Введение
Почему мною выбрана для самостоятельного исследования повесть
Н.В Гоголя « Тарас Бульба». Своевременность выбора.
Меня зовут Соня Баранская, мне недавно исполнилось 16 лет, я учусь в самой обыкновенной подмосковной школе. Как и всякая девушка этого возраста, я скорее любопытна, чем любознательна. Однако вот уже два года я замечаю в самой себе некоторые изменения. Дело в том, что я очень люблю детей. Сначала я нянчилась со своим племянником Тёмой, потом с племянницей Варей. Мне интересно было наблюдать, как они растут, как с моей помощью осваивают игры , начинают говорить. Я действительно не равнодушна к детям вообще, и не терплю, когда их обижают. Маленькие - они не могут дать отпор обидчику. Наверное, я взрослею.
Несколько лет назад, я случайно узнала из выпуска новостей, что на Юго - Востоке Украины, по соседству с Россией, в Донецкой и Луганской областях при обстрелах и даже при бомбардировке убивают и калечат маленьких детей . Я своими глазами видела по новостям детишек без рук и без ног, раненых в этой гражданской войне.
Взрослые мужчины и женщины из Киева, политики и депутаты, министры и генералы называют свои действия "принуждения земляков, миру". Когда я увидела искалеченных детей, я плакала. Я не стыжусь этих слёз. Пусть их стыдятся те, кто не щадил детей, стрелял по жилым домам, больницам, школам и автобусным остановкам.
Откуда же такая же тупая ненависть у украинских ребят постарше меня на 2-3 года ко всем нам русским? За ответом я обратилась к великому украинскому и русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю, классику мировой литературы, автору исторической повести "Тарас Бульба".
Приступая к работе, я ставила перед собой следующие цели:
Прочитать и проанализировать повесть «Тарас Бульба».
Изучить теоретические сведения об истории возникновения Запорожской Сечи, о ее нравах и законах. Проанализировать и выявить местные национальные обычаи на основе исторического прошлого славянских народов.
Подчеркнуть величие и героику борьбы за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарищества , силу воли и духа запорожцев.
изучить исторические сведения, материалы литературной критики, монографии, в которых затрагивается тема моей исследовательской работы;
собрав необходимый материал, провести собственное исследование;
выяснить: создал ли Н.В.Гоголь новый миф о казаках или, используя исторические факты и наделяя героя достоверными историческими чертами, прибегнул к авторскому вымыслу и создал обобщенный образ запорожского казачества того времени.
При выполнении исследовательской работы я решала следующиезадачи:
изучение текстов произведений Н.В.Гоголя и критической литературы;
сопоставление вымышленного и реального в повести
Объектом исследования являются повести Н.В. Гоголя: «Тарас Бульба» в 1 и 2 редакции, «Страшная месть»,; критические статьи В. Г. Белинского, С. И. Мышецкого , Д.Чижевского
Предметом моей работы стало исследование художественных приемов, используемых автором, при работе с историческими документами при создании художественного произведения
Основная часть
2.1.История с географией.
В начале 19 века историческая тема была особенно востребована среди литераторов. Не избежал этого увлечения и великий поэт и прозаик
А.С. Пушкин. В это же время в литературе, в том числе российской и
украинской при создании художественного произведения возникла проблема разграничения авторского вымысла, исторической точности и исторической правды. В этом направлении А.С.Пушкин создавал "Капитанскую дочку"(авторский вымысел и историческая правда) и "Историю пугачевского бунта"(историческая точность и историческая правда).
В это же время Н.В.Гоголь занимается историей Украины, желая написать научный труд. Труд не был создан, но материалы, рассказывающие о жизни казачества, были использованы им в работе над “Тарасом Бульбой”….
В 1835 г. написан первый вариант «Тараса Бульбы».
Новую редакцию гоголевской повести от первоначальной отделяют более 7 лет, чуть ли не все восемь, с 1835 до 1842 года.
