Концепт сна в поэзии Серебряного века

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Концепт сна в поэзии Серебряного века

Корнева  А.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 63 г. Челябинска»
Порываева  Т.Н. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 63 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступительная часть исследования

Темой моей исследовательской работы является «Концепт сна в поэзии Серебряного века». Серебряный век – эта эпоха, длящаяся всего тридцатилетие, шедевр в мировой культуре. В ней интересно проявляется образ сна. Сон – образ, трансформирующийся на протяжении веков – текучий образ. Этот образ отражает видение мира автором, его ощущения, движение мысли, поток сознания. Он позволяет наиболее ярко, интересно и индивидуально раскрыть тему произведения, проблему и идею. В работе мы рассмотрим, как этот образ трансформируется в концепт, более полную, глубокую единицу.

Сон и смерть – философские понятия, они привлекают таинственностью, неизведанностью и даже магическим смыслом. Эти понятия связаны состоянием перехода, приостановкой жизни. Интересно было бы рассмотреть соотношения этих двух концептов. Актуальность этой темы заключается в существовании различных точек зрения на концепт, его сущность и способы его создания и их несогласованность между собой. Концепт – наиболее глубокая универсалия, которая нуждается в исследовании, рассмотрении. В работе мы использовали литературу таких авторов, как В. А. Маслова, В.С.Адамова и Д. С. Лихачев, которые изучали концепт и не всегда сходились в своих точках зрения. Мы использовали метод изучения концепта с помощью создания концептосфер на таблицах и кластерах, что открывает новые пути изучения концепта. Такой метод должен помочь углубить знания о концепте.

Объектом исследования стала поэзия Н.Гумилева и поэзия К.Бальмонта,

предметом – концепт сна, концепт смерти в лирике названных поэтов.

Цель исследования – выделить концепт сна, выявить цель его формирования. Определить, какую роль (назначение) играет концепт сна в литературном процессе – в культуре.

Поставленная цель определила ряд задач:

 

Изучить основные черты концепта как особенной единицы текста.

 

Выявить особенности изображения концепта, в соответствии с идейным и проблемным содержанием,

 

Показать, как происходит создание концепта сна и трансформирование его в сон-смерть

 

Найти мотивы, образы, неразрывно связанные со сном, сном-смертью

 

Увидеть и обозначить причины использования концепта сна в лирике

 

Выделить отличительные черты – движение (развитие) - концепта в творчестве

В работе использованы как общенаучные методы исследования (гипотезирование, компиляция, обобщение), так и специфически филологические методы: нацеленный анализ художественных средств, интерпретация художественного текста

Рабочая гипотеза: концепт внедряется в художественный мир произведения (пространство и время). Концепт сна создает двоемирие. Концепт сна различен в двух направлениях: акмеизме и символизме. Концепт сна у символистов преобразовывается в концепт сна-смерти, забвения, гибели, у акмеистов этот концепт имеет другое значение: сон как отражение жизни и сон как перерождение, путь к новому после сна.

Концепт объединяет образы, идеи в литературном направлении.

Восприятие сна как смерти появляется вследствие символичности произведений. Символ расширяет образ сна, создает чувствование отстраненности, перехода в другой мир.

Глава 1.Теория вопроса.

СОН, сон, сна, м. 1. наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при к-ром почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. Здоровый с. спать крепким (мертвым) сном.видеть что-н. во сне (о сновидении). пробудиться от сна. погрузиться в с. (заснуть). уснуть вечным сном (перен.: умереть; высок.). сквозь с. слышать (во время сна). и во сне не снилось что-н. кому-н. (совершенно не думал, не догадывался; разг.). как во сне (1) бессознательно. действовать как во сне; 2) смутно, туманно. помнить как во сне). 2. то, что снится, грезится спящему, сновидение. снятся сны. приснился страшный с. видеть с. с. в руку (о сбывшемся сне;разг.). * что сей сон значит? (разг. ирон.)- как это нужно понимать? ни сном ни духом (разг.) - совершенно; нисколько. ни сном ни духом не знать, не ведать чего-н. ни сном ни духом не виноват, не повинен в чем-н. со сна или со сну (разг.) - только что проснувшись. сна ни в одном глазу нет (разг.) - совсем не хочется спать. ii прил. сонный, -ая, -ое. сонные видения. [12]

