Введение
2018 год объявлен годом театра. Для меня это по- настоящему знаковое событие, ведь уже год я занимаюсь в нашем городе в театральной студии «Семь». Я пробую себя в роли актера, что-то получается, что-то нет, ведь там мы изучаем актерское мастерство, сценическое движение, сценическую речь. Но судьба преподнесла мне еще один сюрприз. В этом году мне посчастливилось побывать в Артеке, каково же было моё удивление, когда я попал в отряд «Театральный». А там меня выбрали президентом отряда. Постановок было много, и мне удалось попробовать себя в новых ролях - декоратор, постановщик, сценарист. Это были незабываемые ощущения. Так постепенно театр вошел в мою жизнь. Театр — явление особое: возвышенное и праздничное. Всегда на сцене артисты театра кажутся людьми из иного мира — какого-то таинственного и волшебного. Изучая театральное мастерство, я открыл для себя много имен - Леонида Енгибарова, поближе познакомился с творчеством Астафьева и В. Маяковского.
А читая в классе произведение «Евгений Онегин», я увидел мысли автора о театральном искусстве, они показались мне близки. Я решил разобраться в вопросе, каким был взгляд Александра Сергеевича на театр, так родилась наша работа, цель которой - исследование взглядов Пушкина на театр на примере его романа в стихах «Евгений Онегин».
Задачи работы:
рассмотреть взгляды Пушкина на театр в целом.
проанализировать его документальные труды, статьи связанные с театральным миром.
рассмотреть различные взгляды на театр на примере романа в стихах «Евгений Онегин»
выяснить, остаются ли взгляды Александра Сергеевича Пушкина на театральное искусство актуальными
Объектом исследования избраны строфы первой главы «Евгения Онегина», посвященные театру. А предметом исследования – различные взгляды на театр.
Методы исследования:
-анализ литературных источников;
-сравнение взглядов автора и главного героя на театральное искусство;
-обобщение полученных данных;
-интервьюирование.
Основная часть
2.1 Пушкин и театр
Пушкин — самый изученный русский писатель, автор множества незабываемых произведений. Но судьба распорядилась интересно – являясь драматургом и ценителем театра, он никогда не видел на сцене своих драматических произведений.
Раздумывать о театре поэт начал еще в лицейские годы. По выходе из лицея он жадно потянулся к его волшебному миру кулис, к тайнам сценического искусства. Он постоянно посещал Петербургский Большой театр, обширный репертуар которого давал пищу для размышлений. Пушкин был страстным театралом, чутким зрителем, которого ценили лучшие русские актеры. Любовь поэта к театру была любовью деятельной: вместе с группой молодых любителей сценического искусства он входил в кружок «Зеленая лампа», где постоянно участвовал в обсуждениях спектаклей, писал глубокие статьи. В 1819 году он пишет статью «Мои замечания об русском театре» и в ней обнаруживает превосходное знание актеров и тонкость в понимании театрального мастерства.
Александр Сергеевич считал театр важнейшей частью национальной культуры. По его мысли, театр должен существовать не для «малого ограниченного круга зрителей» [5], а для широких масс, доводя до них передовые идеи.
«Заседания общества «Зеленая лампа» помогали приводить в систему пестрые и разнообразные театральные впечатления. Узнав о доносе в полицию, руководители «Зеленой лампы» сожгли часть протоколов, а в оставшихся имя Пушкина как докладчика не упоминается. Но сохранились свидетельства о его выступлениях. Известно и то, что речи поэта содержали много зрелых и глубоких мыслей. Это подтверждает и его статья «Мои замечания об русском театре», предназначенная для прочтения на одном из заседаний общества. Уже в этой ранней статье Пушкин поднял самые важные проблемы - актерского мастерства, национальной исполнительской манеры, для которой характерны «игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений». Самым ценным и примечательным в игре русских актеров он считает истинную взволнованность и вдохновение, умение свободно распоряжаться голосом, жестом, пластикой, способность подчинить их созданию характера. Особенно ценит он мастерство Е. Семеновой, великой трагической актрисы, которую «природа одарила душою» [1].
