Буквица или Инициал -достояние прошлого или шаг в будущее?

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Буквица или Инициал -достояние прошлого или шаг в будущее?

Веденев А.П. 1
1МБОУ СОШ № 1
Гришина Е.А. 1
1МБОУ СОШ с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

"Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников - солнца и сердца. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом.

Они ещё не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни:"

(Ф.И. Буслаев)

Президент России В.В.Путин подписал указ, в соответствии с которым 2015 год объявлен в стране Годом литературы.

Год литературы – одно из важнейших культурных событий, основными задачами которого являются привлечение внимания к чтению и литературе, решение проблем книжной сферы и стимулирование интереса россиян к книгам.

Все прогрессивное человечество отмечало в 2013 году 1150 лет со дня создания святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием первой славянской азбуки. До начала Х века все славянские народы имели собственную речь, культуру, традиции и обычаи. Не имели только одного – собственной азбуки. Исходя из этого, все исторические события, а также важнейшие вехи в жизни этих народов передавались только из уст в уста. Кирилл и Мефодий, греки по национальности, с особым уважением относились к культуре славян, поэтому и поставили перед собой невыполнимую по тем временам задачу – просвещение славянских народов. Нам сейчас остается только догадываться. Сколь трудным и, подчас опасным, было это благое дело. Ведь только благородные языки – латынь и греческий – имели право на письменное существование. Но Кирилл и Мефодий сделали свое дело, – братья составили славянскую азбуку. Некоторые буквы они взяли из греческого алфавита, некоторые придумали сами. Первоначальной задачей был перевод священного писания на славянский язык. В 863 году зазвучало слово Божие в славянский селениях на родном языке, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание.

Книга. Она открывает нам окно в новый неизведанный мир. Этот мир заманчивый, он зовёт нас в свои бескрайние просторы. Важна любая книга, какой бы области она не была.

Историческая – расскажет нам о наших предках, войнах, восстаниях. И с расстояния прошлых лет мы посмотрим на настоящее, лучше оценим и поймём его. Эта книга станет нам путеводителем в века, в которые только она знает дорогу.

Сидя за школьной партой, мы постоянно сталкиваемся с научной литературой. Книги по физике, химии, биологии становятся нашими справочниками. Они молчаливы, но сколько тайн содержат в себе и с радостью они делятся с нами своим содержанием! Нам только надо научиться читать их и брать самое ценное.

Художественная книга заставляет нас совершать удивительные путешествия в свой мир. Мы переживаем вместе с героями, радуемся их счастью, страдаем вместе с ними и ждём благополучного конца.

Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.

Книга! Это действительно надёжный друг. С любым вопросом можно обратиться к ней. Ведь существует и справочная литература, различные словари, энциклопедии. Они наши незаменимые помощники.

Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях.

Меня очень заинтересовала тема «Буквица и инициал». С раннего детства, когда мама мне читала сказки и беря книгу в руки, я обращал внимание на первую букву сказки и спрашивал: - «А почему все буквы пишутся одинаковым шрифтом, а эта буква особенная?» Мама не смогла мне дать ответ на мой вопрос и мы решили вместе найти на него ответ.

И мы с мамой приступили к изучению этой интересной темы. Из книг я узнал, что буквицы пришли к нам из прошлого, но также они встречаются и в современном мире, только надо уметь их замечать. Например, читая свежий номер газеты, можно их увидеть.

Мне стало интересно, а что могу сделать я, чтобы приобщиться к загадочному миру буквиц? Мне захотелось больше узнать о том, Что такое буквица? Какие они могут быть? Почему они такие необычные и загадочные? Возможно, ли придумать и изобрести свою буквицу? И попытаться самому придумать свою буквицу и инициал.

Поэтому я решил начать свою исследовательскую работу, вооружившись помощью мамы и классного руководителя.

Гипотеза исследования: Если я изучу возникновение славянской азбуки, узнаю историю книгопечатания, буквицы, то смогу изобрести свою семейную буквицу-инициал.

