ВВЕДЕНИЕ
Любому школьнику приходиться запоминать большое количество учебного материала. Воспроизведение текстов различного уровня сложности все чаще становится нашей задачей на уроках русского языка, кроме того, написание изложения будет составной частью экзаменационной работы в рамках письменного экзамена, а пересказ – частью устного экзамена по русскому языку в 9 классе. Учитывая этот факт, мы задумались, можно ли научиться запоминать тексты, есть ли какие-то специальные техники или приемы запоминания и как ими пользоваться. Ответ на этот вопрос мы искали в работах психологов, специалистов по мнемотехнике, ученых-филологов и т.д.
Мы отметили один общий момент: все без исключения исследователи пишут о том, что проблема кроется в механическом запоминании, тогда как текст надо осмыслить, то есть воссоздать в воображении те мысли, образы, чувства, эмоции, которые испытывал автор при написании материала. Так мы узнали, что главным средством понимания и запоминания текста является воссоздающее воображение (термин для нас абсолютно новый: воображение всегда ассоциативно было связано с понятием «творчество»). Именно поэтому мы решили разобраться, как же «работает» воссоздающее воображение и как оно может помочь нам решить учебные задачи.
Объект исследования – воссоздающее воображение.
Предмет исследования – природа воссоздающего воображения как средства понимания и запоминания текстовой информации.
Цель – изучить механизм воссоздающего воображения и приемы его развития.
Данная цель предопределила постановку следующих исследовательских задач:
1. Охарактеризовать процесс воображения и его виды.
2. Проанализировать физиологический механизм восприятия информации.
3. Охарактеризовать виды информации.
4. Проанализировать зависимость способа запоминания от вида информации.
5. Описать механизм воссоздающего воображения.
6. Апробировать практические методики, для того чтобы научиться понимать и запоминать текстовую информацию.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью запоминать большое количество текстовой информации и стремлением преодолеть трудности, при этом возникающие.
Материалом исследования является механизм работы воссоздающего воображения и методы его развития.
Новизна исследования состоит в экспериментальном исследовании особенностей воссоздающего воображения учащихся 6-х классов МБОУ «Лицей» г. Протвино, выполненном на основе теоретического осмысления специальной литературы и самостоятельно подобранных заданий на развитие воссоздающего воображения.
Практическая значимость: предложенные методы и приемы понимания и запоминания текстовой информации помогут учащимся как в ежедневной учебной деятельности, так и при подготовке к ОГЭ и устному экзамену по русскому языку и другим предметам.
Работа представляет собой прикладное исследование.
Гипотеза: если мы сможем развить воссоздающее воображение путем выполнения специальных заданий как на уроках, так и самостоятельно, то это поможет нам в дальнейшем запоминать текстовую информацию и воспроизводить ее устно или письменно.
Методы исследования:
теоретические методы: реализован в приёмах собирания, систематизации, обобщения и интерпретации материала;
эмпирические методы: наблюдение, тестирование, беседа, анализ результатов эксперимента.
метод обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДЫ ВОССОЗДАЮЩЕГО ВООБРАЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ И ЗАПОМИНАНИЯ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Воображение и его виды
Исследователи сходятся во мнении, что воображение – один из интереснейших психических процессов, определяющих поведение человека и его индивидуальность, однако единого мнения о том, что такое воображение, в настоящее время не существует, как нет и единого подхода к классификации видов воображения. Проанализировав разные классификации, мы выделили общие положения и составили таблицу:
ПАССИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленным |
|
Произвольное |
мечтательность, грезы |
Непроизвольное |
гипнотическое состояние, сновидения |
АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ направлено на решение творческой или личностной задачи |
|
Артистическое |
способность к взаимодействию со сценическими объектами |
Творческое |
самостоятельное создание новых образов и идей, которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности |
Критическое |
поиск того, что именно в данном объекте, (технике, системе образования, общественной жизни в целом) несовершенно и нуждается в доработке |
Воссоздающее |
создание образов, представлений, соответствующих словесному описанию, схемам, условным изображениям, знакам и т.д. |
Антиципирующее |
способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий; мысленное представление, что произойдет в будущем с ним и другими людьми. |
Нас интересует, как понять и запомнить именно текстовую информацию, поэтому мы обратили внимание на тот факт, что за максимально точное воспроизведение образов, соответствующих словесному описанию, воссоздание первоначального смысла слов, предложений, всего текста отвечает воссоздающее (воспроизводящее) воображение.
Теперь нам предстоит понять, как именно происходит запоминание, т.е. разобраться в механизме восприятия информации мозгом.
