Введение
Актуальность
Старшее поколение очень часто критикует нынешних молодых людей, говоря о том, что мы бездушные. Нет души? Но это не так! Как много по всей России, в том числе и в нашем городе, волонтёрских организаций, групп – это молодые люди, которые готовы оказать помощь в любой ситуации.
Добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом… Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом. Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других. Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям. Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.
Нужно ли помогать пожилым, одиноким, больным, бедным людям? Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах? Согласны ли вы, что началом доброго отношения к людям, является умение прощать? Можно ли принудить человека быть добрым? Может мы зря приходим на митинг 9 мая, или на концерт пожилым людям? Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?
Всё это и есть….экология души. Но, да, я согласна с тем, что многие мои сверстники не могут положительно ответить на эти вопросы… Что же нужно сделать, чтобы вернуть веру…в добро? Как «очистить» душу? Как «сделать» её «экологически чистой»???
Проблема:
современный мир и будущий, по мнению многих, - мир меркантильных людей, однако что будет, если вокруг будут люди неискренние, неотзывчивые, способные пройти мимо чужой боли?
Объект:
процесс формирования нравственных качеств, влияющих на «экологию души».
Предмет:
методы формирования нравственных качеств
Цель:
создание презентации «Экология души»
Задачи:
План мероприятий, ожидаемый результат
№ |
Этап мероприятия |
Сроки |
Ожидаемый результат |
Ответственный |
1 |
Первый этап. Подготовительный |
10.01.18-19.01.18 |
||
11 |
Разработка вопросов анкеты-опросника для одноклассников, для определения актуальности темы проекта. |
10.01 -12.01.18 |
Разработаны вопросы |
Назарова Полина |
12 |
Редактирование списка вопросов: правописание, стилистика, оформление. |
13.01.18 |
Оформлен печатный и электронный вариант анкеты-опросника |
Назарова Полина, Назарова Е.А. |
13 |
Проведение опроса среди одноклассников |
15.01.18 |
Проведён опрос |
Назарова Полина, Богданова Е.А. |
14 |
Подведение итогов опроса среди одноклассников |
18.01-19.01.18 |
Готовы результаты опроса |
Назарова Полина, Назарова Е.А. |
2 |
Второй этап. Практический. Изучение литературных справочников |
22.01.18-30.01.18 |
||
21 |
Посещение школьной библиотеки |
22.01.18 |
Подготовлен список художественной литературы для анализа |
Назарова Полина, школьный библиотекарь |
22 |
Изучение интернет-ресурсов |
23.01.18-24.01.18 |
Подготовлен список электронных адресов |
Назарова Полина, Назарова Е.А. |
23 |
Знакомство с советским кинематографом |
26.01.18-27.01.18 |
Сделаны выписки о роли «добрых» фильмов в развитии нравственности |
Назарова Полина, Назарова Е.А. |
24 |
Просмотр новостей в разделе «Культура» за последние полгода |
29.01.18-30.01.18 |
Подготовлены новости из жизненной практики, подсказывающие, что экология природы не имеет будущего без экологии души |
Назарова Полина, Назарова Е.А. |
3 |
Третий этап. Итоговый |
01.01.18 |
||
31 |
Знакомство с программой PoverPoint |
01.02.18 |
Сделан выбор оформления презентации |
Назарова Полина, Назарова Е.А. |
32 |
Систематизация материала. Оформление презентации |
02.02.18 |
Подготовлена презентация «Экология души» |
Назарова Полина |
Опрос среди одноклассников:
Результаты опроса
Результаты опроса показали, что не все одноклассники знакомы с понятием «экология души»; не все знают, а самое страшное, не все считают нужным заботиться о «чистое» души. В опросе приняло участие 24 человека:
Основная часть
Экология – это наука об условиях существования всего живого в окружающем мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека. Экологии души - охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души. Хочешь изменить мир, изменись сам!
Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним. Это нравственная основа нашего общества.
Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях. Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: «Ни один злой человек не бывает счастлив». Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи (расизм, геноцид, экстремизм).
Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.
Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь, развратный образ жизни.
Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть: " Ну, побей, побей дедушку, – говорит с умилением старый мужчина маленькому внучку. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри как дедушке больно!"
И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью.
А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее? Как мы можем позаботиться об экологии души? Этому и посвящена моя работа.
Мой лучший друг — книга... И это не просто громкие слова.Летом я познакомилась со сказкой Паустовского «Тёплый хлеб». Считаю, что это произведение является важным для детей моего возраста. Почему? От названия сказки веет теплом, нежностью и любовью. И действительно, это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить злое сердце и побеждают злобу людскую. Главный герой сказки-Филька-предстаёт перед нами недоверчивым. А прозвище «Ну тебя» говорит о его лени, эгоизме, грубости. Особенно ярко эти черты Фильки проявились в сцене с конём: «Да ну тебя! Дьявол!»-крикнул Филька и ударил коня по губам. Филька обидел раненого коня. За это поплатился не только он, но и все жители деревни, наступил холод и голод. Природа словно взбунтовалась из-за жестокого обращения с конём. С этого момента в сказке начинают происходить фантастические события. Останавливаться на этом не буду. В конце произведения Паустовский показывает нам, что Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. Показывая путь своего героя, Паустовский учит нас исправлять «злодейство» и не совершать плохих поступков. Кто-то может подумать, что «очищать» душу может только произведения русской классики, но это не так. Этим летом я открыла для себя произведения замечательной современной детской писательницы родом из Великобритании. Холли Вебб, которая раскрывает перед нами все сложности и удивительные приключения котов и собак, предлагая хоть ненадолго оказаться в их шкуре. От ее рассказов веет теплом и добротой, даже имена питомцам подобраны ласковые — Одуванчик, Звездочка, Любимчик, Пуговка и т.д. Все книги Холли Вебб из этой серии очень увлекательны. Это — настоящие приключения и испытания, которые выпадают маленьким котятам и щенкам. Кроме зверят, действующими лицами рассказов являются дети, которые заботятся и помогают братьям своим меньшим. Воспитательное значение этого цикла сложно переоценить. Считаю, что многим родителям нужно вспомнить о том, что лучше «приучить» ребёнка к чтению, чем…посадить его за очередную компьютерную игрушку.
