Наши имена

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Наши имена

Ягудина  К.Р. 1
1Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14»
Кремлева  А.Б. 1
1Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Каждый день, общаясь со своими сверстниками в школе, читая книги, я сталкиваюсь со множеством имён.

Однажды на уроке русского языка в третьем классе мы читали текст, в котором рассказывалось о происхождении имени Карина. Я узнала, что имя Карина появилось благодаря рождению девочки во время плавания по Северному морскому пути.

Тогда меня заинтересовал вопрос, что обозначает мое имя Карина, откуда оно пришло в наш язык. Я решила выяснить, знают ли мои одноклассники значение и происхождение своего имени.

Мне стало интересно, а сколько в нашей школе девочек носит имя Карина. Я отправилась к секретарю школы и попросила разрешения поработать с документами (Приложение 1), чтобы поискать девочек с именем, как у меня, и определить, какое самое распространенное имя в нашей школу среди мальчиков и девочек?

Цель: Выяснить какие самые популярные и самые редкие женские и мужские имена в нашей школе.

Задачи :

    •  

узнать, какая наука изучает имена;

    •  

выяснить знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения;

    •  

найти самые популярные и самые редкие женские и мужские имена.

Методы исследования:

    •  

найти четкое определение понятие «имя»;

    •  

изучение литературы;

    •  

работа с архивными документами;

    •  

анализ списков учащихся школы;

    •  

обобщение и выводы;

    •  

презентация работы.

3

Имя человека.

I.1 Ономастика.

Есть наука, которая изучает имена. Она называется – ономастика.

Онома́стикараздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения .

Антропони́мика — раздел ономастики, имена людей и их отдельные составляющие.

Имя – это личное название человека.

В толковом словаре русского языка Д.Н,Ушакова сказано: «Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дают при рождении »

Имя человеку дается при рождении и сопровождает человека всю жизнь. Это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличается от всех других, единственный и неповторимый.

Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются и исчезают. История русских имен тесно связана с историей народа и его языком.

Выбор имени для появившегося на свет человека – очень важный и ответственный шаг. С этим именем человек проживает всю свою жизнь, оно становится неотъемлемой частью его личности. Ученые утверждают, что называя своего малыша тем или иным именем, родители отчасти программируют его судьбу. У каждого имени есть определенные черты и значимые для всех признаки. Например, значение имен Вера, Надежда и Любовь даже не требуют дополнительного толкования.

В энциклопедии я прочитала, самое популярное женское имя всех времен и народов – Анна. По планете Земля разгуливает почти 100 миллионов его обладательниц, приблизительно столько же Александров (Приложение 2).

Одни имена распространены широко, другие – встречаются крайне редко.

4

I.2. Моё имя.

В энциклопедии «О русских именах» я прочитала, что имя Карина впервые упоминалось в латинском языке, что в переводе на русский язык означает «киль корабля» (Приложение 3). Во времена Древнего Рима мореплавание было очень значимым видом деятельности. Для того, чтобы совершить успешное плавание и корабль остался невредимым, киль должен быть крепким и прочным, так как он служил основой для всего корабля. Для того, чтобы уберечь судно от крушения и благополучно вернуться домой, многие моряки называли своих дочерей именем Карина.

Вторая версия происхождения имени берет начало со времен освоения Севера. Во время одной экспедиции на корабле российских полярников родилась девочка, которую назвали Карина. В то время корабль находился на зимовке в Карском море, так и появилось имя Карина, означающее – «рожденная в Карском море».

Изучив список имен детей нашей школы, я выяснила, что имя Карина встречается всего 6 раз: 2 девочки в начальной школе и 4 в средних классах. Какое редкое у меня имя! Оно мне нравится. Хорошо, что так назвали меня. А какие имена в нашей школе самые распространённые, а какие самые редкие?

5

II. Особенности современного словаря мужских и женских имен

учащихся средней школы № 14

II.1 Мужские имена Работая со списками учащихся нашей школы (Приложение 4), которые хранятся у секретаря школы и в архиве, я выяснила:

мужской именной словарь учащихся нашей школы не очень отличается разнообразием, он насчитывает 83 имени, а мальчиков в школе 377 человек. То есть совпадений по именам довольно много.

