Учительская династия моей семьи

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Учительская династия моей семьи

Дедяева Э.И. 1
1МБОУ "Пятницкая СОШ"
Дедяева Н.А. 1Тупикина Л.А. 1
1МБОУ "Пятницкая СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Тот, кто стал учителем, поймет,

Какое счастье – быть полезным людям,

Учить его величество – народ!

Нести ему дар мудрости и знанья

И доброты своей сердечный свет-

Нет на земле естественней призванья,

Почетнее и радостнее нет.

Для любого человека учитель – это память о детстве, о школе, которая остается на всю жизнь.

Простые и каждому знакомые с детства слова «учитель» и «педагог», а сколько интересного можно сказать о них!

Чтобы рассмотреть значение слов, мы обращались к «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.

УЧИТЕЛЬ – наставник, преподаватель; профессор, обучатель.

ПЕДАГОГИКА – наука о воспитании и обучении детей, молодежи.

ПЕДАГОГ – человек, посвятивший себя педагогике.

История слова педагог уходит в античную Грецию, когда в городах возникли первые школы и образованность стала считаться достоинством свободного гражданина. До поступления в школу дети свободных граждан получали домашнее воспитание. За ними присматривал специальный раб - педагог (буквально - поводырь).

Таким образом, в слове педагог есть значение, связанное со специальным делом, - вести, сопровождать ребенка. Надо отметить, что в «поводыре» время от времени нуждается любой человек, и у каждого человека в жизни возникает потребность в педагоге-учителе, в человеке, который передает другому свое дело, свои умения в этом деле.

Учитель - от глагола учи́ть, наставлять, обучать, научать, преподавать, передавать знание, умение свое другому.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. Учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли уважительно — Учитель.

Как видим, наши слова произошли из разных языков и имели первоначально разное значение, но со временем эти слова стали синонимами и стали нести большое смысловое значение. Именно помощь взрослого, передача взрослым ребенку необходимых знаний об окружающем мире, обучение необходимым для жизни умениям явилось началом педагогической деятельности, ставшей впоследствии делом специально подготовленных людей – учителей и педагогов.

Как мои родные и близкие мне люди стали учителями? Как это отразилось на их жизни, на жизни последующих поколений? Может, что-то заложено в семье, в роде?

У каждого народа, как и каждого человека, есть своё настоящее и своё прошлое. Быстро идёт время. Я хочу изучить историю своей семьи, потому что история — это память.Немногие ребята осознают сегодня всю значимость и необходимость изучения истории своей семьи. Без знания своих истинных корней, невозможно считать себя полноценным человеком. Человек, у которого нет прошлого, не имеет настоящего и будущего. Каждому человеку просто необходимо знать своих предков. Разве это не актуально?

Я надеюсь, что моя работа «Учительская династия моей семьи» вызовет интерес и уважение к этой профессии

Цель работы:

познакомить с учительской династией моей семьи.

Задачи работы:

    •  

доказать, что яркий пример семьи поможет в выборе профессии;

    •  

выявить отношение учеников школы к учительскому труду;

    •  

вызвать интерес к этой профессии.

Объект исследования: учительская династия.

Предмет исследования: история учительской семьи.

Проблема исследования: сколько лет учительской династии?

Гипотеза исследования моей работы заключается в следующем: если каждый человек будет знать историю своей семьи, поддерживать семейные традиции, все это сделает семьи крепче, дружнее.

Практическая ценность: работа может быть использована в деятельности музея нашей школы, на уроках краеведения.

План моей работы:

    •  

Изучить литературу по родословию.

    •  

Опросить родителей и записать результаты опроса.

    •  

Собрать все документы из архива семьи.

    •  

Заполнить анкеты на всех членов семьи.

    •  

Составить таблицу педстажа всех педагогов семьи.

Методы:

    •  

эмпирический метод (беседа);

    •  

метод сравнения;

    •  

классификация;

    •  

анкетирование.

Для написания работы я проанализировала документы, фотографии из семейного архива, газетные статьи, посвященные родственникам.

Собранные данные были систематизированы и обобщены.

Из истории моей семьи.

Дедяевы.

Слово «фамилия» происходит от латинского familia – семья. Когда- то в русском языке «фамилия» могло означать «семья», об этом напоминают выражения «фамильное сходство», «фамильные драгоценности», «фамильные традиции».

Фамилия – семейное наименование, прибавленное к имени и отчеству человека. Очень любопытно докопаться до истинного смысла слов образовавших фамилии. Когда мы расшифруем фамилии, тогда сможем больше узнать о нашем роде.

Меня заинтересовало, что означает фамилия Дедяева.

Фамилия Дедяев в 50% случаев имеет русское происхождение, в 5% - украинское, в 10% - белорусское, в 30% приходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и т. д.), в 5% случаев происходит из болгарского или сербского языков. В любом случае эта фамилия образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии.

