Введение
«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души».
М. Горький.
В этом году зима выдалась холодной и очень снежной. Несколько раз я попадала в сильную метель, дыхание перехватывает, целый рой колющих снежинок, больше напоминающих сорвавшиеся с елей иголки, так и норовят попасть в рот, уши, нос, глаза. Воздух невозможно вдохнуть, снежные иголки колют все лицо, ресницы и брови покрываются снежной пеленой, практически ничего не видно, кругом появляются сугробы, машины перестают ездить, на какое-то мгновение город парализует. Метель вьюжит, кружит, взбивает снег, наверное, стремясь сделать его чище, светлее или сбить из него снежную перину, и в это мгновение можно услышать звук метели, ее голос, ее дыхание… Мне вспомнились строки стихотворения И.А. Бунина «Морозное дыхание метели» …именно это и стало обоснованием выбора темы нашей исследовательской работы по литературе.
Организационно-подготовительный этап.
С моим педагогом мы приступили к работе. Определили для себя вопросы исследования, подобрали литературу, внимательно прочитали стихотворение. Обозначили актуальность темы, определились с целью и задачами. Выдвинули гипотезу. Установили предмет и объект исследования. Разделили работу на этапы, выработали план действий, определили какие методы исследования мы можем задействовать в нашей работе.
Мне очень нравится читать стихи о природе, они меня чаруют, завораживают, я живо представляю описываемую картину. Наше обращение к творчеству И. А. Бунина неслучайно, природа для Бунина – целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним.
1.1. Так любить природу мало кто умеет …
Так любить природу мало кто умеет,
как это умеет Бунин.
Мир Бунина - это мир зрительных и
звуковых впечатлений. А.А. Блок
Морозное дыхание метелиЕще свежо, но улеглась метель.Белеет снега мшистая постель,В сугробах стынут траурные ели. Ночное небо низко и черно,—Лишь в глубине, где Млечный Путь белеет,Сквозит его таинственное дноИ холодом созвездий пламенеет.Обрывки туч порой темнеют в нем...Но стынет ночь. И низко над землеюУсталый вихрь шипящею змееюСкользит и жжет своим сухим огнем. (1901 год)
В автобиографической заметке: «Как я пишу» Бунин, размышляя о своём творчестве, утверждал: «…Да, первая фраза имеет решающее значение. Она определяет прежде всего размер произведения, звучание всего произведения в целом…»1. Вероятно, поэтому большинство стихотворений поэта начинается с созерцания лирическим героем окружающего пейзажа. Один из первых исследователей творчества Бунина, его современник Ю.А. Айхенвальд писал: «Он – высокий мастер пейзажа, изобразитель природы».2
Особенно характерно для поэта обращение к среднерусским пейзажам.
Я думаю, что одним из лучших поэтических подарков зимней природе до сих пор остается написанное более 100 лет назад стихотворение И.А. Бунина «Морозное дыхание метели…».
1.2 Определение темы исследования.
Исследовательская работа «Стихотворение И.А. Бунина «Морозное дыхание метели …» (Восприятие, истолкование, оценка) направлена на изучение языка поэта.
Актуальность темы исследовательской работы обусловлена обобщением накопленного материала и своей точкой зрения в вопросе восприятия стихотворения И.В.Бунина, по которому нет единого мнения.
Я очень люблю стихи, даже сама иногда пробую писать, на уроках литературы Ирина Валерьевна нас знакомит с творчеством русских писателей, учит собирать информацию, анализировать, сопоставлять собранные данные, описывать, размышлять, творить. В работе мы попытаемся проанализировать стихотворение И.А. Бунина «Морозное дыхание метели».
Новизна нашего исследования обусловлена тем, что собранный материал расширит представление о теме природы в произведениях великого русского писателя и поэта Ивана Бунина и может быть использован на уроках литературы.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении темы «Анализ лирических произведений».
Главная цель нашего исследования - «показ тех средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание произведения» (Л.В. Щерба) и постичь глубину мыслей и чувств автора, а также проанализировать особенности раскрытия темы зимней природы в стихотворении И.А. Бунина «Морозное дыхание метели…».
Задачи исследования:
проанализировать текст И.А. Бунина;
выяснить: чем же является «морозное дыхание» для поэта;
провести лингвистический анализ стихотворения;
создать презентацию «Лингвистический анализ стихотворения».
Гипотеза: лексика, используемая в стихотворении, отражает внутренний мир писателя, особенное восприятие окружающей действительности, его личностные особенности.
Объект исследования: текст стихотворения «Морозное дыхание метели…».