В статье «Мои размышления об русском театре» А.С.Пушкин пишет: «Говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой и, может быть, только об ней. Одаренная талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою. Семенова никогда не имела подлинника. Бездушная французская актриса Жорж и вечно восторженный поэт Гнедич могли только ей намекнуть о тайнах искусства, которое поняла она откровением души. Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений, орган чистый, ровный, приятный и часто порывы истинного вдохновения, все сие принадлежит ей и ни от кого не заимствовано.
Семенова не имеет соперницы. Пристрастные толки и минутные жертвы, принесенные новости, прекратились, она осталась единодержавною царицею трагической сцены…» [5].
Александр Сергеевич подчеркивал, что эмоциональность, вдохновение являются отличительными чертами русского таланта. Но раскрываются эти качества только при правильном прочтении роли. «Талант - это предрасположение к труду»[4], - говорил он. И его суждения о молодой Колосовой, которая могла вырасти в «истинно хорошую актрису - не только прелестную собой, но и прекрасную умом, искусством и неоспоримым дарованием»[5] , но не стала ею, так как была нетребовательна к себе, подтверждает это правило. Пушкин требует от актера не только таланта, который даёт природа, но и умения глубоко разбираться в своих ролях.
В статьях Пушкина можно найти характеристику многих русских актеров: А.С. Яковлева, Я.Г. Брянского, М.И. Вальберховой, балерины А.И. Истоминой и других. Многожанровым представлял себе поэт русское театральное искусство. Он не обходил вниманием оперу, балет. Первый заметил своеобразие русской школы танца - «душой исполненный полет». Его замечания на театральное искусство были интересны в то время, и остаются актуальными. Вот суждения истинного гения, оторванного от нас веками. По нашему мнению, данная статья являлась подготовительной работой над идеями, которые автор вложил в уста своих героев при работе над романом в стихах «Евгений Онегин».
«Волшебный край»
Первая глава романа «Евгений Онегин» была начата Пушкиным в 1823 году. «Первое упоминание о работе Пушкина над романом находим в его одесском письме к П.А.Вяземскому 4 ноября 1823г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах- дьявольская разница…» [1]
Еще не было ни «Бориса Годунова» (1825), ни «Маленьких трагедий» (1830). В ранних произведениях театр не представляет специального предмета для осмысления. Нам не сразу приходит в голову, что всем памятные строки «Волшебный край, там в стары годы...» или «Театр уж полон, ложи блещут...» и есть первая подробно изложенная поэтом концепция театра, которая занимает в главе шесть строф.
Остановимся на взглядах автора на театр, основываясь на романе «Евгений Онегин». Сделать это не трудно, ведь одной из отличительных черт романа является то, что А. С. Пушкин - не только повествователь, сочинитель романа, но и один из героев произведения. Это придает описываемым событиям некую достоверность, необыкновенный лиризм. Он незримо присутствует на страницах романа во время всего повествования, периодически предстает как действующее лицо описываемых событий. Автор - один из персонажей со своим характером, мироощущением, идеалами. Неожиданность вторжения автора в события романа органичная, творчески оправданная: не нарушая ход сюжета, субъективный взгляд поэта позволяет глубже осмыслить содержание событий, выразить оценку наиболее значительных исторических фактов, наиболее волнующих его явлений действительности. В том числе именно автор дает ответ на интересующий нас вопрос о месте театрального искусства.
Противопоставляя себя главному герою, в романе автором будет сказано: «Всегда я рад заметить разность // Между Онегиным и мной» - и в конце строфы: «Как будто нам уж невозможно // Писать поэмы о другом, // Как только о себе самом» [4]
Какие же строчки дают нам понять авторское отношение к театру?
Проведем анализ строк первой главы романа, в которых излагается взгляд Пушкина на театр.
Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись [3]
1. Для автора театр — «волшебный край», именно это выражение является основополагающим концептом.