Сон - наступающее после бодрствования периодическое функциональное психическое состояние восстановления, характеризующееся значительным торможением и отключенностью от слабых сенсорных воздействий внешнего мира. В общем занимает около трети части жизни человека и реализуется в виде циклов, состоящих из двух основных чередующихся фаз: 1) "медленного" С. (во время которого часто возникают кошмары, сноговорение, снохождение и пр.); 2) "быстрого" ("парадоксального") С, во время которого, как правило, возникают сновидения. Цикл С. продолжается приблизительно 60-90 минут и повторяется около 5 раз в естественном, нормальном ночном С. Лишение С. переносится человеком как тяжелое испытание и на протяжении веков используется в качестве пытки. При ряде заболеваний показано специальное лечение. (И.И. Овчаренко)[8]

Сон1) культурная универсалия, образ и мифологема альтернативной реальности; 2) специфично пограничноесостояние сознания, описанное в терминах инобытияи теологии успения;

3) эстетич. аналогусловнойсмерти.[10]

Смерть - 1. Прекращение жизни, гибель и распад организма. Насильственная смерть. Естественная смерть. Легкая, тяжелая смерть. Скоропостижная смерть. «Примешь ты смерть от коня своего.»Пушкин. «С рассветом глас раздастся мой, на славу иль на смерть зовущий.»Рылеев. «Двум смертям не бывать, а одной не миновать.»Пословица. «Намиру и смерть красна.»Пословица.

*| перен. Гибель, прекращение, уничтожение (книжн.). Социализм несет смерть капиталистическому миру.

2. в знач. нареч., только ед., со словом "как" или без него. Очень, в высшей степени, чрезвычайно (разг. фам.). Смерть как хочется пить.[11]

Концепт – это оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (linguamentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике[1]. В своей статье В.С. Адамова[2] рассматривает концепт как индивидуально-авторскую и текстовую категорию, которая включает все литературоведческие термины в единое целое. Концепт позволяет проследить формирование картины мира автора, соотнести художественное мышление и картину мира с языковыми средствами.

Слово-концепт ориентирует на обращение к высокой духовной культуре, так как в нем сконцентрированы общечеловеческие ценности. Концепты возникают в сознании человека как отклики на предшествующий языковой опыт человека [7].

Концепт(в литературе) - это «есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» - так считал С.А. Аскольдов-Алексеев (1871-1945), русский философ, культуролог и литературовед русского зарубежья. В отличие от трактовки С.Аскольдова, Д.С.Лихачев предполагает, что концепт «не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека... Потенции концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека».

Концепт существует в определенной «идеосфере», обусловленной кругом ассоциаций каждого отдельного человека, и возникает в индивидуальном сознании не только как намек на возможные значения, но и как отклик на предшествующий языковой опыт человека — поэтический, прозаический, научный, социальный, исторический. Концепт не только «подменяет», облегчая общение, значение слова, но и расширяет это значение, оставляя возможности для домысливания, дофантазирования, создания эмоциональной ауры слова. При этом концепт как бы находится между богатыми возможностями, возникающими на основе его «заместительной функции», и ограничениями, определяемыми контекстом его применения. Потенции, открываемые в словарном запасе как отдельного человека, так и языка в целом, Д.Лихачев называет концептосферами, замечая при этом, что концептосфера национального языка (как и индивидуального) тем богаче, чем богаче вся культура нации (человека).Каждый концепт может быть по-разному расшифрован в зависимости

    •  

от сиюминутного контекста

    •  

индивидуальности концептоносителя[4].

    •  

и индивидуальности читателя

Три проявления концепта[5]:

    1.  

основной, актуальный признак;

    1.  

дополнительный, или несколько дополнительных, «пассивных» признаков, являющихся уже неактуальными, «историческими»;

    1.  

внутренняя форма, обычно вовсе не осознаваемая, запечатленная во внешней, словесной форме.

В.А.Маслова определила следующие особенности художественного концепта: «Во-первых, в основе связи его лежит ассоциация, во-вторых, художественный концепт заключает в себе не только потенцию к раскрытию образов, но и разнообразные эмотивные (чувственные)смыслы, в-третьих, художественный концепт тяготеет к образам и включает в себя их»[6].

Обобщая, в итоге мы в работе будем рассматривать концепт как способ раскрытия образа путем создания ассоциаций. Будем воспринимать концепт как совокупность языковых единиц, несущих память культуры человека (концептоносителя), исторический контекст.