Предмет исследования: лексика, встречающаяся в данном стихотворении.
Методы исследования: анализ стихотворения, сравнительно-исторический метод, метод изучения литературы и источников.
2.Поисково-исследовательский этап
Стихотворение И.А. Бунина «Морозное дыхание метели …» было написано в 1901 году и вошло в сборник "Новые стихотворения", который был издан в 1902 году. Наверное, неслучайно, что это стихотворение появилось именно в это время, ведь 1900-е годы были новым pубежом в жизни Бунина. Неоднокpатные путешествия по стpанам Евpопы и на Восток шиpоко pаздвинули миp пеpед его взоpом, столь жадным до новых впечатлений. А в литеpатуpе начинавшегося десятилетия с выходом новых книг он завоевал пpизнание как один из лучших писателей своего вpемени, выступал он главным обpазом со стихами.
Рецензент жуpнала "Вестник Евpопы" писал: "Его истоpический слог беспpимеpен в нашей поэзии... Пpозаизм, точность, кpасота языка доведены до пpедела. Едва ли найдется еще поэт, у котоpого слог был бы так неукpашен, будничен, как здесь; на пpотяжении десятков стpаниц вы не найдете ни одного эпитета, ни одного сpавнения, ни одной метафоpы... такое опpошение поэтического языка без ущерба для поэзии - под силу только истинному таланту... В отношении живописной точности г. Бунин не имеет сопеpников сpеди pусских поэтов ".
Сам поэт, обращаясь к И. В. Одоевцевой, писал: «Вот вам, я знаю, не нравится обилие описаний природы у меня. Вам они скучны. А ведь нельзя отделить человека от природы, ведь каждое движение воздуха — движение нашей собственной жизни. Мы слиты с природой, мы часть ее. Это надо чувствовать. Если не любить природы, не можешь любить и понимать человека. А тогда и писать не о чем и незачем».3
2.1 Разбор текстового материала.
Анализируя стихотворение И.А. Бунина «Морозное дыхание метели …», идём вслед за автором – по строфам.
Вопросы |
Наблюдения |
Выводы |
Сколько строк? Есть ли деление на строфы? |
12 строк. 3 строфы |
Поэтическая миниатюра, изображающая картину зимней ночи. Строки И.А. Бунина словно переносят нас в зимний лес, наполненный морозной свежестью. |
Размер и рифма, рифмовка ? |
Ударение падает на 2, 4,6,8 и т.д. слоги. рифма с ударением на последнем слоге в строке; с ударением на предпоследнем слоге в строке. первый стих - с четвертым, а второй - с третьим. (абба) |
Ямб Мужская Женская (1-3 строфы чередование мужской и женской) Кольцевая (опоясанная, охватная) - |
Что помогает поэту создать такой эффект, такую зримую картину? |
Морозное дыхание метелиЕще свежо, но улеглась метель.Белеет снега мшистая постель,В сугробах стынут траурные ели. |
Я уверена, что большую роль здесь играют имена прилагательные. Именно благодаря именам прилагательным текст «оживает». А метафоры «дыхание метели» , «снега постель» и олицетворения «стынут ели», «улеглась метель» позволяют нарисовать удивительную словесную картину всего несколькими словами |
Как выражается настроение ? |
Словарная работа. МОРО́ЗНЫЙ, морозная, морозное. С сильным морозом, очень холодный. Морозное утро. Морозный воздух. Качественное прил., по знач. связанное с действием мороза.(«Толковый словарь Ушакова ») МШИСТЫЙ мшистая, мшистое; мшист, мшиста, мшисто: прил. 1) Поросший, покрытый мхом. 2) Похожий на мох.(«Толковый словарь Ушакова ») ТРА́УРНЫЙ, траурная, траурное. прил. к траур. Траурная повязка, лента. || Погребальный. Траурная процессия. Траурная колесница. || перен. Очень печальный, скорбный (книжн.). («Толковый словарь Ушакова ») СТЫТЬ — СТЫТЬ, стыну, стынешь и СТЫНУТЬ, стыну, стынешь; стыл и стынул; несовер. 1. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.). Теряя тепло, становиться холодным 2. Мёрзнуть. ( «Толковый словарь Ожегова») УЛЕ́ЧЬСЯ, улягусь, уляжешься, улягутся, повел. нет, прош. вр. улёгся, улеглась, 1. (несовер. укладываться). Лечь для отдыха или сна. 2. (несовер. укладываться). Уместиться где-нибудь в лежачем положении. 3. (несовер. укладываться) перен. Тоже, что уложиться в 3 знач. 4. О носящихся в воздухе летучих частицах: опустившись, лечь слоем по поверхности.. 5. перен. Успокоиться, утихнуть |
Зимний ночной пейзаж поэт рисует после метели. На нас будто пахнуло «морозное дыхание метели…» В стихотворении есть эмоционально-окрашенная лексика, например, «траурный», «улеглась», «черно», которая прямо не называет чувства лирического героя, но говорит о том, что он видит и слышит. Через традиционное четверостишье Бунин изображает ощущения, впечатления. Поэт воспринимает природу как источник умиротворения, спокойствия. |
