Цветовая палитра в сказке «Снежная королева»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Цветовая палитра в сказке «Снежная королева»

Фокина Д.А. 1
1МБОУ СШ №16 г.Павлово
Комина М.В. 1
1МБОУ СШ №16 г.Павлово
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен обогатил язык английской прозы, создав непревзойденные образцы лаконичного, гибкого, точного, богатого оттенками повествования. Все это вместе взятое делает творчество Андерсена заметным явлением в литературной истории Англии.

Ганс Христиан Андерсен в своих сказках создает своеобразный, красивый, живописный мир. Читая его сказки, обращаешь внимание на подробное  описание  интерьера комнат и дворцов, одежды и внешности героев, деревьев  и цветов (почти в каждой сказке имеется сад). В этом смысле и «Снежная королева» не является исключением:  сказка представляет собой гармонию цветочного разнообразия и цветовой палитры.

Тема  работы  -  «Цветовая палитра в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»».

Актуальность темы обусловлена,  на мой взгляд, возможностью по –новому взглянуть на произведение великого сказочника. Читая произведения, читатель привыкает обращать внимание на средства выразительности, характерные для литературы, однако знание законов живописи позволят обогатить представление о выразительности произведения.

Целью  работы является  выявление палитры, цветовой гаммы, использованной Гансом Христианом Андерсеном в сказке «Снежная королева», попытка определить значение использованного цветового решения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • Чтение и анализ содержания художественного произведения.
  • Выделение основных цветовых характеристик произведения, определение их количественного и качественного состава.
  • Поиск и изучение информации о природе цветового символа.
  • Исследование роли цветовой символики в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева».

Мною были выбраны следующие методы работы: 

  • наблюдение,
  • сравнение,
  • статистическая обработка данных,
  • анализ полученных в ходе исследования данных.

Объект исследования: сказка Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» в переводе с датского языка авторов Анны и Петра Ганзен.

Предмет исследования: цветовая палитра в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева».

Гипотеза  исследования:  многообразие цветовой гаммы – не случайность, не прихоть автора,  а продуманный  художественный приём, обоснованный не только законами литературы, но и живописи.

 II.Основная часть 

2.1. Цвета, использованные Андерсеном в сказке «Снежная королева».

 

         Чтобы выявить цветовую палитру сказки Ганса Христиана Андерсена  «Снежная королева», мною был перечитан текст в переводе с датского Анны и Петра Ганзен, по ходу чтения были выписаны слова, обозначающие цвет.

Изучая набор цветовых оттенков, использованных Андерсеном в «Снежной королеве», мною получены  результаты, представленные в виде сводной таблицы в приложении 1.

         Анализ  данных таблицы позволяет выявить общее количество слов, обозначающих цвет – в  тексте сказки присутствие цвета отмечено 85 раз. Количественное употребление каждого цвета представлено ниже  диаграммой:

Диаграмма 1. Количество употреблений слов, обозначающих цвет.

 

          Занесенные в таблице сведения по количеству употреблений слов со значением цвета позволяют выстроить рейтинг цветов  в сказке Ганса Христиана Андерсена, рейтинг представлен в виде диаграммы:

 

Диаграмма 2. Рейтинг цветов в сказке «Снежная королева».

 

Итак, цветовая палитра сказки  Ганса  Христиана Андерсена включает  в себя 12 цветов.

Выписанные  слова со значением цвета позволили проанализировать количество употреблений и набор (палитру) цветов в рамках каждого из семи рассказов сказки.

Итак, подведём предварительные итоги проведённого исследования. Наиболее ярко и красочно описаны события в рассказе № 3 «Цветник женщины, умевшей колдовать». В описании прекрасного цветника, а также интерьера дома писателем использованы  8  цветов:  красный, желтый, зеленый, голубой (цвета, входящие в спектр цветов  радуги), белый, золотой, черный, серый.  Название и  наибольшее количество использованных цветов именно в тексте этой главы не случайно. В самом слове «цветник» выделяется корень «цвет», в котором через содержание главы отражается значение двух корней – омонимов: «цвет» - «световой тон чего-нибудь, окраска», «цвет» -  первое значение многозначного слова «цветы, цветки».

 Следует отметить, что Г.Х. Андерсен выбирает практически полную гамму  цветов, относящихся в живописи к категории  «теплых»   (красный, желтый у писателя,  в живописи еще оранжевый, у Андресена можно считать его заменой золотой цвет). Из  «холодных» оттенков  - голубой цвет. Писатель не случайно упоминает, что «в чудесном саду старушки…вечно сияло солнышко», потому что именно благодаря солнцу человек воспринимает окружающий мир во всем разнообразии и прелести его красок.

