Введение
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам. А нечистым трубочистам стыд и срам!» - эти строчки из стихотворения Корнея Чуковского знакомы всем: и взрослым, и детям. Действительно, мы хотим быть красивыми, опрятными. А для этого в первую очередь мы должны быть чистыми. Когда речь заходит о чистоте, мы сразу же думаем о мыле. Тем более что в магазинах есть огромный выбор мыла: в бумажных и в прозрачных упаковках, во флаконах и бутылях. Меня заинтересовало, чем отличаются мыла друг от друга и каким мылом лучше пользоваться. Так появилась тема для исследовательской работы «Его Величество мыло».
Я считаю, что эта тема актуальна, так как среди множества видов мыла мы должны выбрать безопасное и полезное.
Целью работы стало изучение ассортимента мыла в наших магазинах, отношение к мылу моих одноклассников и сотрудников школы, выявление наиболее покупаемого мыла.
Гипотеза: жидкое и твёрдое мыло одинаково популярны и полезны человеку.
Задачи исследования: изучить литературу о мыле, изучить ассортимент мыла в наших магазинах, провести анкетирование, обработать полученные в ходе исследования материалы и сделать выводы.
Объектом исследования стало мыло, продаваемое в наших магазинах.
Предметом исследования стали обучающиеся 3 «а» класса и сотрудники школы.
Методы исследования: поиск и изучение информации, анкетирование, опрос продавцов магазинов, анализ полученных результатов.
Глава 1. Классификация и разновидности мыла.
1.1 Что такое мыло?
Мы́ло — жидкий или твёрдый продукт, содержащий поверхностно-активные вещества (ПАВ), в соединении с водой используемый либо для очищения кожи и ухода за ней (туалетное мыло), либо как средство бытовой химии — в качестве моющего средства (хозяйственное мыло).
1.2 История появления мыла
Существует несколько версий, как появилось мыло. Одни думают, что в далёкой древности для красоты волосы смазывали маслами и благовониями. В дни траура головы посыпали пеплом. А потом – странное дело – жир легко смывался, волосы становились чистыми, блестящими. Ведь пепел в сочетании с маслами – прообраз мыла.
Другие думают, что мыло появилось случайно. Считается, что английское слово «soap» (мыло) произошло от названия римской горы Сапо, которая служила местом жертвоприношения. Жертвенных животных сжигали на костре, а жир стекал, смешиваясь с древесной золой. Шли дожди и смывали всё в реку, где местные жители стирали бельё. Впоследствии кто-то из них заметил, что эта смесь хорошо отстирывает бельё.
Ну а третьи считают, что мыло было нужно в медицинских целях: оно убивает микробы. Его использовали в качестве гигиены, но мыться стали не сразу. Мыло долго было предметом роскоши и ценилось наряду с дорогими зельями и лекарствами. В больших масштабах мыловарение развилось лишь после разработки промышленного способа получения мыла.
1.3 Классификация мыла
По назначению мыла бывают хозяйственные, туалетные, специальные.
Весь ассортимент хозяйственных мыл классифицируют по назначению: для стирки, для мытья посуды и хозяйственных изделий, для мытья рук.
Туалетное мыло используется для ухода за телом человека. Туалетное мыло выпускают твёрдое, жидкое и порошкообразное. По назначению туалетное мыло бывает обычное и специальное.
К специальным мылам относятся медицинское, содержащее различные лечебные и дезинфицирующие вещества. Специальное мыло содержит добавки различного назначения. К специальным видам мыла также принадлежат мыла, применяемые большей частью в текстильной, кожевенной, металлургической промышленности.
Все мыла могут быть разделены на два класса: твёрдые и жидкие.
Твёрдые мыла выпускают в основном в виде кусков, порошков и стружки. По форме куска мыло выпускают круглое, овальное, прямоугольное, фигурное. Твёрдые мыла могут иметь различную массу (150; 200; 250; 300; 350; 400 и 500 г.). Твёрдые туалетные мыла фасуют в виде кусков различной формы с номинальной массой до 300г. Мыла массой 100, 125, 150 г считаются наиболее удобными.
По цвету различают мыло обыкновенное и осветленное.
Выпускают мыла обычные и пилированные. Более высокими свойствами обладают пилированные (то есть с высоким содержанием жирных кислот) мыла.
По наличию упаковки мыло бывает открытое (без упаковки) и закрытое (в упаковке).
Туалетное мыло в жидком виде выпускают в пластмассовых флаконах, в пластиковых пакетах или пластмассовых канистрах ёмкостью 2 и 5 литров. Флаконы и пакеты могут быть с дозатором или без него. В жидком мыле используются различные отдушки, которые придают ему приятный аромат.
