За какой литературой будущее в российской школе?

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

За какой литературой будущее в российской школе?

Андреев  П.Р. 1
1МБОУ СОШ №30 г.о. Подольск Московской области
Мартынова  Г.А. 1
1МБОУ СОШ №30 г.о. Подольск Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Писатель – архитектор души человеческой», – известное в прошлом веке изречение. Услышав его совсем недавно, я задумался: если писатель «архитектор», то где и кем происходит «строительство»? Первое, что пришло на ум, – школа. И правда, ведь именно школа дает основной читательский опыт, пытается привить культуру вдумчивого и эмоционального чтения, познакомить учеников с золотым фондом классики мировой литературы. Но получается ли привить любовь к чтению? Чувствуют ли обучающиеся глубину вопросов, поднятых в определенные произведениях? Те ли книги в школьной программе? Отсюда и вытекает цель моей работы: выявить актуальность и верность книг современной школьной программы для обучающихся 8-10 классов; предложить произведения для программы будущего на основе критериев, сформированных в ходе работы.

Задачи:

 

Ознакомление с программой по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для обучающихся 8-10 классов.

 

Анкетирование «Соответствие школьной программы по литературе потребностям подрастающего поколения» и анализ его результатов.

 

Интервьюирование школьных учителей по возникшим в ходе работы вопросам.

 

Составление критериев выбора произведений для школьной программы будущего.

 

Формирование списка произведений для школьной программы будущего.

Объект исследования:школьная программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной.

Предмет исследования:произведения школьной программы по литературе для обучающихся 8-10 классов.

Гипотеза:не все произведения школьной программы уместны для изучения и актуальны.

Методы исследования: анкетирование, анализ, интервьюирование.

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что еематериалы могут быть использованы в организации экспериментальных учебных мероприятий и семинаров по литературе для обучающихся 8 -10 классов и учителей-словесников.

Прикладная ценность – в корректировке программы по литературе для старших подростков.

ГЛАВА I. СООТВЕТСТВИЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПОД РЕДАКЦИЕЙ В.Я. КОРОВИНОЙ ВОЗРАСТНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-10 КЛАССОВ

С 5 класса мы изучаем литературу по учебникам под редакцией В.Я. Коровиной, как и большинство общеобразовательных школ Городского округа Подольск. Программа по этим учебникам отличается концентричностью, когда отдельные темы или разделы изучаются с перерывом, повторяясь на новом уровне несколько раз за все время обучения. В соответствии с этим принципом в каждом классе изучаются разделы:

    •  

Устное народное творчество;

    •  

Древнерусская литература (XII-XVIIвв.);

    •  

Русская литература XVIII века;

    •  

Русская литература XIX века;

    •  

Русская литература XX века;

    •  

Зарубежная литература.

К примеру, произведения А.С. Пушкина присутствуют во всех учебниках с пятого по одиннадцатый классы, меняется только набор произведений в соответствии с возрастными особенностями. Мне интересны подростки 14-17 лет. Я хотел бы понять, что будет актуально сегодня для этой группы молодежи. Какие задачи у современной школьной программы и соотносятся ли они с реальными потребностями школьников? Что, по мнению составителей программы, нужно изучать ученикам в течение этих лет на уроках литературы?

«Приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы» [1, 3] – такова цель программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Мне кажется, что цель поставлена очень верно и точно. Ведь в чем задача школьного курса литературы, если не в ознакомлении с искусством слова и классикой? Я много читаю и преклоняюсь перед великими художниками слова, но меня, как и всех ребят, привлекают не все произведения классики. По моему мнению, лучше всего цель указанной ранее программы реализуют такие книги, как роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», изучаемые в 10 и 11 классах. Эти произведения в полной мере отражают актуальные и по сей день нравственные проблемы: формируют эталоны морального поведения человека и показывают его греховную суть. Кроме этого, в них поднимаются вечные философско-религиозные вопросы, над которыми в любую эпоху размышляет человек: о смысле жизни, добре и зле, любви, верности, чести и т.п. А в чем же нуждаются современные подростки? Волнуют ли их те же вопросы, что и меня? Удовлетворяет ли школьная программа их потребности?