2. Для поэта театр не ограничивается сегодняшним представлением, у него есть прошлые впечатления и воспоминания («стары годы»).
3. О ком же писал поэт, вспоминая о театре?
Д.И.Фонвизин (1745-1792)- автор комедий «Бригадир» и «Недоросль», сатирически изображавший быт и нравы помещиков XVIII века.
Я.Б.Княжнин (1742-1791)- автор трагедий («Дидона», «Росслав», «Вадим») и комедий («Хвастун», «Чудаки»), в которых много заимствований из европейской драматургии.
В.А.Озеров (1770-1816)- автор трагедий («Дмитрий Донской», «Эдип в Афинах», «Фингал» и др.), имевших шумный успех у тогдашней театральной публики, благодаря патриотическому и сентиментальному содержанию.
Е.С.Семенова (1786-1849) - знаменитая трагическая актриса, дочь крепостной; «о ней восторженно писал Пушкин в 1819 г. в статье «Мои замечания об русском театре. «Когда в начале 20-х годов Пушкин получил известие об уходе Семёновой из театра, он набросал начальные строки стихотворения:
Ужель умолк волшебный глас
Семёновой, сей чудной музы,
И славы русской дух угас?» [1 ]
А.А.Шаховский (1777-1846) – драматург, осмеявший в своих комедиях разнообразные бытовые явления и отдельных лиц. Пушкин нередко бывал в кружках Шаховского, где собирались актеры и многочисленные почитатели театра, драматургии.
П.А.Катенин (1792-1853) перевел в 1822 г. стихами трагедию Корнеля «Сид» (1636). «19 июля 1822 года Пушкин писал ему из Кишинева: «Ты переввел Сида; поздравляю тебя и старого моего Корнеля. Сид кажется мне лучшею его трагедией»[1].
К.Дидло (1767-1837) - знаменитый балетмейстер; о нем Пушкин в примечаниях в XXI строфе по поводу слов Онегина «но и Дидло мне надоел» отметил: «Балеты Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной» [1]. Дидло поставил два балета по произведениям Пушкина: «Кавказский пленник» (15 января 1823г) и «Руслан и Людмила» (8 декабря 1824г.). 30 января 1823г. Пушкин попросил своего брата Льва Сергеевича (из Кишенева): «Пиши мне о Дидло».
«Последние две строчки XVIII строфы, свидетельствующие о театральных увлечениях Пушкина, находят комментарий в его письмах: « Мы не забывали тебя (пишет он П.Б.Мансурову 22 октября 1819г.) и в 7 часов с ½ каждый день поминаем в театре рукоплесканиями»; «Что Катенин?.. Что Семенова?.. Что весь театр?..»- спрашивает он Я.Н.Толстого в кишеневском письме от 26 сентября 1822г»[1].
Н. В. Гоголь в числе особенностей художественного таланта Пушкина отмечал его «необыкновенное искусство немногими чертами означить весь предмет: эпитет [Пушкина] так отчётист и смел, что иногда заменяет целое описание»[1].
Эпитеты и определения, встречающиеся в этой строфе, одним-двумя словами характеризуют Фонвизина, Княжнина, Шаховского, Корнеля. Пушкин, знаток искусства, смог в сжатой словесной форме очертить большое явление в истории русской литературы.
Интересно, что в приведенном ниже отрывке автор сначала вспоминает драматургов («Фонвизин, друг свободы», «переимчивый Княжнин», Озеров, Катенин, воскресивший «Корнеля гений величавый», «колкий Шаховской»). В этом ряду — только одно имя актрисы («Там Озеров невольны дани // Народных слез, рукоплесканий // С младой Семеновой делил») и одно имя постановщика балетов Дидло. Примечательно, что именно драматурги характеризуются словами «блистал», «гений величавый», актеры лишь могут делить народные слезы и рукоплескания с авторами пьес. Таким образом, театр — это мир писателей, авторов в первую очередь.
