Буктрейлер как средство повышения читательской активности

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Буктрейлер как средство повышения читательской активности

Наринов Э.Р. 1
1МБОУ "Городищенская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3"
Сычева Н.В. 1
1МБОУ "Гродищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире изменилось не только отношение к книге, но и способы общения с ней: она стала звучать в наушниках, приобрела электронный формат. Книга перестает функционировать в той форме, в какой она привычна, соответственно, и способы привлечения к чтению, тоже меняются. Одним из новых и привлекающих внимание видов стал буктрейлер – мини-экранизация книги, – пришедший в Россию из США в 2011 году. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.

Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. А одним из средств развития интереса к чтению является буктрейлер.

В этом году на уроке внеклассного чтения, нам показали буктрейлер к произведению Ю. Олеши «Три толстяка». Я обратил внимание, что после показа буктрейлера, многие одноклассники заинтересовались данным произведением и взяли данную книгу в библиотеке для прочтения.

Я сделал предположение, что буктрейлеры способны повысить интерес к чтению.

Цель исследования: выяснить, влияет ли буктрейлер на повышение читательской активности обучающихся 4-х классов.

Для достижения целей мы поставили следующие задачи:

  • познакомиться с понятием буктрейлер, историей появления;
  • рассмотреть виды буктрейлеров;
  • изучить читательскую активность обучающихся 4-х классов МБОУ «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»;
  • создать собственный буктрейлер;
  • экспериментально проверить степень влияния буктрейлера на повышение читательской активности.

Объект исследования – визуализация книги в форме буктрейлера.

Предмет исследования – влияние буктрейлера на интерес к книге.

Методы исследования: изучение и обобщение литературных источников и материалов сети Интернет, анкетирование, эксперимент, анализ и обобщение.

Гипотеза: использование буктрейлеров станет причиной повышения читательской активности младших школьников.

Практическая значимость: данные материале можно использовать на уроках литературного и внеклассного чтения, во время библиотечных уроков, а также на уроках информатики при знакомстве обучающихся с возможностями программы «Киностудия WindowsLive».

1. Понятие буктрейлер, история появления

Всезнающая «Википедия» определяет трейлер как «небольшой видеоролик, состоящий из кратких и обычно наиболее зрелищных фрагментов фильма, используемый для анонсирования или рекламы этого фильма». Заменив в этом определении фильм на книгу, получим вывод, что буктрейлер представляет собой видеокомпозицию, составленную из экранизированных эпизодов литературного произведения. Однако в реальной практике далеко не всегда так.

Понятие «буктрейлер» применяют не только к специально срежиссированной игровой постановке по сюжету книги, но и к инсталляции с музыкальным сопровождением, и к набору слайдов в формате простой видеопрезентации. Вот как описывает это разнообразие Лев Оборин, едва ли пока не единственный отечественный аналитик буктрейлеров: «Вы можете увидеть анимацию, постановку по мотивам романа, набор иллюстраций, рассказ автора о своей работе, сценку, в которой писатель разговаривает по телефону с книгопродавцем, или подробное объяснение, почему без этой книги вы не сможете прожить ни дня» [5].

Буктрейлер - это ролик-миниатюра, составленный по мотивам прочитанной и полюбившейся книги, он может приоткрыть сюжет, показать его самые яркие фрагменты, познакомить с героями произведения, передать настроение и неповторимый авторский стиль. С помощью созданного ролика можно поделиться своими читательскими предпочтениями и раскрыть свои творческие способности. В ролике информация о книге должна быть подана интересно и красочно, чтобы сразу захотелось её взять и прочитать [10].

Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.

Главная задача буктрейлера – заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения [2].

Буктрейлер – самобытный жанр объединяющий литературу, визуальное искусство и интернет-технологии. Ролик может быть создан в формате презентации, постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации [1].

Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса «Тёмная симфония» в 1986 году [9].

В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые продемонстрирован буктрейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония». Это событие дало начало популяризации буктрейлеров, которые до этого распространялись в основном только в сети Интернет, среди широкой публики.

В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги.

Ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы» стал не только одним из первых, но и одним из самых дорогих: на его создание было затрачено около 10 000 долларов.

Сейчас активно поддерживает направление создания буктрейлеров и издательство «Эксмо». На сайте издательства есть специальный раздел, где пользователь может найти ролики к книгам-новинкам.

