Мир будущего в романе И. Ефремова «Туманность Андромеды»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мир будущего в романе И. Ефремова «Туманность Андромеды»

Мельников Е.А. 1
1МБОУ «Вырицкая средняя общеобразовательная школа №1»
Ягодкина М.В. 1
1ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время появилось большое количество работ, посвященных отдельным особенностям творчества И.Ефремова, однако, это не привело к воспроизведению целостной картины созданного им мира. В связи с этим, представляется интересным и актуальным проанализировать вопросы видения И.Ефремовым мира будущего.

Выбор темы исследования обусловлен не только интересом к тому, каким видели будущее в середине прошлого века, но и тем историческим фактом, что Иван Ефремов является уроженцем нашего посёлка Вырица.

Роман И. Ефремова «Туманность Андромеды» был написан в 1957 году, но автор переносит действие сюжета на несколько тысячелетий вперёд, представляя читателю абсолютно новую Вселенную. Основной особенностью творческого метода И. А. Ефремова является наглядность, то есть создание предельно четких описаний, позволяющих представить изображаемое до мельчайших деталей, что приводит к появлению своеобразного литературного стиля, неоднозначно воспринимаемого критиками. В представленном романе очевидна попытка И. Ефремова дать представление об обществе будущего в максимально возможной полноте. В этом произведении соединяются интерес к античности с мировидением русского космизма, утверждающего принципиальное родство человека и макрокосма. Описание мира будущего в романе отличается продуманностью и внутренней непротиворечивостью авторской концепции. Несомненно, что общественное устройство, описанное в романе «Туманность Андромеды», обдумывалось прозаиком на протяжении достаточно длительного времени, много раз изменялось и пересматривалось.

Цель работы заключается в выявлении особенностей представления И.Ефремова об устройстве мира будущего.

В соответствии с поставленной целью предполагалось решение следующих задач:

1. Проанализировать научные источники по теме исследования.

2. Выявить особенности антиутопии как литературного жанра.

3. Определить принципы устройства общества в романе И. Ефремова «Туманность Андромеды».

4. Сопоставить «мир будущего» в романе и современную действительность.

Объектом исследования стало прозаическое художественное творчество И. А. Ефремова и его видение развития общества в будущем. Предмет исследования ‒ художественный мир, созданный И. А. Ефремовым в произведении «Туманность Андромеды», его происхождение, особенности развития и закономерности. Материалом работы служит текст романа И. А. Ефремова «Туманность Андромеды».

Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения в котором приводится .

Глава 1. ТЕОРЕТИЧИСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РОМАНА «ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ» 1.1 История создания романа «Туманность Андромеды»

И. А. Ефремов – отечественный писатель-фантаст, палеонтолог, путешественник, энциклопедист и мыслитель. Он родился 22 апреля 1907 года в Вырице. Его отец, Антип Харитонович Ефремов, выходец из заволжских крестьян-староверов. Мать будущего писателя, Варвара Александровна Ананьева, происходила из крестьянской семьи, проживавшей в окрестностях Вырицы. Помимо этого, в вырицкой библиотеке действует единственный в России музей Ефремова. Сама библиотека была построена ещё до революции, но в процессе войны неоднократно гибла. Была окончательно восстановлена в 1965 году. Один из поклонников творчества писателя передал музею первые издания книг – «Звездные корабли» и «Путешествия Баурджеда». Выставка была открыта в 2004 году. Попытка изобразить людей далекого будущего оказалась для автора особенно трудной. Он пришёл в литературу из-за научных проблем, которые его волновали. Также, Ефремова давно занимала мысль о полете человека в космос, на иные галактики.

5 января 1957 года в первом номере журнала «Техника - молодёжи» началась публикация романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» - этапного в развитии советской фантастики. Это произведение называли «удачной утопией будущего». Общество будущего у Ивана Ефремова не существует в рамках только одной планеты. «Туманности Андромеды», то это произведение, долгие годы бывшее не просто фантастическим романом для читателей в СССР, а потом и в России, а нравственным ориентиром, показывающим каким может быть человек при разумном устройстве общества, самодисциплине, стремление к развитию.

Возможно, что сам Ефремов никогда не встречал в современном ему обществе людей, в точности похожих на героев «Туманности Андромеды», таких как Дар Ветер, Мвен Мас, Веда Конг или Эвда Наль. Однако, многие черты их были понятны его современникам, близки и заставляли совершенствовать себя и окружающий мир.

Иван Ефремов никогда не лакировал советскую действительность: темы репрессий, преступности, нравственных пороков звучат в книгах, посвященных современному ему периоду. И как отголоски - в будущем. Не случайно, в «Туманности Андромеды» одной из задач воспитания в школах является противодействие подобному. Судьба ученого Мвен Маса, который ради этически сомнительного, но яркого научного открытия подверг риску жизни тех, кто помогал ему - пример того, как в будущем будут решаться подобные проблемы. Мвен Мас раскаивается в своём поступке, добровольно удаляется в изгнание на Остров Забвения - убежище для тех, кто желает скрыться от общества или жить руководствуясь только личными желаниями и страстями. От дальнейшей деградации его спасает любовь и чувство ответственности перед доверившимися ему людьми.

