Тематическое и жанровое многообразие лирики Леонида Филатова

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тематическое и жанровое многообразие лирики Леонида Филатова

Крастина В.Д. 1
1ГБОУ Гимназия №271
Московских  М.А. 1
1ГБОУ Гимназия №271
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Выбранная мною тема называется «Тематическое и жанровое своеобразие лирики Леонида Филатова». В данной работе я обратилась к творчеству известного актёра театра и кино, кинорежиссёра, поэта, писателя, публициста Леонида Алексеевича Филатова.

Темы его поэзии многообразны, поэт затрагивает темы, наиболее острые и актуальные на данном этапе жизни страны. Духовность поэзии автора привлекает как молодых читателей, так и читателей старших поколений.

Гипотеза: Лирика Леонида Филатова отличается тематическим и жанровым многообразием. Преобладающей в творчестве Л.Филатова является философская лирика.

Объект исследования: творчество Леонида Филатова.

Предмет исследования: «Разговор с память», «Человек начинал говорить», «Слезы людские», «Не лети так жизнь», «Романтики», «Песенка короля», «Так повелось промеж людьми», «Наташа плюс Сережа», «Компромисс», « 9 мая 1945», «Письмо Владимиру Сергеевичу».

Цель работы: Выявить особенности тем лирики Л. Филатова и специфику лирических направлений в его произведениях.

Задачи исследования:

Познакомиться с личностью Л. Филатова

Дать теоретическое обоснование лирики как роду литературы, лирическим жанрам, определение «Вечных тем» лирики

Выявить основные темы лирики Л. Филатова

Методы исследования:

- сравнение, анализ

Актуальность: Жизнь и творчество Леонида Филатова будут своевременны и актуальны до тех пор, пока остаются важными вопросы нравственности, духовности, самоутверждения, борьбы с самим собой, уважения к личности, любви, надежды и безграничной веры.

1. Подготовка к исследованию

1.1 Личность Леонида Алексеевича Филатова

Актер, писатель, сценарист, режиссер – Леонид Алексеевич Филатов родился 24 декабря 1946 году в Казани. Детство Леонида прошло в Пензе. Ещё, будучи школьником начал печататься в ашхабадской прессе. В 15 лет газета «Комсомолец Туркменистана» печатала его басню.

В 1965 году после школы приехал в Москву, рассчитывая поступать на режиссёрский факультет ВГИКа. Попытка была неудачной, и Леонид по совету одноклассника решил сдать экзамены на актёрский факультет Щукинского училища и был принят. Окончил театральное училище в 1969 году.

Со времени учёбы Филатов занимался литературным творчеством. Всего им было написано три пародийных цикла: вариации на тему сказки Корнея Чуковского «Муха-цокотуха», вариации на тему мультфильма «Ну, погоди!», цикл пародий «Таганка-75», посвящённых театру на Таганке.

В 1969 году становится актёром Московского театра на Таганке.

Первая главная роль — Ведущий — в спектакле «Что делать?». Играл в спектаклях «Мастер и Маргарита», «Вишнёвый сад», «Дом на набережной», «Пристегните ремни», «Пугачёв» и.т.д.

С 1960-х годов писал песни в соавторстве с Владимиром Качаном.

С 1970 года Филатов работал в кино, снимался в фильмах «Город первой любви», «Экипаж», «Женщины шутят всерьёз», «Грачи» и другие.

С 1985 по 1987 годы Филатов работает в театре «Современник», затем возвращается в «Таганку».

В 1987 году Леонид Филатов дебютирует в журнале «Юность» со сказкой для театра «Про Федота-стрельца, удалого молодца».

Филатов является автором пьес «Пёстрые люди», «Часы с кукушкой», «Художник из Шервудского леса» и автором песен к спектаклям «Театр Клары Газуль», «Мартин Иден», «Когда-то в Калифорнии», «Геркулес и Авгиевы конюшни».

В 1989 году Леонид Филатов был избран секретарём Союза кинематографистов СССР.

В 1990 году снял по своему сценарию фильм «Сукины дети», сыграв в нём одну из ролей.

В 1993 году вместе с Николаем Губенко, Натальей Сайко, Ниной Шацкой и другими актёрами создаёт творческое объединение «Содружество актёров Таганки».

В 1993 году Филатов перенёс инсульт, в 1997 году — операцию по удалению почек и пересадке донорской почки.

Из-за состояния здоровья он больше стал посвящать времени литературе – писал стихи, пьесы, пародии. Его стихи вошли в сборник «Уважайте удачу».

