Анималотерапия – общение с животными как лекарство

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Анималотерапия – общение с животными как лекарство

Сафарова  А.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Калуги
Стражева  Г.Н. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Обоснование темы выбора исследовательской работы.

Тему своей исследовательской работы я выбрала не случайно. Я заметила, что любое общение с животными, не важно, домашними или дикими, вызывает чувство радости, умиротворения, душевного покоя. Особый интерес вызвала книга «Анималотерапия: домашние животные и наше здоровье», автор Юрий Харчук из которой я узнала, что животные могут лечить людей. Оказывается, такой способ лечения людей от разных болезней, называется «анималотерапией». Мне захотелось больше узнать об этой науке и удостовериться так ли это на самом деле.

Цель работы: познакомиться с наукой «анималотерапия», как видом лечения и коррекции различных заболеваний.

Задачи:

Проанализировать литературу по данной теме;

Рассмотреть эффекты влияния животных на физиологические и психические процессы в организме человека;

Систематизировать терапевтические эффекты влияния различных животных;

Провести исследование влияния животных на состояние здоровья человека.

Гипотеза: животные оказывают положительное лечебное воздействие на людей, как на физиологическом, так и на психо-эмоциональном уровне.

Объект исследования: эффекты влиянияживотных на физическое и психо-эмоциональное состояние людей.

Методы исследования:

-теоретические:

-практические: наблюдение, анкетирование, сопоставление, интервью.

«Мир дому тому

где собак и лошадей любят»

(из песни)

ГЛАВА I. Анималотерапия. От теории к практике.

1.1 Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид лечения, при котором используются животные и их образы. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно.

1.2 История анималотерапии Ещё древние целители рекомендовали при расстройствах нервной системы холодный душ, ходьбу босиком и езду на лошади. В 5 веке до н.э. Гиппократ заметил положительное влияние природы на душевное состояние человека и первым заговорил о пользе верховой езды. Древние греки обнаружили, что собаки помогают людям справляться с различными душевными заболеваниями, а египтяне считают кошку священным животным за ее удивительную способность лечить болезни. Жители Индии до сих пор считают, что пение птиц, в особенности соловья, улучшает настроение, уменьшает тоску, тревогу.

1.3 Роль анималотерапии1) Психофизиологическая роль.

Общение с животными может снимать стресс, улучшать работу нервной системы.

2) Психотерапевтическая роль.

Психологи отмечают, что взаимодействие с животными помогает налаживать общение между людьми.

3) Реабилитационная роль.

Контакт с животным - это связь с природой, которая помогает человеку восстановиться после болезни. 4) Роль самореализации.

Для человека важно быть нужным для кого-то. Животные, требуя заботы и ухода со стороны человека, позволяют почувствовать себя важным и нужным.

5) Роль общения.

Для человека очень важно в жизни общение. Животные могут выполнять роль партнёра в этом общении.

1.4 Виды анималотерапии:

Ненаправленная (или естественная).

Направленная.

1. Ненаправленная анималотерапия - взаимодействие с животными в домашних условиях. Этот вид анималотерапии оказывается наиболее полезным для детей и пожилых людей. Общение с домашними животными особенно необходимо детям, которые страдают от одиночества в собственных семьях. Забота о животных также формирует у детей такие качества и черты, как ответственность, пунктуальность и самодисциплина. Животные могут помочь преодолеть чувство одиночества у пожилых людей и справиться с другими проблемами, связанными с наступлением старости.

2. Направленная анималотерапия Этот вид использует специально обученных животных, а не животных пациента. Наибольшее распространение получила анималотерапия с использованием трех видов животных: собак, лошадей и дельфинов, поэтому на этих видах терапии и следует остановиться более подробно, что я и сделала. Кошки используются реже, так как они менее предсказуемы. Птицы, из-за того, что они часто являются носителями различных заболеваний, редко используются в анималотерапии, но некоторые реабилитационные центры всё же используют их.

Виды направленной анималотерапии:

1. Иппотерапия В основе этого метода анималотерапии лежит верховая езда. Иппотерапия считается одним из видов лечебной физкультуры. Верховую езду используют при нарушениях опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговых травмах, желудочно-кишечных заболеваниях, сколиозе, умственной отсталости.

2. Дельфинотерапия Дельфины очень часто используются в медицине и психотерапии. Это объясняется многими их особенностями, в том числе и дружелюбием по отношению к человеку, повышенным интересом к нему. Дельфинотерапия используется во всем мире для помощи людям с различными диагнозами. Наиболее распространенные из них – это церебральный паралич, синдром Дауна, аутизм и многие другие заболевания. Наконец, активное взаимодействие с дельфином в воде предполагает и игру, а игровая психотерапия - один из основных способов восстановления психических функций, как у детей, так и у взрослых.

