Ох уж эти прозвища!

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ох уж эти прозвища!

Суслова В.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей "Синтон"
Орт Г.М. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей "Синтон"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

В. Солоухин

Введение

Когда человек появляется на свет, ему даётся имя. Во многих странах мира дети при рождении получают двойные, а то и тройные имена. Это делается для того, чтобы ребенок, достигнув совершеннолетия, смог сам определиться, с каким именем ему прожить всю жизнь.

У нас же, русских, когда малыш появляется на свет, ему даётся одно имя. Очень часто в школьном возрасте у детей появляются вторые «имена» – прозвища и клички. «Толстый» и «рыжий» есть практически в каждой школе. Всех нас родители называют «Зайками», «Солнышками» или «Малышами». Часто прозвища, особенно в семьях, имеют доброжелательный оттенок и не обижают. Например, меня мои родители называют «Солнышком», «Барбариком».

Но очень часто в детском коллективе прозвища и клички используют как форму унижения достоинства человека, поэтому актуальность этой темы в том, что клички, прозвища, обзывания – это часто обидные слова, они являются главными причинами драк и ссор в начальных классах.

А почему ребята придумывают прозвища? Как и откуда они появляются? Как остановить того, кто постоянно ругается и обзывается? Почему разговорная речь богата на обидные слова? Как поступить, если тебя называют идиотом, лохом или дураком? Такие обращения становятся нормой. Они не только оскорбляют, но и вызывают вспышки агрессии. Почему люди говорят друг другу обидные слова и можно ли исправить ситуацию?

Мы решили исследовать происхождение и значение обидных слов.

Так появилась цель работы – исследование происхождения обидных, неприятных слов, формирование правильного отношения к ним.

Задачи:

1) изучить литературу по теме;

2) провести анкетирование в начальных классах лицея «Синтон» с целью изучения наиболее популярных обидных слов, прозвищ;

3) установить происхождение данных слов;

4) проанализировать отношение ребят к прозвищам;

5) выяснить причины употребления обидных слов;

6) провести во 2 «А» и 2 «Б» классах интерактивную игру «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет»;

7) составить практические советы-рекомендации для учащихся.

В ходе работы мы выдвинули следующие гипотезы:

Допустим, что наше исследование привлечёт внимание к данной проблеме.

Возможно, что итогом нашей работы будет то, что ребята меньше будут употреблять в общении друг с другом обидных слов и прозвищ.

Методы исследования:

- сбор информации (наблюдение, изучение литературы)

- анкетирование

- анализ

- интерактивная игра

Объект исследования: обидные слова, прозвища.

Предмет исследования: причины появления и употребления прозвищ.

Основная часть.

1.1. Наука об истинном значении слов.

Мы редко задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука, очень интересная и серьёзная, и имя ей – этимология, что в переводе с греческого означает «наука об истинном значении слов».

А как порой неожиданно складывается судьба слова! Иногда его значение меняется со временем до обратного. Это может зависеть и о поворотов истории, и от удачной шутки, автора которой уже никто не помнит… Меняется мир, меняется язык, появляется необходимость давать имена новым предметам и явлениям, и старые слова приобретают новый смысл. Например, конь и козёл – гимнастические снаряды, кошки у верхолазов – специальные крючья, с помощью которых можно подниматься на большую высоту, мышка – прибор, без которого не обойтись при работе на компьютере. Так слово всё дальше и дальше уходит от своего первоначального значения. Чем старше слово, тем сложнее разобраться в его этимологии. Часто и научных толкований бывает несколько, не говоря уже о народных, а порой этимология настолько расплывчата, что даже языковеды разводят руками.

«Если не знаешь имён, пропадёт и знание вещей» - эта мудрость пережила века. Познакомившись со словом поближе, «на ощупь, на вкус и на запах» (по выражению К. Паустовского), вы уже никогда не употребите его некстати. Речь служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого. «Заговори, чтоб я тебя увидел» - эти мудрые слова принадлежат философу Сократу.