Хочу заметить, что Гоголю была свойственна следующая черта: написав и даже напечатав свое произведение, он никогда не считал свою работу над ним законченной. Современник Гоголя Н. В. Берг рассказывал, что тот до восьми раз переписывал свои произведения: «Только после восьмой переписки, непременно собственною рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания»(VI стр 42) 1835 год. Интерес Гоголя к украинской истории не ослабевает, а даже приобретает особое значение. «Малоросси песни со мною», — сообщает он Погодину в середине августа этого года из Мариенбада. «Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной» (V, стр 240—241). Гоголь в это время размышляет об Украине, , ее людях, ее истории, и новые творческие замыслы возникают в его голове. В конце августа того же года он пишет Шевыреву: «Передо мною выясниваются и проходят поэтическим строем времена казачества, и если я ничего не сделаю из этого, то я буду большой дурак. Малороссийские ли песни, которые теперь у меня под рукою, навеяли их или на душу мою нашло само собою ясновидение прошедшего, только я чую много того, что ныне редко случается. Благослови!»(V, стр 253-254)
Стоит заметить, что не только легенды и казацкие думки служили для Гоголя источниками для создания представления об украинском народе. Сразу по выходе второй редакции повести в свет литературный критик
В.Г Белинский писал ,что в ней Гоголь "исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлен ее духовный образ"(I, стр 68)
Я думаю, писатель не стремился достичь исторической правды и вовсе не следовал исторической точности. Но Гоголь точно выбрал интонацию для всего произведения, определил его стиль - песенно-былинный, свойственный для украинской речи. Повесть написана по-русски, а звучит в ней богатый украинский язык. Создается ощущение народной песни.
Боюсь ошибиться, но мне кажется, что, не стремясь к исторической точности, Гоголю удалось создать поэтический образ Украины, её народа, казацкой силы, не показывая ни реальных событий, ни конкретных прототипов. Но удивительно достоверно показано происходящее, характеры и судьбы.
2.2.Национальная принадлежность
Казаки Гоголя называют себя русскими, проливают кровь за Русь – и это вовсе не фантазия автора, потому что в те времена украинцы чаще называли себя, свою веру, язык русскими. Почему? Понятие “Русь” тесно связано с украинскими землями: именно украинские земли были центром Киевской Руси. Хотя Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, но это не мешало ему считать себя русским и быть русским писателем.
2.3. Казак
Трудно сказать, откуда пошло слово “казак”. Одни ученые считают, что оно тюркского происхождения и переводится как “вольный человек”. Другие уверены, что в монгольском языке “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зак” — “межа”, “граница”, “рубеж”, то есть “казак” — это “защитник границы”.(II, стр 56)
Первое появление слова «казак» находят в документах 1444 года. Появление же вольного казачества датируется XVI веком. Степи, от Днепра до Дона и Волги, в XVI веке обезлюдели. На Руси эта территория называлась Диким полем. Постепенно там начинают селиться русские люди.
Эти земли были богаты травами, дичью, в реках было много рыбы. Все это привлекало людей. Поселенцы назвали себя казаками и жили в укреплённых городках, построенных по берегам рек и на островах. Так как существовала опасность набегов, казаки объединяться в военные общины.
Запорожские казаки жили вольной, но достаточно суровой жизнью. Большую часть времени они находились в походах. Военная добыча была одним из источников их существования Юного казака с детства обучали езде на лошади, владению саблей и пикой, меткой стрельбе из ружья и лука. Главным идеалом юношей становилась свобода родной земли.
В 40-е годы XVI века днепровские казаки основали Запорожскую Сечь.
2.4.Запорожская Сечь
Запорожская Сечь, по убеждению Гоголя, - идеальное, справедливое устройство общества. Именно в здесь происходит становление характеров главных героев повести.
Обратимся к истории. Поход на Дубно – это 20-30 годы 17 века, это период разрозненных выступлений казаков. Тогда «южная Россия», а ныне Украина, находилась под гнетом Речи Посполитой (ныне Польши). Правительство Польши признавало только казаков, служащих за жалование, остальных необходимо было сделать крепостными. Как результат, появились «самовольные» казаки, которые бежали на заднепровские острова. Так появилась Запорожская Сечь, за порогами Днепра, за поваленными деревьями, которые называли засеками. Запорожская Сечь - это военная организация украинских казаков в 16-18в.в. Эта казачья республика просуществовала до 1654 года. Казаки подразделялись на куреня, вступали в бой с крымскими татарами, турками, польскими и литовскими католиками, еврейским населением Украины.