Цель исследования: выяснить, как и когда появилась первая славянская азбука, и какое влияние она оказала на просвещение славян.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить литературу по данной теме.
  • Провести обзор литературы и сайтов в интернете о появлении славянской азбуки.
  • Найти в русской литературе произведения, в которых говорится о том, как переписывались, украшались и хранились первые книги.
  • Создать свою семейную буквицу.

Объект исследования: славянская азбука ,буквица-инициал

Предмет исследования: история возникновения буквицы и инициала в России.

Методы исследования:

  1. Анкетирование
  2. Теоретический анализ
  3. Изучение литературы
  4. Анализ результатов

Актуальность работы: работа интересная и познавательная. Данная работа носит как теоретический, так и прикладной характер.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ .

Прежде чем провести свои практические исследования, я должен был узнать, что собой представляют буквица и инициал

1.1.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ И БУКВИЦЫ НА РУСИ.

Возникновение азбуки на Руси относят к IX в., когда одновременно с принятием христианства древние русичи получили два алфавита - глаголицу и кириллицу. До сих пор ученые еще спорят о том, какая азбука возникла раньше - глаголица или кириллица. Но на Руси получила распространение кириллица, название которой связывается с именем славянского просветителя Кирилла и его брата Мефодия.

И уже тогда в самых первых древнерусских рукописях X-XI вв., сделанных в виде надписей на камне, пергаменных и берестяных грамот, рукописных книг, в качестве украшения использовалась буквица. Это большая прописная буква, искусно, затейливо разрисованная и мастерски украшенная красками из порошка изумрудов и рубинов, которая являлась произведением искусства и никогда не повторялась. Ставилась она, как правило, в начале абзаца.

Буквицы часто выполняли красной краской. Отсюда ведет свое происхождение термин "красная строка". Весь последующий текст абзаца писался только маленькими буквами. Буквица является не просто украшением произведения, но и отражает тему (где-то - тайный смысл) работы. Причем с развитием письменности изменялся и вид оформления буквицы.

История мировой письменности знает четыре основных вида письма:

  • пиктографическое (картинное) - самое древнее письмо в виде наскальных рисунков - образов первобытных людей;
  • идеографическое (иероглифическое) - письмо эры ранней государственности и возникновения торговли;
  • слоговое (один письменный знак - слог) - письмо некоторых народов Индии; в Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами;
  • буквенно-звуковое (фонематическое) - письмо, выражающее фонематический состав языка. Буквенно-звуковая система письма является основой письма многих народов современного мира.

Первый буквенный алфавит появился около XVI века до н.э. на Синайском полуострове.

Существует специальная наука, которая изучает историю письменности - палеография, а также искусство написания изящного рукописного шрифта, получившее название каллиграфия.

Древнерусские рукописные книги отличаются от современных высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией.

Все рукописные книги переплетались, или, как тогда выражались, "крылись". Переплеты изготовляли из деревянных досок, которые обтягивали кожей. Часто вместо кожи употребляли парчу, узорчатый бархат, атлас и другие дорогие ткани. Поверх кожи для предохранения переплета от порчи и для украшения прикрепляли металлические бляхи - жуки или жуковины, угольники, средники. Переплеты некоторых роскошных рукописей заключали в золотые и серебряные оклады. Верхнюю крышку переплета порою украшали драгоценными камнями, жемчугом. Под столь красивым и дорогим переплетом находились яркие разноцветные буквицы, коричневые столбцы текста в сочетании с розово-желтыми полями пергаментного листа, вызывающие мысль о рукописной книге как о произведении искусства. Начертания букв славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Наряду с буквицами, художественным оформлением книг являлись заставки - графические декоративные или сюжетные изображения в начале главы или крупного раздела книги, перед текстом, а также - концовки и миниатюры, выполненные от руки иллюстрации.

Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий не случайно давали наименования буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли. И хотя для большинства современных читателей буква есть буква, пусть даже декоративно украшенная, для древнерусского книжника понятие декоративности было чуждым. Он не просто украшал букву орнаментом, он прежде всего передавал и украшал мысль. Он не считал букву просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание. Здесь можно увидеть "изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников - солнца и сердца. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни". В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, а из них приготовлялась краска, и доныне не смываемая, не тускнеющая.

