Забытые и современные падежи русского языка.

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Забытые и современные падежи русского языка.

Цыганков Е.А. 1
1МБОУ СОШ 5 г.Одинцово
Константинова М.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение сош 5 г.Одинцово
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение.

Не так давно в школе мы начали изучать падежи русского языка, склонение имён существительных. И как раз, в тоже время по телевизору я увидел интересную передачу. В ней рассказывалось, что падежей в нашем языке не шесть, а гораздо больше. Мне захотелось узнать более подробно о падежах в русском языке. Для этого пришлось проделать большую работу - прочитать несколько книг, учебной литературы, найти в интернете много разных статей и докладов. Проводя, исследовательскую работу я узнал много нового и полезного.

Актуальность - падежи – неотъемлемая грамматическая форма частей речи русского языка.

Гипотеза - чтобы быть грамотным человеком нужно обязательно знать падежи.

Цель – найти и изучить информацию о «забытых» и «современных» падежах в русском языке.

Задачи – определить значение слова «падеж»;

- узнать, для чего нужны падежи;

- узнать сколько падежей в русском языке;

- научиться правильно определять падеж имени существительного;

- как быстро запомнить названия падежей.

Объект исследования – падежи русского языка.

Предмет исследования – роль падежей в русском языке.

Методы исследования- изучение и анализ различных источников: научной литературы, энциклопедий, журналов, интернет – сайтов.

Результаты моей исследовательской работы имеют важное значение. Изучение падежей имени существительного - одна из важных тем русского языка. Знание падежей помогает нам правильно излагать мысли, быть уверенными в выполнении письменных работ. В ходе своей работы я расширил свои знания о падежной системе русского языка, узнал как безошибочно можно определить падеж имени существительного в предложении. Изучение падежей является необходимым для каждого, кто желает в совершенстве овладеть русским языком.

Результаты работы имеют практическое применение - полученные знания помогут в изучении русского языка в будущем.

2. Основная часть.

2.1 Происхождение и значение слова «падеж».

Само понятие «падеж» и наименования падежей берут свое начало из античности. Термин «падеж» в переводе с греческого звучит как «падение», а с латинского – «падать». Предполагается, что это слово было взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх. Учёные Древней Греции увидели сходство между бросанием костей и падением их то на одну, то на другую сторону и изменением имени существительного с получением разных окончаний. Таким образом, "падеж" обозначает изменение окончания слова.Падеж – это форма, которая указывает на взаимосвязь между словами в предложении или словосочетании.

2.2 Для чего нужен падеж?

В разных языках существуют различные способы связки слов. В русском языке связующую роль играет падеж. Для того чтобы предложения были связанные и легки для восприятия самостоятельные части речи принимают необходимую форму. К примеру: «Мы, радость, принять, его, коллектив» или «Мы с радостью приняли его в коллектив». В первом случае употреблён набор слов, которые ничем не связаны и потому представляют собой бессмысленное перечисление. Во втором — части речи изменены, мысль изложена чётко и ясно, этому способствовали падежи.

Изменение частей речи по падежам получило название — склонение. В русском языке склоняются имена существительные, имена прилагательные, числительные, местоимения.

2.3 Падежи русского языка, изучаемые в школе.

Современная школьная грамматическая программа выделяет шесть падежей.

Именительный падеж — является единственным прямым падежом в русском языке. Отвечает на вопросы — кто? что? Предлоги при употреблении слова в именительном падеже не используются. В предложении существительное, находящееся в именительном падеже является подлежащим или частью сказуемого.

Труд (И.п.) кормит, а лень (И.п) портит.

Родительный падеж — обозначает притяжение или принадлежность предмета к другому предмету или лицу. Употребление родительного падежа может быть как после глаголов, так и после имён.

Глагольный родительный падеж может указывать на предмет:

в случае, когда глагол имеет при себе отрицание: не сносить головы, не поведать правды.

