ВВЕДЕНИЕ
Велика наша страна. Населяют ее народы свыше 100 национальностей. У каждого из них – своя история, культура, национальные традиции. Экономическое и культурное развитие этих народов был неодинаков. У русского, украинского, грузинского, армянского, азербайджанского, узбекского и других народов сложилась многовековая художественная культура. Но у большинства народов, особенно населявших окраины России, - киргизов, бурятов, тувинов, народов Севера – не было даже письменности. Но духовная жизнь этих народов развивалась, она находила яркое выражение в произведениях устного народного творчества.
Основой национальной культуры каждого народа является его фольклор – произведения, созданные народом на протяжении его многовековой истории. Среди них важнейшее место занимают сказки – художественные творения, в которых отразилась история народа, особенности его быта, мировоззрения. Мудрость сказок передавалась от поколения к поколению.
Мне с детства мама читала сказки, а позже я и сама стала увлекаться этим народным творчеством. Погружаясь в мир волшебных сказок – о Жар – птице или Василисе Прекрасной, о летучем корабле или волшебном саде, или золотых яблоках – где зло побеждает добро, честность, справедливость. Этот мир населен простыми людьми, людьми труда – с их реальными заботами и радостями. И я решила изучить: чем отличаются черты характера главных героев разных стран, а точнее русских и тувинских народных сказок.
Актуальность: изучая сказки на уроках литературного чтения я увлеклась этим народным творчеством и много книг прочитала из школьной библиотеки. Я выяснила у своих одноклассников, что они мало знают о тувинских сказках и я решила сравнить характеры главных героев тувинских и русских народных сказок.
Объект исследования: Тувинские народные сказки и русские народные сказки.
Предмет исследования: герои народных сказок.
Цель: сравнить черты характера главных героев тувинских и русских народных сказок.
Задачи:
Сравнить каждый жанр сказок;
Описать характеры главных героев;
Сравнить образы Иванушки-дурачка и Оскус-оола;
Определить набор личных качеств, как сказочных героев;
Составить обобщённую характеристику героев.
Гипотеза: Если мы сравним черты характера главных героев народных сказок, то выясним их различие и сходство.
Методы исследования:
Анкетирование;
Анализ, сравнение и обобщение полученной информации.
Практическая значимость: использовать мой материал на внеурочных мероприятиях и на уроках литературного чтения в 3 классе.
ГЛАВА I МИР СКАЗОК
Сказка – удивительное творение народа, она возвышает человека, развлекает его, дает веру в свои силы и в чудеса. С этим жанром литературы, пожалуй, самым популярным и любимым, мы знакомимся еще в детстве, поэтому в сознании многих людей сказки ассоциируются с чем-то простым, даже примитивным, понятным и маленькому ребенку. Однако это глубокое заблуждение. Народные сказки не так просты, как может показаться на первый взгляд. Это многогранный, глубокий пласт народного творчества, который несет в себе мудрость поколений, заключительную и лаконичную и необычайно образную форму.
Сказка – особый жанр фольклора, в ней есть не только занимательный сюжет и волшебные герои, но и удивительная поэзия языка, открывающая читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений; она утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту.
Неоднородность сказок, обширный диапазон тем и сюжетов, многообразие мотивов, персонажей и способов разрешения конфликтов делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной. Однако есть общая черта, присущая всем сказкам, - сочетание вымысла и правды.
На сегодняшний день общепринята классификация сказок, в которой выделяются несколько групп: волшебные сказки, сказки о животных, социально – бытовые и докучные сказки.
В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы и даже насекомые, они разговаривают друг с другом, ссорятся, мирятся и женятся. Однако в этих сказках почти нет чудес, их герои – вполне реальные обитатели лесов.
Человек издавна был частицей природы, постоянно борясь с нею, он в то же время искал у нее защиты, что отразилось в народном фольклоре. Изображая животных, народ придавал этим персонажам человеческие черты, в то же время сохраняя их реальные повадки и «образ жизни».
