Введение
История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Любой костюм складывается на протяжении столетий, поэтому обязательно воплощает в себе историю нации, её национальные ценности. Как часть народной души, он имеет большое историческое и художественное значение.
Нам трудно сейчас представить, как жили дворяне в XVI веке. Для того чтобы анализировать литературное произведение на историческую тему, надо понимать ту эпоху, те обычаи, о которых пишет автор. В произведении А.К.Толстого «Князь Серебряный» речь идёт об эпохе царствования Ивана Грозного.
XVI век... Эпоха Ивана Грозного... В сознании возникают страшные картины бесчинств опричников, моря крови, пытки, казни. Н.М. Карамзин писал: "Опричник, или кромешник (так их называли, как бы извергов тьмы кромешной), мог безнаказанно теснить и грабить. Затейливый ум Иоаннов изобрел достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и метлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию". Опричнина - в царствование Ивана Грозного - система чрезвычайных мер для подавления боярской власти, которая отличалась варварскими средствами: террором, пытками, массовыми казнями, разорением купечества.
Многие наименования одежды, встречающиеся в произведении, нам не понятны и требуют не только обращения к словарю, но и обширного бытового и исторического комментария.
Цель: узнать, как одевались люди Московской Руси в середине XVI века.
Задачи:
- выяснить, как одевались царь, именитые бояре и боярыни, опричники;
- узнать, в чем особенность русского костюма середины XVIвека;
- выяснить, какие украшения носили люди Московской Руси.
Актуальность исследования обусловлена познавательным интересом к данной теме.
Объектом данного исследования является роман А.К.Толстого «Князь Серебряный»
Предметом данного исследования является одежда людей XVI в.
Методы, применяемые в ходе исследовательской работы:
1) поисковый; 2) аналитический; 3) систематизация; 4) практический.
Практический результат: предложенный нами материал расширит кругозор учащихся, повысит интерес к предмету, поможет осмыслить историческое прошлое и сохранить традиции.
Проанализировав результаты анкетирования, мы решили провести внеклассное мероприятие в 10 «Б» классе, чтобы дать представление о русском костюме эпохи Ивана Грозного.
I.Основная часть 1.1. Эксперимент (опрос, тестирование)
Ученикам были предложены следующие вопросы:
1. Знаете ли вы, какую одежду бояре, купцы и простолюдины носили во времена Ивана Грозного?
2. Какие украшения носили богатые и бедные люди?
3. Хотели бы узнать об этом подробнее?
Так нами были найдены слова совершенно незнакомые учащимся (кафтан, кушак, яхонт), малознакомые, т.е. они их слышали, но не знают лексического значения (венец, соболем отороченную, шубу бархатную), и, наконец, те, которые дошли до наших дней (шуба, ожерелье, запонки, шапка, перстень, медный крест).
Ответы учащихся по опросу были следующими. Почти 85% не знали, какую одежду носили люди во времена Ивана Грозного; 51% учащихся на второй вопрос называли те украшения, что носят в наше время, предполагая их использование и в эпоху Средневековья, и 91% учащихся хотели бы узнать и об одежде и украшениях, а также о том времени, эпохе царствования Ивана Грозного.
Ребятам были предложены тестовые задания с несколькими вариантами ответов.
1. Что такое кафтан?
а. Жилет б. Длинное пальто в. Куртка г. Не знаю
2. Что такое кушак?
а. Ремень б. Еда в. Пояс г. Не знаю
3. Что такое яхонт?
а. Ласковое слово б. Драгоценный металл в. Драгоценный камень г. Цвет
4. Что такое перстень?
а. Перчатки б. Кольцо с камнем в. Палец
В эксперименте приняло участие 40 учащихся 7-х классов.
Результаты тестирования следующие:
На первый вопрос «Что такое кафтан?» 65 % учащихся не знали ответа.
На вопрос, что такое кушак, учащиеся ответили следующим образом:
14% отметили, что кушак - это ремень, 23% -еда, 4 % - пояс, а 59% не знали вообще, что это такое.
Следующий вопрос заинтересовал учащихся, так как они слышали выражение «яхонтовый ты мой», но не понимали значения этого выражения. На вопрос «Что такое яхонт?» 21% учащихся указали, что это ласковое слово, 25% - драгоценный металл, 15% - драгоценный камень, 9% - цвет, 20% - не знали ответ на этот вопрос.
