«Ещё в начале ХХ века В.И.Вернадский предупреждал, что наступит время, когда людям придётся взять на себя ответственность за развитие человека и природы»
(из выступления В.В.Путина на заседании Государственного совета по вопросу об экологическом развитии РФ в интересах будущих поколений 27 декабря 2016 года)
Введение
Экологическое состояние окружающей среды ежегодно ухудшается, поэтому наше поколение должно обратить на это особое внимание. Экологические проблемы, а также необходимость их решения проявили совершенно новое направление в образовании - экологическое. Одним из ведущих принципов экологического образования становится принцип непрерывности. Экологическое образование подразумевает не только взаимосвязь процесса обучения и воспитание, но и развитие человека в течение всей его жизни.
Непрерывность и интенсивность развития экологического образования, воспитание экологической культуры уже много лет является актуальной задачей современного общества и рассматривается как одно из важных средств решения глобальных экологических проблем.
Постановка проблемы: Процесс формирования навыков экологической культуры возможен только при непрерывности процесса воспитания, а личное участие каждого в общем деле способствует становлению экологической культуры, как важной нравственной категории.
Гипотеза: Если учащиеся старших классов будут участвовать в экологическом воспитании младших школьников, то они поймут, насколько важен их личный пример и осознают свою ответственность перед подрастающим поколением. Для младших школьников старшеклассники станут примером, возникнет понимание, что старшим не безразлична проблема сохранения окружающей среды.
Объектом исследования являются дети школьного возраста села Курумкан.
Предметом исследования являются проблемы формирования навыков экологической культуры детей школьного возраста села Курумкан.
Тип проекта: Коллективный творческий.
Цель проекта: Способствовать формированию экологической культуры через объединение учащихся в экологическом проекте на основе анализа проблем экологического воспитания школьников.
Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
1. Выявить проблемы формирования экологических навыков, возникающие в школе.
2. Провести обсуждение с учащимися средних и старших классов наиболее эффективных приёмов экологического воспитания младших школьников.
3. Создать творческую группу, осуществляющую координацию участников проекта.
4. Организовать совместную работу старших и младших школьников.
5. Организовать выпуск и распространение совместного продукта.
6. Определить перспективы развития проекта.
7 .Опубликовать результаты проекта на сайте «Мы Вместе».
Практическая значимость: исследовательская часть проекта помогла выявить проблемы формирования экологической культуры в младших и средних классах. Полученные в ходе исследования результаты позволили реализовать практическую часть проекта, которая была направленная на реализацию преемственности в школьном экологическом воспитании.
Актуальность: одним из важнейших принципов экологического образования является принцип непрерывности. Под этим понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Особенно это важно в младшем возрасте, когда происходит становление личности. В младшем возрасте дети учатся отделять плохое от хорошего, правильные поступки от неправильных.
Непрерывность и интенсивность развития экологического образования, воспитание экологической культуры уже много лет остаётся актуальной задачей всех образовательных учреждений.
Проект объединяет детей разных возрастов. Участие в совместной творческой деятельности позволяет усилить эффект личностного отношения и ответственности к своему экологическому поведению.
Новизна проекта: Исследовательская часть проекта была направлена на выявление проблем, которые возникают в школьном возрасте при формировании навыков экологической культуры. На основе полученных данных были определены формы коррекционной работы.
Во время реализации проекта ребята из младших, средних и старших классов учатся самостоятельно создавать продукты проекта, взаимодействуя друг с другом. Учащиеся младших классов учатся анализировать поступки героев сказок и делать самостоятельные выводы. Учащиеся средних классов осваивают новые виды творческой деятельности, которые реализуют вместе с учащимися старших и младших классов. Старшеклассники учатся проектировать и организовывать совместную деятельность, координировать работу младших звеньев, оказывая им поддержку.
В процессе создания сказок, мультфильмов, исследовательских дневников, песен, мультфильмов все учащиеся осознают проблемы экологии с совершенно неожиданной стороны. Глубокое эмоциональное сопереживание героям сказок, мультфильмов, песен усиливают личную мотивацию детей, позволяют задуматься об экологических проблемах. Дети учатся грамотному отношению к природе, усваивают новые экологические знания, используют собственные творческие и коммуникативные ресурсы. В общении и общем деле обогащается жизненный опыт учащихся.
