Выявление причин нарушения зрения школьников в условиях севера (на примере обучающихся Усть-Нерской гимназии Оймяконского района и СОШ №33 г. Якутска)

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Выявление причин нарушения зрения школьников в условиях севера (на примере обучающихся Усть-Нерской гимназии Оймяконского района и СОШ №33 г. Якутска)

Халитуева  Р.С. 1Сафин  Т.Р. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33 им. Л.А. Колосовой»
Сафина  Е.Ф. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33 им. Л.А. Колосовой»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Жизнь человека - постоянное и активное взаимодействие с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств, важнейшим из которых является зрение. Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Подсчитано, что 95% информации о внешнем мире мы получаем теперь благодаря зрению (1) информации, воспринимаемой из внешнего мира. Потеря зрения, особенно в детском возрасте – это трагедия. Дети страдают от необходимости носить очки, их общение со сверстниками затрудняется. Вопрос, касающийся зрения меня очень заинтересовал, потому что у меня плохое зрение и в результате – я в очках. Но из класса я не одна, еще 5 моих одноклассников имеют помощников для хорошего зрения – очки.

Известно, что человеческий глаз имеет форму шара, из–за этого его иногда называют глазным яблоком (рис.1) Диаметр глаза – 2,5 см, вес около 7 – 8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, стенки которой образованы костями черепа. Глаз человека представляет собой сложную оптическую систему, которая состоит из роговицы, хрусталика и стекловидного тела. Преломляющая сила глаза (прохождение луча света через прозрачные среды и изменение его направления) зависит от состояния оптической системы глаза у данного человека. Механизмы работы глаза сходны с фотоаппаратом. Глаз сам может производить фокусировку, чтобы видеть близкие и отдаленные предметы (рис.2).

Строение глаза Рисунок 1. Восприятие нормальным зрением

Рисунок 2

Рассматривая строение глаза мы видим, что глаз имеет сложную структуру, в которой все части взаимосвязаны и повреждение одной из них ведет к развитию заболеваний глаз. (2)

По данным Всемирной Организации Здравоохранения:

- в мире 45 млн. человек лишены зрения;

- 135 млн. страдают различными дефектами зрения;

-до 75 млн. человек на планете по прогнозам увеличится к 2020г. количество слепых людей;

-слабовидящих до – 200 млн. человек;

-каждую минуту в мире слепнет один ребёнок;

-каждые пять секунд - взрослый;

-в России каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения;

-более миллиона российских детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения;

-по данным общероссийской статистики: среди первоклассников близоруких – 3%, среди школьников 3-х классов – 10%, в 9-м классе этим заболеванием страдают уже 16% мальчиков и девочек, и часто в высокой степени;

-около 20% выпускников школ страдают так называемой «школьной», прогрессирующей близорукостью.

Цель работы:

путем систематизации и обобщения разрозненной информации из разных источников подробно изучить и проанализировать причины возникновения нарушения зрения у детей.

Задачи:

 

изучить и проанализировать методику изучения причин нарушения зрения в разных источниках информации;

 

провести практическую работу по выявлению причин нарушения зрения ( анкетирование среди обучающихся, родителей, педагогов);

 

провести анализ полученных результатов и сравнительный анализ из разных источников информации;

 

выявить особенности причин нарушения зрения школьников в условиях севера и Полюса холода;

 

подготовить информацию о мерах профилактики нарушений зрения;

 

провести просветительскую работу среди гимназистов, их родителей и педагогов по гигиене зрения.

Гипотеза: соблюдение элементарных правил гигиены помогут сохранить зрение у школьников.

Объект исследования:

обучающиеся Усть-Нерской гимназии и СОШ №33 г. Якутска

Предмет исследования: зрение учащихся гимназии и СОШ №33

Для решения задач данного исследования использовались следующие методы исследования: анализ научных работ по теме исследования, наблюдение, сравнение и анализ.

Задачи исследования, их решение и логическая последовательность определили структуру и содержание исследовательской работы: введение, две главы, заключение, информационные ресурсы, приложения.

I. Основная часть

1.1 Виды нарушения зрения и их проявления

Проанализировав учебную и дополнительную литературу, мы выяснили, что зрение у детей формируется по мере их роста и имеет свои особенности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит от 1-го до 5-го года жизни. Рост глазного яблока продолжается до 14-15 лет. К этому времени длина оси глаза становится в среднем 24 мм. Соответственно с этим меняется и преломляющая сила глаза, что сказывается на способности глаза видеть предметы четко - остроте зрения. Острота зрения равняется 1.0 D (диоптрии), формируется у детей не сразу, а зависит от возраста. Так, при рождении большинство детей склонны к дальнозоркости, и только с 6-ти лет увеличивается число детей с нормальным зрением.

