"Сказка ложь, да в ней намёк..." (особенности эвенкийских сказок)

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Сказка ложь, да в ней намёк..." (особенности эвенкийских сказок)

Мухаметшин А.А. 1
1МБОУ "СОШ №9" г.Лесосибирска
Дяткова Л.Н. 1
1МБОУ "СОШ №9" г.Лесосибирска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сказка – великая духовная культуранарода, которую мы собираем покрохам, и через сказку раскрываетсяперед нами тысячелетняя история народа.

А. Н. Толстой

Актуальность темы - расширение кругозора о культуре малых национальностей (эвенков), познание богатств культуры Севера и народного наследия своей страны.

Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. У каждого народа - свои сказки. И все они по-своему интересны, все мудры и прекрасны, только рассказаны они на своём языке, имеют свой колорит, свои реалии. В этих фантазийных рассказах отражена история и быт любого народа.

Объект исследования – устное народное творчество эвенкийского народа.

Целью работы является выявление особенностей эвенкийских сказок.

Задачи работы:

1. Изучение литературы по данной теме, чтобы узнать особенности эвенкийского фольклора.

2.Составить таблицу особенности построения эвенкийских сказок (исследование)

Гипотеза: если изучить поступки героев сказок, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала.

Сказка учит добру.

Практическая значимость: расширение не только собственных знаний по фольклору эвенкийского народа, но и пробуждение интереса к традициям и устному народному творчеству коренных народов Севера на уроках литературы, географии.

Введение. Из истории

Эвенки — сибирский малочисленный коренной народ. Эвенки живут в Российской Федерации, Китае, Монголии. Западные группы эвенков живут в Томском Приобье, северные - до побережья морей Северного Ледовитого океана, восточные - на Охотском побережье и Приамурье, южные - в Китае и Монголии. По итогам переписи 2002 года, в РФ проживали около 35 500 эвенков. Эвенки имеют ярко выраженные монголоидные черты.

Среди российских эвенков распространены русский, якутский, бурятский языки. Основное занятие эвенков — охота на лося, оленя, кабаргу, косулю, медведя. Позднее распространение получила товарная пушная охота. Эвенки охотились с осени по весну, небольшими группами. По тайге они передвигались на лыжах-голицах или подбитых камусом, оленеводы - верхом на оленях. Оленеводство для эвенок имело транспортное значение, животных использовали при езде верхом, нагружали вьюки, доили. Преобладали небольшие оленьи стада, выпас - вольный.

В древности эвенки представляли созвездие Большой Медведицы огромным небесным лосем. А Млечный Путь – снежным следом от лыж охотника.

Настоящие охотники Эвенкии делают лыжи из дерева, а снизу подбивают мехом. На таких лыжах любого зверя можно обогнать.

Эвенкийская зима долгая и суровая, а лето совсем короткое. Новый год здесь отмечают с приходом тепла. Он наступает с первым кукованием кукушки и называется икэнипкэ.

После окончания зимнего сезона несколько семей соединялись и перекочёвывали в другие, удобные для отёла места, где совместный выпас продолжался целое лето. Зимой олени обычно паслись у жилых стойбищ. Перекочёвки шли по новым местам в зависимости от сезона - зимой по рекам, летом по водоразделам, постоянные тропы вели к торговым пунктам. Рыболовство имело для эвенок подсобное значение, а в Прибайкалье или в озёрных районах – товарное. На Охотском побережье и на Байкале эвенки промышляли тюленя.

Была развита обработка шкур и бересты; до прихода русских уже было известно кузнечное дело. В Забайкалье и Приамурье эвенки частично были заняты оседлым земледелием и разведением крупного рогатого скота. Современные эвенки сохраняют традиции охоты и оленеводства.

Основу традиционной пищи составляет мясо и рыба. Летом эвенки употребляли оленье молоко, дикий чеснок и лук, ягоды. У русских они заимствовали печеный хлеб. Основной напиток — чай, его иногда пьют с оленьим молоком или солью.

В 1986 году в Красноярске выходит сборник собранных эвенкийских народных сказок, преданий, загадок, примет, наставлений: «Человек сильнее всех» («Илэ упкаттук энгэситмэр»). Они были записаны на эвенкийском языке Николаем Константиновичем Оёгиром и опубликованы в пересказе Виктора Ермакова на русском языке. В 2016 году издательством «Сибирские промыслы» было издано переиздание этой замечательной книги.

Материалы по фольклору эвенков, собранные как в дореволюционное время, так и за советский период, позволяют произвести классификацию эвенкийских сказок-нимнгакан (нимнгакавун, нимнгакачивун), включающая, в свою очередь, следующие виды сказок:

1) сказки о животных;

2)волшебные сказки;

3) бытовые сказки;

4) детские сказки.

