Имя существительное в русской разговорной речи. Категория падежа

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Имя существительное в русской разговорной речи. Категория падежа

Акулка  К.В. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 им. М. Ф. Леонова с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области
Кривошеева  Л.И. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 им. М. Ф. Леонова с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы. Современный период в развитии языкознания характеризуется острым интересом к явлениям разговорной речи. Изучение современной русской речи крайне важно для практических целей. Русский литературный язык существует в двух разновидностях. Одну из них принято называть кодифицированным литературным языком, другую – разговорной речью. Разговорная речь используется в условиях неподготовленного, непринужденного общения при непосредственном участии говорящих в речевом акте. Непринужденность общения создается тремя компонентами внеязыковой ситуации:

неофициальные отношения между говорящими, т.е. близкие или нейтральные;

у говорящих отсутствует установка на сообщение, имеющее официальный характер;

в ситуации речи нет элементов, нарушающих неофициальность общения.

Разговорная речь в таких условиях свидетельствует или о недостаточном владении нормами литературного языка, или об установке на шутку.

Цель исследования. Целью настоящего исследования является описание функционирования форм падежа имени существительного в текстах русской разговорной речи.

В соответствии с общей целью в работе ставятся следующие задачи:

- рассмотреть аспекты изучения категории падежа в разговорной речи;

- описать отношение падежных форм к актуальному членению;

- выявить стилистическую активность вариантных окончаний родительного падежа и предложного.

Методологическая основа. В основе данной работы лежат труды Т.Булыгиной, В.С.Храковского, Л.Г.Яцкевич, М.А.Шелякина, А.В.Бондарко, Д.Н.Шмелева и др.

Объектом исследования является одна из функциональных подсистем русского литературного языка – разговорная речь.

Предметом исследования является функционирование падежей в русской разговорной речи.

Научная новизна исследования. Представленная работа развивает и дополняет методологические основы изучения русской разговорной речи.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ.

Синтаксис падежных форм в разговорной речи (далее РР) изучен еще очень мало. При этом очевидно, что исследование падежа есть задача много- аспектного, объемного исследования.

Развитие русского склонения представляет собой живой, активный процесс. Это приводит к появлению вариантных окончаний, получающих определенную экспрессивную окраску и дающих возможность стилистического отбора. Кроме того, отдельные существительные (некоторые географические названия, имена, фамилии, иноязычные слова) могут склоняться факультативно. Падежные формы в современном русском языке многозначны, отсюда – широкий простор и для стилистического выбора разнообразных оттенков грамматических значений русских падежей. Однако представления о выразительных возможностях падежей было бы неполным, если бы мы не учитывали стилистических оттенков вариантов падежных окончаний. От основных окончаний вариантные отличаются тем, что встречаются лишь в небольших разрядах слов или в отдельных словах, в то время как основные окончания могут иметь особые оттенки в значении падежной формы: В лесу раздавался топор дровосека. – окончание –у указывает на место действия; Актер прославился исполнением главной роли в «Лесе» Островского – окончание –е указывает на объект. Наиболее стилистический интерес вызывают те вариантные формы, у которых развились разнообразные стилистические оттенки. В этом отношении ведущая роль в русском языке принадлежит именительному падежу множественного числа существительных. В этой форме наряду с традиционным окончанием –и (-ы) широко используется новое - -а (-я), и для большего количества слов оно стало уже ведущим: тополя, кителя, штабеля и др. Сферой распространения форм с флексией –а (-я) стала профессиональная речь и просторечие, откуда они проникают в художественные и публицистические произведения.

Итак, стилистическое значение имеет противопоставление падежных окончаний, получивших профессиональную окраску разговорных форм (которые неуместны в книжных стилях) и просторечных.

Другой горячей точкой склонения имен существительных, привлекающих внимание стилистов, является родительный падеж множественного числа, дающий простор разговорным формам. Наиболее активно конкурируют в речи окончания нулевое и –ов, реже – нулевое и –ей. Они получают разговорную окраску в парах: несколько апельсин – апельсинов, носок – носков, килограмм – килограммов.