В процессе работы с интернет-ресурсами познакомилась с замечательным, на мой взгляд, проектом «Поэзия – экология души» в г.Омск. Творческие люди знакомятся, делятся мыслями, даря друг другу добро, заставляя «душу работать». То есть нельзя сказать, что лишить ребёнка интернета – это панацея ото всего зла. Нет. Нужно распознать, увидеть в нём то, что его привлекает, например, поэзия и познакомить с близкими по духу людей…
ПРИВЕТ! МЫ ИЩЕМ ТЕБЯ!Что за странный маяк виднеется вдалеке?Кто сидит на дереве, сияет, мечтая о маяке? Что лежит в банке из-под грибов, почему она светится? Знаете, скоро все закрутится и завертится!И тебе, слышишь, ТЕ-БЕ, откроется тайна. Мы ищем ТЕБЯ, рожденного неслучайно, самого необычайного!
Кроме того, нашла ещё один интересный способ соединить «душу» и современные технологии. Можно предложить создать буктрейлер по мотивам прочитанного произведения. Нам, ученикам, придётся изучить достаточно много литературы по анализу произведения, которая сможет «очистить» нашу душу. Мы сами этого не заметим…
Может, кто-то не поверит, но в нашей семье является традицией семейный просмотр «старых», как я их называю, кинокартин: «Девчата», «По семейным обстоятельствам», «Усатый нянь», «Полосатый рейс», «Большая перемена», «Мачеха» и этот список можно ещё продолжить… Почему? Например, последний просмотренный фильм – «Спортлото-82». Он имеет свое особое значение, его могут оценить даже современные дети, привыкшие к компьютеру. Красивые актеры, исключительно юмористический сюжет, хороший конец — вот что нужно людям, которые хотят оставить себе объективное мышление, чувство юмора и способность сопереживать другим. Стоит сказать о том, что, наверное, самой главной направленностью советского кино являлось то, что всех людей учили добру и самоотверженности. Это касалось всех сфер жизни. Нужно научить любить родину вопреки всему, не смотря на то, что возможно, на родине человек не нашел совершенную жизнь.
Поэтому предлагаю устраивать семейные кинопоказы, школьные просмотры фильмов, «с душой», которые заставляют нас, школьников, думать, смеяться и плакать. Не просто смотреть, а устраивать просмотр с последующими обменами мыслей и критическими комментариями (наподобие передачи «Закрытый показ» с А. Гордоном).
Изучая раздел «Культура» в ленте новостей, узнала, что экология природы не имеет будущего без экологии души. Так студенты московского педагогического университета в рамках курса по выбору Сценические практики поставили развивающий спектакль для детей «Петушок – Золотой гребешок», по мотивам русской народной сказки. В спектакле ставятся задачи формирования правильных представлений о детско-родительских отношениях. А именно – формирование уважительного отношения к родителям, как представителям старшего поколения. Важно? Да.
Поэтому, на мой взгляд, и с нами, обычными учениками, необходимо организовывать небольшие поучительные представления. Вживаясь в героев, мы научимся понимать, что значит всегда оставаться Человеком.
Мама на уроках литературы часто говорит своим детям: «Любовь должна быть деятельна!» Раньше я не понимала, что это значит… Ведь они анализируют взрослые большие произведения, обсуждают важные проблемы. Теперь я понимаю, если я люблю свою страну, люблю свой город, то я должна что-то сделать сама, чтобы мой город стал «сильным» городом. Поэтому важно напоминать нам, детям, что экология души начинается с экологии вокруг. Если привлечь к волонтёрскому движению, которое принимает участие в уборке берега реки Черемшан; помогает бездомным животным, то тогда, город будущего…сильный и чистый, а мы, его жители…с чистой душой. Но мне хотелось бы, чтобы в ближайшем будущем появилась государственная программа, которая оказывала бы помощь таким организациям. Иногда им не хватает средств, помещений… Важно поддержать, потому что развитое и успешное государство – это не только «цифры», это и … душа…мораль. Именно большой душой и отличается Россия от других государств!
От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле. Каждому из нас нужно задуматься о том, что важно не только вкусно поесть, но и то… что как развивается наша душа…
Заключение
В заключении хочу напомнить вам притчу о двух волках:
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:— А какой волк в конце побеждает?Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.«Душевная экология» — это дело самого человека. Ты – это твои действия, и нет другого тебя… С.Экзюпери.
Список использованных источников