Следует заметить, что женщин в Сечь не пускали.
Польское правительство использовало казацкую пехоту в том случае, если была война. А во время мира оно побаивалось самостоятельных действий казаков, которые могли спровоцировать ненужную войну с турками, и смотрело на них как на опасных смутьянов, в любое время готовых обратить оружие против власти
С течением времени Запорожская Сечь превратилась в сторожевую заставу на южных и юго-восточных границах Украины. Запорожцы пересекали море
Осаждали турецкие земли и держали в страхе татар и турок.
В 1709 году из-за восстания Кондратия Булавина указом Петра 1 Запорожская Сечь была ликвидирована, и казаки переселились в земли Крымского ханства. (II, cтр 81-89)
Обратимся к произведению. Я уверена, что автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он сохранился в народном сознании.
Н.В. Гоголь изобразил казачье общество с его жестокостью и стихийностью. Я думаю, что сильные и могучие характеры – это результат уклада жизни. Тарас – сын своего времени. И его дикость и необузданность – результат дикости и необузданности эпохи, в которой он жил.
Одновременно Бульба привлекает читателей своим величием, так как он защитник свободы и независимости украинского народа.
Так же велик и Остап, и другие запорожцы – Кукубенко, Товкач, Мосий Шило. Все они они объединены общей идеей – чувством любви к родине.
2.5.Творческая история
«Тарас Бульба» имеет свою творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». Спустя 7 лет появляется новая переделанная редакция во втором томе «Сочинений» Гоголя
Работа над произведением продолжалась с перерывами с 1833 года до 1842-го, т.е. 9 лет.
Следует заметить, что во второй редакции повесть значительно увеличилась объеме и сталась два раза больше. Вместо девяти глав в первой редакции появилось двенадцать глав во второй. Имели место и новые персонажи, конфликты, ситуации, были введены новые подробности в описании Сечи, сражений, заново написана сцена выборов кошевого, намного расширена картина осады Дубно. Самое главное в другом: в первой редакции произведения движение украинского казачества против польской шляхты еще не носило характера освободительной борьбы. Именно это побудило Гоголя к основательной переработке всего произведения
Тема народно-освободительного движения во второй редакции раскрывается полнее и ярче. Можно даже сказать, что повесть приобретает характер народно-героической эпопеи.
Меняется и образ Тараса Бульбы. Если в «миргородской» редакции он перессорился со своими товарищами из-за дележа добычи (II стр49) — деталь, не свойственная героическому характеру Тараса Бульбы, — то в окончательном варианте повести он «перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов» (IV стр 363)
И еще. В «миргородской» редакции: «Вообще он был большой охотник до набегов и бунтов» (II стр284). В окончательной же редакции: «Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма» (IV стр321).
Таким образом, из «охотника до набегов и бунтов» Тарас Бульба превращается в защитника угнетенного народа. Можно сделать вывод, что автор усилил патриотическое звучание образа. Именно во второй, а не в первой редакции Тарас произносит свою речь о том, «что такое есть наше товарищество» .
2.6.Источники
По ходу исследования мною вслед за другими исследователями уже было обращено внимание на широкое исследование Н.В. Гоголем при создании повести фольклорных источников. Условно их можно разделить на две группы: устная история- семейные предания, легенды и народное творчество- думки и думы, исторические песни кобзарей(как например «Дума о Самойле Кишке»), и народные песни, на которые Гоголь указывал в письмах к своим друзьям М.Погодину, С.Шевыреву, К.Аксакову, И. Срезневскому.(VI стр 93)
Историческими первоисточниками являлись рукописные списки украинских летописцев : Самовидца, Самуила Величко, Григория Грабянки , - и произведение"Хмельницкая летопись" Использовал Гоголь в своей работе и исторические труды: "Историю о казаках запорожских" князя Семёна Мышецкого "Описание Украины" (VII, стр 58)
Как ранее упоминалось, Гоголь одно время серьёзно подумывал занять место профессора малороссийской истории в Киевском или СПБ университетах и хотел написать научную работу по истории Малороссии и просил читающую публику присылать ему в копиях и оригиналах неопубликованные летописи, песни, записи воспоминаний, деловые бумаги, документы и т.д..