Концепт сна может быть расшифрован как особая жизнь человека или другой мир. В любом случае сновидении рисуют второй мир, отличный или близкий к реальному. Суть сна меняется в зависимости от особенностей авторского восприятия, а концепт постоянно расширяется в зависимости от индивидуальности читателя, развития культуры, контекста, эмоционального контекста.

Глава 2. Исследование. Н. Гумилев. Концепт сна.

Образ сна в творчестве Н. Гумилева неразрывно связан с образом вечности, бесконечности:

Когда же, наконец, восставши

От сна, я буду снова я, —

Простой индиец, задремавший

В священный вечер у ручья?-

в стихотворении «Прапамять» сон – жизнь, эти понятия уравнены, сон для лирического героя – это еще одна жизнь. Время вечно для лирического героя, оно деформируется в художественном мире.

Сон одновременно и убийца:

…Снилось мне – ты любишь другого

И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели,

Как убийца от плахи своей…

- в стихотворении «Сон» появляется концепт смерти-сна. В этом стихотворении сон связан с ощущением боли, страдания, горя. И эта боль переходит из сна в жизнь:

И проснулся тяжко скорбя,-

смерть души, предсмертные муки испытывает лирический герой после сновидения. Ночь изображает замкнутость, появляется ощущение безысходности. Лирический герой выносит идею, что даже сон может убить душу, убить человека, а значит сон – это еще одна реальность, в которой может произойти все что угодно с душой человека, лирического героя. Проникновение в реальность после сна остается размытым.

Художественный мир реальности изображается как сон, в котором автор усиливает чувство одиночества, утраты дома, а значит тепла, света, любви:

Ах, наверно, таким бездомным

Не блуждал ни один человек

В эту ночь по улицам тёмным,

Как по руслам высохших рек,

- бессонница и сон уже не различаемы лирическим героем, оба мира взаимопроникают друг в друга, поселяя в лирическом герое неуверенность, страх. Деталь «высохшие реки» рисует образ пустыни, безграничного безлюдного пространства. Образ сна связан с бесконечным, нескончаемым безлюдным миром, в котором человек находится один на один с собой.

В стихотворении «Больной» появляется концепт сна как освобождения:

О, хоть бы сон настиг меня скорей!

Уйти бы, как на праздник примиренья,

На желтые пески седых морей,

Считать большие, бурые каменья.

Здесь сон связан со свободой, образы моря, пустыни расширяют художественное пространство. «Седые моря» - изображение времени, ощущение усталости проникает в концепт сна, появляется несоответствие. Образ пустыни опять появляется как мотив, теперь этот образ – стихия, непокорная человеку. Подсознание человека существует отдельно от осознанного восприятия личности, оно как стихия, неподвластная человеку. Море, пустыня, земля подчеркивают подсознательный характер сна.

В этот час я родился,

В этот час и умру,

И зато мне не снился

Путь, ведущий к добру,

- смерть – замена сна, но смерть – отсутствие сновидений. Смерть и сон неразрывно сосуществуют с мотивом свободы. Но сон – это ограничение личности в рамках сознания. Н.Гумилев рассматривает сознание как безграничный, непознаваемый мир, и тогда сон – освобождение от земного, обыденного.

Другой мир непознанного связывается им с загробным миром духов, теней. Неизведанное привлекает лирического героя:

На задворках мира средь теней.

Сонно перелистывает лето,

- медленное течение жизни, безжизненность наполняют сон. Край мира – это ощущение гибели, безысходности, отчаяния, смирения.

Сон может быть не только сном человека, но и души, сонное состояние отражается в восприятии окружающего мира лирическим героем:

Дремала душа, как слепая,

Так пыльные спят зеркала,

Но солнечным облаком рая

Ты в темное сердце вошла,

- сон души – слепота человека, его неспособность действовать. Затуманенность рассудка – смерть души.

Когда в душе, где смерть бродила,

И камня не было на камне,

- смерть – это разрушение, дисгармония. Мертвая душа – душа без мечтаний, без надежды, без чувств, без эмоций. Сон – отражение нашей души, тогда мертвая душа не может существовать в реалиях сна, в художественном мире сновидения.