В «Туманности Андромеды» есть несколько сюжетных линий. Любителям фантастики будут интересны космические путешествия героев, те, кто интересуется историей найдет в книге много нового из этой области знаний. В книге есть описания педагогики будущего, вызвавшие в советское время много дискуссий, как и тема семьи и взаимоотношений мужчины и женщины. У Ефремова вся система жизни и работы человечества в будущем будет устроена именно так, чтобы человек мог получать радость и удовольствие. Опасным психическим симптомом в понимании Ивана Ефремова является потеря интереса к жизни. Равнодушие по Ефремову — это симптом болезни личности.

Что касается самого автора произведения - Ивана Антоновича Ефремова, учёного-палеонтолога, создателя нового научного направления - тафономия, писателя и философа, его личность и жизнь до сих пор остаются загадкой. Идеи Ивана Ефремова опережали время, в котором он жил и даже при его жизни появились слухи, что Ефремов - инопланетянин, индийский йог и так далее. Во всяком случае, Ефремов был человеком, обладающим экстраординарными способностями.

Иван Ефремов скончался 5 октября 1972 года, а через месяц после его смерти в квартире писателя сотрудники провели обыск. По факту смерти было заведено уголовное дело, которое было прекращено 4 марта 1974 года. И это еще одна тайна Ивана Ефремова.

1.2 Научная фантастика как жанр

Научная фантастика - особый вид фантастики, произведения которого содержат фантастические допущения, не противоречащие основам позитивного знания, соблюдают принцип научной и художественной достоверности [15]. Один из немногих видов искусства, который занимается анализом глобальных общечеловеческих проблем. Цель данного жанра - из традиционной реальности выйти на уровень рефлексии и предложить различные варианты решения этих проблем. Научная фантастика возникла из потребности художественного осознания инноваций, которые привнесла наука в современный мир. Сфера проявления научной фантастики в сегодняшней культуре велика. Это различные произведения литературы, кинематографа и живописи. Научная фантастика помогает развитию творческого мышления, подключению к работе подсознания, способствует появлению наиболее существенных новых идей. Основу образного мышления составляют воображение и фантазия, необходимые для любой плодотворной деятельности. Применяются средства и методы художественного и научного познания. Благодаря научной фантастике была осуществлена попытка переоценить реализацию ею функций искусства и науки. Данный жанр влияет как на сознание, так и на психическую и подсознательную составляющие человека. Развитие фантастики может быть соотнесено с коренными изменениями, которые произошли и происходят в социальной, научной, технической и информационной сфере жизни общества.

Научная фантастика возникла и существует как своеобразная форма ответа на основные проблемы культуры и философии, в частности: что есть окружающий человека мир и что есть мир человека, каким видятся в будущем мир человека и сам человек.

Самое интересное в фантастике – достоверность, связанная с переходом фантастики из области фольклора в область литературы. Поэтика фантастики и фэнтези во многом развивают поэтику фольклорной волшебной сказки, то они позаимствовали у нее и такую структурообразующую особенность, как законы фантастического мира. Законы, без которых попросту невозможно создать устойчивый фантастический Космос как автономное образование.

Поэтика научно-фантастической литературы позаимствовала многие жанровые особенности у поэтики волшебной сказки. В частности, можно отметить главную закономерность – закрытость фантастического мира, из которой следуют особенности, имеющие для жанра фантастики характер законов: разделение на «свое» и «чужое»; отсутствие проблемы выбора судьбы; противопоставление взгляда «извне» и взгляда «изнутри»; требование держать данное слово. Мир, построенный И. А. Ефремовым в своих произведениях отвечает всем требованиям, предъявляемым к альтернативным фантастическим мирам.

1.3 Жанр утопии и антиутопии

Утопия в литературе - художественное произведение, содержащее картину идеального общества, населенного абсолютно счастливыми людьми, живущими в условиях совершенного государственного устройства. Утопическое сознание свойственно всякому обществу, в котором существуют развитые противоречия. Суть его состоит в мысленном «снятии» этих противоречий, в представлении о том, как должно выглядеть общественная жизнь в идеале. Кризис традиционного общества и модернизация, с одной стороны, повлекли реальное преобразование общества, с другой – обострение противоречий. Эта ситуация оказалась благоприятной для возникновения утопического сознания. В современной литературе утопия рассматривается среди жанров научной фантастики. Благодаря Томасу Мору в западноевропейской литературе 16–17 веков окончательно складывается жанровая структура утопии и её основной тематический принцип – подробное описание регулируемой общественной жизни.

Антиутопия – полная противоположность жанру утопии. Она берёт на себя функцию критическому отношению к обществу. Этот тип утопии сформировался во второй половине 19 века. Антиутопии – противоречивое явление, в котором встречаются как консервативные, так и прогрессивные черты. Но в лучших произведениях этого типа возникла новая идейная функция – предупреждать о не желаемых последствиях развития буржуазного общества и его институтов.