Имя

Начальные классы

Среднее звено

Старшие классы

Всего

1

Никита

11

15

2

28

2

Дмитрий

8

8

2

18

3

Иван

9

9

0

18

4

Александр

5

12

0

17

5

Кирилл

6

8

2

16

6

Артем

5

8

3

16

7

Тимофей

7

8

0

15

8

Данил

4

10

1

15

Самым популярным именем в нашей школе является имя Никита – 28 учащихся носят это имя.

Второе место среди явных фаворитов занимают имена Дмитрий и Иван, по 18 учеников с этим именем. На 3 месте имя Александр. Это имя встречается 17 раз.

К редким именам следует отнести национальные имена. Среди русских имен к таким именам относятся Арсений, Демьян, Емельян, Феликс, Мирон и некоторые другие.

6

II.2 Женские имена

Женский именной словарь учащихся отличается чуть большим разнообразием. 393 девочки в нашей школе, а имён 86 .

Имя

Начальные классы

Среднее звено

Старшие классы

Всего

1

Анастасия

12

21

4

37

2

Дарья

5

12

5

22

3

Ксения

9

9

2

20

4

Мария

11

6

2

19

5

Анна

7

10

2

19

6

Арина

12

3

2

17

7

Полина

8

7

1

16

8

Екатерина

6

8

1

15

Самым распространенным женским именем в нашей школе является Анастасия – 37 девочек носят это имя. Но что интересно, среди старшеклассниц всего 4 человека. То есть, 10 лет назад это имя не было столь популярным. На втором месте в нашей школе имя Дарья – 22 человека. Третьим по степени распространённости в нашем учебном заведении являются имена Ксения (20 человек), Мария и Анна (по 19 человек).

Среди редких женских имен национальные имена и также славянские, такие как Агния, Галина, Злата.

7

II. 3 Парные имена

Парными называются мужские и женские имена, образованные от одной основы. Привычные примеры таких пар – Александр - Александра, Евгений - Евгения, Валентин - Валентина, Виктор - Виктория, Валерий - Валерия. Интересно, что во всех традиционных парах в последние годы численно доминирует именно женская форма. Таким образом, некоторые парные имена постепенно превращаются в имена преимущественно женские (Приложение 5).

Имя

Девочки

Мальчики

1

Виктория/ Виктор

13

4

2

Валерия/ Валерий

13

0

3

Евгения / Евгений

5

7

4

Александра / Александр

8

17

Виктория встречается в нашей школе гораздо чаще (13 раз), чем Виктор (4 раза), а Валерия (13 раз ) вытеснила мужскую форму имени (0 человек). Пять девочек носят имя Евгения, почти столько же, как и мальчиков с данным именем (7 человек). А вот с именем Александр – юношей в два раза больше, чем девочек (17 юношей и 7 девочек). Возможно, выбирая сегодня для дочери мужское имя, родители надеются увидеть у нее такие преимущественно мужские черты характера, как решительность и энергичность.

8

III.1 В городе Сатка.

Изучив состав имен учеников нашей школы, я решила обратиться в ЗАГС нашего города, чтобы узнать, а как сейчас называют своих малышей родители (Приложение 6 ).

Я встретилась с начальником отдела Саткинского ЗАГС Гавриловой Анастасией Викторовной. Она мне выдала справки о самых распространенных именах детей нашего города за 2017 год (Приложение 7).

9

 

Самыми распространенные имена в 2017 год у мальчиков – Тимофей (19) и Михаил(17), у девочек – Мария (18) и София (18).

Редкие имена в этот год -Виктор(1), Леонид(1), Елена (1), Татьяна(1)

10

III.2 В Челябинской области.

А на сайте «Uralpress.ru» (Приложение 8) я прочитала, что София, Виктория и Мария — так южноуральские родители чаще всего называли своих новорожденных дочерей в 2017-м.

Имя

Количество

1

София

878

2

Виктория

873

3

Мария

805

В прошлом году на свет появились 878 Сонь, 873 Вики и 805 Маш.

Кроме того, в десятке самых популярных женских имен — Анна (746 девочек с таким именем зарегистрировали территориальные органы ЗАГС Челябинской области в ушедшем году), Анастасия (666), Дарья (662), Полина (603), Алиса (598), Екатерина (572) и Арина (551).