Мне кажется, никто лучше самих подростков моего возраста не знает, что им нужно от литературы, поэтому я решил провести анкетирование среди учеников 8- 10-х классов на предмет отношения к школьному курсу литературы. Анкета состояла из трех вопросов:

1) Какой автор и какое произведение из школьной программы произвело на вас наибольшее впечатление?

2) Какие произведения и каких авторов вы включили бы в школьную программу? Почему?

3) Какие произведения и каких авторов вы исключили бы из школьной программы? Почему?

Проанализировав ответы обучающихся, я понял, что на ребят 8-х классов наибольшее впечатление произвели комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» и рассказы писателей начала XX века – А.П. Чехова «О любви», И.А. Бунина «Кавказ», А.И. Куприна «Куст сирени». По словам опрошенных, комедия Гоголя отличается хорошим юмором и актуальностью, так как до сих пор взяточничество, коррупция, халатность в выполнении обязанностей, к сожалению, существуют в России, и это понимает даже восьмиклассник. В рассказах писателей XX века поднимаются вопросы взаимоотношений между людьми, что как никогда интересным становится школьникам к 14-15 годам. Главными критериями выбора этих произведений были следующие формулировки: «легко читаются», «интригующий сюжет». А кого-то даже поразили морально-нравственные идеалы не столь далекого от нас XX века. Удивительно, что некоторых ребят не оставила равнодушной поэзия. Стихотворения Ф.И. Тютчева о природе, например, отражают внутреннее состояние одной из учениц 8 класса. Возможно, это связано с изменениями в этот период эмоциональной сферы подростков и их внутренними переживаниями. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» впечатлила моего одноклассника. Его поразила сильная натура героя, непреодолимое желание к свободе Мцыри. Скорее всего, такие впечатления связаны со стремлением подростков к взрослости, самостоятельности.

Большинство девятиклассников отметили как наиболее впечатлившее их произведение короткое стихотворение В.В. Маяковского «А вы смогли бы…». Аргументами стали привлекательность формы стихотворения и необычная образность – как раз то, что ищет современный школьник для самовыражения: новое и одновременно неповторимое.

У подростков 10-х классов абсолютно лидерство (почти 100% опрошенных указали это произведение) получило «Преступление и наказание» Ф.М Достоевского. Ребята говорят: «Это произведение затрагивает крайне важные проблемы, злободневные и сегодня, и обладает своей неповторимой атмосферой». Я думаю, это вопросы социального неравенства и жизненных приоритетов.

Перейдем ко второму пункту анкеты. Какие же книги хотят читать и обсуждать подростки на уроках литературы? Сверстники и более старшие ребята предложили включить в школьную программу большой перечень литературы, от художественно-развлекательной (произведения Л. Буссекара, например) до более серьезной (Э.М. Ремарк, Р. Брэдбери). Если для явно развлекательных произведений аргумент «потому что интересно» был исчерпывающим, то для более серьезных и сложных приводились вполне весомые аргументы. Например, произведения Э.М Ремарк были предложены из-за того, что они позволяют «посмотреть на основные события прошлого века, в том числе и на Вторую мировую войну, с другой стороны, что довольно интересно». Восьмиклассники захотели увидеть некоторые рассказы о Шерлоке Холмсе, что развивает, по их мнению, логику мышления, и литературу фантазийного характера, например «Голодные игры» Сьюзен Коллинз. Как считают подростки, в последней книге есть проблемы, которые «живы» до сих пор: проблема социального расслоения общества, борьба за выживание. Надо отметить, что большинство школьников готовы с удовольствием читать зарубежную литературу. Почему? Может быть, всё оттого, что они не знают современных отечественных авторов? А ведь один из восьмиклассников сказал: «Надо уже включать современных российских авторов. Наверняка, в нашей стране есть сейчас хорошие писатели и поэты, произведения которых были бы нам не менее интересны, чем зарубежные. Они-то нам будут более близки по духу времени, чем те, книги которых мы читаем в таком большом объеме».

На самом деле, я поддерживаю это мнение и считаю что классические произведения «Золотого века» раскрывают почти одни и те же вопросы в одном временном периоде (рассказывают они, кстати, о проблемах давно не существующих в нашем обществе классов – дворян и крепостных крестьян). Да, важны произведения, ставшие историческими для нас, освещающие классовую борьбу прошлых веков, крепостное право и т.п. (интересен художественный взгляд на историю), но не в таком объеме. Сегодня актуально обращаться к тем вопросам, которые волнуют современное общество.