Тяжёлая болезнь подтолкнула Филатова взяться за новую форму творчества. С 1993 по 2003 год он вёл на телеканале ОРТ передачу «Чтобы помнили», посвящённую забытым артистам, ушедшим из жизни.

16 мая 1996 года была присуждена премия ТЭФИ Академии российского телевидения за цикл авторских программ «Чтобы помнили». Кроме того, за этот цикл Филатову указом Президента РФ была присуждена Государственная премия РФ в области кино и телевидения.

В 1998 году была присуждена годовая премия литературного журнала «Октябрь» за комедию «Лисистрата».

26 мая 2000 года вручена международная премия «Поэзия» в номинации «Русь поющая».

В октябре 2003 года Филатов заболел двусторонней пневмонией. С 16 октября в тяжёлом состоянии находился в больнице. 26 октября 2003 года, Леонид Филатов умер. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

В 2010 году назван в его честь Московский государственный театральный колледж в Митино.

В 2014 году учреждена литературная премия им. Леонида Филатова «Филатов-фест».

1.2. Лирика как род литературы

Лирика – отражение мыслей, чувств, переживаний; монолог о внутреннем мире лирического героя;

Различают три рода художественной литературы:

Эпос

Драма

Лирика

(греч. - повествование)

Рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления).

Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

(греч. - действие)

Изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста).

Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

(от названия муз. инструмента)

Переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.

Лирическим называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств, переживаний. Лирика как род литературы возникла в глубокой древности. Слово "лирика" греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово "лирика".

Лирика фиксирует все позитивно значимое и обладающее ценностью. Она способна связывать выражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современности, с вселенной, мирозданием.

Важнейшим персонажем лирики является лирический герой. Термин лирический герой был введён Ю.Н. Тыняновым в статье 1921 года «Блок», и укоренен в литературоведении и критике. Это — весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков. Только в лирике система художественных средств, всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.

Лирика в основном ее «массиве» автопсихологична. Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой.

Речь лирического произведения исполнена экспрессии, которая здесь становится организующим и доминирующим началом. Лирическая экспрессия дает о себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях, а, главное, в фонетико-ритмическом построении текста.

1.3 Лирический жанр

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

Жанр - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы.

Литературные жанры - установленные правила, которые одновременно определяют и определяются манерой писателя. Жанр способ видения и отношения к действительности.

Лирические жанры

Народная

Авторская

Песня

Ода

Гимн

Элегия

Сонет

Послание

Эпиграмма

Мадригал

Романс

Рондо

Эпитафия

Пародия

Стихотворение

Основная форма лирических произведений - стихотворение, но лирика существует и в прозе: это и вставные лирические фрагменты в эпических сочинениях, и обособленные лирические миниатюры.

Песня – небольшое поэтическое произведение, являющееся основой для последующих музыкальных обработок.

Ода - это поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, который посвящен какому-либо лицу с целью его возвеличения, восхваления. Первый автор од в литературе – это поэт античной Эллады, Пиндар.

Гимн (от греч. hymnos - торжественная хвалебная песнь) - в античной поэзии - хвалебная песнь в честь богов или героев, написанная в форме обращения или воззвания к восхваляемому лицу.

Элегия - лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни. Изначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение, написанное строфой определенного размера, а именно двустишием — гекзаметр-пентаметр.

Сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet – песенка) – стихотворение из 14 строк, состоящее из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов), его основным признаком является объем текста.

Послание - это особый поэтический жанр, построенный в форме письма или обращения к какому-либо человеку или группе лиц.

Эпиграмма (с греческого: надпись) - стихотворная или прозаическая краткая надпись, объяснявшая значение памятника, здания, предмета, посвященного богам.

Мадригал (фр. madrigal, итал. madrigale) — в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания.

Романс (фр. romance) — многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Рондо - это одна из стихотворных форм. Она имеет особую композицию, которая состоит из 15 строк, при этом девятая и пятнадцатая строчки представляют собой начальные слова первой.

Эпитафия (греч. ἐπιτάφιος «надгробный», от греч. ἐπι — на, над и греч. τάφος — могила) — изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.

Пародия (от др.-греч. παρά «возле, кроме, против» и др.-греч. ᾠδή «песня») — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме

Стихотворение - это одна из форм литературного произведения. Как правило, оно отличается сравнительно небольшим объемом и наличием рифмы.

1.4. «Вечные темы» лирики

«Вечные темы» лирики – темы актуальны для читателей всех времен.