XX век - это эпоха не появления антиутопий, а их распространения, сами же антиутопии появились значительно раньше, и даже в произведениях Достоевского можно обнаружить предпосылки к появлению антиутопии.

В числе причин, вызвавших появление антиутопии, можно назвать революционные изменения в науке и технике, появление тоталитарных режимов с их презрением к свободной личности, и вызванный всем этим социальный пессимизм.

Утопия и антиутопия, сосуществовавшие на протяжении длительного периода времени, прежде чем были обозначены самими авторами и читателями как литературный жанр («Утопия» Т.Мора была в этом отношении первым опытом), осмысливались и интерпретировались с позиций определенной культуры и универсальных литературных архетипов. С течением исторического и литературного времени постоянное взаимодействие утопии и антиутопии приводит к взаимному эстетическому «отягощению», к тому, что принципиальное различие между ними становится все более проблематичным, менее заметным на поверхности текста. В контексте новейшей русской и мировой антиутопии, значительно пошатнувшей эстетический канон утопии, подобное взаимоположение утопии и антиутопии кажется особенно драматичным, потому что новая антиутопия принуждает по-новому же прочитать утопию, чтобы попытаться уловить в ней информацию, ускользнувшую в контекстах прежних прочтений.

Главный компонент утопической структуры – проект будущего, который должен быть составлен умело и занимательно. Второй компонент – культурный, происходящий из идейно-философской, социальной и пр. парадигмы эпохи, из которой должен исходить утопист, придумывая свои проекты. Здесь важно отметить, что реальная духовная и интеллектуальная (учитывающая уровень научно-технических достижений) атмосфера эпохи является плацдармом для включения фантазии, без которой немыслима ни одна утопия и которая тоже входит ведущим компонентом в ее структуры.

Утопия/антиутопия – регулятивный жанр, требующий регламента отношений всех элементов произведения. Отношения утопии с реальной действительностью проявляются через отраженное в утопической метафоре изначальное, архетипическое противоречие человека: с одной стороны, человек - природная (телесная) субстанция, с другой, – носитель сознания, личность, (онтологически) направленная к познанию мира и самого себя. В диалектическом совмещении этой противоположности возникает утопизм как определяющая черта сознания и, воплощенная в фантастике утопии через вторичную условность, формирует особый «реализм» утопии, парадоксальность которого в том, что утопия ближе подходит и точнее отражает подлинность человека, чем любой другой жанр литературы.

Глава 2. МИР БУДУЩЕГО В РОМАНЕ «ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ»

При всем утопическом пафосе сочинения И. Ефремова в нем содержатся абсолютно рациональные идеи. В том числе, их можно выделить на нескольких уровнях устройства общества.

2.1 Социально-культурное устройство общества.

Экономика:

“…главный мозг планеты - Совет Экономики.” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 255)

“— Запас анамезона готов только для двух кораблей, — возразил секретарь Мир Ом. — Понадобится десять лет, чтобы, не нарушая экономики, приготовить корабль ещё для одного полёта. Напомню, что сейчас много производительных сил отнимет восстановление спутника.

— Я предвидел это, — ответил Дар Ветер, — и предлагаю, если Совет Экономики найдёт возможным обратиться к населению планеты. Пусть каждый на год отложит увеселительные поездки и путешествия, пусть выключат телевизоры наших аквариумов в глубинах океана, перестанут доставлять драгоценные камни и редкие растения с Венеры и Марса, остановят заводы одежды и украшений. Совет Экономики определит лучше меня, что следует приостановить, чтобы бросить сэкономленную энергию на производство анамезона. Кто из нас откажется сократить потребности только на один год, чтобы принести нашим детям великий дар — две новые планеты в живительных лучах зелёного, приятного для наших земных глаз солнца!” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 274)

Политика:

“–… Теперь главенства нет потому, что действия каждого Совета немыслимы без всехостальных Советов.

Веда нарисовала на песке круги основных управляющих учреждений.

– Вот в центре Совет Экономики. От него проведём прямые связи к его консультативным органам: АГР – Академия Горя и Радости, АПС – Академия Производительных Сил, АСПБ – Академия Стохастики и Предсказания Будущего, АПТ – Академия Психофизиологии Труда. Боковая связь – с самостоятельно действующим органом – Советом Звездоплавания. От него прямые связи к Академии Направленных Излучений и внешним станциям Великого Кольца. Дальше…

Веда расчертила песок сложной схемой и продолжала:

– Разве это не напоминает вам человеческий мозг? Исследовательские и учётные центры – это центры чувств. Советы – ассоциативные центры. Вы знаете, что вся жизнь состоит из притяжения и отталкивания, ритма взрывов и накоплений, возбуждения и торможения. Главный центр торможения – Совет Экономики, переводящий всё на почву реальных возможностей общественного организма и его объективных законов. Это взаимодействие противоположных сил, сведённое в гармоническую работу, и есть наш мозг и наше общество – то и другое неуклонно движется вперёд.” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 209)

“— У нас нет простонародья, нет толпы и правителей. Законно же у нас лишь желание человечества, выраженное через суммирование мнений. Для этого есть точные машины.