4. Вспоминая юность, автор отмечает сменяемость исполнителей в театре: «Все те же ль вы? Другие девы, // Сменив, не заменили ль вас?», актрисы уходят, драматурги - а с ними и сам театр - остаются.
5. Когда-то молодой поэт, подобно Онегину, видел в общении с актрисами развлечение, теперь же, говоря о памятных для него персонажах, он задается совсем другими вопросами: «Услышу ль вновь я ваши хоры? // Узрю ли русской Терпсихоры // Душой исполненный полет?», т. е. говорит о художественных впечатлениях, оставленных в его памяти исполнительницами.
«Здесь под Терпсихорой А.С.Пушкин имел в виду великую русскую балерину Авдотью Истомину. Об этом писал современник-рецензент: «Терпсихора – в виде прелестной, несравненной Истоминой – удивила, пленила всех своим неподражаемым талантом»[3].
6. Для поэта знакомые впечатления от театра важнее новых впечатлений, он ищет «знакомых лиц» боится, что «взор унылый не найдет // Знакомых лиц на сцене скучной».
7. Для автора театральные воспоминания окрашены ностальгической грустью, но происходящее на его глазах в зрительном зале превращается в захватывающий праздник при условии, что театр полон зрителей, «ложи блещут», «партер и кресла, всё кипит» — все это условия необычайного, потрясающего представления, от которого зрителей отделяет только занавес.
8. На сцене «блистательна, полувоздушна, // Смычку волшебному послушна, // Толпою нимф окружена, // Стоит Истомина». И здесь мы опять видим гений Александра Сергеевича Пушкина: балерина стоит, поэтому никак не может быть ни блистательной, ни полувоздушной. Откуда же такие эпитеты в ее описании? Авдотья Истомина (1799-1848),- легенда российского балета, еще не начала танцевать, но воспоминание о ее танце, уже ставшем легендой, позволяет говорить и о блистательности, и о других ее качествах.
9. «Всё хлопает» — завершающая фраза всего описания удивительного представления. Аплодисменты оказываются его важной составляющей частью. В театре все продумано для того, чтобы получить высокое наслаждение, — и расположение мест публики, и занавес, скрывающий тайны сцены, и ее оформление, и музыка, и актерское перевоплощение в персонажей, то реальных, то фантастических («еще амуры, черти, змеи // на сцене скачут и шумят»), и аплодисменты.
Итак, мы видим, что Александр Сергеевич оставил нам после себя подробное описание театра, мастеров театральной сцены, драматургов, всего того, что так ценил в этом храме искусств.
2.3. Онегин – «почетный гражданин кулис»
Пушкин оставил нам характеристику современных ему зрителей. В статье «Замечаниях об русском театре» он намечал разные типы театральных любителей: «Что такое наша публика? Перед началом оперы, трагедии, балета молодой человек гуляет по всем десяти рядам кресел, ходит по всем ногам, разговаривает со всякими знакомыми и незнакомыми. «Откуда ты?- «От Семеновой, от Сосницкой, от Колосовой, от Истоминой».- «Как ты счастлив!» Сегодня она играет- она танцует- похлопаем ей- вызовем её! Она так мила! У неё такие глаза! Такая ножка! Такой талант!!!- Занавес поднимается. Молодой человек, его приятели, переходя с место на место, восхищаются и хлопают. Не хочу здесь обвинить пылкую, ветреную молодость, знаю, что она требует снисходительности. Но можно ли полагаться на мнение таковых судей?» [5]
Вот к такой категории зрителей, на наш взгляд, относится главный герой романа Евгений Онегин. Мы внимательно изучили строфы, повествующие об отношении Онегина к театру.
1. Онегин для театра — «злой законодатель».
3. Его отличительная черта — он «непостоянный обожатель // очаровательных актрис».
4. Его титул — «почетный гражданин кулис».
5. Привлекательный для него театр — место, «Где каждый, вольностью дыша, // Готов охлопать entrechat, // Обшикать Федру, Клеопатру, // Моину вызвать (для того, // Чтоб только слышали его)».