Обилие исторического материала не помешало писателю следовать исторической правде, используя художественный вымысел.
2.7.Время и место
Гоголь специально относит действие повести к XV веку, хотя события, происходящие в ней, должны были происходить или в конце XVI или в первой половине XVII века. Ведь именно тогда война с польским государством была обычным занятием для запорожских казаков. К ним присоединялось и множество крестьян, которые хотели пожить вольной жизнью казаков.
С кем же конкретно воевали казаки? С турками, которые захватывали людей в плен, а затем продавали их, с поляками, с татарами- врагов было много.Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.
Если обратиться к датам, приведенным в произведении, станет ясно, что автор описывает как события 1648-1654 годов, так и национально-освободительную борьбу на Хмельнитчине.
В тексте Гоголя имеет место описание осады города Дубно, которое имело место в истории. Описывается и средневековый Дубненский замок. Можно предположить, что Гоголь обращался к летописям или преданиям, где и нашел описание замка.
2.8.Образ Тараса
Имя
Образ Тараса можно отнести к противоречивым.
Начнем с имени. Имя и прозвище героя повести - противоречивое сочетание мужского и женского. Украинское имя Тарас происходит от греческого tarassō — ‘волновать, возбуждать, приводить в смятение, тревожить’ и имеет значение ‘бунтовщик, мятежник’, а бульбой в украинском и польском языке XV–XVII веков называлась ‘земляная груша’ . Итак, «мятежный» по духу Тарас и приземленная «плотная, округлая» бульба. Такое сочетание восходит к древнегерманскому языческому двуполому божеству Тевте (о нем Гоголь писал в статье, посвященной переселению народов в V в.). Это сходство объясняет и «двадцатипудовый» (320 кг!) «земной» вес Бульбы, и его трехсотлетнюю жизнь. (II стр 45)
Черты
Противоречия прослеживаются и в чертах героя. Это и «звериные», дьявольские черты, (аномальная для обычного человека жестокость, свирепость), и «какой-то исступленно сверкающий взгляд» при убийстве Андрия, и безмерная родительская любовь, как оберегающая жизнь, так и карающая ее («Я тебя породил, я тебя и убью». — IV стр. 322), и материнская забота о детях (о наряде, снаряжении,о настрое сыновей), и преданность Вере и товарищам, и ненависть к «ляхам», и нетипичное для казака неистовство и строптивость. Можно сказать, что в образе Тараса наблюдается противоречие христианского и языческого, мужского и женского, человеческого и «звериного».
Если обратиться к Вере Тараса, то здесь видна связь с житием святого Евстафия: мотивы воинской службы героя и сыновей, испытания его веры, потери сыновей, религиозного противостояния и мученической смерти за Веру.
Прототипы
У Тараса Бульбы было несколько прототипов, как литературных, так и исторических. Данила Бурульбаш в повести «Страшная месть» ( III, стр 49)
Если обратиться к историческим лицам, то в образе Тараса проявляются черты легендарного казацкого атамана Даниила Апостола (1654–1734) В 14 лет избрали Даниила полковником после смерти отца. В 1727 году по решению Рады он был избран гетманов за смелость и отвагу.
.Стали полковниками и оба его сына: Петр и Павел .
Иногда в образе Бульбы обнаруживают и черты вождей казачества в XVII в.: Тараса Федорóвича, Конашевича-Сагайдачного, Палея, Самуся... Гоголь, создавая образ атамана, штудировал историю Малороссии, «погружаясь» в летописи, легенды, казацкие песни. (II, стр 54- 67)
Еще одним прототипом является, по мнению исследователей, и родственник писателя, Евстафий (Остап) Гоголь. К такому выводу пришел украинский писатель Т.Чухлиб. Историк утверждает, что можно найти «много аналогий между жизнью исторического Остапа Гоголя и литературного Тараса Бульбы. И тот и другой были полковниками Войска Запорожского. Имели двух сыновей примерно одного возраста». (II, стр 92-93) Правда, сыновья О. Гоголя «учились в высшем учебном заведении во Львове», а не в Киеве, но есть и прямая аналогия с судьбой сыновей Бульбы: «один из них (тоже старший) гибнет в 1671 году при обороне Могилева, а второй вскоре, в 1674 году, переходит на сторону поляков, убивших его брата. Именно убегая от польской погони из Могилева, во время переправы через Днестр старый подольский полковник Остап едва не погиб» (параллель с бегством от «ляхов» Тараса Бульбы очевидна). Все это позволяет ученому заявить, что прототипом Тараса Бульбы «был никто иной, как далекий родственник Николая Гоголя», гетман Правобережной Украины в 1675–1678 годах Евстафий / Остап Гоголь
Пока при всем желании не удалось обнаружить документов, что прадед Гоголя, священник Демьян Иванович Яновский, был сыном Яна, внука гетмана Гоголя, «достоверных доказательств столь чудесного превращения не существует (VIII, стр 455-456)
3.1.Вывод
Каким образом историческая повесь "Тарас Бульба" силой творческого гения Н.В. Гоголя превратилась в героическую эпопею?