Однако, от 3-х до 7-ми лет причиной понижения зрения у детей бывает близорукость. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями.

Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы.

Окружающий нас мир виден четко и ясно, когда все отделы зрительного анализатора работают гармонично и без помех. Но может наступить момент, когда, например, тускнеют и блекнут краски или границы предметов становятся размытыми, а иногда появляются искажения или темные «завесы» перед глазами и т.д. - это, значит, произошло нарушение работы зрительного анализатора и пришла болезнь. Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это близорукость, дальнозоркость, астигматизм (5).

1. Близорукость (миопия)

Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению (7,8).

В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко (рис.3).

Близорукость Рисунок 3

Мир близорукого человека Рисунок 4

Близорукость:

-лучи фокусируются не достигая сетчатки;

- удлиненное глазное яблоко;

-сильно выпуклый хрусталик.

Признаки близорукости:

-ухудшение зрения вдаль;

-быстрое утомление глаз при зрительной работе на близком расстоянии;

-при рассматривании удалённых предметов прищуривают глаза;

-при чтении и письме приближают глаза к тексту (рис 4).

2. Дальнозоркость (гиперметропия)

В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.

Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой (рис.5,6)

Дальнозоркость Рисунок 5

Мир дальнозоркого человека Рисунок 6

Дальнозоркость:

-лучи фокусируются за сетчаткой;

- укорочено глазное яблоко;

-уплощенный хрусталик.

3. Астигматизм (дефокусировка)

Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы.

Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии (рис.7).

Астигматизм Рисунок 7

1.2. Миопия (близорукость): особенность, причины, профилактика

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость или миопия.

К основным факторам, стимулирующим миопию у школьников, считается

- недостаточное освещение рабочего места в школе (особенно при искусственном освещении) и дома во время приготовления уроков и чтения.

- неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий.

- неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует ослаблению зрения (7,8).

- увеличение интенсивности зрительных нагрузок.

- доступность электронных средств обучения (9)

С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций.

Ориентировочно можно считать, что на долю миопии слабой, средней и высокой степени приходится 82 %, 12 % и 6 % соответственно.

Первым признаком миопии является понижение зрения, которое коррегируется до нормального уровня отрицательными линзами.

Вопрос о причинах развития близорукости, считают профессора Данилевский А.Ч. и Пильман Н.И., прошел за последние полтора столетия ряд этапов, из которых выделяют четыре основных: наследственный, неблагоприятные условия окружающей среды, наследственно-биологический. Связанно это не только с повышением нагрузки в школе, но, в большей степени,с появлением компьютеров и телефонов. Современные школьники не представляют своей жизнибез гаджетов и совершенно не задумываются о последствияхРазвитие близорукости у школьников определяется переплетением множества самых разных условий и отдельных факторов (10)

По обобщенным данным, близорукость среди детей школьного возраста колеблется в пределах 2,3 – 13,8 %, а среди выпускников школ – 3,5 – 32,2 %.

2.1. Методика проведения исследования нарушений зрения

Для решения второй задачи мы провели анкетирование среди обучающихся, педагогов, родителей. На основании опроса были составлены таблицы, диаграммы и проведен сравнительный анализ.

2.2. Результаты мониторинга на примере обучающихся Усть-Нерской гимназии и СОШ №33 г. Якутска

Сначала мы сравнили данные общероссийской статистики нарушения зрения среди обучающихся и данные по гимназии и СОШ №33:

 

1класс

3класс

9класс

11класс

Общероссийск

данные

3%

10%

16%

20%

Данные по УНГ

4%

13%

19%

50%

Данные по СОШ №33

4%

11%

21%

47%

 

И мы решили найти причины такой разницы данных общероссийской статистики и данных по гимназии и СОШ №33 (Приложение А)

В ходе анкетирования было предложено ряд вопросов для выяснения следующих сведений: соблюдают ли ребята гимназии и школы элементарные правила гигиены зрения? По составленной анкете было предложено ответить ребятам 2-11 классов гимназии и школы. В анкетировании приняло участие около 140 ребят всех классов в каждом учреждении.

