Введение
Василия Михайловича Пескова называли легендарным обозревателем. Лучшим журналистом России. Ещё много титулов и определений можно присвоить этому выдающемуся человеку, профессионалу. Он был замечательным мастером фотографии. Писателем-публицистом. В общем: журналист-легенда. Не изменял своему жанру никогда, и всю свою жизнь он проработал в одном издании – газете «Комсомольская Правда» - 58 лет. Последние 15 лет он вел рубрику «Окно в природу» в любимой газете. И многие журналисты учились на его статьях. Был он очень доброжелательным, приятным в общении человеком. В редакции его любили, называли «дед». С любовью, уважением и почтением.
В.М. Песков - наш земляк - это предмет нашей гордости. И, наверное, благодаря Пескову многие в России узнали подробнее о нашем Воронежском крае.
Тему моей работы «Дебютное произведение В. М. Пескова «Апрель в лесу» я выбрал потому, что много слышал о моем земляке, как о выдающемся журналисте. Ранее я был знаком с его материалами, в основном, из серии книг, изданных редакцией «Комсомольская правда». Вот уже третий год мы занимаемся изучением творчества В.М.Пескова, потому что немногие помнят о нашем земляке, как о выдающемся журналисте, очеркисте, писателе и фотомастере.
Объект исследования: очерк В.М. Пескова «Апрель в лесу»
Предмет исследования: изучение жанрового своеобразия первого напечатанного произведения В.М. Пескова, анализ языковых средств произведения.
Цель работы: популяризировать творческое наследие нашего знаменитого земляка, гордости Воронежского края выдающегося журналиста, фотомастера, писателя - натуралиста В.М. Пескова.
Эта тема актуальна, во-первых, потому что на сегодняшний день имя Василия Пескова является, пожалуй, олицетворением настоящего фотокорреспондента, интереснейшего писателя, который правдиво рассказывал о времени и о себе, во-вторых, он представлял собой яркую индивидуальную личность, у которой должны учиться люди, вступающие во взрослую жизнь.
Данный проект имеет широкую целевую аудиторию, ведь необходимо сохранить память о нашем выдающемся земляке, фотокорреспонденте и писателе.
Задачи работы:
Изучить творческое наследие В.М. Пескова
Проанализировать первое опубликованное произведение В.М.Пескова «Апрель в лесу»
Сравнить образа заповедного леса в произведении В. М. Пескова и в нашем восприятии.
Популяризировать произведений В.М.Пескова
2. Основная часть
2.1 Василий Песков – эпоха, ставшая легендой.
У природы нет пасынков, все для нее одинаково любимые дети: и человек, и какая-нибудь синица, и божья коровка.
Песков В.М.
Василий Михайлович Песков родился 14 марта 1930 года в селе Орлово Новоусманского района Воронежской области в семье машиниста и крестьянки. [5]
Детство В. М. Пескова прошло под знаком войны, об этом периоде он вспоминает в книге «Дороги и тропы». Василий Михайлович был единственным сыном, (у него были 4 родные сестры) и когда отец ушел на фронт, юному Василию с матерью пришлось кормить всю семью. Песков называет войну «большим жизненным университетом», она делает людей взрослыми, не спрашивая их согласия. Но Василий Михайлович не жалуется на детство и не считает его потерянным. Вспоминает речку, что была радостью для всей детворы, лес по ее сторону, кулачные бои с соседним селом.
«Близко войну я не видел. Но она была рядом. Летом и осенью 42-го года горел занятый немцами Воронеж. Фронт был всего в двадцати километрах». [2] Отец вернулся с фронта, закончилась война, и Василий Песков поле школы поступает в воронежскую школу киномехаников (ныне - Воронежский промышленно-гуманитарный колледж) работает пионервожатым, шофёром, а также по специальности киномехаником.