Стилистически неравноценными могут быть и варианты предложного падежа единственного числа существительных мужского рода. Одни имеют разговорную окраску: в цеху, другие – просторечную: в хору. Однако в большинстве случаев такие варианты отличаются не стилистически, а оттенками в значении: в аду – об аде, значение места и объекта. Указывая на стилистическую активность вариантных окончаний существительных в родительном падеже единственного числа, необходимо подчеркнуть, что к настоящему времени особые стилистические оттенки в их окраске утрачены. Для современного носителя русского языка окончание –у представляет собой второстепенную вариантную форму, свойственную, прежде всего, устной речи, в письменных же стилях она держится преимущественно во фразеологизмах и уменьшительных формах.

В разговорной речи можно встретить склоняемые формы украинских фамилий на –ко, которые признаются допустимыми только для устного общения. Все русские топонимы, как правило, должны склоняться. Однако в последние десятилетия употребляются в начальной форме географические названия на -о: в Одинцово, под Усово, из Галицино и т.д. Склонение неизменяемых заимствованных слов придает речи комическое звучание: поевши, душу веселя, они одной ногой разделывали вензеля, увлечены тангой;С «фиаской» держи ухо: даже Пуанкаре приходится его терпеть (Маяк.). В сатирических произведениях Маяковского склонение иноязычных имен собственных было испытанным приемом юмора: король Луй XIV, Пуанкарей (родительный падеж множественного числа) и др.

Таким образом, отклонения от литературно-языковой нормы могут быть вполне оправданы в художественных произведениях. Поэтому возможности вариантных окончаний и другие морфологические ресурсы языка вызывают обоснованный интерес писателей и стилистов.

2.2. КАТЕГОРИЯ ПАДЕЖА.

Категории падежа – это словоизменительная категория имени существительного, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов форм, обозначающих отношение имени существительного к другому слову в составе словосочетания или предложения. Категория падежа представлена шестью рядами форм, каждая из которых является носителем определенного комплекса категориальных морфологических значений. В этой системе форм именительный падеж является исходной формой; все остальные падежи – косвенные. Все косвенные падежи могут употребляться как без предлогов, так и с предлогами, выражая вместе с предлогом некое целостное отношение. Единственный косвенный падеж, не употребляющийся без предлогов, - это предложный падеж: он всегда сочетается с предлогами (о, в, на, при).

Значение падежа – это значение отношения имени к другому слову в составе словосочетания или предложения. В языке существует отношение падежа к слову и отношение падежа к синтаксической конструкции в целом.

Для морфологии существенен прежде всего комплекс основных значений, присущий тому или иному падежу. Основными падежными значениями являются значения объектное, субъектное и определительное. Внутри каждого из названных значений существует дальнейшая смысловая дифференциация, отражающая те частные виды общего значения, которые связаны именно с данным падежом. Так, например, различие объектного значения у винительного и дательного падежей состоит в том, что винительный падеж обозначает прямой объект, а в дательном значение объекта конкретизируется как значение предмета-адресата.

Объектное значение – это значение отношения предмета к действию, которое направлено на этот предмет: читать книгу, любить детей, ценить дружбу. Падеж может обозначать объект конкретный или отвлеченный, объект достижения или удаления, созидания, речи, мысли и т.д.

Субъектное значение падежа – это значение отношения предмета к действию, которое совершается самим предметом. Падеж может называть субъект конкретного действия, речи, мысли, отношения и т.д.

Определительное значение падежа – это отношение предмета к другому предмету, действию, состоянию, которые этим отношением характеризуются.

Определительное значение падежа предстает в самых разнообразных частных значениях: это может быть определение по качеству, свойству, внешнему признаку; по разнообразным обстоятельствам: места, времени, цели, причине, условию, способу и т.д.

Падеж существует как единица многозначная. Каждый падеж имеет свою систему значений.

