I. Введение.
Любое художественное произведение относится к определенному литературному жанру (от франц. Genre- род, вид). Каждый жанр существует в определенную эпоху в виде своих типологических разновидностей.
К эпическим относятся роман, повесть, рассказ, новелла. Более всего типологических разновидностей представляет роман, и хотя произведения этого жанра объемны по содержанию, в них много героев, но мною был выбран для анализа роман воспитания, или воспитательный роман. Но так как этот жанр достаточно подробно изучен как в русской, так и в зарубежной литературе, я обратила своё внимание на одну изего типологий – дидактико-педагогический, центральное место в котором занимают детско-родительские отношения с четким определением, «что такое хорошо и что такое плохо».
Проблема, которая была определена висследовании, – подробное изучение воспитательного романа – трилогии Софи де Сегюр как одной из разновидностей эпического жанра позволит лучше понять, как дети воспринимают окружающий мир, о чем они мечтают, как происходит процесс взросления девочек, какие детали автобиографии писателя отразились в произведении.
Цель проекта – определение особенностей воспитательного романа как жанра эпоса.
Для её решения были определены следующие задачи:
1.Сформулировать характерные для жанра воспитательного романа отличия.
2. Изучить и проанализировать трилогию графини Софи де Сегюр.
3. Определить жанровые особенности трилогии «Проделки Софи», «Примерные девочки», «Каникулы».
Актуальность работы определяется тем, что в российской науке, на родине писательницы, имя её практически неизвестно, отсутствуют труды о творчестве Софи де Сегюр, её произведения только совсем недавно (в начале ХХI века) начали появляться на нашем книжном рынке, хотя во Франции творчество графини де Сегюр вызывает огромный интерес в научном сообществе: изданы собрания её сочинений, её творчество периодически становится центральной темой конференций различного уровня, многие французские литературоведы посвятили свои монографии.
II. Основная часть.
1. Теоретическая часть. Особенности жанра воспитательного романа.
1. 1. Из истории жанра.
Роман воспитания, или воспитательный роман – тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения. Его содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя. Термин введён филологом Карлом Моргенштерном в 20-х годах ХIХ века для определения «формирующегося» совершеннолетнего человека [7].
Роман воспитания своими истоками уходит вглубь ХVIII столетия. Свою законченную классическую форму он приобрел в творчестве И.В.Гёте [3]. Уже тогда основным являлось изображение в художественной форме идея гармонического развития личности, нравственной свободы. Писатели, обратившие свое внимание на этот жанр, стремились к глубокому анализу причин, влияющих на формирование и развитие человека, на процесс воспитания главного героя.
Большинство романов ХIХ века имеют отношение к жанру – роман, отражающий «проблемы образования, воспитания и общего развития персонажа». Исследование такого романа связано с именем немецкого философа и историка культуры В.Дильтея [5].В своих работах он выделил три типа романа воспитания, каждый из которых имеет свой литературный термин: роман – развитие, роман – образование или педагогический роман, роман о представителе искусства.
1.2. Разновидности и особенности жанра воспитательного романа как жанра эпоса.
В отечественном литературоведении первый труд, посвященный исследованию жанра романа воспитания, принадлежит М.М.Бахтину (книга «Вопросы литературы и эстетики») [2], который создал собственную классификацию романов воспитания. Ключевыми в его исследовании являются такие признаки, как тип взаимоотношений автора и героя и особенности художественного пространства и времени.
К первой группе он относит идиллический роман воспитания, который характеризуется единством места, преобладанием родового над индивидуальным (жизнь по завету отцов). Примером такого романа является трилогия Л.Н.Толстого «Детство» «Отрочество», «Юность».
Во второй разновидности романа воспитания, по М.Бахтину, происходит изображение жизни как опыта, как школы, через которую должен пройти всякий человек. Примером такого произведения является «Обыкновенная история» И.А.Гончарова (см. Приложение 1).