В юности, когда случайно обнаружил дома старенький фотоаппарат «Никон», начал снимать природу – животных, птиц и просто красивые и интересные виды родного села. Разговоры с профессиональными фотографами плюс собственный опыт - и Песков становится настоящим профессионалом в этом деле. Ни одна его фотография не оставалась безымянной, этим он отличался от других фотографов.
В 1953 году начал работать в воронежской газете «Молодой коммунар» сначала фотографом, к каждому своему снимку он подбирал название. Иногда получилось так, что фотографии не проходили отбор, а вот интересные названия нравились всем, а после успешной публикации первого очерка — «Апрель в лесу» его зачисляют штатным корреспондентом.
В 1956 году отправил несколько своих статей в газету «Комсомольская правда», после чего был приглашён на работу в Москву. Являлся постоянным автором рубрики «Окно в природу».
Любимой темой Василия Михайловича осталась природа. Даже на телевидении его передача называлась "В мире животных". Он проработал в ней телеведущим совместно с Николаем Дроздовым 15 лет, с 1975 по 1990 годы.
Автор книг: «Записки фоторепортера» (1961), «Шаги по росе» (1963), «Белые сны» (1965), «Край света» (1967), «Земля за океаном» (со Стрельниковым), (1975), альбома «Отечество» (1986), «Война и люди» (1979), «Птицы на проводах» (1982) и других. Много путешествовал — побывал в Африке, Австралии, Индии, Вьетнаме, Америке. Долго жил на Аляске и издал книгу «Аляска больше, чем вы думаете» (1994) [4]
Скончался 12 августа 2013 года в Москве в возрасте 83-х лет. По завещанию Василия Михайловича его тело кремировали, а прах был развеян над полем в Воронежской области в селе Орлово, на его родине 20 сентября, на 40-й день смерти Василия Пескова. Поле, над которым был развеян прах, находится на опушке леса, рядом с камнем, который ещё при жизни Василий Михайлович привёз из Мордовии. На этом камне написаны слова Василия Пескова «Главная ценность в жизни — сама жизнь».
Дебютное произведение В. М. Пескова «Апрель в лесу».
Это ошибка считать, что только атом и космос имеют свои загадки.
В зеленом листе тысячи загадок.
В. Песков
Очень часто судьба подстерегает нас в самых неожиданных местах. Вот и совершенно случайно в электричке Владимир Александрович Кораблинов, в те годы сотрудник издательства «Молодой коммунар», случайно увидел фотографии талантливого юноши из соседнего с его родины села Орлово. Фотографии заинтересовали Владимира Александровича. Так зародилась дружба между этими удивительными людьми. По возрасту Песков годился Кораблинову в сыновья. Эта дружба продолжалась до смерти Владимира Александровича. Она поддерживалась письмами и редкими встречами. Вот как вспоминает об их первой встрече Василий Михайлович:
«До последнего вздоха буду помнить час в поезде, когда случайный человек, увидев результаты моих фотографических увлечений, пригласил заглянуть в воронежскую газету… И вдруг понял: это то, что должен я делать». И продолжает: «Очень мне понравились журналисты – веселые, доброжелательные. Усадили есть арбуз. Но самое главное – сказали: снимки обязательно приносите...» [4]
Через неделю я стал своим человеком в редакции. Главный редактор Борис Иванович Стукалин позвал, чтобы сказать: «Снимки у тебя хорошие. И подписи под ними нам нравятся. Попробуй что-нибудь написать».
