Возвращенные женские имена

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Возвращенные женские имена

Курышева П.С. 1
1МБОУ СОШ с УИОП № 8
Пономарёва Л.Е. 1
1МБОУ СОШ с УИОП № 8
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Испокон веков имени человека придавали огромное сакральное значение, считалось, что оно несет отпечаток судьбы. А значит, при рождении выбиралось целое направление жизни. Мужские имена должны были наградить обладателя силой, смелостью, властью. Женские же, напротив, должны были принести обладательнице женственность, красоту, гармонию, высшее покровительство и семейное счастье.

В любое время есть популярные имена. Причем мода на них очень изменчива. Давно прошла эпоха советских реалий с Владленами, Октябринами и Революциями. Недавно был пик популярности иностранных имен, таких, как Анжелика, Диана, Эльза. Теперь мы можем наблюдать тягу к исконно славянской культуре, и это отображается в том, что родители все чаще называют своих новорожденных так же, как их предки тысячу лет назад, выбирая мужские и женские славянские имена. И вот среди нас уже есть Василисы, Прасковьи, Полины, Ярославы.

Нам стало известно, что существует целая наука антропонимика, которая изучает «имена людей и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п.); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования»[1] Эта наука вычленилась из ономастики в 60-70-е годы XX века. До 60-х годов XX века вместо термина «антропонимика» использовался термин «ономастика». Эта наука изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия.

Нам показалось интересным, что мода на славянские имена, в том числе и женские, вернулась в Россию с приходом нового тысячелетия и увлечением неоязычеством. Причем широкое распространение получают не только восточнославянские и старославянские имена, но и общеславянские имена.

В данной работе нами была поставлена цель: проанализировать, какими именами называют девочек в нашем веке, проследить историю наиболее часто встречающихся имен.

Нами были поставлены следующие задачи:

1. Выявить, какие имена собственные – наименования лиц женского пола пришли к нам от наших предков-славян.

2. Проанализировать, какие женские имена давались в разные периоды времени в нашей стране.

3. Установить, какие женские имена сейчас получают наибольшее распространение.

Объект исследования: имена собственные – наименования лиц женского пола славянского происхождения и их значение.

Предмет исследования: имена собственные - наименования лиц женского пола в современной России.

Методы исследования:

-наблюдение

- сбор информации

-анализ

2. Основная часть

2.1. Женские славянские имена

То, как называли девочек на Руси, может рассказать и про взгляды, и про верования наших предков. Естественно, на Руси существовало много суеверий в связи с рождением ребенка. Считалось, что имя может как отпугнуть, так и привлечь злые силы. Иногда, чтобы защитить ребенка, ему давали некрасивое имя. Например, красивую девочку могли назвать Некраса. Мол, услышав такое имя, злые силы не причинят вред некрасивому ребенку. Также зачастую ребенку давали два имени. Одно было для всеобщего употребления, а второе считалось настоящим, но его держали в секрете и сообщали только самым близким. Это делалось для того, чтобы никто не мог навести порчу, пользуясь вторым именем.

Часто имена давали в угоду природному миру, ведь наши предки были язычниками, и верили, что у ребенка появится свой тотем, который также огородит от злых духов. Отсюда такие женские славянские имена, как Белка, Береза, Галка, Груша, Ива, Лебедь.Последнее нам хорошо известно. Лыбедь- так звали знаменитую сестру Кия, Щека и Хорива.

Иногда девочку называли просто в честь дня недели или времени года, когда она родилась. Отсюда имена Пятница, Суббота, Зима, Зимова, Весна, Весняна.

«Следующие славянские омонимы обозначают отношение к дочери в семье: Любима, Милана, Желана, Утеха, Услада, Желанья, Неждана, Братомила. Их семантика достаточно прозрачна, и значение славянских женских имен такого рода объяснять не нужно. Имена, данные по внешним характеристикам. Этими названиями родители выражали свое умиление дочерью и подчеркивали какую-то отличительную черту ее внешности. Вот примеры: Снежана (беловолосая), Злата (от имени Златовласа), Русава, Белава, Чернава, Влася (имеющая длинные волосы), Синеока, Румяна, Сухота (худая), Видана (стройная, видная), Вышена (высокая), Велиока (большие глаза)»[7]