Сказок о животных сравнительно немного: они занимают десятую часть сказочного эпоса. В животном эпосе нашла отражение человеческая жизнь со всеми ее страстями, ровно, как и реалистическое изображение человеческого, в частности, крестьянского быта. Большинство сказок о животных отличаются незатейливым сюжетом и лаконичностью, но при этом сами сюжеты необычайно разнообразны. Сказки о животных обязательно содержат мораль, которая, как правило, не высказывается прямо, а вытекает из содержания.
Основную часть сказочного фольклора составляют волшебные сказки – своеобразный вид приключенческой устной литературы. В этих сказках мы встречаемся с самыми невероятными выдумками, с одухотворением предметов и явлений окружающего мира. Эти черты свойственны сказкам всех народов мира. Их герои совершают удивительные подвиги, убивают чудовищ, достают живую и мертвую воду, освобождают из плена и спасают от смерти невинных; они наделены чудодейственными качествами: обращаются в зверей, гуляют по дну морскому, летают по воздуху. Из всех опасностей и испытаний они выходят победителями и всегда достигают того, что задумали. Фантастические, ни на кого не похожие герои волшебных сказок хорошо известны всем с детства: Баба-яга, Кощей, Змей Горыныч…….А кто из нас иногда не мечтает иметь ковер - самолет, скатерть – самобранку или волшебное кольцо, исполняющее все желания!
В волшебной сказке образ положительного героя является центральным, весь интерес повествования сосредоточен на его судьбе. Он воплощает народный идеал красоты, нравственной судьбы, доброты, народные представления о справедливости. Героя поджидают многочисленные опасности, чудеса, неожиданные испытания, не редко ему угрожает смерть. Но все заканчивается благополучно – это главный принцип волшебной сказки, в которой отразились народные представления о добре и зле, а герои стали воплощением борцов за вековые народные идеалы.
ГЛАВА II Анализ тувинских и русских народных сказок
2.1. Волшебные сказки.
Прочитав 26 тувинских сказок, я выяснила, что 12 сказок относится к волшебным сказкам, 7 сказок относятся к бытовым и 7 сказок о животных. Анализируя таким же образом русские народные сказки, я так же разделила на три группы. Из 51 сказок: 32 сказки - волшебные, 7 бытовые сказки, 16 сказок о животных. От сюда мы можем сделать вывод, что большую группу устного фольклора в русских народных сказках и тувинских народных сказках составляют волшебные сказки.
Однако, у каждого из народов прослеживается близость к этнической традиции, влияние эпоса сказывается в обилии развернутых бытовых описаний местности или жилья. Это ярко можно последить в начале сказок.
Таблица №1
Тувинские народные сказки |
Русские народные сказки |
Это было давным – давно, когда от жары еще реки пересыхали, а клювы птиц плавились. На северном склоне жил старик со старухой. Кроме жалкого чума да семи коз, у них ничего не было. («Бедный и богатый») Поздним вечером бродячий лама-бадарчы шел по степи. («Каша в кувшине») Давным – давно жил в долине реки Тапсы богатый хан. («Утес, не видящий солнца») Было это тогда, когда озеро Суть – Холь еще было маленькой лужей, а хребет Сюмбер – Ула – маленькой сопкой. Жил – был ….(«Тон Аралчын») |
В некотором царстве, в некотором государстве жил старик со старухой. Старик охотою промышлял, старуха дома хозяйничала. («Золотой конь») В некотором царстве, в некотором государстве, на ровном месте, как на бороне, от дороги в стороне, жили – были старик со старухой. («Матюша Пепельной») Жил – был царь Берендей, у него было три сына…(«Иван – Царевич и серый волк») В старые времена были крепостные у барина. … («Как барин собакой брехал») Не помню, когда, в какие годы – то ли при царе Степане, а может быть, и ранее, - жил – был князь со своею княгиней. («Капризная невеста») |
Сходство в русских и тувинских народных сказках имеется объяснение: откуда герой получил свою необыкновенную силу — рассказывается о необыкновенном рождении героя.