3. Канистерапия Вид анималотерапии с использованием собак получил название канистерапии. Канистерапия используется в работе с различными категориями людей. Очень часто собаки работают в домах престарелых. Собаки незаменимы при работе с детьми, страдающими аутизмом. Собаки могут помогать справиться со стрессом. В канистерапии принимают участие специально обученные животные.

4. Использование других животных в анималотерапии Не только собаки, лошади и дельфины, но и все живые существа могут оказать человеку помощь. В анималотерапии используются и другие животные, но гораздо реже, так как лечебный эффект в этих случаях несколько ниже. Так например, американское общество «Дельта» использует в своей работе более двух тысяч различных животных, в том числе: морских свинок, кроликов, кур, лам, коз, осликов, попугаев и других одомашненных

животных. Использование аквариумных рыбок является превосходным средством для лечения и профилактики неврозов, депрессий и других нервных расстройств. Наблюдая за рыбками, человек получает возможность эмоциональной разрядки, отвлекается от проблем. Также в анималотерапии иногда используются кошки. Они поглощают страхи, удовлетворяет потребность человека в тепле, защищенности и доверии. Наблюдение за птицами – прекрасное средство от депрессий и различных нервных расстройств. Общение с крупными птицами, поднимает настроение.

1.5 Работа с образами животных. Зачастую в психотерапии используются не только сами животные, но и их образы. Например, просмотр фильмов о животных или с участием животных - прекрасный способ расслабления, вдохновения и отключения от ситуации. В психотерапии используются как лечебное средство и звуки животных. Этот метод не нов. Так, еще в Древней Индии «прописывали» в качестве лекарства прослушивание птичьего пения. Используются образы животных и в сказкотерапии. В русских народных сказках, использующих образы животных, представлен опыт разрешения труднейших загадок, которые порой ставит перед человеком жизнь.

ГЛАВА II. Практическая работа

2.1 Интервью со специалистом (с целью исследования воздействия направленной анималотерапии)

В селе Дворцы Дзержинского района Калужской области работает реабилитационный центр Шамарина. Интервью любезно согласилась дать директор реабилитационного центра Орлова Татьяна Тимофеевна:

- В нашем коррекционно-развивающем центре проводятся занятия с пациентами, страдающими детскими церебральными параличами и другими ортопедо-неврологическими заболеваниями. Занятия проводят опытные специалисты под руководством к.м.н. врача-невролога Шамарина Т.Г. Используются оригинальные методики, лечебно-разгрузочный костюм и другие приспособления. Используется также приложение к методике Т.Г.Шамарина по физкультурно-оздоровительной деятельности. Т.Г.Шамарин многие годы (свыше сорока лет) занимается реабилитацией детей с церебральными параличами. Им опубликованы книги: "Гравитация и детские церебральные параличи", "Восстановительное лечение детей с церебральными параличами", "Организм человека: самообновление и саморегуляция", "Почему болит голова", "Код русской души". Издана книга "Развитие здорового ребенка и ребенка с перинательной энцефалопатией и детскими церебральными параличами".

В систему реабилитационных занятий входят: мероприятия по физкультурно-оздоровительной методике, специальная физкультура, занятия в тренажерном зале, занятия разгрузочном костюме, канаты, брусья, занятия на мяче. Дополнительно занятия с психологом, логопедом, дефектологом, музыкальные занятия. Оказывается, в реабилитационном центре применяют иппотерапию.

Именно о результатах применения иппотерапии я и попросила Татьяну Тимофеевну рассказать поподробнее. Результаты применения иппотерапии в группе из 20 детей представлены в Приложении 1.

Проанализировав результаты применения иппотерапии, я удостоверилась, что с помощью лошадей действительно можно лечить детей. Верховая езда всесторонне развивает ребенка, делает его смелым, ловким, выносливым, решительным и находчивым. Не зря говорят, что лошадь, прежде всего, лечит душу. Это главное. На этом базируется все остальное.

2.2 Социологический опрос друзей (с целью исследования воздействия ненаправленной анималотерапии)

Для изучения воздействия ненаправленной анималотерапии я провела опрос среди друзей.

В моем опросе приняло участие 30 человек. Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы (приложение 2):

Результаты опроса представлены в приложении 3.

Проанализировав ответы друзей, я пришла к выводу, что дети, имеющие домашнее животное испытывают положительные эмоции, общаясь с ним, у них развито чувство ответственности за своего питомца, так как за каждым животным требуются забота и уход. Дети не чувствуют себя одинокими. Они дружелюбны и открыты для контакта.

2.3 Собственный опыт (пример воздействия ненаправленной анималотерапии).

