Спасение птиц зимой.

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Спасение птиц зимой.

Денисова В.А. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 37" г. Калуги
Лобенкова Е.В. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 37" г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Далеко не все птицы покидают нас зимой и улетают в теплые края, некоторые остаются рядом с нами переживать холодное время года.

По наблюдениям из научного дневника, зима в Калужской области длится приблизительно 4 месяца, 132 суток. Начинается она с середины ноября и заканчивается в конце марта. К середине зимы, когда начнутся сильные холода, у наших пернатых друзей естественного корма становится меньше, и они могут погибнуть. Поэтому мы стараемся помогать птицам: вывешиваем кормушки и регулярно пополняем их кормом. Эта добрая традиция существует в нашей школе давно.

На уроке окружающего мира я изучила тему «Как зимой помочь птицам?» и узнала, что зимой птицам приходится тяжело. Холодно, а главное, голодно! Мне захотелось выяснить, какие птицы зимуют в наших краях, и попробовать самой помочь им пережить трудное время, развесив кормушки.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что из десяти птиц к концу зимы выживает только одна. Это страшно, недопустимо! Человеку необходимо помочь птицам! Летом они отблагодарят нас за внимание, и мы будем слушать их весёлое, звонкое пение.

Проблема: если численность птиц в зимнее время в результате нехватки корма сокращается, то летом увеличивается количество насекомых, в том числе и вредных, которые наносят урон нашим садам, огородам, лесам.

Цель данной работы: изучить зимующих птиц своего края и грамотно помочь им пережить трудное время года.

Задачи:

Расширить представления о жизни зимующих птиц нашего края;

Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;

Практическое выполнение кормушек;

Сделать анализ и обобщить результаты.

Объект исследования: зимующие птицы в нашем крае.

Предмет исследования: влияние учащихся на трудную жизнь птиц зимой и изучение правильного подбора корма для них.

Методы и приёмы: наблюдения, сбор информации, работа с литературой, экскурсии, обработка собранной информации.

Практическая значимость: данная работа расширит наши знания о зимующих птицах Калужской области, а наглядный материал может быть полезен моим одноклассникам, для изучения видов птиц на уроках окружающего мира.

2. Птицы зимой

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Многие считают, что с приходом зимы из наших краёв улетают самые голосистые и красивые птицы, а те, которые остаются зимовать, невзрачны и малозаметны. На самом деле это не так. Например, только зимой в крупных городах Центральной России и можно увидеть синицу-лазоревку. Это существо, справедливо считающееся одной из самых красивых российских птиц, прилетает в города за кормом — семенами и насекомыми, зимующими в стеблях растений. Наверное, поэтому лазоревки особенно любят речные берега, заросшие тростником. Там они могут найти и стол, и убежище.[1]

Некоторым кажется, что воробьёв в зимний период становится больше. Однако это заблуждение — просто после отлёта большинства певчих птиц эти голосистые озорники и непоседы становятся более заметными. Кроме того, если летом домовые воробьи предпочитают семейный образ жизни, то в холода они собираются в стаи. А белый снежный фон даёт возможность нам всем убедиться, насколько они красивы — особенно самцы с их чёрным галстуком и таинственной "маской" вокруг глаз.[3]

Большие синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, большие синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 больших синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.[1]

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормятся ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию зимой в средней полосе России.

Птицам зимой не только холодно, но и голодно, так как нет обычных кормов – семян, насекомых. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания. Зимующие птицы, наевшись, не садятся спать или отдыхать, а с еще большей энергией начинают искать пищу. В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня.

3. Исследование

"Не страшны нам холода, когда в кормушке есть еда!"

Исследование я проводила вместе с учащимися нашего класса.

Мы составили протокол проведения исследования:

1. Изготовить кормушку для птиц и укрепить её на своём опытном участке, рядом со школой, на окне у себя дома.

Лучше разместить на "подкормочной площадке" несколько кормушек. Птицы на удивление неуживчивы и могут прогонять друг друга от еды. Обязательно понаблюдать, как ведут себя на кормушке разные птицы.

2. Регулярно навещать кормушку, записывать названия увиденных птиц и пополнять запасы корма. Самое важное, чтобы корм всегда появлялся в кормушке до самого наступления весны. Птицы могут долго не находить вашей кормушки, но единожды её разыскав, они будут навещать её постоянно. В морозный день птицы могут погибнуть, напрасно прождав появления корма, и не успев найти достаточно еды. Однако закармливать птиц тоже неправильно. Лучше насыпать корм с утра, чтобы всё съев, птицы успели ещё полететь на поиски другого пропитания.