2. Виды буктрейлеров

По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:

  • игровые (мини-фильм по книге);
  • неигровые (когда при создании буктрейлера могут использоваться иллюстрации, фотографии, развороты изданий, текстовые материалы, фотографии, диаграммы, звуковое оформление, видеофрагменты);
  • анимационные (мультфильм по книге).

Видеоматериалы можно классифицировать и по содержанию:

  • повествовательные (ролики, презентующие основу сюжета произведения);
  • атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);
  • концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста) [12].

В ролике длиной около трех минут информацию о книге надо подать так, чтобы сразу захотелось её прочитать. В целом это должно быть похоже на видеоаннотацию к изданию. Известно, что экранизация книги легко может вывести её в бестселлеры — примеров этому за последние годы было немало, когда после появления на телевидении фильма или сериала по какому-либо произведению, люди сметают его с библиотечных полок. Но буктрейлер не является экранизацией книги. Буктрейлер делает книгу объемной, она перестает быть плоской. Это новый жанр, требующий переосмысления всех вещей, это цельная миниатюра, имеющая свою интригу и сюжет.

Сегодня буктрейлеры активно входят в повседневную жизнь библиотек. Буктрейлеры могут быть посвящены какому - либо автору, серии книг или даже какой-нибудь теме, дате, например, краеведению, юбилею писателя. Также возможно создание буктрейлеров о книжных выставках библиотеки или о самой библиотеке. Соединение смысловой нагрузки с простотой восприятия визуальной информации особенно эффективно в пропаганде книги и чтения.

3. Читательская активность обучающихся 4-х классов МБОУ ГСШ №3»

Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. «Человека всегда можно узнать по тем книгам, которые он читает», - это высказывание английского писателя Самюэля Смайлса поможет нам разобраться, что же читают ученики нашей школы?

Какие же книги предпочитают читать мои сверстники? Четвероклассникам было предложено из перечня выбрать жанры произведений, которым они отдают предпочтение. Результаты распределились следующим образом:

Фантастика – 5 человек.

Юмористические произведения – 1 человек.

Триллеры (ужастики) – 3 человека.

Приключенческие произведения – 10 человек.

Детективы – 7 человек.

Стихотворения – 15 человек.

Рассказы о животных – 12 человек.

Сказки – 18 человек.

Из полученных данных мы видим, что наибольшее предпочтение ученики отдают таким жанрам как сказка – 72%, стихотворения – 60%, рассказы о животных – 48%, приключенческие произведения – 40%, детективы – 28% .

Среди самых любимых книг в читательском досье моего класса: А. Экзюпери «Маленький принц», Д. Роулинг «Гарри Поттер», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», сказки А.С. Пушкина, А. Волков «Волшебник изумрудного города», А. Линдгрен «Карлсон».

Вопрос «Твой любимый литературный герой» выявил большое разнообразие пристрастий моих одноклассников. Любимыми литературными героями признаны Гарри Поттер, неунывающий Карлсон, находчивый Незнайка, милая Элли и её преданные друзья. Далее список любимых героев книг немного необычен. Буратино успешно соперничает со Шляпником, Иван Царевич с Дядей Стёпой.

Своим любимым писателем и поэтом ребята считают:

А.С.Пушкин – 20 чел.

Л.Н. Толстой – 14 чел.

Дж. Толкиен – 10 чел.

А. Экзюпери – 7 чел.

С.Я. Маршак – 6 чел.

А. Волков – 4 чел.

А. Линдгрен – 4 чел.

Е. Носов – 2 чел. и другие.

Сколько же времени уделяют чтению мои сверстники и как часто они читают?

В среднем мои одноклассники уделяют чтению от 30 минут до 1 часа в день. 60% из них читают от 2 до 4 часов, 28% уделяют чтению 5-7 часов, 12% - более 7 часов в неделю.

На вопрос: «С какой целью ты читаешь?» - ответы ребят тоже неоднозначны. 48% опрошенных читают, потому что любят чтение, 36% делают это только к уроку литературы, 16% - по принуждению родителей.

Исследование позволяет сделать вывод о том, что мои одноклассники читают как классическую литературу, так и современные литературные произведения. Самый любимым писателем является А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой и Дж. Толкин. Любимые литературные герои разнообразны. Все ребята моего класса уделяют время чтению и читают от 20 минут до 1 часа 30 минут ежедневно.