Таблица №2
Тувинские народные сказки |
Русские народные сказки |
Сын медведя и женщины, или родился от съеденного магического растения (сказка "Шестидесятилетний старик Алаадай и семидесятилетняя старуха Челээдей"). |
Дед высидел братьев из яиц. (сказка «Золотой конь») |
В тувинских сказках испытания проходят двое, трое, даже семеро братьев, сестер, охотников и т. п. В одних текстах сначала повествуется о старших братьях или сестрах, которые испытании не выдерживают и даже погибают, а затем – о младшем брате или сестре, которые поступают правильно и выдерживают испытания; в других — сначала изображается успех младшего героя, а затем – неудачное подражание старших. В русских народных сказках старшие братья ленивы, и испытания проходит младший брат в семье……
Мы сравнили главных героев и их отношение с братьями в тувинских и русских народных сказках.
Таблица №3
Тувинские народные сказки |
Русские народные сказки |
Сходство в главных героях сказок |
|
Это необыкновенные силачи и неуязвимые богатыри и охотники, а также невинно гонимые — богатыри-малолетки. Это либо крестьянский сын или царский сын, либо младший в семье. Это обычный человек, одерживающий верх благодаря поддержке родичей, обладанию необыкновенными способностями, предметами или волшебными помощниками. |
|
Различные признаки главных героев |
|
Братья помогают друг, другу в беде. «Женился шестой сын старика Адыгана на дочери хана. Добро и скот разделили между братьями. Давно умер старый Адыган, а род его живет дружно. Внуки правнуки старика Адыгана всегда помогают друг другу в беде. («Старик Адыган») Стали они мирно жить да добра наживать, а по миру пошла сказка гулять – о силе братства. («Артаа – Седи и Авыгаа – Седи») |
«…Стали они лошадей делить. Старик взял кобылицу. Старшие братья на выбор лошадей облюбовали, а Ивану достался самый захудалый жеребенок.» («Золотой конь») На другой день синеглазка и Иван – царевич приехали во дворец. Тут начался пир на весь мир – честным пирком да за свадебку. Федору – царевичу и Василию – царевичу мало было чести, прогнали их со двора – ночевать где ночь, где две, а третью и ночевать негде ….(«Сказка о молодильных яблоках и живой воде») |
Как во всех волшебных сказках в тувинских и русских народных сказках присутствуют волшебные помощники. Они очень сходны между собой.
Таблица №4
Тувинские народные сказки |
Русские народные сказки |
Индики – скороходы Гребня Волшебное зеркало Волшебное кольцо |
Сапоги – скороходы Гребешок Волшебное зеркало Волшебное кольцо |
Волшебные помощники животные |
|
Волшебный конь Лиса Золотая птица |
Волшебный конь Волк Ястреб Щука |
Один из лучших вариантов таких сказок – «Золотая птичка» (тувинская народная сказка), «По щучьему веленью» (русская народная сказка). Сказки начинаются одинаково главных героев уговаривают волшебные помощники «золотая птичка», «щука» человечьи м голосом уговаривают не губить их и отпустить к деткам. Однако в русской народной сказке Емеля пользуется щучьим заговором в неограниченном количестве раз, а мораль тувинской народной сказки сводится к бережному отношению к богатству, полученному от «золотой птички».
Поэтому, я думаю, финал сказок различен. Смотри таблицу 5.
Таблица №5
Тувинская народная сказка «Золотая птичка» |
Русская народная сказка «По щучьему веленью» |
Вернулся старик в юрту и рассказал жене, как было дело. Долго ругала старуха жадного старика. Наступило утро. Проснулся старик, глядь, - а у них прежняя дырявая черная юрта. |
Царь сильно испугался, стал прощения просить: - Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня! Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье – царевне и стал править царством. |
Не смотря на схожесть волшебных сказок, мы можем проследить различие тувинских сказок от русских народных сказок. Это связано с этническим отличием народа. Отношения к природе, родному краю, а также принадлежность преимущественно к рыболовному и охотничьему промыслу.