У нас нет некомпетентных личностей. Каждый большой вопрос открыто изучается миллионами ученых в тысячах научных институтов. Результаты доводятся до всеобщего сведения. Мелкие вопросы и решения по ним принимаются соответствующими институтами, даже отдельными людьми, а координируются Советами по главным направлениям экономики.

— Но есть же верховный правящий орган?

— Его нет. По надобности, в чрезвычайных обстоятельствах, власть берет по своей компетенции один из Советов. Например, Экономики, Здоровья, Чести и Права, Звездоплаванья. Распоряжения проверяются Академиями.” (Ефремов И. Час Быка. СПб, 1970. стр. 36)

Культура, мораль:

“Судя по изделиям, эти старинные реликвии собирались в эпоху, когда люди ещё не отрешились от возникшей в поклонении предкам первобытной привычки считать старое более ценным, чем новое.” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 306)

“С возрастанием уровня культуры ослабевало стремление к грубому счастью собственности, жадному количественному увеличению обладания, быстро

притупляющемуся и оставляющему тёмную неудовлетворённость… Мы помогали вам освободиться от власти мелких стремлений и мелких вещей и перенести свои радости и огорчения в высшую область – творчество. (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 212)

Экология:

“… мы сильно улучшили лик нашей планеты. Мы сильно уменьшили ледяные шапки, образовавшиеся на полюсах Земли в четвертичную эпоху оледенения, и изменили климат всей планеты. Вода в океанах поднялась на семь метров, в атмосферной циркуляции резко сократились полярные фронты и ослабли кольца пассатных ветров, высушивавшие зоны пустынь на границе тропиков. Почти прекратились и ураганные ветры, вообще всякие бурные нарушения погоды. До шестидесятых параллелей дошли тёплые степи, а луга и леса умеренного пояса пересекли семидесятую широту.

Антарктический материк, на три четверти освобождённый ото льда, оказался рудной сокровищницей человечества – там сохранились нетронутыми горные богатства на всех других материках, сильно выработанные после безрассудного распыления металлов в повсеместных и сокрушительных войнах прошлого. (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 48)

“Мы провели полное перераспределение жилых и промышленных зон планеты… Коричневые полосы на глобусе вдоль тридцатых градусов широты в северном и южном полушариях означали непрерывную цепь городских поселений, изготовление громоздкой одежды. Наиболее плотное население сосредоточилось у колыбели человеческой культуры – Средиземного моря. Субтропический пояс расширился втрое после растопления полярных шапок. На севере от северного жилого пояса простирается гигантская зона лугов и степей, где пасутся бесчисленные стада домашних животных. К югу (в северном полушарии) и к северу (в южном) были пояса сухих и жарких пустынь, ныне превращённые в сады. Здесь прежде находились поля термоэлектрических станций, собиравших солнечную энергию. В зоне тропиков сосредоточено производство растительного питания и древесины, в тысячи раз более выгодное, чем в холодных климатических зонах.” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 46)

“Океан – прозрачный, сияющий, не загрязняемый более отбросами, очищен от хищных акул, ядовитых рыб, моллюсков и опасных медуз, как очищена жизнь современного человека от злобы и страха прежних веков. Но где-то в необъятных просторах океана есть тайные уголки, в которых прорастают уцелевшие семена вредной жизни, и только бдительности истребительных отрядов мы обязаны безопасностью и чистотой океанских вод.” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 252)

“Кто из юношей не рвётся в Дозорную службу – следить за появлением акул в океане, вредоносных насекомых, вампиров и гадов в тропических болотах, болезнетворных микробов в жилых зонах, эпизоотий или лесных пожаров в степной и лесной зонах,

выявляя и уничтожая вредную нечисть прошлого Земли, таинственным образом вновь и вновь появлявшуюся из глухих уголков планеты? Борьба с вредоносными формами жизни никогда не прекращалась. ” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 170)

Здравоохранение:

“Земля избавлена от ужасов перенаселения, заразных болезней, вредных животных.” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 145)

2.2 Система образования.

Дошкольное образование:

“Важнейшая сторона воспитания — это развитие острого восприятия природы и тонкого с ней общения. Притупление внимания к природе — это, собственно, остановка развития человека, так как, разучаясь наблюдать, человек теряет способность обобщать. Веда думала об умении учить — драгоценнейшей способности в эпоху, когда наконец поняли, что образование, собственно, и есть воспитание и что только так можно подготовить ребёнка к трудному пути человека.” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 207)

Школа:

“Учитель — в его руках будущее ученика, ибо только его усилиями человек поднимается всё выше и делается всё могущественнее, выполняя самую трудную задачу преодоление самого себя, самолюбивой жадности и необузданных желаний.” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 207)

“Наблюдатели могли во время дежурств заниматься, поэтому большинство из них были ещё не закончившими образования учащимися.” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 112)

“А Чара Нанди окончила высшую школу танцев: обе ступени — древних и современных, — в тон Веде отозвался Карт Сан.

