Изучение условий развития плесени

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение условий развития плесени

Гаврин  А.Н. 1
1Филиал «Кирилловская основная общеобразовательная школа» муниципального образовательного учреждения «Речкаловская средняя общеобразовательная школа»
Новгородова  В.Н. 1
1Филиал «Кирилловская основная общеобразовательная школа» муниципального образовательного учреждения «Речкаловская средняя общеобразовательная школа»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Однажды на хлебе, который залежался в пакете, я увидел плесень. Ее становилось все больше, появился неприятный запах. Я задумался, почему плесень появляется на пищевых продуктах, и как необходимо правильно хранить продукты, чтобы продлить их хранение.

Как она образуется? Какое строение имеет? Вредна ли плесень для человека? Чтобы ответить на вопросы, я решил провести исследовательскую работу.

Проблема исследования:изучить особенности биологии плесни для того, чтобы бороться с ней.

Объект исследования:плесень

Предмет исследования: изучение условий развития плесени

Цель работы: изучить биологические особенности плесени и выявить факторы, влияющие на ее жизнедеятельность

Задачи:

1. Изучить литературу о плесени

2. Изучить классификацию плесни и ее место в органическом мире, биологические особенности плесени

3. Изучить роль плесени в жизни человека

4. Вырастить плесень в домашних условиях

5. Изучить условия возникновения плесени и факторы, влияющие на ее рост и развитие

6. Научиться фиксировать результаты опытов, делать по ним выводы

Методы исследования:

1. Теоретический обзор литературы по теме исследования.

2. Выращивание плесени на питательной среде.

2. Наблюдение.

3. Эксперимент.

4. Описание и сравнение объектов.

5. Информационно-коммуникационный.

Гипотеза: я предполагаю, что чтобы вырастить плесень не нужно никаких особых условий – плесень вырастет сама в любом месте.

В ход исследования я, 1) изучил информацию по данному вопросу,

2) изучил биологические особенности плесневых грибов, 3) получил плесень разных классов, 4) наблюдал за ростом и развитием плесени, 5) определил вид плесени по биологическим признакам, 6) Определил результаты опыта, 8) сделал выводы и заключение

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Историческая справка

Изучив литературу, я узнал, что плесневые грибы появились на Земле 400 миллионов лет назад. За это время они отлично приспособились к существованию в самых разных условиях. Плесень убивает и спасает от смерти. Ее называют «хлебом дьявола» и «плевком Бога».

Трудно поверить, что в природе почти нет процессов, в которых не проявилась бы роль этих вездесущих организмов. Плесневые грибы – могучие созидатели и разрушители. Они приносят огромную пользу человеку, но могут принести и неисчислимый вред. Плесень это не только безобидный мягкий пучок гнили, но и смертельное оружие. Ее использовали в гробницах древнего Египта, выдавая за проклятье фараонов. В Великой Отечественной войне, создавая биологическое оружие и т.д. Но наряду с этим плесень используют и в мирных целях, создавая лекарства, при приготовлении некоторых сортов сыра, соевого соуса и т.д.

Люди издавна чувствовали в грибах что-то особенное, таинственное, отделяющее их от мира растений, и от мира животных. Их считали чем-то потусторонним, даже связанным с преисподней. Грибницы некоторых шляпочных грибов равномерно разрасталась от центра, образуя правильный круг. На Руси такие кольца называли «ведьмиными кругами», считая, что здесь собираются ведьмы на свои ночные шабаши.

Плесень сопровождает человека весь период его существования.

Бытует мнение, что если нашу планету постигнет глобальная катастрофа и все живое погибнет, то именно плесень останется живой и невредимой [1].

До сих пор плесень остается до конца не изученной. В одной из телепередач ученые проводили исследование на космической станции «Мир», сможет ли плесень развиваться в космосе. Оказывается, в открытом космосе она развивается еще агрессивнее, чем на Земле.

Настоящий переворот в медицине произошел в 1928 году, когда был открыт пенициллин. За всю человеческую историю еще не было такого лекарственного средства, которое спасло бы так много жизней, как этот антибиотик.

За десятки лет он излечил миллионы людей и до сегодняшнего дня остается одним из самых эффективных лекарственных препаратов.