К удивлению, вопрос «Что такое перстень?», также вызвал сомнения у учащихся. Результаты таковы: 12% учащихся ответили, что это перчатки, 68% - кольцо с камнем, 7% посчитали, что перстень происходит от слова «перст», поэтому это палец, и 13% не знали ответа.
1.2.Семантика слова «одежда» и «украшение»
Современное слово «одежда» является заимствованием из церковно-славянского языка и обозначает совокупность предметов, которыми прикрывают тело". Оно развилось из праславянского слова odědja вследствие изменения в старославянском языке dj в дж
Общие цели одежды:
• защита от холода, жары и других природных факторов; прикрытие наготы, когда это соответствует культуре поведения; украшение (мода); гигиена; вспомогательные функции (например, спецовка, карманы); сигнальная функция: в одежде заложена информация о социальном статусе, о возрасте, о поле, о национальности, о наличии вкуса, о некоторых психологических особенностях человека.
В современном толковом словаре русского языкаТ.Ф. Ефремовой «украшение»—
1. процесс действия по гл. украшать, украшаться;
2. результат такого действия; то, что украшает, создает красивый вид.
3. перен. тот, кто приносит славу чему либо, является гордостью чего - либо.
Одежда сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Ещё в те времена, когда первобытный человек обитал в пещерах, чтобы согреться и защитить себя от сырости, он использовал шкуры, снятые с добытых на охоте зверей. Можно сказать, что с этого времени и началась история возникновения некоторых элементов нашего гардероба.
Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология и литература.
1.3.Исторический роман «Князь Серебряный». Герои
Исторический роман «Князь Серебряный» создавался свыше 10 лет. Первый раз он был опубликован в «Русском вестнике» в 1862 году.
Создавая роман, Алексей Константинович заимствовал фактический материал из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Но он отступал от исторических фактов, допускал вымысел, старался создать общую, правдивую картину жизни.
Главные исторические лица – носители зла: Иван Грозный, Малюта Скуратов, Вяземский и Басманов. Им противопоставлены вымышленные герои с историческими фамилиями: Серебряный, Морозов. Толстой построил свое произведение на остром историческом конфликте: столкновение благородной личности, которая ставит интересы Родины превыше всего, с деспотической властью царя. Царь и опричники, страшные в своем диком произволе, производят на читателя отрицательное, жуткое впечатление.
А.К. Толстой очень тонко и красочно показал образ Ивана Грозного и его соратников, а так же быт простых крестьян в Древней Руси.
В романе рассказано о благородном воеводе, князе Серебряном, который по возвращении с Ливонской войны столкнулся с бесчинствующей шайкой опричников и понял, что в русском государстве творится что-то неладное. Дальнейшие бесчинства он встречает при дворе Ивана Грозного в Александровской слободе. Несмотря на глубокое отвращение к преступному окружению царя во главе с Малютой Скуратовым, князь сохраняет верность государю.
1.4.Образ Елены Дмитриевны. Одежда женщины боярского рода
Один из притягательных образов романа А. К.Толстого – образ Елены Дмитриевны, возлюбленной князя Серебряного. Спасаясь от посягательств князя Вяземского, одного из опричников царя, она выходит замуж за Дружину Морозова, друга ее покойного отца.
Впервые на страницах романа мы встречаем Елену в 5 главе: «На ней был голубой аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные рукавами, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя алмазными запястьями, или зарукавниками.
Поработав со справочной литературой, выяснили, что представлял собой костюм женщины боярского рода в середине XVI века.
Итак, его основу составляла длинная рубаха, поверх которой надевали летник с длинными широкими рукавами. Летник был прямого покроя, расширенный за счет боковых клиньев до 4 м внизу. Особенностью летника были широкие колоколообразные рукава, сшитые от проймы только до локтя. Далее они свободно свисали до пола остроугольными полотнищами ткани. Так как рукава были очень длинными, то обычно женщина, носившая летник, держала руки согнутыми в локте, чтобы концы рукавов не волочились по земле. Внизу рукава украшали вошвами — треугольными кусками атласа или бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь.
Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником. Мех для ожерелий подкрашивали обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.
В зависимости от социального статуса запястья рукавов рубахи, а также подол летника могли расшиваться как простыми нитями или тесемками, так и золотом, жемчугом. Цвета летников были различны. Упоминаются летники лазоревые, зеленые, желтые, но чаще всего красные.