Часто девочек называли именами, означающими человеческие качества. В основном подчеркивались хорошие черты характера ребенка: Голуба (кроткая), Любовь, Смирена, Искра (искренняя), Благиня (добрая), Верна, Душана (душевная), Забава (забавная, утешительница). Иногда именем намекалось на некоторые недостатки: Власта (любящая власть), Верещага (болтушка), Неулыба, Несмеяна, Соня, Плакса. Такие славянские женские имена присваивались зачастую не сразу после рождения, а чуть позже, когда уже был заметен характер. Существовали имена, состоящие из двух корней. Например, Богомила происходит от словосочетания «милая Богу». Ученые-лингвисты приводят в пример следующие славянские имена, образованные таким способом: Богдана — данная Богом. Ведислава — славящая знание (ведение). Всемила — всеми милая, любимая. Добромила — добрая и милая. Любомира — любящая мир. Святослава — святая слава. Ярослава — славящая солнце (Ярило).

Но женских имен, пришедших к нам от далеких славян, немного, ведь в основном женские имена формировались от имен для мальчиков или были производными от имени отца. Такая ситуация сложилась потому, что на Руси женщины, в отличие от мужчин, почти не имели веса в обществе и влияния на общественную жизнь. Самостоятельных древнерусских имен для девочек, то есть не переиначенных из мужских, существует небольшое количество.

Многие из тех имен уже кажутся чем-то очень далеким и несовременным. Но все же есть такие, которые дожили до наших дней, сохранив свою первозданную форму. Они достаточно широко используются в XXI веке. Мы вспомнили следующие женские славянские имена, которые не потеряли своей актуальности: Светлана, Надежда, Любовь, Вера, Людмила, Соня. Их семантика прозрачна, каждое из них — простое и понятное. Мода на женские славянские имена возвращается, они потихоньку вытесняют позаимствованные. Но эти имена всегда в России пользовались популярностью.

2.2. Крестильное имя

После принятия Русью христианства прямое имя, данное при рождении, стало считаться временным. После обряда крещения младенец получал свое второе – крестильное – имя. Традиционно его выбирали по календарю христианских праздников и собственно наименованию святого, в день которого происходило крещение малыша в церкви. Так на Руси появились дети с именами греческого происхождения: Агафья (в переводе с греческого означает «добрая»), Ефросинья («радость»), Ирина («мирная», «спокойная»), Ксения («гостеприимная»). «Инициатор Крещения Руси, князь Владимир Святославич (один из прообразов былинного персонажа князя Владимира Красно Солнышко), получил имя Василий. Его сыновья – Борис и Глеб – получили имена Роман и Давид. А его бабушка княгиня Ольга (считающаяся первой русской христианкой), была наречена Еленой». [4]

Сейчас до сих пор считается, что выбор имени Ольга, Елена, Ирина, Ксения очень удачен, ведь их носили исторические персонажи, известные своими деяниями, и эти имена были впоследствии включены в святцы: «Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на Небесах»

2.3. Царские имена

Помните, у Пушкина:

Ее сестра звалась Татьяна.

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим.

И что ж? оно приятно, звучно:

Но с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины

Иль девичьей!

В ту эпоху люди знали, какие имена какому сословию должны принадлежать. И строго следовали этим правилам.

В течение недели после рождения родители обязаны были окрестить ребенка и дать ему имя по церковному календарю. Но для малышей из богатой, влиятельной семьи имя выбиралось родителями в зависимости от их предпочтений. Церковнослужители не хотели портить отношения со своими благодетелями и не готовы были терять благотворительные взносы. А когда крестился малыш из бедной семьи, священнослужитель мог выбрать имя из церковной книги в зависимости от времени рождения. Мнение родителей могло даже и не учитываться, да и имя не всегда звучало красиво и благозвучно.

Существует интересный факт, связанный с именем и благосостоянием семьи. Историки установили, что по имени можно было определить принадлежность к сословию. Так, в крестьянских семьях девочек часто звали Василиса, Федосья, Фекла. Никогда знатные семьи не называли так своих дочерей. Богатые и правящие семьи давали своим дочерям такие имена, как Елизавета, Ольга, Александра, Екатерина. Таких имен в крестьянских семьях встретить было нельзя.

Мы узнали, что в аристократических, королевских и царских династиях обычно принято было использовать определенные имена. Нам интересно было посмотреть, какие же имена встречались у наших правительниц – княгинь Рюриковичей и правителей дома Романовых.

Род Рюриковичей, который правил, начиная с князя Рюрика, и способствовал становлению Русского государства, дал только одно женское имя – Ольга. Именно она стала великой княгиней, потому что сыну ее, прямому наследнику, было всего три года.