Роман – становление, относимый М.Бахтиным к третьей разновидности романа воспитания, характеризуется тем, что при изменении мира меняется и сам человек. Примерами такого романа служат произведения европейских писателей, более всего – французских – Стендаля [8], Бальзака [1], Флобера[14], Мопассана [6].(см. Приложение 2).
Романы о формировании мировоззренческой позиции героя создавали и писатели, покинувшие Россию по разным причинам. Чаще всего их на это толкала ностальгия.
1.3. Софи де Сегюр (1799 – 1874), урожденная Софья Федоровна Ростопчина – французская детская писательница, автор воспитательных романов [9, 10].
Еще одна страничка нашей культуры, остававшаяся долго закрытой, возможно, только потому, что на всех книгах, написанных ею, стоит высокий титул и девичье имя писательницы, подчеркивающей свое русское происхождение, которое она никогда не скрывала: графиня де Сегюр, урожденная Ростопчина (см. Приложение 3).
Это имя хорошо известно каждому французскому школьнику. Создан музей, школа в Нормандии носит её имя, в её честь названа восхитительная красная роза, а в год двухсотлетия со дня рождения писательницы выпущена марка, посвященная ей (1999 год). Её произведения были экранизированы, созданы мультфильмы(см. Приложение 3).
Она обладала редчайшим для женщины даром превращать рутину семейной жизни в радостный праздник. Софи оправдала своё имя – «мудрая».
Забытая мужем, без родных, Софи де Сегюр, урожденная графиня Ростопчина, тем не менее, нашла свое призвание, открыв для себя и для своих читателей иной мир – мир детства, который она поняла лучше, чем кто-либо другой.
1.4. Причины обращения Софи де Сегюр к жанру воспитательного романа.
Многие воспитательные романы автобиографичны. Достаточно вспомнить «Детство» Л.Н.Толстого или М.Горького. Эту же особенность необходимо отметить и в трилогии Софи де Сегюр, в которой рассказывается о жизни детей, и особенно девочек в аристократических семьях: об отношениях с матерями, о правилах поведения, о религиозности, т.е. о тех темах, которые были близки самой Софи де Сегюр.
Интересной особенностью романов о маленькой непоседе Софи является то, что они писались не по порядку. Первым по очередности создания является роман «Примерные девочки»(1857 год) - последовательный и всесторонний анализ интересов и поведения девочки в дошкольном и младшем школьном возрасте, вторым - «Каникулы»(1859 год) – в отрочестве, последним - «Проделки Софи» (1864 год) – в раннем возрасте (см. Приложение 4). Этот том, появившись значительно позже двух других, в смысловом отношении является первым в трилогии, прежде всего, судя по возрасту персонажей: в «Проделках Софи» главной героине исполняется четыре года, в «Примерных девочках» Софи уже гораздо старше, действие в «Каникулах» происходит через несколько лет.
Самое автобиографичное произведение — «Проделки Софи» - это невольные воспоминания писательницы о собственном суровом детстве. В книге приведена дата рождения Софи, 19 июля — это день рождения самой Софи де Сегюр. Прямой аналогии между мадам Фишини и графиней Екатериной Ростопчиной нет, но одним из прототипов этой француженки стала мать графини. Некоторые сцены, например, история с ёжиками и прудом, списаны с натуры – всё это происходило именно с Софьей Ростопчиной в далеком русском имении Вороново. Только нравы дома Ростопчиных смягчены.
«Проделки Софи» - книжка о ее внуках и внучках, в которой она описывает жизнь в любимой Нормандии, в имении Нуэт. Имена, да и фамилии героев — это имена и фамилии ее внуков: Рюгес — анаграмма Сегюр, Трэйпи — Питрэй.
2. Практическая часть. Особенности трилогии Софи де Сегюр как воспитательных романов [11].
2.1. Антитеза как основной принцип построения трилогии.
