Введение
В настоящее время процесс чистки зубов – обязательный пункт в режиме дня современного школьника. Мой папа - стоматолог. Он говорит, что необходимо ухаживать за зубами с раннего возраста и объясняет это тем, что если зубы не чистить - появится кариес, который может их разрушить. А поскольку зубы играют очень важную роль в жизни человека, то без них она усложнится.
Я доверяю словам моего папы, но мне захотелось убедиться в том, что действительно, при плохом уходе за зубами может начаться их разрушение. Экспериментировать со своими зубами я не стала, но однажды папа принес мне научно-познавательный набор для химических экспериментов «Зачем чистят зубы?» и сказал, что этот эксперимент убедит меня в том, что если не ухаживать за зубами с раннего детства, то можно их испортить.
Актуальность моего исследования подтверждается тем, что проблема ухода за зубами существовала и существует во все времена и в любом возрасте человека. Практическая значимость моего исследования заключается в том, что о пользе чистки зубов родители детям только говорят, но наглядное подтверждение слов родителей – лучший способ заставить детей задуматься о здоровье зубов.
Цель исследования: убедиться с помощью эксперимента, что процесс чистки зубов важен для сохранения их здоровья.
Задачи исследования:
Выяснить, как устроены зубы и зачем они нужны человеку.
Опытным путем проверить, как отсутствие ухода за зубами их разрушает.
Провести социологическое исследование среди моих одноклассников и их родителей с целью выяснить, ухаживают ли за своими зубами мои одноклассники.
Составить рекомендации по правильному уходу за зубами.
Объект исследования: зубы человека.
Предмет исследования: влияние отсутствия гигиены ротовой полости на зубную эмаль.
Гипотеза исследования: отсутствие гигиены полости рта приводит к разрушению зубной эмали и кариесу.
Методы исследования:
анализ литературных источников
эксперимент
анкетирование
статистический (обработка данных исследования)
Основная часть Глава 1. Строение зуба. Виды зубов
Зуб – костное образование во рту, которое предназначено для схватывания, откусывания и разжевывания пищи. Зубы – самые твердые части организма человека. У новорожденных зубов нет. Первые 20 зубов (молочных) вырастают у ребенка к 2-3 годам. После 6 лет молочные зубы начинают меняться на постоянные. У взрослого человека в норме от 28 до 32 зубов.
Зубы бывают разных видов: клыки, резцы, коренные. Все зубы выполняют определенные функции: резцы – откусывают, режут пищу; коренные – пережевывают; клыки помогают грызть твердую пищу.
Строение зуба
Зуб состоит из трех частей: коронка (участок, возвышающийся над десной), корень (уходит вглубь десны), шейка (участок, соединяющий коронку и корень).
Зубы человека состоят из нескольких видов тканей: эмаль (покрывает коронку, служит защитой от ударов, температурных воздействий, болезнетворных микроорганизмов), дентин (защищает пульповую капсулу, задерживает распространение кариеса), цемент (окружает и защищает корень с шейкой зуба), пульпа (мягкая ткань с нервными окончаниями, кровеносными сосудами, обеспечивающими жизнедеятельность зуба). [3,17]
Таким образом, можно сделать вывод, что зуб – это сложное костное образование, состоящее из нескольких видов тканей. Самый главный защитник зуба – эмаль.
Глава 2. Значение зубов в жизни человека
Наши зубы выполняют следующие функции:
участвуют в процессе пищеварения (здоровые зубы лучше справляются с этой функцией, больные – хуже; плохо пережеванная пища хуже переваривается в желудке, а это может привести к его заболеванию)
участвуют в произношении звуков, т.е. помогают человеку иметь правильную красивую речь
участвуют в формировании внешнего облика человека; здоровые зубы украшают лицо ослепительной улыбкой
Здоровые зубы – важный фактор, влияющий на общее стояние организма человека. Больные зубы причиняют человеку дискомфорт, мешают человеку нормально питаться и могут стать причиной возникновения многих заболеваний в организме человека. [6]
Следовательно, человек должен уделять пристальное внимание здоровью своих зубов с раннего возраста.