— Мы с Ведой учились тоже, но только в низшей, — вздохнула Эвда Наль.

— Низшую теперь проходят все, — поддразнил художник.” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 161)

“Старшие школьники навещали расположенные поблизости школы первого или второго циклов и наблюдали за учением и воспитанием выбранных подопечных. При тщательности воспитания интегральная помощь учителям была необходима.” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 205)

“Дар Ветер мог повидаться с сыном Грома Орма — председателя Совета Звездоплавания; Гром Орм избрал его наставником-ментором своего сына.

Мальчик вырос и с будущего года приступал к свершению двенадцати подвигов Геркулеса, а пока работал в Дозорной службе в болотах Западной Африки.” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 170)

“— …ближайшие ваши планы — подвиги Геркулеса. Вы знаете, что вам назначено?

— Только первые шесть.

— Ну конечно, другие шесть назначаются после выполнения первой половины, —

Вспомнил Дар Ветер.” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 173)

Высшее образование:

“Закончившие школу семнадцатилетние молодые люди не сразу начинают получать высшее образование, — три года у них идёт пора испытаний, называемая Подвигами Геркулеса. Часть подвигов назначается старшими, часть выбирается самостоятельно. Эти подвиги – серьёзная и ответственная работа, инициация.”

“После подвигов окончательно определялись влечения и способности. Тогда следовало двухлетнее высшее образование, дававшее право на самостоятельную работу в избранной специальности. За долголетнюю жизнь человек успевал пройти высшее образование по пяти-шести специальностям, меняя род работы, но от выбора первой и трудной деятельности – Геркулесовых подвигов - зависело многое. Поэтому они выбирались после тщательного обдумывания и обязательно со старшим советчиком.” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 206)

Профессия:

“Развитие кибернетики – техники автоматического управления, широкое образование и интеллигентность, отличное физическое воспитание каждого человека позволили менять профессии, быстро овладевать другими и без конца разнообразить трудовую деятельность, находя в ней все большее удовлетворение. Все шире развивавшаяся наука охватила всю человеческую жизнь, и творческие радости открывателя новых тайн природы стали доступны огромному числу людей. Искусство взяло на себя очень большую долю в деле общественного воспитания и устройства жизни.” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 45)

2.3 Институт семьи.

Роль женщины:

“… каждая мать рожает ребенка не для себя и не как неизбежную расплату за минуты страсти, а драгоценным подарком кладет его на протянутые руки всего общества. Очень давно в ЭРМ, при зарождении коммунистического общества, сторонники капитализма издевались над этикой свободы брака и общности воспитания детей, не подозревая, насколько важно оно для будущего, и не понимая, на каком высоком уровне надо решать подобные вопросы.” (Ефремов И. Час Быка. СПб, 1970. стр. 130)

“– У вас большая дочь?

– Семнадцать. Сын много старше. Я выполнила долг каждой женщины с нормальным развитием и наследственностью – два ребёнка, не меньше.” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 195)

Роль мужчины:

“…в далеком прошлом женщин Гондваны, южных стран, всегда было больше, чем мужчин, которые гибли в боях со множеством опасных зверей. Позднее, когда в многолюдных странах юга образовались деспотические государства древнего Востока, мужчины во множестве гибли в постоянных войнах, зачастую вызванных религиозным фанатизмом или случайными прихотями деспотов.” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 192)

Дети:

“– Мне невыносима мысль о разлуке с маленьким, моим родным существом, – продолжала поглощённая своими мыслями Низа. – Отдать его на воспитание, едва выкормив!

Веда нахмурилась.

– Одна из величайших задач человечества – это победа над слепым материнским инстинктом. Понимание, что только коллективное воспитание детей специально отобранными и обученными людьми может создать человека нашего общества” (Ефремов И. Туманность Андромеды. Москва, 1984. стр. 288)

Воспроизводство накопленного культурного опыта, как показывает Ефремов, - одна из основных задач будущего, без такого воспроизводства невозможно само существование человеческой культуры и цивилизации. В то же время писатель далек и от излишней оптимистичности в отношении общества и человеческой природы - недаром действие романа происходит в далеком будущем, в ХХХ в. Писатель отчетливо видел всю сложность стоящей перед человечеством задачи, и более того, мысль его была гораздо смелее и свободнее дозволенного в 1950-е гг. Главное препятствие на пути к светлому будущему писатель видел не столько в общественных отношениях, сколько в самом человеке. Показательно в этом отношении, что для достижения социального идеала оказывается необходимой полная очистка наследственности от наслоений прошлого: эта догадка ученого становится понятной, пожалуй, только сейчас, в связи с расшифровкой генома человека.

