Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры у учащихся Карасулской школы

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры у учащихся Карасулской школы

Легалов Д.А. 1
1Филиал МАОУ Тоболовская СОШ-Карасульская СОШ
Завьялова М.Л. 1
1Филиал МАОУ Тоболовская СОШ-Карасульская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. При изучении биологии одним из достижений личностных результатов является формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Мощным методическим ресурсом для реализации данного принципа является изучение биологических объектов и явлений окружающих ученика (Латюшин, 2008). Значимое место в формировании экологической культуры отводится внеурочной деятельности. Помимо этого внеурочные занятия по биологии вносят огромный вклад в развитие творческой активности школьников (Бешко, 2010; Глазырина 2014; Верзилин, 1983). Отличительной чертой нашей работы является направленность внимания на круг интересов и наклонностей учащихся, так как с 2010 года в нашей школе открыт агротехнологический профиль.

На уроках школьники приобретают конкретные знания по изучаемой теме, во время внеурочной работы попадают в условия, где знания приобретают практический характер и приходится принимать решения в реальных условиях (Захлебный, 1984; Пахомов, 2014).

В настоящее время в связи с комплексным подходом изучения живой природы для проведения экскурсий используется экологическая тропа – одна из форм внешкольного объединения. Экологическая тропа – это определённый маршрут на местности, включающий различные по содержанию экологические объекты (геологические, гидрологические, ботанические, экологические, почвенные и др.) (Реймерс, 1992). Она создаётся для того, чтобы проводить экскурсии разного рода, позволяющие получать новые знания и закреплять старые, полученные на уроках биологии, географии, экологии. Экологическая тропа имеет большие воспитательные возможности, поскольку непосредственный контакт с природой дает возможность учащимся наглядно познавать окружающий мир (Глазырина, 2014). Посредством экологической тропы осуществляется интеграция предметного содержания, ориентированного на становление экологического мышления. Проектная и исследовательская деятельность на экологической тропе позволяют реализовать творческие возможности и сформировать механизм осознанного исследования объектов природы.

В связи с назначением экологической тропы в создании условий для воспитания экологической грамотности, для формирования культуры поведения человека в окружающей среде нами была поставлена цель: создать теоретическую разработку учебной экологической тропы на базе пришкольного участка Карасульской школы и реализовать её на практики. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

Создать экологическую тропу на базе пришкольного участка Карасульской СОШ;

Определить уровень формирования экологической культуры учащихся через их участие в различных мероприятиях, включая работу на экологической тропе.

Объектом нашего исследования явилось изучение организации экологических троп, а предметом - учебная экологическая тропа Карасульской школы.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная и созданная учащимися экологическая тропа будет включена в учебно-воспитательный процесс Карасульской СОШ. Социальная значимость проекта: привлечь внимание учащихся Карасульской школы к экологическим вопросам, вовлечение школьников в социально-значимую и природоохранную деятельность.

Новизна работы заключается в том, что на указанной территории ранее подобные мероприятия не проводились.

Глава 1: Экологическая тропа и её роль в экологическом воспитании.

Главная цель создания экологической тропы заключается в получения знаний о растениях, произрастающих на пришкольном участке и воспитании экологической культуры. Цель достигается решением задач: расширения кругозора у экскурсантов; научить слушателей видеть, замечать различные природные объекты, примеры антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, способствующие воспитанию экологической культуры поведения (Бешко, 2010). Экологическое обучение и воспитание на тропах состоит в том, что оно учащиеся получают информацию в спокойной обстановке на природе. Любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой - ее нужно пробудить. Исследования показывают, что дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное (Сластенин, 2002). Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль посещаемости и выполнением установленных правил. Для создания учебных троп подходят городские леса, лесопарки, зоны отдыха, зеленые зоны городов и даже леса промышленного использования и нелесные площади: тундра, степь, полупустыня, т. е. территории, не относящиеся к особо охраняемым природным территориям. (Бешко, 2010). В последние годы в нашей стране часто организуют тропы в окрестностях школ, летних лагерей, где они создаются силами самих школьников. Такие маршруты получили название учебных экологических троп. Сам процесс создания и последующего использования такого типа троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подтверждает и многолетний практический опыт (Глазырина, 2014).