Существуют разнообразные классификации видов лирики.

Их различают по тематике:

    •  

философская

    •  

гражданская

    •  

· пейзажная

    •  

любовная

    •  

лирика дружбы

    •  

тема поэта и поэзии

Однако лирические произведения многотемны, поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы. На первом плане любого лирического произведения раскрыто состояние человеческого сознание. Лирическое переживание не столько обозначается словами, сколько с максимальной энергией выражается, состояние сознания раскрывается в лирике по-разному: либо прямо и открыто, либо по преимуществу косвенно, в форме изображения внешней реальности.

1.5. Основные направления литературы во второй половине ХХ века

1. Постмодернизм (начало 1970х – начало 21 века)

Это философско-культурологическое течение. Возник во Франции в 1960-ые. Постмодернизм сосредоточил внимание на феномене раздробленности сознания индивида. Постмодернизм не дает советов, а описывает состояние сознания. Искусство постмодернизма иронично, саркастично, гротескно (по И.П. Ильину)

Произведениями, положившими начало современной русской постмодернистской прозе, традиционно считаются «Пушкинский Дом» Андрея Битова и «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева

2. Неореализм (ньюреализм, новый реализм) (1980ые-1990ые годы)

Это творческий метод, который опирается на традиции и в то же время сочетает в себе реальность и фантасмагорию. Документальная «правда жизни» вытесняется в тематически ограниченные сферы литературы, воссоздающей жизнь того или иного «локального социума. Однако наиболее отчетливо тяготение к буквально понятой реалистической традиции проявляется в массовой криминальной хронике.

Представители: Владимир Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени»;Людмила Улицкая «Медея и ее дети»;

3. Неонатурализм

Истоки его – в «натуральной школе» русского реализма 19 века. Это литература, воссоздающая любые стороны жизни и не имеющая тематических ограничений.

Основные объекты изображения: а) маргинальные сферы реальности (тюремный быт, ночная жизнь улиц); б) маргинальные герои, «выпавшие» из привычной социальной жизни (бомжи, воры, убийцы). Наблюдается «физиологический» спектр литературной тематики: алкоголизм, насилие, болезнь и смерть. Впрочем, граница между мирами условна и проницаема.

Представители: Сергей Каледин; «Смиренное кладбище» (1987), «Стройбат» (1989); (2001);Роман Сенчин «Минус» (2001) и «Афинские ночи»

4.Неосентиментализм (новый сентиментализм)

Это литературное течение, которое возвращает, актуализирует память культурных архетипов.

Главный предмет изображения – частная жизнь (и часто жизнь интимная), осознанная как основная ценность. «Чувствительность» новейшего времени противопоставлена апатии и скепсису постмодернизма. В сплошь фиктивном мире на подлинность могут претендовать лишь чувства и телесные ощущения.

Так называемая женская проза: М.Палей «Кабирия с обводного канала», М. Вишневецкая «Вышел месяц из тумана», произведения Галины Щербаковой

5.Постреализм (или метареализм) c начала 1990ых годов.

Структурные принципы постреализма были сформированы в произведениях 1930-х годов. Это литературное направление, попытка восстановить целостность, приобщить вещь к смыслу, идею - к реальности; поик истины и подлинных ценностей, обращение к вечным темам или вечным прообразам современных тем. Принципиальная новизна постреализма видится в том, что в его основе лежит новая эстетика.

Своеобразие эстетики:

    1.  

В основе постреализма лежит универсально понимаемый принцип относитель­ности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему.

    1.  

Реальность воспринимается как объек­тивная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу.

    1.  

Частная жизнь осмысляется как уникальная «ячейка» всеобщей истории, созданная индивидуальными усилиями человека, проникнутая персональными смыслами, «прошитая» нитями самых разнообразных связей с биографиями и судьбами других людей.

Писатели – постреалисты: Л.Петрушевская В.Маканин С.Довлатов А.Иванченко Ф.Горенштейн Н.Кононов О.Славникова Ю.Буйда А.Дмитриев М.Харитонов В.Шаров

6.Постпостмодернизм (на рубеже 20 и 21 веков)

Специфика определяется формированием новой художественной среды – среды «технообразов». В отличие от традиционных «текстообразов» они требуют интерактивного восприятия объектов культуры: созерцание/ анализ/ интерпретация заменяются проектной деятельностью читателя или зрителя. Художественный объект «растворяется» и непрерывно трансформируется в прямой зависимости от конструкторских умений читателя.