Не совсем определенно ребята отвечали на третий вопрос анкеты. Слишком много было ответов: «Все устраивает». Я считаю, это говорит о равнодушии к литературе в школе, что очень печально. Однако, восьмиклассники предложили исключить из школьной программы прозу Н.В. Гоголя, так как она тяжело читается из-за обилия непонятных слов и «давящей» атмосферы. А несколько опрошенных учеников 10 класса высказались за отмену романа Л.Н. Толстого «Война и мир», так как «своим размером он пугает читающих и является довольно нудным и затянутым». Не может быть, чтобы великое произведение было «нудным», ведь Л.Н. Толстого, как и Ф.М. Достоевского, читают во всём мире. Я еще не читал эту книгу, но поинтересовался у своего учителя русского языка и литературы, почему десятиклассники могли так охарактеризовать этот мировой шедевр. Учитель предположила, что, скорее всего, это оттого, что в силу возраста школьники еще не могут осознать те серьезные вопросы, которые затрагивает Л.Н. Толстой в «Войне и мире». Это можно сделать только тогда, когда человек имеет за спиной определенный жизненный опыт.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, ответим на вопрос: «Соответствует ли школьная программа по литературе потребностям обучающихся 8-10 классов?». Анализ полученных результатов анкетирования показал, что проблемы, поднимаемые в большинстве произведений классической литературы, волнуют ребят. Но анкетирование указывает и на недостатки школьной программы: она не учитывает эпоху, в которую мы живем, и те проблемы, которые существуют в нашем современном обществе. А это то, о чём хотят читать школьники. Возможно, это была бы сильная мотивация обучающихся к чтению.

На основе собранных в первой главе данных мы можем вывести критерии соответствия произведений школьной программы, чтобы с помощью них оценить некоторые произведения. Этому и будет посвящена вторая глава.

ГЛАВА II. КРИТЕРИИ СООТВЕТСТВИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПОТРЕБНОСТЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

На основе содержания первой главы я предлагаю выделить три основных критерия, которым должны соответствовать все произведения школьной программы сегодня.

1. Актуальность. Это слово звучало во всех ответах опрошенных, когда речь заходила о впечатливших произведениях. По итогам анкетирования понимаем, что это основной пункт, который учитывается школьниками при выборе книг, так как ребят интересуют все-таки проблемы, которые поднимаются в произведениях, а это связано и с содержанием.

2. Понятный язык. Как мы выяснили, обучающимся важно, чтобы текст легко читался и его язык был ясным и образным. Ребята даже предлагают исключить из программы некоторые произведения из-за того, что они «откровенно затянуты» и «скучны». И это не единичные примеры.

3. Увлекательность – не менее важный критерий. Действительно, неинтересное произведение, с «вялым» сюжетом будет читаться с меньшим удовольствием, соответственно и изучать его будет тяжело.

По этим критериям я предлагаю оценить произведения, о которых больше всего говорили опрошенные в ходе анкетирования:

    1.  

комедия «Ревизор» Н. В Гоголя (8 класс);

    1.  

рассказы писателей XX века – А.И. Куприна «Куст сирени», «А.П. Чехова «О любви», И.А. Бунина «Кавказ» (8 класс);

    1.  

роман Ф. М Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс).

Комедия Н.В. Гоголя актуальна и по сей день, так как в ней поднимаются острые проблемы, которые, к сожалению, знакомы нам и сегодня. Это, например, проблема чиновничьего чванства и безразличия к народу (чиновников абсолютно не волновало состояние города, когда речь шла об их собственном благополучии), проблема чинопочитания (чиновники старались угодить мнимому ревизору, а не действительно наладить состояние их города, его систем и позаботиться о гражданах).

Язык комедии прост и легок. Начиная с чтения действующих лиц, мы улыбаемся, благодаря «говорящим фамилиям», и возникает интерес к сюжету. Например, фамилия Ляпкин-Тяпкин позволяет нам судить об отношении данного персонажа к его прямым обязанностям из-за вложенного в неё народного выражения «тяп-ляп», то есть небрежно, неаккуратно, как попало. И это будоражит воображение, хочется познакомиться с этим героем поближе.

Привлекательность комедии несомненна, так как интригующий сюжет заставляет читать до конца, чтобы понять, кто же на самом деле ревизор и чем все закончится.