Первооткрывателем пенициллина стал британский бактериолог Александр Флеминг, сумевший совершенно случайно выделить препарат из штамма грибков в 1929г. В чистом виде получить пенициллин удалось лишь в 1941г.

1.2. Классификация и физиология микроскопических грибов

Плесень – особое царство живой природы. Плесень относится к классу грибов, которых насчитывается свыше 100.000 видов.

Плесневые грибы разделяют на пять классов, в основном по особенностям размножения (Приложение № 1)

Это Класс Архимицетес, Класс Зикомицетес, Класс Аскомицетес,

Класс Базидиомицетес, Класс грибов несовершенных [2]

Строение плесени

Плесневые грибы представляют собой различные микроорганизмы, которые формируют тончайшую грибницу - гифы, а их совокупность называют мицелием. Большинство имеет нитевидное тело (Рис. 1)

Споры плесени называют конидиями. Они разнообразны по форме (шаровидные, грушевидные) Конидии могут быть одиночными или собранными в головки, гроздья. По этим признакам плесневые грибы отличаются друг от друга.

Рассмотрим строение двух видов плесени: Мукора (низшие грибы класса Зикомицеты - Zygosaccharomyces) Mucor и Пеницилла (высшие грибы класса Аскомицеты(сумчатые) Ascomycetes Род Penicillium (Кистевик).

а б

Рис. 1 а – одноклеточный мицелий, б – многоклеточный мицелий,

Мукор состоит из одной сильно разросшейся клетки — грибницы, головки со спорами и гифов (Рис. 2-а).

а б

Рис. 2 а - Строение Мукора б – Мукор на сыре

Если не рассматривать ее под микроскопом (Рис. 2-б), то она будет представлять собой ворсистый налет белого цвета, который со временем начинает чернеть. Гифы очень сильно разветвляются. Споры находятся в черных головках — спорангиях, а те в свою очередь, располагаются на гифах. Внешним видом окончания гифов похожи на булавки.

Пенициллы часто можно увидеть в виде зеленого или голубого плесневого налета на разнообразных субстратах, в основном, растительных (Рис. 3-б).

Рис. 3 а - Строение Пеницилла б – Пеицилл на продуктах

Гриб пеницилл имеет сходное строение с аспергиллом, также относящимся к плесневым грибам (Рис. 3-б). Вегетативный мицелий пеницилла ветвящийся, прозрачный и состоит из множества клеток. Отличие пеницилла отмукора в том, что его грибница многоклеточная, тогда как у мукора – одноклеточная. Гифы гриба пеницилла либо погружены в субстрат, либо расположены на его поверхности. От гиф отходят прямостоячие или приподнимающиеся конидиеносцы. Эти образования ветвятся в верхнем отделе и формируют кисточки, несущие цепочки одноклеточных окрашенных спор – конидий. Кисточки пенициллов могут быть нескольких видов: одноярусные, двухярусные, трехярусные и несимметричные. У некоторых видов пенициллов конидии образуют пучки – коремии [4]

1.2.2. Питание плесени

Как плесень «питается»? В отличие от человека и животных, которые сначала проглатывают пищу, а затем переваривают её, у плесени часто всё происходит наоборот. Если органические молекулы слишком велики или их состав очень сложен, плесень выделяет пищеварительные ферменты, которые расщепляют молекулы на более простые, легко усвояемые организмом соединения. Поскольку плесень не может передвигаться в поисках пищи, она должна жить в самой пище.

Как и животные грибы потребляют готовые органические вещества. Производить их сами, как это делают растения, грибы не могут, но в отличие от животных пищу, они не заглатывают, а всасывают ее все своей поверхностью, как растения

Грибы не содержат хролофилла и не могут питаться исключительно неорганическими веществами, поэтому все они гетеротрофы и для энергетических целей нуждаются в органическом источнике углерода. Плесени отличаются способностью развиваться при минимальных количествах пищевых веществ. Часто растут в неорганических солевых растворах, на поверхностях тканей, металла, стекла, где содержание питательных веществ очень низкое.

По своей потребности в кислороде большинство обычных плесеней строго аэробны, но некоторые виды способны расти при значительно пониженном давлении кислорода.

