Образ бабы яги в сказках народов мира

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ бабы яги в сказках народов мира

Ямашкина К.Д. 1
1МБОУ Наро-Фоминская сош №6 СУИОП
Силаева А.А. 1
1МБОУ Наро-Фоминская сош №6 СУИОП
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сказки - это очень значимая часть культурного наследия любой страны. Читая сказки, можно заметить и понять много любопытного и интересного. В сказках существуют множество волшебных персонажей, особенно интересен образ Бабы Яги, который является одним из самых таинственных и противоречивых женских образов в русских сказках, сочетающий в себе положительные и отрицательные качества.

На одном из уроков литературы я задумалась о том, все ли сказки в мире и их герои одинаковы, во всех ли произведениях добро побеждает зло и какие они, добрые и злые герои сказок народов мира?

Поэтому я поставила перед собой цель - провести анализ сказок народов мира и сопоставить героев, похожих на нашу Бабу Ягу.

Задачи:

1. Выяснить, есть ли в сказках других народов персонаж, похожий на русскую Бабу Ягу.

2. В процессе изучения сказок познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги.

3. Провести опрос среди детей на предмет их знания этого сказочного персонажа. Узнать, как относятся они к Бабе Яге.

Объект исследования: сказки народов мира.

Гипотеза моего исследования: в сказках народов мира есть герои, похожие на нашу Бабу Ягу.

Баба Яга персонаж противоречивый, неоднозначный и многогранный. В русских сказках она может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях. Её образы в разных сказках не всегда соответствуют друг другу.

Основная часть

Толкование имени Баба Яга

Изначально такой персонаж как Баба Яга появился в славянской мифологии. Достоверного перевода имени «Баба Яга» не существует, так как очень много вариантов. Баба – первая часть имени показывает, что она старая женщина. Ведь наши слова «баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей, намного старше нас.

Современный толковый словарь Ефремовой указывает, что «баба, бабушка» – это:

1. Мать отца или матери по отношению к их детям.

2. Старая женщина.

Этот же толковый словарь русского языка говорит, что «яга» это:

1. Злая старуха-колдунья как персонаж русских народных сказок.

2. Шуба мехом наружу.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля сказано, что «яга» - «шуба шерстью наружу из жеребячьих шкур; шуба, тулуп, халатного покроя».

Также возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать». (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля).

Получается, что Баба Яга - это пожилая женщина, которая наверняка носит шубу мехом наружу и ругается, громко кричит.

Энциклопедия «Мифы народов мира» говорит, что «Баба Яга» в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба Яга живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей.

Баба Яга - старая горбатая колдунья с длинным носом и седыми растрепанными волосами, с костяной ногой. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она не ходит пешком, а разъезжает (летает) в каменной, железной, огненной ступе, погоняя её пестом или клюкою, заметая следы метлой (помелом), поэтому метла всегда развёрнута рукоятью вперёд, веником назад. Баба-Яга живет, в дремучем лесу или на болоте, в «избушке на курьих ножках», одна, за исключением зверей.

Образ Бабы Яги в русских сказках

Для начала я обратилась к родным и знакомым всем с детства русским народным сказкам, где всех героев легко поделить на положительных и отрицательных. Каждый знает, что Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший – отрицательные герои, поэтому совершают злостные поступки, а Иван - дурак, Василиса Прекрасная - добрые, положительные и делают добрые дела.

Обратимся к сказке «Царевна лягушка». Иванушка - дурачок отправился на поиски невесты, и будучи положительным образом, чувствует поддержку каждого зверька, птички, каждой травинки и даже ветерка при борьбе с отрицательной тёмной силой.

Некоторые сказки намекают, что сам Кощей Бессмертный приходится Бабе Яге мужем. Зато точно известно, что три дочери ее— Ягишны — во всем ей помощницы. Так же, как и мать, сроднились они с природными силами — ветром, бурей, метелью. В давние времена и совсем взрослые люди при упоминании имени Бабы Яги испытывали страх. Ждали от старой колдуньи всяких каверз и неприятностей. А когда ураганный ветер поднимал пыль столбом над дорогой или полем, говорили, что это Яга метет своим помелом.

Баба Яга - широко известный в сказках персонаж. Она изображается в русских сказках как существо опасное, демоническое, но она не является воплощением только злого начала. Она может быть и доброй Бабой Ягой, помощницей, дарительницей. В доме у злобной старухи всегда хаос, разруха, бардак. Но не стоит забывать о широте русской души. Это видно по тем вопросам, которые задает Баба Яга своим героям. “Откуда идешь? Куда путь держишь?” И старуха дает путнику поесть, попить, готовит баню и помогает советами.