Значит, речь наша - это и одежда, по которой нас встречают, и ум, по которому обычно провожают.[2]

1.2. История происхождения прозвищ.

Существует множество причин, благодаря которым могли возникнуть прозвища. Во многих первобытных племенах подлинное имя скрывалось – считалось, что в противном случае им может воспользоваться враг для обретения власти над человеком. В обиходе запретное имя заменяло прозвище.

До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Короб, Ждан, Меньшой и т.п. После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь – крупному сильному человеку, Волк – одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц – человеку небольшого роста, трусливому, Короб – плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.

В древней Руси человек мог носить одновременно несколько имен: одно каноническое, полученное в результате крещения (или иных церковных обрядов), и неканонические.

Крестильные имена использовались в официальных документах и договорах, но в миру человек чаще был известен под прозвищем или языческим именем. Считалось, что «подлинное» имя, связывающее его с ангелом-хранителем, не стоит трепать на всех углах, чтобы не подвергнуться порче и сглазу.

До 17 века термин прозвище приравнивалось термину личное имя, обозначая лишь русские имена. С 18 века прозвище больше употребляется в значении дополнительного, второстепенного именования лица, часто данного в насмешку. [11]

Так, что же понимается под определением «прозвище»? Чтобы это узнать, мы решили обратиться к словарю.

Словарь Ушакова дает следующее определение: «Прозвище – название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь черту характера, наружности, деятельности данного лица».

Словарь синонимов: «Прозвище - название, указывающее на какую-либо черту, особенность и данное кому-либо в шутку, в насмешку».

В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».

Прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. [7]

1.3 Прозвища в нашей жизни.

Психолог М.В. Осорина пишет, что «обзывание — это всегда испытание детского «Я» на прочность». Это неизбежное, по ее мнению, явление в жизни детей. Вот, по её мнению, основные причины обзывания детьми друг друга:

1. Сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить.

2. Желание привлечь к себе внимание.

3. Желание поиграть.

4. Желание спровоцировать (дразнящий сознаёт, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить погоняться за собой, побороться, принять вызов).

5. Желание пошутить (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить).

6. Желание самоутвердиться.

7. Месть (обиженный начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти).

8. Не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например, сравнивая с животными). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.

Как противостоять появлению прозвищ?

Практическая часть.

Изучив литературу по теме нашей работы, мы приступили к практической части.

2.1.Анкетирование.

2.1.1. Мы предложили учащимся начальных классов лицея «Синтон» такие вопросы:

Ваш класс.

Называют ли вас обидными словами?

Какими?

Есть ли у вас прозвище? Назовите его.

Когда оно у вас появилось? (в школе, до школы)

Кто дал вам прозвище?

Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)

А вы сами называете ли кого-нибудь обидным словом, прозвищем? Каким?

Известно ли вам его значение?

Интересно бы вам было узнать значение этих неприятных, обидных слов?

Результаты анкетирования мы внесли в таблицу, диаграмму. (Приложение 1)

2.1.2. Анализ анкетирования.

Проведя анкетирование, мы обобщили результаты. Вот что получилось.

Всего приняло участие 125 человек. Из них больше половины ответили, что слышат в свой адрес обидные слова. Из общего числа всех опрошенных у 53 ребят имеются прозвища: обидные, которые дали одноклассники или друзья, и необидные – милые, которые чаще употребляются в семье.

Самые распространённые из обидных: дурак (дура), дебил, тупой (тупая), лох, идиот, даун, курица, бомж, грязнуля, худой, дурында.

21 человек не обращает на это внимания, 5 человек – обижаются, относятся к прозвищу с юмором - 4, гордятся – 4 человека.

Необидные прозвища: голова, росомаха, суслик, кар-карыч, карамелька, белка, барашек, чебурашка, винни-пух, ангел, труба, а также прозвища, образованные от имён и фамилий. Но даже на такие, с первого взгляда необидные прозвища, есть ребята, которые обижаются.

На вопрос анкеты, интересно ли узнать о происхождении и значении обидных слов, прозвищ, 58 человек ответили положительно.

