Введение
Меня очень интересует проблема профилактики кариеса, потому что я решила сохранить свои зубы крепкими и здоровыми на всю жизнь.
Что может быть проще и понятнее в организме, чем рот? Он не спрятан где-то внутри, его легко рассмотреть в зеркало и даже ощупать пальцами, разумеется, чистыми. Во рту сразу мы видим зубы, десны, язык, миндалины и ощущаем сырость. И как в такой сырости сохраняются зубы, и что это за странная жидкость во рту, которую здоровый человек почти не замечает? Решив ответить на эти вопросы, я стала читать энциклопедию [3], детские журналы [1,4], а мама, помогая мне, взрослые книги [2,5]. Еще оказалась очень полезной консультация врача – стоматолога. Жидкость во рту - это слюна, как ни странно, мало изученная в наши дни. Я провела анкетирование одноклассников, знакомых (приложение 1) и выяснила, что о слюне ребята знают мало или не знают совсем. Изучив литературу, проведя эксперименты и практические работы, я убедилась, что слюна не просто жидкость, а волшебный эликсир здоровья. Она очень важна для нас. Я хочу научить всех ребят правильно ухаживать за своими зубами и их доброй помощницей – слюной. Кариес гораздо легче предупредить, чем лечить!
Актуальность:
Все люди хотят иметь красивую улыбку, здоровые зубы. Тема сохранения здоровья всегда актуальна, поскольку большинство болезней зубов развивается в детстве.
Проблема:
Очень мало людей знают о свойствах слюны, её роли в борьбе с кариесом. Многие вообще не относятся к кариесу как к серьезному заболеванию, которое может привести к болезням сердца, почек, органов пищеварения.
Цель работы:
Узнать больше о слюне и выяснить её роль в защите зубов от кариеса.
Задачи:
1.Изучить теоретический материал.
2.Изучить состав, свойства, функции слюны.
3.Провести исследования и сделать эксперименты.
4. Понять, как может человек помочь своей слюне качественно выполнять свою работу.
Результат работы:
Узнав больше о слюне, ребята смогут помочь себе сохранить свои зубы здоровыми.
2. Основная часть
2.1. Теоретическая часть
2.1.1. Зубы и слюна, роль слюны в борьбе с кариесом
Слюна – это бесцветная, прозрачная, вязкая жидкость, выделяемая в ротовую полость слюнными железами. Все процессы в твёрдых тканях зуба протекают во взаимодействии со слюной. В настоящее время убедительно доказана взаимосвязь между состоянием зубов, слизистой оболочки полости рта, функцией слюнных желез и развитием кариеса. При одностороннем удалении слюнных желез, кариес возникает на стороне операции. Слюна защищает зубы и борется практически со всеми причинами развития кариеса [1,2,5].
Зубы и слюна – это зеркальное отражение человека. По их состоянию можно судить о различных нарушениях в организме. С помощью анализа слюны можно определить ДНК (генетический код, уникальный у каждого), диагностировать болезнь, индивидуально подобрать продукты питания. В ближайшем будущем в поликлиниках будут делать анализ слюны вместо анализа крови. Это намного проще, дешевле и безопаснее [1].
2.1.2. Откуда берется слюна, её состав
В ротовой полости постоянно вырабатывается слюна. Днем – много, а ночью совсем мало. Когда мы думаем о еде, представляем её, слышим рассказ о чём-то вкусном - производство слюны сразу увеличивается на 50%. Это мозг посылает команду слюнным железам и настраивает их на еду (эксперимент №1). А пища, попадая в ротовую полость, уже сама раздражает слюнные железы, вкусовые датчики языка, и слюна начинает бить фонтаном [1,5,6].