А потом, когда свечи потушат,

И кошмары придут на постель,

Те кошмары, что медленно душат,

Я смертельный почувствую хмель…

- кошмар – это вторая сторона сновидения. Кошмар – это борьба личности со страхом, чаще со страхом смерти. Н. Гумилев связывает воедино сон и смерть. Художественная деталь – потушенная свеча – отсылает к заупокойной мессе, отпеванию, затушенному, угасшему огню жизни. Кошмар охмеляет и убивает человека.

Видел я удивительный сон,

Ах, мне снилась равнина без края

И совсем золотой небосклон,

- грезы, золотые мечтания во сне – это освобождение лирического героя от серой, тяжелой реальности. Трепетное отношение к волшебным, лирическим образам возвращает к мотиву свободы, счастья, безграничности внутреннего мира, показывает мажорное восприятие сна. Смерть существует отдельно от такого мира, она осталась в мире реальном.

Эта идея повторяется в стихотворении «Завещание»:

Очарован соблазнами жизни,

Не хочу я растаять во мгле,

Не хочу я вернуться к отчизне,

К усыпляющей мертвой земле,

- лирический герой пытается вырваться в другой мир, мир счастья, ярких красок. Параллельно с этим миром всегда существует мир страшный. Акмеисты пытались отойти от страшного мира символистов к чистому, ясному, светлому миру, который проявлялся в художественных мирах их произведений. Сон чаще несет в себе идею перерождения, бессмертия, чем кошмара смерти. Жизнь для лирического героя Гумилева – это постоянное погружение из реального мира в мир мечтаний, грез. Но этот мир также сложен, в нем сплетаются безграничность человеческого разума и физическое бессилие, безграничная свобода и страх, кошмары и грезы:

Для того ль, чтоб бесполезно,

Без блаженства, без печали

Между Временем и Бездной

Начертить свои спирали.

Для того ли, чтоб во мраке,

Полном снов и изобилья,

Бросить тягостные знаки

Утомленья и бессилья,

- образ сна Н. Гумилева постоянно изменяется. Концепт вбирает в себя множество образов, определений, мотивов. Различаются образ кошмара и сновидения. Сон вбирает в себя мотив отсутствия времени и бесконечного пространства. Концепт сна формируется под влиянием искажения хронотопа. Лирический герой теряется в этом мире.

Так не умею думать я о смерти,

И всё мне грезятся, как бы во сне,

Те женщины, которые бессмертье

Моей души доказывают мне,

- мир сна – мир бессмертья, в нем нет смерти, так как душа бессмертна. Сон и смерть неразрывно связываются в творчестве Н. Гумилева. Философские концепты расширяют художественный мир стихотворений. Искажение хронотопа ведет к искажению сознания лирического героя. Лирический герой одинок, он ищет забвение во сне, способ избежать одиночества.

Глава 3. Исследование. К. Бальмонт. Концепт сна

К. Бальмонт использовал сон как символ: смерть, освобождение, спокойствие, страх… В произведении «Смерть» сон – смерть, в жизни лирического героя это освобождение от пыток, страдания, страха, но это также и вечная пустота, прекращение существования человека, а значит бессмысленность, бесчувственность:

Ты шлешь очам бессонным сон могильный,Несчастному, кто к пыткам присужден,

- бессонница в жизни – это пытка, несчастие для человека, и к сожалению наслаждение не уготовано лирическому герою символиста, только вечная пустота.

Сны К. Бальмонта делятся на два типа: дарящие наслаждение, освобождение и приносящие беспокойство, боль:

Не снятся мне цветы родного сада,Родимые безмолвные луга…

Мне грезятся морские берега,И гор неумолимая громада,

- лирический герой отвергает спокойствие, мнимое наслаждение, он жаждет жизни, страстей, движения, стихийности. Он устремлен в бескрайний мир жизненного круговорота, он хочет жить и созерцать движение:

Есть одно блаженство: —Мертвенный покой…

Усыпи волненья,Ничего не жди,

- в произведении «В этой жизни смутной…» происходит конфликт, который идет как мотив во всех стихотворениях, это борьба между жаждой жизни, приключений и страхом перед болью, страданиями. В этом стихотворении утверждается обратное, но в жизни главное это движение, тревога, волнения. Мертвенный покой – это не жизнь, смерть души, гибель личности. Сон не должен распространяться на душу, он должна жить, развиваться. Беспокойные сны и тревога соединяются в лирическом герое, происходит их синтез, который помогает душе развиваться, чувствовать, существовать в двух мирах. В концепте сна немалое взято из романтизма, чувствуется стремление лирического героя уйти от реальности в новый мир волнений. Но он ищет его в реальности, не позволяя сну завоевать душу.