Я поехал в заповедник и вернулся с заметкой «Апрель в лесу». Заметку напечатали и похвалили. В тот же день редактор сказал: «Приноси документы – берем тебя на работу в газету...» Так я оказался в воронежском «Молодом коммунаре», в котором отработал три года» [1]
А вот что вспоминает Борис Иванович Стукалин: «Хорошо помню 1953 год, когда в Воронеже, в «Молодом коммунаре», стал появляться паренек с фотокамерой. Мы напечатали несколько его снимков, и скоро он стал своим человеком в редакции. Приглядываясь к молодому фотографу, я обратил внимание на то, как комментировал он свои снимки, и попросил что-нибудь написать. Через два дня новичок принес мне «заметку» на целую газетную полосу… и мы ее немедленно напечатали. Помню название – «Апрель в лесу». Это можно считать журналистским дебютом известного теперь всей стране журналиста-писателя (и фотографа!) Василия Михайловича Пескова»[9]
Прочитать первую публикацию теперь можно только в старой пожелтевшей газете. Он не вошел ни в одну из книг Василия Пескова. Текст В.Пескова, рисунки Кораблинова. Так выглядело первое изданное произведение нашего земляка Василия Михайловича Пескова «Апрель в лесу», напечатанное 19 апреля 1953 г. в газете «Молодой коммунар».
Мне, чтобы познакомиться с данной публикацией В.М. Пескова, пришлось проделать немало работы. Мы связались с музеем им. В.М. Пескова в Воронежском заповеднике, где бывали не раз, и попросили пустить нас в архив. Как оказалось, в Воронежской областной библиотеке им И.С. Никитина в зале периодики подшивка газет нашлась, но вот статья Василия Михайловича была просто кем-то вырезана.
Мы уже бывали в музее Василия Пескова в Воронежском заповеднике и знаем, чем он уникален. В его экспозициях представлены только подлинные экспонаты – личные вещи журналиста. И их немало. Гордость музея, конечно, же – легендарные кепка и фотоаппарат Nikon Василия Пескова. Но среди всего этого множества вещей, которые внук журналиста Дмитрий Песков передал в музей, есть старая пожелтевшая газета. Она из личного архива Василия Пескова. Он хранил ее с 19 апреля 1953 года. Это подлинный номер газеты «Молодой молодой коммунар» с первой публикацией В. Пескова «Апрель в лесу», которая стала его путевкой в журналистику. Эта газета была самой дорогой реликвией Василия Пескова. Так же дорога она и Воронежскому заповеднику – никому тогда еще не известный Василий Песков писал об апрельском заповедном лесе.
Чем же привлекла тогда эта статья главного редактора газеты? Попробуем понять, чем человек, не окончивший ни одно высшее учебное заведение, не профессионал, смог заинтересовать миллионы людей?
Прежде всего, надо отметить, что первое опубликованное произведение В.М. Пескова совершенно не отличалось сенсационностью, оно не было привязано ни к какой юбилейной дате, совершенно не отвечало требованиям «сиюминутности». Он вошел в журналистику с материалом, посвященным природе, ее удивительной красоте и загадкам. То есть с вечной темой. Этой теме он не изменил на протяжении всей своей журналистской карьере.
Мы привыкли считать Василия Михайловича очеркистом, но, на наш взгляд, первое это опубликованное произведение, не очерк, а пейзажная зарисовка.
Чаще всего исследователи выделяют три вида журналистского очерка: путевой, портретный и проблемный. «Путевой очерк, – пишет А.А. Тертычный, – как и некоторые другие журналистские жанры (например, заметка, отчет, корреспонденция, обозрение), относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики» [10]. Возможно, причина кроется в том, что «подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе» [10]. Главное в путевом очерке – описание событий, происходящих с автором во время того или иного путешествия. Причем это не просто пустое перечисление – важным является именно анализ увиденного и услышанного. Зачастую автор через вставки пейзажных элементов раскрывает сущность каких-либо явлений. В данном виде очерка пейзаж вообще играет первую скрипку: задает настроение рассказчику, формирует его представления о происходящем и т. д. Однако форма подачи материала не должна совершенно напоминать зарисовку или эссе. В любом случае автор «вплетает» в повествование либо проблемные вопросы, либо просто какие-то факты. Документальность так или иначе необходима.
Зарисовка - это мгновенный взгляд, описание какого-то состояния, случая. В зарисовке главное - острота взгляда автора, умение подметить детали или характерность.