Все три романа Софи де Сегюр имеют ярко выраженный нравоучительный характер. Автор преследует вполне конкретную цель – проанализировать знаковые поступки (а чаще всего – проступки) ребенка с желанием воспитать лучшие качества в своих юных читателях [12]. «Она была вспыльчива, а стала спокойной; она была чрезмерна в еде, а стала сдержана; она была лжива, а стала искренна; она была воришкой, а стала честна; наконец, она была злой, а стала доброй», - пишет графиня, посвящая роман внучке Элизабет Френо[11]. Поэтому основной прием построения романов – антитеза – противопоставление. Всё, что происходит с главной героиней трилогии Софи, должно убедить читателя в том, «что такое хорошо и что такое плохо». Это «достоверные истории о маленькой девочке, которую бабушка хорошо знала с детства», - так автор её представляет. Мадам де Сегюр имеет конкретную и ответственную задачу – показать маленьким читателям на примере своей героини, как непросто измениться к лучшему, но всё возможно, если захотеть и приложить к этому усилия.
Главной героиней трилогии является Софи – симпатичная незаурядная девочка аристократического происхождения, литературный автопортрет, но она обладает сложным, а иногда скверным характером. Она своевольная, упрямая, но очень обаятельная крошка. Личность со сложившимся характером. Каждая глава трилогии раскрывает через поступки какую-то черту характера героини. Чаще всего автор подчеркивает: «она не отличалась послушанием» (гл. 3 «Известь», гл. 5«Черный цыпленок», гл. 7 «Намокшие волосы», гл. 13 «Волки»), «была очень озорной» (гл.4 «Маленькие рыбки»), порой жестокой (гл.6 «Пчела»), склонна к воровству (гл.14 «Рабочая шкатулка»), вспыльчива (гл.12 «Чай», гл.14 «Оцарапанная щека»). Каждый раз её проступки осуждались матерью – госпожой де Реан, она наказывала дочь.Автор показывает читателю, что все наказания разумны, мать очень требовательна, серьезно относится к воспитанию дочери. В гл.7 «Намокшие волосы» мама запретила Софи выходить под дождь, но девочка не послушалась, и тут же последовало наказание: «Сейчас придут к обеду ваш отец и кузен. Мы все сядем за стол, и вы сядете в том самом виде, в каком я вас сейчас застала: с волосами, стоящими дыбом, в мокром платье. Это будет наказание, достойное вас».Самым суровым наказанием для Софи было наказание за воровство (гл. 18 «Рабочая шкатулка»): «…она схватила Софи и отшлепала её так сильно, как никогда не шлепала до этого. Софи громко кричала и просила прощения. Наказание было весьма чувствительным, и надо сказать, что она его заслужила».
Все действующие лица трилогии находятся в контрасте друг с другом. Автор показывает «пример» и «антипример». Скромные, благоразумные, послушные Камилла и Мадлен и «в меру спокойный» кузен Поль контрастируют с непослушной, вспыльчивой Софи.
Часто рядом с Софи находится её шестилетний кузен Поль, мальчик послушный, жалеющий свою подругу, пытающийся объяснить госпоже де Реан, почему Софи в данной ситуации поступила так, а не иначе, совершающий ради кузины невероятные поступки, порой воспитывающий её.Так, в гл.14 «Оцарапанная щека» Поль ради того, чтобы Софи не наказали за то, что она его избила и на его лице остались царапины, «влетел в кустарник остролиста и стал там крутиться, подставляя лицо острым иглам и шишечкам на ветках. Оттуда он вынырнул весь исцарапанный», но не признался, откуда на самом деле у него царапины на лице. Поль все время убеждает Софи в том, что лучше быть послушными, не делать того, что нельзя, но если что-то произошло, тогда надо признаться: «Если сказать правду, то всё бы обошлось».