2.2. Бытовые сказки
Прочитав бытовые сказки, я нашла, что тувинские бытовые сказки в народе называют кара тоолдар (букв.: простые сказки). Примеры бытовых сказок: «Старик Боралдай», «Хитрый и богатый», «Маляр и резчик». Это краткие рассказы о жизни обычных людей землепашца, пастуха, батрака, противостоящих хану, баю, ламе и т. д. Их действие происходит в реальном мире – на земле – и развертывается на фоне реального социального быта.
Как и в тувинских народных сказках в русских народных сказках герои бытовых сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
Тувинские и русские бытовые сказки схожи своей сатирической направленностью. Обычно эти общечеловеческие пороки получают социальную окраску — проявляются в конфликте хозяина и работника, т. е. хана или бая и бедных охотников, пастухов, старика и старухи и т. д.
Я провела сравнительный анализ двух похожих сказок. Смотри таблицу 6.
Таблица №6
Тувинская народная сказка «Мудрая девушка» |
Русская народная сказка «Дочь - семилетка» |
Главная героиня |
|
Девушка |
Девочка |
Начало сказки: противостояние бедного и богатого. |
|
Бедный попросил молока. |
У бедного кобыла родила жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного: - Вставай, брат! У меня телега ночью родила. Брат встает и говорит: - Как можно, чтобы телега жеребенка родила? Это моя кобыла принесла. Богатый говорит: - Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле нее был. Поспорили они и пошли судиться: именитый дарит судей деньгами, бедный словами оправдывается. Дошло до самого царя. |
Четыре загадки бедному:
Посреди озера Когелдей стоит большое дерево – на одной стороне пятнадцать веток зеленых, а на другой стороне пятнадцать веток сухих.
Сколько лет исполнилось черному медведю с белой головой.
Сделать из золы веревку.
Шесть быков, а к утру необходимо приготовить простоквашу из их молока. |
Четыре загадки бедному и богатому:
Что всего в свете сильней и быстрей?
Что всего мягче?
Что всего в свете жирнее?
Что всего милее? |
Загадки девушке:
Сколько волос на голове? (Столько сколько оставил следов ваш конь от ханского аала до нашей юрты?)
Разве может мужчина рожать? (- А разве может бык доиться?) |
Загадки девочке:
Пусть из ниточки соткет полотенце узорчатое. (отломила прутик и попросила царя найти мастера, который бы сделал из этого прутика кросны).
Царь дает полтораста яиц. Чтоб к утру вывела полтораста цеплят. (- Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, просо засеяно, сжато и обмолочено. Другог пшена наши цыплята и клевать не станут.) |
Просьба приехать во дворец |
|
Приехать к нему в гости на таком коне, чтобы у него было две пары глаз, два хвоста, восемь ног. (Оседлала кобылицу. Кобылица жеребая. У нее с жеребенком – две пары глаз, два хвоста, восемь ног.) |
Пусть на утро сама ко мне явится – ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка. (На другой день поутру сбросила семилетка всю одежду. Одела на себя сетку. В руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец.) |
Конец сказки |
|
Стала Чечен – кыс править ханством вместо Ай – хана, и народ дал ей имя Алдын – Мерген дангына – царевна Золотая Мудрость. |
А ты умен! Когда видно, чтоб телега жеребенка принесла? Не телега – кобыла родит. Царь присудил отдать жеребенка бедному мужику. |
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что бытовые тувинские народные сказки и русские народные сказки похожи. В них осмеиваются И ОСУЖДАЮТСЯ такие человеческие пороки, как ложь, жадность, лень.