Актуальность рассказов писателей XX века (А.И. Куприна, А.П. Чехова и И.А. Бунина) заключается в том, что в них поднимаются проблемы взаимоотношений между людьми, что чрезвычайно интересно подросткам в силу их возраста.

Язык произведений прост, не изобилует огромными, «тяжелыми» описаниями с использованием устаревшей лексики, возможно, потому, что они написаны не в столь далекую от нас эпоху.

Рассказы увлекательны своим сюжетом о запретной любви и нравственном выборе героев с открытым финалом или неожиданной развязкой.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был уж отмечен десятиклассниками за его актуальность – проблема социального неравенства существует до сих пор. Именно бедность, борьба за выживание, другие социальные проблемы толкают людей и сегодня на совершение преступлений. Что чувствует человек после содеянного? – этот вопрос задавал себе, наверное, каждый из нас. Мрачное описание Петербурга и связь этого города с состоянием главного героя отметили все опрошенные. Это, по их словам, и создает «неповторимую атмосферу» произведения.

Читать роман оказалось интересно, несмотря на сложный слог Ф.М. Достоевского.

Теперь предлагаю обратить внимание на литературные предпочтения учеников 9х классов. Лидерство среди произведений получили стихотворения В.В. Маяковского и С.А. Есенина. Если в поэзии В.В. Маяковского ребят привлекают необычная форма, то С.А. Есенин воспринимается ими как лирик, воспевающий любовь, взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Такой вывод позволяет мне сделать интервью, которое я взял у учителей русского языка и литературы школы, в которой я обучаюсь (Приложение №1).

Как мы видим, все выбранные опрошенными школьниками произведения полностью соответствуют выдвинутым критериям, значит, их ребята будут читать с удовольствием.

Однако есть произведения, которые не соответствуют, по мнению большинства обучающихся, выдвинутым критериям. В этот список вошла поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Актуальности произведения без помощи учителя девятиклассники не могут понять. Возможно, потому, что это связано с историческими тонкостями, в которые надо вникать и которые опять-таки не могут осознать подростки. Один девятиклассник так и сказал: «Какой-то человек покупает мёртвых крестьян, чтобы стать самым-самым». Некоторые даже называют бредом эту поэму. Кто-то считает, что у Н.В. Гоголя есть произведения лучше, такие, как «Ревизор», «Вий», «Шинель».

Язык произведения сложен для обучающихся, скорее всего, за счет больших описаний, которые отвлекают от основной сюжетной линии. Соответственно, и увлекательным такое произведение не будет.

ГЛАВА III. КНИГИ, ДОСТОЙНЫЕ ВНИМАНИЯ

На основе вышеприведенных критериев я хотел бы предложить перечень произведений, которые хотел бы видеть в школьной программе. Эти книги, по моему мнению, в полной мере соответствуют выдвинутым критериям. В этой главе характеристика лишь нескольких, в приложении указан весь перечень.

Произведение С. Довлатова «Чемодан» является ярким образцом советской «подпольной» литературы. Написано оно было им уже в эмиграции. Мне кажется, актуальность этого произведения заключается в связи его с историей нашего государства, несмотря на то, что проблемы, поднятые в нем (цензура, творческий кризис, застой и одряхление системы), отошли на задний план после распада СССР. Однако язык, живой и полный, настоящий русский язык, осложнен новыми словами и выражениями советской эпохи (ОВИР, ГОХРАН, гласность, фарцовщик, спекулянт и т.п.), близкой еще нашим родителям, бабушкам, дедушкам. И, я уверен, подросткам было бы интересно окунуться в колорит этого недалекого от нас времени.

Благодаря необычной композиции увлекательность этого произведения неоспорима: обычный рассказ о вещах в чемодане эмигранта перерастает в мини-повесть о каждой вещи; всё это складывается в невероятный калейдоскоп. «Произведение-эпоха» – это во многом, на мой взгляд, о творчестве Довлатова и в частности о прозе «Чемодан». Я считаю, что это произведение было бы целесообразно читать в 10 классе.

Роман Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» давно уже вошло в золотой фонд мировой литературы. Оно затрагивает проблемы взросления и самоопределения в обществе, общения и понимания в социуме, затрагивает вопрос одиночества среди толпы (все дни Колфилда в Нью-Йорке). Язык этого произведения злободневен и угловат, собственно как и сам главный герой. Нам язык становится понятен, безусловно, благодаря мастерству переводчика, язык переполнен образами и описаниями тех, кто встречается главному герою в его жизни. Я уверен, что девятиклассника не оставит равнодушным эта книга.