В.М. Песков умел подмечать удивительное и необычное в самом простом обыденном, он остро чувствует красоту окружающего мира и щедро делится своим чувством с читателем, он не ставит проблемных вопросов, лишь позволяет нам окунуться в удивительный мир природы.
Индивидуальный почерк В. Пескова выделяется особым лиризмом. В своем произведении В. Песков предстает перед читателем как очень чуткий и внимательный к природе человек. Описывая жизнь лесных обитателей, журналист проявляет сочувственный интерес к животному и растительному миру.
В своей природной зарисовке он - главный документальный герой, который с увлечением делится своими интересными наблюдениями и находками. При этом практически во всех его произведениях выдержана интимная тональность письма, располагающая на неспешный и вдумчивый разговор с читателем.
Лексическое наполнение текстов соответствует задаче Пескова- показать жизнь правдоподобно: в очерках преобладает нейтральная лексика, разговорно-бытовые слова («забурелась», «сосенник», «певунья»). Так гораздо проще нарисовать реальную картину и быть понятным абсолютно каждому.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы («самсончик», «солнышко», «домики», «ворсинки») придают речи теплоту, за которую Пескова просто и по-доброму звали «дядя Вася».
Несложен и синтаксис: преобладают короткие, простые и простые осложненные предложения («Зиме конец». «Стаял последний снег» «Уже прилетело большинство певчих птиц, гнездящихся в наших воронежских лесах»). Примечательно, что журналист часто использует знак многоточия: это придает мысли некую незавершенность, возможность поразмышлять самостоятельно («Тихо кругом… И вот характерное «Крры-ы!..»)
В журналистике есть принцип интимизации, т.е. близости к читателю, определенной камерности. Интимизация снижает официальность общения, делая его более непринужденным. Нам кажется, что с первой опубликованной работы именно этот принцип стал доминирующим у Василия Михайловича.
Разговорная лексика, лексические образные средства (тропы) и синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры)- это все черты интимизации.
Для достижения большего контакта с читателем, большей доходчивости допустимы использование неправильного порядка слов (инверсии), восклицательных предложений. Иногда создается впечатление, что инверсия у В.М. Пескова встречается гораздо чаще прямого порядка слов: «Стаял последний снег». «Бойко хлопочут они». « Скоро зазеленеет черемуха, зацветет ива, появятся майские жуки…»
Помогает стать ближе к читателю призыв к действию с помощью повелительного наклонения: « Слушай и любуйся!» «Тут уж не зевай!»
В своих произведениях Песков чаще всего выступает непосредственно в роли рассказчика, но что интересно: нигде в тексте мы не встретили местоимения в форме первого лица. Чаще всего это безличные предложения с обобщенным смыслом. Автор старается подчеркнуть, что такое видение мира доступно не ему одному, а именно всем, каждому человеку: «Трудно передать словами прелесть апрельской охоты на вальдшнепа». «Летом трудно среди листвы рассмотреть голосистую певунью». «Теперь они уже не редкость, их можно встретить не только в заповеднике, но и в окрестных лесах».
Образные средства языка Песков использует все, без исключения. Метафоры можно увидеть очень часто, порой они весьма неожиданны: «белую рубашку березы», « слезы лесной красавицы».
Пожалуй, самым частым тропом у Пескова является сравнение: «На восходе солнца по затопленному лесу идет такой треск, словно какой-то огромный зверь ломится в чащобе». «Серыми комочками лежат зайчата…» «Молнией метнулся спугнутый кем-то у водопоя олень».
Природа у Василия Михайловича оживает, чему способствуют олицетворения: « Еще вчера стоявшая мертвой ольха сегодня рассматривает в зеркале воды свои пушистые сережки».
Мы словно окунаемся в весенний лес, мы не только видим происходящее («серебристые ворсинки» (эпитет), но и слышим: «С густым жужжанием тяжело взлетает жук» (аллитерация).