1.2. Механизм восприятия информации мозгом
Как известно, любой реально существующий объект имеет внутренние связи. Мозг выявляет эти связи с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса - и запоминает. Мозг может образовать связи, даже если информация об объекте поступает только через один из органов чувств, Итак, механизм работы мозга таков: сигналы от объекта связываются в мозге, благодаря чему мы и запоминаем эти объекты. Связи могут быть образованы либо между зрительными образами, либо между сигналами разных анализаторных систем (образ + слово + запах + вкус).
1.3. Виды информации и способы ее запоминания
Любую информацию можно условно разделить на три основных вида: образная, речевая (текстовая) и точная. Чтобы понять, почему одна информация запоминается лучше, а другая хуже, рассмотрим каждый вид информации подробнее.
Виды информации |
образная |
речевая (текстовая) |
точная |
Общая характеристика |
Зрительные образы |
Устная речь и читаемые тексты |
Информация, которую необходимо запоминать со 100% точностью. |
Реакция мозга |
Запоминается хорошо. Связи фиксируются автоматически. |
Запоминается плохо. Лишь небольшая часть слов преобразуется в образы. |
Запоминание (образование связей) невозможно без специального обучения. В образы не преобразуется. |
Причина разного уровня запоминания |
Максимальная приближенность к функционированию нашего мозга, который оперирует образами и запоминает их «автоматически» |
Часть текстовой информации не преобразуется в зрительные образы, поэтому мозг не может образовать связи, то есть не может запомнить |
В воображении не возникает никаких образов и отношений между ними. Мозг пропускает их через себя и ничего не запоминает |
Методы запоминания |
Основанные на развитии логического мышления и образной памяти |
Основанные на сопоставлении точной известной информации с новой, или на методах мнемотехники |
Как мы поняли, текстовая (речевая) информация запоминается значительно хуже образной, в связи с тем, что зрительные образы, возникающие в воображении при чтении, не такие яркие, как реально воспринимаемые объекты, к тому же далеко не все читаемые нами слова вызывают зрительные образы в воображении. Если перед нами стоит задача пересказать только что прочитанный текст, то мы будем вспоминать именно образы, возникающие в воображении, и эти образы будем снова преобразовывать в речь, то есть пересказ текстовой информации - это рассказ по картинкам. А если слова в зрительные образы не преобразуются, то и информацию эту мы запомнить не можем. Более того, мозг человека не умеет запоминать последовательность информации. Это еще одна причина, по которой текстовая информация запоминается плохо. Как же запомнить текстовую информацию? Ответ очевиден: надо перевести слова на «язык» мозга – образы, а это осуществляет воссоздающее воображение. Оно же обеспечивает понимание речи.
1.4. Механизм воссоздающего воображения
Рассмотрим механизм воссоздающего воображения. В нем выделяют два параллельных канала:
1. Рефлекторное преобразование: автоматически преобразуются в зрительные образы имена существительные, например: авторучка, яблоко;
2. Пространственная организация: организовать образы в пространстве помогают глаголы, падежные окончания, предлоги, суффиксы, например: НА столЕ ЛЕЖИТ телефон. НАД столОМ ВИСИТ картина.
Выделяют четыре варианта работы воссоздающего воображения:
1. Полное понимание, когда информация проходит по двум каналам воссоздающего воображения: на столе стоит ваза с красной розой.
2. Неполное понимание, при котором канал пространственной организации образов отключен, и мозг «не знает», как расположить объекты в пространстве: стул, книга.
3. Неполное понимание, при котором канал рефлекторного преобразования слов в зрительные образы отключен: мозг в состоянии расположить образы в пространстве, но при этом образов отсутствуют: глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка (Л.В.Щерба).
4. Полное непонимание речи, при этом оба канала воссоздающего воображения отключены: отсутствуют слова-образы и их пространственная организация - мозг не воспринимает речевое сообщение: тисбурумо уюри хонага круас.
Когда мы слышим речь, слова не только вызывают образы в нашем воображении, но и соединяют их, то есть автоматически образуют связи между зрительными образами. Пример: на елке, растущей на потолке, распустились цветы. Слова текста рождают образы в воображении и связывают их в пространственно организованную картинку, несмотря на абсурдность высказывания. И именно благодаря автоматическому связыванию образов мы эту картинку запоминаем.
Припоминание речи происходит в обратном порядке: мы вспоминаем зрительные образы и вновь переводим их в речь, поэтому текстовая информация пересказывается всегда приблизительно.