Андерсен использует такой прием живописи, как последовательный контраст. По законам живописи писатель изображает  огненную лилию, используя красный – «красное одеяние» (дополнительно ощущение красного поддерживают слова, ассоциирующиеся с красным, -  «огненная», «костер», «пламя»), а затем  переходит к зеленому  - «зеленые шелковые ленты». Прием последовательного контраста позволяет создать эффект цветовой гармонии.

Второе место по количеству цветов занимает четвертый  рассказ  «Принц и принцесса»,  повествование в котором связано с посещением Гердой  дворца.   Не случайно использование золотого цвета, белого и серебряного, подчеркивающих пышность убранства дворца, богатство его интерьера.

Третье место занимает второй рассказ «Мальчик и девочка» с описанием мирной, спокойной жизни, полной покоя, добра и любви. Там же впервые появляется Снежная королева, поэтому предпочтение писателя в этой главе отдано белому цвету. Холодные оттенки поддерживает синий цвет.  Контрастные цвета белый  - черный (этот цвет также дважды употребляется в тексте) в символике главы не «противники», они представляют одну смысловую группу- выступают на стороне «отрицательного». Именно в этой главе Кай превращается в бессердечного мальчугана и уезжает вместе со Снежной королевой.

Остановимся на том, какое смысловое значение имеет цвет в произведении Андерсена «Снежная королева».

2.2. Символика цвета в сказках Андерсена.

 

Белый цвет, занимающий первый рейтинг в сказке Андерсена «Снежная королева»,  традиционно считается символом чистоты, невинности,  добродетели. В художественном мире  сказки белый цвет – это  тишина, пустота и полный покой, холод, идеальный разум. Присутствие белого цвета в сказке служит средством противопоставления глубокого сердечного чувства холодному расчёту и равнодушию. В основном этот цвет  упоминается при описании облика Снежной королевы, а также в сюжетах, участницей которых она является.

Желтый цвет  обычно символизирует  радость, солнце, жизнь, свет, счастье, богатство. В сказке «желтый» (рассказ третий «Цветник женщины, умевшей колдовать»)  употребляется в словосочетаниях: «жёлтых  стёклышек», «первые жёлтенькие цветочки», «желтая лилия», «ярко -  жёлтый платочек» .У Андерсена этот цвет символизирует  теплоту, радость, жизнь.

Золотой цвет  после белого - наиболее часто употребляемый в тексте сказки, он упоминается в четырёх из семи рассказов «Снежной королевы».

В сказке Андерсена золотой цвет 6 раз использован в третьем рассказе в словосочетаниях: золотой гребешок, золотое сияние, золотой одуванчик. Указанный цвет служит инструментом для описания чудесного, солнечного вишнёвого сада,  в котором всегда тепло и волшебно красиво. Столько же раз слова «золото» и «золотой» повторяются в разных словосочетаниях и в четвёртом рассказе, но здесь эти слова несут совсем другой смысл: они представляют собой символ роскоши, власти и богатства («золотые блюда», «золотой стебель», «золотые короны», «золотая карета»). И это неудивительно: ведь речь идёт о королевском дворце и о принце с принцессой.

Зелёный цвет сопровождает первые главы произведения. В рассказе втором  «Мальчик и девочка» -  в описании  упорядоченной жизни, домашнего уюта, добрых, семейных взаимоотношений, простых детских радостей и развлечений: «Горох спускался из ящиков зелеными гирляндами», в рассказе третьем «Цветник женщины, умевшей колдовать» - для полноты цветового многообразия, жизнеутверждающей атмосферы: «Из зеленой травки выглядывают первые желтенькие цветочки». Затем, после долгого перерыва, зелёный цвет опять появляется в заключительных абзацах произведения (рассказ седьмой «Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом») как символ возвращения к жизни, возрождения и надежды на будущее: «деревья покрылись зелеными почками», «зеленела травка».

Голубой, с точки зрения влияния на организм человека,  - физиологически оптимальный цвет,  производит успокаивающее действие: уменьшает кровяное давление, замедляет пульс и ритм дыхания. Не зря старушка - волшебница укладывает Герду на шёлковую перинку, набитую «голубыми фиалками»  в комнате с разноцветными, в том числе и голубыми, стёклышками в окнах.

Синий цвет ассоциируется с холодом, спокойствием, тяжестью, энергией, бесконечностью и тоской. В сказке Андерсена в синем цвете предстает  одежда Кая:  «синяя куртка». Именно в этой куртке  он разглядывает снежинки, любуясь их строгостью, совершенством и холодной красотой. Это подтверждает символическую роль синего цвета, как цвета созерцания, идеала, покоя, неподвижности и бесконечности. Психологами замечено, что длительное воздействие синего изолирует от реальности, погружает в некий иной мир, свободный от забот и суеты: синий дает ощущение вечности. Именно это слово и стремился составить Кай из ледяных осколков в чертогах Снежной королевы.