Для именительного падежа центральными являются значение субъектное и определительное. Субъектное значение обнаруживается в подлежащем: Дочь – студентка, Сын работает. Определительное значение именительного падежа обнаруживается в именном сказуемом: Наш город – герой, Дочь –красавица и в приложении: город-герой, красавица-дочь. Имя существительное определяет другое имя по свойству, признаку, качеству.

Для родительного падежа центральными являются значения субъектное, определительное и объектное. Субъектное значение обнаруживается у родительного падежа в разных синтаксических позициях: Забот хватает, Воды прибывает, Ни облачка. В именном словосочетании субъектное значение родительного падежа осложнено определительным: бой быков, рука отца, выступление артиста. Объектное значение родительного падежа в глагольном словосочетании представлено у слов определенных лексико-семантических групп: желать славы, ждать утра, дать хлеба, а также при отрицании: не читает книг, не просит помощи. К основным значениям родительного падежа относится и значение определительное. Это значение определения по признаку, свойству, качеству, принадлежности: человек дела, страна озер, вестник победы.

Для дательного падежа центральными являются значения объектное и субъектное. Объектное значение конкретизируется как значение объекта-адресата: послать письмо другу, велеть ученику читать. В словосочетании объектное значение может совмещаться с определительным: слава труду, гимн Солнцу. В субъектном значении дательного падежа часто заключен элемент значения субъекта воспринимающего: Матери хватает забот, Ребенку холодно.

Для винительного падежа центральным является значение объектное: винительный падеж означает предмет непосредственного, прямого и полного приложения действия: строить дом, изучать теорию, читать книгу. Элемент объектного значения сохраняется и в тех случаях, когда в предложении винительный падеж приобретает субъектное значение: Больного знобит, Голову больно.

Для творительного падежа центральными являются значения объектное и определительное. Определительное значение представлено прежде всего в сказуемом: Брат будет студентом, Работаю слесарем. Кроме того, творительный падеж богат разными обстоятельственно-определительными значениями: места (идти берегом), времени (шли вечернею порой), причины и основания (игрою случая оказался далеко от дома; сказал ошибкой), способа и образа действия (петь басом, идти толпой), уточняющего признака (высок ростом, глубокий содержанием), меры времени или количества (не видимся годами, скупают пудами).

Для предложного падежа центральными являются значения объектное и определительное. Объектное значение реализуется в изъяснительной разновидности предложного падежа: говорить о делах, думать о будущем, тосковать по дому. Определительные значения свойственны местной разновидности предложного падежа: висеть на стене, расти при дороге.

В системе падежей трудности употребления слова относятся прежде всего к родительным и предложным падежам.

Родительный падеж используется для таких значений слова-предмета:

- при ориентации: нет времени, не хватает подписи;

- при соотношении действующего лица и объекта: постройка дома, составление отчета;

- при обозначении «предмета в определенном количестве»: много народу, партия чая.

Вариантные падежные окончания возникают при употреблении слов мужского рода в сочетаниях типа: не показывать вида (-у), нет износа (-у), нет отбоя (-ю).

Здесь правомерны оба варианта, формы на -у (-ю) убывают: происходит подравнивание под общую модель родительного падежа для слов второго склонения (нет (чего?) дома, здания.

В речевой практике выбор варианта окончания а-я или у-ю определяется сочетанием слова: в глагольных сочетаниях предпочтение отдается -у(-ю) (отрезать сыру, налить чаю); при наличии определения более принято окончание -а(-я) (стакан горячего чая); то же окончание а-я при сочетании с другими существительными: тонна сахара, килограмм сыра.

В устойчивых выражениях закрепился вариант окончания у-ю: дать маху, сбиться с толку, спору нет.

В предложных падежах варианты окончаний также соотносятся с существительными мужского рода: в цехе – в цеху, в лесе – в лесу.