По назначению жидкое мыло бывает кухонное, для рук и тела, детское, антибактериальное, жидкое мыло с гелем для душа, крем-мыло.
1.4 Виды мыла
Кроме классификации есть еще и виды мыла:
Гигиеническое мыло избавляет от грязи. Содержит природные антисептические компоненты (экстракты календулы, ромашки, чабреца, шалфея) и витамины.
Антибактериальное мыло содержит компоненты, способные бороться с бактериями и микробами.
Косметическое мыло единственное, которое рекомендовано для ежедневного использования для нормальной и сухой кожи. Защищает кожу от пересушивания, обладает смягчающими и увлажняющими свойствами.
Парфюмированное мыло ориентировано в основном на тех, кто при выборе косметических средств большое внимание уделяет запаху.
Натуральное мыло содержит в натуральном виде травы, цветы, фрукты, какао и мёд. Прекрасно питает, смягчает и тонизирует кожу.
В последнее время можно приобрести натуральное мыло ручной работы.
Отшелушивающее (скрабовое) мыло кроме натуральных компонентов включает вещества, которые способствуют глубокому очищению кожи и обладают массажным эффектом.
Хозяйственное мыло предназначено непосредственно для хозяйственных нужд.
Глава 2.Его Величество мыло
2.1 Изучение ассортимента мыла в магазинах села Усть-Кишерть
В магазинах индивидуальных предпринимателей Мурзиной Е. Арк.,Мартынова Е.Вл.,Попцова Вл.Ол., Чиж В.А, Нечепуренко Л.К. ,на рынке у Санатуловой Св.Л., в местных супермаркетах «Магнит» и «Монетка» и даже в аптеках встречается довольно большой ассортимент мылов. Мыло есть в упаковке и без неё, в твёрдом и жидком виде, хозяйственное и туалетное, разной массы и объёма. По словам продавцов, покупают мыло разное, кому какое нравится. Большинство ориентируется по цене. Встречаются (редко) покупатели, которые предпочитают конкретный вид мыла. Больше и чаще покупают твёрдое мыло российского производства. Перед праздниками покупают мыло в комплекте с шампунем или гелем, в красивых коробках или упаковках на подарок, предпочитают единую марку набора. Среди наиболее покупаемых мыло «Детское» (как твёрдое, так и жидкое), «Банное», «Хозяйственное», мыла серии «Чистая линия» и «Сто рецептов красоты». Предпочитают твёрдое мыло массой от 200 до 300 граммов. Хозяйственное мыло покупают в течение всего года, но чаще в тёплое время года. Видимо, для стирки напольных покрытий и борьбы с вредителями садов и огородов. Некоторые покупают только мыло « Dove», « Camay», «Palmolive», реже «Fa».
2.2 Мыло в семьях моих одноклассников и сотрудников школы
В моей семье тоже покупают разное мыло. Для мытья рук стоит флакон с жидким мылом. Мы предпочитаем крем-мыло. Объём флакона бывает 350 и 500 миллилитров. Такого объёма нам хватает на две недели. Но у нас на раковине также всегда стоит мыльница с твёрдым хозяйственным мылом. А для мытья тела мы покупаем твёрдое, чаще натуральное мыло массой 200-250 граммов.
В процессе моего исследования мне стало интересно, каким мылом пользуются мои одноклассники, есть ли предпочтения в выборе мыла в их семьях. Я провела анкетирование среди моих одноклассников и сотрудников нашей школы (учителей, гардеробщиц и уборщиц).
1.Какое средство Вы используете для очищения кожи?
8.Есть ли предпочитаемое в Вашей семье мыло? Если есть, то какое? (укажите марку или название)
2.2.1 Каким мылом пользуются мои одноклассники?
В анкетировании приняли участие 23 моих одноклассника и 17 сотрудников школы.
23 моих одноклассника для очищения кожи используют мыло, а 3 человека ещё пользуются шампунем. Мылом пользуются ежедневно все мои одноклассники (от 3 до 15 раз в день). После туалета моют руки с мылом 10 человек, после прогулок на улице 9 человек, для мытья тела 12 человек, перед едой 11 человек. Жидким мылом пользуются 12 человек, твёрдым 6, обоими-5 человек. Ребята причинами пользования жидким мылом указали: не надо мочить водой, приятно пахнет, удобство в пользовании, просто нравится. Причины пользования твёрдым мылом объяснили так: покупают родители, лучше очищает. Мыло покупают в магазине 22 человека, 1 человек – в аптеке.19 человек считают, что от мыла мы получаем только пользу, оно не вредит . 2 человека указали причинами вреда раздражение или сухость кожи, 2 человека затруднились с ответом. В семьях одноклассников есть предпочитаемое мыло: «Детское» предпочитают в 8 семьях, с ягодным ароматом (разным) -5 человек, «Дегтярное»-1 семья, «Мыло бабушки Агафьи»-1 семья, «Милана»-2 семьи, «Dove» -2 семьи, «Duru» -1 семья, «Nivea»-1 семья, «Хозяйственное» -2 семьи. Разным пользуются 2 семьи. Все ребята считают, что мыло является необходимым средством для комфортной жизни человека. Но если вдруг дома не окажется мыла, ребята готовы его заменить средством для мытья посуды – 12 человек, шампунем – 16 человек, гелем для душа – 1 человек, вытереть влажными салфетками -1 человек.