2.2. Итак, проанализировав данные анкеты, мы решили изучить происхождение самых популярных обидных слов.

Дурак. В 15-16 вв. «дурак» было распространённым мужским именем. Такое имя носили князья, дьяки, шуты. Достаточно часто это слово использовалось в качестве "приставки" к основному (церковному) имени. Истории известны Князь Федор Семенович Дурак Кемский, московский дьяк Дурак Мишурин. С тех же времен начинаются и бесчисленные «дурацкие» фамилии - Дуров, Дураков, Дурнова.

Также существует версия, что в древние времена дураками называли самых младших детей. Обычно в русской семье рождалось немало детей. Родители старались не давать им сразу же взрослых имен, реальное имя парень/девушка получали лишь в возрасте 12-13 лет. Поэтому их просто «обозначали» числительными - Первак, Вторак и т.д. Четвертый по счету ребенок - «Другак». Но выговаривать слово было сложно, и «Другака» стали называть «Дурак». (Вспомните русские народные сказки «Было у отца два сына, а третий дурак…»)

Дебил – произошло от латинского слова debilis – «слабый». В медицине дебилизм определяется более конкретно, чем в жизни, а именно – как сравнительно легкая задержка психического развития (так и пишут: «легкая степень олигофрении»).

Идиот. В Древней Греции к общественной жизни люди относились очень ответственно и называли себя «политеэс». Тех, кто не ходил на голосование, граждане не уважали и называли «идиотэс». Вскоре слово обросло новыми пренебрежительными оттенками - ограниченный, неразвитый, невежественный человек. В этом значении дошло слово и до наших дней.

Лох - популярное сейчас словечко. У жителей Севера оно относилось к рыбе - лососю, сёмге. Каждый год через крутые каменистые пороги, идёт лосось к месту нереста. Отнерестившись, рыба теряет последние силы, изранена, сносится вниз по течению. А там её уже ждут хитрые рыбаки и берут лоха буквально голыми руками. Со временем «лохом» стали называть человека, которого легко обмануть. Рассчитанные на доверчивых людей «простофиль» образовались слова и выражения «лохануться», «лохушка», «развести лохов», «лохотрон». [7]

2.3. Интерактивная игра «Эмоции-слова» в рамках классного часа во 2 «Б» классе на тему «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет».

Ход классного часа:

1. Начинаем классный час со сказки. Прочитайте, пожалуйста, «Сказку про жёлтого мишку». (Приложение 2)

Вопросы для обсуждения:

- Как вы считаете, почему с мишкой не хотели дружить?

- Для чего он перекрашивал свою шерсть?

- Почему в цирке ему понравилось?

Вывод: Не надо расстраиваться, если ты чем-то отличаешься от других. Это не делает тебя плохим. Это делает тебя особенным!!!

2.Упражнение «Мне нравится, что ты…»

Цель: Формирование умения видеть в человеке хорошее, а не только плохое.

- Сейчас каждый из вас вытянет записку с именем одноклассника, подумает и скажет несколько слов, за что его можно хвалить, какое качество у него положительное. Начнём так, например, «Аня, мне нравится, что ты...». Обсуждение. - Ребята, оказывается, в нашем классе есть так много хорошего, за что можно похвалить. Кого-то можно похвалить за спортивные достижения, кого-то за доброту и отзывчивость, кого-то за его прилежание в учебе. У каждого человека найдется частичка хорошего. В каждом есть и плохой ангел, с которым он должен бороться. Это вредные привычки, это сквернословие, это неопрятность и т. д.

А если мы будем держаться вместе и помогать друг другу, то с такими привычками справиться будет намного легче. Легче будет учиться взаимопониманию, легче будет нам побеждать. Ведь, если мы будем разрозненными, постоянно жить в конфликте, и делить всех на плохих и хороших, то ничего из этого хорошего не получится.

3. Работа в группах. Игра «Эмоции – слова»

- Мы поделили вас на 5 групп. Сейчас раздадим вам карточки (Приложение 3), на которых написаны эмоции. Ваша задача подобрать к ним слова, которые ассоциируются с этой эмоцией.