Мы увидели, что первое напечатанное произведение В.М. Пескова создало не только своеобразный стиль писателя-самородка, но и в дальнейшем стало его визитной карточкой.
Воронежский писатель Владимир Александрович Кораблинов просто и хорошо сказал о Пескове: «Когда я читаю его прелестные маленькие рассказы и очерки, мне слышится музыка. Песня радости жизни, песня любви к человеку. Искренняя, от всего сердца, песня, славящая природу великой Родины…»
О творчестве В.М. Пескова можно рассказывать бесконечно, так
многогранно проявился его талант писателя и журналиста. Но лучше всего его творчество характеризует малоизвестный факт: Ленинскую премию за свою книгу «Шагаю по росе» он получил вместо Александра Исаевича Солженицына, в том же 1964 году номинированного на премию за повесть «Один день Ивана Денисовича». Конечно же, тогда это решение было политическим, а стало символическим. Проза Солженицына наполняет читателей горечью и болью, хоть и справедливой. А произведения В.М. Пескова согревают душу и помогают понять, почему нельзя не любить Родину.
Ответы на неразрешимые загадки природы Василий Михайлович ищет везде, где есть живое, заставляя читателя искренне удивляться, любоваться простым, но гениальным. Этим и привлек читателей наш земляк, Василий Михайлович Песков.
Сравнение образа заповедного леса в произведении
В. М. Пескова и в нашем восприятии.
И, напротив, экологически грамотный человек способен умножить богатства природы
Песков В. М.
Лучший образец природы Черноземья – Воронежский биосферный заповедник - один из старейших в России расположен, как следует из названия, в Воронежской области на границе с Липецкой. Своим появлением обязан бобрам. В начале XX века их почти истребили, лишь на реке Усмани сохранились некоторые поселения этого зверя. Около 50 особей обнаружила экспедиция московских ученых под руководством профессора Сергея Огнева. Для восстановления численности грызунов в 1923 году территорию вывели из хозяйственного использования и создали здесь заповедную зону.
На территории нашего заповедника действует единственный в мире бобровый питомник. Примерно 70 грызунов здесь живут в шедах- специальных открытых сооружениях. По сути, каждый шед- квартира для самца и самки. Ежегодно они приносят потомство, в выводке – два-три бобренка.
Всю территорию заповедника покрывает Усманский бор – один из последних островов соснового царства на границе со степью. Петр I, открывший верфь в Воронеже, добывал здесь древесину для строительства кораблей. Сосны постепенно вырубались, поэтому сейчас они занимают треть площади. Кроме них здесь встречаются дубы, березы, рябины и ольха. Также это единственное в Воронеже место, где растет черника.
Роль своеобразного проводника по заповеднику играет музей. Он действует с 1934 года и никогда не закрывался, даже во время войны здесь проводились экскурсии для советских солдат, размещавшихся неподалеку. В музее выставлены чучела животных и природные диорамы.
Почему вдруг мы начали эту главу с описания Воронежского биосферного заповедника? Кажется, в нем нет таких дорожек и тропинок, которых не исходил Василий Михайлович в поисках удивительных сюжетов. Именно здесь он черпал вдохновение для своих очерков и зарисовок, именно по этим тропинкам ходил он, описывая неповторимую красоту весеннего леса.
Именно здесь любовался он осинами и белоствольными березками. Именно здесь видел голубые подснежники и сон-траву. Именно здесь любовался «одевшейся по летней моде» зайчихой. Именно здесь ждал прилета соловьев.
Я познакомился с некоторыми очерками Василия Михайловича, посвященными Воронежскому заповеднику, мне очень понравились очерк «Когда бушевали метели» о зимовке лосей, «Трезвенник Топ» об Александре Ивановиче Филимонове и его собаке, «Сердце охотника» о Ковалевском Игнатии Игнатьевиче, «Сломанное копыто», «На Усманке бобровой речки».