Если ее правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что, в свою очередь, даст возможность применить знания детей из школьного курса. А самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в школьниках. Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к природе (Бакланова, 2005; Свиридова, 2014).

Учебные тропы можно классифицировать по разным критериям: прежде всего по длине маршрута или его продолжительности. Как и туристские маршруты, учебные тропы могут быть линейными, кольцевыми и радиальными. Можно различать тропы по трудности прохождения и по сложности предлагаемой информации. Однако основным критерием классификации троп природы следует считать их назначение: прогулочно-познавательные, познавательно-туристические и учебные экологические тропы. Каждый тип имеет свою специфику.

Глава 2. Материалы и методы исследования.

В ходе составления экологической тропы мы использовали общенаучные логические методы, принятые для теоретических исследований в педагогике (Загвязинский, 2005; Образцов, 2016).

Анализ - наиболее распространённый способ научного познания (как известно, мир познаётся в сравнении), однако проведение сравнительного анализа требует больших временных затрат. Это трудоемкий метод исследования, так как он требует высокой работоспособности и умения критически оценивать прочитанное с учётом избранной темы исследования. Задача анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую целостную картину процесса, выявить присущие ему закономерности, тенденции (Образцов, 2016). Метод анализа стал ключевым при изучении проблемы исследования, изложенной в различных источниках учебно-методической и научной литературы.

Синтез – следует рассматривать как процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое, необходимый этап познания (Загвязинский, 2005). При этом следует иметь в виду, что синтез – это непроизвольное, эклектическое соединение «выдернутых» частей, «кусочков» целого, а диалектическое целое с выделением сущности. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости. Методом синтеза была создана методическая разработка учебной экологической тропы, а так же получены выводы нашего исследования. Для представления результатов работы был применён описательно-повествовательный метод.

Для изучения видового состава растений (отдела лекарственных растений и дендрологического), было заложено 5 пробных площадок. При использовании маршрутного метода, который реализуется путём однократного учёта по маршруту, охватывающего небольшой участок, опираясь на визуальную оценку численности видов (по Миркину Б.М.): описание начинается с одного угла площадки, записываются первоначально все те растения, которые попадали в поле зрения; далее, медленно передвигаясь по сторонам квадрата, список дополняем новыми видами. После того, как данная работа выполнена, площадку пересекаем по диагонали (Токарь, 2011). Для определения видового состава использовали атлас - определитель растений В.С. Новикова и И.А. Губанова (Новиков, 2008).

Для определения уровня экологической культуры проводили анкетирование учащихся 10-11 классов, которые активно обучаются в классах агротехнологического профиля и принимают участие в мероприятиях экологической направленности, в том числе в создании экологической тропы и учащихся общеобразовательных классов, которые не принимают активного участия в данных мероприятиях. Для определения уровня экологической культуры мы использовали методики из опыта Казанского Государственного Университета (Асафова, 2002). Принимая во внимание многокомпонентность экологической культуры, выделили три взаимосвязанные части: экологическую образованность (I), экологическую сознательность (II), экологическую деятельность (III), свидетельствующие, соответственно, о направленности личности на:

I - приобретение экологических знаний, умений, навыков; выработку экологических представлений;

II - превращение их в убеждения, установки, повышение экологической ответственности; развитие нравственного отношения к природному миру, любви к природе;

III - участие в экологической деятельности, совершение экологических поступков и, в целом, на экологическое поведение.

В тесте, состоящем из 20 вопросов, используется 6-балльная шкала самооценки личностных качеств, которые характеризуют уровень развития экологической культуры конкретного учащегося, где 0,1,2,3,4,5,6 обозначают разную степень выраженности качества.

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение.

3.1. Описание учебной экологической тропы Карасульской СОШ.

Учебная экологическая тропа расположена на территории Карасульской СОШ. Экологическая тропа имеет кольцевой маршрут, начинается и заканчивается на внутреннем дворе Карасульской средней общеобразовательной школы. Длина учебной экологической тропы 450-500 метров. Способ передвижения: пешком. Средняя продолжительность посещения составляет 45-90 минут: 45 минут – академическое время урока, 45 минут – за счёт времени, отведённого на внеурочную деятельность, например кружка «Юный эколог». Станции учебной экологической тропы могут быть использованы по отдельности в зависимости от предполагаемой цели посещения, либо все сразу, но тогда необходимо дополнительное время. Экологическая тропа состоит из 5 станций: «Отдел овощных культур», «Цветочно-декоративный отдел», «Отдел биологии растений», «Отдел лекарственных растений», «Дендрологический отдел». Названия станций даны согласно положению о пришкольном участке.