Книга В. Каверина «Два капитана» уже стала классикой отечественной приключенческой литературы, но за острым сюжетом это произведение несет в себе очень много. Этот роман о настоящей дружбе, любви, мечте. Он показывает развитие героев на фоне меняющегося общества, смены эпох. Как мне кажется, это произведение тоже подошло бы для чтения в 9-м классе.

Проза такого автора, как Эдуард Веркин, должна стать настольной книгой сверстников. Книга «Друг Апрель» мне показалась особенно актуальной для 14-15-летних подростков. Она показывает правду о жизни в российской глубинке. В ней поднимаются типичные социальные проблемы современного общества, например, взаимоотношения в неблагополучных семьях. Проза, несомненно, впечатлит, ошеломит, растревожит душу.

Нельзя обойти вниманием роман Жоржи Амаду «Капитаны песка» Этот роман повествует о группе беспризорников, обитающих на пляжах Бразильского города Баия, и, конечно же, об их жизни, о дерзких ограблениях, тяготах жизни и в то же время о настоящей дружбе. Я считаю, что этот роман можно было бы включить в программу 8 класса, потому что он, прежде всего, о людях. Все персонажи живы, колоритны, и с ними как будто знаком вечно. Я думаю, что в этом и есть ценность этой книги: она живая, она о жизни. И даже, несмотря на не совсем привычный для нас антураж (Бразилия начала 20 века), я убежден в том, что понять и прочувствовать эту книгу никому не составит труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог своему исследованию, могу сказать, что моя гипотеза подтвердилась: не все произведения школьной программы уместны для изучения в школе и актуальны. Это подтвердили методы исследования, которые я применил в своей работе – анкетирование и анализ.

В ходе работы я попытался понять, что будет интересно читать подросткам 14-17 лет, и составил перечень книг в соответствии с их предпочтениями. Однако, понимаю, что в этом присутствует львиная доля субъективизма, так как мы все разные, и нельзя угадать наверняка, что будет интересно и полезно школьникам определенного возраста.

Я также понял, насколько велик и необъятен мир литературы и как сложно отразить всю его красоту и полноту в школьной программе. К тому же, в силу возраста я не могу до конца разрешить такой сложный вопрос, как включение в программу или исключение из нее определенных произведений. Но глубоко убежден, что что-то надо менять, чтобы читающих, а значит, думающих людей становилось больше, ведь это залог духовно-нравственного развития нашего государства и общества. Надеюсь, это исследование положит начало моей более глубокой работе в данном направлении в следующем году. Особенно надо изучить современных отечественных авторов. Не может быть, чтобы в великой стране, которая гордится веками Л.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским, выродились талантливые поэты и писатели.

Приложение 1

ИНТЕРВЬЮ С УЧИТЕЛЯМИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МБОУ СОШ №30 Г.о. ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Железнова Наталья Николаевна

Андреев П.: Наталья Николаевна, Вы не первый год работаете в 9 классах. Скажите, пожалуйста, как ребята относятся к творчеству С.А. Есенина?

Железнова Н.Н.: Хочу сказать, что поэзию С.А. Есенина девятиклассники очень любят. И даже сетуют на то, что недостаточно отведено занятий на изучение его творчества, считают, что 2-3 часа – это крайне мало. На уроках каждому хочется выразительно прочитать его стихотворение.

Андреев П.: А какой тематики стихи этого поэта они предпочитают?

Железнова Н.Н.: Больше всего о любви.

Андреев П.: Как можно это объяснить, по Вашему мнению?

Железнова Н.Н.: Я считаю, это связано с взрослением школьников и соответственно с появлением у них интереса к взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. У меня был случай, когда один мальчик влюбился и приходил после уроков с просьбой просто выслушать чтение им наизусть стихотворений Сергея Александровича. Настолько я была тронута тем, как он прочувствовал творения поэта, что за каждую его декламацию ставила отметки.

Андреев П.: Спасибо за то, что согласились ответить на мои вопросы.