Основная часть. Сравнение русского и эвенкийского фольклора

Русский фольклор отличается ярким своеобразием, которое определяется прежде всего неразрывной связью устно-поэтического творчества с жизнью русского народа, его историей, бытом и трудом. Фольклор русского народа — важная часть его национальной духовной культуры. Многие сказочные сюжеты из русского фольклора целиком перешли в фольклор эвенков.

Эвенкийский фольклор.

Эвенки не имели своей письменности, поэтому духовная жизнь их удовлетворялась из устной передачи преданий, сказок, загадок, умной шутки, веселого анекдота или тут же на ходу сочиненной песней. Нередко все сменялось веселыми играми и хороводным танцем, который длился по два-три вечера подряд. В летние дни во время отдыха и в длинные зимние вечера эвенки любили вспомнить о прошлом, о своих героях-воинах, посмеяться над тупостью и жадностью своих бывших эксплуататоров-купцов и богачей. Народная фантазия приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. Благодаря этому сказки ярко отражают жизненную обстановку и мораль охотников тайги. Таким образом, фольклор эвенков тесно связан с их историей, социальной и материальной культурой. Примеры названий сказок у русского и эвенкийского народов

Русские

Эвенкийские

«Лиса, заяц и петух»

«Лиса и старичок», «Хитрая лиса», «Лиса и рысь»

«Колобок»

«Лепешка», «Табакерка»

«Морозко»

«Как олень эвенку достался», «Как русские и эвенки помощь нашли»

«Теремок»

«Жили пять человек»

«Гуси-лебеди»

«Спор оленей», «Огонь»

«Курочка Ряба»

«Самородок золота»

«Кот и лиса»

«Сотворение Земли», «Монгун»

По названиям сказок народов вроде бы схожи, и с ходу можно сказать, что эти сказки о животных, но если прочитать и вникнуть в суть текста, то можно найти различия.

У русских - на первый взгляд, простая сказка имеет множество «подводных камней». Например, сказка «Курочка Ряба» раньше была предназначена взрослым. Золотое яйцо символизировало смерть, которая пришла к старикам. Поэтому и стараются дед с бабой разбить свою «смерть» и продлить жизнь. Но мышка опережает! Курочка жалеет стариков и дарит им простое яичко - символ жизни.

Сказки эвенков – это увлекательное чтение для тех, кто умеет думать и понимать смысл образов, чувствовать слово. Эти сказки основаны на мифах, потому что в них рассказывается об устройстве жизни на земле. Наиболее популярных в народе сказителей эвенки называют «нимнгакалан» (мастер сказки сказывать) и «давлалан» (мастер песни петь).

В русских сказках Иванушка-дурачок находчив и удачлив, Василиса - мудра, Иван-царевич - силён и отважен. Система образов в сказке строится по принципу противопоставления: герои отчётливо делятся на положительных и отрицательных, и первые всегда побеждают последних. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа.

В мифология эвенков сохранилось достаточно резкое разделение на своих и чужих - по роду занятий, языку, внешнему виду, т. д. и поэтому в данном фольклоре представлено несколько типов культурных героев. К ним относятся:

- животные, прежде всего медведь и лиса, передавшие человеку навыки оленеводства и охоты;

- шаманы, научившие пользоваться огнем и указавшие лучшие пути для кочевий и места расселения; - герои-охотники, богатыри, научившие бороться с врагами; мать-прародительница или девушка, наделяющая героев магическим знанием и открывающая тайны природы.

Эвенкийские сказки обычно начинались с вопроса познавательного характера: «Почему гагара по земле ходит», «Почему у кукушки на голове завитые перья» и т. д. Главная тема сказок — борьба со злом. За героем-богатырем в эвенкийских сказках всегда стоит его род. Встретив в лесу всего лишь нескольких своих, герой готов выступить против целого народа, похитившего его сестер ("О людях в рыжих одеждах и храбром юноше"). Часто ему помогает шаман - камланием или советом, например, как в рассматриваемом сказании, посоветовав выпить кровь из сердца кабарги. Эта магическая процедура позволяет стать храбрым и, видимо, ловким. Кабаргу нужно поймать и убить без стрелы. В эвенкийском фольклоре образы врагов представлены многогранно. Это и враждебное окружение инородцев, и завоеватели-разбойники, среди которых наиболее часто называются чангиты и Нурговуль.

Образы эвенкийских сказок

Эвенки рассказывали о самых распространенных на Севере представителях мира природы (птицах, животных, рыбах), о силах природы (огне, воде, земле, воздухе), об охотниках и оленях, о власти богатых и несчастьях бедных.