Баба Яга может быть дарительницей: одаривать героя подарками взамен за добрые, вежливые слова, может быть заботливой и внимательной: интересуется, сыт ли герой, устал ли с дороги «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Баба Яга может быть похитительницей людей, детей, которых пытается изжарить и съесть; в сказке «Гуси-Лебеди» помощники Бабы Яги гуси-лебеди похищают мальчика.

Баба Яга может быть воительницей (народная сказка «Баба Яга и Заморышек», Баба Яга с огненным щитом борется с героями).

Баба Яга – повелительница. В большинстве русских сказок она повелевает стихиями, животными, природой «Волшебная иголочка» Валентины Осеевой.

Баба Яга – хранительница. Она хранит мудрые советы, жизненную силу, обряды, обычаи, волшебные ремёсла (русская народная сказка «Баба Яга и Заморышек»). Также она может быть волшебной помощницей. В сказках русская Баба Яга может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях.

Образ Бабы Яги в сказках народов мира

В сказках других народов существуют герои по образу похожие на нашу Бабу Ягу.

В Мордовских сказках присутствуют старухи, подобные Бабе Яге. Это хозяйка леса Вирява (народная сказка «Портной, медведь, черт и вирява»), похожая на русскую Бабу Ягу. Живет она в лесной чаще в избушке, умело управляется с пестом, кочергой, ухватом. И хозяйка подводного мира Йома (народная сказка «Старуха Йома и две девушки»), живущая в избушке, которая вертится на ветру. Обе старухи незлобные дарительницы, приучают к труду, одаривают подарками и наказывают героя заслуженно за лень и грубость. Образы этих старух очень похожи на образы русской Бабы Яги.

В армянских сказках присутствует ведьма в разных образах. Обычно это старая старуха с крючковатым носом, длинными острыми пальцами, с четырьмя глазами (два спереди, два сзади). Зовут её Кахард. Как и русская Баба Яга живет она в избушке на курьих ножках, летает на метле, у неё есть в избушке печь. Она очень злая обманщица и пытается расправиться с героями.

Ведьма Барабаха в белорусской народной сказке «Алёнка» внешне похожа на Бабу Ягу. Живёт она в хатке. Обманом хочет расправиться с героями.

В татарских сказках есть похожие образы в отрицательных и положительных ролях. Ведьма Убыр в народной сказке «Падчерица» живет в маленькой избушке в чаще леса. Она приучает к труду, одаривает за работу, но и справедливо наказывает героев. А в народной сказке «Тан-Батыр» прообразом Бабы Яги является ведьма Убырлы Карчык, живущая в чаще волшебного леса. Она использует коварство и колдовство, чтобы навредить героям.

Жестокая, жадная и сварливая ведьма Хаулит присутствует в английской народной сказке «Джип и ведьма из Уолгрейва». У нее, как и у русской Бабы Яги, в помощниках есть кот Чернулин. Хаулит обманщица, она пытается расправиться с героями.

В фольклоре карел и коми есть «лесная старуха». У карел это Сюоятар, а у коми - Ёма. По той роли, которую они играют в волшебной сказке, Ёма и Сюоятар сходны друг с другом и могут быть приравнены к русской Бабе-Яге. В карельской сказке Сюоятар - начало злое, она всегда противница героя. Как представительница иного мира, она обитает в лесу, под землей в корнях растений, на берегу озера или реки. Герой карельской сказки в итоге всегда побеждает старуху Сюоятар.

Японская Ямауба - чудовищное существо. «Яма» на японском «гора», «Уба» - «старуха», карга. Ямауба отличается от нашей бабы Яги средой обитания. Японская любит жить повыше, но также в недоступных местах. Она так же, как наша, в некоторых сказках жила в лесной избушке, а в некоторых - в пещере и заманивала к себе путников, крала детей, иногда откармливала, а, если была голодна, могла сразу скушать. Японка, в отличие от нашей бабы Яги, могла принимать разные образы, что помогало ей заманивать к себе доверчивых людей и пожирать их.

Финская ведьма Лоухи - Хозяйка Севера, страны тьмы и мрака Похъелы в карело-финском народном эпосе Калевала, могущественная колдунья. Знаменита она тем, что спрятала мельницу - самомолку Сампо в утесе за девятью замками, чтобы жители Калевалы не могли воспользоваться благами, приносимыми этой чудо - мельницей.