Также в анкетировании приняло участие по 20 родителей учеников 7 класса гимназии и 8 класса СОШ №33, педагоги гимназии и школы.ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Было проведено анкетирование среди обучающихся:

Хорошее ли у тебя зрение? Да; нет;

Носишь ли ты очки? Да; нет;

Носят ли очки родители? Да; нет;

Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?

Сколько времени ты проводишь за компьютером или телефоном?

Есть ли на рабочем столе у тебя дома настольная лампа? Да; нет;

Делаешь ли ты ежедневно гимнастику для глаз? Да; нет;

Кто такой офтальмолог?

Результаты анкетирования обучающихся:

1.Исследование проводилось среди учеников начальных классов гимназии и в школе №33 г. Якутска. Мы сравнили данные, по которым можно сделать следующие выводы: плохое зрение имеют на 3% больше ученики гимназии и по 6% из них не носят очки. 56 учеников школы №33 отметили, что у них плохое освещение рабочего места, в то время как гимназисты – только 27%. Более чем на 14% больше учеников делают гимнастику для глаз в гимназии, хотя за компьютером проводят больше времени на 3%, чем в школе №33.

Анкетирование среди родителей:

Носите ли очки Вы? Да; нет;

Сколько времени ваш ребенок тратит навыполнение домашнего задания?

Хорошее ли зрение у вашего ребенка?

да; нет;

Носит ли он (она) очки да; нет

Делает ли перерывы при выполнений заданий? да; нет; иногда;

Сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером и телефоном в день?

Достаточно ли хорошо освещено рабочее место вашего ребенка? Да; нет;

Делает ли ты ваш ребенок ежед-невно гимнастику для глаз? Да; нет;

Результаты анкетирования родителей 7 класса УНГ и 8 класса СОШ №33:

 

УНГ

СОШ №33

Плохое зрение у детей

30%

34%

Носят очки

6%

6%

Перерывы при выполнении дом.задания

43%

47%

Работают без перерыва

35%

43%

Делают гимнастику для глаз

27%

31%

Рабочее место достаточно освещено

85%

88%

Анкетирование среди педагогов:

Учитываете ли Вы рекомендации офтальмолога при рассадке детей в классе?

да; нет;

Чередуете ли Вы виды заданий (устно, письменно) при работе на уроке с учащимися? Да; нет;

Следите ли за осанкой учащихся на уроке?

да; нет

Делаете ли физ. минутки на уроке?

да; нет;

Делаете ли физ. минутки для глаз на уроке?

да; нет;

Хорошее ли освещение в классе?

да; не очень;

Сколько времени в день в среднем должен тратить учащийся Вашего класса на выполнение домашнего задания?

Класс- время

Результаты анкетирования педагогов:

1.100% педагогов наших школ учитывают рекомендации офтальмолога, чередуют виды заданий на уроке, следят за осанкой, проводят физминутки.

2.от 70% до 75% педагогов следят за осанкой детей на уроках и делают с учащимися гимнастику для глаз на уроке.

3. 80-85% педагогов отмечают, что в классах освещение нормальное.

4.До 1,5-2 часов ребенок должен тратить на выполнение домашнего задания.

Следующим этапом работы стал опрос взрослого населения о значении для хорошего зрения витаминов и продуктов, содержащих витамины. Был задан вопрос: применяют ли какие-то народные средства для восстановления и поддержания зрения? Было опрошено по 50 взрослых жителей поселка Усть-Нера и г. Якутска.

Результаты опроса по применению продуктов и витаминов (17),

которые влияют на зрение показали, что 30-35% опрошенных считают, что помогают витамины, по 15% - морковь, рыба, черника, 10% - морепродукты.

Последним этапом работы были результаты по систематическому применению специальных упражнений для предупреждения болезни глаз у детей (разработаны профессором Э.С. Аветисовым и Е.И. Ливадо в НИИ глазных болезней им. Гельмгольца) (11). Упражнения проводились среди учеников 7 класса УНГ и 8 класса СОШ №33 на протяжении одного месяца. По результатам опроса 20 учеников УНГ из 23/ 87% и 29 из 35/83% отметили, что уменьшилось жжение глаз после прочтения больших текстов. Из 6 учеников УНГ и 11 СОШ №33, имеющих плохое зрение все отметили, что меньше устают глаза при работе с учебником.