2.2.2 Мыло в семьях сотрудников школы
На первый вопрос анкеты сотрудники школы ответили, что мылом пользуются 7 человек, 8 человек пользуются очищающим спреем или лосьоном, мицелярной водой -2 человека. При этом мылом все они пользуются ежедневно. Взрослые используют его для мытья рук после школы, после туалета, перед едой, в бане, перед приготовлением пищи. Только жидким мылом пользуются трое сотрудников. Причина – удобство в пользовании. Шестеро используют только твёрдое мыло, потому что оно быстрее смывается, более качественное. 8 сотрудников пользуются и жидким, и твёрдым мылом. Все взрослые покупают мыло в магазинах. Большинство взрослых (12 человек) считают, что от мыла нет никакого вреда, только польза. Однако пятеро указывают, что очень частое мытьё мылом сушит кожу, 1 человек опасается за вред от красителей, 1 человек говорит о возможной аллергической реакции. Замену мыла видят в шампуне 5 человек, средстве для мытья посуды -12 человек, геле для душа – 8 человек. Один человек указал, что сода замечательно смягчает воду и позволяет помочь смыть загрязнение. Также один человек отметил применение лимона для очищения кожи рук. Три сотрудника написали, что у них дома всегда есть запас мыла, поэтому они его ничем не заменяют. Сотрудники назвали такие предпочитаемые сорта мыла: «Детское» - 6 человек, «Duru» - 2 человека, «Банное»-2 человека, «Dove» -3 человека, «Земляничное» или другое ягодное -3 человека. В шести семьях нет предпочитаемого сорта мыла. Все сотрудники указали, что мыло, несомненно, необходимо для комфортной жизни человека.
2.2.3 Вывод
Обработав результаты, я узнала, что все анкетированные ежедневно пользуются мылом. Ребята чаще используют жидкое мыло, а взрослые – твёрдое. Мылом и в жидком, и в твёрдом виде пользуются 13 человек, что составляет третью часть. Почти все покупают мыло в магазинах. Большинство анкетируемых – 31 человек - отмечают только пользу от мыла. Однако 7 человек знают, что мыло сушит кожу, а добавление красителей может вызвать аллергическую реакцию. Наиболее популярно «Детское» мыло, им пользуются в 13 семьях, 8 семей покупают мыло с ягодным ароматом, 5 семей –«Dove», 3 семьи – «Duru». Все анкетируемые считают, что мыло является необходимым средством для жизни современного человека.
Анкетируемые плюсами жидкого мыла отмечают эстетичность, аромат, отсутствие необходимости брать флакон в руки, не выскальзывает из рук, имеет дозатор. Минус – быстро кончается, дольше смывается.
Плюс твёрдых сортов мыла в том, что оно небольшого размера, имеет низкую цену, подходит людям с чувствительной кожей. Плохо, что сушит кожу, оставляет налёт на раковине или ванне, некоторые сорта мыла раскисают.
Заключение
В ходе работы я поняла, что гипотеза «жидкое и твёрдое мыло одинаково популярны и полезны человеку» подтвердилась лишь частично. Дети ориентируются на цвет и аромат мыла, а взрослые на практичность, безопасность и стоимость. Мыло для современного человека является необходимым средством. Его ежедневное использование позволяет назвать Его Величество мыло. Однако при покупке мыла не надо забывать, что оно должно быть не только приятно пахнущим и недорогим, но и безопасным.
Источники информации
Приложение
Приложение 1. Анкета
1.Какое средство Вы используете для очищения кожи?
3.В каких случаях Вы пользуетесь мылом?
8.Есть ли предпочитаемое в Вашей семье мыло? Если есть, то какое? (укажите марку или название)
9.Считаете ли Вы мыло необходимым средством для жизни?
Приложение 2.
Нетрадиционное использование мыла
Мы каждый день и не один раз берём мыло в руки, и даже не задумываемся о том, как еще с пользой можно его применить! Так простые вещи решают некоторые сложные проблемы или делают нашу жизнь разнообразней и интересней!