Какие слова своим звучанием помогают услышать затихающую метель? |
Морозное дыхание метелиЕще свежо, но улеглась метель.Белеет снега мшистая постель,В сугробах стынут траурные ели. Ночное небо низко и черно,—Лишь в глубине, где Млечный Путь белеет,Сквозит его таинственное дноИ холодом созвездий пламенеет.Обрывки туч порой темнеют в нем...Но стынет ночь. И низко над землеюУсталый вихрь шипящею змееюСкользит и жжет своим сухим огнем. |
Фонетика стихотворения даёт возможность говорить о звукописи (повторение согласных – аллитерация). Глаголы «белеет», «стынут», «сквозит», «улеглась» не обозначают активных действий, а наоборот, дают ощущение затихания, замирания. |
Какими словами обозначается художественное пространство? |
Дыхание метели, снег, в сугробах, небо, в глубине , Млечный Путь, дно, созвездий, над землею, низко. Ночное небо низко и черно,—Лишь в глубине, где Млечный Путь белеет,Сквозит его таинственное дноИ холодом созвездий пламенеет. |
Взгляд лирического героя словно следует за каждым движением затихающей метели. А вьюга то стелется позёмкой среди сугробов, то поднимается до самых звёзд. Этот контраст подчёркивает и неоднократное употребление противительного союза но. Словно беглыми штрихами сделана зарисовка зимней ночи. И удивительно верно вписываются в нее две первые строчки. Действительно, особенно хорошо Млечный Путь виден вдали от городских огней. В стихотворении доминирует образ неба. Здесь оно олицетворяет жизнь: ночное небо необыкновенно и вечно. Используя метафору «Сквозит его таинственное дно » и оксюморон «холодом пламенеет», вызывает у нас эмоциональные ассоциации, помогает представить описанный момент. |
Как выражено художественное время? |
Ночное небо, черно. Обрывки туч порой темнеют в нем...Но стынет ночь. И низко над землеюУсталый вихрь шипящею змееюСкользит и жжет своим сухим огнем Поэт использует глаголы настоящеговременитемнеют, стынет, скользит, жжёт. Поэтому события, о которых повествует автор, словно приближаются к читателю, предстают крупным планом; картина разворачивается как бы у нас на глазах. |
Ночь для природы время покоя и отдыха. А звездная ночь как бы расширяет временные рамки, сближает лирического героя с Богом. Она стирает границы, открывает неизведанное. Все глаголы употребляются в переносном значении. Это придаёт выразительности, создаёт образную картину зимней непогоды, очеловечивает природу. основную нагрузку в этой строфе несут сравнение и олицетворения - «вихрь шипящею змеею», «стынет ночь», «вихрь скользит и жжёт». Так поэт оживляет природу. И мы понимаем, что лирический герой не простой наблюдатель, а зачарованный зритель, восхищённый снежной стихией. Эпитет «усталый вихрь» подчеркивает завершённость картины метели. |
Сколько предложений в стихотворении? |
1-2 строки – 1 предложение 3-4 строки – 2 предложение 5-8 строки – 3 предложение 9 строка – 4 предложение 10-12 строки – 5и 6 предложения. |
Знаки в конце предложений (.) и (…) – подчёркивают покой, неподвижность в мире природы. Движение замедляется. Многоточие используется как прием умолчания, недоговоренности, недосказанности. |
Какова структура предложений ? |
1 – сложное (2 грамматические основы соединены союзом но). 2 – сложное, бессоюзное. 3–сложное(3 грамматические основы). 4 – простое. 5 – простое, нераспространённое. 6 – простое, осложнено однородными сказуемыми. |
Простое предложение несет самостоятельное сообщение о метели, ночи, зиме. Выполняет функцию главной или придаточной части сложного предложения. Сложные предложения расширяют наше представление о родной природе. Каждая часть сложных предложений произносится на одном дыхании, благодаря этому создаются интонация и ритм, которые будто передают дыхание самого автора. |
Какова идея данного произведения? |
Показать нетронутую красоту природы. |
«Бунин – явление редчайшее. В нашей литературе, по языку – это та вершина, выше которой никому не подняться. Сила Бунина ещё и в том, что ему нельзя подражать. И если можно у него учиться, то только любви к родной земле, познанию природы, удивительной способности не повторять никого и не перепевать себя, – это ведь тоже относится к эмигрантскому периоду. И самое главное – люди, русские люди, которых он знал, любил, с которыми не расставался и отставил нам в наследство».