В словацких сказках есть героиня Баба Яга, так и называется. Как и в русских сказках она может играть положительную и отрицательную роли. Живёт она в избушке. В народной сказке «Заколдованный замок» она обманывает героев и хочет расправиться с ними. А в народной сказке «Здравствуй мостик» Баба Яга может передвигаться на прялке и железных семимильных сапогах. Она даёт герою работу, хранит богатства, наказывает нечестных.

Вывод:

Изучая сказки народов мира, можно отметить, что они похожи сюжетом, героями и их испытаниями. Отличие связано с особенностями другой культуры, природы, обычаями. Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать друг друга.

С помощью анкетирования я решила выяснить, каким дети представляют образ Бабы Яги в русских народных сказках, и как они думают: существует ли похожий образ в сказках других народов. В опросе приняли участие 50 учеников 5-ых классов.

Результаты анкетирования:

Вопрос

Кол-во детей

1.Кто такая Баба Яга?

 

Злая сварливая старуха

26

Ведьма, колдунья

15

Добрая старуха

8

2. Каким персонажем вы счи­таете Бабу Ягу?

 

Положительным

41

Отрицательным

9

3. Представляете ли вы рус­скую литературу без персо­нажа Баба Яга?

 

Да

9

Нет

41

4. Хотели бы вы встретиться с настоящей Бабой Ягой в лесу?

 

Да

11

Нет

39

5. Где живет Баба Яга?

 

В лесу в избушке

37

На болоте

13

6. Существуетли похожий образ Бабы Яги в сказках других народов?

 

Существует

39

Не существует

11

По результатам работы мы можем сделать следующие выводы.

Наша гипотеза подтвердилась.

Образ Бабы Яги присутствует в сказках других народов. Этот персонаж похож на русскую Бабу Ягу, но может иметь другое имя. В основном это старуха с некрасивыми чертами лица, имеющая определенные особенности, которая живёт уединённо, жилище расположено в труднодоступных местах, вдали от людей.

У русской Бабы Яги много атрибутов, помощников, волшебных предметов, есть средство передвижения. В сказках других народов не всегда присутствуют помощники и волшебные предметы, нет средства передвижения кроме немецких сказок. В немецких и французских сказках жилище в виде съедобных домиков является приманкой для героев. Наиболее близки к образу Бабы Яги героини армянских, белорусских, татарских, мордовских сказок. Скорее всего это связано с близостью традиций, культуры, истории.

Заключение

Цели и задачи, поставленные при изучении образа Бабы Яги в сказках народов мира, выполнены.

Проведен анализ сказок народов мира и сопоставлены герои в них, похожих на русскую Бабу Ягу.

Рассмотрены особенности изображения Бабы Яги в других сказках народов мира.

Проведено исследование в форма опроса среди детей на предмет их знания сказочного персонажа – Бабы Яги. Раскрыто отношение детей к сказочному персонажу.

На основе собранной информации мною создана кукла – оберег дома в образе Бабы Яги.

Список использованной литературы

Мифы народов мира / М.: Советская Энциклопедия, 1987.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. ДалМ.: Русский язык, 1978г. – 508с.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

Сборник русских народных сказок. 1997г.

Науменко Г.М. Большая хрестоматия мифологических сказочных персонажей для детей. – М.: «АСТ Астрель», 2007.

Ресурсы интернета

Сборник сказок. Сказки народов мира. М.: Просвещение, 2014г.

Рецензия руководителя

Ученицей 5 класса Ямашкиной Ксенией Дмитриевной изучено и обработано достаточное количество теоретического материала по данной теме.

Материал в работе изложен с соблюдением внутренней логики, отличается новизной, между отдельными разделами существует логическая взаимосвязь.

Работа отличается исследовательским характером и актуальна для познания образа сказочного литературного персонажа. На уроках литературы начиная с начальной школы, а потом и в среднем звене обучающиеся знакомятся с различными литературными героями и персонажами. Особенно привлекает внимание детей яркий образ Бабы Яги. Ксения прочитала большое количество сказок народов мира, чтобы полно представить не только образ сказочного персонажа – бабы Яги, но в своей работе затрагивает интересные факты по данной теме, прослеживается тщательная вдумчивая работа по каждому разделу рассматриваемой темы.

Тема работы раскрыта полностью, достигнута поставленная цель, решены поставленные задачи.

Использованный теоретический материал достоверен, сделанные выводы обоснованы.

Данная работа имеет исследовательский характер и практический выход: данную информацию можно использовать при проведении уроков литературы. Выполненная работа представляет интерес у школьников. В целом данная работа заслуживает высокой оценки и отвечает всем заявленным требованиям.

Просмотров работы: 768