Введение
Питание является одним из главных факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание - это важная составляющая здорового образа жизни, так оно обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде.
Вместе с тем в последнее десятилетие состояние здоровья населения характеризуется негативными тенденциями, связанными с уменьшением продолжительности жизни населения в России, увеличением сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. У большинства населения России выявлены нарушения полноценного питания, обусловленные как недостаточным потреблением пищевых веществ, в первую очередь витаминов, макро- и микроэлементов (кальция, йода, железа, фтора, селена и др.), полноценных белков, так и нерациональным их соотношением.
В связи с этим одним из основных направлений реализации государственной политики в области здорового питания населения на сегодняшний день является усиление пропаганды среди населения посредством использования принципов рационального, здорового питания с раннего возраста.
Рациональное (от лат. Ratio - разум) - это питание, сбалансированное в энергетическом отношении и по содержанию питательных веществ в зависимости от пола, возраста и рода деятельности, которое предполагает, в первую очередь, умеренность в потреблении пищи.
Среди огромного множества пищевых продуктов, доступных современному человеку, есть продукт, обладающий исключительной пищевой ценностью. Речь идёт о молоке, уникальном продукте, созданном самой природой и изначально пригодном для питания человека от его рождения и до глубокой старости. Уникальность данного продукта заключается в том, что, по мнению большинства ученых, молоко способно сохранить человеку здоровье.
В связи с этим тема научной работы, является актуальной.
Цель работы: исследовать качество молока, как продукта, относящегося к категории «здоровое питание», разных предприятий-изготовителей, представленных в торговой сети города Челябинска.
Задачи:
Объект исследования – молоко разных предприятий-изготовителей, представленных в торговой сети города Челябинска.
Предмет исследования - органолептические и физико-химические показатели качества молока.
Аппаратура и материалы – баня водяная лабораторная, термометр стеклянный жидкостный технический с диапазоном измерения от 0 до 100 °С с ценой деления шкалы 1 °С; колбы стеклянные конические номинальной вместимостью 50 мл; пипетки; цилиндры мерные вместимостью 1000 мл; бюретка; весы лабораторные с пределом взвешиваний 2000 г; вода дистиллированная; индикатор фенолфталеин; раствор NaOH (0,1н).
Место проведения исследования:
Проведение экспериментального исследования включает в себя следующие этапы:
План исследования:
Методы исследования:
Новизна исследования:
В последнее время все большее число людей становится сторонниками здорового питания. Это связано с тем, что питание является основой жизни, главным фактором, определяющим здоровье, долголетие и работоспособность человека [3].
Неправильное питание приводит к нарушению функций, как отдельных органов человека, так и организма в целом. Именно поэтому питанию необходимо уделять внимание и прикладывать необходимые усилия для того чтобы оно было полноценным [3].
Важно понимать, что именно питание обеспечивает процессы роста и развития человека, его физическую и умственную активность, настроение и, в конечном счете, качество жизни. Этого невозможно достичь, игнорируя основные законы здорового, правильного, рационального и безопасного питания. По энергетической ценности, набору используемых в суточном рационе продуктов и поступающих из этого набора в организм пищевых и биологически активных веществ, питание должно соответствовать возрасту, полу, профессиональной деятельности, общему состоянию здоровья человека и даже климато-географической зоне, в которой он проживает.
Схематично изображение основополагающих принципов здорового питания можно представить в виде пирамиды питания, разработанную зарубежными диетологами и одобренную российскими специалистами (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Пищевая пирамида
В пирамиде питания представлены пять групп продуктов, что позволяет разнообразить свой рацион питания с учетом потребностей. В пирамиде чем выше к вершине, тем меньше соответствующих продуктов должен употреблять человек.
Основой пирамиды питания является пища, приготовленная из зерновых. К цельнозерновым продуктам относится хлеб грубого помола, каши, макаронные изделия из цельнозерновой муки, неочищенный рис. Также к этой группе в данной пирамиде питания относят растительные жиры (оливковое, подсолнечное и другие масла).