Среди наиболее популярных мужских имен в прошлогоднем рейтинге — Артем (1089), Александр (910) и Михаил (811).

Имя

Количество

1

Артем

1089

2

Александр

910

3

Михаил

811

11

III.3 Январь и февраль 2018 года.

Самыми популярными именами января 2018 года в Челябинской области стали

Девочки

Мальчики

1

Мария

Артем

2

Виктория

Александр

3

Полина

Михаил

Самыми популярными именами февраля 2018 года в Челябинской области стали

Девочки

Мальчики

1

Ксения

Артем

2

София

Михаил

3

Анна

Иван

12

VI. Заключение.

В Толковом словаре Ожегова С.И. я нашла определение понятия имя.

В ходе работы выяснила, что в наши дни, когда люди стали больше дорожить реликвиями прошлого, начали более тщательно их охранять, понимать их историческую значимость, старые имена стали также выглядеть и звучать по-новому.

Я сделала еще один вывод, что выбор имени зависит от нескольких факторов:

- во-первых, наиболее распространенным является выбор имени в честь родственников;

- во-вторых, благозвучие имени с отчеством, фамилией;

- в-третьих, выбор редких и своеобразных имен.

О своем имени я узнала все, значение, историю происхождения, что оно довольно редкое, и в нашей школе тоже. Теперь мне надо узнать историю имени моей младшей сестренки, папы и мамы. Думаю, что продолжу свою работу на следующий год.

Изучив списки имен учащихся школы, выяснила, что среди обыкновенных имен есть как часто употребляемые, так и редкие и редчайшие. Об этом я рассказала своим одноклассникам на классном часе. Тема оказалась интересна всем. Оказалось, что большинство ребят не знают историю своего имени. Я провела анкетирование среди учащихся 3-4 классов. Итоги опроса таковы:

13

 

Вопросы

3 Б

24 чел

3 В

23 чел

4 А

23 чел

4 Б

24 чел

Всего

94 чел

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1

Знаешь ли ты, что такое «имя»?

0

24

1

22

2

23

2

22

5

89

2

Знаешь ли ты значение своего имени?

7

17

6

17

9

14

5

19

27

67

3

Известно ли тебе происхождение своего имени?

5

19

6

17

7

16

3

21

21

73

4

Знаешь ли ты знаменитых людей, которые носят такое же имя, как у тебя?

11

13

11

12

12

11

13

11

47

47

5

Доволен ли ты своим именем?

21

3

22

1

23

0

24

0

90

4

Из 94 опрошенных – только 5 ученик знает, что такое имя. Значение своего имени знают – 27 человек, это треть опрошенных. Происхождение своего имени знают лишь 1/5 часть, это – 21 учащихся. Знают ли дети знаменитых людей с таким же именем как у них? «Да» ответили – половина учащихся. Из знаменитых людей дети чаще называли знаменитых артистов и певцов. На последний вопрос в анкете «доволен ли ты своим именем?» в основном все дети ответили утвердительно и только четверых свое имя не устраивает.

Все ребята захотели узнать историю своего имени, и сколько учеников с таким же именем учится в нашей школе (Приложение 9)

Таким образом, можно сказать, что поставленные в данной работе цели и задачи выполнены.

14

Литература

1. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. Ред. В.Рябченко и др. М., Махаон 2006г.

2. С.И. Ожегов .Словарь русского языка –М.: Русский язык, 1987, -797 с.

3. Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Л., Лениздат, 1991, - 220 с.

4. Большая книга интересных фактов. Научно-популярное издание для детей. М.: ЗАО «Росмэн - ПРЕСС» 2006г.

5. Сайт http://www.zvu-74.ru/news/osnovnayalenta/03597 - София и Артём: в Челябинской области назвали самые популярные имена-2017 года.

15

Приложения.

Приложение 1.

Работа с документами школы.

16

Приложение 2.

В детской библиотеке. Работа со справочниками.

17

Приложение 3.

В детской библиотеке.

18

Приложение 4

Работа со списками учащихся.

19

Приложение 5

Работа со списками учащихся.

20

Приложение 6

ОтделЗАГС г. Сатка.

21

Приложение 7

Встреча с начальником отдела ЗАГС г. Сатка.

22

Приложение 8

Работа в интернет.

23

Приложение 9

Выступление перед одноклассниками.

24

Просмотров работы: 174