Характерными особенностями русского варианта постпостмодернизма являются новая искренность, гуманизм, утопизм; сочетание интереса к прошлому с открытостью будущему, сослагательность. Представители - Борис Акунин

Можно заметить, что в XX веке в литературе принципиально меняется отношение к традиции. С появлением личностной системы ценностей жанровый принцип литературы перестает быть определяющим, и классические жанры трансформируются в зависимости от способности «вместить» авторское видение. Жанры не исчезают. Смещение жанра осуществляется последовательно «цепочечно» (от автора к автору). В первой половине века литература осознает себя как нечто предельно новое, при котором позволительно «скинуть Пушкина с корабля современности» (В. Маяковский). С конца 18- начало 19 века жанровые границы видоизменяются и постепенно размываются. Смещение жанров осуществляется во всех направлениях.

Жанр 20 века – система признаков, набор которых динамичен.

2. Проведение исследования

Для того что бы выявить основные направления тем лирики Л. Филатова я выбрала следующие стихотворения: «Разговор с памятью», «Человек начинал говорить», «Слезы людские», «Не лети так жизнь», «Романтики», «Песенка короля», «Так повелось промеж людьми», «Наташа плюс Сережа», «Компромисс», « 9 мая 1945», «Письмо Владимиру Сергеевичу». (см. в Приложении1)

2.1 Таблица «Выявление тематических направлений в лирике»

Название стихотворения

К какой теме лирики относится?

Почему?

«Разговор с памятью»

Тема поэта и поэзии

Леонид Филатов поднимает проблему взаимодействия памяти и судьбы.

«Давай поглядим друг на друга в упор,Довольно вранья.Я — твой соглядатай, я — твой прокурор,Я — память твоя»

«Компромисс»

Тема поэта и поэзии

Поднимается проблема нерешительности действий человека вопреки своим убеждениям.

«Я себя проверяю на крепость:Компромиссы – какая нелепость!»

«И пойму, что солдаты побиты.И узнаю, что проигран бой,И умру от сознанья победы,Над неверным самим же собой…»

« 9 мая 1945»

Гражданская лирика

Стихотворение напоминает обществу о Великой войне, которая не может быть забыта людьми, живущими на нашей земле.

«Все не верится, черт возьми,В то, что мы с тобой уцелелиКак шатает нас от весны,Как мы страшно переболели.Видно в этой войне, мой друг,Мы утратили слух и зренье,И как новый и злой недугНас пугает выздоровленье»

«Мы стоим посреди весны,За которую умирали,Уважаемы и скучны,Как живые мемориалы»

«Письмо Владимиру Сергеевичу»

Лирика дружбы

«Все мы куклы, Сергей Владимирович,

В нашей крохотной суете,

Но кому-то дано лидировать,

А кому-то плеститсь в хвосте.»

«Но покамест Вам аплодируют

Хоть один-два-три пацана,-

Вы держитесь, Сергей Владимирович, Потому что без Вас — хана!…»

«Наташа плюс Сережа»

Любовная лирика

«Тревожно и серьезноЯ вывел на снегу:«Наташа + Сережа»,А дальше не могу.

И в этом я, ребята,Ничуть не виноват.»Сейчас уйду с АрбатаИ выйду на Арбат.

Насколько это можно,Прошу принять всерьез:Наташа плюс СережаРавняется — вопрос.

Она не виноватаИ я не виноват.»

«Человека начинал говорить»

Любовно-философская лирика

В данном стихотворении Л. Филатов рассказывает как о силе слов, так и любви, которая лишает дара речи человека.

«Человек начинал говорить!..И, не в силах бороться с искусом,Обнаружил великую прыть,В овладении этим искусством.

Он придумывал тысячи тем,Упиваясь минутным реваншем.»«Но однажды случилась беда:Он влюбился, и смолк в восхищеньи…И к нему снизошла немота –И свершила обряд очищенья.

Он притих, и разгладил чело,И до боли почувствовал сноваТо мгновение, после чегоСтанет страшно за первое слово…»

«Песенка Короля»

Философская

В стихотворении раскрывается тема человеческого бытия. О не совместимости, порой, наших желаний и возможностей.

«Король вам может выдатьЛюбую сумму денег,Но вряд ли он сумеетПрибавить вам ума!..»«Король вас может сделатьЛюбимым генералом,Но сделать вас героемНе в силах даже он!..»

«Король изыщет способ,Возвыситься над веком,Король вам даст возможностьСыграть любую роль,Но сделать негодяяПриличным человеком —Вот этого, простите,Не может и король!..»