Фамилия Дедяев относится к виду не очень редкой в областях России. В дошедших до наших дней исторических документах однофамильцы являлись важными персонами из славянского муромского купечества в XV-XVI в., имеющих в своем распоряжении большую государеву привилегию. Исторические упоминания фамилии можно найти в реестре переписи населения Древней Руси во время Ивана Грозного.

Семейное имя Дедяев образовано от личного прозвища. На Руси издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить человека в обществе. В большинстве случаев прозвища, изначально присоединявшиеся к именам, полностью вытесняли их не только в обиходе, но и в официальных документах.

Исследуемая фамилия образована от именования дальнего предка по мужской линии Дедяй, в основе которого, вероятнее всего, лежит слово «дед». В народной речи существовало немало уменьшительно-ласкательных и просторечных обращений к дедушке, старику: дедуха, дедуган, дедура, дедко, дедунь, дедусь и т.п. Именование Дедяй было образовано с помощью суффикса -яй, употребляемого в славянской ономастике (Мышляй, Петряй и пр.). Однако гораздо более частотным этот суффикс был в именованиях мордвы (ср. Ледяй, Паксяй и т.п.). Поэтому очень вероятно, что именование Дедяй возникло на Урале от заимствованного славянского слова «дед» с помощью типичного для мордовских имен суффикса -яй. Прозвание Дедяй могло закрепиться за дедушкой «с легкой руки» его родственников. В то же время, подобное прозвище нередко получал молодой человек, рано приобретший седину или же слишком серьезный.

Кроме того, слово «дед» также служило вежливым обращением к мужчине преклонных лет. Испокон веков на Руси молодежь относилась с особым почтением к зрелым людям и таким именованием подчеркивала свою преемственность от старших поколений. Поэтому прозвищем Дедяй могли называть известного и уважаемого человека в родном поселении, к которому односельчане частенько обращались за помощью или советом.

Оробинские.

Фамилия Оробинский в большинстве случаев имеет польское происхождение и формируется либо из самой Польши, либо из соседних с ней государств (Белоруссия, Украина). Подавляющее большинство представителей фамилии Оробинский относились к польской шляхте. В 10% процентах носитель фамилии, возможно, является потомком древнего русского княжеского или боярского рода. Но в обоих случаях фамилия указывает, в основном, на местность, где проживали дальние предки человека или населенный пункт, откуда, по легендам, происходит этот род, однако фамилия может происходить и от имени или прозвища далекого предка человека. Также, в 29% случаев эта фамилия была дана предком священнослужителем, когда он выпускался из семинарии. В таких случаях фамилия давалась по воле руководства училища и могла быть образована от названия местности, церковного праздника, имени святого.

Фамилия Оробинский является достаточно редкой в регионах России и ближнего зарубежья. В сохранившихся значимых дореволюционных бумагах люди с этой фамилией были известными деятелями из славянского новгородского купечества в 18-19 в., имеющих в своем распоряжении существенную царскую привилегию.

Таким образом, в фамилиях моих предков можно увидеть склонность к воспитанию молодежи, что дает нам право определить влияние данных фамилий на будущий выбор профессии.

III. Педагогическая династия.

История одной семьи, одной династии. На сводной таблице общего педагогического стажа очень наглядно можно увидеть, что все педагоги нашей семьи люди, поистине преданные своему делу, люди достойные уважения.

 

Фамилия, имя, отчество.

Место работы

Профессия

Стаж работы

1

Дедяев Владимир Евсеевич

Покровская СОШ, школа рабочей молодежи №3 г.Серов, Пятницкая школа-интернат

учитель русского языка и литературы

18

2

Дедяева Жанна Владимировна

МОУ «Пятницкая СОШ»

учитель начальных классов

11

3

Глущенко Марина Владимировна

Языковой центр «Английский для всех»

учитель английского языка

8

4

Дедяева Нина Александровна

МБОУ «Пятницкая СОШ»

учитель русского языка и литературы, английского языка

22

5

Оробинский Анатолий Григорьевич

Покровская СОШ

учитель физики и математики, географии

31

6

Оробинская Светлана Александровна

МБОУ «Пятницкая СОШ»

учитель математики, информатики

20

7

Дедяева Анастасия Игоревна

-

студент

-

8

Дедяев Виктор Евсеевич

МОУ «Вейделевская СОШ»

учитель русского языка и литературы

38

9

Дедяева Нина Ивановна

МОУ «Вейделевская СОШ»

учитель русского языка и литературы

33

1

Дедяев Вадим Викторович

МОУ «Вейделевская СОШ

учитель истории

11

1

Бондарь Наталья Евгеньевна

 

учитель русского языка и литературы

 