Слюну вырабатывают три пары основных слюнных желез и около тысячи мелких, расположенных во всей ротовой полости: на щеках, губах, нёбе, языке. Мелкие железы увлажняют язык, губы, поэтому нам легко разговаривать. Самая большая пара – это околоушные железы, а больше всего слюны вырабатывают подчелюстные (65%), подъязычные железы дают менее пяти процентов общего объёма и это в основном слизь, которая так необходима для формирования пищевого комка и его проглатывания [1]. В целом все железы выделяют приблизительно полтора литра слюны в день (рис. 1).
Рис
Рис.1 Слюнные железы.
Слюна состоит из воды (99%) и органических и неорганических соединений (1%):
Органические соединения – это белки, жиры, ферменты, витамины.
Неорганические соединения – кальций, калий, натрий, фториды, фосфаты, хлориды (схема 1).
СОСТАВ СЛЮНЫ
ВОДА
99%
НЕОРГАНИЧЕСКИЕ (кальций, фосфаты, фториды, хлориды, калий, натрий) и ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА (белки, углеводы, ферменты, витамины)
1%
Схема 1. Состав слюны.
2.1.3. Функции слюны
1.Пищеварительная:
слюна смачивает пищу, облегчает её пережевывание, формирует пищевой комок и помогает проглатыванию. Пока слюна не пропитает попавшую в рот пищу, мы не можем ощутить вкус еды (эксперимент №2);
в нашей пище содержатся сложные углеводы (крахмал, целлюлоза), которые не могут сразу перевариться в желудочно-кишечном тракте и простые углеводы (глюкоза), которые легко усваиваются организмом в неизменном виде. В слюне содержится фермент амилаза, превращающий крахмал в глюкозу (эксперимент №3 и практическая работа №1).
2.Защитная:
слюна защищает зубы от повреждений, которые могут появиться от слишком горячей и слишком холодной пищи, а также кислых, острых, сладких и твердых продуктов;
обволакивает зубы тонкой пленкой – пелликулой, которая не дает эмали растворяться;
смывает остатки пищи после еды и очищает полость рта;
имеет щелочную реакцию и нейтрализует кислоты, которые образуются после еды, а также являются продуктами жизнедеятельности бактерий;
содержит фермент лизоцим, который борется с вредными микробами и предотвращает воспалительные заболевания полости рта.
3.Минерализирующая:
слюна питает зубы так же, как кровь питает весь организм. В слюне растворено много минеральных веществ, она перенасыщена ими, и это обеспечивает поступление ионов кальция, фосфора в эмаль зуба. Содержание минеральных веществ зависит от правильного питания [1,2,3,4].
2.1.4. Кислотно-щелочной баланс
Способность слюны нейтрализовать кислоты имеет очень большое значение в борьбе с кариесом, так как кислая среда в ротовой полости способствует размягчению эмали зубов и её разрушению.
В нашем организме постоянно образуются кислоты и щелочи, между которыми поддерживается определенное соотношение – кислотно-щелочное равновесие. Кислотность или щелочность характеризует показатель рН.
Если рН меньше 7, то это кислота.
Если рН больше 7, то это щелочь.
Если рН равен 7, то это нейтральное вещество.
Представляют рН в виде цветовой шкалы, где каждому параметру соответствует свой цвет (рис. 2).
Рис. 2 Шкала рН.
Все органы человека имеют свои параметры рН и только при них могут хорошо работать. Слюна обладает щелочными свойствами. Её рН в норме составляет 6,8 - 7,4. Она становится кислой сразу после еды, даже небольшого перекуса, при образовании зубного налета. У детей слюна щелочная, а с возрастом кислотность её увеличивается (практическая работа №3).
Установить рН в ротовой полости можно с помощью лакмусовой индикаторной бумаги (продается в аптеке), даже в домашних условиях. Сделать это быстро и легко сможет любой человек. Определяя рН, можно корректируя питание и улучшая гигиену полости рта помочь слюне вновь обрести щелочную реакцию (практические работы №2,3).