Голову именитой замужней женщины украшала кика, состоящая из обруча, чехла — «сороки» и назатыльника. Деревянный или кожаный обтянутый тканью обруч имел различную форму: полумесяца, подковы, лопаты. К нему прикрепляли чехол — «сороку» и назатыльник, которые делались из дорогой, украшенной вышивкой ткани.
Самым нарядным головным убором был кокошник, цельный, украшенный жемчугом, с очень высокой передней частью. Иногда к нему прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани.
Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями — сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна — низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.
Девицы обычно носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волос. Косу они украшали, вплетая в нее нити жемчуга, ленты. Вместо лент косу могли украшать накотиком — обтянутым дорогой тканью, кусочком бересты или кожи. Часто вокруг головы повязывали ленту или мягкую повязку из ткани, а иногда надевали жесткий венец, напоминающий кокошник, но не имевший дна.
Уши Елены Дмитриевны украшали длинные алмазные серьги. Помимо серег женщины могли украсить себя браслетами, перстнями и кольцами. Шея украшалась множеством крестиков и образков.
На ногах у Елены Дмитриевны были сафьяновые сапоги с золотой нашивкой.
Женщины в XVI веке носили также кожаные, бархатные, атласные сапоги и башмаки. До XVII в. обувь была без каблуков. Во время поцелуйного обряда Елена Дмитриевна предстала перед гостями в богатом сарафане. Первоначально сарафан относился к мужской одежде, и лишь с XVI века его стали носить женщины, причем не только зажиточные боярыни, но и крестьянки.
Типы сарафанов были многообразны: комнатные, уличные, в виде цельного платья без рукавов или юбки на лямках, надевавшиеся через голову и распашные, «глухие» и застегивающиеся спереди на пуговицы (их искусно ковали из металла или вырезали из дерева). Сарафаны шили из плотных и ярких цветных материй. Простейшие, для полевых работ — из домашней крашенины, нарядные — из дорогих привозных тканей. Украшались готовые платья золотой нитью «в прикреп», кружевом, драгоценными камушками. Сарафаны не подпоясывались.
Иноземные путешественники XVI и XVII веков описывают женскую одежду так:
«Благородные женщины, называемые женами боярскими, носят на голове тафтяную повязку, обыкновенно красную, а сверх нее шлык, называемый науруса, белого цвета. Сверх этого шлыка надевают шапку из золотой парчи, называемую шапкой земскою, с богатою меховою опушкою, с жемчугом и каменьями, но с недавнего времени перестали унизывать шапки жемчугом, потому что жены дьяков и купеческие стали подражать им. В ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые, с рубинами, сапфирами или другими драгоценными каменьями. Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка, с двумя длинными висящими кистями. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом. На шее носят ожерелье, в три и четыре пальца шириною, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными каменьями».
1.5.Украшения к одежде
Украшением могли служить как меха, драгоценные камни, дорогие ткани, так и изделия из драгоценных металлов. Отдельно можно выделить и ткани, из которых шилась одежда знати ( шубу бархатную, кушачком шелковым, парчовый кафтан, шелковые товары, наряды парчовые, шелковой фатой), меха (шапка соболиная, черным соболем отороченную), драгоценные камни и металлы (златом венце, перстенёк яхонтовый, ожерелье жемчужное, хочешь золота али жемчугу, ярких камней, медный крест, дары драгоценные).
В начале XVII века в Москве существовал специальный рынок по продаже жемчуга – жемчужный ряд. Делами на этом рынке заправляли купцы - жемчужники, самый известный из них тверской купец Афанасий Никитин.
Верхняя одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная, с пышными и полными рукавами, висящими до земли, застегивается спереди большими золотыми или по крайней мере, серебряными вызолоченными пуговицами, величиною почти в грецкий орех. Сверху под воротником к ней пришит еще другой большой широкий воротник из дорогого меха, который висит почти до половины спины.
Последний раз мы видим Елену Дмитриевну в стенах монастыря. На ней черная монашеская одежда, да и имя у нее теперь другое - сестра Евдокия.
1.6.Мужская одежда времен Ивана Грозного
Старинная русская одежда по покрою была одинакова как у царей, так и у крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.