если действие относиться не ко всему предмету, а лишь к его части: испить воды, нарубить дров.

Приименной родительный падеж может указывать на целый ряд отношений:

принадлежность кому или чему- либо: дом матери, платье куклы.

отношение чего-то целого к какой-либо части: номер гостиницы, ветка дерева, страница журнала.

оценивание или определение качеств: кепка зеленого цвета, слезы счастья, человек слова.

Имена существительные, употребленные в родительном падеже вместе с прилагательными сравнения, указывают тот предмет или лицо, с которым их сравнивают: белее снега, быстрее поезда.

Родительному падежу соответствуют предлоги: без, из, вокруг, с, около, у, после, от, для, до. Слова в родительном падеже отвечают на вопросы - кого? чего?

Без (чего?) труда (Р.п.) не выловишь и рыбку из (чего?) пруда(Р.п.)

Дательный падеж — используется в сочетании с глаголами, которые обозначают действие по отношению к данному предмету. Этому падежу соответствуют предлоги: к (ко), по, согласно, вопреки, вслед, подобно. Вопросы падежа - кому? чему?

По(чему?) труду(Д.п.) о человеке судят.

Винительный падеж — существительные чаще всего употребляются при глаголах и обозначают объект, на который полностью переходит действие: ловить рыбу, сшить юбку, выпекать пирог.

Также слова, стоящие в винительном падеже, могут выражать количество, время, пространство и расстояние: целое лето, каждая минута, на всю страну.

Предлоги винительного падежа: с (со), через, в (во), о (об), на, сквозь, под, про, через, по, за.

Винительному падежу соответствуют вопросы - кого? что?

Человек воспевает (что?) труд (В.п.).

Творительный падеж — существительное, находящееся в творительном падеже, обозначает объект, которым производят действие на другой предмет. Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в творительном падеже: за, с (со), между, под, над, перед, вместе с, в связи с, согласно с. Он отвечает на вопросы кем? чем?

Человек (чем?) трудом (Т.П.) красен.

Предложный падеж — употребляется и при глаголах, и при именах, но всегда только с предлогом, отсюда и название самого падежа. Отвечает на вопросы - о ком? о чём?

Есть много пословиц о (о чём?) труде (П.п.).

Каждый из используемых предлогов придает слову свое значение:

о, об, обо - обозначение предмета, о котором идет речь: мысли о тебе, рассказ о доме;

в, во – указывает на предмет, время, место и пространство: в полночь, в сумке, во всей комнате;

на – указывает на место, где что-то находится или происходит: на столе, на вокзале;

при – употребляется для уточнения вблизи чего или в присутствии кого находится предмет, о котором идет речь: при дороге, при директоре;

2.4 Как различить Именительный, Родительный и Винительный падежи?

Винительный падеж позаимствовал вопросы у именительного падежа – что? и у родительного падежа – кого? Из-за схожести вопросов, достаточно часто школьники не могут грамотно определить падеж. Чтобы сделать это без ошибки в предложении необходимо выделить грамматическую основу. Имена существительные в именительном падеже в предложении всегда выступают в роли главного члена предложения – подлежащего.

Поэтому, если существительное в предложении отвечает на вопрос что? и выражено подлежащим, то сомнений быть не может, оно в именительном падеже. Например: (что?) Машина(И.п.) подъехала к дому. Девочка собирает (что?) малину (В.п.).

Очень часто путают родительный и винительный падежи, так как вопросы к одушевленным предметам задаются одинаковые: "кого?" Как различить эти падежи? Для этого вместо слова, которое отвечает на вопрос кого? нужно поставить любое существительное женского рода. Например: кошка. Если у этого слова появится окончание -у, значит ,оно стоит в винительном падеже. А, если окончание –и, то это родительный падеж. Например: У моей (кого?) мамы много домашних дел. Вместо слова мамы подставим слово кошка. Получится: У моей кошки много домашних дел. У проверяемого слова получилось окончание –и, значит это родительный падеж.[4]

Запомнить падежи и их порядок наша учительница предложила нам с помощью забавного двустишия:

Иван – Именительный,

Рубил – Родительный,

Дрова - Дательный,

Варвара – Винительный,

Топила – Творительный,

Печь – Предложный.