Сергей Алексеевич Воронин (русский, советский прозаик)
«Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример – как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству слова, образности и реализму». Алексей Николаевич Толстой
Заключение.
В процессе работы я пришла к выводу, что природа у И.А. Бунина жива, обворожительна, гармонична, её красота безупречна. Природа в стихах поэта – неизменный источник оптимизма, гармонии и радости. Как мне кажется, автор уверен, что только в слиянии с природой человек может прикоснуться к вечности. В русской поэзии можно говорить о пейзажной лирике, рассматривая творчество И.А. Бунина.
Выводы: в стихотворении И.А. Бунина «Морозное дыхание метели» все конкретно, предметно и в общей картине и в деталях. Пейзаж у Бунина дает зрительный образ, который конкретизируется в ясных сравнениях и метафорах. Эта очень небольшая пейзажная зарисовка, передает движение природной жизни, умело создает иллюзию, что действие происходит сейчас, в настоящем. Вслушиваясь и вглядываясь в поэтическую картину, разворачивающуюся в стихотворении, нельзя не ощутить признаки зимы. Вопреки ожиданиям зима воинственно обозначает свое право на мир природы, подчиняя его себе. Перемежение цветов: черного и белого — помогают поэту преодолеть простую описательность, показывая сопричастность природы мироощущению лирического героя. В обманчивой простоте бунинского стиха скрыто подлинное мастерство автора, умеющего о сложном сказать просто. Поэтическая миниатюра «Морозное дыхание метели» проникнута подлинными, настоящими чувствами любви к родной природе, неброской ее красоте.
Данной работой мы смогли привлечь внимание моих одноклассников к живому, неповторимому, тонкому, художественному миру И.А. Бунина, побудить к внимательному вдумчивому чтению, к стремлению совершенствовать своё собственное владение словом, научили делать анализ стихотворения, писать синквейны.
4.Список литература.
1. Бунин И.А. Собр.соч.: В 4 т. – М.:Правда, 1988. – Т. 1 – С. 18
2. Бунин И.А. в воспоминаниях современников, на сайте: http://lit8helper.ru/p_I_A__Bunin__v_vospo8 minaniyah_sovremennikov (09.12.2012).
3. Айхенвальд Ю.А., Бунин И.А. // Айхенвальд Ю.А. Силуэты русских писателей. М.: 1917. – Вып.2.
4. Донцова О. В. Анализ стихотворения И. А. Бунина "Ковыль"://Литература в школе. – 2006. – № 11.
5. Капшай Н. П. Познай себя – и мир откроется тебе. //Литература в школе. – 2006. – № 11.
6. Павлюченкова Т. А. Цветообозначения в поэзии И. А. Бунина // Филологические науки. - 2008. - № 2.
7. Сосновская И. В. Анализ лирического стихотворения: V класс // Литература в школе. – 2002. – N 3.
8. Сухих И. Н. Художественный мир Бунина / И. Н. Сухих // Звезда. - 2009. - № 2.
9. Твардовский А. Т. «О Бунине»
10. Черноусова Е.Г. "Идеал - полное слияние прозы и поэзии..."// Читаем, учимся, играем. - 2006. - №8.
11. Щербаков С. А. Образы природы в лирике Ивана Бунина // Литература в школе. – 2011. – № 2.
Приложение I
Творческая работа
«Стихотворение И.А. Бунина «Морозное дыхание метели…»
(Восприятие, истолкование, оценка)
Я часто слышу, что Бунин - слишком печальный автор. У кого-то он вызывает чувство тоски. Для меня же в его поэзии много красок, звуков, чувственного восприятия мира. Приятие и восхищение этого мира я вижу в картине зимней непогоды. Строки И.А. Бунина словно переносят нас в зимний лес, наполненный морозной свежестью. Возникает ощущение радостного озноба от морозного «дыхания метели». Это прибавляет бодрости.
Меня удивляет эта тонкость подмеченных и собранных в строфы деталей: «мшистая постель», «траурные ели», «Млечный Путь» , «его таинственное дно», «обрывки туч». Кажется, что в зимней ночи звучит хор голосов мира. Эти звуки отрываются от земли в темноте ночи и устремляются на просторы Вселенной.