Романтические искания проявляются в аллюзии на поэзию М. Ю. Лермонтова:

Вкруг него безбрежность светлых снов…Это в Море час успокоения,Это парус, дремлющий в тиши.Белый парус, в синих далях тающий,

- светлые сны доступны только мертвому, море у К. Бальмонта – граница между миром теней и миром живых, это плот на реке Стикс, переправляющий душу в спокойствие, бесконечную пустоту. Вечность становится равной безжизненности, смерти. В вечности нет мира, в ней только глубинная тишина.

Лирический герой борется, это сильная личность, которая отвергает заманчивый рай:

Что я не спал в изнеженной тиши,Что я не шел к заманчивому Раю,

- он не хочет покоя, для него сон – апатия, бездействие, смерть. Концепт вбирает в себя борьбу, страдания, бессонницу. Образ сна – образ освобождения от земных мук, но не этого хочет личность. В начале XX века ярко выступает образ битвы, как социальной, так и нравственной, и душевной. Человек хочет нового мира, ради этого он готов страдать, быть в земном аду. Концепт сна расширяется до глубоких философских тем: жизни и смерти, ада и рая, гибели и возрождения. Он проникнут духом эпохи: не спать ради земных дел, несении креста, поисков себя, нового пути.

К. Бальмонт однозначен в своем восприятии сна, для него сон – бездействие:

Я знаю этот сон, мой дальний брат,Я медленно, но верно холодею,И, раз уйдя, я не приду назад.Ты отошел в страну без перемены,

смерть и сон равнозначны, они оба не приносят перемен, это конец. Холод, прозябание, равнодушие – это все что может дать сон.

Этот сон перетекает и в жизнь:

Не жизнь, а прозябаньеВ позорном полусне:Я пил без колебанья,Искал мечты в вине.И крепко спят упреки.И манят вновь и вновь —Подкрашенные щеки,Поддельная любовь,

- человек, застрявший на своем пути – человек в бездействии, он во сне души. Концепт расширяется любовной темой. Погружение из жизни в забытье, сон является следствием неразделенной любви, разочарования в чувствах. Сон – форма забвения, в нем человек старается избежать трудностей, страдания, муки.

Вечный сон – смерть, после нее нет ничего:

Жизнь проходит, — вечен сон,

- К. Бальмонт выносит смерть как абсолютное бездействие. Сон – неспособность действовать, неспособность изменить мир, а потому воспринимается как состояние, ненужное человеку:

И дико спят они в тумане,И видят сказочные сныНеописуемых дыханий,

И необъятной тишины,

- поэт критически относится к этому состоянию, стремление к забытью, препровождение драгоценного времени во сне непонимаемы им. Тишина, пустота – это наполнение концепта сна.

Мир сновидений – мир пассивности:

В мире сновидений жить мне суждено,Быть среди дыханья сказочных растений,Видеть, как безмолвно спит морское дно,

- лирический герой чувствует собственное бессилие, он потерян в бездонном оглушающее тихом мире. Сновидение – призрачная сказка, которая дает утешение лишь на время:

Над пустыней полусонной умирающих морей,Для прозрачных сновидений… К мирным храмам… К очагу…

- спокойствие, умиротворение пронизывают произведение. Мотив полусна часто проходит через творчество К. Бальмонта, он отражает переходное состояние человека на рубеже веков. Состояние сна ведет к смерти, а значит бездействие ведет к гибели.

Концепт сна наиболее полно раскрывается в стихотворении «Сфинкс»:

Среди песков пустыни вековой,Безмолвный Сфинкс царит на фоне ночи,В лучах Луны гигантской головойВстает, растет, — глядят, не видя, очи.С отчаяньем живого мертвеца,Воскресшего в безвременной могиле,Здесь бился раб, томился без конца, —Рабы кошмар в граните воплотили.И замысел чудовищной мечты,Средь Вечности, всегда однообразной,Восстал как враг обычной красоты,Как сон, слепой, немой, и безобразный,

- пространство и время расширяются в бесконечность, в вечное одиночество. Сон – визуальные образы, звучание, речь не наполняют этот концепт. Образ сна точно изображается автором (слепой, немой, безобразный). Наиболее ярко чувствуется отчаяние, безысходность лирического героя. Образ сфинкса отсылает к образам загадок, неопределенности, смерти, отчаяния, одиночества, а также к экзотике Древних цивилизаций. Сон – древний концепт, он проращивается веками. К, Бальмонт выделяет сон как кошмар, страх смерти, дисгармонию с душой личности.