4. Создание собственного буктрейлера

I. Выбор книги.

Для создания буктрейлера я решил выбрать книгу известного американского писателя Марка Твена «Приключения Тома Сойера» о жизни мальчика, растущего в вымышленном небольшом американском городке в штате Миссури.

II. Подбор материала для ролика.

  • Фото- и видеоматериалы, иллюстрации. Это могут быть картинки, отсканированные иллюстрации книги, видео, снятое самостоятельно или найденное в Интернете. Работая над видеороликом, можно использовать gif – анимацию («живая картинка») и футажи (видеофайл, содержащий какое-либо анимированное или просто снятое изображение).
  • Запись текста, подбор музыки. Необходимо решить, как в ролике будет представлен текст – появлением на слайдах, субтитрами или же аудиозаписью.

III. Создание сценария.

Необходимо придумать сюжет, написать закадровый текст или текст, который будет накладываться на картинки. Видеоролик должен быть коротким, поэтому при написании сценария стоит взвешивать не просто каждое предложение, а каждое слово.

IV. Выбор программы для работы с видео.

Самыми популярными среди начинающих являются несколько программ.

  • Киностудия WindowsLive - это продолжение программы WindowsMovieMaker. Интерфейс настолько прост, то вам, скорее всего, не понадобятся справочные материалы, чтобы начать создавать свое видео. Здесь можно использовать переходы, визуальные эффекты и текст.
  • SonyVegasPro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Благодаря специальным инструментам она позволяет редактировать различные параметры видео – и аудиофайлов. Большое количество эффектов, поддержка огромного количества форматов. Можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео, если необходимо.
  • PinnacleStudioHDUltimate – расширенная версия программы PinnacleVideoSpin, СorelVideoStudio – программа профессионального уровня, AdobePremierePro – профессиональная программа нелинейного видеомонтажа.
  • Многие операции по работе с фото и видео можно выполнить и в онлайновых редакторах [6].

Общие принципы создания буктрейлера:

1.Средний интервал ролика – 1 - 3 минуты.

2. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.

3. Ролик должен интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения.

Если есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.

4. Акцент на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов.

5. Шрифт должен быть разборчивым и читабельным. Лучше использовать простой и привычный TimesNewRoman, чем красивый и витиеватый шрифт, который не сможет прочесть никто, кроме вас [7].

Для создания буктрейлера решили использовать стандартную программу «Киностудия WindowsLive».

Предлагаем следующую пошаговую инструкцию.

1. Открыть программу Киностудия WindowsLive.

2. Добавить название.

3. Добавить музыку, изображения и видео для буктрейлера.

3. Добавить заголовки.

4. Для заголовков выбрать переход «Современные – Исчезание 1»

5. Обрезать до нужного фрагмента видеофайлы.

6. Сократить до нужного момента аудиофайлы.

7. Далее нажать «Файл – Сохранить фильм – Компьютер».

8. Нажать далее.

9. В строке название продукта написать название вашего буктрейлера, а в строке папка выбираете папку, куда вы будете сохранять ваш буктрейлер.

5. Результаты повторного анкетирования обучающихся 4-х классов

Для экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы о том, что использование буктрейлеров станет причиной повышения читательской активности младших школьников, было решено на уроке внеклассного чтения познакомить обучающихся 4-х классов с творчеством М. Твена. После обсуждения выяснилось, что никто из ребят не знаком с произведениями Марка Твена. Тогда мы предложили обучающимся прочитать известнейшее произведения писателя «Приключения Тома Сойера».

Обучающимся 4 «А» класса был показан буктрейлер, а обучающимся 4 «Б» нет. Спустя 4 месяца я провел опрос, который показал:

В 4 «А» классе 18 человек прочитали роман «Том Сойер», а в 4 «Б» - 5 человек. 20 человек из 4 «А» ответили, что посмотрели фильм, а 15 человек прочитали и посмотрели фильм.

Таким образом, гипотеза подтвердилась.

Заключение

Работая над проектом выяснил, что буктрейлер – это ролик-миниатюра, составленный по мотивам прочитанной и полюбившейся книги. Главной задачей буктрейлера является заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения. Первый буктрейлер был снят к роману Джона Фарриса «Тёмная симфония» в 1986 году.