Существуют продукты, которые усиливают образование зубного налета и кислотность слюны. Сахар – главный враг наших зубов. Больше вредит не количество сладкого, а количество его приемов. Для здоровья менее вредно съесть 10 конфет сразу, чем 10 раз в день по одной конфетке. Если есть сладкое в течение дня, то слюна будет все время оставаться кислой (практическая работа №4). Самыми вредными сладостями в настоящее время признаны ириски, карамель, молочный шоколад и печенье. Они прилипают к зубам, застревают между ними, и это увеличивает время действия бактерий. Перерабатывая сахар, бактерии выделяют кислоты, способствующие размягчению эмали. Газированные напитки содержат много сахара, в их состав входит лимонная кислота, они такие же кислые, как уксус (практическая работа №2). Самыми полезными для зубов стоматологами признаны следующие продукты: жесткие овощи и фрукты, чернослив и изюм, орехи, зелень, морепродукты, ягоды, горький шоколад [1,2,5].
2.1.5. Как можно помочь слюне
Несмотря на всё своё могущество, слюна не может очистить зубы в труднодоступных местах, восстановить щелочной баланс сразу после еды, её минеральный состав зависит от нашего питания. А ночью слюны вырабатывается совсем мало и микробы очень быстро размножаются во рту, поэтому мы должны помогать верной защитнице зубов.
Восстановить после еды щелочную среду в полости рта и убрать остатки пищи. Для этого лучше всего почистить зубы зубной щеткой и пастой. Можно прополоскать рот кипяченой водой, съесть яблоко или морковку, небольшой кусочек сыра, выпить стакан несладкого зеленого чая, и, в крайнем случае, воспользоваться детской жевательной резинкой 5-10 минут. Определять рН в домашних условиях и поддерживать щелочной баланс слюны [1,2,5].
Есть меньше сладкого, конфеты - во время обеда или ужина, газировку и соки пить через соломинку. Есть больше твердой пищи для стимуляции выделения слюны. Тщательно жевать пищу. Не употреблять слишком горячую и холодную пищу.
Подерживать минерализующие функции слюны правильным питанием. Включать в свое меню продукты, содержащие кальций, фтор, фосфор (молоко, творог, твердые сыры, рыба, зелень, овощи, орехи), и витамин Д3 (рыбий жир, печень рыб, яичные желтки). Больше гулять на свежем воздухе, не пропуская ни одного солнечного дня, для выработки в коже витамина Д3, способствующего усвоению кальция, главного элемента эмали зубов.
Не использовать жевательную резинку ради развлечения, не плеваться, так как сначала слюнные железы активизируются и вырабатывают огромное количество слюны, а потом истощаются. Восстановить нормальную выработку слюны очень трудно. Не курить, потому что пары никотина тормозят слюноотделение, особенно у детей. Курильщики испытывают постоянную сухость во рту, а некоторые вынуждены пользоваться искусственной слюной, которая продаётся в аптеке [1,2,4,5].
Количество выделяемой слюны изменяется при некоторых заболеваниях, поэтому, если слюны мало, или, наоборот, очень много, надо вовремя обратиться к врачу.
Не допускать образования зубного налета. Утром и вечером чистить зубы. Особенно важна вечерняя чистка зубов.
Регулярно посещать стоматолога.
2.2. Практическая часть
2.2.1. ЭКСПЕРИМЕНТ №1
Представьте, что перед вами на столе лежит что-то вкусное или кусочек любимого торта. А я покажу вам лимон! Чувствуете, как рот наполняется слюной, да ещё и с кислым вкусом лимона! Это мозг в ответ на услышанное и увиденное послал команду слюнным железам, и они увеличили производство слюны [6].
2.2.2. ЭКСПЕРИМЕНТ №2
Подсушите высунутый язык бумажным полотенцем. Положите на него кусочек сахара. Вкус сахара не ощущается, потому, что он не растворён слюной [6].