Слова – карточки:

РАДОСТЬ

ГРУСТЬ

СТРАХ

УДОВОЛЬСТВИЕ

ЗЛОСТЬ

ГОРДОСТЬ

ОБИДА

СТЫД

УДИВЛЕНИЕ

ИНТЕРЕС

Обсуждение:

- Какие эмоции вам приятны? Какие слова будут звучать чаще в вашей речи?

4. Игра «Замени слово». Попробуйте заменить добрым, необидным словом обзывку, прозвище:

- толстушка, толстый –

- очкарик –

- тупой –

- двоечник -

- ботан –

- дурак

- дебил

Обсуждение. (Приложение 4)

5. Заключительная беседа по сказке «Необыкновенная капелька» (Приложение 5)

- Сейчас я прочитаю вам рассказ, послушайте.

Вопросы для обсуждения:

- Почему капелька упала с тучки?

- Почему, попав на Землю, Капелька расстроилась?

- Почему никто не замечал капельку, а бабочка заметила?

Вывод: Не важно, какой ты – маленький или большой, слабый или сильный. Нужно уметь находить в себе и в окружающих ту изюминку, особенность, которая будет отличать тебя от остальных.

6.Создание советов «Как относиться к обзывкам и прозвищам» (работа в группах).

- Молодцы, ребята, хорошие советы вы даете друг другу. Пусть они будут правилами нашей жизни. В конце нашей встречи мы дарим вам памятку «Как вести себя, если у тебя всё-таки появилось прозвище, неприятное тебе». Эти советы рекомендуют психологи. (Приложение 6)

Выводы

Источником формирования речи является семья, сверстники, соседи, компьютерные игры, телевидение. Дети активно овладевают языком и речью. Они произносят слова, которые слышат вокруг, часто не вникая в их смысл. Исключить из речи обидные слова сложно. Речевая агрессия не способствует дружбе, вредна для сердца, нервов и желудка. Дарите всем больше прекрасных слов!

В ходе нашей работы первая гипотеза (Допустим, что наше исследование привлечёт внимание к данной проблеме) подтвердилась. Ребята активно участвовали в анкетировании, честно отвечали на вопросы. По итогам анализа анкетирования было понятно, что данная проблема действительно актуальна в начальных классах.

Вторая гипотеза, которую мы выдвинули в работе (Возможно, что итогом нашей работы будет то, что ребята меньше будут употреблять в общении друг с другом обидных слов и прозвищ) также нашла своё подтверждение. Ребята с интересом участвовали в играх и упражнениях, проводимых мной на классном часе. Делились друг с другом приятными словами, работали в группах, обсуждали, описывали эмоции, обидные слова, превращали в менее обидные, а также совместно создавали советы, как относиться к обзывкам и прозвищам. (Приложение 7)

Таким образом, я считаю, что проведённая работа помогла донести до ребят, то, что относиться к слову нужно более бережно, следить за своей речью, помнить, как важно знать значение слова. Наша памятка, надеюсь, поможет ребятам более спокойно, с юмором относиться к обзывкам и прозвищам.

Библиографический список:

  1. Большой Российский Энциклопедический Словарь/ Гл.ред. Прохоров А.М. – 3-е изд. М.: Энциклопедия, 1985. с.1062
  2. Волина В. В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологоический словарь, М.: «Аст-пресс», 1996
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н.В. С.-Петербург: ИД ВЕСЬ, 2004. с.736
  4. Матвеева Е.И. Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы, М.: «Вита-пресс», 2012
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Шведовой Н.Ю. М.: Русский язык, 1985
  6. Осорина М.В. Как противостоять кличкам и « дразнилкам». Книга для родителей, 1999
  7. Плотников С.А. Тайны имени и прозвищ. Киев: Радянска речь, 1998
  8. Учебный словарь синонимов русского / Сост. Зимин В.И., Алекторова Л.П., Ким О.М., Шанский В.Н. М.: Русское слово, 1994
  9. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка/Гл. ред. Семенец Ю.И. М.: Альта-Принт, 2007
  10. ttp://lit-dety.ru/
  11. http://www.microarticles.ru/article/pojavilis-prozvischa.htm

Приложение 1. Результаты анкетирования

Всего опрошено – 125 человек

Вопрос анкеты

да/ друзья, одноклассники/ обижается

Иногда, бывает/семья/не обращает внимания

Нет/ относится с юмором

Всего опрошено/ гордится

Называют ли вас обидными словами?