Овощи и фрукты очень полезны для организма человека: они низкокалорийны и содержат огромное количество витаминов и микроэлементов, а также содержат в большом количестве воду и клетчатку, которые создают ощущение сытости.
Мясные продукты, птица, рыба, бобы, яйца, орехи. Эта группа продуктов также называется белкосодержащие продукты. Желательно отдавать предпочтение рыбе, мясу птицы, бобам т.к. в них содержится меньше жиров, чем в других белкосодержащих продуктах животного происхождения. Бобовые и орехи содержат очень много полезных витаминов и микроэлементов.
Молочные продукты, йогурты, сыр. Эти продукты тоже являются белкосодержащими и в пирамиде питания стоят на одном уровне с мясными продуктами, птицей, рыбой, бобами, яйцом и орехами. Молочные продукты обеспечивают нас белками, кальцием и другими питательными веществами, которые будет более подробно рассмотрены в следующем разделе работы.
Жир, соль, сахар, сладости. Эта группа продуктов в рационе здорового питания должна быть сведена к минимуму, а лучше всего совсем исключена из рациона человека. К этой группе продуктов также относятся маргарин, продукты из белой муки (хлеб и макароны), сладости, газированные напитки.
Желательно употреблять только свежие продукты. Здоровое сбалансированное питание подразумевает употребление всех групп продуктов, поэтому желательно не исключать конкретные группы продуктов, соблюдая пропорции и разнообразие пищи.
Необходимо помнить, что съеденная пища должна быть уравновешена соответствующей физической нагрузкой.
Среди огромного множества пищевых продуктов, доступных современному человеку, есть продукт, обладающий исключительной пищевой ценностью. Речь идёт о молоке, уникальном продукте, созданном самой природой и изначально пригодном для питания человека. Уникальность данного продукта заключается в том, что, по мнению большинства ученых, молоко способно сохранить человеку здоровье.
Далее подробно рассмотрим роль, значение молока в питании человека и его полезные свойства для организма человека.
Самое раннее упоминание о молоке находится в Библии: Авель, сын Адама, пас овец и, вероятно, пил молоко. В Библии в предсказании Иакова, которое относится к 1700 году до н.э., написано, что зубы Иуды станут белыми от молока. Земля Ханаанская была «землей молока и меда». В 1500 году до н.э. Иов часто ссылался на сыр. Во всех этих примерах мы видим, что молоко было известно давно.
Откуда пришло слово «молоко»: древнерусское – молоко; старославянское – млеко; общеславянское – melko.
Слово «молоко» - славянское по происхождению. «Молоко» - «белая жидкость, вырабатываемая молочными железами женщин и самок животных, предназначенная для кормления детей и детёнышей» [5].
Слова с похожим значением встречаются во многих языках, например в литовском (malkas – «глоток»), латышском (malka – «питьё»), готском (mihma – «облако»), это позволяет учёным предполагать, что слово возникло в индоевропейский период.
У многих народов его название звучит одинаково: млеко (польское, чешское, хорватское), мляко (болгарское), молоко (украинское, белорусское).
Молоко является полноценным и незаменимым продуктом детского питания, так как первой пищей, которую человек получает с момента своего рождения, является материнское молоко.
Молоко по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп.
Коровье молоко является наиболее популярным видом молока из всех млекопитающих животных, и занимает наибольшую часть из всех видов производимого молока животноводческой отрасли мирового сельского хозяйства. Это ценнейший продукт питания, так как его состав содержит множество полезных элементов, является богатым источником кальция и витаминов, прекрасно усваивается организмом (рисунок 1.2) [4].
Во-первых, молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, что нельзя сказать о других продуктах. Во-вторых, молочный белок усваивается из молока очень легко, в отличие от мяса. В-третьих, коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов. В-четвертых, молоко обладает целебными свойства, его называют «соком жизни», «эликсиром жизни». В молоке содержится лактоза, необходимая для работы сердца, печени, почек, кроме того она помогает организму лучше усваивать кальций.