2.2.3. ЭКСПЕРИМЕНТ №3
Возьмите кусочек хлеба и долго его жуйте, до появления во рту сладкого вкуса. Сладкий вкус во рту появляется потому, что крахмал, содержащийся в хлебе, превращается в глюкозу с помощью фермента амилазы. Этот эксперимент показывает, что пищеварение начинается в ротовой полости, но чтобы это произошло, надо очень тщательно пережевать пищу, смешать её всю со слюной. Если первый этап переваривания пищи выполнен правильно, то это обеспечивает нормальную работу всего желудочно-кишечного тракта, а, значит, и здоровье всего организма. Недаром говорят: «Кто долго жуёт, тот долго живет!» [6].
2.2.4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Действие слюны на крахмал
Цель: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал.
Оборудование: накрахмаленный бинт, блюдце, йод аптечный, вода.
Ход работы:
Приготовить йодную воду. В блюдце налить воду и добавить несколько капель йода до цвета крепко заваренного чая.
На накрахмаленный бинт нанести каплю слюны и подождать 1-2 минуты.
Опустить бинт в йодную воду. Бинт окрасится в тёмно - синий цвет, а место, где была нанесена слюна останется белым, так как крахмал при обработке слюной распался до глюкозы, которая не даёт синего окрашивания.
Вывод: с помощью этой работы мы наглядно показали действие фермента слюны амилазы на крахмал. На синем фоне бинта отчетливо виден белый круг капли слюны.
2.2.5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Определение рН различных жидкостей
Цель: научиться определять рН различных жидкостей с помощью лакмусовой индикаторной бумаги.
Оборудование: лакмусовая индикаторная бумага, 9% раствор уксуса, раствор соды, кока-кола, сок, молоко, вода водопроводная и кипячёная, чёрный и зеленый чай.
Ход работы: необходимо окунуть лакмусовую бумагу в жидкость на 1-2 секунды и сравнить с прилагаемой цветной шкалой. Затем зафиксировать значение рН.
Раствор |
Кислые |
Нейтральные |
Щелочные |
||||||||
9% раствор уксуса |
Кока-кола |
Яблочный сок |
Вода водопроводная |
Чёрный чай |
Вода кипяченая |
Молоко |
2% раствор соды |
Зелё ный чай |
|||
рН |
2 |
3 |
3 |
6 |
6 |
7 |
7 |
8 |
8 |
Вывод: каждая жидкость имеет своё значение рН. Кока – кола и яблочный сок кислые, как уксус. А кипяченая вода, молоко, раствор соды и зелёный чай имеют щелочную реакцию и нейтрализуют кислоты.
2.2.6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Определение рН слюны у членов моей семьи и значения его в зависимости от возраста
Цель: изучить рН слюны в зависимости от возраста.
Оборудование: лакмусовая индикаторная бумага.
Ход работы: капля слюны наносится на индикаторную бумагу. Цвет бумаги сравнивается с цветовой шкалой и фиксируется рН.
1день |
2 день |
3 день |
Среднее значение |
|
Вика 10 лет |
7,4 |
7,0 |
7,4 |
7,2 |
Тётя 30 лет |
7,0 |
7,0 |
6,8 |
6,9 |
Мама 35лет |
7,0 |
6,8 |
7,0 |
6,9 |
Бабушка 65 лет |
6,5 |
6,2 |
6,5 |
6,4 |
Дедушка 67 лет |
6,5 |
6,8 |
6,8 |
6,6 |
Вывод: с возрастом рН слюны смещается в кислую сторону, и это отрицательно влияет на состояние зубов, а, значит, требуется более тщательный уход за зубами.
2.2.7. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
Изменение рН слюны после перекуса конфетой и последующего полоскания рта водой.
Цель: изучить рН слюны после употребления конфеты и последующего полоскания водой. Определить время восстановления исходного уровня рН в обоих случаях.
Оборудование: лакмусовая индикаторная бумага.