Воссоздающее воображение – это необходимая ступень к пониманию, а от него – к запоминанию текста. Если человек видит в воображении слова именно как слова, в виде набора букв, без зрительных образов, наверняка он испытывает серьезные проблемы с пониманием текстов. Психологи в этом случае категоричны: нет проблем с пониманием смысла слов только у тех людей, кто мыслит зрительными образами.
Очевидно, что степень соответствия возникших в воображении образов будет зависеть от точности и образности описания, а также от яркости и богатства воссоздающего воображения слушателя.
Для того чтобы решить проблемы с пониманием, надо тренировать воссоздающее воображение (преобразование слов и фраз в зрительные образы, в комбинации образов) и визуальное мышление, то есть мыслить непосредственно зрительными образами, без речевого сопровождения и без мысленного говорения. Обычно человек не понимает отдельные слова и предложения текста или весь текст не потому, что в нем описываются сложные для понимания понятия, а потому, что у него плохо работает воссоздающее воображение, которое является основным механизмом понимания устной и письменной речи.
1.5. Как научиться понимать и запоминать текстовую информацию.
Мы уже узнали, что язык мозга - это зрительные образы. Значит, чтобы научиться эффективно запоминать текст, сначала необходимо научиться преобразовывать слова в зрительные образы, между которыми должны образоваться связи, а для этого образы должны быть удобными для запоминания, то есть быть:
1) крупными и одного размера (мелкие образы представлять не следует: связи между такими образами будут запоминаться очень плохо);
2) объемными;
3) цветными.
4) детальными.
Следующий этап запоминания – это сознательное «соединение образов». Каждый раз, соединяя два образа в воображении, мы заставляем мозг запомнить эту связь, то есть контролируем процесс запоминания.
Образы можно соединять в воображении разными способами:
1. Прием символизации. Используетсядля преобразования в зрительные образы абстрактных слов, то есть слов, не имеющих фиксированного образного значения.
2. Метод сжатия информации. Применяется для «шифровки» в зрительные образы небольших отрывков текста: энциклопедических сведений, отдельных абзацев текста.
Когда мы читаем книгу, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает связи между зрительными образами. Благодаря этому процессу мы запоминаем как бы отдельные кадры из «просмотренного кино», вызванного в воображении читаемым текстом. Процесс пересказа прочитанного материала напоминает рассказ по картинкам.
Подведем некоторые итоги:
1. Воссоздающее воображение готовит элементы информации к запоминанию (процесс кодирования в образы). Само запоминание - это соединение образов в воображении.
2. Запоминание речи основано на запоминании связей между образами. Чтобы вспомнить фразу «лиса выглянула из норы», человек сначала вспоминает картинку, и уже эту картинку описывает словами.
3. Надо тренировать воссоздающее воображение, потому что без него запоминание невозможно. Как результат - воссоздающее воображение начинает работать быстрее, возникающие в голове образы становятся конкретными и более яркими.
4. Развитое воссоздающее воображение поможет лучше понимать устную и письменную речь (тексты).
1.6. Приемы, развивающие воссоздающее воображение
Воссоздающее воображение можно и нужно развивать. Мы нашли интересные приемы по стимулированию работы воссоздающего воображения в статье доктора психологических наук, профессора Граник Г.Г. и кандидата филологических наук Борисенко Н.А. «Воссоздающее воображение и его роль в обучении филологическим дисциплинам».1 Авторы считают, что начинать работу по стимулированию воссоздающего воображения нужно как можно раньше, поскольку именно в младшем школьном возрасте воображение читателя лучше всего поддается воздействию, и работа эта должна быть постоянной. Особую роль Граник Г.Г. и Борисенко Н.А. отводят подбору текстов для упражнений и заданий к ним. Авторы предлагают следующие приемы по развитию воссоздающего воображения:
1. Основной тип задания - «Включите воображение» (варианты: «Включите свой «мысленный экран», «Пусть поработает ваше воображение», «Включите волшебный фонарь воображения», «Постарайтесь мысленно увидеть…»). Такое задание дается по текстам, содержащих зрительные, слуховые, обонятельные и другие образы.
2. Типичное задание - «Прочитайте текст. Позовите на помощь воображение. Расскажите, какую картину вы увидели, когда читали текст»».
Отметим, что текст в этом случае должен содержать так называемые «подсказки» – «лингвистические сигналы» (слова, словосочетания, любой элемент текста), которые непосредственно отвечают за включение воображения и дальнейшее понимание.
3. Пересказ как одно из средств проверки включенности процессов воображения. Если воображение во время чтения было активно, то пересказ будет полным и точным. Если же воображение не включилось, допускается большое количество неточностей, пропускается существенное, искажаются образы, обращается внимание на второстепенные детали.