Буктрейлеры бывают: игровые, неигровые, анимационные; повествовательные, атмосферные, концептуальные

Что касается читательской активности, то в круге чтения четвероклассников присутствует литература всех родов и жанров. Однако среди книг, наиболее часто выбираемых одноклассниками, оказываются сказки, стихи, рассказы о животных и приключенческие произведения. В целом, ребята моего класса положительно относятся к чтению как форме досуга, проводят с книгой в среднем 2-4 часа в неделю, читают и выбирают книги по своему вкусу.

Большинство школьников осознаёт важность и нужность чтения, роль книги в жизни человека.

В программе «Киностудия WindowsLive» сумел создать собственный буктрейлер к произведению Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

В ходе экспериментальной проверки гипотезы участвовало 52 обучающихся 4-х классов МБОУ «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №3». Эксперимент показал, что количество обучающихся из класса, посмотревшего буктрейлер, выше, чем из класса не смотревшего его.

Таким образом, цель достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена: просмотр буктрейлера к произведениям художественной литературы положительно влияет на повышение читательской активности.

Тем не менее, нам ещё очень многое нужно сделать, чтобы вернуть книге её прежнюю роль источника знаний, друга, помогающего познать себя и окружающий мир, делающего человека добрее.

Повышение интереса к хорошей и нужной книге зависит от каждого из нас, и все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы чтение снова заняло своё лидирующее место среди форм досуга моих сверстников. Первым шагом к этому стала моя работа. Кроме того, я планирую в этом учебном году выступить на родительском собрании и рассказать о роли семейного чтения.

Заканчивая работу, хочу обратиться к своим сверстникам со словами грузинского поэта Алио Мирцхулава:

Ты ищешь знаний, мудрости земной,

Ты ищешь смысла жизни во вселенной?

Найди на полке книгу и раскрой

Источник мысли чистый, вдохновенный…

Список литературы

  1. Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке : методические рекомендации. Вып. 1 [Текст]/ Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова; [авт.-сост. Т.А. Лисовская] – Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014. – 16с.
  2. Буктрейлер как инструмент продвижения книги: методическое пособие[Текст] / Департамент культуры и туризма Вологод. обл., Вологод. обл. универс. науч. б-ка им. И. В. Бабушкина; [сост. О. В. Рыкова ; отв. ред., отв. за вып. Беляева Г. А.]. – Вологда: ВОУНБ, 2016. – 23 с
  3. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст]/ под ред. А. Н. Николюкина. – М.: Интелвак, 2001. – 1600 с.
  4. Ляхов В. Н. Искусство книги [Текст]/ В. Н. Ляхов. – М.: Советский художник, 1978. – 232 с.
  5. Оборин Л. Скоро на полках! [Текст]// OpenSpace: Электронный журнал. 2010. 15 сентября.
  6. Продвижение книги и чтения с использованием программ по созданию видеороликов: методические рекомендации по работе с программой Windows MovieMaker [Текст]/ БУКОО «Библиотека им. М.М. Пришвина»; сост. Г.Н. Петрова. – Орёл, 2015. –14с.
  7. Рябинина Н.З. Технология редакционно-издательского процесса: учеб. пособие [Текст] Н.З.Рябинина. – М.: Логос, 2012. – 255с.
  8. Сипель Н. О. Буктрейлер: как создать? [Текст]/ Н. Сипель// Современная библиотека. – 2014. – №7 (47). – С. 18-23.

Ресурсы сети «Интернет»

  1. Буктрейлер [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Буктрейлер (дата обращения: 18.10.2017).
  2. Буктрейлеры - современный способ продвижения книг в библиотеках [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblioteka.blogspot.com/2011/10/blog-post_09.html (дата обращения: 10.11.2017).
  3. Васюкович А. Как сделать буктрейлер? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tvoya1kniga.ru/kak-sdelat-buktreyler (дата обращения: 3.01.2018).
  4. Из всех искусств для нас важнейшим является... БУКТРЕЙЛЕР! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://murmansk-nordika.blogspot.com/2011/11/blog-post_2309.html (дата обращения: 10.01.2018).
  5. Мастер-класс «Как создать буктрейлер» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nb-notabene.blogspot.ru/p/blog-page_61.html (дата обращения: 21.09.2017).
  6. Что такое буктрейлер? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/38268 (дата обращения: 11.12.2017).
Просмотров работы: 8994