Для питания плесени необходим кислород, высокая влажность, тепло и органика. С успехом поселяется в навозе, продуктах питания и в верхних слоях почвы – там, где больше всего неразложившихся растительных остатков. По способу питания белую плесень относят к сапротрофам (извлекает питательные вещества из мертвого органического материала). Ему подойдут любые продукты, обладающие высокой калорийностью. Поэтому высокоуглеводный хлеб, картофель, фрукты, являются лакомыми объектами для разнообразия меню [5]

1.2.3. Размножение плесени

Плесень размножается невероятно быстро. В обыкновенной хлебной плесени можно различить маленькие чёрные точки – спорангии, в которых образуются споры. В одном спорангии содержится до 50000 спор, каждая из которых способна воспроизвести сотни миллионов новых спор всего за несколько дней [5]

Мукор (Мисоr), род грибов порядка мукоровых (Mucorales) класса зигомицетов. На вершине одиночных бесцветных спорангиеносцев (длина до 10 см) развивается по одному спорангию (диаметр до 180 мкм) (Рис. 4а) Оболочка зрелого спорангия легко растворяется при наличии влаги, освобождая несколько тысяч многоядерных, неподвижных спорангиоспор Образовавшиеся спорангиоспоры дают начало новому поколению. Около 60 видов. Широко распространены в верхнем слое почвы. Развиваются на органических остатках растительного происхождения, продуктах питания.

Пенициллы по праву занимают первое место по распространению среди аскомицетов. Естественный резервуар их - почва, причем они, будучи в большинстве видов космополитами, приурочены больше к почвам северных широт. Они наиболее часто обнаруживаются в виде плесневых налетов на самых разных субстратах, главным образом растительного происхождения, на пищевых продуктах, на почве. Споры пеницилла – кондии расположены на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках (Рис. 5а)

1.2.4. Значение плесени

Мукор развивается на продуктах питания, вызывая плесневение кормов, плодов и корнеплодов при хранении (Приложение № 2). Некоторые виды используются в качестве закваски («китайские дрожжи») для получения сброженных продуктов питания («соевый сыр» и др.), спирта из картофеля и т. п. Культуры М. раманнианового (М. ramaunianus) дают антибиотик рамицин. Некоторые виды вызывают заболевания (мукоромикозы) человека и сельскохозяйственных животных

В чем опасность Безобидный, казалось бы, гриб может вызвать мукоромикоз – крайне редкое, но опасное поражение внутренних органов грибом мукором. Встречается у животных и человека. Споры, попадая в легкие или в порезы на коже, начинают развиваться: тепло, влажно и есть кислород. Это возможно только при снижении защитных функций организма. При попадании плесневых спор в желудочно-кишечный тракт развивается пищевая аллергия. Правда, опасность представляют не более 5 видов из 60 известных.

Пеницилл, развиваясь на пищевых продуктах «хлебе, овощах, фруктах», кормовом силосе некоторые виды вызывают их порчу. Иногда вызывают заболевания человека и животных, чаще заболевание растений. Так же плесень поражает переплет книг и картины (Приложение № 3). Но человек сумел использовать плесень и в своих целях. Гриб пеницилл разводят специально, чтобы получить из него лекарство пенициллин

(Приложение № 4). Пенициллин широко применяют, например, при воспалении легких, воспалении среднего уха, ангине и других заболеваниях. Так же с помощью пенициллов изготовляют сыры «Рокфор», «Камамбер» (Приложение № 4) [6]

Глава 2. Практическая часть

2.1. Методика исследования

Место и условия проведения работыИсследовательская работа проводилась в кабинете биологии Кирилловской ООШ с 14 декабря 2016 по январь 2017 года. Для проведения эксперимента было заготовлено следующее оборудование: Лабораторный микроскоп, чашки Петри, предметные и покровные стекла, ножницы, препаровальные иглы, фильтровальная бумага, колба с кипяченой водой, хлеб 2 сорта, пищевые продукты (мандарин, сыр), продукты, обладающие фитонцидными свойствами - лимон, лук, пеларгония, чеснок; хлеб, варенье, овсяные хлопья.Работа проводилась с использованием методов: частично – поисковое исследование, наблюдение и анализ, микроскопирование, описание и сравнение объектов, ИКТ-технологии.