Ведущим персонажем в сказках о животных у эвенков является лиса. Здесь проявляются ее качества. В сказке «Лиса и старичок» она показана обманщицей, обидела старика, съев его оленей, хотя должна была пасти их, а в сказках «Хитрая лиса», «Лисица и росомаха», «Лиса и рысь», «Лиса и медведь» и др. она обхитрила многих зверей и людей, показав себя намного умнее и изворотливее других животных.

Все герои эвенкийских сказок имеют яркую оценочную окраску. Народная фантазия создала впечатляющие образы: огненный Соболь, огонь Дегэ, большой Мороз и другие. Народная фантазия приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. Благодаря этому эвенкийские сказки отражают жизненную обстановку, красоту и мораль охотников тайги. Для таких сказок характерны конкретность и выразительность. Именно поэтому эвенкийские сказки поучительны.

Особо интересны сказки про «Монгун». Заглавный герой олицетворяет характер настоящего эвенка, обладающего такими чертами характера, как сила, храбрость, ловкость, справедливость, отзывчивость, уважительное отношение к себе, близким, родным и народу в целом.

Монгун – золотой сын - счастье, обещанное мужу-богачу старшей любимой женой. Его рождение сопровождается рядом ритуальных действий: построение для матери отдельного чума (образ чума олицетворяет начало творения и утверждения космического порядка), заворачивание новорожденного в шкуру (по эвенкийским обычаям родившегося ребенка обтирали мягкой шкуркой и заворачивали в одеяльце), подмена ребенка щенком (чтобы ребенок рос здоровым, в новую колыбель клали сначала щенка, ребенка при этом не называли по имени).

Далее младенец-Монгун проходит ряд испытаний-инициаций: попадает в озеро – замкнутое сакральное пространство, в котором происходит формирование его личности, взросление и приобщение к родовому опыту. Здесь особый интерес представляет образ тайменя. Таймень в шаманской мифологии считается одним из носителей шаманской души в водной стихии, этот образ воздействует на общественную жизнь человека, позволяет формировать представления и взгляды людей на природу. В сказке таймень выполняет функцию героя-помощника.

Только достигнув определенного возраста, Монгун встречается с матерью. Он уже становится полноправным членом племени, о чем свидетельствует умение использовать охотничьи принадлежности. Герой должен проверить свои силы и, «когда он вырос до спины оленя», отправляется «правду искать, злу мстить».

Долгий путь приводит юношу в чум отца. При этом, чтобы не быть узнанным, он накрывается берестой. В религиозных верованиях и обрядах эвенков береста играла большую роль. Она противостояла злым подземным духам, недоброжелательным шаманам и их духам, была охранительницей семьи, святынь рода.

Сын, узнав отца, рассказывает сказку (а по сути, историю своей жизни). Правда открылась, зло наказано.

В эвенкийской сказке «Табакерка» рассказывается, как охотник, спасший змею, берет от нее подарок – чудодейственную табакерку. Но жадный купец отнимает у охотника табакерку. Охотник мстит купцу при помощи ягод, от которых у купца вырастают на лбу рога. Он долго мучается. Затем охотник приносит другие ягоды и исцеляет жадного купца. В этой сказке затрагивается социальная тема, народная мечта о счастье, справедливости.

Чаще всего волшебным помощником героя бывает конь, или олень. Конь золотой, с золотой гривой, иногда с золотыми подковами. Конь и олень летают по воздуху. Они помогают герою, доставляют его в Верхний мир, часто дают ценные советы, воскрешают его. Волшебными помощниками могут быть звери тайги, рыбы, птицы, а также домашние животные: собака, кошка, жеребенок. Эти помощники могут вместе с героем сказки переживать радость, страдание и горе.

Наряду с волшебными помощниками действуют волшебные предметы. Устойчивых волшебных предметов, как это наблю­дается в русской сказке, у эвенков нет. Нет скатерти-само­бранки, ковра-самолета, графинчика-самоставчика, сапог-ско­роходов, топора-саморуба, дубинки-самобоя и т. д. В эвенкий­ской сказке, например, волшебная табакерка доставляет чело­веку яства, волшебный ящичек приносит охотнику богатства; люлька превращается в мальчика, гребень – в чащу, ножни­цы – в скалу, камни – в горы, платок – в непроходимую топь, бич вызывает волшебного коня, шуба может усилить и приос­тановить течение реки, зуб воскрешает и умерщвляет че­ловека.

Бытовые сказки отличаются от волшебных и сказок о жи­вотных тем, что в них преобладает не фантастика, а реальная действительность.

Во всех районах обитания эвенков распространен сказоч­ный сюжет о двух братьях – умном и глупом. Обычно глупого называют Ивул, а умного (ловкого вора и авантюриста, иногда к честного, смелого охотника, человека с высокими мо­ральными качествами) называют Кодоном, Акарамэ, Демпэ, Чоро и т. д. Ивул выступает и в волшебных сказках, но здесь вовсе не глуп а, наоборот, преодолевает любые преграды и выходит почти всегда победителем. Повсеместное распростра­нение и бытование сказок об Ивуле свидетельствует о том, что эти сюжеты являются наиболее древними и складывались в тот период, когда эвенки были объединены во фратрии и пле­мена.