Автор показывает героиню и в ситуациях, когда девочка переносит жизнь в игру (похороны куклы), но не акцентирует внимание читателей на трагедии, т.к. описывает идеальный и правильный мир: «Похороны закончились новой игрой. Прощаясь с друзьями, Мадлен и Камилла попросили Поля и Софи разбить ещё какую-нибудь куклу, чтобы снова принять участие в такой увлекательной процедуре» (гл.2 «Похороны»). Своеобразные действия Софи с куклой, приведших к её «смерти», не жестокость девочки по отношению к игрушке. Это то, что она видит во «взрослой» жизни и переносит в свои детские игры: если кукле холодно, то её надо положить на солнце или погреть ноги в горячей воде. Софи не задумывается о том, к чему это может привести: кукла растаяла.
Сестры Камилла и Мадлен, послушные, разумные и милосердные, «добрые, милые, любезные и нежно любившие друг друга», ведут себя в игре и жизни одинаково – в соответствии с христианскими заповедями. «Часто сестры и братья ссорятся, спорят и бегут жаловаться друг на друга родителям, когда перессорятся до того, что невозможно решить, кто первый виноват. Камилла и Мадлен никогда не ссорились. То та, то другая уступала желанию сестры».
Выбор жизненных ситуаций, переносимых в игру Софи и Маргаритой, возможно, обусловлен событиями реальной жизни этих героинь: Софи хоронит свою куклу, а впоследствии переживает смерть своих родителей; Маргарита теряет свою, что словно предсказывает её долгую разлуку с отцом. Конечно, такие параллели условны, потому что автор не акцентирует внимание читателя на реальных трагедиях, важнее описать идиллический мир ребенка.
Автор использует антитезу и в изображении взрослых: двое «хороших», «нежно любящих» родителей – мадам де Флёрвиль и мадам де Розбур – и один «плохой» - ненавидящая свою падчерицу мачеха - мадам де Фичини. Первые стараются воспитывать в девочках лучшие качества, тратят на это довольно много времени, объясняя, что такое хорошо и что такое плохо: «Если хотите, чтобы я была всегда счастлива, как теперь, будьте прилежны, слушайтесь меня и никогда не ссорьтесь», «Будь же такой доброй и снисходительной, как они, и ты станешь хорошей девочкой, все будут любить тебя, а Бог благословит». Разумное воспитание и забота матерей делают их лучше и добрее.
Мадам де Фичини не заинтересована в своей падчерице, видит в ней только отрицательные качества, поэтому постоянно сердится на неё. Диалог «взрослый – ребенок» не получается.
Анализ образов героев подтверждает главную особенность трилогии Софи де Сегюр: контраст, антитеза – основной принцип построения произведения.
2.2. Жанровые особенности трилогии.
Создать иллюзию «невыдуманности» событий и персонажей Софи де Сегюр помогает умелое смешение разных жанровых особенностей, и прежде всего, эпического и драматического. Так возникает особая жанровая структура – детский роман, воспитательная трилогия - жанр, который возник на пересечении романа и драмы, больше напоминает драму, нежели эпическое произведение.
«Проделки Софи» - наиболее яркий роман трилогии – представляет собой собрание коротких глав – сценок, день за днем описывающих жизнь маленькой девочки и её поведение в разных ситуациях. Сами названия глав говорят об этом. Например, главы «Похороны», «Ворованные груши»
Каждая глава, как и акт пьесы, имеет свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, в которой обязательно заключена мораль. Но и практически каждая глава имеет неизменное предисловие – напутствие, что характерно для эпического произведения. Например, композиция гл.1 «Восковая кукла»: завязка дана в первом предложении – «Софи ворвалась в комнату с криком: «Няня! Няня! Скорей! Надо открыть ящик! Папа его прислал, из Парижа! Там кукла, которую он мне обещал! Я уверена!», развитие действия – что делает Софи с куклой (девочка положила куклу на окно греться, помыла её, завила ей волосы, попарила в горячей воде ноги), кульминация – гибель куклы (разлюбила и разбила вдребезги), развязка – в восторге от предстоящего развлечения».
