет много влаги в виде пота, а вместе с ним удаляются минеральные соли. Молоко, в состав которого эти соли входят, способствует удержанию влаги и таким образом уменьшает жажду. Многовековой опыт жителей Средней Азии показывает, что для утоления жажды хорошо кислое обезжиренное молоко или цельное, разбавленное водой

Практическая часть.

Мне стало интересно, что ребята нашей школы знают о молоке? Любят ли они его?

Я провела опрос. Вопросы были следующие:

Любите ли Вы молоко?

Любите ли Вы молочные продукты?

Считаете ли Вы, что молоко и молочные продукты полезны для роста детского организма?

Какой молочный продукт Вы больше всего любите употреблять в пищу?

В опросе приняло участие 26 человек. (Приложение 1)

По результатам опроса можно сделать вывод: большинство опрошенных пьют молоко; нет таких семей, в которых не употребляют молочные продукты; большинство ребят любят молочные продукты, но не все дети знают о пользе молока. (Приложение 2)

Для исследования взяли образцы молока «Сударыня» 2,5 %,

Все исследования мы проводили в кабинете химии нашей школы.

Эксперимент №1 Определение жира в молоке

Жир не смешивается с водой. В молоке жир не отделяется сразу от воды, его можно увидеть, только, если молоко долго стоит. Тогда жир всплывет на поверхность. Это сливки. Молочный жир находится в молоке в виде шариков, которые образуют с водой эмульсию типа «масло в воде». Жировые шарики защищены прочными упругими оболочками из белка, поэтому и не слипаются. На фильтровальную бумагу нанесли каплю молока. Когда она подсохла, осталось жирное пятно. (Приложение 3)

Эксперимент №2 Обнаружение белка в молоке

В пробирку налили несколько миллилитров молока и осторожно по стенкам добавил равный объём слабого раствора медного купороса (бледно-голубого цвета) и немного раствора щелочи. Появилась фиолетовая окраска. Это говорит о наличии белка в исследуемом продукте. Основной белок – это казеин. Именно из казеина образуется творог. Когда молоко свежее, все белки находятся в растворенном виде. Но если молоко прокисло, вы замечаете, что оно стало более густым – превратилось в простоквашу. Если её нагреть, то выпадает осадок белка. Именно так готовят творог. (Приложение 4)

Но если вы не хотите ждать, пока молоко прокиснет, можно добавить к нему пищевую кислоту – уксусную или лимонную и получить осадок казеина.

Эксперимент №3 Определение наличия казеина в молоке

Налили в стаканчик молоко, добавили несколько капель уксусной эссенции, перемешали и увидели образование белых хлопьев. Это казеин. (Приложение 5)

Эксперимент №4 Обнаружение белка в сыворотке

Чтобы узнать если в сыворотке белок в молоко добавили раствор медного купороса и щелочи и перемешали. Цвет сыворотки стал фиолетовый. Это показывает, что в сыворотке есть белок. Поэтому сыворотка тоже полезный и питательный продукт. (Приложение 6)

Эксперимент №.6 Получение молочной сыворотки

Когда образуется осадок казеина, то в жидкой части – сыворотке остаются другие белки и лактоза. Чтобы получить сыворотку надо отфильтровать осадок. Для этого взяли маленький стакан, сделал из марли воронку и вылил в воронку молоко с образованием творога. Творог (казеин) остался на марли, а сыворотка стекла в стаканчик, так мы получили сыворотку. (Приложение 7)

Эксперимент №5 Обнаружение углеводов в молоке

Немного сыворотки налили в чашку и стали нагревать на огне. После испарения жидкости сыворотка обугливается и появляется сладкий запах. Это доказывает, что в молоке есть углеводы. (Приложение 8)

Эксперимент№7 Чернила из молока

Самый загадочный для меня опыт про тайнопись. На чистый лист бумаги молоком написали текст. Когда молоко высохло, нагрели бумагу с помощью утюга (прогладили бумагу) и обнаружили написанный текст, который проявился при нагревании. (Приложение 9)

Заключение

В процессе экспериментов мы установили, что в молоке есть белки, жиры углеводы, но их количество мы поставили под сомнение, так как эксперименты проходили недостаточно ярко выражены. Поэтому мы хотим продолжить нашу работу и провести сравнительный анализ наиболее популярных марок молока. Молоко – очень полезный и ценный пищевой продукт, особенно для растущего организма. Поэтому не зря говорят: «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!

Список литературы

1.Горбатова К. К. Химия и физика молока, изд. Гиорд,2004

2.Сушанский А. Г., Лифляндский В. Г. Энциклопедия здорового питания. Т. I,. Питание для здоровья / СПб.: “Издательский Дом “Нева””; М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 1999

3. Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г.

4.Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. - СПб.,1998.

5.Конь И.Я., Батурин А.К.(ред.). Детское питание. М.: Воскресение, 1994.

6.Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 2 класс» Москва, «ВАКО», 2008 г.

7.Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.,1993.

Ресурсы Интернет

4. http://www.medical-enc.ru/12/moloko_child.shtml

5. http://www.kulina.ru/articles/20229/

Приложения

Приложение 1

Проведение опроса

Приложение 2

Результаты опроса

Приложение 3

Эксперимент №1 Определение жира в молоке

   

Приложение 4

Эксперимент №2 Обнаружение белка в молоке

   

Приложение 5

Эксперимент №3 Определение наличия казеина в молоке

   

Приложение 6

Эксперимент №4 Обнаружение белка в сыворотке

Приложение 7

Эксперимент №.6 Получение молочной сыворотки

Приложение 8

Эксперимент №5 Обнаружение углеводов в молоке

   
   

Приложение 9

Эксперимент№7 Чернила из молока

   
   
Просмотров работы: 499