Глава 3. Из истории ухода за зубами
Оказывается, ещё в древние времена люди пытались ухаживать за своими зубами. Самое древнее гигиеническое средство – зубочистка. Она представляла собой веточку с заостренным концом. Позже зубочистки стали делать из золота и серебра. немногие люди могли их себе позволить, поэтому их стали делать из перьев, слоновой кости и из дерева. В Мексике зубочистки делали из шипов кактуса. Первые «зубные пасты и зубные щетки» появились в Египте. Щётки были из веточек деревьев с одним распушенным концом, а другим – заостренным. Вместо зубной пасты наши предки полоскали зубы соленой морской водой, которая укрепляла десны, также использовали древесный уголь, зерна какао, корни растений, смолу и др.
В 1948 году в Китае придумали крепить к бамбуковой ручке щетинки кабана. Постепенно дошла мода на чистку зубов и до России. Уже при Иване Грозном «зубная метла» была частой спутницей каждого уважающего себя боярина на царских пирах. При Петре I зубы было принято чистить тряпочкой и щепотью толчёного мела. В деревнях же зубы натирали берёзовым углём, который отлично отбеливал их. В 1937 году американцы изобрели нейлон, и ворсинки для зубных щёток стали делать из него. Так зубная щётка приобрела свой современный вид.
Первый зубной порошок появился в 1850-е годы и состоял из мела, измельченных лекарственных трав, плодов или цветов для приятного вкуса. Первая зубная паста, очищающая зубы от налёта, появилась в начале ХХ века. В наше время существует большое разнообразие зубных паст, которые имеют разные свойства.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что проблема гигиены полости рта берёт своё начало с древнейших времен и не теряет своей актуальности сегодня.
Глава 4. Что такое кариес? Причины возникновения
Кариес зубов – одна из самых частых причин обращения к стоматологу. Кариес – поражение твердых тканей, которое начинается с разрушения эмали. Если не предпринимать никаких мер и не проводить профилактику, то кариес распространяется вглубь зуба. Это, в свою очередь, может привести к потере зуба.
Развитие кариеса
Причина кариеса – разрушительное действие бактерий на твердые ткани зуба. Во рту человека обитает большое количество микроорганизмов, уже через 2-4 часа после чистки зубов их количество может доходить до 1 миллиона. После еды на поверхности зуба или между зубами остается пища. Постепенно она превращается в зубной налёт, который содержит огромное количество бактерий. Бактерии при взаимодействии с пищей образуют кислоту, которая разрушает эмаль зуба. Кислота разрушает эмаль, проникает сквозь дентин в пульпу. Нерв на это реагирует, зуб начинает болеть. Так начинается кариес. [8]
Процесс образования зубного налёта длится в среднем 20 часов. Таким образом, удаляя налёт с поверхности зубов 2 раза в день, можно значительно снизить вероятность возникновения кариеса.
Глава 5. Эксперимент «Зачем чистят зубы?»
Цель: установление взаимосвязь между отсутствием гигиены полости рта и процессом образования кариеса.
Оборудование: раствор соляной кислоты, натрий фосфорный, кальций хлористый, вода, 2 пробирки.
Ход эксперимента. Берём две пробирки. В первую наливаем 1-2 мл воды и растворяем в ней щепотку натрия фосфорнокислого. Во второй пробирке растворяем в 1-2 мл воды такое же количество кальция хлористого. Затем вливаем содержимое второй пробирки в первую. (Прил.№ 2, фото 1-2) У нас образуется осадок – апатит. (Прил. №2, фото 3) Снаружи коронка зуба покрыта эмалью, которую на 95 % составляют кристаллы гидроксиапатита. Следовательно, вещество, полученное в ходе смешивания содержимого двух пробирок, по составу схоже с зубной эмалью. Даём осадку отстоятся в течение 15 минут. Затем аккуратно сливаем жидкость так, чтобы в пробирке осталось максимальное количество апатита. Далее берём соляную кислоту и доливаем в раствор с апатитом. На наших глазах апатит начинает растворяться. (Прил.№ 2, фото 4) То же самое происходит и с зубной эмалью после еды, если не соблюдается гигиена полости рта.
Вывод: Если мы после еды не будем чистить зубы или ополаскивать ротовую полость, то от остатков пищи будет происходить образование зубного налёта, в котором размножаются микробы. Это, в свою очередь, приведёт к разрушению зубной эмали и кариесу.
Глава 6. Социологическое исследование
Социологическое исследование я проводила среди учащихся 1 «А» класса МБОУ ООШ №2 г. Полярный и их родителей. В опросе приняли участие 28 учеников и 28 родителей.
Цель исследования: выяснить, чистят ли зубы первоклассники, и есть ли проблемы с кариесом у детей в этом возрасте.