Опыт №1: Выявление развития колоний плесневых грибов в разных условиях на одинаковом наборе продуктов.Использовали хлеб в упаковке. Нарезать равноценные кусочки хлеба. Чистые чашки Петри прокалить на спиртовке и пронумеровать каждую маркером. Фильтровальную бумагу обрызгать кипяченой водой и поместили в готовую стерильную и маркированную посуду. Готовые кусочки хлеба, 0,5 чайной ложки варенья и раздавленных зерен крупы поместить в чашки Петри на фильтровальные бумажки. Создать разные условия: в холодильнике с открытой и закрытой крышкой, при комнатной температуре с открытой и закрытой крышкой, в темноте и с добавлением влаги. Затем Чашки убрали на несколько суток. Ежедневно чашки с набором продуктов просматривать, регистрировать появление колоний плесени на продуктах, подсчитывать их число и замерять диаметр колоний, отмечать окраску колоний. Фотографировать этап заложения опыта и его результат (Приложение № 5)

Опыт № 2 Выявление развития колоний плесневых грибов в разных условиях на одинаковых продуктах.

Использовали хлеб в упаковке. Нарезать равноценные кусочки хлеба. Половину мандарина и кусочек сыра. Каждый продукт поместили в чистый мешок. Первые три мешка поместили в холодильник, вторые три мешка оставили при комнатной температуре. Затем оставили на несколько суток. Ежедневно мешки с продуктами просматривать, регистрировать появление плесени на продуктах, отмечали окраску колоний. Фотографировали этап заложения опыта и его результат (Приложение № 7)

Фитонци́ды — образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов, простейших.

Фитонцидами называют все летучие вещества, которые выделяют растения, в том числе те, которые практически невозможно собрать в заметных количествах. Эти фитонциды называют «антимикробными веществами растений». Характерными представителями фитонцидов являются эфирные масла. Выделение фитонцидов усиливается при повреждении растений [7]

Опыт № 3 Выявление влияния растительных фитонцидов на скорость роста колоний плесневых грибов.Подготовить чистые мешки. По кусочку мандарина, сыра, лука, чеснока, листа пеларгонии поместить в мешочки с белым хлебом и с ржаным хлебом (все по отдельности: белый хлеб + кусочек мандарина и т.д.) Отдельно ржаной и белый хлеб в 2 разных мешка.

Готовые мешки завязать и убрать на 5-7 суток. Ежедневно мешки с кусочками продуктов питания просматривать, регистрировать время появления колоний плесени на кусочках продуктов, подсчитывать их число и замерять диаметр колоний, отмечать окраску колоний и фотографировать их. Данные заносить в таблицу (Приложение № 6)

Опыт № 4 Микроскопическое исследование колоний плесневых грибов с разных продуктов питания и определение их родовой принадлежности.

С момента появления и роста плесени приготовить временные микропрепараты. Для этого, на предметное стекло перенести в каплю воды, препаровальной иглой часть мицелия и споры из грибной колонии, выросшей на кусочках хлеба, мандарине, сыре, варенье, овсяных хлопьях. Рассмотреть временные препараты в микроскоп при максимальном увеличении. Зарисовать, предположить систематическую принадлежность плесневых грибов. Сфотографировать. Споры поместить на предметное стекло, рассмотреть под микроскопом, затем добавить каплю воды, пронаблюдать, что произошло

2.2. Проведение исследования

Нами была выращена плесень на разных продуктах. Мы хотели определить факторы, которые влияют на появление и разрастание плесени, а также определить время, которое проходит с момента возникновения первых признаков плесени на продуктах. Мы составили таблицы, в которых показали условия развития плесени на продуктах и сроки образования плесени. По мере появления плесени ее роста определяли ее виды.