После смерти не следует возрождение:

Как угрюмый кошмар исполина…В беспредельности мертвых Небес…

Где недвижен кошмар мировой,Только носится ветер холодный,Шевеля пожелтевшей травой,

- К. Бальмонт создает концепт сна из мотива смерти, холода, одиночества, беспрельной пустоты мира. Осень, умирание – то, что создает концепт. Апатия, недвижимость, закованность составляют концепт сна-кошмара.

Заключение

Концепт сна изменят хронотоп, у обоих поэтов расширяется художественные пространство и время. Этому способствует обращение в прошлое, к образам прошедших лет (Сфинкс, индиец), внедрение огромных пространств (пустыня, море, небо, душа человека), романтические, мифологические мотивы… Но наша гипотеза, что концепт сна создает двоемирие не оправдалась, этот концепт создает вектор движения к новому миру, поиск истины у Н. Гумилева и изображение статичности мира, недвижимости у К. Бальмонта.

Концепт сна Н. Гумилева базируется на образе сна как бессмертия, но действия во сне могут убить душу, примечательно, что даже после этого лирический герой стремится к перерождению, новой жизни.

Концептосферу мы рассматривали на кластерах [Приложение 3]. Образ сна формируют вечные мотивы [Приложение 1]: дорога, пустыня, смерть, одиночество, любовь. Для создания концепта автор прибегает к аллюзиям и реминисценциям. Традиционно концепт сна создает ночное художественное время, которое вносит расплывчатость, неясность. Н.Гумилев использует концепт сна для изображения души лирического героя, раскрытия человека в сложное время. Именно через сон человек проявляет свое подсознание наиболее ярко, и этот концепт позволяет исследовать сознание человека.

К. Бальмонт по-другому раскрывает концепт сна, у него это сон-смерть. На протяжении всех произведений раскрывается образ недвижимости, статичности человека во сне, который перерастает в смерть души, смерть личности. Концептосфера иллюстративно показывает нам, что концепт является следствием ощущения человека эпохи. В этом концепте раскрывается недвижимость, апатия, пассивность, дрема, бездеятельность. К. Бальмонт негативно относится к образу сна, жизнь – ценность (движение, активность, стремление). Сон как смерть формируется в связи восприятием смерти как символа бездействия, пустоты, окончания мира.

Читатель воспринимает концепт как авторское видение мира, концептосфера строится на ассоциациях читателя к авторским образам, выстраивающих художественный мир произведений.

Концепт сна выстраивает образ сильной личности в произведении, которая борется с миром, с бездействием, которая ищет новые пути. Эта личность существует в едином огромном пространстве, созданном на основе безграничности мира, величия души человека.

Н. Гумилев выстраивает концепт в соответствии с понятием, что сон – отражение сознания личности, то есть погружает концепт во внутренний мир лирического героя. А К. Бальмонт создает концепт сна, учитывая, что сон – часть жизни, забирающая значительную ее часть, а также состояние человека в бездействии. Восприятие сна индивидуально у поэтов.

Концепт позволяет авторам передать видение мира, собственные идеи, мировоззрения. Он расширяет понимание читателем произведение. Эта универсалия формируется с опорой на предыдущий опыт человечества.

Список литературы

 

Адамова Виктория Сергеевна. Художественный концепт как единица творческого процесса в литературоведческом осмыслении

 

Грицанов А.А.. Новейший философский словарь. 2004[Электронный ресурс] https://lib.ink/filosofiya_828_830/son-34425.html

 

Капшай Н. П., Казакова Е. А. Функции слова-концепта в литературоведческом анализехудожественного текста (на примере рассказов А.П. Платонова).

 

Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова и [др.]; под ред. Е.С. Кубряковой. – М. : Фил.фак. Моск. Гос. ун-та, 1966. – 245 с.

 

Литература: Справочные материалы: Кн. для учащихся/ С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, К. Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988. – 335 с.

 

Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под общ.ред. д.ф.н., проф. В.П. Нерознака. М., 1997. С. 280 – 287

 

Маслова В. А. Введение в когнитивную лигвистику [Электронный ресурс] https://profilib.net/chtenie/27942/valentina-maslova-vvedenie-v-kognitivnuyu-lingvistiku-9.php

 

Маслова В. А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой: учеб.пособие. М.: Флинта, 2004. 256 с.