Композиция гл.6 «Пчела»: завязка – Поль и Софи ловили мушек и складывали их в коробку («По оконному стеклу ползали мушки, и дети развлекались, ловя их»), развитие действия – Софи поссорилась с Полем, кульминация – «Софи прижала её (пчелу) к полу и сначала отрезала ей голову, а потом начала кромсать на кусочки», развязка – «Возмущенная жестокостью девочки, г-жа Реан схватила её за ухо и дёрнула». Мораль - нельзя причинять страдания ни одному живому существу.
Напутствие и моральв романах -это своеобразный свод правил воспитания, с которыми мудрая бабушка – графиня обращается к своим любимым внучкам и читателям. Это особая примета художественного стиля Сегюр – Ростопчиной.
Напутствия: гл. 15 «Элизабет»: «…ты не должна думать о себе лучше, чем ты есть на самом деле. О таких людях говорят, что они страдают гордыней, а это большой недостаток»; «очень некрасиво изображать из себя заботливую девочку, желающую мне помочь, хотя на самом деле ты просто хочешь утолить свое любопытство»; гл. 17 «Кот и снегирь»: «Господь Бог …дает возможность проявлять милосердие».
Мораль: гл.3 «Известь»: девочка дала себе слово, что в следующий раз не будет нарушать мамины запреты и соваться туда, куда не следует; гл. 13 «Волки»: страх, перенесенный ребенком, - достаточное наказание и должно впредь послужить хорошим уроком; гл. 14 «Оцарапанная щека»: чистосердечие искупает всё; гл.18 «Рабочая шкатулка»: надо стать такой честной, чтобы в будущем никому в голову не могла прийти мысль заподозрить тебя в чем-то нехорошем; гл. 19 «Осёл»: надо всегда говорить правду.
Взрослые побуждают Софи своим примером, нежной любовью, лаской и объяснениями без скидок на возраст, почему нужно делать так, а не иначе. Плохие поступки называют плохими, при раскаянии прощают, разумного наказания не отменяют, никогда не восхваляют и, как можно раньше, приучают владеть собой, показывают, как пагубна мысль о том, что все «мне должны», как радостно любить без корысти и быть благодарным.
Текст глав представляет собой почти сплошной диалог персонажей, лишь изредка прерываемый коротким повествованием от третьего лица. Причем, реплики персонажей оформлены так, как это принято в драматическом произведении – без использования косвенной речи, располагаясь под именем действующего лица. Пример такой формы диалога можно увидеть в каждой главе. Вот один из них - глава 15 «Элизабет».
«Софи, погруженная в свои мысли, сидела в гостиной на маленьком креслице.
- О чем ты думаешь? – поинтересовалась мама.
СОФИ
- Об Элизабет Шено, мамочка.
Г-жа де РЕАН
- А почему именно о ней?
СОФИ
- Я вчера заметила у нее на руке большую ссадину. Я ее спросила, где она поранилась, она покраснела и сказала мне шепотом: «Не надо об этом говорить! Это мне в наказание!». Я хочу понять, что она имела в виду.
Г-жа де РЕАН
- Я тебе объясню, если хочешь. Я тоже заметила эту ссадину, и мама Элизабет мне объяснила, откуда она взялась. Это очень поучительная история. Послушай, я тебе ее расскажу».
Диалог в романе не строится по характерной для романа воспитания формуле«вопрос/ответ – ребенок/взрослый – ученик/учитель». У Сегюр он становится средством постановки действа, двигателем конфликта, инструментом раскрытия характера.
Авторская речь - с одной стороны, своеобразное обучение, направленное на усвоение христианских традиций (мораль каждой главы), с другой - беспристрастный и очень краткий комментарий относительно героев и ситуации перед началом, по ходу или в конце действия: «Часто бывало, что в попытках получить желаемое, Софи поступала так, что её приходилось наказывать, но это её ничему не учило» (гл.18 «Рабочая шкатулка»).