«Слезы людские»

Стихотворение с очень глубоким смыслом. В нем затрагиваются различные философские темы: свободы человека, смысл жизни, личный интересны, помощь ближним,о вере и безверии, сопереживания.

«— И вам все равно, что кого-то постигла беда? — Да.»

«— И вам наплевать, если где-то горят города? — Да. «

«— А совесть, скажите, тревожит ли вас иногда? - Да…»

«— Так значит вас что-то тревожит еще ингда?— Да, Да, Да…»

«Не лети так жизнь»

В этом произведении затрагивается тема: скоротечности времени, неизбежного конца, смысла жизни, и бренности бытия. Стихотворение заставляет задуматься о ценности жизни.

«О не лети так, жизнь, слегка замедли шаг.Другие вон живут, неспешны и подробны.»

«Уж лучше ты меня калечь, пытай, и мучай.Пусть будет все — тюрьма, болезнь, несчастный случай.Я все перенесу, но не лети так, жизнь.»

«Романтики»

Стихотворение затрагивает темы: добра и зла, жизни и смерти, смысла жизни.

«Мой друг совсем не думает о смерти,Но, зная, как спасти меня от бед,»

«И детям пусть когда-нибудь расскажутОт бед убереженные отцы,Что, в общем, и у сказок,Таких счастливых сказок –Бывают несчастливые концы.»

2.2 Обработка результатов исследования

Мы составили таблицу, благодаря которой попытались определить основные темы лирики Леонида Филатова. Изучая лирические произведения поэта, мы заметили, что многие произведения многотемны.

Много внимания Л. Филатов уделил философской лирике: часто автор затрагивает темы добра и зла, смысла жизни и бренности бытия. Данные темы относят к «вечным темам» лирики.

Реже встречается тема поэта и поэзии, но именно она показывает внутренние противоречия писателя, его духовную культуру, отношение к самому себе, своей жизни и к своим произведениям.

Редко встречается любовная, гражданская лирика и лирика дружбы.

В ходе исследования мы заметили, что для лирики Леонида Филатова не характерны пейзажная лирика.

Исходя из данных, приведенных в таблице, мы составили диаграмму (см. в Приложении 2), исходя из которой, можно сделать следующие выводы: лирика Леонида Филатова тематически разнообразна. Из жанров лирических произведений представлены только: пародия и стихотворение. Часто поэт обращается к философским темам (около 40% произведений, выбранных мной для анализа).

Возможно, это связано с драматическими событиями, произошедшими в жизни Л.Филатова, которые повлияли на мировоззрение актёра:

Смерть Владимира Высоцкого повлияла так, что Л.Филатов принял Крещение на 33 году жизни.

Смерть Анатолия Васильевича Эфроса - режиссера «Театра на Таганке» в период с 1984 - 1985.

«Вот, скажем, ушел я от Эфроса… вот, скажем бомбил я его там всякой критикой своей. А Эфрос раз - и умер… вот твоя правота».

Тяжёлая болезнь подтолкнула Леонида Филатова переосмыслить жизнь.

«Если я не умер, а остался жить, значит, Богу это нужно, значит, что-то я не успел, не сделал».

3. Заключение

В результате проведенного исследования я много узнала о великом артисте, режиссёре, пародисте, телеведущем, писателе, публицисте Леониде Алексеевиче Филатове. Также я пыталась обобщить его вклад в развитие русской культуры в области искусства.

Мною были изучены основные направления литературы во второй половине ХХ века, дано теоретическое обоснование лирике как роду литературы, лирическим жанрам и определены «вечные темы» лирики.

Мною были прочитаны многие литературные произведения этого поэта, отобраны же для исследования те, поэтические образы которых легко воспринимаются читателями.

Учитывая основные темы и особенности авторского стиля, можно сделать вывод, что Леонид Филатов работал в направлении постреализма.

Список литературы

 

Полное собрание сочинений. Кн. 3. Гамлет - М.: Изд-во АСТ, 2006г.

 

Леонид Филатов: голгофа русского интеллигента. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2006г. - Ф. Раззаков

 

Те, с которыми я… Леонид Филатов Сергей Соловьев - М.: Изд-во Белый город, Серия – Современная Россия, 2016г.

 

Воронецкая Т. В. Леонид Филатов: Жизнь и творчество. — М.: Эксмо, 2003. — 384 с.