Глава 3. МИР НАСТОЯЩИЙ (НАЧАЛО XXI ВЕКА)

Если обратиться к анализу картины мира, представленной в произведении И.Ефремова «Туманность Андромеды», и соотнести её с тем, что же на самом деле происходит сейчас в обществе, то можно обнаружить следующие особенности.

Информация взята из различных источников из сети Интернет и литературных произведений.

3.1 Социально-культурное устройство общества.

Экономика:

Экономика нынешнего времени основана на знаниях. Помимо этого, ей способствуют информатизация общества и появление Интернета. Новые экономические отношения формируются благодаря стратегическому развитию национального хозяйства различных стран. Кроме того, осуществляется воздействие серьёзного преобладания сферы услуг. Кардинальное развитие в сегодняшней экономике невозможно без играющих большую роль инвестиций в производственный аппарат фирм.

Политика:

Учёные устроили прогнозы относительно будущего миропорядка, которые можно разделить на три группы. Первая группа – оптимистический прогноз. Сторонники данного прогноза наблюдают различные положительные стороны и позитивное влияние глобализации. Также, с помощью биотехнологий открываются перспективы в борьбе с голодом, выравнивание продовольственной ситуации между Севером и Югом. Подозревается общность продуктов потребления, СМИ, техники и технологий. Глобализация в этом прогнозе – распространение западных культурных ценностей и институтов. Вторая группа – пессимистический прогноз, который характеризуется сложностями, противоречиями и негативными моментами процесса глобализации. Теоретики прогноза описывают глобализацию как инструмент скрытой эксплуатации, который позволяет одним странам, получать различного рода выгоды за счёт других. Бедные страны падают на более низкий уровень. Расцветает неоколониализм. Из-за этого у стран нет возможностей выступать в качестве равноправных акторов международной политики. Третья группа – реалистический прогноз, последователи которого сомневаются в крайних выводов как оптимистов, так и пессимистов. Международные ощущения характеризуются центростремительными и центробежными процессами. Нынешняя политическая наука не имеет однозначной точки зрения относительно хода мирового развития. Опираясь на вышеуказанную информацию, можно сказать, что каждый из перечисленных прогнозов может быть реализован в меньшей или большей степени. Осуществляется активное проведение дискуссий между политологами про будущее структуры международных отношений. Наиболее актуальны две точки зрения. Первая – однополярная структура, особенностью которой является лидерство США с восьмёркой других ведущих государств. Вторая – многополярная структура, которая имеет ведущие центры силы в разных регионах. Любое направление мирового развития в XXI веке предполагает распространение международных отношений и интенсификацию мировой политики.

Культура, мораль:

Одной из особенностей культуры нынешних дней является абстракционизм. Это направление в искусстве характеризуется различными особенностями. Самая главная особенность абстракционизма – беспредметность (отсутствие изображения действительных предметов). Абстракционизм направлен на цветовую гармонию, достижение самобытных цветовых сочетаний, которые, в свою очередь, должны вызывать самые разные ассоциации как у обычных созерцателей, так и у истинных ценителей искусства. Кроме того, важнейший элемент, характеризующий сегодняшнюю культуру – модернизация. Модернизация представляет собой глобального обновления, улучшения. Большая часть модернизации настоящего времени приходится на технику. Техника, в свою очередь, важнейшая составляющая сегодняшнего мира. В нынешние разработки входит достаточное количество различных изобретений, которые, по мнению их изготовителей, сыграют большую роль через несколько десятков лет. Разработчики утверждают, что людям придётся тяжело жить без созданной ими техники. Кроме модернизации в области культуры, данный процесс действует и в социальной, экономической и политической сферах. И этим модернизациям тоже свойственен ряд различных характеристик и особенностей. Трудно не обратить внимания на такое понятие как мораль, характеризуя сегодняшний мир. Вообще, мораль – это ряд норм (правил), разработанных и принятых в определённом обществе. Также, она регулирует характер поведения человека или общества. Наука, изучающая мораль – этика. В сегодняшнем мире следование моральным нормам сильно сказывается на авторитете личности. Нынешняя мораль потерпела серьёзные изменения, которые, к сожалению, сравнимы с тотальной деградацией общества. Люди часто осуждаются только из-за внешнего вида, национальности, вероисповедания и других немаловажных факторов. Подавляющее большинство современных людей живут исключительно ради себя. Сегодня мало кто согласится пожертвовать собственными благами ради других людей. Почти никто не интересуется и не пытается приобщиться к искусству. Оно окончательно заменяется Интернетом, телевидением, компьютерными играми. Как бы ни прискорбно это звучало, но вряд ли получится сделать так, как было раньше. Главное – контролировать самого себя.

3.2 Система образования.

Дошкольное образование:

Дошкольное образование проходит с двух месяцев после момента рождения ребёнка до его поступления в школу (достижения возраста семи лет). Оно включает в себя в первую очередь воспитание и обучение ребёнка. Также, необходим присмотр и уход. Данный процесс может осуществляется как в специальных учреждениях, так и дома в семье. В учреждениях получение дошкольного образования делится на три следующих этапа: ясли-сад (возраст: 1-2 года), средняя группа (возраст: 3-5 лет), подготовительная группа (6 лет).