Серый цвет – символ скуки, печали, депрессии. В сказке, встречаясь один раз в третьем рассказе, он точно отражает состояние и чувства главной героини: «Каким серым, унылым казался (Герде) весь белый свет!».

Красный цвет (словосочетания со словом «красный») встречаются в четырех из семи рассказов данного произведения. В сказке красный цвет упоминается в словосочетаниях: «красные башмачки» (5 раз), «красные стёклышки», «красные шёлковые перинки», «красное одеяние», «красное платье», «красный лепесток», «красные ягоды», «красная шапочка». В Древнем Риме цезари носили пурпурные тоги, красный цвет считался цветом мудрости и власти. Главной героине сказки Герде предназначена важная и  высокая миссия: именно эта девочка смогла вырвать Кая из плена Снежной королевы.

Розовый цвет, который является одним из  пассивных цветов,  символизирует нежность и ласку, является олицетворением женского начала, дружбы, романтики. В сказке слово «розовый» встречается в словосочетании  «розовым атласом».

Чёрный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Это значение чёрного цвета – негативное влияние -  отражено и в сказке «Снежная королева»:

  • О снежной королеве сказано: «Она никогда не остается на земле – вечно носится на черном облаке».
  • О маленькой разбойнице: «Глаза у нее были совсем черные, но какие-то печальные».
  • О Вороне: «Ворона осталась вдовой, ходит с черной шерстинкой на ножке».

В сказке Ганса Христиана Андерсена  цвет имеет символическое значение и служит для отражения разнообразия и многоцветия событий,  переживаний, раскрытия душевного состояния героев.  

Проведённое исследование текста позволяет  выявить яркое, радужное многоцветие сказочного мира, в котором живут герои Андерсена. И это не случайно, ведь цвет играет в произведении особую роль. Можно сказать, что использование цветовой палитры является одним из главных художественных приёмов автора, позволяя наиболее рациональным способом добиться желаемого эффекта.

 

III. Заключение

Мир сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» полон цветов и красок. Автор использует разнообразную цветовую гамму для более полного и яркого описания событий, внешности и характеров героев. Вместе с тем символика цветов и использование законов живописи  в определенном сюжетном повороте способствует раскрытию основного идейного замысла писателя: показать противоборство  добра и зла,  искреннего чувства и холодного равнодушия,  эмоциональности  и  трезвого разума.  Всё это наполняет сюжет глубоким смыслом, делает произведение более интересным, придаёт ему изящную простоту и лёгкость восприятия.

V. Список использованной литературы

 

  1. Ганс Кристиан Андерсен «Сказки». - М.: Художественная литература, 1992. – 269 с
  2. Ожегов С.И.. Толковый словарь русского языка/С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.-4-е изд., доп. – Москва : Азбуковник, 2000.-940 с.
  3. Энциклопедический словарь юного художника [Текст]: Для среднего и старшего школьного возраста / Сост.: Н. И. Платонова, В. Д. Синюков . - М.: Педагогика, 1983. – 415 с.: ил. - Алфавит. указ.: с. 414-415.
  4. http://www.dreams4kids.ru/tag/skazka-snezhnaya-koroleva/
  5. http://topreferat.znate.ru/docs/index-29803.html

  

 

Приложение 1.

 

Сводный анализ частоты употребления слов со значением цвета по каждому рассказу в сказке.

 

 

 

 

 

Цвет

Зеркало и его осколки

 

Мальчик и девочка

 

Цветник женщины, умевшей колдовать

 

Принц и принцесса

 

Маленькая разбойница

 

Лапландка и финка

 

…в чертогах Снежной королевы…

 

 

 

 

Итого

Белый

1

7

8

4

1

1

3

25

Золотой

0

0

6

7

2

0

1

16

Красный

0

0

5

2

0

2

2

11

Зеленый

0

1

3

0

0

0

2

6

Чёрный

0

2

1

2

1

0

2

8

Желтый

0

0

5

1

0

0

0

6

Розовый

0

1

0

1

0

0

0

2

Серебряный

0

0

0

3

0

0

0

3

Синий

0

1

0

0

0

0

0

1

Голубой

0

0

3

0

0

2

0

5

Медный

0

1

0

0

0

0

0

1

Серый

0

0

1

0

0

0

0

1

Итого

 

1

 

13

 

32

 

20

 

4

 

5

 

10

 

85

 

 

Просмотров работы: 2874