Совместная творческая деятельность позволяет реализовывать экологическое воспитание детей младшего школьного возраста через эмоциональное восприятие, которое является наиболее эффективным в этом возрасте.
А для ребят средних и старших классов – это способ выражения собственных мыслей, чувств и переживаний.
В каждой истории проекта проецируются экологические проблемы, которые ребята считают наиболее важными для них лично.
Методы исследования, используемые в проекте:
Наблюдение для сбора информации;
Социальный эксперимент, мониторинг, анкетирование;
Беседа с участниками эксперимента;
Метод «мозгового штурма».
Формы работы, используемые в проекте:
1. Индивидуальная творческая работа;
2. Коллективная творческая работа;
3. Презентация материала.
Принципы проекта
Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
Принцип творческого отношения к делу.
Принцип добровольности участия в делах.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
Реализация проекта
этап – Подготовительный. Проведение социологического опроса. Постановка проблемы, организация творческой группы; определение цели и задач, планирование деятельности.
этап – Основной. Организация совместной деятельности младших и старших школьников. Написание и иллюстрация сказок. Выпуск творческих экологических дневников. Создание мультфильмов и мотиваторов. Сочинение и запись песен.
этап – Заключительный. Оформление и выпуск продуктов проекта. Презентация проекта на сайте «Мы Вместе».
Ожидаемые результаты
1. Вовлечение детей и взрослых в совместную творческую деятельность.
2. Создание и использование продуктов проекта в воспитательном процессе.
3. Создание системы непрерывного экологического образования на уровне школы.
Информационная поддержка: Web-сайт, Adobe Photoshop, Movie Maker, Gamtasia Studio.
Исследовательская часть проекта.
Цель данного исследования: выявить уровень сформированности экологической культуры учащихся. Исследование данной проблемы было проведено на всех ступенях обучения: начальной, средней и старшей школе.
Первое исследование имело чётко выраженную цель – увидеть эмоциональный отклик учащихся на поставленный вопрос. Вопрос был сформулирован следующим образом: «Как вы думаете, зачем нужно беречь природу?». Учащимися было дано множество разных ответов, но все они были объединены в общие группы по смысловому значению. Были получены следующие результаты:
Таблица 1
Анкетирование и опрос учащихся 1,3, 5, 7, 9,11 классов
Варианты ответов |
1 класс |
3 класс |
5 класс |
7 класс |
9 класс |
11 класс |
Природа нужна нам, чтобы жить, дышать. Даёт нам еду, пищу. Для комфортной жизни |
7 |
11 |
16 (43%) |
20 (52,6%) |
21 (37,5%) |
10 (62,5%) |
Для будущего. Для будущих поколений. |
- |
- |
2 (5,4%) |
1 (2,6%) |
18 (32,1%) |
4 (25%) |
Для сохранения животных и растений |
3 |
7 |
8 (21,6%) |
2 (5,2%) |
3 (5,3%) |
- |
Природа – это прекрасно! |
- |
- |
- |
1 (2,6%) |
- |
2 (12,5%) |
Чтобы охранять |
- |
- |
8 (21,6%) |
- |
- |
- |
Не знаю |
35 |
19 |
- |
- |
- |
- |
Большинство детей ответили, что природа нужна, чтобы жить, дышать, питаться, для комфорта. Получается, что на уровне сознания у детей сформировано потребительское отношение к природе, т.е. биологические потребности были поставлены выше всего остального. Из 42 учащихся 9 классов 32% также, как и 25% учащихся 11 классов ответили, что природу нужно беречь для будущего, что позволяет говорить о формировании у них ценностных ориентиров.
Практически большая часть учащихся 1 и 3 классов ответили, что не знают, зачем нужно беречь природу. Это говорит о низком уровне сформированности экологической культуры у младших школьников. Эти результаты могут служить индикаторами, которые показывают, что основные проблемы понимания важности охраны природы у учащихся младших классов практически не сформированы.