2.5 Забытые падежи в русском языке.

На протяжении своего развития русская речь претерпела массу изменений и реформ. В русском языке когда-то было гораздо больше падежей, которые делали его, наверное, не только логичнее, но и гораздо ярче и самобытнее. К подобным падежам относят: звательный, количественно-отделительный, местный, ждательный, лишительный, исходный, счётный падежи.

Звательный падеж

Звательный падеж считался седьмым русским падежом в грамматиках, изданных до 1918 года. В близкородственных, белорусском и украинском языках он выделяется как седьмой падеж до сих пор. В современном русском языке остались некоторые слова в звательном падеже. Например, в сказке Пушкина золотая рыбка выныривает из морских глубин, обращаясь к старику в звательном падеже: «Чего тебе надобно, старче?» Слова в форме звательного падежа можно встретить в старой литературе, церковной, к примеру, такие слова как «отче», «Боже», «Господи», которые в современном русском языке являются архаизмами1.

Но звательный падеж жив и очень популярен. Сегодня формы звательного падежа используются при обращении к человеку. Именительный падеж: Аня — звательный: Ань. Ань, домой пойдешь?

Местный падеж(второй предложный)

Его называют одним из самых понятных среди альтернативных падежей, так как его формы очевидны, они используются и заменить их нельзя. Местный падеж существовал в древнерусском и старославянском языках (указывал на место действия и первоначально употреблялся без падежа). В XVII веке было принято название «сказательный», который затем был переименован М.В.Ломоносовым в «предложный», в будущем употребление этого падежа только с предлогами[2]. Предложный падеж совмещает изъяснительное значение (о чём?) и местное (где?). Например, можно говорить о (чём?) площади и можно стоять на (чём?) площади, думать о (чём?) комнате и находиться в (чём?) комнате.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________

1Архаизмы - устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом. 9

Первый случай называется "изъяснительным падежом", а второй — "местным". У площади и комнаты эти формы не зависят от функции. А вот, например, у носа, леса, снега, года — зависят. Мы говорим о носе, но выходные у нас на носу; думаем о годе, но день рождения только

раз в году. Гулять в лесе нельзя, можно только в лесу. Из-за небольшого количества слов, у которых формы не совпадают, местный падеж не выделяется, как самостоятельный.

Разделительный падеж (Количественно-отделительный)

Является разновидностью родительного падежа, в том смысле, что он отвечает на его же вопросы и указывает на некоторые из его функций. Применяется разделительный падеж для обозначения какой-либо части, взятой от целого предмета, определяет количество, а не принадлежность. Этот падеж не применяется к одушевленным предметам. Выпить кофейку это разделительный падеж - выпить кофе - родительный падеж. Съесть мёду (разделительный падеж) — съесть ложку мёда (родительный падеж)

Лишительный падеж

Лишительный падеж используется там, где есть место отрицанию. Например: «Он имеет полное право» или «Они знают правду», а при отрицании эти же существительные будут стоять уже в другой форме: «Он не имеет права» или «Они не знают всей правды». Лишительный падеж имеет формы родительного или винительного падежей. Иногда они могут быть и взаимозаменяемыми. Но некоторые слова предпочтительнее использовать лишь в одном варианте: «ни шагу назад», а не «ни шага назад». В современном русском языке эти падежные различия стерты, а лишительный падеж больше не выделяется.