Вариант окончания у-ю предпочтителен тогда, когда слово употреблено в обстоятельственном значении (возможны вопросы: где? Откуда? Как?):растет в лесу (но – о лесе), работает в цеху, вышел из дому, находится в строю.

Употребление формы у-ю более характерно для профессиональной речи и имеет оттенок просторечия; форма окончания (-е) имеет книжный характер. Сравните: в отпуске – в отпуску; в цехе – в цеху.

Параллельные формы родительного падежа во множественном числе отмечаются у существительных всех родов.

Здесь предписания нормы более строги: пара сапог (не сапогов – это

грубая ошибка). Это так называемое нулевое окончание, характерное для следующих существительных:

Название парных предметов: (пара) ботинок, валенок, чулок (но носков);

Названия некоторых национальностей: (много) англичан, армян, башкир, болгар, грузин, турок (но киргизов, таджиков);

Некоторые названия единиц измерения, обычно употребляющихся с именами числительными: (несколько) ампер, ватт, грамм и др.; но в некоторых случаях возможны два варианта: грамм – граммов, килограмм – килограммов.

Для родительного падежа множественного числа некоторых существительных женского рода нормативными являются формы: кочерег, сплетен, кровель; далей, свечей, пригоршней (обратите внимание на разницу в ударении).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Категория падежа имени существительного выражает отношение существительного к другим словам словосочетания и предложения, является словоизменительной категорией. В связях имени существительного с другими словами отражаются различные отношения, которые существуют между предметами. В предложении Над седой равниной моря ветер тучи собирает падеж существительного ветер является предметом речи-мысли, деятелем, не зависит от других слов в предложении, является подлежащим; винительный падеж существительного тучи выражает объект действия, то есть предмет, на который перешло действие собирать, зависит от глагола, является прямым дополнением; творительный падеж существительного над равниной раскрывает отношение действия к месту его совершения, зависит от глагола, является обстоятельством места; родительный падеж существительного моря раскрывает признак предмета, зависит от обстоятельства места, является несогласованным определением.

Важно отметить, что форма падежа определяется по вопросу парадигмы склонения, а синтаксическое значение любого косвенного падежа определяется по синтаксическому вопросу. Например: В лесу пахнет хвоей. Словоформа в лесу отвечает на морфологический вопрос в чем?, который свидетельствует о предложном падеже, и на синтаксический вопрос где?, который позволяет квалифицировать словоформу как обстоятельство места.

Таким образом, изучая категорию падежа, целесообразно обращать внимание на функцию слова в синтаксической единице, что позволит легко определять синтаксические отношения в структуре словосочетания и предложения. Важно уделять внимание нормам употребления падежных форм существительного с предлогами. Это способствует не только повышению грамотности, но и приучает к бережному обращению со словом. Обобщение любого изучаемого материала позволяет достичь хороших результатов в обучении, значительно повышает уровень грамотности, позволяет осмысленно воспринимать языковые явления, развивает логическое мышление.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Очерк грамматики русского языка. М., 1995.

2.Белошапкова В.А. Синтаксис // Современный русский язык. М., 1991.

3.Болдырев Р.В. Предложно-падежное функциональное взаимодействие в русской разговорной речи. Киев, 1982.

4.Дремов А.Ф. Роль падежей русского языка в обеспечении и связности и компрессии текста: Автореф.-дис. канд. филол. наук. М., 2004.

5.Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1989.

6.Клобуков Е.В. Семантика падежных форм в современном русском языке. М., 1997.

7.Красильникова Е.В. Имя существительное в русской разговорной речи //Функциональный аспект. М., 2009.

8.Красильникова Е.В. К функциональной характеристике именительного падежа существительных в системе русской разговорной речи // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. Горький, 2006.

9.Мартыненко Н.Г. Распределение и функционирование падежных форм имен существительных в разговорной речи: Автореф.-дис. канд. филол. наук. Саратов, 1996

10.Мельников Г.П. Природа падежных значений и классификация падежей // Исследования в области грамматики и типологии языков. М.,2008.

Просмотров работы: 1079