Насколько осознанно ребята относятся к экологии родного края, позволил выяснить следующий вопрос: «Какие экологические проблемы родного края вы можете назвать?».
Таблица 2
«Что необходимо сделать, чтобы решить данные проблемы?» |
1 класс |
3 класс |
5 класс |
7 класс |
9 класс |
11 класс |
Ужесточить законы |
- |
- |
21 61% |
16 66% |
23 71% |
14 87,5% |
Ввести более жесткие наказания |
3 |
7 |
12 35% |
8 33% |
6 18,8% |
2 12,5% |
Запретить вырубку леса |
- |
- |
1 2% |
- |
3 9% |
- |
Не знаю |
42 |
30 |
- |
- |
- |
- |
В целом ребята уверенно назвали основные проблемы: несанкционированные свалки, вырубка леса, пожары. А вот на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы решить данные проблемы?» были получены ответы, свидетельствующие, что учащиеся не проецируют решения этих проблем на себя. А, значит, личная ответственность не сформирована. Тревожным снова является показатель младших классов, которые вообще затруднились ответить на этот вопрос. Это можно объяснить либо непониманием сути вопроса, либо отсутствием осознания ответственности в вопросах охраны природы.
Получается, что уровень восприятия проблемы и уровень личного отношения к ней у детей не соответствуют друг другу. Учащимся 11 классов был задан дополнительный вопрос: «Сможет ли ваше поколение решить вопрос загрязнения окружающей среды?». Из 16 учащихся 11 класса все ответили «нет».
В рамках данного исследования был проведён социальный эксперимент, социометрия и мониторинг подсчёта мусора, брошенного учащимися в коридорах школы.
Социальный эксперимент проводился в школе в течение учебного дня на протяжении 4-х уроков, местом проведения был выбран первый этаж 1, 2 блока школы, поскольку здесь самая большая проходимость людей.
Первый эксперимент проведён с целью наблюдения за поведением детей в критических условиях. Суть эксперимента состояла в следующем: перед 1-й переменой по территории были разбросаны в хаотичном порядке смятые куски белой бумаги. Бумага была промаркирована. В ходе проведения эксперимента помощники проводили визуальное наблюдение за действием людей, проходящих по коридору. Одновременно фиксировали эмоциональное отношение людей и категории людей, убравших мусор. Перед началом третьей перемены усилили эффект, добавив дополнительно кусочки промаркированной бумаги. Продолжили фиксировать результаты.
Для чистоты эксперимента предупредили технических работников и учителей, и попросили их не убирать мусор в течение 3-х уроков. По окончании эксперимента бумага на полу была собрана и подсчитана.
Таблица 4
Данные социального эксперимента
Количество |
Убрано бумаги |
Осталось бумаги |
|
Выброшено бумаги перед первой переменой |
60 |
36 |
54 |
Выброшено бумаги перед третьей переменой |
30 |
||
Выброшено бумаги в блоке начальных классов |
35 |
- |
35 |
Визуальные наблюдения помощников показали следующее: бумагу поднимали и выбрасывали в мусорные корзины, в основном учащиеся старших классов, тогда как дети младшего возраста вообще не проявили интереса к данной проблеме. К 36 ребятам, поднявшим и выбросившим мусор обратились помощники с целью выяснить, чем был мотивирован их поступок. Данные обработали, свели ответы к общим смысловым группам.
Таблица 5
Варианты ответов |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Не знаю почему, просто так |
- |
- |
- |
2 |
5 |
8 |
5 |
Я волонтёр, член экологической группы |
- |
- |
1 |
- |
4 |
2 |
4 |
Думал, что-то интересное |
1 |
- |
2 |
2 |
- |
- |
- |
Полученные данные позволяют выявить учащихся, чей уровень сформированности динамического стереотипа экологического поведения высок - 57%. У этих ребят экологические навыки доведены до автоматизма, и они совершают действие без каких-либо усилий, т.е. для них это просто норма. 29% ребят, которые успешно прошли эксперимент делают это осознанно, так как они входят в группу волонтеров и это является для них стереотипом поведения, что тоже говорит о высоком уровне формирования экологических навыков. 14% учащихся, которые тоже успешно прошли эксперимент показали, что мотивом для их правильных действий стал простой интерес и это никак не связано с экологически грамотным поведением.