Недоумок Ивул, выполняя поручения умного брата, совер­шает тягчайшие преступления, но все это он делает по своей глупости. Когда Ивулу велят принести для лодки ребра, он убивает свою мать и приносит ее ребра. Отправляясь на охо­ту, он выполняет наказ брата «что увидишь, то и стреляй» и убивает насекомых.

В настоящее время в эвенкийских районах имя «Ивул» стало нарицательным, так называют людей глупых, ленивых, ту­неядцев.

Природные стихии, сказочное пространство в эвенкийских сказках

Эвенки живут на Севере, где воздух бывает очень холодным. Они усвоили из опыта жизни, что спастись от холода можно только движением, то есть своим теплом. Эти знания нашли отражение в сказке про быстрого оленя («Как олень эвенкам достался»). В сказке «Спор оленей» проводится идея, что человек является защитником полезных животных. Это выражается в споре оленей, после которого часть животных ушла к человеку и сохранилась от хищников, а другая часть осталась дикой и беззащитной.

Эвенки внимательно наблюдали за влиянием на них природных стихий: воды, земли, огня, воздуха. Исключительный интерес представляют сказки о борьбе человека за обладание огнем. Огонь обычно хранится у старика-волшебника, и в эвенкийских вариантах сказки старик просит рассказать семь веселых рассказов, после чего победителю отдается вечный огонь.

Особое отношение у эвенков к стихии огня, потому что без тепла и света от огня они могут погибнуть («Огонь»).

Эвенки любят и берегут свою землю. Они знают, что если не любить ее, то она отплатит тем же, не будет давать человеку пищу и кров («Жили пять человек»).

Если обратиться к сказкам «Монгуна», то узнаем, что сказочное пространство становится местом, где проверяются убеждения и взгляды героев на соответствие общечеловеческой норме. Монгун и его мать, столкнувшись с препятствиями, не пали духом, не ожесточились, а мужественно преодолели их и получили награду, воссоединившись и обретя новый дом вместо старого «лесного» чума.

«Чум» по представлениям эвенков мыслился заполненным водами, символизировавшими первозданное состояние вселенной. Образ дома, символизирующий приобретение душевного покоя, счастья, семейной гармонии.

Благодаря огню отвергнутая мать Монгуна сумела выжить в суровых таежных условиях. По верованиям эвенков, огонь обладает сверхъестественной силой изгонять злых духов. Огонь выступает как хозяин и глава семьи или рода, хранителя человеческих душ. В мифологиях огонь считался «главной домашней святыней. Он обладал силой изгонять злых духов, им очищали жилище, охотничье снаряжение, перед камланием – шаманские атрибуты, он способствовал благополучию, хозяйственной деятельности, удачной охоте, здоровью оленей, предупреждал о предстоящих событиях треском горящих дров, вспышек от пламени, отколовшимся угольком, полетом искр.

Почитание огня выражалось в многочисленных запретах: нельзя бросать в очаг острые предметы или рубить дрова близко от костра, чтобы не поранить духа, проливать кровь, воду в огонь, плевать, класть кости животных, рыбы и др. При этом эвенки приносили ему жертвы, бросали первый лакомый кусочек еды. Охотники в тайге угощали духа огня, прося послать зверя, поскольку от него успех зависел не меньше, чем от духа-хозяина охоты. Считалось, что дух-хозяин огня идет впереди и, если поймает душу зверя, тот станет добычей охотника»

В эвенкийских сказках содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы: солнце, месяц, ветер, выступающие не только как силы природы, но и как персонажи со своим характером. Эвенкийские сказки поэтизируют красоту родной природы, что, наряду с другими особенностями, придает им высокую художественную ценность и национальное своеобразие.

Эвенкам хорошо знакомы съедобные свойства растений. В народе также хорошо известны и лечебные свойства растений. В арсенале эвенкийской народной медицины насчитывается всего 114 видов местной флоры. Близкое общение с природой вырабатывало у людей наблюдательность.

Так, дети с малых лет приучаются бережно относиться к каждому дереву, зверьку или насекомому. Например, никому не разрешается рубить крупное дерево, наоборот, любой проходящий мимо как бы “одаривает” его, развешивая на его ветках что-либо памятное. В некоторых местах вокруг такого дерева строят изгородь.