Рисунок 1.2 - Полезные вещества молока
Основной белок молока - казеин содержит аминокислоту метионин, также полезную для печени и почек. В молоке содержится витамин А, который необходим для роста ребенка, а также незаменим для сохранения зрения, витамин В1 (тиамин) необходим для усвоения сахара [4].
К полезным свойствам молока можно отнести его благоприятное воздействие на слизистую оболочку желудка, особенно полезно молоко при гастритах (наиболее полезно козье молоко), а также при нарушениях сна.
Таким образом, молоко - ценный продукт питания, так как содержит: лактозу (необходимую для работы сердца, почек, печени); витамины А (для роста ребенка и хорошего зрения); витамин В1 (тиамин) (помогает усваивать сахар в растущем организме ребенка); кальций (здоровые зубы, крепкие кости, красивые ногти, шелковистые волосы).
В настоящее время одним из достаточно эффективных, действенных и оперативных инструментов по выявлению потребительских предпочтений является анкетирование.
Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных на бланке вопросов, которые самостоятельно заполняются респондентами.
Анкета - (фр. «enguete» - «список вопросов») - методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации, оформляемое в виде набора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования [1].
В нашей работе мы использовали метод анкетирования, так как он обладает высокой оперативностью получения информации; возможностью организации массовых обследований; сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов; объективностью полученной информации.
Анкета должна состоять из четырёх блоков: преамбулы; «паспортички» (социально-демографический блок); основной части («рыбы»); детектора.
Преамбула кратко ставит в известность респондентов о том: кто и зачем проводит исследование; что опрос проводится анонимно (если иное не предусмотрено планом); что исключены какие бы то ни было последствия (как отрицательные, так и положительные, что очень важно) для респондента, как в случае его отказа от сотрудничества, так и в случае согласия; сколько времени потребуется на заполнение анкеты; как следует заполнять анкету, если это необходимо. Здесь же выражается благодарность за время, которое участник согласился потратить.
«Паспортичка» состоит из вопросов, характеризующих самого респондента, его семью, образ жизни: пол; возраст; национальность; семейное положение; наличие детей; образование; сфера профессиональной деятельности (для работающих); должность по основному месту работы; оценка материальных возможностей семьи; наличие автомобиля и т.д.
Место для вопросов социально-демографического блока - либо в самом начале анкеты (после преамбулы), либо - в самом конце.
«Рыба» – это основная часть анкеты, содержащая вопросы, ради которых, было организовано исследование. Начинать следует с простых вопросов. Необходимо, чтобы не нарушалась логическая последовательность вопросов.
«Детектор» состоит из вопросов, призванных проверить внимательность заполнения анкеты, серьёзность и откровенность респондентов, а также порядочность и профессионализм самих интервьюеров. В некоторых случаях можно обойтись без вопросов-«детекторов».
Вопросы могут быть закрытые и открытые. При их формулировке следует избегать: неопределённости, двойных смыслов, отрицательных утверждений, сложности заполнения. Закрытые вопросы предполагают наличие конечного и ограниченного числа ответов - «подсказок», из которых респонденту предлагается выбрать тот, который более всего соответствует его мнению или положению.
В данной работе проводилась исследование потребительских предпочтений в отношении молока среди учащихся 6 «Д» класса школы №154 в форме анкетирования.
Анкета состоит из 6 вопросов, образец анкеты представлен в приложении А.
Мы провели социологический опрос среди учащихся 6 «Д» класса школы №154 с целью выявления потребительских предпочтений в отношении молока.
В данном разделе представлены результаты исследования, полученные в ходе проведения анкетирования потребителей, проживающих в городе Челябинске.
Выборка составила 28 человек, опрос проводился в ноябре 2017 года. Результаты опроса представлены на рисунках 2.1-2.6.
На рисунке 2.1 показана структура респондентов по половому признаку.
Рисунок 2.1. Структурареспондентов по половому признаку, %
Анализируя данные рисунка 2.1, можно сказать, группа респондентов по половому признаку разделилась пополам: 50 % - это респонденты женского пола, а 50 % - мужского пола. Поэтому, на наш взгляд информация, полученная в ходе анкетирования, будет объективной.