6. Онегин входит в зал, когда «всё хлопает» после выступления Истоминой, он опоздал к началу и «идет меж кресел по ногам», на сцену не смотрит, а рассматривает только то, ради чего пришел в театр: «Двойной лорнет скосясь наводит // На ложи незнакомых дам». Подчеркнуто, что он все осмотрел, но, судя по фразе «Лицами, убором // Ужасно недоволен он», его интересовал вовсе не спектакль; герой поприветствовал мужчин.
7. Наконец, посмотрел в сторону сцены: «Потом на сцену // В большом рассеянье взглянул, // Отворотился — и зевнул».
8. Здесь-то и звучит приговор Онегина: «Балеты долго я терпел, // Но и Дидло мне надоел».
9. Спектакль еще идет, но Онегин из театра «вышел вон; // Домой одеться едет он» и отправляется на бал в «великолепном доме», здесь он может найти «ножки милых дам» и получить истинное удовольствие. В театре Онегина совершенно отсутствует как таковое искусство, это место, явно проигрывающее и ресторану Talon, и великосветскому балу.
В характеристике Онегина-театрала обращает внимание, что он назван по праву «театра злой законодатель». Онегин не из числа рядовых зрителей, которые лишь «обшикивают» или «охлопывают « в театрах. Он не только «почетный гражданин кулис», т.е. постоянный завсегдатай театра, из тех, кто был на короткой ноге с актерским цехом и, пользуясь связями с дирекцией, имел право свободного выхода за кулисы. Эта фраза носит у Пушкина иронически смысл, подчеркивая неспособность и нежелание Онегина разобраться в сложном мире театрального искусства.
Спектакль «Евгений Онегин» на сцене Воронежского театра оперы и балета
Мне очень приятно, что спектакль «Евгений Онегин» проходит и на сцене нашего родного Воронежского театра оперы и балеты. Конечно же, мы постарались узнать историю его постановки, оказалось, что именно этот спектакль стал первым на сцене открывшегося Воронежского театра оперы и балета в 1961 году. «Труппа была очень молодой – создавать театр с нуля в Воронеж приехали студенты и выпускники консерваторий со всей страны, откликнувшиеся на объявление в газете «Советская культура» о создании музыкального театра и наборе труппы. Отчасти поэтому выбор спектакля-открытия и пал на «Евгения Онегина», все главные персонажи которого молоды»[8]
Как мы узнали из материалов Интернет, нашему театру с декорациями и костюмами помогал столичный Большой театр. Как нам рассказал сотрудник театра оперы и балета Валерия Н. до сих пор в нашем театре хранится накидка Онегина, привезенная из Большого специально для первой постановки.
В этом году в нашем театре 58 театральный сезон, а опера «Евгений Онегин» все еще на сцене. Нам стало интересно, чем же привлекает это произведение современных зрителей?
Естественно, музыкой. Среди имен русских композиторов-классиков всенародной любовью окружено имя П.И.Чайковского, чьё творчество стало неотъемлемой частью мировой культуры.
«Идея создания оперы «Евгений Онегин» была подана Петру Ильичу известной певицей Е.А. Лавровской. Чайковский был увлечен этим предложением и в тот же вечер, перечитав роман А.С. Пушкина, составил план либретто, которое позже было написано совместно с артистом К.С. Шиловским.
Композитор был глубоко захвачен сочинением этой оперы, он писал: «Если была когда-нибудь написана музыка с искренним увлечением, с любовью к сюжету и действующим лицам оного, то это музыка к «Онегину». Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал её. И если на слушателе будет отзываться хотя бы малейшая доля того, что я испытывал, сочиняя эту оперу, то я буду очень доволен и большего мне не нужно»[2]
Нам удалось поговорить с распространителем билетов по интересующим нас вопросам:
1. С какого года идет постановка оперы «Евгений Онегин» в нашем городе?