Проанализировав ответы на данный вопрос, я выяснила, что большинство моих одноклассников чистят зубы, как и рекомендуется, 2 раза в день и ответы родителей это подтверждают.
Ответы на данный вопрос родителей о своих детях не подтвердили ответы детей. Только около половины ответивших ребят охотно чистят зубы всегда.
Ответы на данный вопрос родителей о здоровье зубов их детей полностью подтвердили ответы моих одноклассников.
Таким образом, в ходе социологического исследования я пришла к следующим выводам:
Большинство детей в классе чистят зубы 2 раза в день.
Дети не всегда охотно чистят зубы. Нередко желание чистить зубы зависит от настроения.
Несмотря на то, что почти все одноклассники чистят зубы 2 раза в день, половина из них уже столкнулась с проблемой кариеса. Возможно, мои одноклассники некачественно чистят зубы.
Данные выводы сподвигли меня провести эксперимент «Зачем чистят зубы?» для моих одноклассников и укрепить их желание ухаживать за зубами независимо от того, в каком настроении они находятся. (Прил.№ 2, фото 5-6). Также я решила провести мастер-класс, чтобы показать одноклассникам, как правильно чистить зубы.
Заключение
В ходе своего исследования я узнала много нового, важного и интересного о зубах. Интересно было узнать о том, как зубы устроены, для чего они нужны, что такое кариес и как его избежать. Проведя эксперимент, я убедилась, что отсутствие гигиены полости рта приводит к образованию бактерий, которые выделяют кислоту, разрушающую зубную эмаль. Следовательно, гипотеза моего исследования подтвердилась. Сохранение здоровья зубов напрямую зависит от ухода за ними.
Сначала эксперимент «Зачем чистят зубы?» я провела дома с родителями и братом, а потом провела еще раз в классе на уроке обществознания. Мои одноклассники были впечатлены результатами и укрепили в себе желание чистить зубы каждый день.
С помощью папы я составила рекомендации по правильному уходу за зубами, оформила их в виде памятки и познакомила с ними своих одноклассников. (Прил.№ 3) Также я провела мастер-класс и научила одноклассников правильно чистить зубы. (Прил.№ 4)
Список литературы
Библиографический список
Брукс Ф. Маща и Миша. Чистим зубы. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2016. – 32с.
Дурейко Л. Как устроен организм человека. Минск: БелЭн, 2015. – 432 с.
Петрова Т., Гайворонский И. Анатомия зубов человека. СПб.: Элби – СПб, 2011.- 56с.
Смит М. Тело человека / Пер. с англ. И.В.Травиной. – М.: РОСМЭН_ПРЕСС, 2013.- 48 с.: ил. – (Детская энциклопедия)
Интернет – источники
Анатомическое строение зуба человека: просто о сложном. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://dentalgu.ru/statyi/other/anatomicheskoe-stroenie-zuba-cheloveka-prosto-o-slozhnom (Дата обращения: 17.03.2018)
Значение здоровых зубов для человека. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://acbproject.com/zdorove/znachenie-zdorovyx-zubov-dlya-cheloveka (Дата обращения: 19.03.2018)
Зубы человека: эволюция развития, анатомия, виды. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://guide-dental.com.ua/zuby_cheloveka_stroenie_i_vidy (Дата обращения: 17.03.2018)
Кариес зубов. Как предотвратить развитие кариеса. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.listerine.ru/karies-i-krepkie-zuby/karies-zubov (Дата обращения: 20.03.2018)
Приложения Приложение № 1. Вопросы анкеты
Вопросы анкеты для учеников
1. Ты любишь чистить зубы?
а) да
б) нет
в) зависит от настроения
2. Сколько раз в день ты чистишь зубы?
а) 1 раз
б) 2 раза
в) больше 2-х раз
г) не чищу
3. Болели у тебя когда-нибудь зубы?
а) да
б) нет
Вопросы анкеты для родителей
Как Ваш ребенок относится к процессу чистки зубов?а) не любит чиститьб) охотно чиститв) зависит от настроения
2. Сколько раз в день Ваш ребенок чистит зубы?
а) 1 разб) 2 разав) больше 2-х разг) когда как получится
3. Есть ли проблемы с зубами у Вашего ребенка (кариес)?а) нетб) есть
Приложение № 2. Фотографии эксперимента
Фото №1
Фото №2
Фото № 3 Фото № 4
Фото № 5
Фото № 6
Приложение № 3. Памятка по уходу за зубами Приложение № 4. Схема чистки зубов