Детский фольклор

Репертуар детского фольклора у народностей Севера почти не изучен. Мы нашли несколько сказок, бытующих в детском коллективе. Такие сказки бывают трех видов:

1)нимнгакан-эвивун (сказка-игра или сказка-игрушка). Это коротенькие сказки, построенные на диалоге – вопросы и ответы:

– Пойдем купаться.

– Утону.

– За траву держись.

– Руки порежу.

– Рукавицы надень.

– Вымочу.

– Высуши.

– Засохнут.

- Разомни.

– Сломаются

2) улгучэвун – сказка-рассказик, в основе которого лежит аллитерация.

3) сказки, заимствованные из репертуара русской народной сказки, но с некоторыми изменениями, например, «Колобок» (у эвенков «Лепешка»); «Репка» (у эвенков «Самородок золота»).

Заключение

Эвенки – народ выносливый, мужественный, терпеливый. Им всегда были присущи такие качества, как честность, открытость, искренность. Среди эвенков, по нашим наблюдениям, особо можно выделить стремление жить интересами людей, уважительное, равноправное, справедливое и чуткое отношение к запросам и устремлениям старшего поколения, бескорыстная взаимопомощь и забота об окружающих людях, взаимная солидарность и заинтересованность.

Особенности построения эвенкийских сказок (исследование)

Зачин

Начинаются с вопроса. Говорят давным – давно, сказывают, жил в тайге..

Жила женщина с мужем. Муж ее ушел в город. Долго был…»; «Одна девушка жила с младшим братом. Была зимов­щиком. Братишка ее был непослушный…»; «Было это дан­ным давно, кочевали по тайге три девушки…»; «Был один че­ловек с младшим братом. Куладай Мэргэн было имя его…»:

Сюжет

сказки о животных – самый древний вид сказки. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, олень резвый, главный помощник героя, волк матерый, огромный злой медведь

бытовые сказки – герой этих сказок –оленевод, который живет в реальном мире и борется обычно с богатыми. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

волшебные сказки – герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском матери, или похищенной сестры.

Концовка

С тех пор …

Заканчиваются диалогом

Вывод: стали жить…

Герои сказок

Арунай, Хиктэнэй, Хуркокан, охотник, оленевод, Харги, Дегэ, Хэвэке, Кирэвуль

Животные

Лиса, олень, медведь, россомаха

Воплощение зла

Выступают волк-иргичи(хвостатый), злой шаман, черт, купец торговал с эвенками, Чангиты- племя эвенков-людоедов,

Чудесные приметы

Волшебная табакерка

Другие персонажи

Бедный эвенк, собака-друг человека

Культ

Огонь, солнце

Сочетания слов

Тывгунай-молодец, золотой напёрсток, добрый дух Хэвэкэ, огненный Соболь

Суффиксы, частицы

Птенчики, чумик, -кан, кен ( Ангаракан), -нга ( Харенга),болотишко

Междометия

«кэ», «орой», «обай» и «каик», «городе», «бадикана», «кэй», «кайран», «элдэр», «ба», «онь»

Речевая экспрессия

Экун аллан!

Большое, наверное, сало поймалось! Хэгдыкэкун

Место действия

Берег реки, текущей вдоль деревни, кочевали в тайге

Новые слова, характерные для современного быта

«вылетел на самолете», «телефона не было», «людоеда арестовали», «на молочной ферме работала», «врачей тогда не было» и «санаториев тоже», «он на выставку уезжал».

Мы исследовали особенности северных сказок и поняли, что эти сказки о природе, традициях, быте людей. Именно из сказок мы впервые узнаем о том, что в разных странах люди живут по-разному, получаем первое представление о культуре разных народов. Поэтому любой сборник сказок народов мира – это своеобразная энциклопедия, источник знаний о культуре стран и народов

Эвенкийские сказки учат думать о завтрашнем дне, они наполнены любовью к родному краю и природе, к которой человек не должен относиться потребительски, а должен быть бережливым хозяином своей родной земли.

Вот такие пословицы помогают сделать выводы из эвенкийских сказок: Рано уходи на охоту — тогда будешь иметь добычу. Часто не сердись и не дуйся, а то скоро состаришься и заболеешь. Если ты будешь жадным, то будешь одиноким и тебе никто не поможет. Не бей оленя, а то дух оленя рассердится, и от тебя уйдут все олени. Счастливый тот человек, который любит жизнь, работает и никому не завидует. Не ругай женщину-мать, а то ее ребенок вырастет плохим человеком. Помоги старому человеку. Радость старого человека осчастливит других людей.Не ругай и не бей маленького ребенка, а то душа ребенка испугается и улетит от тебя.Не убивай орла, а то все птицы на тебя обидятся.Детям нельзя дразнить старых людей. Дети, которые дразнят стариков, вырастают глупыми людьми.

В заключении пришли к такому выводу, что ни один народ не может без сказок жить.