Династия Романовых, вступив на престол в 1613 году, имела собственный круг фамильных имён (боярских), а также пыталась использовать имена Рюриковичей, с целью демонстрации преемственности власти.

Какие имена были в почете у княгинь, цариц, императриц династии Романовых? Вот все они: Анастасия, Феодосия, Софья, Анна, Екатерина, Елизавета. (Анастасия (жена Ивана IV Грозного), Феодосия Фёдоровна, Софья Алексеевна, Анна Иоанновна, Екатерина Иоанновна, Анна Леопольдовна, Екатерина I, Анна Петровна, Елизавета Петровна, Екатерина II).

«Примечательно, что у Романовых-царей практически отсутствует правило крещения ребёнка по святцам в честь святого, приходящегося на 8-й день от рождения. «День именин отличается от дня рождения на разное число дней в пределах от следующего за днём рождения дня до примерно двух месяцев (но не более того). Следовательно, какая-либо жёсткая закономерность в хронологической соотнесённости дня рождения и дня тезоименитств отсутствует. В то же время день именин не отстоял от дня рождения на слишком большой временной отрезок. А это значит, что при имянаречении в обозримом временном пространстве подыскивалось подходящее имя, выбор которого обуславливался не столько святцами, сколько иными, генеалогическими и династическими соображениями».[6]

Дни рождения и именин совпадают только у царя Михаила Фёдоровича и у царевны Софьи Алексеевны (17 сентября — память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии).

Женские имена, которые использовала царская семья в разные эпохи правления взяты нами из материалов Интернет и выглядит так:

«Александра — популярное женское имя, женская форма имени «Александр». Его получили при переходе в православие две императрицы, также его получали по аналогичной причине некоторые великие княгини. Впервые — у внучки Екатерины Великой в русле Греческого проекта, как парное старшему брату. В 1849 умерла Александра Александровна, после её смерти никто в императорской фамилии не называл так дочерей, так как все княжны с таким именем скоропостижно умирали, не дожив до 20 лет.

Анастасия — имя несколько раз используется (XIX—XX век), возможно, возвращено в именослов в честь прародительницы Анастасии Романовны.

Анна — популярное женское имя почти на всем протяжении существования семьи. Первая носительница — царевна Анна Михайловна. Встречается до середины XIX века.

Вера — имя несколько раз используется (XIX век). В первый раз — для Веры Константиновны, названной так вместо «Александры» по желанию деда Николая I, будто бы воскликнувшего «Пусть она будет моей верой!»

Евдокия — популярное царское имя. Его носила родоначальница, первая царица из рода Романовых Евдокия Стрешнева, и в честь неё называли несколько её потомков-царевен. Жена Петра I Евдокия Лопухина перед свадьбой была переименована в «Евдокию» из «Прасковьи». Однако Лопухина оказалась «плохой» царицей, и имя исчезает из именослова с XVIII века, хотя ещё не стало устаревшим, судя по аристократам. Впрочем, Павел I хотел дать его одной из своих внебрачных дочерей, как бы отсылая к корням рода.

Екатерина — популярное имя. Первой его носительницей стала царевна Екатерина Алексеевна. По преданию, перед рождением дочери царю Алексею Михайловичу привиделся образ святой Екатерины Александрийской, поэтому дочь получила это нетипичное для Романовых имя. При переходе в православие получила имя и отчество Екатерина Великая, называть детей в честь которой, разумеется, старались все её потомки.

Елена — имя несколько раз используется (XIX век). Первая носительница — внучка Екатерины Великой. Сама императрица объясняла, что в честь Елены Прекрасной — тогда это именование в русле Греческого проекта.

Елизавета — популярное имя, введённое Петром I для дочери. Не было ни родовым, ни династическим, не продиктовано ни святцами, ни переводом. Возможно, выбрано как семантическая пара к имени матери «Екатерина» Пётр I очень любил это имя — «Лизеттой» прежде звались и его любимая лошадь, и корабль.

Ирина — первая носительница, царевна Ирина Михайловна, имя своё получила в честь тётки царя Михаила, Ирины Никитичны. Однако до 1895 года имя больше не используется.

Ксения — дважды используется с 1875 года. Предок — Ксения Ивановна Шестова, мать Михаила Фёдоровича.

Маргарита — имя единожды использует Пётр I для дочери. Возможно, по имени одной из дочерей пастора Глюка, в семье которого воспитывалась Екатерина I. Также это имя при постриге несколькими годами ранее приняла сестра Петра царевна Марфа Алексеевна.