Таким образом, весь текст романа разбит на небольшие главы – сценки, представляющие какое-либо событие или явление: главы о восковой кукле (гл.1-2 «Восковая кукла» и «Похороны»), о подстриженных бровях(гл. «Остриженные брови»), о рыбках (гл.4 «Маленькие рыбки»), о волках (гл.13 «Волки»), о белке (гл. 11 «Белочка»).Так достигается главное из условий драматического произведения – единство действия, «интереса».
Присутствие двух других драматических единств – места и времени – тоже отчетливо усматривается в структуре романа. Действие в «Проделках Софи» неизменно происходит в замке госпожи де Реан, матери Софи, перемещаясь лишь из комнат дома в сад (гл.4 «Маленькие рыбки»), или в конюшню (гл.9 «Хлеб для лошадей»), или в дом молочницы неподалеку (гл.17 «Кот и снегирь»), или в соседний лес (гл. 13 «Волки»).
Единство же времени соблюдается в рамках каждой главы и ограничивается, как правило, одним днем.
Драматическая форма повествования необходима писательнице для того, чтобы придать событиям и характерам большую реалистичность, убедительность в глазах юных читателей, заставляя их самих удостовериться в неотвратимости предлагаемого финала в каждом отдельном случае и поверить в неизбежность преображения Софи.
В трилогии Софи де Сегюр есть четкое и ясное разделение на добро и зло, и отрицательные персонажи всегда получают по заслугам. При этом графиня совсем не идеализировала ни детей, ни впоследствии взрослых: многие её герои поддаются соблазнам окружающего мира. На первый план выходит воспитание, способное корректировать даже внутренние пороки.
III. Заключение.
В произведении Софи де Сегюр меня поразила искренность и непосредственность главной героини. Чего только стоят ситуации, когда Софи хотелось быть с красивыми густыми бровями, или когда она приготовила для своих друзей «удивительный» чай, или когда Софи захотелось скользить по извести как по льду. И пусть после каждой проделки девочку ожидает порой излишне строгое наказание матери, но это открывает лишь ещё одну замечательную черту характера Софи – умение извлекать из жизни уроки. Так, от истории к истории вместе с девочкой лучше становится и читатель: понимает, как важно быть честным по отношению к себе и другим, не сердиться по пустякам, внимательно относиться к близким и, конечно, прислушиваться к мудрым советам взрослых.
При анализевоспитательныхроманов Софи де Сегюрбыли определены особенности трилогии воспитания, характерные для любого воспитательного романа: автобиографичность и ярко выраженный нравоучительный характер (см. Приложение 5).
Кроме того, были сформулированы характерные особенности произведения:
- главное отличие от других воспитательных романов: автор не анализирует причины, влияющие на воспитание героя;
- смешение разных жанровых особенностей – драматических и эпических - и возникновение жанра нового детского романа;
- наличие в каждой главе напутствия или морали в форме авторской речи как способ выражения христианских заповедей;
- сплошной диалог персонажей как средство постановки действия, или двигатель конфликта, или инструмент раскрытия характера героя;
- особенности пространства и времени: сохранение главного условия драматического произведения в трилогии – единство действия, места и времени;
- легкость и увлекательность («проделки» - «проказы») трилогии не противоречит назидательности.
По классификации типов воспитательного романа М.Бахтина трилогию Софи де Сегюр можно отнести ко второй разновидности, когда происходит изображение жизни как опыта, как школы, через которую должен пройти всякий человек, в результате чего герой приобретает достоверное знание о жизни, о людях.
Книги де Сегюр учат читателя, как избавиться от недостатков, общаться с близкими. Повседневная жизнь детей, с её забавами и происшествиями, представлена в высоком напряжении нравственных столкновений, призывающих к разрешению во имя правды, милости и любви. Наверное, такое воспитание могло бы для кого-то быть плодотворным и в наши дни.