 

Воронецкая Т.В. Леонид Филатов. Забытая мелодия о жизни. ­­- М.: Эксмо, 2016 г. Серия: Мужчины, покорившие мир

 

Воронецкая Т. В. Леонид Филатов. — М.: Искусство, 1992. — 176 с.

 

Сушко Ю. М. Самая лучшая сказка Леонида Филатова. — Биографии великих. Неожиданный ракурс. — М.: Эксмо, 2011. — 352 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-53756-3.

 

Реззаков Федор Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами — М.: Эксмо, 2007

 

2. Филатов Л. «Нет худа без добра»/Сост. А. Корин; М., 1999 г., (43-312).

 

Филатов Л. «Любовь к трем апельсинам. Сказки. Повести. Пародии. Киносценарии»; М.: «ТРИЭН», 1998 г, (с. 5-8).

 

Филатов Л. «Пестрые люди или глазами провинциала»; М., 2005 г, (с. 183-190).

 

Филатов Л. «Антология сатиры и юмора»; М., 2004 г, (с. 301-312).

 

Филатов Л. «Стихи. Песни. Пародии. Сказки. Пьесы. Киноповести»/Сост. Л. Быков; Екатеринбург.: «У-Фактория», 1999 г, (с. 43-59).

 

Филатов Л. «И год как день: поэзия и проза»; М.: «Эксмо-Пресс», 2000 г, (с. 5-14).

 

Филатов Л. «Бродячий театр»; М.: «Книга», 1990 г, (с. 197-206).

 

Филатов Л. «Театр Леонида Филатова. Пьесы. Песни к спектаклям. пародии»/Сост. Л. Быков; Екатеринбург: «У-Фактория», 1999 г, (с. 7-477).

 

Филатов Л. «Сукины дети: повести для кино»; М.: «Эксмо-Пресс», 2000 г, (с. 197-247).

 

Филатов Л. А. Гафт В. И. «Жизнь-театр: сборник стихотворений», М.: «Эксмо-Пресс», 1999 г, (с. 236-300).

 

Филатов Л. «Дилижанс. Новые пьесы»; М.: «Эксмо», 2002 г, (с. 256).

 

Филатов Л. «Возмутитель спокойствия»; М.: «Эксмо», 2002 г, (с. 336).

 

Шацкая Н.С. Биография любви. Леонид Филатов — М.: Астрель, 2012

Ресурсы Интернета

 

http://leonidfilatov.com/stikhi

 

https://45parallel.net/leonid_filatov/stihi/

 

http://stuki-druki.com/authors/Filatov-Leonid.php

 

http://velib.com/read_book/kollektiv_avtorov/zarubezhnaja_literatura_xx_veka_prakticheskie_zanjatija/vvedenie/osnovnye_napravlenija_v_literature_xx_veka/

 

http://literaguru.ru/obshhaya-harakteristika-literaturnogo-protsessa-vtoroj-poloviny-20-veka-kratko/

 

https://multiurok.ru/files/urok-liektsiia-litieratura-2-pol-20-vieka.html

 

http://lib4school.ru/printout.php-id=353-17.htm

 

http://megapredmet.ru/1-58182.html

 

http://fb.ru/article/348602/osobennosti-poezii-proshlyih-epoh-oda-v-literature---eto-ee-bogatstvo

Приложение №1

Стихотворения

«Так повелось промеж людьми»

Так повелось промеж людьми,

Что мы стронимся любви,

Когда любовь почти равна смерти.

Я ем и пью, и слез не лью,

Живу и жить себе велю,

Но я люблю ее, люблю, верьте!

Хоромы царские белы,

Поют сосновые полы,

Холопы ставят на столы ужин.

А ты бежишь из темноты

Через овраги и кусты

И ей не ты, совсем не ты нужен!

Не наживай беды зазря,

Ведь, откровенно говоря,

Мы все у батюши-царя слуги.

Ты знаешь сам, какой народ:

Понагородят огород,

Возьмут царевну в оборот слухи.

Снеси печаль на край земли,

Оставь до будущей зимы,

Зарой, забудь, не шевели, плюнь ты!

— На край земли? Какой земли?

Да, что вы все с ума сошли?!

Да, что вы все с ума сошли, люди?..

Я ем и пью, и слез не лью,

Но я люблю ее, люблю,

И говорить себе велю: «Нужен!»

Довольно благостной возни,

Господь, помилуй и казни!

Ведь Ты же можешь, черт возьми,

Ну же!.. Ну же!.. Ну же!..