На рисунке 2.2 представлена структура респондентов по возрастному признаку. Из рисунка 2.2 мы видим, что в нашем случае респонденты по возрасту относятся к одной из двух групп: 10-19 лет 40-49 лет, при этом основная часть респондентов занимает 96,4%. На мнение этой группы мы будем ориентироваться.
Рисунок 2.2 - Структура респондентов по возрастному признаку, %
На рисунке 2.3 представлены результаты частоты приобретения молока в розничной сети.
Рисунок 2.3 - Частота приобретения молока в розничной сети
Результаты показали, что 1/3 опрошенных, покупают молоко каждый день, 1/3 - 2 раза в неделю, четвертая часть респондентов - 3 раза в неделю, следовательно, молоко является одним из популярных продуктов повседневного массового спроса.
На рисунке 2.4 мы видим предпочтения респондентов по отношению к изготовителям молока.
Рисунок 2.4 - Предпочтения респондентов к изготовителям молока
Данные рисунка 2.4 показывают, что на сегодняшний день самыми популярными изготовителями молока, среди опрошенных, являются такие компании, как «Чебаркульский молочный завод», «Первый молочный комбинат» и «Простоквашино». Эти компании работают на рынке города Челябинска достаточно давно и зарекомендовали себя как лучшие изготовители молока и молочной продукции.
«Чебаркульский молочный завод» появился в 1928 году. Одним из директоров данного завода был Семён Нестерович Купцов. Сегодня завод вырабатывает широкий ассортимент молока и молочной продукции.
«Челябинский городской молочный комбинат №1» был основан в 1935 году. Первым продуктом, который начал выпускать комбинат, был кефир. Сегодня предприятие успешно работает на рынке молочной продукции Южного Урала и выпускает свыше 50 наименований продукции под брендом «Первый вкус».
История «Простоквашино» началась в 2002 году, когда было заключено соглашение между Юнимилк и писателем Эдуардом Успенским. Компания получила права на использование мультипликационных персонажей на своей продукции. В 2009 году бренд «Простоквашино» удостоился престижной награды «БРЕНД ГОДА/EFFIE» (рисунок 2.5). Сегодня молочный завод производит широкий ассортимент продукции: от классических молока, сметаны, кефира до густых и питьевых йогуртов.
Рисунок 2.5 - Бренд «Простоквашино»
Кроме изготовителей молока потенциальных потребителей интересует и объем самого продукта. На рисунке 2.6 мы видим предпочтения респондентов по отношению к объему продукта.
Рисунок 2.6 - Предпочтения респондентов в отношении объема продукта в потребительской упаковке
Анализируя данные рисунка 2.6, можно отметить, что самая популярная упаковка молока вместимостью 1 л (67,9 %).
Самым популярным видом молока является продукция жирностью
2,5 %, о чем свидетельствуют данные опроса, представленные на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 - Предпочтения респондентов в отношении массовой доли жира молока, %
Таким образом, мы получили портрет самого популярного молока, среди 6 «Д» класса школы №154, который выглядит таким образом. Это молоко со следующими характеристиками:
Следующим этапом наших исследований является проведение экспериментального исследования, в ходе которого мы будем определять качество молока, как продукта, относящегося к категории «здоровое питание», разных предприятий-изготовителей, представленных в торговой сети города Челябинска, в том числе и самого популярного среди учащихся 6 «Д» класса школы №154.
Цель эксперимента заключается в исследовании качества молока, как продукта, относящегося к категории «здоровое питание», разных предприятий-изготовителей, представленных в торговой сети города Челябинска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Эксперимент проводился в лаборатории кафедры «Пищевые и биотехнологии» («Южно-Уральский государственный университет»). Фотоотчет процесса проведения эксперимента представлен в Приложении Б.
Нами были приобретены образцы молока разных предприятий-изготовителей в одном из супермаркетов города Челябинска «Дикси».