Станция 1: «Отдел овощных культур».

Мы используем 5-польный овощной севооборот: I поле – корнеплоды, чеснок и лук, II поле – тыквенные + навоз, III поле – томаты и перец, IV поле – капуста + навоз, V поле – зелёные культуры.

Каждое поле овощного севооборота делим на две части и каждую часть используем соответственно в один год как опытную, в другой – как коллекционную.

Значение данной станции:

1. Знакомство с многообразием овощных культур, произрастающих в нашей местности.

2. Возможность использования в начальной школе на уроках по окружающему миру; 5,6,7 классах при изучении внешнего строения и многообразия органов цветковых растений, систематики; 9,10 классах при изучении морфологического описания видов, наследственности и изменчивости, искусственном отборе.

3. Для выполнения исследовательских работ учащимися.

Подробно материал изложен в приложении 1.

Станция 2: «Цветочно-декоративный отдел».

Цветочно-декоративный отдел – это самое красивое место на участке. Хочется, чтобы наши дети росли в окружении красоты и сами были причастны к её созданию. Состоит отдел из большого цветника, рабаток, бордюров. Весной, летом и осенью около нашей школы настоящее море цветов. Этот отдел нравится всем: и учащимся, и учителям, и жителям села, и всем гостям, и всем прохожим, т.к. двор школы является проходным. Каждый с восхищением останавливается хотя бы на минуту, чтобы полюбоваться рукотворной красотой.

Значение данной станции:

1.Учащиеся 5, 6, 7 классов: знакомство с типами корневых систем; с формой и окраской листьев; с видами соцветий; со строением, формой и окраской околоцветника; с различными типами плодов, их приспособлением к распространению; со способами размножения (семенным, луковицами, клубнями, черенками, делением куста); с особенностями и различными представителями семейств, изучаемых в школе.

2. Цветочно-декоративные растения представляют интерес и для учащихся 9-11 классов в связи с изучением курса общей биологии: знакомство с искусственным отбором; различными формами мутационной изменчивости; с явлением множественного аллелизма, проявляющимся в целой гамме самых разнообразных окрасок венчика; с растениями из различных центров происхождения растений (по Н.И. Вавилову); изучают влияние различных факторов среды на рост и развитие растений: промораживание, тёплые ванны, поливы, внесение удобрений, прищипка верхушек.

Подробно материал изложен в приложении 2.

Станция 3: «Отдел биологии растений».

Отдел биологии растений имеет форму вытянутого прямоугольника, на котором рядки посевов располагаются поперёк участка. Здесь выполняют работу как учащиеся 5-6 классов, изучая программу по ботанике, так и старшеклассники по курсу общей биологии.

На участке для 5-6 классов есть типичный почвенный разрез, на котором учащиеся знакомятся с почвой участка; мощностью пахотного слоя и других горизонтов; определяют механический состав и физические свойства почвы. На участке морфологии растений изучают виды, виды стеблей; типы корневых систем; виды соцветий; представителей однодомных и двудомных растений; растения, имеющие различные типы плодов; растения, приспособленные для перекрёстного опыления и для распространения плодов. На участке систематики растений высаживаем различных представителей важнейших семейств однодольных и двудольных растений, изучаемых в курсе ботаники. На экологическом участке выращиваем различные экологические группы растений: теневыносливые, засухоустойчивые; влаголюбивые, тенелюбивые растения.

На этом материале учащиеся 9-11 классов знакомятся с рядом биологических закономерностей, изучаемых в курсе общей биологии в темах «Дарвинизм» и «Организм и среда», например влиянию различных экологических факторов на рост и развитие организмов.

Подробно материал изложен в приложении 3.

Станция 4. Отдел «Лекарственные растения».