Мария — популярное имя, принадлежавшее трём императрицам и двум царицам. Первой им была крещена царевна Мария Алексеевна, названная в честь матери Марии Милославской. В империи его первой обладательницей стала Мария Фёдоровна (императрица, жена Павла I), в девичестве звавшаяся «София Мария Доротея Августа Луиза, дочь Фридриха», которой Екатерина II сменила имя на наиболее близкое. Многочисленные потомки Марии Фёдоровны часто его использовали, тем более что имя само по себе всегда оставалось популярным во всём мире благодаря Богоматери.

Наталья — популярное имя, проникшее в род благодаря царице Наталье Нарышкиной и названной в честь неё дочери.

Ольга — популярное имя (XIX век), впервые использованное Екатериной Великой для своей пятой внучки, так как та родилась точно в день св. княгини Ольги. Первым носителем имени была царевна Софья Михайловна.

Татьяна — первая его носительница царевна Татьяна Михайловна была названа в честь единственной сестры царя Михаила Фёдоровича, Татьяны Фёдоровны. Затем имя становится старомодным и исчезает до 1890 года, после чего используется дважды, причём Николай II называет дочь в честь пушкинской Татьяны.

Феодосия — имя используется дважды (XVII век). Первая носительница, Феодосия Алексеевна, видимо, была названа в честь сестры своей бабки Евдокии — Феодосии Стрешневой».[6]

Многие супруги русских правителей при вступлении в брак были вынуждены сменить имя — в царское время из соображений благозвучия, в период империи — при переходе из лютеранства в православие. У Рюриковичей этот обычай был также принят — София Палеолог была рождена как «Зоя», жена Василия Шуйского Мария до брака была «Екатерина».

Таким образом, мы выяснили, что в аристократических, королевских и царских династиях обычно принято было использовать определенные имена. Среди этих имен мы выделили следующие: Александра, Анастасия, Анна, Вера, Евдокия, Екатерина, Елена, Елизавета, Ирина, Ксения, Маргарита, Мария, Татьяна, Ольга, Наталья. Среди имен, даваемых девушкам в аристократических семьях, не было имен славянского происхождения.

2.4. Революционные имена

До Октябрьского переворота 1917 года официальное имя человеку могла давать только церковь, однако сразу после этого события все ограничения были сняты. Молодым родителям хотелось отойти от Святцев и дать малышу красивое имя. Очень скоро родились маленькие Кимы (Коммунистический Интернационал Молодежи), Донары (дочь народа), Вилены и Владлены (от «Владимир Ильич Ленин»), появились и другие «чудесные» девчачьи имена. Этот список можно продолжать еще долго. Но и это явление моды прошло. Древнерусские языческие имена постепенно начали возвращаться в обиход. Красиво ведь звучит, когда девочку зовут не Революция, а Любава или Милица.

2.5. Возвращённые имена

Русский народ, несомненно, хочет вернуться к своим корням. Это стало заметно в XXI веке по тому, как молодые родители стали называть детей, какие давать им красивые древнерусские имена. Это несомненный факт, доказывающий наличие славянской культуры в современности. Надо отметить, что женских древнерусских имен сохранилось немного. Но среди моих знакомых есть и Людмилы, и Ярославы, и Есении, и Дарины.

«Когда мы листаем Православный календарь имен на 2018 год, мы видим там такие имена, как Милана («милая»), Пелагея («море»), Василиса («царица»), Елизавета («клятва божия»), Алиса («малышка»), Прасковья («пятница»), Елена («светлая»), Маргарита («жемчужина»), Олеся («особенная)» [5]

Систему имен любой страны составляют не только исконно «свои» формы, образовавшиеся под влиянием культуры и истории этноса, но и заимствованные у других народов. Россия в этом плане - не исключение. Красивые современные женские имена здесь в основной своей массе имеют греческое происхождение. К числу современных русских имен для девочек также относятся славянские, римские, древнееврейские, а также некоторые скандинавские, восточные и европейские. Эти имена часто встречаются и сейчас, мы привыкли относиться к ним к исконно русским: Ольга, Елена. Однако мода на имена изменилась, и, как следствие постоянной тяги к древнерусской культуре, сегодня редкие, славянские имена для детей вновь обретают свою актуальность. Ведь в именах заложена значительная часть культуры, традиций, обычаев и истории всего народа.