Но как бы ни были дороги материалы, из которых творились буквицы и переплеты книг, еще дороже для нас само их начертание, говорящее о безграничной талантливости русского человека, о силе его воображения, а также о том, как наш далекий предок представлял себе мир и каким старался воплотить его в своем творчестве.

В книгопечатании существуют понятия "буквица" и "инициал", которые многие считают одинаковыми по значению, хотя это не так. Инициал и буквица не совсем одно и тоже. Буквица - производное от слова "буква", а инициал, как первоначальная буква имени от латинского инициал (initialis - начальный). Но самое главное отличие - в том, что буквица может существовать только в книге - настолько органична их связь, а инициал может украшая, обозначать принадлежность многих других предметов владельцу начальной буквы - инициалу. То есть у каждого из вас может существовать свой художественно оформленный и единственный в своем роде инициал.

У буквицы и инициала есть свои особые характерные черты написания.

В XV веке в первых печатных книгах в основном были одноцветные инициалы, основанные на гармонии черной краски и белого фона бумаги. Ренессанс стал второй эпохой расцвета в истории инициала. Графикой инициала занимаются такие крупные мастера, как П. Веронезе, Урс Граф, Лукас Кранах, Ганс Гольбейн младший, Жоффруа Тори, Жан ле Ройе и др. В XVI в. очень распространены инициалы, заключенные в рамку. Их делали обычно черными.

1.2. ЭТАПЫ РАЗВИТЯ БУКВИЦЫ.

Что же касается буквицы, то у нее было несколько этапов развития, каждый из которых привнес в её создание что-то новое и необычное. Так, например, самым древним орнаментом был так называемый древнерусский (старовизантийский) стиль оформления буквицы. Буквицы этого стиля построены на сочетании простейших геометрических мотивов (полукругов, кружков, ромбиков) с мотивами растительного царства (ветки, листья, стебли, цветы).

Часто в орнаменте использовались изображения животных или птиц. Буквы украшались звериными головами изображением двугорбого верблюда, оседланного коня, барсов, змеи, медведей, львицы, кошки, собаки, волка, единорога, фазана, журавля, сокола или ястреба, ворона в пасти волка.

На смену древнерусскому в XII веке пришел "чудовищный" орнамент. В буквице "чудовищного" периода отсутствуют четкие контуры буквы. Сила и борьба - вот темы этого периода. Во многих буквах отражаются бытовые мотивы.

Так, буква М, например, изображается в виде двух рыбаков, тянущих сеть с рыбой. Букву сопровождает пояснительная надпись, указывающая на перебранку между рыболовами.

В виде буквы Р представлен человек, держащий за ноги зайца. Буква Д изображает царя Давида, играющего на гуслях. Другие варианты буквы Р даются в виде человека, обливающегося водой (надписью "обливается водой").

С начала XV века развиваются два новых стиля оформления буквицы жгутовый или плетеный и растительный.

Буквицы плетеного периода как бы стянуты в разных частях узлами.

В растительном стиле оформления буквицы отражены разнообразные растительные мотивы - стебли, листья, цветы и другие растительные элементы.

В XVI веке начинают широко пользоваться старопечатныморнаментом.

В старопечатном орнаменте белые листья и травы изображаются на черном фоне, заполняя все поле. Оригинальность этого орнамента заключается также в применении штриховки, чем достигается объемность буквы.

Начиная с XVII века буквица оформляется в соответствии с тем стилем, которые господствовали в то время в печатных книгах: барокко, поморский, рококо, стиль Людовика 16-го, ампир.В буквицах этих стилей использовались сложные геометрические узоры, всевозможные вычурные линии, разнообразные растительные мотивы, рельефные изображения.

Так буквицы дошли и до наших дней. Буквицу часто можно увидеть в художественных произведениях, в газетных или журнальных статьях.