Школа:

В школах проходит процесс получения знаний и образования, который также делится на три этапа: начальная школа (1-4 классы), основная школа (5-9 классы), старшие классы (10-11 классы). Однако, каждый ученик может по собственному желанию покинуть школу, окончив только девять классов. По завершению начальной школы ученик получает начальное общее образование. В конце основной школы необходимо сдать Основной Государственный Экзамен (ОГЭ). Только тогда обучающийся получает основное общее образование. Если ученик уходит из школы после девятого класса, то он может поступить только в колледж или техникум. После одиннадцати классов обучения и сдачи Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) выдаётся среднее или полное общее образование. Ученик может всё также поступить в колледжи или техникум, но при высоких результатах ЕГЭ появляется возможность поступить в ВУЗ или институт.

Высшее образование:

На данный момент есть большое количество известных и не очень людей, которые смогли достичь больших успехов, не имея высшего образования. Следовательно, можно сделать вывод, что высшее образование не так необходимо для нынешнего времени. Тому, кто имеет высшее образование, будет достаточно трудно найти работу с высокой оплатой. Если человек правильно выбрал действительно востребованную специальность, то тогда высшее образование будет весомым аргументом. При возможности хорошо работать по профессии, не требующей большого количества знаний, высшее образование вряд ли сыграет какую-либо роль.

Профессия:

В связи с тотальной модернизацией появилось много различных профессий, которые крупно связаны с гаджетами и прочей техникой. К ним относятся IT-специалисты, программисты, системные инженеры и разработчики. Данные профессии по-настоящему важны и необходимы для сегодняшнего общества. Наиболее востребована профессия специалиста по экологической безопасности, поскольку наблюдается серьёзный прирост экологических проблем. Вместе с экологической безопасностью, немаловажна профессия специалистов в области медицинских исследований в связи с обнаружением неизвестных вирусов и болезней, которые представляют большую опасность для людей и окружающей среды. Ещё одна профессия, являющаяся действительно востребованной – инженер-проектировщик. Представители этой профессии занимаются планировкой конструкций и разработкой схем. Существуют также несколько других направлений профессии инженера-проектировщика. Например, направление системы энергоснабжения или направление по автомобильным дорогам.

3.3 Институт семьи

Роль женщины:

Семейная женщины сегодняшнего времени должна обладать воспитательными качествами, поскольку ребёнку, которого она родила, необходимо знать особенности этикета, быть интеллигентным, уважать старших. Каждой женщине в семье следует уделять большое внимание хозяйственно-бытовой составляющей. От этого серьёзно зависит уют в доме семьи. Распределение семейного бюджета осуществляется среди семейного круга также, в основном, женщиной. Немаловажна и психологическая моральная поддержка для остальных родственников, в значительном количестве исходящая от женщин.

Роль мужчины:

Мужчина в семье обязан осуществлять роль кормильца и защитника. Ему необходимо приносить в семью большую часть дохода. Для содержания собственной семьи должна быть соответствующая высокооплачиваемая работа. Мужчинам нынешней семьи следует обладать физическими способностями для защиты своих родственников. Также, взаимная поддержка женщины и ребёнка во всех начинаниях и трудных ситуациях должна осуществляться мужчиной. Неизменным лидером семьи также является мужчина. Строго за ним следует принятие решений и дальнейшая ответственность за них. Именно от лидера зависит счастье в семьи.

Дети:

Как было сказано ранее, дети с самого рождения должны контролироваться процессом воспитания, который может исходить и от специальных учреждений, и от родителей. Без наличия воспитанности ребёнку в будущем вряд ли удастся грамотно осуществлять свои основные роли и обязанности в семье. Кроме того, значительным фактором качества исполнения роли ребёнка в семье является процесс учебной деятельности и получения образования.

Таким образом, на данный момент реальностью из всех социальных прогнозов Ивана Ефремова стал всё-таки не идеальный вариант общественного устройства. Сам писатель говорил о предстоящем изменении общества, за которым может последовать «катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам предпринятого исследования, можно говорить о том, что по убеждениям И. Ефремова цивилизация, достигшая высокого научно-технического уровня и вышедшая в Космос, обязательно должна иметь высочайший морально-этический и психо-эмоциональный уровень. Общество будущего у Ивана Ефремова не существует в рамках только одной планеты.

Только при наличии общества, основной целью которого является развитие человека, возможно полное развитие способностей личности и, как следствие, полное развитие самого общества. Для этого необходим коренной пересмотр устоявшихся представлений о путях развития человеческой цивилизации. При увеличивающейся пропасти между уровнем наиболее развитых и наименее развитых стран прогресс человечества выглядит проблематичным. Увеличение диспропорции между разными слоями общества можно видеть в различных странах. Бедные и богатые имеют неравные возможности, причем социальный «успех» отдельного человека вовсе не предполагает обязательного «успеха» всего общества. В обществе будущего, каким представлял его И. Ефремов, мерилом социального успеха станет уровень развития окружающих людей, с которыми конкретный человек связан тем или иным образом.