Лекарственные растения издавна привлекали особое внимание. Традиционно они представлены в коллекции нашего пришкольного учебно-опытного участка. Создание отдела лекарственных растений на пришкольном участке позволило школьникам не только приобрести агротехнический опыт возделывания тех или иных культур, но и лучше узнать местную флору. На занятиях ребята самостоятельно и под руководством учителя: учатся пользоваться справочной ботанической литературой, в том числе определителями растений; знакомятся с биологическими, морфологическими, экологическими характеристиками видов лекарственных растений; изучают основные понятия геоботаники и фитоценологии на доступном для детей данного возраста уровне; делают ботанические описания и закладку гербария. Гербарный материал используется на уроках биологии при изучении разнообразия местной флоры. Ученики старших классов проводят экскурсии по лекарственному огороду для младших школьников и своих одноклассников по темам: «Лекарство на лугу» (о лекарственных растениях), «Вкусно и полезно» (о лекарственных растениях, используемых в кулинарии), «Полезные красавцы» (о декоративных лекарственных растениях), «История одного лекарственного растения». Подробно материал изложен в приложении 4.

Станция 5: «Дендрологический отдел».

Для успешного усвоения учащимися знаний по окружающему миру, биологии, географии, изучения природы родного края и воспитания у школьников любви к природе большое значение имеет школьный дендрарий. Наш дендрарий представляет коллекцию, прежде всего, местных пород деревьев и кустарников. Дендрарий имеет неправильную форму.

Значимость данной станции состоит в том, что в дендрарии учащиеся ведут наблюдения за ростом и развитием растений. У деревьев и кустарников отмечают сокодвижение, набухание почек, начало развёртывания листьев, появление бутонов и соцветий, зацветание, массовое цветение, конец цветения, начало созревания плодов и семян, начало окрашивания листьев, начало заметного листопада, полное осеннее окрашивание листьев, конец листопада. На ней можно обучать учащихся проводить геоботаническое описание древесной растительности, необходимые для участия в экологических слётах, конкурсах школьных лесничеств, исследовательской деятельности: учить составлять формулу леса; определять высоту деревьев; определять возраст деревьев; определять диаметр стволов; писывать состояние (жизненность) древостоя.

Подробно материал изложен в приложении 5.

3.2. Определение уровня формирования экологической культуры учащихся через их участие в различных мероприятиях, включая работу на экологической тропе.

В соответствии с задачами исследования, нами было протестировано 60 испытуемых: 30 учащихся 10-11 классов агротехнологического профиля и 30 учащихся 10-11 общеобразовательных классов.

Экологическая образованность, сознательность и деятельность становятся более высокими в условиях активного участия в экологических мероприятиях, например работы на экологической тропе. На диаграмме видно, что 58% учащихся агротехнологического профиля имеют высокий уровень развития экологического образования и 42% средний уровень. Среди учащихся общеобразовательных классов только 34% имеют высокий уровень экологического образования и 43% средний уровень (рис.1).

Повышение экологической образованности способствует превращению знаний в убеждения. Именно убеждения обусловливают сознательное, ответственное отношение школьников к природе. Высокое экологическое сознание, в свою очередь, стимулирует познавательную активность личности, побуждает к овладению новыми экологическими знаниями и их использованию. Это подтверждается уровнем развития экологической сознательности (рис 2). 61% учащихся агротехнологического профиля имеют высокий уровень экологической сознательности, 39% - средний. Среди других старшеклассников только 14% опрошенных показывают высокий уровень экологической сознательности, 74% - средний, 12% низкий уровень.

Рис1 Уровень экологической Рис 2 Уровень экологической

образованности сознательности

Результаты диагностики уровня экологической деятельности (рис. 3) также показывают значительные различия. Средний уровень экологической деятельности примерно одинаковый как у учащихся агротехнологических классов (42%), так и у общеобразовательных классов (45%). Эти учащиеся активно участвуют в работе на экологической тропе, имеют соответствующие экологические убеждения, ценности и установки.

Но 52% старшеклассников агротехнологических классов показывают высокий уровень, а 46% учащихся общеобразовательных классов - низкий уровень экологической деятельности (рис.3). Школьники, показывающие высокий уровень экологической деятельности отличаются высокой активностью не только в участии, но и в разработке и совместном проведении (вместе с учителем) экологических мероприятий: экскурсий, исследовательской деятельности на экологической тропе. Низкие показатели экологической деятельности учащихся, означают пассивность и неучастие в мероприятиях, посвященных данным мероприятиям.