В наше время буквицы используются в начале статьи или в начале каждой из ее частей и помогают возбудить читательский интерес и поддерживают его по ходу развития статьи. Для буквиц следует использовать шрифт заголовка, а не основного текста. По высоте буквица может занимать от двух до пяти строк текстового блока. Порой используются буквицы, выступающие вверх или влево из основного текста, вместо того, чтобы быть в нем утопленными. Буквицы становятся действительно интересными, если они соответствуют настроению статьи. Но неудачно спланированное использование буквиц смотрится намного хуже стандартного способа оформления начала текстового блока. Для того, чтобы буквица сработала, она должна выглядеть смело, ярко и интересно.

1.3. ЧТО ТАКОЕ БУКВИЦА И ИНИЦИАЛ?

Инициал, как первоначальная буква имени, ставится (пишется, гравируется или чеканится) в виде вензелей, а так же на сувенирах, личных вещах и отражает принадлежность вещи к какому-либо субъекту. Инициал, в основном пишется прописной или готической начальной буквой имени или фамилии.

И как гнездо украшает и оживляет дерево, так и инициальная буква украшает и оживляет собой начальную страницу. Это второе и, пожалуй, не менее важное свойство инициала: выполненный со вкусом и тактом, он радует глаз.

Буквица - цветные, расписные заглавные буквы с декором, или без, в виде растений, птиц и животных, а также сценами из жизни человечества и выполняющие функцию украшения рукописного (в прошлом) или печатного издания, иллюстрирующими текст в начале книги, страницы с новой темой, или нового абзаца. Буквица может являться не просто украшением произведения, но и отражать тему (где-то - тайный смысл) работы.

Бук-ви-ца происходит от множественного слова "буквы", или при написании "и" в славянском начертании - бук-вi и созвучно с английским словом book - книга. Возглас: "цАца" (с ударением на первый слог), используемый "КакаяцАца!" и в настоящее время, имеет отношение к словам

прелесть, прелестный.

В старину книги писались от руки. Работа продвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Переписчик должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки. Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит».

В другом источнике говорится ,Буквицы были известны давно - ими разрисовывались страницы рукописных книг еще с раннего российского (IX в) и до-российского периода. Эти заглавные буквы употреблялись только в начале абзаца или, как говорится, "с красной строки", что означает - с красивой строки. Эта большая

прописная буква искусно, затейливо разрисованная и мастерски украшенная красками из порошка изумрудов и рубинов, приготовленных древними писарями, являлась произведением искусства и не повторялась. Весь последующий текст абзаца писался только маленькими буквами.

1.4.ТЕРМИН БУКВИЦА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

В настоящее время, термином "буквица" называют типографский прием, при котором первая буква абзаца выполняется большим размером, отличным (от основного текста) начертанием или украшением вязью и рисунками, цветом.

В иностранных словарях и старых изданиях словарей русского языка написано, что слово буквица происходит от латинского инициал (initialis - начальный), но это не совсем верно - буквица производное от слова буква. Ведь слова бук-варь и аз-бука не вызывают ващего сомнения, а почему бук-ви-ца должна называться - и-ни-ци-ал. Ошибка произошла в виду первоначальной публикации словарей русского языка в период романовского переустройства. Словарь издавался в Германии немцем и иудеем, что привело к тому, что многие слова перевода заморских слов были ошибочны и подгонялись под иностранные значения (а затем и наоборот). В доказательство сказанному необходимо заметить, что например, в английском словаре указано - book - книга используется ранее 12 века, а почти все производные только с 16 - 17 века.

Бук-ва также может происходить и от корня бук (порода дерева) из которого делались печатные доски для книг.

Буквицы используются в начале статьи или в начале каждой из ее частей и помогают возбудить читательский интерес и поддерживают его по ходу развития статьи. Для буквиц следует использовать шрифт заголовка а не основного текста. По высоте буквица может занимать от двух до пяти строк текстового блока и быть больше, чем кегль заголовка.

Порой используются буквицы, выступающие вверх или влево из основного текста, вместо того, чтобы быть в нем утопленными. Кроме того роль буквицы может играть первое слово целиком. Буквицы становятся действительно интересными если они соответствуют настроению статьи. Но неудачно спланированное использование буквиц смотрится намного хуже стандартного способа оформления начала текстового блока. Для того, чтобы буквица сработала, она должна выглядеть смело, может быть даже дерзко.

