Мед - сладкий аллерген

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мед - сладкий аллерген

Карнаухова  Д.А. 1Нестеров  К.М. 2Таганцева  Е.А. 3
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №25»
2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №25».
3Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №25»
Шлык  Е.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №25»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мёд – жидкое золото природы, её бесценный дар. Все знают, что мед это продукт переработки медоносными пчелами нектара или пади. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что самый сладкий и полезный продукт может вызвать аллергию? Полезен ли мед? Мы задалась этим вопросом. Наш классный руководитель предложила самим это выяснить. Поэтому мы выбрали такую тему проекта.

Актуальность

Мёд — очень вкусный, а самое главное, полезный продукт пчеловодства. Он используется во многих рецептах народной медицины для лечения огромного количества различных заболеваний. Кроме того, косметологи также нашли применение мёду, добавляя его в кремы и маски. Однако, в то же время этот уникальный продукт жизнедеятельности пчёл является одним из наиболее ярко выраженных аллергенов.

Цель работы — создать мед в домашних условиях.

Задачи:

1. изучить энциклопедию, научно-популярную литературу .

2. Провести опрос ;

3. Изучить рецепты приготовления меда в домашних условиях в научно – популярной литературе.

4. Провести эксперимент по приготовлению меда в домашних условиях.

5. Повести опыт качества меда, продаваемого у нас в городе.

Гипотеза исследования: искусственный мед не вызывает аллергические реакции.

Методами исследования были:

сбор и анализ информации по данной теме;

Опрос

Эксперимент

Видео

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: мед.

Основная часть

Данный проект мы осуществляли в течение 6 учебных недель во время урочной и внеурочной деятельности.

Каждый день недели мы занимались реализацией нашего проекта. Вместе с классным руководителем составили план работы над проектом:

2.1. План работы над проектом

Этапы

Примечание

Подготовка

Выполнено

а) консультация с Елизаветой Сергеевной

Выполнено

б) консультация с родителями

Выполнено

Изучение энциклопедий, научно – популярной литературы, материалов Интернет – сети по теме «Что такое мед?» и «Мед аллергия или нет»

Приложение 1

Анкетирование учащихся 2-го, 3- го класса

Приложение 2

Поход по магазинам с целью изучения ассортимента меда, продаваемых в магазинах.

Приложение 3

Консультация с руководителем проекта

Выполнено

Консультация с родителями

Выполнено

Консультация с руководителем проекта

Выполнено

Изучение рецептов приготовления меда в домашних условиях в Интернет – сети

Выполнено

Эксперимент по приготовлению меда в домашних условиях

Приложение 5

Дегустация приготовленного меда в классе

Выполнено

Проведение опыта качества меда, продаваемого у нас в городке.

Выполнено

Отбор фотографий для презентации

Выполнено

Оформление работы

Выполнено

Консультация с Елизаветой Сергеевной

Выполнено

Создание презентации и видеоролика для защиты проекта

Выполнено

Консультация с руководителем проекта

Выполнено

Защита проекта в школе «Юность, Наука. Открытие»

Выполнено

2.2 Что такое мед.

Мед — это продукт переработки медоносными пчелами нектара или пади. Мед представляет собой сладкую ароматную сиропообразную жидкость. Мед имеет высокую энергетическую ценность , а так же содержит ряд биологически активных веществ. Мед обладает высокими питательными, лечебно-профилактическими и бактерицидными свойствами. Мед делится на два вида : 1)цветочный мед, производится пчёлами в процессе сбора и переработки нектара. 2) Падевый мёд пчёлы вырабатывают, собирая падь и медвяную росу с листьев или стеблей растений. Мед очень полезный продукт, но у некоторых людей вызывает аллергию.

2.3. Мед в разных сферах жизни.

В старинных книгах авторы часто акцентировали внимание на пчелином меде как на кладе витаминов, настоящем богатстве с точки зрения оздоровления, омоложения. Современные исследования только подтвердили эту гипотезу. Он был очень ценным и являлся атрибутом благосостояния семьи. Что уж говорить о том, что это вещество всегда было настоящим лакомством для детей и взрослых.

В индустрии красоты его используютв профессиональной косметологии, но еще чаще— в домашней. Его добавляют в ванночки, скрабы, маски, пилинги, компрессы для кожи тела, для ногтей и волос. Часто применяют для, массажа, обертываний.

Что касается гастрономии, то здесь эта сладкая, уникальная субстанция встречается повсеместно. Выпечка, заправки для салата, глазури и соусы, маринад — это далеко не полный перечень, где мед является одним из главных ингредиентов.

С его помощью очищают организм, он имеет седативное воздействие. С детства нас поят теплым щедро сдобренным молоком от воспаления горла и делают ингаляции при простудных заболеваниях. Он входит в состав многих медицинских препаратов.

2.4. Мед аллергия или нет?

Аллерги́я(allergia;греч. allosдругой + ergonдействие)-повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей среды(химических веществ, микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пищевых продуктов и др.), называемых аллергенами. Приводит к развитию аллергических болезней (Аллергические болезни), средикоторых особенно часто встречаются бронхиальная астма, поллинозы, крапивница, контактные дерматиты.