В соответствии с полученными данными основное количество старшеклассников 10-11 агротехнологических классов имеют более высокий уровень экологической культуры, по сравнению с учащимися 10-11 общеобразовательных классов (рис 4).

Рисунок 3. Уровень экологической деятельности Рис 4. Уровень экологической культуры

Выводы:

1. В ходе проведенного исследования мы изучили учебно-методическую и научную литературу и выяснили общие требования к организации учебной экологической тропы. На основе этого создана учебная экологическая тропа на базе Карасульской СОШ.

2. В результате проведённого тестирования мы пришли к выводу, что участие в различных экологических и социально-значимых мероприятиях, включая работу на экологической тропе, способствует формированию экологической культуры у учащихся Карасульской СОШ, особенно агротехнологических классов.

Список литературы

 

Антипова Н.М. Природные учебные тропы как основа инноваций в формировании экологической компетентности учащихся [текст] / Н.М. Антипова // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Естественные науки. –2005. - с 161-164.

 

Асафова, Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов // Отчёт о научно-исследовательской работе «Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского Государственного Университета»). – Казань, 2002. – С. 89–109.

 

Бакланова С.Л. Экологическая тропа: технология создания: учебно-методическое пособие [текст] / С.Л. Бакланова. – Бийск, 2007. – 63с.

 

Бешко Н. Экологическая тропа: методическое пособие для учителей [текст] / Н. Бешко, К. Иботова, У. Умарходжаева. – Ташкент, 2010. – 59с.

 

Глазырина Н.Л. Организация учебной экологической тропы [текст] / Н.Л. Глазырина // Вестник ЧГПУ. - 2014. - №5. – С. 38-49.

 

Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений-4-е изд., испр. [текст] /В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Издательский центр «Академия». – 2012. – 207с.

 

Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) [текст] / А.Н. Захлебный. - М.: Знание, 1986. 112 с.

 

Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя [текст] / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. – М.: Просвещение, 1984 – 160 с.

 

Латюшин В.В. Историко-монографический анализ реализации принципа связи обучения с жизнью в методике преподавании биологии в школе [текст] / В.В. Латюшин // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 84. С. 225-230.

 

Новиков В.С. Популярный атлас - определитель. Дикорастущие растения [текст] /В.С. Новиков, И.А. Губанов. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. – 415с.

 

Образцов П.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций [текст] / П.И. Образцов. – Орел, 2002 . – 291 с.

 

Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды: Слов. – справ. [текст] / Н.Ф. Реймерс. – М.:Просвещение, 1992. – 320с.

 

Свиридова Е.М. Внеклассное занятие «Экологическая тропа» [текст] / Е.М. Свиридова, Е.А. Романова // Эксперимент и инновации в школе 2014. 32. – С. 17-22.

 

Сластенин В.А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 класс) [электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai. Дата обращения: 10.04.17.

Приложение 1

Отдел овощных культур

Отдел овощных культур представлен овощным севооборотом и коллекцией овощных культу.

Овощной севооборот 5-польный: I поле – корнеплоды, чеснок и лук, II поле - тыквенные + навоз, III поле - томаты и перец, IV поле - капуста + навоз, V поле - зелёные культуры.

Овощные растения предъявляют повышенные требования к воде, плодородию почвы и теплу. Поэтому участки под овощи следует выбирать недалеко от водного источника - водопровода, чтобы можно было организовать правильный полив. Рельеф должен быть не изрезанный с небольшим уклоном. Наиболее благоприятный тепловой режим для овощных растений мы выбрали - юго-восточный склон.

Для получения высокого урожая овощей должен быть введён научно-обоснованный севооборот. Исходя из планового задания и урожайности овощных культур, разрабатывается структура посевных площадей, намечается количество и размер полей севооборота, чередование культур. Правильно построенный севооборот способствует повышению плодородия почвы, оздоровлению её от болезней и вредителей, очищению от сорняков. Форма полей лучше прямоугольная, вытянутая, она более удобная для работы трактора. На одном поле севооборота обычно размещают одну культуру, как исключение две, и только на сборном поле - несколько культур, выращиваемых на небольших площадях. Многолетние культуры - щавель, ревень, лук-батун, хрен размещаем на запольном участке.