В лабораторию кафедры «Пищевые и биотехнологии» были доставлены образцы молока.
Характеристика «опытных» образцов молока представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика исследуемых образцов молока
Информация |
Маркировочные данные образцов |
|||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
|
Наимено-вание продукта |
Молоко цельное отборное питьевое пастеризованное |
Молоко питьевое пастеризован-ное |
Молоко цельное отборное питьевое пастеризованное |
Молоко питьевое пастеризованное «Российское» |
Состав |
Цельное молоко |
Нормализо-ванное молоко |
Молоко коровье |
Нормализо-ванное |
Наимено-вание и место- нахождение изготови-теля |
АО «Данон Россия», |
ООО «Талицкие молочные фермы» 623620 Россия, Свердловская область, Талицкий район, пос. Троицкий. ул. Мира 87 |
ОАО «Чебаркуль- ский молочный завод» 466440, Россия, Челябинская область, кого 1 |
АО «Группа компаний «Российское молоко» РФ, 454091 г. Челябинск |
Торговый знак изгото-вителя |
||||
Значение массы нетто или объема продукта |
930 мл |
1,0 л |
1000 г |
1000 г |
Значение массовой доли жира, % |
от 3,4 до 4,5 % |
2,5 % |
2,5 % |
3,2 % |
Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен продукт |
ТУ10.51.11-047-13605199 |
ГОСТ 31450-2013 ТРТС 033/2013 |
ТУ 9222-242-00419785-04 |
ТУ 9222-150-00419785-04 |
Дата изго-товления |
10.01.17-22.01.17 |
14.01.17-19.01.17 |
16.01.17-23.01.17 |
16.01.17-23.01.17 |
Информация о подтверж-дении соот-ветствия |
Присутствует |
Присутствует |
Присутствует |
Присутствует |
Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно отметить, что вся информация для потребителя, нанесенная на упаковку продукта, представлена на русском языке, является полной и содержит сведения о наименовании продукта, его составе, пищевой ценности, изготовителе, объеме продукта, нормативном документе, информации о подтверждении соответствия.
3.3. Результаты экспериментальных исследований
В ходе экспериментальных исследований мы определили объем продукта. Результаты определения объема исследуемых образцов молока представлены на рисунке 3.1.
|
Рисунок 3.1 - Результаты определения объема исследуемых образцов молока
Анализируя данные по объему (рисунок 10), можно сказать, что объем всех исследуемых образцов молока укладывается в норму согласно ГОСТ 8.579, так как фактическое отклонение содержимого нетто не превышает допускаемое отрицательное отклонение, равное 15 мл [1].
Далее мы выявили свежесть молока, определив его кислотность. Результаты определения кислотности исследуемых образцов представлены на рисунке 3.2.
|
Рисунок 3.2 - Результаты определения кислотности исследуемых образцов молока
Анализируя данные по кислотности (рисунок 3.2), можно сказать, что все образцы молока - свежие, так кислотность всех образцов намного ниже критического значения [2]. Таким образом, предприятия-изготовители и предприятия розничной торговли строго соблюдают условия и сроки хранения.
В ходе экспериментальных исследований мы определили плотность молока. Результаты определения плотности исследуемых образцов молока представлены на рисунке 3.3.
|
Рисунок 3.3 - Результаты определения плотности исследуемых образцов молока
Анализируя данные по плотности (рисунок 3.3), можно сказать, что плотность всех исследуемых образцов молока укладывается в норму [2]. Таким образом, предприятия-изготовители строго соблюдают технологию производства, следовательно, на предприятиях работают профессионалы.
Молоко считается наиболее ценным продуктом в биологическом и пищевом отношении, так как содержит все необходимые для организма человека питательные вещества в сбалансированном соотношении, в том числе и белки, поэтому следующим этапом экспериментальных исследований являлось определение массовой доли белка.