Через традиционное четверостишье Бунин изображает ощущения, впечатления. Поэт воспринимает природу как источник умиротворения, спокойствия.
Взгляд лирического героя словно следует за каждым движением затихающей метели. А вьюга то стелется позёмкой среди сугробов, то поднимается до самых звёзд. Этот контраст подчёркивает и неоднократное употребление противительного союза но.
Зарисовка зимней ночи сделана словно беглыми штрихами и очень тонко вписываются в нее две первые строчки. Особенно хорошо Млечный Путь виден вдали от городских огней.
В стихотворении преобладает образ неба. Здесь оно олицетворяет жизнь: ночное небо необыкновенно и вечно.
Используя метафору: «Сквозит его таинственное дно » и оксюморон «холодом пламенеет», вызывает у нас острые эмоциональные ассоциации, помогает точно нарисовать в своем сознании описанный момент.
Ночь для природы время покоя и отдыха. А звездная ночь как бы расширяет временные рамки, сближает лирического героя с Богом. Она стирает границы, открывает неизведанное.
Основную нагрузку несут сравнение и олицетворения - «вихрь шипящею змеею», «стынет ночь», «вихрь скользит и жжёт».Так поэт оживляет природу. И мы понимаем, что лирический герой не простой наблюдатель , а зачарованный зритель, восхищённый снежной стихией. Эпитет «усталый вихрь» подчеркивает завершённость картины метели.
Думаю, что общение с природой помогает человеку обрести себя, свой внутренний мир.
Приложение II
Синквейн
Писатель
Счастливый и трагический
Глубоко мыслит, видит, замечает
Он любит жизнь и заставляет думать
Магнит
***
Писатель
Русский, удивительный
Проницателен, придирчив и задумчив
Умеющий создать: "живой радужный блеск и звездное сияние"
Нобелевский лауреат
***
Мыслитель
Рассуждающий, печальный
Созидает, пробуждает, творит
Мне нравятся глубокие стихи его
Мудрец
***
Мечтатель
Вдумчивый, глубокий
Созерцает, мыслит, оживляет
Мне показал он мира живописный блеск
Художник
***
Поэт
Серьезный, о вечном рассуждающий
Видит, замечает, чувствует
Я с ним постигла природы красоту
Живописец
***
Поэт
Талантливый, мечтательный
Творит, воображает, создает
Труды его наполнены любовью
Мыслитель
***
Поэт-художник
Думающий, лиричный
Мечтает, пишет, любит
С природой в единении живет
Великий пейзажист
***
Дыхание метели
Сухой огонь, шипящая змея
Жжет, сквозит, пламенеет
Мне нравится метель
Будоражит мысли
Приложение III
ПРОБА ПЕРА
Смотрю в окно
Метет метель
Мечтаю я несмело
Черчу узоры на стекле
И очень жду апреля.
Когда распустится листва,
Луга зазеленеют.
Цветы появятся кругом
И всюду птичьи трели.
*****
Завьюжит белая метель,
Но не горюю я.
Когда-нибудь придет апрель
И расцветут поля.
Приложение IV
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
лингвистического анализа стихотворного текста
1. С выражением внимательно прочитайте текст стихотворения.
2. Сделайте анализ синтаксической структуры стихотворения:
1) укажите количество предложений;2) каковы микротемы, укажите их связь между собой;3) проанализируйте синтаксические особенности стихотворения
3. Разберите синтаксическую структуру стихотворения на строки и строфы.
4. Сделайте анализ повторов – синтаксический параллелизм. Укажите их роль.
5. Проанализируйте особенности пунктуации, определите роль.
6. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении.
7. Проведите лексическую работу в стихотворном тексте.
8. Проанализируйте использование средств точности и выразительности речи и определите их роль в стихотворении.
9. Сопоставьте начало и конец стихотворения, оцените лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.
10. Интерпретируйте стихотворение, сделайте вывод об эмоциональном смысле стихотворения.
11. Опишите свое понимание основного содержания стихотворения.
1 Бунин И.А. Собр.соч.:В 4 т. – М.:Правда, 1988. – Т. 1 – С. 18
2 Айхенвальд Ю.А. И.Бунин // Айхенвальд Ю.А. Силуэты русских писателей. М.: 1917. – Вып.2.
3 И.А. Бунин в воспоминаниях современников, на сайте: http://lit8helper.ru/p_I_A__Bunin__v_vo
spo8 minaniyah_sovremennikov (09.12.2012).
23