К сожалению, большинство учащихся (более 200 человек), особенно младшие школьники вообще не отреагировали на вызов, демонстрируя полное равнодушие к окружающему миру, хотя на вопрос нужно ли охранять природу отвечали 100% - да. Это для них стало лишь лозунгом. Если среди учащихся среднего и старшего звена отмечается положительная динамика, то у младших школьников навыки экологической культуры практически не сформированы.
В ходе социологического опроса, проведённого среди учащихся школы, было установлено следующее: большинство учащихся младших классов ответили, что за экологическое воспитание должны отвечать учителя. Этого же мнения придерживаются половина учащихся средних классов и 40% учащихся старших классов. С возрастом усиливается понимание того, что за экологическое воспитание ответственно общество. Примерно на одинаковом уровне участниками опроса отмечена роль родителей в экологическом воспитании.
Для исследования условий формирования экологических навыков у учащихся была проведена беседа с классными руководителями 1-11 классов. Выяснено, что экологическое воспитание проводится бессистемно, преимущественно в форме учебного занятия, примерно в год отводится 3-4 часа в воспитательных планах. В начальной школе лишь 20% занятий проводится в игровой форме и 10% на природе что недостаточно для опоры на эмоциональную сферу. Таким образом, все это не способствует формированию экологических чувств, ценностных ориентиров и потребностей. В средней и старшей школе игровые формы занятий и занятия на природе не практикуются. Существуют отдельные учебные курсы «Окружающий мир», «Биология», темы в учебном предмете «Обществознание», но доля тем, связанных с формированием экологических навыков незначительна, упор делается на содержание, а не на практику. Во внеурочное время используются активные формы работы с учащимися, такие как «Экологический клуб «Баргуты», «Волонтёрская группа «Надежда», «Школьное лесничество». В летнее время в школе работает экологический лагерь «Баргуты». Многие мероприятия организуются совместно с «Джергинским заповедником» и Домом творчества. Установлено, что участниками большинства мероприятий являются только учащиеся 5-11 классов. Таким образом, мероприятия, проводимые во внеурочное время, направлены только на среднее и большей частью старшее звено. Преемственности между ступенями начального и остальных ступеней практически не прослеживается. Что и подтверждается полученными в ходе исследования данными. Это позволило выявить основание для реализации практической части проекта.
Практическая часть проекта
I этап – Подготовительный
Была выявлена проблема отчуждения от активной экологической деятельности младших школьников. Проблема была обсуждена на совместном собрании активистов экологического движения 5-11 классов. На обсуждение было вынесено 2 вопроса:
Какие формы экологического воспитания будут наиболее эффективны для учащихся младших классов.
Как организовать совместную экологическую деятельность младшего, среднего и старшего звена.
Для обсуждения был использован метод «мозгового штурма». Было принято решение, что для младших школьников наиболее эффективной формой работы будет совместная творческая деятельность, в которой каждый из ребят сможет применить свой талант. Это может быть написание и оформление экологических сказок, создание мотиваторов, съёмка мультфильмов, сочинение и запись песен. Была созданы творческие группы из учащихся младших, средних и старших классов по разным направлениям:
Первая группа - «Юные журналисты»: подбор и редактирование наиболее интересных сказок, сценариев мультфильмов, текстов песен, экологических заданий и иллюстраций, предложенных учащимися школы.
Вторая группа - «Тьютеры»: организация чтений сказок, бесед, выполнение заданий.
Третья группа - «Изостудия»: подготовка совместно с младшими школьниками иллюстраций к экологическим сказкам и творческих дневников юных исследователей природы.
Четвёртая группа - «Издатели»: издание печатной продукции и размещением информации на сайте.