На всех произведениях Василия Пескова лежит отпечаток лиризма, одухотворенности, поэтичности. Чего бы ни касался карандаш Пескова ( а он писал свои заметки только карандашом, как М.М. Пришвин): музыки, живописи, поэзии – все становилось проникнуто духом природы. Автор твердо был уверен, что общение с ней пробуждает лучшее в человеке. Мир людей и мир природы для Пескова неделимы.
Что же увидели мы, через 64 года, побывав в Воронежском биосферном заповеднике?
Прежде всего, это величественные сосны, широколиственные, преимущественно дубовые, леса, густой осинник. Березняк и черноольшанник давали этому лесу неповторимый цвет. Прекрасно и неповторимо было каждое отдельное дерево, каждая его веточка, листок, травинка и цветочек под ним. Красивы по-своему и тигр, и царь зверей лев, но также прекрасны и все другие создания природы. Нужно уметь видеть красоту мира сердцем и душой, нужно уметь удивляться. Именно так учил нас «дед Василий».
А тем временем вокруг тебя кипит жизнь. Летают и поют птицы, словно ты пришёл на концерт, и для тебя играет этот лесной оркестр. Животные строят дома, учат детёнышей добывать пищу. А вот этот листочек папоротника похож на новогоднюю ёлку, и на нём, как разноцветные игрушки, сидят насекомые. Солнышко светит сквозь деревья и поэтому даже среди высоких хвойных деревьев не холодно.
Бывают такие прекрасные минуты, когда ты в гармонии с природой. Ходишь, гуляешь по лесу, рассматриваешь каждое деревце, каждую травинку. Спасибо, нашему земляку, что научил меня ценить этот неторопливый ритм жизни.
Мне кажется, что красота окружает человека постоянно, но её нужно научиться видеть. В первую очередь нужно всмотреться в природу. Красивы высокие горы и голубые моря, красивы леса и луга. Но что составляет их красоту? Часто работа мастеров художественного слова трогает душу каждого человека, и в результате он не будет способен поднять руку на другого человека, обидеть животное, погубить дерево.
И еще я подумал о том, что, может быть, наше с друзьями путешествие поможет охране природы. Я считаю, что если человек знает важный принцип организации заповедников - сохранение нетронутых участков природной зоны в неприкосновенности, он увидит её красоту, будет беречь природу, любить ее, поймет, ведь она принадлежит нам!
Мне кажется, это место навевает прекрасные строчки, сходные со стихами или неповторимыми очерками В.М. Пескова. Именно этот природный заповедник носит имя нашего земляка, журналиста и натуралиста.
Заключение.
Вот уже третий год я занимаюсь изучением творчества В.М.Пескова и не перестаю удивляться многогранности таланта этого журналиста. Творчество Василия Пескова мне близко и понятно. А ведь когда я только впервые прочитал очерк Василия Михайловича «Речка моего детства» и захотел обсудить его с одноклассниками, оказалось, что никто из них не знаком не только с творчеством, но и с именем Василия Пескова. По моему мнению, такое отношение к личности В. Пескова, его творчеству было несправедливым. Мы с учителем литературы проделали большую работу, чтобы не только мои одноклассники, но и многие ученики школы познакомились с творчеством нашего земляка. Мы с гордостью обнаружили, что в Воронеже есть библиотека, носящая имя Василия Пескова. И вместе с одноклассниками мы посетили её. Работники библиотеки рассказали нам много интересного о жизни Василия Михайловича, о его книгах, посвящённых не только родной природе, но и событиям Великой Отечественной войны. Я наконец-то смог увидеть фотографии, сделанные самим Василием Михайловичем и прочитать подписи под ними. Нам показали автограф писателя. Моим одноклассникам очень понравилось это путешествие в мир, о котором они раньше не знали. Мы стали сотрудничать с Воронежским биосферным заповедником, с 2013 года носящим имя Василия Михайловича Пескова. Сотрудники библиотеки оказывают нам методическую помощь при написании нашей работы, даже приглашали выступить на торжественных мероприятиях, посвященных творчеству Василия Михайловича. На третьих песковских чтениях я представлял нашу работу «Боль за землю и за природу в очерке В.М.Пескова «Речка моего детства», в день памяти В.М.Пескова мы знакомили собравшихся с началом нашей работы на тему «Воронеж космический».
