ВВЕДЕНИЕ
Великий русский педагог К.Д Ушинский назвал внимание единственной дверью, через которую изучаемый материал проникает в человеческое сознание. Внимание определяет состояние организма, его готовность воспринимать, его настроенность.
Ежедневно на каждого человека обрушивается огромное количество информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Одни люди без проблем справляются с этим потоком знаний и успешно используют его в своих интересах. Другие же с трудом способны запомнить хоть что-то. Во многом такая ситуация объясняется принадлежностью человека к определенному типу по способу восприятия информации. Если она подается в неудобной для человека форме, то ее обработка будет крайне затруднительной.
Актуальность исследования: выбор внимания в качестве объекта нашего психологического исследования неслучаен, поскольку функция внимания и пути его организации занимают одно из центральных мест в учебном процессе. От развития и организации внимания зависят качество и успешность восприятия, усвоения и понимания учебного материала. Подростки и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чём - то одном, рассеянность и хроническую скуку. Неумение сосредотачиваться и переключаться, от каких – то стимулов и раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости школьников. Несмотря на современные технологии, человек не научился использовать все возможности своего мозга.
Цель нашей работы: определение индивидуальных особенностей произвольного внимания учащихся 8с класса и их адаптационных возможностей в усвоении новой информации.
Задачи:
1. Изучить основные характеристики внимания: избирательность, концентрация и переключение внимания и при помощи нижеизложенных методик, провести исследования данных характеристик у учащихся 8с класса.
2. Выявить зависимость между типом восприятия, хронотипом, темпераментом и произвольным вниманием.
3. На основе полученных данных подобрать упражнения для коррекции развития произвольного внимания.
4. Провести итоговую диагностику произвольного внимания учащихся 8с класса. Составить практические рекомендации по организации режима труда и отдыха в зависимости от типа восприятия человека.
Гипотеза исследования: изучив литературу по вопросам развития внимания, мы выдвинули гипотезу – разработанная коррекционная программа способствует развитию показателей произвольного внимания у учащихся 8с класса.
Предмет исследования: показатели хронотипов, типов восприятия и избирательности, концентрации и переключения произвольного внимания учащихся 8с класса.
Объектом исследования являются: произвольное внимание учащихся 8с класса.
Практическая значимость данной работы: заключается в возможности применения материала на классных часах и уроках психологии в средней школе. Для развития внимания и работоспособности учащихся. Продуктом работы являются буклет «Рекомендации для повышения работоспособности учащихся с разным типом восприятия».
Новизна: данные исследования впервые проводились с участием учащихся 8с класса МБОУ «СОШ №9 г. Лесосибирска».
Методы:
1. Аналитический.
2. Эксперимент.
3. Эмпирический.
4. Моделирование.
1.1. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
В данной работе была сделана попытка, рассмотреть феномен внимания, его характерные особенности, ознакомиться результатами тестов на определение качества внимания, привести примеры упражнений для коррекции внимания. Нами была прослежена динамика показателей произвольного внимания 23 учащихся 8с класса МБОУ «СОШ №9» в процессе обучения. Были исследованы такие характеристики внимания как: избирательность, концентрация и переключение. Первым этапом нашей работы была регистрация показателей избирательности внимания. То есть выявлялась способность производить отбор необходимой в данный момент информации и удержания на ней внимания. Показатели избирательности внимания были получены после обработки теста Мюнстерберга, в котором были напечатаны построчно буквы и слова. Респонденты должны были подчеркнуть в предложенном тексте 25 слов, стараясь не допустить ни одного пропуска. Работать нужно было быстро, так как время, затраченное, на выполнение задания фиксировалось. Высокий уровень избирательности внимания был зарегистрирован у 4% респондентов, средний у 69% и ниже среднего у 27%. Концентрация внимания оценивалась по методике Пьерона – Рузера. Концентрация внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. В тесте были изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг и ромб. Необходимо было расставить как можно быстрее знаки в эти геометрические фигуры. В квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – восклицательный знак и в ромб – точку. Знаки респонденты расставляли подряд построчно. Показателем являлось - количество обработанных за 60 секунд геометрических фигур. Результаты соотнесли со шкалой. Очень высокий и высокий уровень концентрации внимания показали 0% респондентов, средний 4%, низкий 22%, и очень низкий 74%. Следующим этапом нашей работы была регистрация показателей переключения внимания с помощью Модифицированной таблицы Шульте. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха. Исследование содержало три серии, которые следовали друг за другом. В первой серии испытуемому предлагали назвать и указать черные цифры в возрастающем порядке, во второй – красные цифры в убывающем порядке. В третьей серии он должен называть и указывать то черные, то красные цифры попеременно, причем черные, как и в первой серии, должны быть названы в возрастающем порядке, а красные – в убывающем. Перед началом каждой серии делали перерыв в 3-4 минуты для отдыха испытуемого. В ходе обработки результатов устанавливали время переключаемости внимания. Время переключения внимания, подсчитывали как разность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых. Показатель времени переключения "Т" подсчитывали по формуле: Т = Т3 – (T1+T2) Где:T1 – время, потраченное испытуемым на выполнение первой серии; Т2 – время, потраченное на выполнение второй серии; Т3 – время, потраченное на выполнение третьей серии. Уровень развития у испытуемого переключаемости внимания определяли с помощью таблицы. В результате мы получили следующие показатели: высокий уровень показали лишь 1% респондентов, средний 48%, низкий 51%. Таким образом, регистрация показателей произвольного внимания респондентов показала, что у одних участников эксперимента высокий уровень, а у других низкий (Приложение 4).
Далее мы решили исследовать взаимосвязь показателей внимания респондентов с их суточным хронотипом, темпераментом, типом восприятия, чтобы выяснить, причину таких разных результатов. Известно, что с хронотипом связаны определенные черты характера, показатели здоровья и адаптационных возможностей. Поэтому следующим этапом нашей работы мы провели тестирование на определение суточного хронотипа. Хронотип – это характеристика работы организма, его работоспособности и определение пика активности для каждого конкретного человека. Хронотип передается по наследству. Это такой же генетически запрограммированный показатель, как, например, цвет глаз или цвет волос. Например, «совы» в большей степени, чем «жаворонки», подвержены риску возникновения сердечно - сосудистой патологии, однако их биоритмы более пластичны, и они лучше приспосабливаются к новым режимам жизнедеятельности. У «жаворонков» многие показатели здоровья лучше, чем у «сов», но они более консервативны. В результате проведённого эксперимента среди учащихся 8с класса к хронотипу «совы» относится 52%, их умственная работоспособность выше с 17.30 до 2.30, «голуби» - 44%, их работоспособность сохраняется с 11.30 до 15.30, «жаворонки» – 4%, их умственная работоспособность выше с 11.00 до 14.00. Для определения хронотипа использовали методику Хорна – Остберга. Участникам эксперимента предлагалось ответить на восемь вопросов, затем ответы суммировались и соотносились со шкалой.
Определение темперамента участников исследования проводили по методике
Ю. Романова. На листе бумаги они отвечали на 20 вопросов предложенных в тесте. Им нужно было выбрать вариант ответа предложенный под буквами «а», »б», «в», «г». Пройдя тест, число ответов под буквами «а», «б», «в», «г». Затем каждую полученную цифру умножали на пять, и получали процентное содержание ответов. После этого доминирующий показатель соотносили со шкалой: «а» - холерик, «б» - сангвиник, «в» - флегматик, «г» - меланхолик. Получились следующие результаты: меланхолики – 37%, сангвиники – 23%, холерики – 20%, флегматики – 20%. Темперамент накладывает отпечаток на скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; темп и ритм деятельности и поведения. Меланхолик на уроках спокоен, способен контролировать свое поведение, не вскакивает, не кричит. Болезненно чувствителен, мнителен, быстро утомляется. Школьник-сангвиник очень живой, непоседливый, активный. На интересных для него занятиях часто желает высказаться, проявляет инициативу. Для детей флегматиков характерно медленное протекание мыслительных и речевых процессов. Внимание у флегматиков характеризуется слабой устойчивостью и переключаемостью. Речь маловыразительная и неторопливая. У холериков мыслительные процессы протекают энергично и характеризуются устойчивым вниманием. Такие учащиеся быстро запоминают информацию, рассказывают и пересказывают с одного раза.