Результаты определения содержания белка в исследуемых образцах молока представлены на рисунке 3.4.
|
Рисунок 3.4 - Результаты определения содержания белка в исследуемых образцах молока
Анализируя данные по содержанию массовой доли белка (рисунок 3.4), можно сказать, что содержание белка всех образцов молока укладывается в установленные границы [6]. Причем наибольшее количество белка по сравнению с остальными образцами наблюдается у образца молока, производимого Чебаркульским молочным заводом. Кроме того, этот образец является самым популярным среди учащихся 6 «Д» класса.
Заключение
В результате проведенной работы мы узнали, что питание является одним из главных факторов, который определяет здоровье населения. Вместе с тем правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие, как детей, так и взрослых, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности.
Знание и применение основных принципов рационального, здорового питания с раннего возраста позволит сохранить свое здоровье на многие годы.
Среди огромного множества пищевых продуктов, доступных современному человеку, есть продукт, который обладает исключительной пищевой ценностью. Речь идёт о молоке, уникальном продукте, созданном самой природой.
Молоко - это ценный продукт питания, так как содержит: лактозу (необходимую для работы сердца, почек, печени); витамины А (для роста ребенка и хорошего зрения); витамин В1 (тиамин) (помогает усваивать сахар в растущем организме ребенка); кальций (здоровые зубы, крепкие кости, красивые ногти, шелковистые волосы).
В результате анкетирования учащихся 6 «Д» класса школы №154, мы определили, что молоко является одним из самых распространенных продуктов повседневного массового спроса, причем самым популярным оказалось молоко со следующими характеристиками: жирность - 2,5 %; объем продукта - 1 л; изготовитель – «Чебаркульский молочный завод».
В ходе экспериментального исследования мы определили качество молока, как продукта, относящегося к категории «здоровое питание», разных предприятий-изготовителей, представленных в торговой сети города Челябинска, в том числе и самого популярного среди учащихся 6 «Д» класса школы №154.
Результаты экспериментальных исследований, показали, что все опытные образцы молока, реализуемые в одном из магазинов города Челябинска, производятся строго по технологии, а их качество соответствует установленным нормам, о чем свидетельствуют такие показатели качества, как кислотность и плотность молока. А содержание в продукте белка в необходимом количестве, еще раз подтверждает, что молоко - это не только источник полноценных протеинов, но и ценнейший продукт питания, так как его состав содержит множество полезных элементов, является богатым источником кальция и витаминов, которые легко усваиваются организмом.
Направления дальнейших исследований
Поскольку овощи и фрукты также, как и молоко, относятся к группе продуктов здорового питания, интересно расширить знания о витаминах и микроэлементах, которые содержаться в них, и проанализировать качество овощей и фруктов, которые мы употребляем в пищу ежедневно.
Предложения по возможному практическому применению результатов исследования
Результатами своей работы хочу поделиться с одноклассниками и рассказать им важные принципы здорового питания, и более подробно остановиться на уникальном продукте - молоке, его полезных свойствах и нормах потребления (данная информация будет представлена в виде цветного буклета). Для тех ребят, которые не любят молоко, хочу посоветовать: «Пейте, дети молоко, будете здоровы!»
Кроме того, результаты научной работы могут использовать учителя, как в начальной школе, так и в среднем звене во внеурочной деятельности и в 5-9 классах на уроках биологии.
Список литературы
Приложение А
Образец анкеты
Анкета
Уважаемые участники анкетирования, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Ваши ответы помогут нам составить объективную оценку потребительских предпочтений в отношении молока, реализуемого на рынке города Челябинска
женский
мужской
10-19 лет
20-29 лет
30-39 лет
40-49 лет
каждый день
1 раз в неделю
2 раза в неделю
3 раза в неделю
________________________ другое
«Первый вкус»
«Чебаркульский молочный комбинат»
«Простоквашино»
«Талицкое»
________________________ другое
0,5 л
1,0 л
2,0 л
__________________________ другое
1,5%
2,5%
3,2 %
3,9%
__________________________ другое
Благодарим за участие!!!
Приложение Б
Рисунок Б.1 - Процесс проведения эксперимента по оценке качества образцов молока разных предприятий-изготовителей в лаборатории кафедры пищевых и биотехнологий