Определённое чередование культур в севообороте препятствует развитию на полях болезней и вредителей. Одна и та же культура возвращается на старое поле не ранее чем через 2-3 года, когда в почве исчезают возбудители болезней и вредители данного растения. Мы используем пятиполныйпольный овощной севооборот:

Схема пятипольного севооборота

1-е поле

2-е поле

3-е поле

4-е поле

5-е поле

Капуста+

навоз

Томаты и перец

Тыквенные+

навоз

Корнеплоды, чеснок и лук

Зелёные культуры

Корнеплоды, чеснок и лук

Капуста+

навоз

Томаты и перец

Зелёные культуры

Тыквенные+

навоз

Зелёные культуры

Корнеплоды, чеснок и лук

Капуста+

навоз

Тыквенные+

навоз

Томаты и перец

Тыквенные+

навоз

Зелёные культуры

Корнеплоды, чеснок и лук

Томаты и перец

Капуста+

навоз

Томаты и перец

Тыквенные+

навоз

Зелёные культуры

Капуста+

навоз

Корнеплоды, чеснок и лук

Капуста+

навоз

Томаты и перец

Тыквенные+

навоз

Корнеплоды, чеснок и лук

Зелёные культуры

Корнеплоды, чеснок и лук

Капуста+

навоз

Томаты и перец

Зелёные культуры

Тыквенные

+навоз

Каждое поле овощного севооборота делим на две части и каждую часть используем соответственно в один год как опытную, в другой - как коллекционную.

I поле – корнеплоды, чеснок и лук.

В коллекционном отделе выращиваем различные сорта свёклы, моркови, редьки корнеплодной (мюнхинское пиво, маргеланская, зимняя круглая чёрная, дайкон), репа, петрушка коневая и другие корнеплоды.

Семейство: Маревые (Chenopodiaceae)

Вид: Свёкла обыкновенная корнеплодная (Beta vulgaris L.)

Сорта: египетская плоская, детройт, цилиндра, бордо односемянная, бордо - 237, красный шар.

Семейство: Зонтичные (Apiaceae, или Umbelliferae)

Вид: Морковь посевная (Daucus sativus)

Сорта: шантенэ 2461, лосиноостровская 13, нантская, осенний король, нежность, королева осени, каротинка, форто, нииох 336, витаминная 6, флакке, голландка, московская зимняя

II поле – тыквенные + навоз

Семейство: Тыквенные (Cucurhitaceae)

Вид: Тыква обыкновенная (Cucurbita pepo L.)

Разновидность: Патиссон (Cucurbita pepo var. patisoniana)

Сорта: Пятачок, Гоша, НЛО оранжевый.

Семейство: Тыквенные (Cucurhitaceae)

Вид: Тыква обыкновенная (Cucurbita pepo L.)

Подвид: Кабачок (Cucurbita pepo var. giromontina)

Сорта: Золотинк, Чёрный красавец, Белоплодный, Скворушка

III поле – томаты и перец:

Семейство: Solanaceae

Род: Solanum L.

Сорта: Демидов, Ямал, Загадка, Челнок, Дубок, Рома, Ракета

IV поле – капуста + навоз

Семейство: Капустные (Brassicaceae)

Вид: Капуста белокочанная (Brassica oleracea L.)

Сорта: Подарок, Белорусская 455, Надежда, Колобок, Слава, Зимовка

Семейство: Капустные (Brassicaceae)

Вид: Капуста белокочанная (Brassica oleracea L.)

Подвид: Брюссельская капуста (Brassica oleracea L.)

Сорта: Розелла, Дружная семейка

Семейство: Капустные (Brassicaceae)

Вид: Капуста цветная (Brassica oleracea L. var. botrytis L. B. botrytis (L.) Mill.)

Сорта: Изумруд, Четыре сезон, Осенний гигант.

Семейство: Капустные (Brassicaceae)

Вид: Кольраби (Brassica gongyloides (L.) Mill.)

Сорта: Венская голубая, Венская белая 1350

Семейство: Капустные (Brassicaceae)

Вид: Капуста брокколи

Сорт: Гном

V поле – зелёные культуры

Выращиваем: Укроп. Сорта: Обильно-лиственный, Кустистый, Петрушка листовая. Салат. Сорта: Лолло бьендо, Королевский, Листовой Робин, Гурман, Салат кочанный. Кресс-салат. Сорт: Витаминный. Базилик. Сорт: Гвоздичный. Горчица. Сорт: Тарзан.Сельдерей листовой. Сорт: Нежный Кориандр. Сорт: Янтарь. Фасоль спаржевая. Сорт: Журавушка

Приложение 2

Цветочно-декоративный отдел.