Необязательно ограничивать использование буквиц лишь пределами основного текста. Некоторые дизайнеры используют буквицы в заголовках и подзаголовках текста, в издательских аннотациях и даже в подписях к иллюстрациям.

Таким образом, буквица служит не только для оформления текста, украшает его, но и символизирует его начало. Так буквицы дошли до наших дней. Ее можно увидеть в художественных произведениях, в газетных и журнальных статьях

II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Выполнение Буквицы в технике Эстампа.

Для работы необходимо редька резак, валик, гуашевые краски, лист бумаги для эскиза.

1.Создаём эскиз будущей буквицы.

2.Режем редьку на кружочки.

3.Резаком на редьке выполняем рисунок буквицы(не забываем о зеркальном отражении.

4.Получился выпуклый рельеф.

5.Валиком наносим краску на рельеф и прикладываем лист бумаги.

6.Сильно прижимаем редьку к бумаге .Получился эстамп(отпечаток)

Такую работу можно делать из картофеля, я выполнял из свеклы. Создавайте и Вы свои буквицы используя эстамп и другие художественные техники.

Вышивание крестом на канве

Если вы решили выполнить вышивку букв, или вышить какие либо цифры, выберите подходящие к вашему случаю шрифты. Шрифт может быть печатным, и состоять из прямых линий. Если у вас небольшой опыт в рукоделии вышивки, выбирайте простые схемы для работы над буквами. Когда нужно украсить какую либо вещь, то преимущество отдают художественной вышивке. В таком случае изделие украшают вензелями, о которых мы говорили ранее в этом уроке. Но иногда для работы выбирается схема, которая имеет разные шрифты. Это может быть вариация из вензелей и печатных букв, заглавных и строчных, и так далее. Все зависит от конкретного случая и продиктованной им необходимостью.

Печатные буквы чаще всего вышивают крестиком. Именно поэтому мы должны разобраться в том, как выполняется вышивка буквы крестом. Этот же принцип соблюдается, когда вышиваем цифры. При этом нужно помнить, что стежки на полотне, вышитом крестом, все должны быть направлены в одну сторону. Если нами принята такая схема, когда нижние стежки направлены из нижнего левого угла в верхний правый, то верхние стежки ложатся из верхнего левого в нижний правый угол. Этот порядок должен выполняться на протяжении всей работы. Оптимальное направление при вышивке крестиком, с правой стороны на левую сторону.

Проще всего соблюдать движение справа налево, когда буква имеет простое строение, и состоит в основном из вертикальных столбиков. Если же она имеет витиеватый и затейливый орнамент, то вышивать крестом справа налево становится сложнее. В этом случае важно правильно сориентироваться. В некоторых местах вам нужно двигаться сверху вниз, или слева направо, в зависимости от очертания буквы. В этом заключается особенность работы крестиком.

При выполнении вышивки букв и цифр крестом необходимо строжайшим образом следовать той схеме, которая имеется для данной буквы. Если вы ошибетесь, и собьетесь со схемы, то ваша картинка очень сильно пострадает. В этом сложность вышивки букв и цифр крестиком, что один ошибочный стежок наверняка испортит всю работу. Каждая погрешность и оплошность становится видной глазу. Будьте очень внимательны, тщательно сверяя подсчет крестиков и пробелов со схемой, и вы получите идеальную букву, вышитую крестом.

Рекомендуем вам обратиться к видео мастер классу, который имеется в нашем уроке. В нем вы найдете подробности и объяснения вышивки букв крестиком.

Печать или Экслибрис

Личная символика, будь-то герб или монограмма, имеет одно очень важно свойство – рассказывать о своем владельце. Поэтому счастливый обладатель персонального герба или монограммы стремится использовать символы во многих аспектах своей жизни, наполнить ими все сфере своей жизнедеятельности.

Одной из таких сфер является документооборот. Отличный вариант увековечить и придать значимости созданным документам – поставить на них, кроме Вашей личной подписи, собственную печать с гербом.