3.1. Педагогическая биография Дедяева Владимира Евсеевича

К педагогической профессии обе семьи подходили примерно в одно время. Родоначальником учительской династии семьи Дедяевых стал дедушка, Дедяев Владимир Евсеевич. В 1965 году он поступил в Белгородский педагогический институт на филологический факультет. Окончив его в 1969 году, отправился в Покровскую среднюю школу, где проработал 1 год учителем русского языка и литературы. С 1970 по 1973 год Владимир Евсеевич был директором Первоволчанской восьмилетней школы Тишанского сельского совета. В 1973 году жизнь забросила его в город Серов на Урале, где он работал 3 года директором Школы рабочей молодежи №3. С 1984 года Дедяев В.Е. был секретарем комиссии по делам несовершеннолетних Волоконовского райисполкома, а в 1985 году вернулся в Пятницкую школу-интернат учителем истории и воспитателем. За многолетний труд неоднократно награждался грамотами различных уровней.

Сейчас Дедяев В.Е. на пенсии, но продолжает свою работу с молодым поколением. С 2015 года он возглавил казачье движение в районе, занимается патриотическим воспитанием, принимает активное участие в мероприятиях, организованных для школьников.

3.2. Педагогическая биографияДедяевой Жанны Владимировны.

Жанна Владимировна окончила школу 80-е годы и поступила в Валуйское педагогическое училище. Ее мечта стать учителем начальных классов осуществилась, и в течение 11 лет она преподавала в Пятницкой средней школе, работала в группе продленного дня. Через время поступила на естественно-географическое отделение и преподавала географию. После перестройки тетя ушла со школы, но душой всегда остается там.

3.3. Педагогическая биография Дедяевой Марины Владимировны.

Самая младшая тетя, Марина Владимировна, пришла в педагогику не сразу. По первой специальности она юрист. Но ее всегда привлекала школа и работа с детьми. Окончив университет по специальности «переводчик», Марина Владимировна долгое время работала учителем английского языка сначала в своей родной школе, потом в частной школе в городе Белгород. Сейчас она оканчивает институт межкультурной коммуникации, занимается педагогикой и английским языком в языковом центре «Английский для всех». Теперь ее можно назвать состоявшимся учителем.

3.4. Педагогическая биография Оробинского Анатолия Григорьевича.

Проработал до пенсии в Покровской средней школе. Сначала учителем математики, географии, физики, а затем – директором школы.

3.5. Педагогическая биография Оробинской Светланы Александровны.

Родная тетя, Светлана Александровна, пришла в свою школу, окончив физико-математический факультет Белгородского педагогического университета в 1992 году. Со школьной скамьи тетя уверенно и четко шла к своей цели – давать знания по таким строгим предметам, как: математика, информатика, экономика.

В этом году исполняется 20 лет, как Оробинская С.А. работает в школе. Много учеников прошло через ее руки, не все были увлечены предметом, как их педагог, но абсолютно всем приходилось сдавать экзамен по математике, и делали они это успешно.

3.6. Педагогическая биографияДедяевой Нины Александровны.

Мама, Дедяева Нина Александровна, мечтала стать учителем еще в детстве. Окончив школу с серебряной медалью, поступила в Белгородский педагогический институт в 1990 году на филологический факультет. В 1995 году окончила его с красным дипломом. Нисколько не раздумывая, вернулась в свою школу учителем русского языка, литературы и английского языка. Так получилось, что Нина Александровна учила и учит всех младших членов семьи: сестру мужа, племянницу мужа, старшую дочь и теперь младшую дочь. Профессиональная деятельность Дедяевой Н.А. связана с детьми более 22 лет. Нина Александровна отличается искренней любовью к детям и безграничной верностью педагогическому делу. Она не признает работу «от и до», а отдает ей все свои силы и время. За время работы Нина Александровна неоднократно занесена на Доску почета, награждалась Почетными грамотами различного уровня, отраслевой наградой «Почетный работник общего образования РФ», 5 лет была заместителем директора по учебно-воспитательной работе, с 2010 года перешла на должность учителя русского языка и литературы, в 2017 году стала победителем муниципального этапа профессионального конкурса «Учитель года».

3.7. Педагогическая биографияДедяевой Анастасии Игоревны.

Анастасия – самый младший член семьи, моя сестра. В 2014 году она поступила в Белгородский музыкальный колледж на учителя музыки, преподавателя хорового дирижирования. В 2017 году параллельно решила учиться в Белгородском государственном университете на филологическом факультете. Таким образом, Настя, как и мама, Дедяева Нина Александровна, планирует стать учителем русского языка и литературы.

3.8. Педагогическая биографияДедяева Виктора Евсеевича.