Костюм царя отличался от одежды знати только в особо торжественных случаях. Тогда он состоял из царского платна — распашной длинной одежды, очень расширенной книзу, с широкими короткими рукавами. Линия застежки встык, борта, низ платна и низ рукавов обшивались декоративной полосой. Сверху надевался круглый широкий воротник — барма и головной убор — тулья конусообразной формы с меховым околышем. Царские облачения настолько живописны, ярки и богаты, что в описаниях иностранцев их сравнивали с «солнцем, убранным звездами».
Одеяние царя Ивана Грозного в романе Толстого описывается так:
«Длинная парчовая одежда его, испещренная узорами была окаймлена вдоль разреза и вокруг подола жемчугом и дорогими каменьями. Драгоценное перстяное ожерелье украшалось финифтевыми изображениями спасителей, богоматери, апостолов и пророков…»
А какая одежда была у слуг Ивана Грозного? В романе находим такое описание: «Они заменили парчовые доломаны летними кунтушами из белого аксамита с серебряным шитьём и собольею опушкой…»
Доломан – старинная верхняя одежда, убранная пуговицами.
Парча – золотая или серебряная ткань из шелка, протканная золотом, серебром.
Кунтуш – род верхней мужской одежды со шнурами и откидными рукавами.
Своеобразной была и одежда опричников Ивана Грозного. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность царю и готовность вымести измену из страны.
«Впереди скакал чернобородый детина в красном кафтане, в рысьей шапке с парчовым верхом. К седлу его привязаны были метла и собачья голова…»
«Один из них, в кармазинном кафтане с золотыми кистями и в белой парчовой шапке…»
Парчовая шапка- это шапка, сшитая из парчи.
«Царские телохранители блистали золотом. На каждом из них была бархатная или парчовая тафья, усаженная жемчугом и дорогими каменьями…»
Тафья — маленькая плоская и круглая шапочка, плотно закрывающая макушку головы — подобие тюбетейки или ермолки, которую носили в старину (обычно под шапкой).
У А. К. Толстого в романе читаем: «В это время два всадника показались на улице. Один из них, кармазинном кафтане с золотыми кистями и белой парчовой шапке, из-под которой вились густые русые кудри…».
Князь Серебряный— герой исторического романа А.К.Толстого «Князь Серебряный». Кафтан, надетый на нем, - основная мужская одежда этого времени. Кафтаны были очень разные. Одни короткие, другие длинные из узорчатых дорогих тканей. На некоторых делали отделку петлицами, пришивали металлические, деревянные пуговицы. На других красиво вышивали воротник и низ рукавов золотом и серебром. Один из видов кафтана – становой кафтан с широкими и недлинными рукавами; вверху застегивали запонкой, шили преимущественно из шелковых материй.
Еще один герой произведения – князь Афанасий Вяземский, безответно влюбленный в Елену Дмитриевну. Вот его портрет в романе свидетельствует о том, насколько красочным и декоративным был русский костюм: «На князе был белый атласный кафтан. Из-за низко вырезанного ворота виднелось жемчужное ожерелье рубахи. Жемчужные запястья плотно стягивали у кистей широкие рукава кафтана, небрежно подпоясанного малиновым шелковым кушаком с выпущенной в два конца золотой бахромой, с заткнутыми по бокам узорными перчатками. Бархатные малиновые штаны заправлены были в желтые сафьянные сапоги с серебряными скобами на каблуках, с голенищами, шитыми жемчугом и спущенными в частых складках до половины икр. Поверх кафтана надет был внакидку шелковый легкий опашень золотистого цвета, застегнутый на груди двойной алмазной запоной. Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером».
Кафтан представлял собой узкое платье, с рукавами узкими, длинными и со сборами. Длина его не заходила далее колен; воротник делался высокий и стоячий, закрывавший весь затылок, и назывался козырем. Кафтан шился из легкой и тонкой материи, редко из сукна.
Спереди застегивался петлями на пуговицах с длинными кисточками; у запястий рукава связывались тесьмянными, металлическими и ременными зарукавьями. Богатые украшали жемчугом и камнями. Козырь или стоячий воротник, предмет щегольства и роскоши, делался атласный, бархатный и парчовый: он вышивался серебром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями.
Опашень – летняя верхняя мужская одежда; широкий долгополый кафтан, как ферязь, но с короткими, широкими рукавами. Опашень накидывался на становой кафтан.