В них заключается его мудрость, и всегда прославляется добро, справедливость, правда, осуждается и наказывается зло. Таким образом, моя гипотеза о том, что если изучить поступки героев сказок, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала, сказка учит добру.

Список литературы

1.Акбальян Е.Р. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России.-М.: «Северные просторы», 2002.-544с.

2.Ермаков В. Человек сильнее всех - Красноярское книжное издательство, 1986.-144с.

3.Шимичев В. Узорочье жизни. - М.: «Узорочье жизни», 1989. – 315с.

4.http://www.PlanetaSkasok.ru

5.http://www.roman.by

6.http://www.prosa.ru

7. Эвенкийские сказки. Монгун. http://www.vknigge.ru

8.Эвенкия: Культура. Персонажи мифологии эвенков. http://evenk.ru

Приложение

1)Русская народная сказка «Курочка ряба»

Жили себе дед да баба, была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, Курочка кудахчет:«Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое»

2 )Эвенкийская сказка «Лиса и старичок»

Лиса пришла к старичку и говорит ему:- Дедушка, давай я оленей твоих попасу. Ты старый, дедушка, на холоде замерзаешь, а я молодая. Старичок лису спрашивает:- А ты, лиса, знаешь, какой оленям мох нужен?- Знаю, дедушка,-отвечает лиса,-очень хорошо знаю Старичок пошел, отпустил оленей и говорит:- Смотри, лиса, получше паси оленей, чтобы жирные стали.Лиса увела оленей старика, всех перебила и съела. Потом вернулась к старику и говорит:- Дедушка, я очень хорошо пасла оленей, мох был очень хороший.Осталась ночевать в чуме старика, опять говорит:- Дедушка, я очень хорошо оленей пасла, они, наверное, наелись, наверное, жирные теперь стали. Дай мне за это хорошее одеяло и шапку. Сам иди завтра пораньше за оленями. Там есть дерево, вокруг дерева пасутся твои олени.Старичок утром рано встал, жене своей говорит:- Принеси зимние унты, пойду за оленями, они очень жирные стали. Я рано вернусь, а ты собирайся, откочуем подальше.Потом лису спрашивает:- Лиса, а ты куда пойдёшь?Лиса отвечает:- Я здесь буду, буду ждать тебя. Никуда не пойду до твоего возвращения. Старичок идет назад и кричит:- Старуха, держи лису она оленей всех съела. Старуха не смогла удержать лису-лиса уже бежала по тайге. Так лиса обманула старика.

3) Эвенкийская сказка «Как олень эвенку достался»

Говорят, давным-давно, когда добрый дух Хэвэки заселял Землю, то в этих краях он поселил двух людей - русского и эвенка. И сотворил для них только одного оленя.Когда Хэвэки начинал лепить оленя, он не знал, кому его отдаст.Подумал-подумал, но ничего не мог решить. Потом еще подумал и рассудил так:- Создам только одного оленя. Даю вам его коленную чашечку. Кто у кого отберет ее, тому и достанется олень.Русский и эвенк согласились.- Правильно. Будем коленную чашечку отбирать друг у друга.Русский и эвенк пальцами взялись за маленькую чашечку, стали тянуть ее каждый к себе, отбирать друг у друга.Русский человек был очень сильный. Он не рассчитал свою силу и так придавил пальцами, что растянул чашечку и оторвал от нее косточку. Большая часть чашечки осталась в пальцах эвенка.Хэвэки скаазал:- Олень пусть достанется эвенку. Он меньше имеет силы, но крепко держал чашечку и не отрывал косточку. Русскому человеку я создам других животных - больших и высоких, только ему будет под силу с ними справиться.Хэвэки слепил и вторую чашечку такой же растянутой и с оторванной косточкой, налепил чашечки на колени задних ног оленя и вдохнул в него живой дух.После этого отдал оленя эвенку. Оба человека были очень довольны, что Хэвэки никого не обидел.С тех пор эвенки имеют оленей. У русских оленей не бывает - у них домашние животные другие.

4) Эвенкийская сказка «Огонь»