Простота и строгость стиля Софи де Сегюр придают особую красоту её творческому почерку. Ей удалось передать милую детскую непосредственность, утраченную взрослыми.
Судьба Софи Ростопчиной – де Сегюр – удивительный пример исторического переплетения судеб России и Франции. Хотелось бы, чтобы об этой писательнице знали и гордились ею не только французы, но и русские.
IV. Список литературы
1. Оноре де Бальзак. – ru.wikipedia.org
2. М.Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. – biblio.imli.ru
3. Иоганн Вольфган фон Гёте. – ru.wikipedia.org
4. А.В.Диалектова. Воспитательный роман в немецкой литературе эпохи Просвещения. – search.rsl.su
5. Вильгельм Дильтей. – ru.wikipedia.org
6. ГидеМопассан. - ru.wikipedia.org
7. КарлСимонМоргенштерн. –ru.wikipedia.org
8. Стендаль (Мари – АнгиБейль). – ru.wikipedia.org
9. В.Соловьева. Биография Софи де Сегюр. – https:/ShkolaZhizni.ru
10. Софи де Сегюр, урожденная Софья Федоровна Ростопчина. - ru.wikipedia.org; PersonBio.com.
11. Софи де Сегюр. Проделки Софи. Примерные девочки. Каникулы. – avidreaders.ru
12. В.Е.Ткаченко. Роман де Сегюр «Примерные девочки» в современном русском переводе. – elibrari.sgy.ru
13. Т.Н.Токарева. Традиции романа воспитания в советской литературе. – Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2011, №1.
14. ГюставФлобер. – ru.wikipedia.org
Приложение 1.
Русские воспитательные романы ХIХ века
Лев Николаевич Толстой (28.08.1828 – 07.11.1910)
Иван Александрович Гончаров (06.06.1812 – 15.09.1891)
Федор Михайлович Достоевский (11.11.1821 – 09.02.1881)
Приложение 2.
Воспитательные романы в зарубежной литературе
Иоганн Вольфганг Гёте (28.08.1749 – 22.03.1832)
Мари-Анри Бейль (Стендаль) (1783 – 23.03.1842)
Оноре де Бальзак (20.05.1799 – 18.08.1850)
Гюстав Флобер (12.12.1821 – 08.05.1880)
Ги де Мопассан (05.08.1850 – 06.07.1893)
Чарльз Джон Хаффем Диккенс (07.02.1812 – 09.06.1870)
Приложение 3.
Софи де Сегюр, урождённая Софья Фёдоровна Ростопчина
(01.08.1799 Санкт-Петербург – 09.02.1874 Париж)
Нормандия
усадьба Нуэт
135 км от Парижа
В 1818 году Софи Ростопчина знакомится с графом Эженом де Сегюром. В честь их свадьбы во Франции после смерти графини была выпущена юбилейная монета
В честь Софи де Сегюр названы улицы в нескольких французских городах, аллея в парижском парке Монсо.
В парижском парке Монсо установлен памятник широко известной и любимой во Франции писательнице
Софи де Сегюр
К юбилею писательницы во Франции была выпущена почтовая марка
Приложение 5.
Жанровые особенности воспитательной трилогии Софи де Сегюр
Автобиографичность и нравоучительность
как особенности, характерные для многих воспитательных романов
Антитеза
как основной прием построения трилогии в изображении героев: как детей, так и взрослых – в их отношении друг к другу, окружающему миру
Смешение разных жаровых особенностей: эпических и драматических с преобладанием последних
По классификации М.Бахтина трилогия Софи де Сегюр – воспитательный роман, в котором жизнь показана как опыт, как школа, через которую должен пройти всякий человек,
в результате чего герой приобретает достоверное знание о жизни, о людях