61

16

48

125

Есть ли у вас прозвище?

53

     

Кто дал прозвище?

52

6

   

Отношение к обидному прозвищу

5

21

4

4

Отношение к необидному прозвищу

5

12

16

17

Необидные: голова, росомаха, суслик, кар-карыч, карамелька, белка, барашек, чебурашка, винни-пух, ангел, труба, много прозвищ, связанных с именем или фамилией.

Интересно узнать происхождение, значение прозвищ, обидных слов – 58

Приложение 2. Сказка про жёлтого мишку

Жил-был медвежонок. И был он жёлтый, как солнышко. И не понимал никто:

— Как это так? Есть белые медведи, есть бурые медведи. А жёлтые? Жёлтых мы никогда не видели.

И не хотели с желтым мишкой жить и дружить ни белые, ни бурые медведи. Они думали: «Как мы можем с ним жить, если он так сильно от нас отличается?» И не подпускали они желтого мишку к себе.

Думал-думал медвежонок, что же ему такому желтому поделать. Десять дней думал и десять ночей. И придумал! Решил:

— Надо мне покрасить шерсть в белый цвет.

Купил мишка белую краску, покрасился и пошел к белым медведям. А живут они там, где очень-очень холодно! И поэтому только день с ними прожил мишка. А на второй день краска вся от мороза и потрескалась. Увидели белые медведи, что он на самом деле желтый и прогнали его вон.

Опечалился желтый мишка. Что же делать? Как же быть?

— Пойду с бурыми медведями жить!

Покрасился он в коричневую краску. Пришел к бурым медведям и стал жить с ними. День живет — другой, не нарадуется своему счастью. А на третий день пошел дождь и смыл всю краску. Смотрят бурые медведи — а он желтый.

— Как это? Среди нас, бурых медведей, желтый!? Нет, нет и еще раз нет! Не бывать такому! — сказал самый главный медведь.

И выгнали они от себя желтого мишку.

Опечалился желтый медвежонок пуще прежнего. Идет, плачет — дороги перед ногами не видит. И вдруг — какой-то странный шатер у него на пути стоит. И написано на нем: «ЦИРК». Зашел мишка в цирк, а там кого только нет: и тигры, и львы, и верблюды, и обезьяны, и был даже среди них розовый мышонок! И все они какие-то необычные! И подумал мишка: «Какие же они интересные! Может они разрешат мне с ними остаться?» А они увидели его и как закричат:

— Ух ты!!! Именно тебя нам не хватало! Оставайся с нами!

И остался жить мишка в этом сказочном месте.

Прошел год. Пришли в этот шатер и люди, и звери: посмотреть на представление. И были среди них и белые, и бурые медведи. А желтый мишка выступает с главным номером! И все глядят-глядят на него, все ему аплодируют, все ему радуются. И удивляются:

— Надо же! И бывает же такое: чтобы мишка — и ЖЁЛТЫЙ!!!

Приложение 3. Игра «Эмоции и слова»

Радость – семья, друзья, подарки, счастье, день рождения, Новый год, 9 мая;

Грусть – несчастье, обида, печаль, оскорбление, обзывки;

Страх – темнота, собаки, ужастики;

Удовольствие – мечтать, Новый год, снег, подарок;

Злость – вред, оскорбление, обида, обзывки, зависть;

Гордость – отметка «5», победа, «Я- помог!», День Победы;

Обида – неприятный подарок, обзывания, воровство;

Стыд – поступок плохой, дал слово и не сдержал;

Интерес – новые слова, фантазия, думать почему, сюрприз.