Жили два брата. Старший брат-богатый, младший брат - бедный. Старший брат имел много работников, земли, владел огнем. Люди младшего брата не имели ни земли, ни огня. Младший брат думает: "Надо как-нибудь добыть земли, огня своим людям". Надумал так: "Скажу своему брату, чтобы он дал мне земли величиной только со шкуру быка". Сказал он это старшему брату, тот ответил:- Ну, если со шкуру быка, то я дам тебе земли.Младший брат, договорившись так со своим старшим братом, ушел; пошел искать большого быка.Нашел, убил быка, снял шкуру, со шкуры остриг шерсть. Шкуру, снятую с быка, нарезал тонкими-претонкими ремнями. Пришел к брату, сказал:- Я принес шкуру.Старший брат сказал:- Ну, давай мерить.Младший брат показал шкуру брату и сказал:- Вот сколько будет длина вырезанного из шкуры ремня-и столько же будет ширина земли, которую ты мне дашь.Старший брат сказал:- Я дам тебе земли только величиной со шкуру быка.-Младший ответил:- Вот шкура быка.Стали мерить землю ремнем, вырезанным из шкуры быка. Смерили длину и ширину участка земли. Больше половины земли взял младший от старшего брата.Затем младший брат стал просить огня. Старший брат, рассердившись, сказал:- Не дам! Тогда младший брат пошел, нашел две лошади. Одну лошадь научил так:- Если сядет на тебя человек, беги как можно быстрее и дальше.Затем с лошадьми пришел к своему брату, сказал:- На этой лошади никто не может усидеть. Старший брат стал хвастливо говорить:- Уж такой-то лошаденке поддаться! Я сяду на нее. Сел старший брат на лошадь, та быстро побежала, унесла далеко. После его отъезда младший брат взял огонь брата, сел на вторую лошадь. С огнем поехал по земле. Ударяя огнем о деревья, о камни и землю, говорил:- Пусть будет огонь в камнях, в деревьях, в земле. Так отобрал один человек у другого огонь. С тех пор в камнях, в деревьях, в земле стал огонь, а люди потеряли свой волосяной покров, стали без шерсти, так как стали владеть огнем.

5) Эвенкийская сказка «Жили пять человек»

Жили пять человек. Имя первого Нож, второго - Икра, третьего - Бычок, четвертого - Копье, пятого - Лед. Жили они на берегу реки. Однажды Нож говорит товарищам:- Пойдемте охотиться на медведя!Вот решили отправиться. Пошли. Пришли на большую гору. Нашли медвежью берлогу. Медведя дома не было. Нож говорит товарищам:- Мы подождем медведя. Он ночью придет. Вот вошли в медвежью берлогу. Когда они входили, Нож сказал товарищам:- Подумайте-ка насчет засады! Кто где будет поджидать медведя?Икра говорит:- Я у костра вниз лицом прилягу. Когда медведь начнет разжигать костер, я лопну и брызну ему в глаза.Бычок говорит:- А я притворюсь у костра будто лепешка. Когда Икра брызнет в глаза медведю, я глаза медведю засыплю песком, и он ослепнет.Копье говорит:- Я воткнусь внутри медвежьего полога кверху острием. Когда Бычок засыплет глаза медведю, выпрыгну из полога, и он наткнется на меня.Лед говорит:- Я у двери медведя замерзну. Медведь наткнется на копье, побежит на улицу, поскользнется на мне и упадет насмерть.Вот они притаились в медвежьей берлоге. Когда стемнело, пришел медведь. Внес дрова, чтобы разжечь костер. Только медведь разжег огонь, Икра лопнула и брызнула ему в глаза. Тут же Бычок своим хвостом засыпал медведю глаза песком. Медведь, испугавшись, внутрь полога прыгнул и наткнулся на Копье до печенки. Наткнувшись, на улицу побежал, на Льду поскользнулся и упал тале, что сдох.Нож закричал:- Кто убил?Лед сказал:- Я убил!Все закричали:- Спасибо, нам помог!

6) Эвенкийская сказка «Монгун»

Жил-был на свете один богач. Было у него три жены. Одна жена старая, первая, любимая. Вторая — красивая, а третья-молодая.

Жили жены между собою не дружно. Красивая и молодая не любили старую за то, что она у мужа любимой была. Извести ее захотели, да случая все не было.

Собрался однажды муж в город. Стал их спрашивать:

— Жены мои дорогие! Какое счастье вы мне в жизни дадите?

Отвечает ему жена старшая, любимая:

— Дорогой муж! Рожу тебе сына золотого — Монгуна.

Говорит красивая:

— А я сошью тебе лучшую на свете шубу.

Молодая жена говорит:

— Сошью тебе бисерные бакари (унты).

Похвалил богач своих жен. Обещал из города подарки им привезти. И уехал.

Прошло много ли, мало ли времени, только старая жена рожать собралась. Те две жены чум ей отдельный сделали, клей приготовили. Легла роженица. В беспамятство впала. Трудные роды были. А в это время глаза ей клеем заклеили злючки, чтобы не видела, кого родила.