Печать с личным гербом можно изготовить в традиционном виде. Способов и вариантов оснастки – множество. Более того, печать с персональной символикой в руках дизайнера может превратиться в настоящий сувенир, произведение искусства, медальон, перстень… Практичное решение и, в то же время, некая «фишка» в интерьере кабинета, офиса, домашней библиотеки и т.д.

Печать со своим гербом или монограммой можно использовать как в документации, так и при отправке писем или других сообщений, которые нужно подтвердить. Также печатью можно «отметить» и другую личную полиграфическую продукцию, блокноты, ежедневники и так далее.

Эксли́брис (от латинского ex libris — «из книг») — это небольшой книжный знак, который наклеивался владельцами библиотек на книгу, как правило на внутреннюю сторону переплета.

Экслибрис неразрывно связан с книгой, история его возникновения тесно связана с появлением средневековой рукописной книги. В мастерских по переписке книг, находившихся

в период раннего средневековья при монастырях, делались владельческие надписи

на книгах, которые начинались со слов " из книг " или " из библиотеки " (ex bibliotheca) и далее следовали имя и фамилия владельца книги, название библиотеки или монастыря.

Разработка собственной семейной печати.

Анкетирование

Для проведения исследования в нашей школе я подготовил анкеты для учащихся и составил план:

  1. Разработка анкет.
  2. Печать анкет.
  3. Заполнение анкет.
  4. Анализ.

Анкета состояла из следующих вопросов:

  1. Что такое Буквица?
  2. Где встречается?
  3. Слышал ли историю о «Буквице»
  4. Почему она самая красивая из всего текста?
  5. Часто ли встречаешь Буквицу?
  6. Хотел бы создать свою Буквицу?

В результате проведенного исследования получились следующие результаты:

1.Что такое Буквица?

Не знаю-10чел

Знаю-2чел

Свой ответ-9 чел

2.Где встречается?

Не знаю-18чел

Знаю-2чел

3. Слышал ли историю о «Буквице»

Нет-21чел

4.Почему она самая красивая из всего текста?

Не знаю -21 чел

5.Часто ли встречаешь Буквицу?

Не знаю -21чел

6.Хотел бы создать свою Буквицу?

Да-21 чел

Вывод: тема исследовательской работы является интересной. Все опрошенные тоже хотели бы создать свою Буквицу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе самого исследования я нашел ответы на многие вопросы. Я прочитал много литературы, узнал значения непонятных мне слов, провел анкетирование среди учащихся своего класса по теме исследования, изготавливал инициал из различных материалов, изобрёл инициал семьи, тем самым у нас появилась своя традиция семьи. По прочитанным книгам я сделал выводы: что такое буквица, как она выглядит, узнал о сущности самой буквицы.

Я понял, что письменность возникла ещё в древности, и сколько в ней таинственного и загадочного. Мне очень понравилось анализировать и изобретать инициалы. Я понял, что работа, которую я начал выполнять, ещё не закончена. Впереди меня ждут новые создания инициалов для своих знакомых и друзей. Я думаю, что создавать инициалы очень интересно и мне бы хотелось привлечь к этой работе моих одноклассников. Тогда и они полюбят книги, будут видеть красоту и будут их читать. А самое главное у них появится интерес к чтению, к творчеству Мир литературы увлекателен, интересен.

Алфавит и книги -самое великое изобретение человека. Они передают знания от поколения к поколению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Использовались ресурсы Интернета:

1. http://www.habit.ru/13/276.html

2.http://profismart.ru/web/bookreader-99662.php http://supernovum.ru/public/index.php?doc=19

3. https://www.nkj.ru/archive/articles/13574/ (Наука и жизнь, ИСКУССТВО ПЕРВОЙ БУКВЫ)

4. В.И. Даль Иллюстрированный толковый словарь русского языка – Москва, 2007

5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии /сайт/16.01.2014 г. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

6. И.Б Есинская, Буквицы, г. Сергиев Посад, 2001г.

Просмотров работы: 1429