Аллергические заболевания известны с древних времен. Еще Гиппократ (5—4 вв. до н.э.) описал случаинепереносимости некоторых пищевых продуктов, приводящей к желудочным расстройствам и крапивнице, аГален (2 в н.э.) сообщил о насморке, возникающем от запаха розы. В 19 в. была описана сенная лихорадка идоказано, что ее причиной является вдыхание пыльцы растений.

Широкое распространение А. связано с загрязнением окружающей среды выхлопными газами, выбросамиотходов промышленного производства, с увеличивающимся применением антибиотиков и другихлекарственных средств; бурным развитием химической промышленности, в результате чего появилосьбольшое количество синтетических материалов, красителей моющих средств и других веществ, многие изкоторых являются аллергенами.

По утверждениям медиков, аллергии на мёд как таковой не существует. Реакция организмавозможна только на пыльцу, которая входит в состав этого продукта. Необходимо знать, что аллергеном может выступать цветочная пыльца лишь какого-либо определённого растения, однако, людям, страдающим аллергией, необходимо с опаской относиться к любым сортам мёда.

Пищевая непереносимость может развиваться в следующих случаях(Приложение 1). Остальные компоненты мёда не могут быть причиной возникновения аллергической реакции. Наиболее часто аллергия на продукт встречается у пациентов, страдающих аллергическим насморком, а также у астматиков. Объясняется это общим снижением иммунитета и дисфункцией желудочно-кишечного тракта.

Аллергическая реакция на этот продукт может проявляться вне зависимости от пола и возраста. Первые симптомы (Приложение 2) наблюдаются уже в течение 30 минут после употребления мёда. Поэтому очень важно вовремя определить реакцию на тот или иной сорт мёда. Обычно после принятия противоаллергенных препаратов или отказа от употребления продукта симптомы сразу же проходят. Иногда из-за индивидуальной непереносимости компонентов мёда может возникнуть отёк, в результате которого у человека затрудняется дыхание, в тяжёлых случаях развивается анафилактический шок.

Практическая часть.

На практическом этапеисследования мы провели опрос среди своих сверстников для выяснения, знают ли они, что мед это не только вкусный и полезный продукт, но так же он может вызвать аллергическую реакцию у человека. И возможно ребята сталкивались с ней.

Проанализировав полученные ответы, мы выяснили, что далеко не все дети знают это, и у 3 человек наблюдалась аллергическая реакция, но они все равно употребляют его из-за вкуса. (Приложение 3)

Мы можем сделать вывод, что большинство ребят любят мед за его вкус. Мы решили начать с изучения ассортимента меда, продаваемого в магазинах нашего города и посетили следующие магазины:

«Монетка»

«Березка»

«Тополек»

«Центральный»

В результате данного исследования выяснилось, что в магазинах представлен широкий ассортимент меда. Цена колеблется в пределах 650 – 950 рублей за килограмм. Был изучен состав следующих видов меда:

Мед «Башкирский»

Мед «Медовый дом»

Мед «Цветочный»

Мед «365»

В результате этого исследования возникли такие вопросы:

Что такое пищевая ценность?;

Что такое энергетическая ценность?

Каково их влияние на организм?

Нам пришлось провести дополнительное исследование, чтобы ответить на эти вопросы. (Приложение 4)

Вывод: хотя мед – полезный и энергетически ценный продукт, но в каждом натуральном продукте есть пыльца, на которую организм, некоторых людей реагирует аллергически.

Мы предположили, что решением этой проблемы может стать мед, приготовленный дома своими руками:

Мы изучили рецепты приготовления меда (Приложение 5).

И сами решили приготовить мед в домашних условиях, по одному из этих рецептов (Приложение 5).

Через 2 суток мы провели дегустацию нашего меда в классе. Ребятам мед очень понравился.

Заключение.

В результате проведённого исследования наша гипотезаподтвердилась: мед можно создать в домашних условиях. Но, к сожалению, он не будет обладать такими целебными свойствами, как натуральный продукт.

Во время работы над проектом, мы так заинтересовали своих одноклассников, что они тоже захотели поучаствовать в исследовании. И проверить натуральность меда продаваемого у нас в городке. Так появилось видео (Приложение 5).

Наш проект так интересен, что мы захотели продолжить свои исследования в этом направлении и узнать о работе пчеловода, о способах и технологии получения и извлечения меда.

Список литературы и других источников

Большая иллюстрированная энциклопедия Кирилла и Мефодия. - 2006г.

Большая энциклопедия народной медицины.- М.:Изд-во «Эксмо», 2006г.

Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Изд-во «Просвещение», 2008г.

Лудянский Э.А. Мед, Польза или вред? – М.: «Знание», 1990,- 48 с.

Королев В., Котова В., 750 ответов на самые важные вопросы по аллергии у человека; ЭКСМО, 2009

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –4-е изд., дополненное.- М.

Что есть что. Школьная энциклопедия. «Пчёлы. Мед». - 1996-2000г.

ЧупахинаО.К., Бурмистров А.И., Кривцов Н.И., Лебедев В.И. Энциклопедия пчеловода. - М.: «Континенталь – книга», 2006г.