2. Целевая аудитория
3. Наполняемость зала
4. Стоимость билетов
Постановка оперы «Евгений Онегин» идет в Воронежском театре с 1961 года постоянно, этот спектакль является основным в репертуаре театра. Целевая аудитория –самая различная, это дети от 6 лет, пришедшие на просмотр спектакля с родителями и пенсионеры, которых не может оставить равнодушным музыка П.И. Чайковского и бессмертное произведение А.С. Пушкина. Зал наполнен всегда, а ценовая политика в отношении билетов очень разная – от 300 рублей на балкон до 800 рублей в партер.
Когда мы посмотрели спектакль «Евгений Онегин», мы поняли, что Чайковский бережно сохранил национальный колорит произведения, нам показалось, что роман Пушкина и музыка Чайковского слились воедино. Естественно, будучи ограничен рамками сцены, Чайковский не мог охватить всю ширину тематики пушкинского романа. Он сосредоточил внимание на изображении переживаний героев. Мне очень понравилась эта постановка, и хочется отметить, что мысли А.С. Пушкина на театральное искусство мне близки и понятны.
Мне было очень приятно, что любителей театра у нас в городе очень много, зал был полон. После окончания спектакля публика еще долго не отпускала актеров, было много цветов. Такого отношения к театральному искусству, как у Онегина, «почетного гражданина кулис», уже не заметишь.
Заключение
Из уроков литературы я знаю, что Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» свыше 7 лет. Первая глава, опубликованная в 1825 г., указала на Евгения Онегина как на главного героя задуманного произведения. Главный герой обозначен в названии достаточно четко, но мы понимаем, что фигура Онегина потребовалась автору не только для того, чтобы выразить свои представления о «современном человеке». Была и другая цель: Онегину предназначалась роль центрального персонажа, который, подобно магниту, «притягивал» бы разнородный жизненный и литературный материал. И вот перед нами проступают образы Татьяны Лариной, Ленского и создается уникальный образ — образ автора.
Портрет автора в романе скрыт. Описания внешности нет никакого, но из романа мы узнаем немало о нем — о его судьбе и духовном мире, о литературных взглядах и даже о винах, которые он любит. Но, стоит отметить, что автор в «Евгении Онегине» — это человек без лица, без внешности, без имени.
Автор — повествователь и одновременно «герой» романа. В авторе отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина». Пушкин отдал ему многое из того, что пережил, перечувствовал и передумал сам. Однако отождествлять автора с Пушкиным — грубая ошибка. Необходимо помнить, что автор — это художественный образ. Соотношение между автором в «Евгении Онегине» и Пушкиным, создателем романа, точно такое же, как между образом любого человека в литературном произведении и его прототипом в реальной жизни. Образ автора — автобиографический, это образ человека, чья «биография» частично совпадает с реальной биографией Пушкина, а духовный мир и взгляды на литературу являются отражением пушкинских.Мы знаем, что Пушкин с отроческих лет был театралом. Он бывал постоянно не только на первых представлениях и за кулисами театра, но и в тогдашних кружках театральных любителей, где встречался с Грибоедовым, Жандром, кн. Шаховским, Бестужевым, Всеволожским и всеми выдающимися актерами того времени.
Много нового узнавал поэт на вечерах у Шаховского, где шли дискуссии о сценическом мастерстве и где он многое слышал из уст самих актеров и авторов пьес, опер, балетов.
Анализ строф первой главы «Евгения Онегина», посвященных театру, позволяет прийти к некоторым выводам. Эти строфы следует считать первым по времени и одним из значимых по содержанию художественным изложением пушкинской эстетики театра. В тексте представлены две контрастные концепции театра — Онегина как «гражданина кулис» и автора как «гражданина зрительного зала», их контраст, с одной стороны, позволяет поэту отделить себя от своего героя, с другой стороны, сосредоточиться на авторской концепции театра. В этой концепции можно усмотреть значимое для поэта разграничение собственно театра и сцены. Театр — трибуна драматургов, он имеет славную историю, призван через трагедию, комедию, сатиру утверждать высшие ценности культуры. Сцена — поле деятельности актеров, постановщиков и зрителей. Пушкин не употребляет понятия «сценичность», но дает определенные ключи для рассмотрения проблемы сценичности.
Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:
Александр Сергеевич считал театр важнейшей частью национальной культуры, он прекрасно знал и чувствовал театр.
Пушкин писал критические заметки о театре, полные тонких сообщений о различных методах актерской игры». В статьях Пушкина можно найти характеристику многих русских актеров: А.С. Яковлева, Я.Г. Брянского, М.И. Вальберховой, балерины А.И. Истоминой и других. Многожанровым представлял себе поэт русское театральное искусство. Он не обходил вниманием оперу, балет. Первый заметил своеобразие русской школы танца - «душой исполненный полет». Его замечания на театральное искусство были интересны в то время, и остаются актуальными.
Сам пушкинский текст «Евгения Онегина» дает ключ к строфам о театре: в нем раскрыты два противоположных взгляда на театр как явление культурной жизни. Для Онегина театр — это, прежде всего, кулисы, для автора театр — это, прежде всего, зрительный зал во время спектакля и — шире — «волшебный край», где царят великие драматурги, «друзья свободы». Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора здесь однозначен - он, прежде всего, поэт, жизнь его немыслима без творчества.
Взгляды Александра Сергеевича Пушкина на театральное искусство остаются актуальными. Нам было очень приятно, что любителей театра у нас в городе очень много, зал был полон. После окончания спектакля публика еще долго не отпускала актеров, было много цветов. Такого отношения к театральному искусству, как у Онегина, «почетного гражданина кулис», уже не встретишь.
Источники информации
Бродский Н.Л. «Евгений Онегин» Роман А.С. Пушкина - М, издательство «Просвещение, 1964г.
Евгений Онегин- [Электронный ресурс].- Режим доступа.- http://www.theatre-vrn.ru
Ковалев Г.Ф. Пушкин. Ономастический комментарий. – Воронеж, Издательск0-полиграфический центр «Научная книга», 2012.-278с.
Пушкин, А. С. «Евгений Онегин» // Полн. собр. соч. : в 10 т. М. : Издательство АН СССР. Т. 5.
Пушкин А.С. «Мои замечания об русском театре» // Полн. собр. соч. в 10 тт. М.: Издательство АН СССР. Т. 6
Театр глазами Пушкина - [Электронный ресурс].- Режим доступа.- http://pushkin.alisunov.ru/teatr-glazami-pushkina/
Чулков Г. Пушкин и театр - [Электронный ресурс].- Режим доступа.- http://magazines.russ.ru/authors/c/chulkov
Шпилева О. От «Онегина» до «Дон Жуана». Как менялась воронежская опера - [Электронный ресурс].- Режим доступа.- https://riavrn.ru/news/ot-onegina-do-don-zhuana-kak-menyalis-voronezhskie-opery/
Приложение 1
XIX
Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Все те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полет?
Иль взор унылый не найдет
Знакомых лиц на сцене скучной,
И, устремив на чуждый свет
Разочарованный лорнет,
Веселья зритель равнодушный,
Безмолвно буду я зевать
И о былом воспоминать?
XX
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
XXI
Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Все видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул,
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел».
Но там, где Мельпомены бурной
Протяжный раздается вой,
Где машет мантией мишурной
Она пред хладною толпой,
Где Талия тихонько дремлет
И плескам дружеским не внемлет,
Где Терпсихоре лишь одной
Дивится зритель молодой
(Что было также в прежни леты,
Во время ваше и мое),
Не обратились на нее
Ни дам ревнивые лорнеты,
Ни трубки модных знатоков
Из лож и кресельных рядов.
Ее привозят и в Собранье.
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Все чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,
Блеснуть, пленить и улететь.
Приложение 2
Исполнители партий Онегина (Валентин Вржесинский) и Татьяны (Флорентина Себар) в первом спектакле на сцене Воронежского театра оперы и балета.
Исполнитель роли Ленского Владислав Арбузов и кадр из финального действия оперы «Евгений Онегин»