Родной брат Дедяева Владимира Евсеевича, Виктор Евсеевич, так же, как и старший брат, поступил в Белгородский педагогический институт на тот же факультет. Отучившись, вернулся в Вейделевскую среднюю школу, где до самой пенсии проработал не только учителем русского языка и литературы, но и учителем труда у мальчиков.

3.9. Педагогическая биографияДедяевой Нины Ивановны.

Жена Виктора Евсеевича Дедяева, Нина Ивановна также учитель русского языка и литературы Вейделевской средней школы, последние годы работала директором заочной школы. Находится на заслуженном отдыхе.

3.10. Педагогическая биографияДедяева Вадима Викторовича.

Дедяев Вадим Викторович окончил Вейделевскую среднюю школу, в которой работали и мама, и папа, и пошел учиться в Белгородский государственный университет по специальности «учитель истории и обществознания», продолжив вейделевскую линию учителей.

3.11. Педагогическая биография Бондарь Натальи Евгеньевны.

Внучка Оробинского Анатолия Григорьевича, Наталья, окончила Воронежский педагогический университет по специальности «учитель русского языка и литературы», в настоящее пока учителем не работает, летает на самолетах Российских авиакомпаний, но, может быть, когда-нибудь вернется в школу и продолжит династию своих замечательных родственников.

IV. Заключение.

Итоги исследования.

Я провела мини-исследование с учащимися 1 классов. Ребятам было предложено три вопроса:

1.Нравится ли вам профессия учитель?

2.Каким должен быть, по-вашему, современный учитель?

3. Закончи предложение «Если бы я был учителем, то ……..»

Анализируя, полученные ответы ребят, я пришла к выводу, что 58% профессия учитель нравится, потому что она интересная, свои знания учитель передаёт детям, а 31% ребят ответили, что профессия учителя не нравится, так как она трудная (надо уметь ставить оценки, проверять тетради, много готовить уроков), занимает очень много времени.

Интересные ответы ребят получены на второй вопрос. Современный учитель должен быть образованным, грамотным, любить свою профессию, добрым, справедливым, разбираться в компьютере, «дружить» с интернетом, общительным, строгим, весёлым, с чувством юмора, молодым, модным, понятно объяснять учебный материал и трудолюбивым.

На третий вопрос «Если бы я был учителем, то ……..» ребята написали такие ответы:

-я была бы строгой;

-проводил бы такие мероприятия: посещал с ребятами музеи, библиотеки;

-помогал ученикам;

-модно бы одевалась, не по форме и детям разрешала одеваться не по форме;

-выставлял бы пятёрки;

-был бы хорошим учителем;

-я бы оценивала строго и относилась к ним так, как они этого заслуживают.

Заключение

Работая над этой темой, я поняла, что профессия учителя не из лёгких, но без учителя не будет ни врача, ни экономиста, ни менеджера, никого. Даже став взрослыми, всегда все помнят своих учителей и свою школу.

Я уверена, без Учителя хорошего человека не вырастишь, Учитель – самая важная, нужная и благородная профессия на Земле! Без школы сильное государство не построишь. Учитель – самая важная, нужная и благородная профессия на Земле! Я преклоняюсь перед людьми, которые избрали этот нелёгкий труд.

11 педагогов, 11 жизненных дорог. Ведь эта целая история человеческих судеб. Есть чему гордиться молодому поколению!

Хотя все они работали в разное время и в разных местах, но у всех у них была и есть одна общая цель: правильно воспитать детей, дать им крепкие знания и вырастить достойных людей.

И неважно, где я буду работать, главное, что в моей жизни есть точка отсчёта: моя семья, родная школа. Я надеюсь, когда вырасту, продолжу учительскую династию семьи Дедяевых-Оробинских. Мне нравятся слова, написанные Дедяевой Ниной Александровной:

Почему с детишками судьбу связала

И учителем зачем решила стать?

Быть учителем – душа мне подсказала

И пришлось работу мне начать.

Как только приходишь с утра на работу,

Одна за другой подступают заботы.

И план набросать, и урок приготовить,

Чтоб дети могли его лучше усвоить.

20 лет я в нашей школе,

В горести, и в радости я с ней.

Без нее живу я как в неволе,

Понимаете меня теперь?

Список литературы:

1. http://onomastikon.ru/proishogdenie-familii-dedyaev%0D%0A.htm

2. Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Веселовский С.Б. Ономастикон. Унбегаун Б.О. Русские фамилии.

3. https://www.analizfamilii.ru/Dedyayev/proishozhdenie.html

4.Фото из семейного архива Дедяевых-Оробинских.

5.Документы из семейного архива.

Приложение 1

Анкета для учащихся 1 классов.

1.Нравится ли вам профессия учитель?

2.Каким должен быть, по-вашему, современный учитель?

3. Закончи предложение «Если бы я был учителем, то ……..»

13

Просмотров работы: 856