Перечень семейств, видов, сортов цветочно-декоративных культур:

Однолетники:

Семейство: Маковые (Раpaveraceae Juss.)

Вид: Эшшольция калифорнийская, или Калифорнийский мак (Eschscholziacalifornica Cham)

Сорт: Яблоневый цвет

Семейство: Портулаковые (Portulacaceae)

Вид: Портулак крупноцветковый (Portulaca grandiflora Hook)

Сорта: Махровый жёлтый, Махровый белый

Семейство: Онагровые (Onagraceae)

Вид: Годеция прелестная, или крупноцветковая (Godetia amoena)

Сорт: Турмалин

Семейство: Паслёновые (Solanaceae)

Вид: Петуния садовая (Petunia х hybrida Vilm)

Сорта: Озорница, Красное утро, Роза, Глориоза, Сакура, Страусово перо, Альдерман, День и ночь, Синий водопад, Баскин роббинз, Балконная

Семейство: Яснотковые (Lamiaceae)

Вид:Шалфей сверкающий, сальвия сплеяденс, сальвия блестящая (Salvia splendens)

Сорта: Карабинер, Скарлет (алая), Вулкан, Леди ред

Семейство: А́стровые (Asterceae), или Сложноцветные (Compósitae)

Вид: Цинния изящная (Zinnia elegans Jacq.)

Сорта: Лилипут (смесь), Геориновидная (смесь)

Вид: Астра садовая (Callistephus chinensisL.)

Сорт: Помпонная (смесь)

Вид: Агератум, или долгоцветка (Ageratum L.)

Сорт: Голубой

Вид: Георгина переменчивая (Dahlia variabilisDesf)

Сорта: Радуга цветов (смесь), Летняя Монарх (смесь), акварель, Фигаро махровый красный, Фигаро махровый жёлтый, Фигаро махровый белый, Фигаро махровый фиолетовый.

Вид: Бархатцы мелкоцветные или Бархатцы отклонённые (Tagetes patulaL.)

Сорта: Цитроненпринц, Оранжевый принц, Лимонный принц, Фаворит (смесь) Кармен.

Вид: Ноготки́ лекарственные, или календула лекарственная (Caléndula officinális)

Сорта: Гитана, Индийский принц, Щербет.

Приложение 3

Отдел биологии растений

В этом отделе мы выделили самостоятельные участки для выращивания растений и проведения с ними опытов учащимся 5, 6 и 9, 10, 11 классов.

На участке для 5-6 классов есть типичный почвенный разрез, на котором учащиеся знакомятся с почвой участка; мощностью пахотного слоя и других горизонтов; определяют механический состав и физические свойства почвы; готовят монолиты.

Участок морфологии растений.

На этом участке высаживаем коллекции растений, изучая:виды листьев (простые и сложные);типы расположения листьев на стебле (очередное, супротивное, розеточное, мутовчатое);типы жилкования листьев (сетчатое, параллельное, дуговое);с различной формой листовой пластинки (округлая, овальная, ланцетовидная, игольчатая, линейная, лопастная, парноперистая, непарноперистая, обратнояйцевидная и др.);виды стеблей по степени одревесневания - (травянистые, деревянистые), по направлению и характеру роста- прямостоячие (подсолнечник), приподнимающиеся (нижняя часть стебля лежит на поверхности почвы, а верхняя поднимается вертикально, например, у сабельника, ползучие (стебли стелются по земле и укореняются благодаря образованию в узлах придаточных корней, например, у будры плющевидной), цепляющиеся или лазящие (прикрепляются к опоре с помощью усиков, например, у гороха), вьющиеся (тонкие стебли, обвивающие опору, например, у вьюнка); типы корневых систем — мочковатую корневую систему (мятлик, овёс, пшеница) и стержневую (морковь, свёклу, редис);виды соцветий — сложный колос (овёс, пшеница, мятлик), кисть (горчица, редька, редис, черёмуха), сложный зонтик (укроп, петрушка), головка (клевер), колос (подорожник), корзинка (астра, одуванчик, метёлка (сирень), завиток (медуница), извилина (петуния), серёжка (берёза);цветков — мак, анютины глазки, львиный зев, тыква, кабачок, рожь и др.;представителей однодомных (огурцы, тыква, кабачки) и двудомных растений (крапива, облепиха);растения, имеющие различные типы плодов - ягоду (дикая яблоня, томаты, картофель), яблоко, костянку, тыквину (огурец, тыква, кабачок), коробочку (петуния), боб (бобы, горох), стручок (редис, горчица) и стручочек (пастушья сумка), зерновку (овёс, пшеница), растения, приспособленные для перекрёстного опыления и для распространения плодов.