4. Работа с текстами, направленными на развитие разных видов воссоздающего воображения: над воображением в статике и в динамике. Для этого даются разные тексты и разные типы заданий к ним. Прочитав текст, школьники должны не просто воссоздать описанную картину, но и ответить на вопрос: «Как вы думаете, картину, увиденную вами на «мысленном экране», можно расположить на одном художественном полотне (кадре фильма) или надо создать несколько картин (кадров)?». Граник Г.Г. и Бондаренко Н.А. определили основные направления, в которых следует разрабатывать задания:
- создание у школьников мотивации к данному виду работы и установки на включение воображения;
- «запуск» психологического механизма воссоздающего воображения;
- восприятие «лингвистических сигналов» текста, отвечающих за работу воображения; смещение акцентов;
- развитие самоконтроля в процессе работы воображения и т.п.
Авторы уверены, что в ходе специальным образом построенного обучения воссоздающее воображение можно развить «до удивительной степени».
Глава 2. ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОССОЗДАЮЩЕГО ВООБРАЖЕНИЯ
Проанализировав типы заданий, которые предлагают доктор психологических наук, профессор Граник Г.Г. и кандидат филологических наук Борисенко Н.А., мы самостоятельно подобрали примеры заданий на развитие воссоздающего воображения разных модальностей, используя тексты рассказов И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, а также японские трехстишия – хокку.
Требования к дидактическому материалу («паспорт текста») соблюдались:
тип текста - описание и повествование;
стиль – художественный;
тексты содержат те или иные образы, картины, то есть позволяют включить воображение;
объем - отдельные связные предложения или небольшие тексты;
отсутствие иллюстрации к тексту.
Методика работы с предложением (текстом):
1) учитель читает предложение (текст) вслух один раз, ученик должен постараться увидеть изображаемое и устно воспроизвести его;
2) учитель читает предложение один раз, ученик включает воображение и записывает, что запомнил;
Глава 3. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА, ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
В период с 11 по 29 декабря 2017 года нами был проведен эксперимент, в котором приняли участие учащиеся 6-х классов МБОУ «Лицей» города Протвино. Учащимся было предложено 5 текстов (отрывки) для дальнейшего их воспроизведения с помощью воссоздающего воображения. Тексты эксперимента подразделяются на 3 категории: воссоздают образы запахов, звуков, ощущений.
Критерии оценки работ, по которым были определено количество справившихся участников эксперимента:
1) правильное понимание инварианта смысла исходного текста;
2) максимально полное сохранение структуры предложения;
3) количество слов, в том числе взятых из исходного текста и новых, «своих», слов;
4) отсутствие вымышленных образов (образов, не соответствующих тексту, «фантазий на тему»).
Мы проанализировали все написанные участниками эксперимента тексты: количество писавших каждый текст в отдельности (11.12.17 – 42 чел, 12.12.17 – 42 чел, 15.12.17 – 46 чел, 21.12.17 – 50 чел, 29.12.17 - 25 чел.), количество слов в каждом отрывке, процентное соотношение справившихся и не справившихся с заданием (по критериям). Результаты первого этапа эксперимента: только 21,4% испытуемых справились с заданием, хотя текст был несложный и хорошо известный (отрывок из рассказа И.Тургенева «Бежин луг»). Результаты последнего этапа: с заданием справились 32% участников, несмотря на то что текст был длиннее (26 слов) и сложнее для воспроизведения (отрывок из рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки). Далее мы сделали сводную таблицу допущенных в процессе воспроизведения текстов ошибок, отразив в ней как варианты искажения текста, так и варианты искажения слов (в данной работе не приводится из-за ограничений в её объеме).
Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» (звук) - 20 слов
Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» (звук) - 18 слов
Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» (ощущение) - 17 слов
Отрывок из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» (запах)
«Помню большой, весь золотой...» - 24 слова
Отрывок из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» (запах)
«Войдёшь в дом и прежде всего...» - 26 слов
Выводы:
1. Те учащиеся, которые справились с заданием, воспроизводили от 50% до 92% исходного текста.
2. Образы звуков и запахов воспроизводятся в равной степени (33%). Образы ощущений даются сложнее (10, 9%). Можно предположить, что это связано с индивидуальными особенностями восприятия учащихся. Известно, что у каждого человека существует доминирующий канал восприятия окружающего мира. Так, аудиалы получают информацию из внешнего мира, используют слуховой анализатор (звуковые образы), визуалы – зрительные образы, кинестетики – физические ощущения (вкус, запах, осязание), дигитики - речемыслительные образы.