В результате моих исследований, я пришла к выводу, что в“Тарасе Бульбе” нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда – сказать нельзя. Время, изображённое в повести, можно определить приблизительно: 15-17 века. Ни одного определённого исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать точную картину исторического прошлого, так как ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические. Именно поэтому “Тарас Бульба” является скорее не исторической повестью, а эпической.
Герои эпоса Гоголя — язычники, каковым только и могут быть герои эпоса. И вера их не христианство, не православие, а патриотизм, вера в Россию, а по мнению писателя, это и есть вера в Бога. «Нет, братцы, так любить, как русская душа… Нет, так любить никто не может!»(IV, стр 391)
Великая патриотическая книга Гоголя имела огромное значение — именно в силу уникальности. «Тарас Бульба» оказался языческим русским эпосом, которого так не хватало российской литературе.Написать патриотическую книгу — очень легко. Написать хорошую патриотическую книгу — необыкновенно трудно.Гоголю это удалось.. Он поспешил даже вписать в свой малый эпос самого себя — свидетеля, сказителя, рапсода — появившись в последнем абзаце «Тараса Бульбы»: «Блестит речное зеркало, оглашенное звонким ячаньем лебедей, и гордый гоголь быстро несется по нем…»!»(IV, стр 398)
Послесловие
Смутное время бывает у всякого народа и русский тут тоже не исключение. Вспомним события 16-го и начало 17-го веков, когда Русь пережила утрату государственности интервенцию шведов и поляков, правление самозванцев. Уместно вспомнить и Пугачевский бунт, и гражданскую войну 1917-1922 гг. и развал СССР в 1991. Однако из всех этих бедствий Россия ,словно вещая птица Феникс, возрождалась из пепла, вставала из руин.
Есть надежда, что и Украина, переживающая сейчас снова Хмельничьину наконец-то обретет свою государственность, сформируется окончательно в нацию.Для этого не надо переписывать свою историю в угоду политикам. Не надо объединяться в ненависти к России, не надо убивать и калечить маленьких детей на Донбассе.
Список использованных источников и литературы.
Белинский В.Г.Статьи о классикахМ.: Худ-лит., 1970
Воропаев В. А., Виноградов И. А. Комментарии // Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 9 т. / Сост. и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. М., 1994. Т. 1/2.
Гоголь Н.В. Страшная месть//собрание сочинений: В 6 т/ Николай Васильевич Гоголь.- т.2.-М.:Худ-лит.,1952.
Гоголь Н.В. Тарас Бульба//собрание сочинений: В 6 т/ Николай Васильевич Гоголь.- т.3.-М.:Худ-лит.,1952
Журнал Министерства народного просвещения. 1834. № 4. («Отрывок из Истории Малороссии», «О малороссийских песнях»).
Московская энциклопедия.- (Издательская программа Правительства Москвы).Т.12. Лица Москвы.- М.: Москвоведение.,2012.
С. И. Мышецкий История о казаках запорожских / С. И. Мышецкий – М.: Книга по Требованию, 2011.
Чижевский Д. Две родословных Гоголя // Родословие Н. В. Гоголя. Чухлиб Тарас. Прототип гоголевского Тараса Бульбы — далекий предок писателя, гетман Остап Гоголь // Зеркало недели (Киев). 2002. №28
12