Опыт № 1 Выявление развития колоний плесневых грибов в разных условиях на одинаковом наборе продуктов. (См. Главу 2, пункт 2.1. Опыт № 1) Ежедневно чашки с набором продуктов просматривали, регистрировали появление колоний плесени на продуктах, отмечали окраску колоний. Фотографировали все этапы опыта. Данные заносили в таблицу:

Таблица 1

«Сравнительная характеристика плесневых колоний на разных продуктах»

образец

условия

5 день

15 день

20 день

Опытный образец № 1

В холодильнике с открытой крышкой

-

Частично подсох

Засох

Опытный образец № 2

При t = 250С с открытой крышкой

-

Засох

Засох

Опытный образец № 3

При t = 250С с закрытой крышкой и добавлением влаги

Появился белый налет

Появились желтые пятна плесени и запах

Частично пятна потемнели

Опытный образец № 4

В холодильнике с закрытой крышкой

-

-

-

Опытный образец № 5

При t = 250С с закрытой крышкой в темноте и добавлением влаги

Появился белый налет

На желтой плесени появились зеленоватые пятна

Полностью потемнел

Опыт № 2 Выявление развития колоний плесневых грибов в разных условиях на одинаковых продуктах. (См. Главу 2, пункт 2.1. Опыт № 2) Ежедневно мешки с продуктами просматривали, регистрировали появление плесени на продуктах, отмечали окраску колоний. Фотографировали (Приложение № 6, 7) Данные заносили в таблицу:

Таблица 2

«Сравнительная характеристика плесневых колоний на разных продуктах»

 

1 день

3 день

5 день

7 день

9 день

В холодильнике

         

Хлеб (1)

-

-

-

-

засох

Мандарин (2)

-

-

-

-

запах

Сыр (3)

-

-

влага

запах

 

В теплом месте

         

Хлеб (1)

-

-

-

-

-

Мандарин (2)

-

-

-

Зеленая плесень

Черная плесень

Сыр (3)

-

-

-

влага

запах

Опыт № 3 Выявление влияния растительных фитонцидов на скорость роста колоний плесневых грибов. (См. Главу 2, пункт 2.1. Опыт № 3) Ежедневно мешки с продуктами и фитонцидами просматривали, регистрировали появление плесени, отмечали окраску. Фотографировали все этапы опыта (Приложение № 8, 9)

Данные заносили в таблицу Таблица 3

«Рост плесневых грибов под антибактериальным

действием фитонцидов»

продукты

1

день

2

день

4

день

5

день

7

день

9

день

Хлеб +

лист

герани

Нет

 

Нет

Нет

Нет

Хлеб засох

-

-

-

-

-

-

Хлеб +

лук

Нет

   

Плесень белая мало

Много черной плесени

 
 

Плесень белая мало

Много черной плесени

Черная плесень

Мукор

На луке много черных споры

Споры рассыпаются

Хлеб +

чеснок

Нет

 

Нет

Засох

   
 

Начал гнить

Плесень белая мало

     

Хлеб +

корка

лимона

Нет

-

-

-

-

-

-

-

Плесень белая мало

-

-

-

Хлеб +

Ман-дарин

       

Мало

Зеленая плесень

Много черных спор

Нет

Загнил

Мало

Зеленая плесень

Пеницилл

Мало, на корке

Черная плесень

Много черных спор

Опыт № 4 Микроскопическое исследование колоний плесневых грибов с разных продуктов питания и определение их родовой принадлежности. (См. Главу 2, пункт 2.1. Опыт № 4)

С момента появления и роста плесени готовили временные микропрепараты и появившихся колоний грибной плесени, выросшей на разных продуктах. Рассматривали микропрепараты под микроскоп при максимальном увеличении. Зарисовали, определили систематическую принадлежность плесневых грибов. Зарисовывали все микропрепараты. Наблюдали, как растворяется оболочка спорангиев и как споры расплываются в воде. Данные заносили в таблицу:

Таблица 4

Микроскопическое исследование колоний плесневых грибов с разных продуктов питания и определение их родовой принадлежности

 

Мукор

Пеницилл

Аспергилл

Систематическое положение

Отдел

   

Среда обитания

На разных продуктах: хлебе, луке,

На мандаринах

На варенье

Цвет мицелия

Бело-сероватая

Сначала белая потом, зеленоватая

Сначала белая, потом разного цвета

Строение

Одноклеточное со многими ядрами,

Многоклеточное с одним ядром в клетке

Ветвистый мицелий, может быть с перегородками,

Спорангии

Головка шаровидная

Веточки, похожие на кисточки

Головка крупнее, чем у мукора с «пушистая»

Значение

Портят продукты питания

Портят продукты питания

Портят продукты питания

Глава 3. Оценка результатов исследования

По окончании проведения опытов были получены следующие результаты: Опыт № 1 Выявление развития колоний плесневых грибов в разных условиях на одинаковом наборе продуктов.Из данных таблицы 1 следует, что плесень выросла на опытных образцах № 3 и 5. Значит плесень – живой организм. Первая гипотеза подтвердилась опытным путем.