У меня дома живут две улитки Ахатины. Когда мне их подарили, мне было пять лет. Они были совсем маленькими, с прозрачными панцирями. Сначала я наблюдала за ними с самым обычным любопытством, как, за просто, чем-то новым. Так как я была маленькая, изначально, уходом за улитками занималась мама, а я была просто наблюдателем. Спустя время я стала помогать маме их кормить, мыть аквариум. Иногда я это не делала, так как знала, что мама их все равно накормит и помоет. Взрослея, я узнала у мамы весь рацион, который необходим для моих питомцев, какая температура воды должна быть для купания, как правильно почистить аквариум. Я заметила, что у меня появилось чувство ответственности за улиток и теперь я без помощи взрослых самостоятельно за ними ухаживаю. Вернувшись после школы, я ежедневно проверяю их аквариум, меняю им овощи, фрукты, воду. Несмотря на то, что, казалось бы, улитки безмолвные существа мы с ними понимаем друг друга. Я понимаю, когда они хотят есть, купаться, когда они готовы со мной поиграть, и наоборот. Мне нравится наблюдать за ними, как они плавно двигаются, это приводит меня в состояние умиротворения, покоя. Я разговариваю с ними. Они мои друзья. С ними я не чувствую себя одиноко. Своими наблюдениями я поделилась в таблице.

 

Мое состояние, настроение

Мое взаимодействие с улитками и эффект полученный от контакта

1.

После эмоционально-напряженного дня.

Наблюдение за улитками вызывает чувство умиротворения, покоя, так как все движения улиток плавные и спокойные, особенно полезен такой контакт перед сном.

2.

Если хочется поднять настроение, в периоды грусти

Купание улиток поднимает настроение, они подставляют свои шеи под струи воды и шевелят глазами в разные стороны, мне сразу становится весело.

3.

После спортивных нагрузок, тренировок, лыжных прогулок

Наблюдение за улитками снимает усталость, глядя на них, чувствую, как расслабляются мышцы моего тела.

4.

В период тревожности, подготовки перед контрольными работами в школе

Контакт с улитками близкий. Держа улиток в руках, я рассказываю им о том, что меня тревожит, а они в ответ мне доверительно показывают из панциря свое туловище, кивают головой, как бы говоря «у тебя все получится»

Я поняла, что мои улитки, не только мои друзья, они для меня как два моих личных доктора. Я рекомендую завести улитку Ахатину или даже нескольких улиток у себя дома по следующим причинам:

Улитки просты в уходе. Они едят все овощи и фрукты, не требуют специального корма и приготовления пищи.

Занимают мало места, от них нет шерсти, запаха и они не вызывают аллергии. Они бесшумны и дешево стоят, их можно брать с собой в случае путешествия или отъезда.

Они оказывают положительное воздействие на организм человека: успокаивают, расслабляют, умиротворяют, снимают напряжение в теле, развивают чувство ответственности. С ними ты не будешь одинок.

Заведя улитку у себя дома, ты приобретешь не только доброго друга, но и «домашнего лекаря», который будет положительно влиять на твое здоровье и настроение.

Заключение

Гипотеза, поставленная в работе, подтвердилась. Животные оказывают положительное лечебное воздействие на людей, как на физиологическом, так и на психо-эмоциональном уровне.

На физиологическом уровне.

В результате применения иппотерапии, у детей улучшается осанка, снижается мышечный тонус, улучшается подвижность суставов.

На психо-эмоциональном уровне.

Общение с животными помогает людям испытывать положительные эмоции. Советую завести одноклассникам, друзьям с согласия родителей, домашнего питомца.

Список литературы

Коновалова Н. Г Влияние иппотерапии на работу внутренних органов детей, страдающих детским церебральным параличом /Н. Г Коновалова, С. А. Коваленко, О. М. Архипова //Адаптивная физическая культура. - 2006. - №3. - С. 61 - 64.

Паначев В. Д. Управляющее воздействие адаптивной физической культуры и спорта в социализации личности детей с ограниченными жизненными возможностями /В. Д. Паначев //Лечебная физическая культура. - 2004. - № 4. - С. 32 - 36.

ШайдхакерМ. О лечении расстройств на почве страха с помощью психотерапевтической верховой езды /М. Шайдхакер, Д. Фридрих, В Бендер // Адаптивная физическая культура. - 2003. - № 1. - С. 18-19Штраус Ингрид.

Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды /Ингрид Штраус // пер. с нем. - ДЭП «Живая нить». - МККИ, 2000. - 102 с.

Безобразов П.В. Права животных, М.: Печатня А. И. Снегиревой Остоженка, Савеловский пер., соб. дом 1903 с. 15

Жарова Е.Н. Чему нас учат животные / сайт www.psychologies.ru

Павлова Т.Н. Биоэтика в школе (пособие для учителя) Под редакцией Л.П.Анастасовой ч. 1. Наши любимые животные (материалы для 1-3 классов), М.:Шоу Б. Животные - мои друзья... Журнал "Крик", № 4, 2001, стр. 54-56

Харчук Ю. Анималотерапия: домашние животные и наше здоровье»

Приложение 1

Приложение 2

Есть ли у Вас дома какое-либо домашнее животное?

Что вы испытываете, общаясь со своим (ми) домашним (ми) питомцем (цами)?

Планируете ли вы завести домашнего питомца?

Приложение 3

Просмотров работы: 699