 

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999.- 944 с.

 

Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004, с. 42-67.[Электронный ресурс] http://ec-dejavu.ru/c/Concept.html

 

Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. Д. Ушакова. – М.:ТЕРРА – Книжный клуб, 2007. – 752 с.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Приложение 1

Создание образов сна и смерти в творчестве поэтов на основе избранных произведений [Приложение 2]

1) Смерть

К. Бальмонт

Н. Гумилев

Суровый призрак

Могилы

Демон

Тихая смерть

Дух всесильный

Одновременность жизни и смерти

Влыдыка всех пространств и всех времен

Тени

Жнец

Руки

Сон могильный

Заря

Вольный ветер

Тишина

Успокоенье

Лес

Царь

Час

Дух забвенья

Вышина

Мертвенный покой

Маятник, старательный и грубый,

Времени непризнанный жених,

Заговорщицам–секундам рубит

Головы хорошенькие их.

Бессмертие к смерти, за смертью бессмертие

Палач

Вечный сон

Смерть в душе

Забвенье

Бродячая

Вечность

Нет камня на камне

Рай

Смертная тоска

Светлый покой

Болото

Бесплодная пустыня

Окончание дороги

Пройденная эпоха

Бездна

Сон

Жизнь проходит, — вечен сон.

Труп

Лебедь

Гниение

Молчание лебедей

Мгла

Лебединая песнь

Оставив этот мир

Тюремная тишина

С отчаяньем живого мертвеца

2) Сон

Сон могильный

Сине - черная сонь

Покой

Огненный Дурман

Грезы

Слепая душа

«усыпи волненья»

Путь, ведущий к добру

Беспокойные сны

Мир средь теней

Таинственные сны

Лето

Безмолвие

Отражение

Видения

Смерть во сне, мертвые (Заблудившийся трамвай)

Мечты

Дрема души

Царство сказок и чудес

Бессонница = болезнь

Час успокоенья

Река

Кошмар

Течение

Чудовищная мечта

Счастье

Сон слепой, немой, безобразный

Жизнь проходит, — вечен сон.

Напевы колыбельные

Беспокойный, нерадостный

Дым

Сон о Стокгольме

Позорный полусон

Колокол

Замкнутость на одной идее

Прозрачная тихая вода

Сказочные сны

Видения

Над пустыней полусонной умирающих морей,

Мелькание

Приложение 2

Избранное

Константин Дмитриевич Бальмонт

 

Смерть

 

Бесприютность

 

В этой жизни смутной…

 

Ветер («Я жить не могу настоящим…»)

 

Снежные цветы

 

Прости!

 

Отверженный

 

Сфинкс

 

Равнина («Как угрюмый кошмар исполина…»)

 

Кинжальные слова

 

Рассвет («Я помню… Ночь кончалась…»)

 

К дальнему

 

Жизнь проходит, — вечен сон…

 

Два трупа

 

К дальнему

Николай Степанович Гумилев

 

Лесъ (Сборник «Огненный столп»)

 

Канцона первая (Закричал громогласно...)

 

Канцона вторая (И совсем не в мире мы...)

 

Заблудившийся трамвай

 

«Дремала душа, как слепая»

 

«Ты не могла иль не хотела»

 

«Ты пожалела, ты простила»

 

Мадагаскар (Сборник «Шатер»)

 

Стокгольм (Сборник «Костер»)

 

Прапамять (Сборник «Костер»)

 

Роза (Сборник «Костер»)

 

Юг (Сборник «Костер»)

 

Сон (Застонал от сна дурного...)

 

Старая дева (Сборник «Колчан»)

 

Больной (Сборник «Колчан»)

 

Сон (Вы сегодня так красивы...)

 

Отравленный (Сборник «Чужое небо»)

 

Сон Адама (Сборник «Жемчуга»)

 

Завещанье (Очарован соблазнами жизни...)

 

Озера (Сборник «Жемчуга»)

 

«Мне снилось: мы умерли оба»

 

Людям настоящего (Сборник «Путь конквистадоров»)

 

Русалка (Сборник «Путь конквистадоров»)

 

«Священные плывут и тают ночи…

Приложение 3

Кластеры концептосфер

Просмотров работы: 1345