пять опытных образцов были помещены в разные условия, и плесень выросла по-разному. Вторая гипотеза не подтвердилась – на рост плесени влияют: влажность и температура и застой воздуха. В сухих, чистых, хорошо проветриваемых помещениях плесень растет медленнее!

Опыт № 2 Выявление развития колоний плесневых грибов в разных условиях на одинаковых продуктах. Из данных таблицы 2 следует, что

1. в холодных условиях плесень не появилась, но продукты, которые содержат достаточно влаги, испортились – это мандарин и сыр, сначала они стали влажными, потом появился неприятный запах.

2. в теплых условиях на мандарине появилась плесень, сыр испортился, хлеб засох.

Этот опыт подтвердил предыдущий (№ 1) – на рост плесени влияют условия окружающей среды: влажность и температура и застой воздуха.

Опыт № 3 «Выявление влияния растительных фитонцидов на скорость роста колоний плесневых грибов» позволяет судить о том, что плесневые грибы растут на сырых и вареных продуктах растительного и животного происхождения очень быстро, так как в закрытой посуде для гриба создаются оптимальные постоянные условия: питательная среда, комнатная температура и повышенная влажность. Растительные фитонциды снижают время появления плесени и скорость ее роста, кроме мандарина.

Опыт № 4 Микроскопическое исследование колоний плесневых грибов с разных продуктов питания и определение их родовой принадлежности.Благодаря микроскопированию выяснилось, что на ржаном хлебе с лимоном и без, на белом хлебе с лимоном и без, развивается плесневый гриб Мукор. На мандарине и на лимоне развивается плесневый гриб Пеницилл (Приложение № 10, 11)

Появление белой, затем черной плесени Мукора говорит о зрелости грибов, и накоплении большого количества спор. Зеленоватый пеницилл – молодая плесень, а темно зеленый гриб имеет бесцветные гифы и огромное количество мельчайших зеленых спор. Рисунки плесневых грибков смотри в приложении.

На варенье со сладкой питательной средой появился Аспергилл, похожий на Пеницилл. Колоний появилось много, так как условия благоприятные – тепло, нет проветривания и влаги достаточно (не надо было добавлять воду)

Выводы

Благодаря работе мы поняли, что:

Узнали много интересного о плесени:

• Повышенная влажность и температура воздуха способствует усиленному размножению плесневых грибов – образованию огромного количества спор, которые, попадав в воздух, разносятся на большое расстояние током воздуха.• Плесневые грибы растут на сырых и вареных продуктах очень быстро, вызывая их порчу и делая их непригодными для питания. Поэтому надо соблюдать меры правильного хранения продуктов, использовать фитонцидные растения, соблюдать чистоту на кухне, не использовать в пищу хлеб и другие продукты, зараженные плесневым грибком.• Порчу продуктов питания вызывают плесневые грибки разных классов – Аскомицеты, родов Aspergillis Аспергилл и Penicillium Пеницилл, класса Зигомицеты Zygosaccharomyces – Мукор.

Заключение

Закончив свою работу, мы можем сказать, что достигли цели и задач,

поставленных перед началом работы, изучили литературу о строении, классификации плесневых грибов и их месте в цепочке живых организмов. Теоретический анализ показал, что в литературе подробно изучены эти вопросы. Но экспериментальная работа над проектом показала, что много неисследованного осталось для нас по данной проблеме. Исследование плесени – процесс трудоемкий и длительный, но увлекательный и захватывающий. В будущем мы, возможно, продолжим работу по изучению плесени.