Ферязь – мужское долгое платье, с длинными рукавами, без воротника и перехвата, еще один вид кафтана, появился в костюме бояр как выражение их сословной принадлежности и имущественного положения.
Немалую роль играли в костюме пояса и кушаки из кожи, шелка, парчи, бархата, простой веревки, вышитые золотом, жемчугом, драгоценными камнями, металлическими бляхами, галуном. Часто к поясам подвешивали украшения и небольшую сумку-кошелек калиту. Благодаря разной манере ношения пояса подчеркивали прямо противоположные качества фигуры. Надетые на уровне талии «добрыми молодцами» и воинами, они подчеркивали стройность фигуры; спущенные на линию бедер с большим напуском верхней части одежды, пояса акцентировали полноту, дородность, высоко ценимые в эстетических представлениях боярства.
Как и слово кафтан, слово кушак вышло из активной лексики русского языка, поэтому мы обратились к словарям. В словаре С.И.Ожегова находим: кушак - муж. пояс или опояска, широкая тесьма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одеже. В словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона «кушак» — это иное название пояса и было оно заимствовано из тюркских языков. В татарском языке находим кушак – пояс, кушак.
Пояс являлся своеобразным оберегом. Красный пояс, подаренный женой мужу, должен был охранять его от дурного глаза и чужих жён. Удар поясом считался пожеланием удачи (так ударяли поясом свата, отправлявшегося на сватовство). Особым оскорблением было сорвать пояс. Такого человека считали обесчещенным, и он должен был отомстить обидчику.
Запона – застежка, при помощи которой держался опашень.
Мурмолка – шапка с узорчатыми, поднятыми кверху, разрезанными спереди и украшенными каменьями полями, иногда опушенными мехом, носили молодые люди
Характерной мужской одеждой этого периода была также шуба — распашное изделие объемного, расширенного книзу силуэта с длинными широкими рукавами и отложным меховым воротником. Шубу не только надевали, выходя на мороз, но обычай позволял хозяевам сидеть в шубах даже во время приема гостей. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце
Еще один персонаж это боярин Дружина Андреевич Морозов, муж Елены Дмитриевны.
«Стоял боярин Морозов в бархатном зеленом кафтане, в парчовом терлике нараспашку…»
Терлик - род верхнего платья в древней Руси
«Дружина Андреевич, отслушав молебен, вошел в добром платье, в парчовом кафтане, с собольей шапкою в руках…»
Соболья шапка – шапка, сделанная из соболиного меха.
Заключение
В процессе выполнения этой работы мы показали, что одежда - социальное явление. Она демонстрирует статус владельца, отражает стремление к роскоши, помпезности, блеску. Одежда бояр, придававшая фигуре торжественную величавость, стала сочетаться с особой эффектностью декоративного оформления. Одежда является органичной человеку формой культуры. Она важный и значимый источник информации о человеке, определяющий его возрастную, национальную и социальную принадлежность, выявляющий этические и эстетические характеристики, вкусы и привычки.
Таким образом, поставленная нами цель достигнута. Мы выделили наименования одежды и украшений в произведении А.К.Толстого, дали толкование. Нами была исследована дополнительная литература, в процессе работы поняли, что одежда и украшения как часть национальной культуры раскрывают эпоху Ивана Грозного.
Предложенный нами материал расширит кругозор учащихся, повысит интерес к предмету, поможет осмыслить историческое прошлое и сохранить традиции.
«Многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и тёмных недрах минувшего»,- этими словами заканчивается роман «Князь Серебряный».
Литература
1.А.К.Толстой «Князь Серебряный», М., 1996г.
2.Википедия. wikipedia.org/wiki/Одежда.
3. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. М., 2010г.
4.Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение. М., Изд-во МГУК, 2002г.
5. История русского костюма XVI – XVIIвека. Е.В.Киреев, М:, Просвещение, 1970г.
6.Ожегов С.И. Словарь русского языка. /Под ред. Шведовой Н.Ю. М., Русския язык, 1986г.
7.Русская народная одежда. Под редакцией Г.А. Храмцова. М., Изобразительное искусство, 1974г.
8. Федоров А. В. «Литературный портрет А. К. Толстого» «ЛвШ» №8 за 2002 год
9.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. С.-Пб, 1890-1907гг.
10. http://ulmuzeum.narod.ru/kostum/kostum.html