У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Если знать к какому типу восприятия относится человек, будет легче донести до него информацию. Люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения – визуалы. Таких ребят в 8с классе оказалось 17%. Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. С таким типом восприятия 49% учащихся. Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их умении слушать и хорошо запоминать сказанное, как в разговоре, так и на уроках. Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убеждать собеседника в разговоре с ним. Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через обоняние, осязание и вкус. Они стремятся потрогать, ощупать, попробовать предмет на вкус. Значима для кинестетиков и двигательная активность. В речи таких людей часто встречаются слова, описывающие ощущения «мягкий», «по моим ощущениям», «хватать».Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.). С таким типом восприятия оказалось 4% учащихся. Среди обследованных учащихся так же были аудиалы-кинестетики- 30%
После обработки результатов мы заметили, что лучшие показатели избирательности, концентрации и переключения внимания показали респонденты по типу восприятия - аудиалы. По типу темперамента лидирующими показателями являлись учащиеся по темпераменту меланхолики, а по хронотипу – совы (Приложение 1). После коррекции типа восприятия показатели произвольного внимания были улучшены. Коррекцию проводили с помощью методик эксперта по современным методикам обучения Олега Валерьевича Козловского. После проведения тренингов результаты тестов по избирательности внимания были улучшены у –22% учащихся. С прежними показателями остались 16 испытуемых – 70%. По итогам тестирования после тренинга были так же 2 респондента (8%), у которых показатели стали ниже. После проведения тренингов показатели тестов по концентрации внимания улучшили 9 респондентов – 43%. На прежнем уровне остались 10 испытуемых – 48%. Ухудшили свой результат 1участник (9%) по хронотипу «жаворонок». Это объясняется тем, что тренинг проводился во второй половине дня, у данного участника была снижена работоспособность. (Приложения 2,4) Показатели переключения внимания имели следующую динамику. Если до коррекции переключения внимания с предложенным тестом не справились 7 учащихся (30%), то после тренинга с тестом справились 100% учащихся, а повысили показатели 34%.
II.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования особенностей произвольного внимания учащихся 8 с класса подтвердили нашу гипотезу о том, что коррекционная программа по типу восприятия способствует улучшению показателей произвольного внимания. Были исследованы такие характеристики внимания как: избирательность, концентрация и переключение.
Регистрация стартовых показателей избирательности внимания показала, что высокий уровень избирательности внимания был зарегистрирован у 4% респондентов, средний у 69% и ниже среднего у 27%.
Исходные показатели концентрации внимания участников эксперимента были следующими: очень высокий и высокий уровень концентрации внимания - 0% респондентов, средний - 4%, низкий - 22%, и очень низкий- 74%.
По результатам переключения внимания получилось следующее: высокий уровень показали лишь 1% респондентов, средний 48%, низкий 51%
По хронотипам респонденты разделились на «совы» - 52%, «голуби» - 44%, «жаворонки» – 4%, а по типу восприятия визуалы - 17%, аудиалы - 47%, кинестетики - 10%, аудиалы-кинестетики - 26%. По темпераменту следующие результаты: меланхолики – 37%, сангвиники – 23%, холерики – 20%, флегматики – 20%.
Соблюдение специальных условий жизнедеятельности и выполнение специальных упражнений увеличивает динамику развития интеллектуальных способностей подростков, улучшает качество усвоения учебного материала. После проведения тренингов по коррекции восприятия результаты тестов по избирательности внимания были улучшены у –22% учащихся, показатели концентрации внимания у 43%.
Только воздействуя на разные сенсорные системы, употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определённые эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником. Вне зависимости от ведущей модальности человек лучше всего запоминает тот материал, который задействует все анализаторные системы!
Нельзя заставлять: кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идёт более прочное запоминание материала; аудиалу нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного задания издаёт звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием; визуалу необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андронова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967. – 215 с.
2. Ашофф Ю. Биологические ритмы. – М.: Мир, 1984. – 450 с.