Мне и моим друзьям было интересно окунуться в мир журналистики нашего земляка, ведь на всех произведениях Василия Пескова лежит отпечаток лиризма, одухотворенности, поэтичности. Общение с природой пробуждает
лучшее в человеке. Мир людей и мир природы для Пескова неделимы
Василий Михайлович Песков - известный писатель и журналист, знаток природы, запечатлевший в слове и на фото самые яркие и самые тонкие оттенки среднерусских закатов и восходов, бурь и неспешного течения российской жизни.
При написании работы мы обратили внимание на то, что наше время - время новых технологий, мобильности и оперативности. Человек теперь испытывает постоянную потребность в информации, что находит отражение и в журналистике. Сейчас статьям журналистов больше свойственна документальная насыщенность. С каждым годом очерков на страницах печатных изданий становится меньше. Этот жанр теперь реже используется также и на радио и телевидении.
А ведь было время, когда каждый выпуск «Комсомольской правды» читатели ждали с нетерпением: очерки Пескова В.М. всегда были глотком свежего воздуха среди однообразных отчетов и публикаций об успехах. Нам кажется, что заслуга Пескова в том, что он сумел показать в небольшом очерке тоску человека по природе, которая становится от него с каждым днем все дальше.
Выводы:
Творческое наследие В. Пескова заслуживает внимания не только наших земляков, но и всех россиян. Не зря этого человека называли легендарным обозревателем и лучшим журналистом России.
Первое напечатанное произведение В.М.Пескова создало не только своеобразный стиль писателя-самородка, но и в дальнейшем стало его визитной карточкой. Ответы на неразрешимые загадки природы Василий Михайлович ищет везде, где есть живое, заставляя читателя искренне удивляться, любоваться простым, но гениальным.
Моё мироощущение сходно с мыслями Василия Пескова. Наше с друзьями путешествие поможет охране природы. Я считаю, что если человек знает важный принцип организации заповедников - сохранение нетронутых участков природной зоны в неприкосновенности, он увидит её красоту, будет беречь природу, любить ее, поймет, ведь она принадлежит нам!
Творческая жизнь Василия Пескова и его произведения не могут никого оставить равнодушными. Главное знать о них и заинтересовать его репортажами, книгами, фотоснимками как можно большее количество людей. Каждый из них откроет для себя Пескова по-своему. Наш выдающийся земляк, ещё при жизни ставший легендой, заслуживает этого.
4. Список использованной литературы
В. Песков. Из интервью усманской районной газете «Новая жизнь», 20 августа, 2011 г.
Песков В. М. Дороги и тропы.- Воронеж: Центр.- Черноз. кн. Изд-во, 1985г.
Песков В.М. Речка моего детства. Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1993.
В. Песков. Поле жизни.- Российская газета, 2000 г., 11 марта.
Песков, Василий Михайлович - [электронный ресурс] — Режим доступа. — https://ru.wikipedia.org/wiki
Василий Песков - журналист, который не перестал удивляться - [электронный ресурс] - Режим доступа. -http://ria.rul
Василий Михайлович Песков - [электронный ресурс] — Режим доступа- http://publ.lib.ru
Прохоров В. А. Надпись на карте. - Воронеж: Центр.- Черноз. кн. Изд-во, 1977г
Б. Стукалин. О моем друге – авторе редких книг. Советская Россия. 2000 г., 11 марта
А.А. Тертычный. Жанры периодической печати – [электронный ресурс]- Режим доступа.- http://bib.social/jurnalistika_972/putevoy-ocherk-49193.html
Приложение 1
В. М. Песков «Апрель в лесу»
«Апрель – сердце весны. Стаял последний снег. Мутными потоками вода стекает в низины. На восходе солнца по затопленному лесу идет такой треск, словно какой-то огромный зверь ломится в чащобе: это убывающая с каждым днем вода и утреннее солнце рушат образовавшееся за ночь тонкое стекло льда. Зиме конец.