1985

«Спасибо»

В наш трудный, но все-таки праведный век,Отмеченный потом и кровью,Не хлебом единым ты жив, человек, —Ты жив, человек, и любовью.

Не злись, что пришла – оттеснила дела,Не злись, что пришла – не спросила, —Скажи ей спасибо за то, что пришла, —Скажи ей за это спасибо!..

Когда удается одерживать верхТебе над бедою любою, —Не волей единой ты жив, человек, —Ты жив, человек, и любовью.

Не хнычь, что была, мол, строптива и зла,Не хнычь, что была, мол, спесива, —Скажи ей спасибо за то, что была, —Скажи ей за это спасибо!..

1979

«Человек начинал говорить»

А началом явился испугОт нечаянно хрустнувшей ветки…И дремучий немыслимы звукШевельнулся тогда в человеке…

Человек начинал говорить!..И, не в силах бороться с искусом,Обнаружил великую прытьВ овладении этим искусством.

Он придумывал тысячи тем,Упиваясь минутным реваншем.Говори-и-ть! – А о чем и зачем –Человеку казалось не важным.

Он смолкал по ночам, но и тут –Что ни утро – в поту просыпаясь,Он пугался безмолвных минутИ ничем не заполненных пауз.

Но однажды случилась беда:Он влюбился, и смолк в восхищеньи…И к нему снизошла немота –И свершила обряд очищенья.

Он притих, и разгладил чело,И до боли почувствовал сноваТо мгновение, после чегоСтанет страшно за первое слово…

1969

«Наташа плюс Сережа»

Тревожно и серьезноЯ вывел на снегу:«Наташа + Сережа»,А дальше не могу.

И в этом я, ребята,Ничуть не виноват.Сейчас уйду с АрбатаИ выйду на Арбат.

Насколько это можно,Прошу принять всерьез:Наташа плюс СережаРавняется — вопрос.

Она не виноватаИ я не виноват.Плывет как экскалаторСиреневый Арбат.

От двоек и нотаций,И материнских слезСережа плюс Наташа —Пока еще вопрос.

И всей Москве не спится,Она у на в долгу,Покуда не решитсяПроблема на снегу.

А в ней тревога та жеИ тот же в ней серьез:Сережа плюс НаташаРавняется — вопрос.

1966

«Разговор с памятью»

Давай поглядим друг на друга в упор,Довольно вранья.Я — твой соглядатай, я — твой прокурор,Я — память твоя.

Ты долго петлял в привокзальной толпе,Запутывал след.Ну вот мы с тобою в отдельном купе,Свидетелей нет.

Судьба мне послала бродить за тобойДо самых седин.Ну вот мы и встретились, мой дорогой,Один на один.

Мы оба стареем, ты желт, как лимон,Я лыс, как Сократ.Забудь про милицию и телефон,Забудь про стоп-кран.

Не вздумай с подножки на полном ходуНырнуть в темноту.Мы едем с тобою не в КарагандуИ не в Воркуту.

Чужие плывут за окном города,Чужие огни.Наш поезд отныне идет в никуда,И мы в нем одни.

…Как жутко встречать за бутылкой винцаСинюшный рассвет.И знать, что дороге не будет концаТри тысячи лет.

1979

«Компромисс»

Я себя проверяю на крепость:Компромиссы – какая нелепость!Я себя осаждаю, как крепость,И никак не решаюсь напасть.

Не решаюсь. Боюсь. Проверяю.Вычисляю, тревожно сопя,Сколько пороху и провиантуЗаготовил я против себя.

Но однажды из страшных орудийЯ пальну по себе самому,Но однажды, слепой и орущий,Задохнусь в непроглядном дыму…

И пойму, что солдаты побиты.И узнаю, что проигран бой,И умру от сознанья победыНад неверным самим же собой…

1967

«Романтики»

Романтики, смолите ваши мачтыИ задавайте корму лошадям.Моряк из Ливерпуля,Идальго из Ла-МанчиКочуют по морям и площадям.

Но мир бродяг неверен и обманчив,Не верьте в их веселое житье:Дрожит, как тощий мальчик,Распятое на мачтеИзмученное мужество моё.

Мой друг совсем не думает о смерти,Но, зная, как спасти меня от бед,Он молча даст мне сердце,Возьмет и вырвет сердце –Спокойно, как троллейбусный билет.

И детям пусть когда-нибудь расскажутОт бед убереженные отцы,Что, в общем, и у сказок,Таких счастливых сказок –Бывают несчастливые концы.