Нечаева Алла Александровна

Андреев П.: Алла Александровна, я знаю, что Вы преподаете литературу в 9 классе. Не могли бы Вы рассказать об отношении девятиклассников к творчеству С.А. Есенина?

Нечаева А.А.: Надо сказать, что среди поэтов Серебряного века С.А. Есенин самый читаемый старшеклассниками. Причем, ребята не только безумно любят читать его стихи наизусть, но и знакомятся с творчеством поэта самостоятельно, без ожидания домашнего задания.

Андреев П.: А на какую тему школьники предпочитают учить стихи этого поэта?

Нечаева А.А.: О любви. Конечно, о любви.

Андреев П.: Какие стихотворения пользуются большей популярностью?

Нечаева А.А.: Безусловно, «Письмо к женщине». В течение многих лет я работаю с девятиклассниками и каждый раз убеждаюсь, насколько впечатляет это произведение ребят. Еще часто выбирают «Шаганэ ты, моя Шаганэ», «Заметался пожар голубой…»

Андреев П.: Как Вы думаете, почему именно «Письмо к женщине» производит такой фурор среди старшеклассников?

Нечаева А.А.: Наверное, потому, что в этом возрасте некоторые школьники уже имеют личный опыт переживаний, связанный с взаимоотношениями между юношами и девушками.

Андреев П.: Спасибо большое за интервью!

Мартынова Галина Александровна

Андреев П.: Галина Александровна, я слышал, что месяц назад в нашем городе прошел конкурс чтецов для детей с неродным русским языком и что Вы участвовали в этом конкурсе как председатель жюри. Скажите, звучали ли на этом конкурсе стихи С.А. Есенина?

Мартынова Г.А.: Да. В старшей возрастной группе участники декламировали стихотворения С.А. Есенина. Но удивительно, что сразу три конкурсанта читали одно и то же произведение – «Письмо к женщине», и каждый сделал это по-своему, но прочувствованно, эмоционально. Конечно, сложно конкурировать, когда жюри есть с кем сравнить чтение одного и того же стихотворения. Но ни один из этих ребят не оставил равнодушным жюри, и все трое стали призерами конкурса. Среди них и ученица 9 класса «Б» нашей школы.

Андреев П.: Как Вы считаете, почему именно это стихотворение было ими выбрано на конкурс?

Мартынова Г.А.: Возможно, через «Письмо к женщине» ребята пытаются выразить себя, свои эмоции, так как произведение действительно достаточно сильное, впечатляет. Ну и в старшем школьном возрасте юноши и девушки хотят нравиться друг другу больше, чем раньше; даже влюбляются, поэтому причина может быть и в этом.

Андреев П.: Спасибо, Галина Александровна за подробные ответы.

Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ КНИГ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ВКЛЮЧИТЬ В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-10 КЛАССОВ

8 класс

 

Амаду Ж. «Капитаны песка»

 

Братья Стругацкие. «Град Обреченный»

 

Веркин Э. «Друг апрель»

 

Кортасар Х. «Аксолотль»

 

Хемингуэй Э. «Иметь и не иметь»

9 класс

 

Абгарян Н. «Дальше жить»

 

Голдинг Уильям «Повелитель мух»

 

Каверин В. «Два капитана»

 

Керуак Д. «В дороге»

 

Куваев О. «Территория»

 

Сэлинджер Д. «Над пропастью во ржи»

 

Тендряков В. "Расплата"

10 класс

 

Андреева Н. "Обыкновенная ИSTORYЯ"

 

Довлатов С. «Чемодан»

 

Ремарк Э. «На западном фронте без перемен»

 

Ремарк Э."Триумфальная арка"

 

Рыжий Б. Стихотворения

 

Стейнбек Д. «Гроздья гнева»

 

Хемингуэй Э. «По ком звонит колокол»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: «Просвещение», 2017.

 

Коровина В.Я. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: «Просвещение», 2014.

 

Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. В 2-х частях. – М.: «Просвещение», 2014 г.

 

Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень)/под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: «Просвещение», 2007.

 

Сборник лучших работ президентского конкурса «Россия, устремленная в будущее. – М.: АНО ВО «ИГУМО и ИТ, 2018.

 

http://ec-dejavu.ru/p-2/Popular-literature.html Черняк М.А. Категория «автора» в массовой литературе// Черняк М.А. Феномен массовой литературы ХХ века. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.

Просмотров работы: 788