Заключение

Исходя из полученных данных по всем анкетам, можно сделать следующие выводы:

1.Многие учащиеся не выполняют гимнастику для глаз, что отрицательно влияет на процесс восстановления зрения, способствует расслаблению и укреплению зрительных мышц.

2.Существуют наследственные факторы, влияющие на снижение зрения у детей.

3.Некоторые учащиеся не соблюдают режим зрительных нагрузок, проводя много времени за компьютером и телефоном, что приводит к переутомлению глаз.

4.Некоторые родители недостаточно ограничивают по времени своих детей в работе за компьютером.

5.Не все учащиеся имеют достаточное освещение для работы за письменным столом как дома, так и недостаточное освещение в школе.

6.Сравнивая результаты анкетирования обучающихся УНГ и СОШ №33 можно сделать следующие выводы: ученики г. Якутска более часто заняты в учреждениях дополнительного образования, поэтому меньше проводят времени за компьютером.

В осеннее - зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние задания выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности необходимо включать искусственное освещение. Плохое освещение так же влияет на остроту зрения.

7.Исходя из того, что наибольший процент нарушения зрения наблюдается у обучающихся Усть-Нерской гимназии, можно сделать вывод, что это связано, видимо, с особенностями светового режима и питания. Климатические условия Оймяконского района отличаются особой неравномерностью инсоляции (смена полярной ночи полярным днем), сочетающейся с большой интенсивностью солнечного света. Большая неравномерность световых условий в период полярного дня и полярной ночи, переход от условий полной темноты к сумеркам, от естественного освещения к искусственному, связаны с частой переадаптацией глаза. Все это оказывает непосредственно неблагоприятное влияние на зрение. Поэтому, из разных источников литературы были собраны рекомендации учителям, ученикам и их родителям по сохранению зрения.

Информационные ресурсы

1.Иванова Е.Е. Гигиенические основы обучения и воспитания детей в школе /Актуальные вопросы охраны здоровья и профилактики заболеваний ушкольников: Методические рекомендации для учителей. /Под ред. А.Д.Петрушина. -Тюмень: Б.и., 1992. -С.23-26.

2.Биран В.П.Зрение - дар бесценный. (Советы офтальмолога юному спортсмену) - М.: «Медицина», 2006.

3.Абрамов В.Г. Основные заболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности. -М.: Изд-во «Мобил», 1993. -493с.

4.Абрамов В.Г., Вакурин Е.А., Маркичева H.A. Рефракция и аккомодация глаза человека. Программированноепособие. -Иваново, 1991. -120с.

5.Ковалевский Е.И. Глазные болезни. - М.: «Медицина», 1980.Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: «Просвещение», 1990.

6.Аветисов Э.С., Мац К.А. Метод тренировки цилиарной мышцы при ослабленной аккомодации.// Материалы научной конференции по вопросам профилактики, патогенеза и лечения заболеваний органа зрения у детей. -М.: 1971.-С. 60-65.

7.Аветисов Э.С. Близорукость, -М.: Медицина, 1986. -238с.

8.Аветисов Э.С. Предупреждение близорукости у детей. -М.: Медицина, 1966. -208с.

9.СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”

10.Уфимцева Л.Ф.Для профилактики близорукости.-Начальная школа, 1993.-№2.-С. 14-15

11. Специальные упражнения для предупреждения болезни глаз у детей (разработаны профессором Э.С. Аветисовым и Е.И. Ливадо в НИИ глазных болезней им. Гельмгольца) Изд. «Медицина». 1999.

12.Энциклопедия «Терра-Спорт», Олимпия Пресс, 2000.

13.Большая Энциклопедия Эрудита, «Махаон», 2011.

14.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2010 год.

15.Энциклопедия «Мне интересно все» 2006. (DVD)

16.Детская энциклопедия «Хочу все знать».

17.Лечебный справочник «Домашний доктор». Изд. Эксмо Москва 2002 год.

18.Глушкова Е. К., “Береги зрение”, Медицина, 1987.

19.Справочник офтальмолога. Спецлитература, 2006

20.Интернет ресурсы: http://www.horosheezrenie.ru; http://www.proglaza.ru; http://www. ZdoкovyeGlaza.ru; http://www.ozrenie.ru; http://www.narushenie-zreniya. http://www.niigb.ru html//prichinyifakty/glaza

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Хорошо ли освещено рабочее место?

Делаете ли вы зарядку для глаз?

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Сколько времени проводите за компьютером?

Просмотров работы: 466