3. Вайнер, Э.Н. Валеология / Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 232с. 4. Ворсина, Г.Л. Практикум по основам валеологии и школьной гигиены / Г.Л.Ворсина, В.Н. Калюнов. – Минск: Тесей, 2008. – 244с.
4. Виленский М.Я., Русанов В.П. Оптимизация умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле // «Друг здравия», 1999. – № 6. – С. 48–50.
5. Детари Л., Карцаш В. Биоритмы. – М.: Мир, 1984. – 160 с.
Приложение 1
Таблица 1
Таблица индивидуальных данных:
Тест № 1 |
Тест №2 |
Тест№3 |
|||||||
Темперамент – хронотип – тип восприятия |
Кол-во слов |
Время |
Кол-во фигур |
Кол-во ошибок |
Первая серия |
Вторая серия |
Третья серия |
Т |
|
1. Сангвиник – сова–аудиал/ кинестетик |
22 |
120 |
82 |
4 |
52 |
53 |
268 |
163 |
|
2. Меланхолик – голубь-кинестетик |
20 |
120 |
60 |
1 |
93 |
45 |
168 |
27 |
|
3. Холерик – сова - аудиал |
23 |
120 |
72 |
0 |
61 |
50 |
233 |
122 |
|
4. Меланхолик –голубь - аудиал |
17 |
120 |
49 |
0 |
93 |
61 |
_ |
_ |
|
5. Флегматик – голубь – аудиал/ кинестетик |
20 |
120 |
60 |
0 |
60 |
70 |
294 |
164 |
|
6. Сангвиник / флегматик – голубь - аудиал |
24 |
120 |
55 |
0 |
56 |
36 |
194 |
102 |
|
7. Меланхолик – голубь – аудиал/ кинестетик |
21 |
106 |
60 |
0 |
65 |
47 |
_ |
_ |
|
8. Сангвиник – голубь - визуал |
22 |
120 |
60 |
0 |
110 |
56 |
233 |
67 |
|
9. Флегматик – голубь - визуал |
- |
- |
- |
- |
47 |
33 |
188 |
108 |
10. Сангвиник – сова - аудиал |
23 |
120 |
64 |
0 |
- |
- |
- |
- |
||||||
11. Сангвиник – сова - аудиал |
- |
- |
- |
- |
34 |
32 |
135 |
69 |
||||||
12. Флегматик сова – аудиал/ кинестетик |
15 |
120 |
45 |
0 |
106 |
58 |
- |
- |
||||||
13. Флегматик/ сангвиник – сова - аудиал |
23 |
120 |
70 |
0 |
56 |
63 |
303 |
184 |
||||||
14. Сангвиник – жаворонок - аудиал |
22 |
100 |
65 |
0 |
83 |
56 |
222 |
83 |
||||||
15.Меланхолик/сангвиник – сова - аудиал |
21 |
89 |
62 |
0 |
44 |
54 |
176 |
78 |
||||||
16. Сангвиник – сова - визуал |
21 |
120 |
58 |
0 |
53 |
42 |
- |
- |
||||||
17.Меланхолик– сова - визуал |
25 |
87 |
62 |
0 |
42 |
33 |
_ |
_ |
||||||
18. Флегматик – голубь - визуал |
21 |
113 |
53 |
0 |
86 |
56 |
312 |
170 |
||||||
19. Сангвиник/ флегматик – голубь – аудиал/ кинестетик |
25 |
120 |
43 |
0 |
60 |
55 |
- |
- |
||||||
20. Сангвиник – голубь - аудиал |
11 |
120 |
49 |
0 |
74 |
85 |
247 |
88 |
||||||
21. Холерик – сова - аудиал |
22 |
120 |
81 |
0 |
60 |
51 |
240 |
125 |
||||||
22. Меланхолик –сова - аудиал |
15 |
120 |
51 |
4 |
83 |
68 |
300 |
149 |
||||||
23. Сангвиник-голубь – аудиал/ кинестетик |
16 |
120 |
64 |
0 |
46 |
54 |
230 |
130 |
Приложение 2
Таблица 2.