3. Те учащиеся, которые не справились с заданием, совершили ошибки:
А) исказили текст за счет изменения смысла исходного текста, при этом происходило уменьшение слов в предложении вплоть до их полного отсутствия: Пекло солнечными лучами.Помню весь золотой, помню аллею.
Б) фантазировали: в тексте появлялись вымышленные образы, не соответствующие исходному тексту: душной пылью –сухой – жёлтой; золотой сад – золотой клён – парк; тростник – камыш, хворостинка; рыба – щука;
В) добавляли «свои» слова, при этом отмечаются варианты ошибок:
- замена парных глухих согласных, например: плеснет – блеснет (возможно, это связано с особенностями слухового восприятия или логопедическими проблемами (дисграфия);
- добавление приставок или их замена: сушёного липового цвета – засушенного, высушенного, на окнах – на подоконнике, войдёшь в дом – зайдёшь в дом;
- добавление суффиксов: плеснет большая рыба - выплескивается;
- добавление наречий к глаголу: разгоралось –– разгоралось очень сильно – разгоралось ярко – разгоралось всё сильнее – разгоралось так сильно;
- изменение времени глаголов: плеснет рыба – плескается – плескалась;
- замена слов исходного текста их синонимами: запах – аромат, парило– жарило – пекло –– палило.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа посвящена изучению механизма воссоздающего воображения как средства понимания и запоминания текстовой информации. Она актуальна, потому что воспроизведение текстов в скором времени будет составной частью экзаменационной работы в рамках письменного экзамена, а пересказ – частью устного экзамена по русскому языку в 9 классе. А текстовая (речевая) информация запоминается значительно хуже образной в связи с тем, что зрительные образы, возникающие в воображении при чтении, не такие яркие, как реально воспринимаемые объекты, к тому же далеко не все читаемые нами слова вызывают зрительные образы в воображении. Для того, чтобы запомнить текстовую информацию, необходимо перевести слова на «язык» мозга – образы, а это осуществляет воссоздающее воображение. Оно же обеспечивает понимание речи. Чтобы эффективно запоминать текст, сначала необходимо научиться преобразовывать слова в зрительные образы, между которыми должны образоваться связи, а для этого образы должны быть удобными для запоминания, то есть быть крупными и одного размера, объемными, цветными и детальными. Следующий этап запоминания – это сознательное «соединение образов». Каждый раз, соединяя два образа в воображении, мы заставляем мозг запомнить эту связь, то есть контролируем процесс запоминания.
Мы предполагали, что можно развить воссоздающее воображение путем выполнения специальных заданий как на уроках, так и самостоятельно, и это поможет нам в дальнейшем запоминать текстовую информацию и воспроизводить ее устно или письменно.
Для достижения своих поставленных целей мы составили практические задания на развитие воссоздающего воображения, используя тексты рассказов И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского. Апробирование практических методик на уроках русского языка позволило нам получить результат, который со всей очевидностью показывает, что развитие воссоздающего восприятия позволяет больше понимать и запоминать текстовую информацию.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бунин И.А. Собрание сочинений в 8 томах: Рассказы. Повести. Переводы. 1892-1909. Том второй. – М.: Моск. Рабочий, 1994.
Граник Г. Г., Борисенко Н. А. Воссоздающее воображение и его роль в обучении филологическим дисциплинам // Психологическая наука и образование. – 2009. – №1. – Режим доступа: http: //www.psyedy.ru/ journal/2009/1/Granir_Borisenko.phtml.
Граник Г. Г., Борисенко Н. А. Понимание текста на уроках русского языка и литературы // Русский язык. – 2007. – №23. – С. 23-28.
Граник Г. Г., Борисенко Н. А. Развитие воссоздающего воображения на уроке русского языка // Русский язык в школе. – 2006. – №6. – С. 3-10.
Евграфова Е. М. Понимание и воображение // Русский язык. – 2003. – №5. – С. 14.
В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.256
Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Материал опубликован на сайте «Mnemonikon» 26 мая 2002 года в авторской редакции.
Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000.296
Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. – 1987. – Вып. 11. – С. 7-26.
Тургенев И.С. Собрание сочинений. В 12-ти томах. Т. 1. Записки охотника. М., «Худож. лит.», 1975
Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1996.
Граник, Г. Г., Борисенко Н. А. Воссоздающее воображение и его роль в обучении филологическим дисциплинам // Психологическая наука и образование. – 2009. – №1. – Режим доступа: http: //www.psyedy.ru/ journal/2009/1/Granir_Borisenko.phtml.
17