Участок систематики растений.

Мы высаживаем различных представителей важнейших семейств однодольных и двудольных растений, изучаемых в курсе ботаники. По каждому семейству подбираем несколько видов (1-3) как культурных, так и дикорастущих растений и размещаем так, чтобы можно было демонстрировать понятие о таксономических единицах.

Двудольные растения различных семейств: Бобовые — клевер луговой и пашенный, горох, бобы. Паслёновые — томаты, физалис, картофель, баклажаны, паслён горький. Крестоцветные — редис, капуста, редька, пастушья сумка, ярутка полевая. Сложноцветные — астра, бодяк, одуванчик. Однодольные растения семейств: Злаковые — овёс, пшеница, пырей, костёр. Лилейные — лук, чеснок, лилии, ландыш майский.

Экологический участок.

Выращиваем: Теневыносливые – ландыш. Засухоустойчивые – злаки дерновинные, тысячелистник. Влаголюбивые – тимофеевка, хвощ полевой, лютик ползучий, калужница. Тенелюбивые растения (сныть обыкновенная, копытень европейский, медуница неясная, купена многоцветковая, ландыш майский) и светолюбивые растения (гравилат городской, крапива двудомная, ьятлик луговой, горошек мышиный, одуванчик лекарственный).

Кроме того живые коллекции культурных и дикорастущих растений данного отдела можно использовать с огромной пользой для формирования у учащихся любви и бережного отношения к природе, для проведения экскурсий, для оснащения живым наглядным материалом уроков ботаники в 6 классах при изучении основных групп растений, растительных сообществ. Для ознакомления учащихся с приспособленностью растений к среде обитания, к совместной жизни и другими ботаническими понятиями. На этом материале учащиеся 9-11 классов знакомятся с рядом биологических закономерностей, изучаемых в курсе общей биологии в темах «Дарвинизм» и «Организм и среда», например влиянию различных экологических факторов на рост и развитие организмов.

Приложение 4

Отдел лекарственных растений.

Лекарственные растения издавна привлекали особое внимание. Традиционно они представлены в коллекции нашего пришкольного учебно-опытного участка. Создание отдела лекарственных растений на пришкольном участке позволило школьникам не только приобрести агротехнический опыт. На занятиях ребята: учатся пользоваться справочной ботанической литературой, в том числе определителями растений; знакомятся с биологическими, морфологическими, экологическими характеристиками видов лекарственных растений; изучают основные понятия геоботаники и фитоценологии на доступном для детей данного возраста уровне; делают ботанические описания и закладку гербария. Гербарный материал используется на уроках биологии при изучении разнообразия местной флоры.

Ученики старших классов проводят экскурсии по лекарственному огороду для младших школьников и своих одноклассников по темам: «Лекарство на лугу» (о лекарственных растениях), «Вкусно и полезно» (о лекарственных растениях, используемых в кулинарии), «Полезные красавцы» (о декоративных лекарственных растениях), «История одного лекарственного растения».

Учащимися описано 56 видов лекарственных растений из 22 семейств, которые произрастают в отделе лекарственных растений, на территории пришкольного участка и территории школы в целом.

Такое многообразие способствует детальному изучению лекарственных трав. Запланировано создание кружка, где учащиеся смогут познавать целебные свойства, изучать агротехнику возделывания лекарственных культур.

Приложение 5

Дендрологический отдел.

Учащимися кружка «Юный эколог» определены виды древесно-кустарниковой растительности: береза бородавчатая, акация жёлтая, клён остролистный, тополь обыкновенный, груша уссурийская, черёмуха обыкновенная, сирень обыкновенная, облепиха крушиновидная, смородина черная, клён татарский.

Просмотров работы: 472