«Слезы людские»

— Вот вы говорите, что слезы людские — вода? — Да.— Все катаклизмы проходят для вас без следа? — Да.— Христос, Робеспьер, Че Гевара для вас — лабуда? — Да.— И вам все равно, что кого-то постигла беда? — Да.— И вам наплевать, если где-то горят города?— Да.

— И боли Вьетнама не трогали вас никогда?— Да.— А совесть, скажите, тревожит ли вас иногда? - Да…— Но вам удастся ее усмирить без труда?— Да.— А если разрушили созданный вами семейный очаг? — Так…— Жестоко расправились с членами вашей семьи? — И?..— И вам самому продырявили пулею грудь?— Жуть!— Неужто бы вы и тогда мне ответили «да»?— Нет!— А вы говорите, что слезы людские вода?— Нет!— Все катаклизмы проходят для вас без следа? — Нет!— Так значит вас что-то тревожит еще иногда?— Да, Да, Да…

«Не лети так жизнь»

О не лети так, жизнь, слегка замедли шаг.Другие вон живут, неспешны и подробны.А я живу — мосты, вокзалы, ипподромы.Промахивая так, что только свист в ушах

О не лети так жизнь, уже мне много лет.Позволь перекурить, хотя б вон с тем пьянчужкой.Не мне, так хоть ему, бедняге, посочуствуй.Ведь у него, поди, и курева то нет.

О не лети так жизнь, мне важен и пустяк.Вот город, вот театр. Дай прочитать афишу.И пусть я никогда спектакля не увижу,Зато я буду знать, что был такой спектакль

О не лети так жизнь, я от ветров рябой.Мне нужно этот мир как следует запомнить.А если повезет, то даже и заполнить,Хоть чьи-нибудь глаза хоть сколь-нибудь собой.

О не лети так жизнь, на миг хоть, задержись.Уж лучше ты меня калечь, пытай, и мучай.Пусть будет все — тюрьма, болезнь, несчастный случай.Я все перенесу, но не лети так, жизнь.

«Песенка короля»

Король вас может сделатьВсесильным богачем,И все на этом светеВам будет нипочем!

Но если вы отпетыйПовеса и бездельникИ если вас прельщаютИгорные дома, —Король вам может выдатьЛюбую сумму денег,Но вряд ли он сумеетПрибавить вам ума!..

Король вас может сделатьВоенным трубачемИ все на этом светеВам будет нипочем!

Но если вы боитесьРасстаться с одеяломИ если вас пугаетМечей и сабель звон, —Король вас может сделатьЛюбимым генералом,Но сделать вас героемНе в силах даже он!..

Король вас может сделатьВрачем иль палачом,И все на этом светеВам будет нипочем!

Король изыщет способВозвыситься над веком,Король вам даст возможностьСыграть любую роль,Но сделать негодяяПриличным человеком —Вот этого, простите,Не может и король!..

«9 мая 1945»

Все не верится, черт возьми,В то, что мы с тобой уцелелиКак шатает нас от весны,Как мы страшно переболелиВидно в этой войне, мой друг,Мы утратили слух и зренье,И как новый и злой недугНас пугает выздоровленье

Как обугленные глядимНа кипящие цветом веткиПосле стольких военных летЭтот май опаляет векиКак больные — здоровяку,Как застенчивые – нахалу,Так завидуем мы цветку,Что расцвел у ворот, нахал…

Мы стоим посреди весны,За которую умиралиУважаемы и скучныКак живые мемориалы.Поотвыкли от нас, видать,Птицы, женщины и деревья,Надо заново начинатьЗавоевывать их доверье

«Письмо Владимиру Сергеевичу»

Все мы куклы, Сергей Владимирович,

В нашей крохотной суете,

Но кому-то дано лидировать,

А кому-то плеститсь в хвосте.

И когда нам порой клинически

Изменяют чутье и такт,

Вы подергайте нас за ниточку,

Если делаем что не так.

Как Вы властвуете шикарно!

Нас — до черта. А Вы — один.

Вы единственный папа Карло

Над мильенами Буратин.

Если вдруг Вам от наших штучек

Станет грустно и тяжело,

Если вдруг Вам вконец наскучит

Ваше трудное ремесло

Или если Вам станет тошно

От кучумов и держиморд,

Вы отдайте нас всех лоточнику

И закройте мир на ремонт!

Но покамест Вам аплодируют

Хоть один-два-три пацана,-

Вы держитесь, Сергей Владимирович,

Потому что без Вас — хана!…

Приложение №2

Диаграмма

Просмотров работы: 848