Сайты в Интернете:

www.about-honey.ru

www.aromatmeda.ru

www.beehoney.ru

www.inflora.ru

www.lavanda-med.ru

www.progalskiy.com

www.sotmed.narod.ru

www.znaytovar.ru

www.sdorov.ru

Приложение 1

Пищевая непереносимость может развиваться в следующих случаях:

При нарушении пчеловодами элементарных санитарных правил.

При лечении пчёл антибиотическими и другими медицинскими препаратами.

При чрезмерном употреблении продукта в пищу. Суточная норма, приносящая организму пользу — около 150 грамм. Количество мёда, превышающее эту норму, является чрезмерным.

При проникновении в продукт остатков химических средств, используемых пчеловодами для обработки ульев.

При несоблюдении технологического процесса, вследствие чего в продукт попали остатки цветочной пыльцы.

Приложение 2

Кожная реакция:

Покраснение кожных покровов;

волдыри;

отёчность;

мелкие высыпания.

Реакция со стороны слизистых оболочек:

Раздражение, припухлость и покраснение глаз;

обильная слезоточивость;

отёчность языка, губ и горла.

Первые симптомы аллергии на мед

Нарушение работы органов дыхательной системы:

Сильный кашель; одышка; учащённое дыхание; першение в горле; выделения из носа и частое чихание; болевые ощущения в области лёгких;

Реакция со стороны органов желудочно-кишечного тракта:

Болевые ощущения в области живота;

тошнота;

рвота;

диарея.

Другие признаки:

Заложенность ушей и снижение слуха;

сильные головные боли;

усталость;

повышение температуры тела

Приложение 3

Социологический опрос.

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1.

Любите ли Вы мед?

   

2.

Знаете ли Вы о пользе меда ?

   

3.

Считаете ли Вы, что мед может вызвать аллергическую реакцию ?

   

4.

Встречалась ли у Вас аллергия на мед?

   

Результаты опросы:

Приложение 4

Поход по магазинам с целью изучения ассортимента меда

Пищевая ценность - это понятие, отражающее всю полноту полезных свойств пищевого продукта, включая степень обеспечения физиологических потребностей человека в основных пищевых веществах

Энергетическая ценность это количество тепловой энергии, образующейся в организме человека в процессе биологического окисления органических веществ пищи.

Состав любого продукта предопределяет не только полезные вещества, которые в нем содержатся, но и аромат, цвет, вкус, качество. Все это влияет на здоровье, выносливость, работоспособность человека. По пищевой ценности продукты питания делятся на 2 большие группы: органические и минеральные. К первой группе относят следующие вещества в составе продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины, ферменты, кислоты. Вода, микро- и макроэлементы являются минеральными веществами.

Приложение 5

Способы приготовления мед.

Рецепт 1

Рецепт 2

Рецепт 3

Рецепт 4

Арбузный мед (нардек)

Для приготовления нужно взять зрелые арбузы. Чем слаще арбуз, тем вкуснее будет лакомство.

Деревянной ложкой отделить мякоть арбуза.

Протереть через сито, чтобы отделить косточки.

Смесь отцедить через марлю.

Довести до кипения, снять с огня. Еще раз процедить.

Варить полученный сок до готовности.

Тыквенный мед

Выбрать зрелую тыкву.

срезать верхушку;

удалить ложкой все семечки из тыквы;

засыпать внутрь сахар и закрыть верхушкой;

через неделю внутри «бочонка» образуется нектар, это и есть тыквенный мед.

Чтобы на верхушке не образовалась плесень, хранить бочонок рекомендуется в прохладном месте.

Дынный мед

Выбрать ароматные, с нежной сочной мякотью дыни, затем:

1.Срезать корку, отделить семена;

2.Пропустить через мясорубку;

3.Отцедить через марлю;

4.Сок варить, пока объем не уменьшится в 6 раз.

Готовый продукт хранят в стеклянных банках под металлическими крышками.

Яблочный мед

Выбрать ароматные созревшие яблоки, затем

1.Очистить яблоки, убрать семена

2.Нарезать мелкими кусочками

3.Поместить в кастрюлю и залить полностью водой.

4.Варить до момента пока яблоки не разварятся

5.При помощи дуршлага и полотенца или марли отцедить сок.

6.Добавить сахар из расчета на 1.5 л сока - 1 кг сахара. Уварить до густоты сиропа.

Приложение 6

Приготовление меда в домашних условиях.

Способ приготовления

Фото

 

Приготовить нужные ингредиенты: яблоки, сахар, лимонную кислоту, воду.

Яблоки промыть ,очистить , убрать семена.

 

 

Яблоки нарезать на четвертинки. Залить яблоки водой, чтобы они были полностью покрыты. Довести до кипения и варить, пока яблоки не разварятся.

 

 

При помощи дуршлага и полотенца или марли отцедить сок.

 

 

Яблочный сироп и добавить лимонную кислоту.

 

 

Добавить сахар и варить на медленном огне.

 

 

Дать настояться 1 сутки и можно наслаждаться вкусом.

 

Приложение 7

Видео эксперимент

Просмотров работы: 129