2.3. Сказки о животных
Относительно стабилен у тувинцев жанр сказки о животных, что обусловлено, видимо, охотничьим и скотоводческим способами хозяйствования древнего кочевого народа. В тувинских сказках о животных широко отражаются повадки зверей, особенности их ходьбы и бега, оттенки мастей скота.
Познакомившись с 16 русскими народными сказками и 7 тувинскими народными сказками о животных, можно отметить, что наиболее частыми персонажами в русских и тувинских народных сказках являются: заяц, волк, лиса (сказки "Лис", "Лиса-обманщица", "Лиса и медведь", "Лиса и сорока").
Кстати, тувинцы, проживающие на территории Монголии, сказки о лисе рассказывают, как один цикл о разных ее похождениях.
Также можно выделить медведя, селезня, сову обитающих на территории Тувы, я встречала этих животных в более чем 10 сказках. Например, в сказке «Мудрый филин» - филин указал на недостатки хана. В этой сказке, как и во многих тувинских сказок о животных характерны этиологические концовки, сближающие сказки с мифами. Что и отличает тувинские народные сказки от русских народных сказок. (И запретил хан своей ханше с тех пор уничтожать их. А птицы радовались и благодарили мудрого филина.)
Из домашних животных героем тувинских сказок чаще всего бывает козлик («Козлик – медные рожки»).
В сказке «Голодный волк и козленок» есть сходство с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко». Однако я провела сравнительный анализ этих сказок. Смотри таблицу 7.
Таблица № 7
Тувинская народная сказка «Голодный волк и козленок» |
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» |
Волк хотел съесть козленка. - Эй, козленок! Отрежь от своей ноги. Не дашь – сожру тебя так, что мокрого пятна суслику лизнуть не останется. |
Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает: - Петя, не торопись. Петя, не торопись. Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелиться. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке |
Сходство: сказка переходит в сказку цепочку |
|
- Я бы отрезал тебе кусок, да нечем. Сбегай к Донгуну и попроси у него складень.
Затем отправился к Чалдыю за бруском, чтоб поточить нож.
Затем отправился за санями, чтоб привезти его;
Попроси у Кулдуя коня, чтоб запрячь в сани.
Затем отправился за арканом, чтоб поймать коня.
Аркан есть, только он в ящике под ключом. А ключ у хозяина леса. А хозяином леса был молодой ловкий охотник. Он убил волка. |
Хозяйка отправила к корове за маслицем.
Корова к хозяину за травкой.
Хозяин к кузнецу за косой. |
Различие сказок |
|
Этиологическая концовка. «Знал он не даст человек его в обиду» |
Сходство с характером человека. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок вскочил живехонький и во все горло запел: - Ку-ка-ре-ку! |
В тувинских народных сказках центральное место, как и в других сказках о животных, занимает столкновение более слабого, но хитрого и умелого животного с более сильным, но глупым, а этиологические концовки лишь дополняют произведение и обращают внимание слушателя на внешность, повадки реальных животных. Герои русских народных сказок – животные – имеют повадки людей.
В сказках о животных проявляется стремление к своеобразной спецификации образов: каждый из них выражает определенный обобщенный признак — лень, хитрость, жадность — и способствует осуждению пороков и прославлению трудолюбия, щедрости, мудрости.
2.4. Сравнительная характеристика народных героев русских и тувинских народных сказках.
Я решила изучить представления об Иване и Оскус-ооле, как главных героев волшебных и бытовых сказок у учащихся нашей школы. Я предложила учащимся 4 и 5 классов ответить на вопросы. Мною было опрошено 49 человек.
Было выявлено, что практически все ребята любят сказки (99% - 49 чел.). Из них предпочтение отдают волшебным сказкам 66 % читателей, бытовым – 28%, сказки о животных 5 %.
Главным добрым героем русских народных сказок дети считают Ивана-царевича или Ивана-дурака – 55%, богатырей – 24%, другие персонажи – 21%
Главным добрым героем тувинских народных сказок дети считают Оскус-оола – 67%, другие персонажи – 33% .