Приложение 4. Результаты игры «Замени слово»

- толстушка, толстый – пышка, булочка, пухляж

- очкарик – профессор, умный

- тупой – чудак, чудик

- двоечник - Незнайка

- ботан – Знайка, умный

- дурак дурачок, дурилка

- дебилглупышка

Приложение 5. Сказка «Необыкновенная капелька»

Жила-была Капелька. И жила она не просто где-нибудь, а в особенном месте. Угадайте, в каком?

Нет, не в речке и даже не в озере. Правильно, ребята, жила она в тучке! Но тучка эта была необычная: когда у нее было хорошее настроение, она превращалась в голубое нежное облачко. А вот если ее рассердить, она становилась черной грозовой тучей. Многие знали об этом и поэтому все старались ей угождать.

Но увидела однажды Тучка, как мальчик в песочнице у девочки игрушку отобрал, и рассердилась. Да так рассердилась, что стала большой-пребольшой, черной-пречерной! И так задрожала, что Капелька с нее упала.

Долго летела Капелька к Земле и многое успела рассмотреть: и зеленые леса, и синие озера. Видела все это и поражалась:

— Какая же Земля все-таки красивая!

И вот прилетела Капелька на землю и попала на зелененький листочек. Смотрит – а вокруг нет никого!

— Что же, теперь мне здесь жить, а значит, надо найти себе друзей, — сказала она сама себе.

А тут как раз рядом Зайчишка пробегал.

— Привет! – сказала Капелька.

Но зайчик ничего не ответил и побежал дальше. Смотрит Капелька, а мимо Ежик торопится.

— Привет! – крикнула она.

Но и ежик никак не отреагировал и исчез за ближайшим деревом. Глянула Капелька вверх, а там Птичка сидит – клювик чистит.

— Привет! – позвала наша героиня.

Но птичка словно не заметила ее и упорхнула. Расстроилась Капелька: никто ее не замечает, никто с ней дружить не хочет. А тут мимо Бабочка пролетала. Услышала Бабочка, что кто-то тихонечко плачет, и увидела Капельку.

— Что ты плачешь? – спросила она.

— Никто со мной не разговаривает, никто дружить не хочет, — ответила Капля. – Не замечают меня совсем. Это потому что я маленькая, — всхлипнула она.

— Ну и что, что ты маленькая! Зато в тебе отражается весь мир! – ответила Бабочка и заплясала вокруг.

— Правда? – несмело улыбнулась наша героиня.

— Правда!

А в этот миг выглянуло Солнышко, выпустило свои лучики, а они попали на Капельку – и запрыгали вокруг солнечные зайчики!

Вот и закончилась наша сказка про капельку! Бегите быстрее солнечных зайчиков ловить!

Приложение 6. Памятка «Как относиться к обзывкам и прозвищам».

Совет 1.Не обращать внимания. Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях можно. Например, «Заяц, заяц!» — зовет одноклассник. Не отзывайся, пока не обратится по имени, сделай вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Скажи: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?» Тот, кто обзывается, ждёт ответной реакции (обиды, злости. Не поддавайтесь на это. Не обращайте внимания.

Совет 2. Объясниться. Можно спокойно сказать: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?»

Совет 3.Отговориться. Можно в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку — своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее), удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.

Отговорки для этого, конечно же, существуют. Вот примеры отговорок:

1) Шёл крокодил, твоё слово проглотил, а моё оставил!

2) Кто так обзывается — сам так называется!

3) Говоришь на меня – переводишь на себя!

Приложение 7. Отзывы о классном часе

Мне понравился классный час, потому что: интересные задания; работали в группах; очень хорошо подготовилась; он поучительный и Варя постаралась; умный классный час; работали все вместе; было познавательно; узнала как реагировать на обзывки; поучает; веселый классный час; Варя научила меня что делать, когда меня обзывают; решали очень интересные задачки, и главное делали это все ВМЕСТЕ!!!

Просмотров работы: 2161