Ход работы: мне съесть конфету и определять рН слюны до восстановления его исходного уровня. Затем снова съесть конфету и прополоскать рот водой.
Без полоскания водой |
Полоскание водой |
|
Исходный уровень рН |
7,4 |
7,4 |
Сразу после конфеты |
7,4 |
7,4 |
Через 10 минут |
6,5 |
7,0 |
20минут |
6,8 |
7,0 |
30минут |
6,8 |
7,4 |
60минут |
6,8 |
|
90минут |
7,0 |
|
120минут |
7,4 |
Вывод: исходный уровень рН слюны после конфеты восстановился у меня только через 2 часа, а, значит, всё это время бактерии и кислоты воздействовали на эмаль моих зубов. После конфеты и полоскания кипяченой водой слюна оставалась нейтральной, а исходный уровень восстановился через 30 минут.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Написав эту работу, побывав на приёме у стоматолога, я поняла, насколько важна слюна в нашем организме. Теперь я стала более грамотно ухаживать за полостью рта, не перекусываю конфетками и печеньем, не пью газировку, каждый день ем морковку и яблоки, творог и сыр, много гуляю и определяю рН слюны.
Вывод:
1. Слюна - это не просто жидкость, от которой сыро во рту. Она предохраняет зубы от кариеса, борется с воспалительными процессами в полости рта, участвует в начальном этапе пищеварения, поддерживает кислотно-щелочной баланс. С её помощью можно обнаружить различные нарушения в работе организма.
2. Для профилактики кариеса достаточно соблюдать элементарные правила гигиены, научиться которым совсем не сложно и не дорого, в отличие от лечения и протезирования зубов. Даже простое полоскание рта водой после еды помогает сохранить кислотно-щелочное равновесие. Важно всем людям помогать своей слюне в её работе.
3. Благодаря слюне люди наслаждаются вкусом пищи и ощущают радость жизни.
Во втором классе я уже написала проектно-исследовательскую работу о важности правильной чистки зубов. В дальнейшем я хочу более тщательно изучить проблемы борьбы с кариесом, показать насколько он опасен для здоровья человека. Доказать, что каждый зуб очень важен для организма, и мы сами можем сделать для здоровья очень много. А, главное, постараться убедить в этом моих знакомых и ребят из нашего класса.
4.Список использованных источников и литературы
1.Есеновский М. Слюна: почему во рту сыро?//Геоленок. №2,2017.-с.20-25.
2. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний.- М.: Тонга принт, 2001.- с. 115 – 122.
3.Ликум А.А. Всё обо всём. -М. :Компания «Ключ – С», 1995,т.2-с.281-288, т.8- с.411,422, т.10 -с.366- 367.
4.Не плюй без причины. //Непоседа. №9, 2013 –с.24-25.
5. Сударикова Н.А. 36 и 6 правил здоровых зубов .-М. : Эксмо, 2011,-120 с
6. Томилова Т.В. Как работает моё тело. Занимательные наблюдения и эксперименты для школьников, М. Эксмо, 2015.- с.56-57.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкетирование одноклассников «Что вы знаете о слюне?»
В анкетировании участвовало 15 человек. Ответили на вопросы 67% детей, 33% задумались и не смогли ответить.
Вопрос: Для чего нужна слюна?
Ответы: Чтобы проглотить пищу 20%
Чтобы во рту не пересохло 20%
От нее только во рту сыро 7%
Чтобы различать вкусы 14%
Чтобы не хотеть много пить 6%
Вопрос: Откуда берётся слюна?
Ответы: Слюна вырабатывается миндалинами, языком 13%
Берётся из носа, из желудка, из воды 28%
Появляется от голода 13%
Вырабатывается слюнными штуками 13%
Вывод: по результатам опроса я убедилась, что тема моей исследовательской работы очень важна, поскольку дети совсем мало знают о слюне. На первый вопрос правильно, но недостаточно ответили 54% детей. На второй вопрос правильно ответили только 28%.