Прочитав все сказки про Ивана – царевича или Ивана – дурака, а так же сказки про Оскус-оола, я составила сравнительные характеристики, которыми обладает Иван и Оскус-оол .
Оскус-оол: |
Иван: |
Сходство |
|
Добрый, смелый, отзывчивый, удачливый. |
Добрый, смелый, отзывчивый, удачливый. |
Различие |
|
сирота, милосердный, трудолюбивый, хитрый. |
дурак (глупый), красивый, ленивый, весёлый. |
Так же я охарактеризовала героев по следующим критериям:
Отношение к другим людям
Отношение к себе
Отношение к труду
Нравственные качества
Волевые качества
Получился такой портрет:
По отношению к другим людям:
Оскус-оол: |
Иван: |
Сходство |
|
Добрый, добродушный, доверчивый |
Добрый, добродушный, доверчивый |
Различий нет |
По отношению к себе:
Оскус-оол: |
Иван: |
Сходство |
|
Уверенный, скромный |
Уверенный, скромный |
Различие |
|
Самоотверженный |
Целеустремленный |
По отношению к труду.
Оскус-оол: |
Иван: |
Сходство |
|
Нет. |
Нет. |
Различие |
|
Хитрый, чтобы добиться своей цели, он использует различные методы |
Лежебока, безынициативный, ленивый |
Нравственные качества:
Оскус-оол: |
Иван: |
Сходство |
|
Человечный, справедливый, честный, хороший. |
Человечный, справедливый, честный, хороший. |
Различие |
|
Нет. |
Нет. |
Волевые качества:
Оскус-оол: |
Иван: |
Сходство |
|
Сильный, смелый, мужественный, герой, храбрый. |
Сильный, смелый, мужественный, герой, храбрый. |
Различие |
|
Нет. |
Нет. |
Таковы образы Ивана и Оскус-оола практически во всех волшебных сказках, прочитанных мною.
А также я попыталась определить социальный статус:
Оскус-оол: |
Иван: |
Сходство |
|
Чаще младший (третий) сын в семье;
Живёт с братьями; |
Чаще младший (третий) сын в семье;.
Есть два брата, в некоторых сказках – сестра; |
Различие |
|
Считается сиротой, но имеет множество скота. |
Живёт с отцом и матерью или с братьями и их жёнами;
Является либо царским, либо крестьянским сыном;
Считается дурачком (чаще в случае, если Иван – из простой семьи, а не знатного рода). |
Сравнив этих героев можно найти много общего: они оба стремятся к справедливости, добру, желанием сделать так, чтобы всем было хорошо и радостно. И, конечно же, их особая психология, которая делает их непохожими на других - «дурачок» и «бедная сирота».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во время работы мною были прочитаны и проанализированы 26 тувинских и 76 русских народных сказок.
Читая сказки, мы сочувствуем героям, познаем добро и зло, трусость и смелость, получаем знания о поэтическом мире, развиваем свое воображение.
Тувинским сказкам присуще разнообразие видов и сочувствие. Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А недобрых героев всегда постигает неудача.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. Учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Чтение сказок разных народов предоставляет нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки – не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объема информации о тувинском и русском народе, его обычаях, идеях.
Выполнив исследовательскую работу можно сделать выводы:
Герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.
В русских народных сказках старшие братья хитрые или ленивы, а в тувинских народных сказках братья дружные.
Тувинские народные сказки отличаются этническими традициями народа.
Герои бытовых сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
В бытовых тувинских и русских сказках чаще высмеиваются поступки глупых героев.
Положительным героям часто помогают волшебные предметы, но они всё же достигают успеха при помощи своего ума, мастерства, смелости.
В сказках о животных. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.
В тувинских народных сказках о животных занимает столкновение более слабого, но хитрого и умелого животного с более сильным, но глупым, а этиологические концовки лишь дополняют произведение и обращают внимание слушателя на внешность, повадки реальных животных.