Еще вчера стоявшая мертвой ольха сегодня рассматривает в зеркале воды свои пушистые сережки. За ней орешник и осина одевают свой первый весенний наряд. Забурелась верхушка березы. В ней началось сокодвижение. Сквозь белую рубашку березы проступают сладкие весенние слезы лесной красавицы.
На солнцепеке высыпали подснежники, и в таких местах кажется, что голубое апрельское небо глядит с лесной поляны. Вслед за подснежниками в сумрачном сосеннике появляется другой ранний цветок – сон-трава, часто называемый «самсончиком». Никнет от утренних заморозков подснежник, а «самсончику» хоть бы что: его цветок закрыт от холода теплым пухом серебристых ворсинок.
Каждый день приносит новость. Просыпаются от зимней спячки насекомые, над сухой травой порхают первые бабочки, с густым жужжанием тяжело взлетает жук.
Особенно интересно наблюдать в апрельском лесу птиц. Летом трудно среди листвы рассмотреть голосистую певунью. В весеннем же лесу найти ее среди безлистых ветвей легко. Слушай и любуйся! Уже прилетело большинство певчих птиц, гнездящихся в наших воронежских лесах. Бойко хлопочут они около старых гнезд, по-хозяйски осматривают развешенные школьниками к их прилету домики.
Весеннее солнышко разбудило ящерицу. Отряхивая с иголок прошлогоднюю листву, вышел отощавший за зиму еж. У зайчихи появился первый выводок. Прямо под кустом серыми комочками лежат зайчата. Сама зайчиха уже успела переодеться по летней моде. Теперь ее не сразу увидишь среди прошлогодней листвы.
По лесной просеке молнией метнулся спугнутый кем-то у водопоя олень. Лет двадцать назад олени в наших лесах ещё были в диковинку. Теперь они уже не редкость, их можно встретить не только в заповеднике, но и в окрестных лесах. В марте самцы сбросили рога, а в апреле на месте старых уже начали расти новые, чтобы к осени опять украсить голову красивого животного…
Апрель – лучшее время весенней охоты. На вечерней и утренней заре слышатся гулкие выстрелы. Это на дальнем лесном озере охотники бьют перелетную дичь.
Трудно передать словами прелесть апрельской охоты на вальдшнепа. Дождешься теплого вечера, встанешь на заходе солнца где-нибудь на опушке или на открытой лесной поляне возле старой березы и, держа ружье наготове, терпеливо ждешь. Тихо кругом… И вот характерное «Крры-ы!..» На фоне вечерней зари в неровном полете, свесив длинноносую голову вниз, появляется вальдшнеп – мечта каждого охотника. Тут уж не зевай!
Весна принесла новые заботы человеку. Где-то вдалеке урчит трактор. Это вспахивают под лесную полосу землю. На лесном кордоне лесоводы в последний раз проверяют семена деревьев и кустарников. Апрель – лучшее время для посадки леса. Лесник на видном месте прибивает дощечку: «Будьте осторожны с огнём в лесу». Весной, когда высыхает прошлогодняя листва, возможны лесные пожары. На лесной пасеке среди старых лип старик-пчеловод выставил ульи и, прищурившись от яркого солнца, следит за первым полетом пчел. Все оживает, всё тянется к солнцу, к свету. Скоро зазеленеет черемуха, зацветет ива, появятся майские жуки, а там и до соловьев недалеко».
В. Песков. «Молодой коммунар». 19 апреля 1953 г.
Приложение 2