Рекомендации по хранению продуктов:

• Хранить хлеб целесообразно не в пластиковых, а в деревянных хлебницах так как есть возможность испарения влаги или в льняных салфетках. • Если хлеб хранить в хлебнице, 1 раз в неделю мыть и сушить ее.• Для уничтожения запаха используют при мытье хлебниц раствор уксусной кислоты.• Для снижения развития плесневых грибков в хлебницу можно поместить лук, лимон, чеснок, которые выделяют фитонциды.• Употреблять продукты нужно в соответствии со сроком годности.

Список литературы

Новая энциклопедия школьника. / ред. Е.Бубнова - Москва: «Махаон», 2007. - 36 с.

Серия «Эрудит» Мир растений. Справочник. / Москва: Мир книги 2006. - 48-49 с.

Учебник биологии 6-7 класса. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. / под ред. Корчагина В.А. Москва: «Просвещение», 1993. - 241 - 242 с.

Смирнов И.А. Тайны микробиологии / И.А. Смирнов, М.В. Евсенко // Царство грибов: руководство для родителей и руководителей микробиологических кружков / Под ред. Д.М. Жилина. – М.: МГИУ. – 2009. –92 с.

Федоров А.А. Жизнь растений: В 6-ти т. – Т. 2. Грибы / Под ред. М.В. Горленко. – М.: Просвещение. – 1976. – 479 с.

Электронные ресурсы – Режим доступа: http://www.aif.ru/health/life/spasitelnaya_plesen_istoriya_sozdaniya_penicillina

http://www.openclass.ru/node/443110

http://vredinfo.ru/plesen/grib-mukor-belaya-plesen

https://ru.wikipedia

http://www.comodity.ru/microbiology/classification/6.html

Приложение № 1

Классификация Царства Грибы по способу питания

Грибы

Fungi, Mycctes

Низшие

Phycomycetes

Высшие

1. Архимицеты

или Хитридиомецеты

Chytridiomycetes

(Черная ножка капусты)

2. Зигомицеты

Zygosaccharomyces

(сем. Мукоровые)

Mucor

Аскомицеты

(сумчатые)

Ascomycetes

4. Базидиомицеты

Basidiomycetes

(Шляпочные грибы)

5. Несовершенные грибы

Fungi imperfecti

(гниль на продуктах)

Род Aspergillis

(леечная плесень)

Дрожжи

Плесени

Род Penicillium

(Кистевик)

Приложение № 2

Плесень портит продукты

Приложение № 3

Плесень портит книги

Стены

Приложение № 4

Из плесени получают лекарство пенициллин

Сыры с плесенью Плесень на растениях

Приложение № 5

Стерилизация лабораторной посуды над пламенем

Закладка опыта № 1 «Выявление развития колоний плесневых грибов в разных условиях на одинаковом наборе продуктов»

Приложение № 6

Закладка опыта № 2 Выявление развития колоний плесневых грибов в разных условиях на одинаковых продуктах

Закладка опыта № 3 Выявление влияния растительных фитонцидов на скорость роста колоний плесневых грибов

Приложение № 7

Результаты опыта № 2

 

5 день

7 день

9 день

В холодильнике

Хлеб

-

   

Мандарин

-

-

запах

Сыр

 

запах

 

В теплом месте

Хлеб

-

   

Мандарин

-

   

Сыр

-

 

запах

Приложение № 8

Результаты опыта № 3

Рост плесневых грибов под антибактериальным

действием фитонцидов

продукты

2

день

4

день

5

день

7

день

9

день

Хлеб +

лист

герани

     

-

Хлеб +

лук

   

Плесень белая мало

Много черной плесени

 

Плесень белая мало

Черная плесень

Мукор

 

Хлеб +

чеснок

   

Засох

   

Начал гнить

     

Хлеб +

корка

лимона

       

-

Плесень белая мало

-

Хлеб +

Мандарин

     

Много черных спор

Загнил

 

Пеницилл

Мало, на корке

Черная плесень

 

Приложение № 9

Рассматривание плесневых грибов под микроскопом

Приложение № 10

Колония плесневых грибов на: варенье

мандарине хлебе

Приложение № 11

Мукор под микроскопом Электронный микроскоп

Пеницилла под микроскопом

Аспергилл под микроскопом

Увеличение в 400 раз

Просмотров работы: 9156