3. Анкету наблюдения заполнять раз в неделю с ноября по декабрь месяцы, рассказывать о своих наблюдениях, знакомиться с результатами в классе, обсуждать свои наблюдения.

Завести дневник наблюдений в школе, где аккуратно будем отмечать всех птиц, которых встретили.

Подведём результаты нашего исследования.

С помощью родителей каждый учащийся нашего класса изготовил свою кормушку.

Мы их развесили на территории школы, и уже на второй день к ним стали прилетать птицы (Приложение 1).

Для подкормки птиц мы сделали простые кормушки или кормовые столики из подручных материалов, например, картонных коробок, пластиковых бутылок и т.д. Их подвесили на деревья и кустарники на территории школы или возле своего дома. Надо помнить, что стенки и углы кормушек не должны быть острыми, колющими, кормовой столик должен иметь бортики со всех сторон, чтобы корм не рассыпался и не сдувался ветром.

Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма в кормушки возле дома надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.[2] Но в школе мы насыпали корм каждый день во время прогулки на группе дневного пребывания детей.

Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (Приложение 2) [2,4] и раздали ребятам начальных классов листовки (Приложение 3).

Изучив в классе литературу, мы составили список корма для птиц, которых наблюдали на территории школы. Но какой корм больше всего нравится птичкам?

Каждый день в течение недели мы наполняли кормушки разными видами корма, затем проверяли их и заносили результаты наблюдений в таблицу.

Прежде чем наполнять кормушки новым видом корма, мы обязательно очищали их от снега, и остатков старого корма

День недели

Вид корма

Результаты наблюдений

Понедельник

Белый хлеб

Почти весь корм был съеден

Вторник

пшено

Съедена большая часть выложенного корма

Среда

Семена подсолнечника

Корм съеден весь

Четверг

Овсяные хлопья

На кормушке осталась незначительная часть корма

Пятница

Несолёное сало, ягоды рябины

Сало склевали, часть ягод осталась на кормушке и на снегу возле кормушки

Вывод: все перечисленные виды корма птичкам пришлись по вкусу.

Сытой птице мороз не страшен.

Мы провели наблюдение: отмечали в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывали число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа.

Примеры из таблицы наблюдений за погодой и птицами:

Вывод: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из – под снега, и сохраняем их численность.

Я создала наглядный дидактический материал о зимующих птицах в наших краях (Приложение 4) [5,6]. Также в школе мы приняли участие в экологической акции «Помоги птицам зимой!» и в городском конкурсе «Домик для птиц».

8. Заключение

В результате проделанной работы я сделала вывод. Птицы - наши друзья! Они защищают растения от вредителей, украшают нашу природу, нуждаются в поддержке человека. При сборе материала и проведённого исследования по данной теме я узнала о том, чем можно подкармливать птиц в зимний период и как изготовить кормушки, расширила свои представления о птицах, об их образе жизни. Вся работа способствовала организации природоохранной деятельности. Ребята нашего класса с большим интересом рассказывали, что они узнали нового, приносили корм и подкармливали птиц, раздавали листовки, вели наблюдения. Мы уверены, что своей деятельностью спасли немало птичьих жизней. А птички, кажется, всё понимают, наверное, благодарны нам. Иначе, почему они нас почти не боятся, позволяют фотографировать, почти прямо с ладони готовы брать корм? Мы почувствовали себя маленькими хозяевами Земли, всегда готовыми прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Результаты работы могут быть использованы на уроках окружающего мира, на классных часах с целью: экологического воспитания не только детей, но и взрослых. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга учащихся, интересующихся изучением зимующих птиц родного края.

В заключении хочется сказать, что работа на этом не заканчивается, придёт следующая зима, и мы снова будем помогать, пернатым друзьям пережить зимнюю стужу.

А наши пернатые друзья будут радовать нас своим весёлым щебетаньем.

Список использованных источников и литературы

Источники неопубликованные

1.Сведения из наблюдений

II. Литература и интернет - ресурсы

Горьканова, А.Н. Перелетные и зимующие птицы России. [Текст]: Тематический словарь в картинках / А.Н. Горканова - М.: Изд. Школьная пресса, 2008, - С.36

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 частях.

Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель по природоведению и экологиидля учащихся нач. кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 224с.

Плешаков А.А. Зелёные страницы: кн. Для учащихся нач.кл. – 12-е изд. – М.: Просвещение,2009. – 223с.