Родился Монгун. Чум осветился ярче, чем солнцем. Мать его тут очнулась. Глаза открыть хотела, да не могла. Только чуть-чуть одним глазом блеск увидела. А злючки кричат:

— Не смотри! Ослепнешь! Схватила красивая того сына и в озеро его бросила, а молодая щенка в шкуру завернула, поднесла к роженице:

— Вот смотри, кого родила!-и захохотала. Родной сын Монгун в озере плачет. Услышал его таймень. Подплыл к нему. К себе его взял. Печенкой кормить стал. Тут вскорости хозяин из города приехал. Стали злючки ему говорить:

— Обманула тебя любимая жена. Смотри: щенка родила…

Разозлился муж. Взял за руку свою любимую (а та головешку с огнем незаметно в рукав к себе сунула) и увел ее в тайгу. Там оставил.

Живет она одна. Сделала чум себе. Костер развела. Живет помаленьку. Зима пришла. Лето стало.

Пошла она однажды на то озеро воду черпать. Смотрит на песок, а там следы детские в воду ведут. "Что, — думает, — это такое?"

Пришла на другой день. Видит: опять новые следы. Решила узнать, кто бы это был? Лучок сделала. На песок положила. А когда снова пришла, лука не стало. Смерила следы. Унты немного потеснее сшила и опять туда же положила, а сама в кустах спряталась. Посидела немного. Видит, вода кругами пошла. На берег маленький, с турсучок, мальчик выскочил. Ярче солнца блестит. Подбежал к унтам. Сел на песок и давай их надевать. Надел, побегал и снимать начал. А снять не может. Мучается. В это время мать (она догадалась, что это ее сын был) подобралась к нему, схватила его, держит, а он из рук вырывается и кричит. Услыхал таймень. Голову из воды показал:

Чего кричишь? Это ведь твоя мать…

— Нет! Моя мать ты!..

— Она! Она!-кричит таймень.-Тебя тетка в воду бросила, когда ты родился…

— Я мать твоя, родной,-говорит мать.-Иди ко мне. Когда рожала тебя, злюки глаза мне клеем заклеили. Я блеск твой видела. Ты это был…

Согласился мальчик, ушел с матерью. Стали жить они вместе.

Рос мальчик. Старела мать. А когда он вырос до спины оленя, сказал:

— Правду пойду искать, злу мстить.

Собрался и ушел. Долго, долго искал. На десятую весну отцовский чум нашел. Надрал бересты. На себя ее нацепил, чтобы блеск свой закрыть. В чум зашел. Видит, отец лежит.

Старый-старый уже. Отдыхает. И злюки постарели. Кричат ему:

— Эй! Кто ты? Не проходи дальше! У порога сиди! Сел Монгун у порога. Просит у них:

— Нет ли поесть чего?

— Есть, да посуду опоганишь Ты такой страшный!

— А вы дайте мне лопаточку. Дали они ему лопаточку. Чаю в нее налили. Попил он чаю, сидит и не уходит, а жены кричат:

— Уходи или сказку нам расскажи!..

— Не пойду, а сказку расскажу. Слушайте. Притихли злюки. Отец сел. Начал гость сказку такую:

— Жил-был один эвенк. У него было три жены: одна любимая, другая красивая, а третья молодая. Собрался хозяин в город. Стал перед отъездом жен своих спрашивать:

"Жены мои дорогие! Какое счастье вы мне в жизни дадите?" Отвечает ему жена любимая: "Дорогой муж! Рожу тебе сына Монгуна". Красивая говорит: "Сошью тебе лучшую шубку". Молодая жена говорит: "Сошью тебе бисерные бакари". Похвалил муж своих жен и обещал им из города подарки привезти. И уехал.

Тут злюки догадываться стали. На месте не сидят, вертятся, а муж им слушать велит. Монгун продолжал:

— Тут вскорости жена старшая рожать собралась. Те две жены ее не любили. Со света сжить хотели. Клею приготовили. Роженице глаза заклеили. Родился Монгун…

А когда дошел до места: "Красивая его схватила и в озеро бросила, а молодая щенка подложила… " — красивая закричала на гостя:

— Ой, иди отсюда! Хватит рассказывать! Спать пopa! Отец на ноги встал, на нее крикнул:

— Замолчи! Пусть до конца говорит!

— Приехал вскорости, — продолжал Монгун, — муж из города. Рассказали ему злюки про любимую жену. Щенка показали. Муж разозлился и прогнал свою любимую жену из чума. А Монгун не умер. Его таймень выкормил. Потом мать родная к нему пришла. Он сначала к ней не шел, но таймень ему все рассказал. Согласился мальчик с матерью идти. Вырос до спины оленя и пошел правду искать, злу мстить. Он и сейчас где-то ходит.

Только это сказал, бересту с себя сбросил, и в темном чуме сразу светло стало:

— Вот он-пришел!

Побледнели злюки. Схватил их эвенк, ударил друг об друга. Из них дух вон, и сам тут же помер.

Вышел Монгун из чума и обратно к матери ушел. И сейчас, говорят, живет с нею. Только не в чуме, а в новом доме.

Просмотров работы: 1766