И. Ефремов утверждал, что создание свободного человека, осознающего свою ответственность за окружающую среду обитания в самом широком смысле, - основная цель воспитания. В обществе будущего сфера воспитания - одна из основных, она занимает куда более важное место, чем в наше время.

Этой проблеме уделяли внимание ведущие писатели-фантасты мира, что еще раз подчеркивает её важность и актуальность прежде всего для нас. Преодолеть негативные тенденции современного развития социума и отдельного человека, только исходя из нынешних ценностных установок и предпочтений, невозможно.

Интересны размышления И. Ефремова о необходимости разнообразия в профессиональной деятельности людей будущего, о стремлении избежать однообразия в жизни. В некотором отношении необходимость в профессиональной и социальной мобильности ощущается уже сейчас, однако она обусловлена прежде всего социально-экономическими причинами. Согласно той концепции, которая предложена И. Ефремовым, мобильность подобного рода будет порождена психологическими причинами, человеческим фактором. Такой перенос потребностей, подлежащих безусловному удовлетворению, с внешних на внутренние, человеческие и является главным звеном в показанной писателем системе воспитания. Чрезвычайно интересны мысли, высказываемые автором романа относительно соотношения интеллектуального и эмоционального развития человека. По Ефремову, основная цель общества заключается в наиболее полном, свободном и всестороннем развитии личности и общества.

ЛИТЕРАТУРА

Агапитова Е.К. Фантастический мир И.А. Ефремова: проблематика и поэтика : автореф дисс... кандидата филол. н. ФГБОУ ВО "ВоГУ", 2018, 24 с.

Агапитова, Е. К. Фольклорно-сказочная традиция в творчестве И. А. Ефремова / Е. К. Агапитова // Проблемы исторической поэтики. Вып. 4: Поэтика фантастического. ‒ Петрозаводск, 2016. ‒ С. 211‒221.

Гак, В. Г. Пространство вне пространства / В. Г. Гак // Логический анализ языка. Языки пространств. — М.: Языки русской культуры,2000. —С. 127—134.

Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М. Бахтин. – Москва : Художественная литература, 1975. – 504 с.

Беспечанский Ю. В. Философия русского космизма в художественном творчестве Ивана Ефремова [Электронный ресурс] // Наука ЮУрГУ: материалы 66-й Научной конференции. URL: http://dspace.susu.ru/xmlui/handle/0001.74/4187 (дата обращения: 10.03.2018).

Дымарский, М. Я. Проблемы текстообразования и художественныйтекст / М. Я. Дымарский. — М.: КомКнига, 2006. — 296 с.

Ефремов И. А. Туманность Андромеды. СПб.: Зебра Е, 2008. 782 с.

Ивинская И. В. ЭКОНОМИКА, ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ, КАК ЗАКОНОМЕРНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА [Электронный ресурс] // (И. В. Ивинская) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-osnovannaya-na-znaniyah-kak-zakonomernyy-etap-razvitiya-obschestva (дата обращения: 8.01.18)

Комиссаров В. В. Футуристические проекты И. А. Ефремова и братьев Стругацких в реалиях начала XXI столетия // Интеллигенция и мир. 2009. № 3. С. 100-113.

Мапельман В. М. Общенаучные проблемы космического будущего человечества // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. 2015. № 2 (18). С. 70-87.

Московкина Е. А. Интертекст ранних рассказов И. А. Ефремова // Вестник Ишимского государственного педагогического института. 2014. № 1 (13). С. 44-58.

Мызникова Е. А. Научно-художественный синтез в рассказах И.А. Ефремова 1940-х гг. [Электронный ресурс] // (Е. А. Мызникова) URL: http://www.dissercat.com/content/nauchno-khudozhestvennyi-sintez-v-rasskazakh-ia-efremova-1940-kh-gg (дата обращения: 12.12.17)

Неёлов, Е. М. Русская фантастика: нерешенные проблемы / Е. М. Неёлов, А. Е. Струкова. – Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2013. – 71 с.

Одиннадцатые Ефремовские чтения: Концепция современного мировоззрения: Материалы 11-й международной конференции «Ефремовские чтения» (19 апреля 2008 г.) / Сост. и отв. ред. М. В. Ягодкина. ‒ Санкт-Петербург : ЛЕМА, 2008. ‒ 212 с.

Тимошенко Т. В. Научная фантастика как социокультурный феномен [Электронный ресурс] // (Т. В. Тимошенко) URL: http://cheloveknauka.com/nauchnaya-fantastika-kak-sotsiokulturnyy-fenomen (дата обращения: 24.11.17)

Фокин А. А. В ожидании «светлого будущего»: советская литература периода «оттепели» // Политизация поля искусства: исторические версии, теоретические подходы, эстетическая специфика: монография / сост. и науч. ред. Т. А. Круглова. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2015. С. 323-334.

Просмотров работы: 2884