«Птицы европейской части России. Атлас-определитель». 2010. М., изд-во «Фитон+», с. 352;

https://www.pravda.ru/photo/album/23283/0/

фото

интернет - рисунки

Приложение 1.

Мы развешиваем кормушки

Прилетайте, птички, мы стараемся для вас!

Приложение 2.

Памятка “Как подкармливать птиц”.

1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Приложение 3.

Листовка – обращение.

Приложение 4.

Голубь

Окраска этих птиц бывает сизой, пёстрой, каштановой, белой. Чаще голуби селятся рядом с жильём человека, а их дикие собратья гнездятся в горных ущельях или трещинах скал.

Голуби очень прожорливы. Они съедают много хлебных зёрен, на полях питаются чечевицей, горохом, льном, уничтожают семена сорных трав.

Голуби прекрасно ориентируются в пространстве - завезённые даже за 300-500 км от мест обитания и выпущенные на волю, они быстро возвращаются домой. Обладают они и отличным зрением, могут различать все цвета радуги, а их слух способен улавливать звуки низкой частоты - например, шум ветра или далёкой грозы.

Глухарь

Самец глухаря окрашен в бурые, чёрные и тёмно-серые тона, на животе и на внутренней стороне крыльев у него - белые пятна. Глухарка выглядит скромнее – буровато – рыжая окраска делает её незаметной на гнезде среди сухих листьев и веток.

В брачный период глухари токуют: издают своеобразное щёлканье и прохаживаются по суку сосны или берёзы, ничего при этом не слыша.

Летом глухари едят траву, семена, ягоды, зимой питаются сосновой или кедровой хвоей. Ночуют глухари или в кронах густых деревьев, или закапываясь в глубокий и мягкий снег.

Воробей

Домовых воробьёв мы видим каждый день. У самцов верх головы и щёки серые, самки однотонные, буровато-серые, с более тёмным верхом головы. Зимой в небольших селениях и по окраинам городов вместе с домовыми воробьями держатся полевые - другой, более мелкий вид, который отличают рыжая шапочка и две полоски на крыльях.

Воробьи обычно образуют пары на всю жизнь. Плодовитость домового воробья очень велика. Он успевает вывести потомство дважды, а то и трижды за лето.

Воробьи приносят большую пользу, истребляя множество вредных насекомых.

Большая синица

Из всех синиц это самый распространённый вид. Живут большие синицы осёдло, лишь иногда совершая незначительные кочёвки. Большая синица неплохо поёт: в её репертуаре можно насчитать до 40 вариаций звуков и "музыкальных композиций", различных по ритму, тембру и высоте. Питаются синицы в основном животной пищей - не оставляют в покое даже мохнатых гусениц, а с приближением холодов переходят на растительный корм. С наступлением зимы большие синицы становятся ещё менее разборчивы в пище и более смелы.

Дятел

В реальности дятел немногим больше скворца, но из-за своей яркой окраски кажется гораздо крупнее, особенно на лету, хотя летает он мало и на незначительные расстояния.

Летом дятел питается древесными насекомыми, клопами, муравьями, зимой - семенами хвойных деревьев. Охотно ест ягоды земляники, орехи лещины и жёлуди, раздалбливая их, вставив в трещины коры деревьев. За день дятел может разбить около 50 шишек сосны и съесть не менее 750 семян.

Живут дятлы обычно поодиночке.

Снегирь

Своё имя снегирь получил недаром: он прилетает к нам с севера с первым снегом.

Снегирь заметен издалека из-за яркой окраски: у самцов грудь, шея и щёки ярко-красные, спина голубовато-серая, надхвостье ярко-белое, а на голове - чёрная "шапочка".

Несмотря на то, что снегирь довольно спокойная и малоподвижная птица, ссоры в стаях снегирей не редкость.

Питаются снегири семенами ясеня, граба, клёна, ольхи, берёзы, липы, ловко вылущивая их широким клювом. Налетая стайками на рябину, черёмуху, крушину они раздавливают ягоды, поедая их семена.

Рецензия на работу.

В работе Денисовой Виктории прослеживается теоретическое и практическое исследование птиц зимой родного края. Виктория пользуется различными источниками при написании своей работы: справочной литературой, наблюдениями, интернет - ресурсами. В работе прослеживается четкость в написании. Автором проделана большая работа по сбору практического материала. Тема работы полностью раскрыта. Автор работы, Денисова Виктория, не заканчивает свою работу, она видит в ней продолжение.

Просмотров работы: 2772