Таблица показателей внимания после тренинга
№ п/п |
Темперамент – хронотип – тип восприятия |
Тест № 1 |
Тест №2 |
||
Кол-во слов |
Время |
Кол-во фигур |
Кол-во ошибок |
||
1 |
сангвиник – сова – аудиал/кинестетик |
25 |
120 |
85 |
3 |
2 |
меланхолик – голубь - кинестетик |
25 |
190 |
70 |
0 |
3 |
холерик – сова - аудиал |
25 |
122 |
86 |
0 |
4 |
меланхолик –голубь -аудиал |
23 |
120 |
50 |
0 |
5 |
флегматик – голубь - аудиал/кинестетик |
23 |
56 |
89 |
0 |
6 |
сангвиник / флегматик – голубь – аудиал |
25 |
145 |
72 |
0 |
7 |
меланхолик – голубь – аудиал/кинестетик |
23 |
140 |
67 |
0 |
8 |
сангвиник – голубь – визуал |
25 |
120 |
100 |
0 |
9 |
флегматик – голубь - визуал |
24 |
126 |
60 |
0 |
10 |
Сангвиник – сова - аудиал |
20 |
133 |
52 |
0 |
11 |
сангвиник – сова –аудиал |
||||
12 |
флегматик – сова - аудиал/кинестетик |
23 |
206 |
98 |
1 |
13 |
флегматик/ сангвиник – сова – аудиал |
23 |
134 |
87 |
0 |
14 |
сангвиник – жаворонок – аудиал |
21 |
120 |
53 |
0 |
15 |
меланхолик/ сангвиник – сова–аудиал |
25 |
120 |
80 |
0 |
16 |
сангвиник – сова - |
||||
17 |
меланхолик – сова - визуал |
24 |
117 |
82 |
0 |
18 |
флегматик– голубь – визуал |
25 |
58 |
58 |
0 |
19 |
сангвиник/ флегматик – голубь - аудиал/кинестетик |
24 |
99 |
53 |
0 |
20 |
сангвиник – голубь – визуал |
23 |
233 |
53 |
0 |
21 |
холерик – сова – аудиал |
24 |
123 |
82 |
0 |
22 |
меланхолик – сова - аудиал |
25 |
184 |
80 |
0 |
23 |
сангвиник – голубь - аудиал/кинестетик |
23 |
268 |
65 |
0 |
Избирательность внимания |
Концентрация внимания |
Переключение внимания |
||||||
Респондент |
Уровень результата (до) |
Уровень результата (после) |
Уровень результата (до) |
Уровень результата (после) |
Уровень результата (до) |
Уровень результата (после) |
||
|
|| |
|| |
I |
I |
II |
II |
||
|
|| |
| |
I |
II |
I |
II |
||
|
|| |
|| |
III |
III |
II |
II |
||
|
| |
|| |
I |
I |
I |
II |
||
|
|| |
||| |
I |
III |
II |
II |
||
|
|| |
|| |
I |
II |
II |
I |
||
|
|| |
|| |
I |
II |
I |
I |
||
|
|| |
|| |
I |
V |
I |
II |
||
|
|| |
|| |
I |
I |
II |
II |
||
|
|| |
|| |
II |
I |
I |
II |
||
|
|| |
|| |
II |
I |
II |
|||
|
| |
| |
I |
III |
I |
II |
||
|
|| |
|| |
III |
III |
III |
III |
||
|
|| |
|| |
II |
I |
II |
II |
||
|
|| |
|| |
I |
III |
II |
II |
||
|
|| |
|| |
I |
I |
II |
|||
|
||| |
|| |
I |
III |
I |
II |
||
|
|| |
|||| |
I |
I |
II |
II |
||
|
| |
||| |
I |
I |
I |
II |
||
|
| |
| |
I |
I |
II |
II |
||
|
|| |
|| |
III |
III |
II |
II |
||
|
| |
|| |
I |
III |
II |
II |
||
|
| |
| |
II |
II |
II |
II |
Приложение 3
Таблица 3.
Сравнительная таблица результатов произвольного внимания до и после коррекци
Приложение 4
Избирательность внимания коррекции
Диаграмма 1.
Концентрация внимания
Диаграмма 2.