Обездоленные герои тувинской и русской сказки, пожалуй, занимают самое большое место. Они есть во всех сказочных жанрах – в волшебных, бытовых, в сказках о животных.
Любимыми героями народных сказок являются Иван и Оскус-оол. В волшебных сказках это бесстрашные, добрые и благородные герои, которые побеждают всех врагов, помогают слабым и завоёвывают себе счастье.
Иванушка и Оскус–оол имеют сходне черты характера, однако по отношению к труду различаются и имеют различный социальный статус.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Распределение тувинских народных сказок на группы: волшебные, бытовые, сказки о животных, богатырские.
Волшебные |
Бытовые сказки |
Сказки о животных |
Ак-сагыш Кара-сагыш |
Кот – наставник |
Братья мыши |
. Оскюс-оол и Дилгижек |
Спор |
Ленивая сова |
Боралдай |
Белая борода |
Козлик – медные рожки |
Золотая птичка |
Маляр и резчик |
Почему лиса стала красной |
Хан - ослиные уши |
Орлан-оол и Чечен-кыс |
Суд над волком |
Голодный волк и жирный |
Жадный лама |
Семь братьев-мышей |
козлик |
. Кто умнее |
Храбрый козлик |
Хитрый и богатый |
Козий хвостик |
Мудрый филин |
Бедный рыбак Багай-оол |
Лентяй Ак-Чалгаа |
Глухарь и селезень |
Старик и тигры |
Белый заяц |
|
Как заяц спас овцу |
||
Кто виновнее |
||
Почему птицы не говорят? |
||
Серая мышь и чёрная мышь |
Распределение русских сказок на группы: волшебные, бытовые, сказки о животных.
Волшебные сказки |
Капризная невеста |
Сказки о животных |
Поди туда не знаю куда |
Как барин собакой брехал |
Волк жадный, на чужое добро повадный |
Сивка - бурка |
Хитрая старуха |
Кот и лиса |
Матюша Пепельной |
Глупая барыня |
Лиса и тетерев |
По щучьему велению |
Как солдат из боронного зуба кулеш варил |
Кочет и курица |
Иван – царевич и серый волк |
Как дьякона медом угощали |
Лиса, заяц и петух |
Иван – крестьянский сын и чудо – юдо |
Как мужик гусей делил |
За лапоток – курочку, за курочку – гусочку |
Сказка о молодильных яблоках и живой воде |
Мена |
Лиса и журавль |
Царевна – лягушка |
Болтливая баба |
Лиса – исповедница |
Баба – яга |
Семилетка |
Волк и коза |
Никита Кожемяка |
Курочка |
|
Семь Симеонов – семь работников |
Журавль и цапля |
|
Хаврошечка |
Зимовье зверей |
|
Летучий корабль |
Лисичка – сестричка и волк |
|
Морозко |
||
Деревянный орел |
||
Медное, серебряное и золотое царства |
||
Сказка про Василису Премудрую |
||
Золотой конь |
||
Иван – дурак |
||
Золотой перстенек |
||
Иван – дурак и Марья - королевна |
||
Золотой башмачок |
Волшебные помощники предметы (тувинских и русских сказках)
Тувинские сказки |
Русские сказки |
Шапка – невидимка |
Меч кладенец |
Идики – скороходы |
Живая вода |
Деревянная колотушка |
Волшебный топор |
Трубка |
Золотой башмачок |
Шолковые разноцветные кадаки (платки) |
Волшебное кольцо |
Обломки точильного камня |
|
Волшебное кольцо |
Волшебные помощники животные
Тувинские сказки |
Русские сказки |
Золотая птичка |
Конь, (Золотой конь, Сивка – бурка) |
Лиса Дилгижек |
Щука |
Волк |
Волк |
Корова |
Волшебные помощники люди
Тувинские сказки |
Русские сказки |
Мудрый старик |
Василиса Премудрая |
Золотая девушка |
Марья королевна |
Дочь царя |
|
Хан |