Пятая группа - «Информика»: создание мультфильма, запись песен
Шестая группа - «Театральный кружок»: инсценировка сказок
Седьмая группа – «Совет старшеклассников»: разработка перспектив развития проекта
II этап – Основной
После этапа обсуждения и планирования в школе был объявлен конкурс на самые лучшие экологические сказки, сценарии мультфильмов, песен. В конкурсе приняли участие учащиеся 5-11 классов. Через неделю творческой группой был проведён первый отбор произведений.
На первом конкурсе лучшими были признаны 5 сказок. Сказки были прочитаны учащимся 1-4 классов. Был проведён анализ сказок. Далее учащимся младших и средних классов было предложено проиллюстрировать сказки. Творческой группой были отобраны лучшие иллюстрации к сюжетам сказок. Также были отобраны сценарии 2-х мультфильмов и тексты 2-х песен. Подготовкой сценариев мультфильмов занялась группа учащихся средних классов.
Ребята старших классов написали для малышей экологические сказки, это позволило использовать прием одухотворения, т.е. оживить и наделить человеческими качествами объекты природы.
После прослушивания сказок учащимся младших классов предлагается их проиллюстрировать. Таким образом, мы добиваемся осознания и творческое осмысление содержание сказки.
Для закрепления эмоционального состояние и проецирование его в знания и первичные умения, ребятам были предложены разнообразные задания, которые в единстве составили дневник юного исследователя. Чтобы выполнить задания и достичь цели, младшим учащимся необходимо найти информацию и сопоставить существующие знания с заданием, т.е. провести мини исследование.
Учащиеся средних классов выступили с инициативой создания мультфильмов и инсценировки сказок. Это свидетельствует о личном осознании значимости экологической культуры.
III этап – Заключительный
Дизайном экологических сказок и творческих дневников, печатью материалов занималась творческая группа учащихся старших классов. Для печати был использован цветной принтер школы. Расходные материалы для выпуска книжек были представлены выпускниками школы, которые являются родителями учащихся младших классов. Таким образом, в реализации проекта принимали участие не только учащиеся школы, но и родители – выпускники школы. Записью песен и съёмкой мультфильмов занимались учащиеся средних и старших классов.
Первая презентация сказок, мультфильмов, песен, творческих дневников прошла на занятиях по внеурочной деятельности в первых классах. Отзывы детей были восторженные. От родителей учащихся стали поступать заявки на продукцию проекта. Учащиеся 4 классов предложили инсценировать одну из сказок. Эта идея была поддержана всеми участниками проекта. В настоящий момент творческая группа готовит сценарий сказки и подбирает участников спектакля, который планируют показать на праздновании юбилея школы.
Перспективы развития проекта
Проект имеет перспективы для его дальнейшего продолжения.
Результатом такой работы может стать серия экологических сказок или целый сборник сказок. По сценариям детей можно выпустить сборник мультфильмов на экологическую тематику. Готовиться к постановке совместный с родителями спектакль. Творческие дневники юных экологов могут быть выпущены большим тиражом и использованы во внеурочной работе учителями начальных классов, в кружковой работе.
Заключение
Реализующийся проект позволяет поддерживать непрерывность экологического воспитания в школе и поддерживать преемственность между всеми ступенями образования.
Проект позволяет не только объединить всех учащихся школы в осмыслении экологических проблем, но и способствует развитию личности более высокого уровня экологического мышления, переходящего в творческую деятельность, когда проявляются собственные способы нестандартного мышления.
Участие в общем деле даёт ребятам возможность осознать свою значимость, развивает умение общения со сверстниками и единомышленниками.
Проект построен с учётом возрастных и индивидуальных способностей таким образом, чтобы дети получили возможность заняться интересным и увлекательным делом, расширить свои знания в области охраны окружающей среды.
каждого, формированию
Самая главная ценность проекта – это объединение ребят разных возрастов в едином деле. Проживая вместе разные события совместной деятельности, ребята учатся правилам поведения в природе, переосмысливают своё отношение к охране окружающей среды. Для самих ребят была важна сопричастность к общему делу, а это имеет большое воспитательное значение. Каждому нашлось дело по душе, у каждого была возможность проявить свой талант. Я думаю, что своё отношение к сохранению природы ребята пронесут через всю жизнь!
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Сборник Экологических сказок
Приложение 6
Рабочие тетради