Ждательный падеж

Еще один падеж, который вмещает в себе формы родительного и винительного падежей. Ждать (кого? чего?) или ждать (кого? что?). Ожидать можно "письмо" или "письма", "погоду" или "погоды". Смысл не меняется и ожидание не отменяется. Но если мы возьмём для примера такие существительные, как "сестра", "мама", то получится следующее. Мы должны были бы применить форму родительного падежа, но правильнее будет использовать винительный: "ждать сестру" и "ждать маму". В таких случаях лингвисты говорят о ждательном падеже.

Превратительный падеж (другое название — Включительный)

Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: пойти в лётчики, подался в музыканты, взять в мужья/ жены.

В словосочетании - Вася решил пойти в лётчики, существительное лётчики стоит во множественном числе, и по логике его надо использовать в винительном падеже. Тогда выражение звучало бы так: пойти в (кого? что?) лётчиков, но это режет слух. Но и именительным падежом данное существительное не является. На это есть несколько причин:

перед существительным употреблен предлог, что не свойственно именительному падежу;

существительное не выступает в роли подлежащего, значит, здесь речь идет о косвенном падеже;

существительное в словосочетании не отвечает на вопрос «кто?» или «что?».

Из этого следует, что перед нами не что иное, как превратительный падеж. Его форма совпадает с формой множественного числа именительного падежа, но при этом отвечает на вопросы винительного.

Счётный падеж

Счетный падеж появляется тогда, когда используют имена существительные с именами числительными. Например: дверь (чего?) шкафа - два (чего?) шкафа, аромат (чего?) яблок - пять (чего? ) яблок. Во втором случае существительные «шкафа» и «яблок» имеют счётный падеж, а не родительный. Самостоятельную группу примеров составляют существительные, образованные от прилагательных. В счётном падеже они отвечают на вопросы прилагательных, от которых они произошли, причём во множественном числе. Например, нет (кого? чего?) мастерской, но две (каких?) мастерских.

Отложительный падеж

Этот падеж ещё называют исходным. Форма этого падежа схожа с формой родительного падежа, употребленного с такими предлогами, как «с», «от», «из», а иногда с творительным падежом. Отложительный падеж указывает на траекторию движения, а точнее, на ее исходную точку. От кого?, откуда?, от чего? — именно на такие вопросы отвечают слова в форме отложительного падежа: из лесу, из дому.Существительное становится безударным: Я из лесу вышел;

Был сильный мороз2…..

Как мне кажется, из всех этих «забытых» падежей только местный и превратительный имеют шанс на самостоятельное существование. Хотя, ждательный тоже имеет некоторый смысл, поскольку ждать у моря "погоду" не совсем грамотно звучит. Количественно-отделительный и лишительный смело могут быть заменены родительным, поэтому их можно считать просто его вариантами.

_______________

2 «Я из лесу вышел; был сильный мороз…» - отрывок изпоэмы "Крестьянские дети" Н.А.Некрасова.

3.Заключение

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась - чтобы быть грамотным человеком нужно обязательно знать падежи. Именно потребность в обучении грамоте привело к появлению падежей. Грамотности без знания падежей существовать не может. Устно человек, как правило, употребляет падежи, не задумываясь, изменяя слова в предложениях интуитивно. Но при письме многие делают ошибки в падежных окончаниях. Поэтому, если человек хочет быть грамотным, образованным и всесторонне развитым, то умение грамотно писать и говорить, должно быть обязательным.

4.Библиографический список

1. Аркадьев П.М. Падежи в языках мира. ПостНаука ,2015г.

2.Голанов И.Г. Морфология современного русского языка. М.: «Высшая школа», 1967г.

3.Желтовская Л.Я.,Калинина О.Б.Учебник для начальной школы «Планета знаний» 3класс АСТ Астрель, 2014г.

4.Шалаева Г.П.,Терентьева И.Г.,Курбатова Н.В. Большая энциклопедия начальной школы. «ОЛМА – ПРЕСС Образование»,2006г.

5. https://studopedia.ru/15_129226_istoriya-vozniknoveniya-padezhey-v-russkom-yazike.html

Просмотров работы: 9415