Благодаря своей благозвучности и хорошему значению, новорождённым девочкам сегодня часто даются такие славянские имена, как: Милана или Милена (милая); Злата (золотая); Дарина (милый дар); Зарина (огненная, жаркая); Лада (красивая, ладная); Снежана (снежная, прохладная); Мира (мирная); Рада (та, что дарит радость); Ростислава (дарящая славу); Янина (речная); Есения (ясная); Майя (та, что родилась в мае); Ярина (солнечная).

Мы проанализировали современные имена девочек, опираясь только на имена учениц нашей школы. В 1 «А» классе учатся 19 девочек, две из них имеют имена славянского происхождения (10%), в 1 «Б» классе 15 девочек, пятерым из них родители дали славянские имена (33%), 1 «В» соответственно 16 девочек и три из них имеют интересующие нас имена (18%). Итак, из общего количества учениц первых классов (50 чел) процент славянских имен составляет 20%.

2 «А» - 11 девочек. 1 имя славянского происхождения (1%)

2 «Б» - 10 девочек. 2 имени славянского происхождения (2%)

2 «В имеют славянские имена.» - 12 девочек. 1 имя славянского происхождения (1%)

33 девочки, из них 1,3 %

Для сравнения мы посмотрели журналы старшей школы (9-11 классы).

9 «А» класс 13 девочек. 1 имя славянского происхождения (0,06%)

9 «Б» класс -17 девочек. Нет имен славянского происхождения (0%)

9 «В» класс -8 девочек. 1 имя славянского происхождения (1%)

10 «А» класс- 8 девочек. Нет имен славянского происхождения(0%)

10 «Б» класс 17 девочек. 1 имя славянского происхождения (0,05%)

11 «А» класс – 11 девочек. Нет имен славянского происхождения (0%)

11 «Б» класс -20 девочек. Нет имен славянского происхождения (0%)

Из 94 девочек старшего звена процент славянских имен составляет 0,15%.

Мы зашли в школьный архив и пролистали журналы десятилетней давности, т.е. за 2007-2008 учебный год.

В том году выпускных классов было два.

В 11 «А» из 13 девочек славянских имен не было вообще (0%), а в 11 «Б» из 17 девочек только у одной было славянское имя – Людмила (0,05%)

Мы сходили в ближайшее от нашей школы отделение ЗАГСа, попросили посмотреть документы, чтобы выяснить, какие имена сейчас дают родители своим детям. Но там нам отказали, ссылаясь на то,что эта информация конфиденциальная. Но в личной беседе с сотрудником ЗАГСа она подтвердила нашу гипотезу: в последнее время все чаще родители называют своих дочерей красивыми славянскими именами. Наибольшей популярностью сейчас пользуются такие имена, как Есения, Мирослава, Златислава, Милана, Богдана, Василиса, Дарина, Варвара.

3. Заключение

Если спросить рядового человека, какие славянские женские имена он знает, то, скорее всего, можно услышать в ответ: "Галина, Мария, Катерина, Анна". Но это неверно. Эти омонимы пришли к нам из еврейского и греческого языков, но за долгие годы настолько влились в славянскую культуру, что уже давно кажутся не заимствованными. Это напрямую было связано с религией. Ведь греческие имена - христианские, и пришли они сюда после крещения Руси. А по прошествии времени мы стали считать исконно русскими.

Мы вспомнили следующие женские славянские имена, которые не потеряли своей актуальности: Светлана, Надежда, Любовь, Вера, Людмила, Соня. Их семантика прозрачна, каждое из них — простое и понятное. Мода на женские славянские имена возвращается, они потихоньку вытесняют заимствованные. Но эти имена всегда в России пользовались популярностью и теперь родители все чаще называют своих детей исконно славянскими именами. В большинстве своем древнерусские имена очень красивы, а главное - понятно русскому человеку, что они означают. Без перевода становится ясно, что Людмила – это милая людям, а Соня означает человека, любящего поспать подольше.

Имя служит своеобразной характеристикой человека. Мы увидели это, как только начали изучать дохристианские имена наших предков-славян. Давая имя своему ребёнку, наши предки стремились обеспечить его надёжной защитой, запечатлеть свои мечты и желания.

Но женских имен, пришедших к нам от славян, не так уж и много. Все дело в положении женщины в обществе, их влияние на жизнь государства во многие века постоянно принижалось. И соответственно, не так много исторически зафиксированных фактов известных женских имен. Древнерусские женские имена как самостоятельно образованные были очень редки. Как правило, они происходили от мужских. Горислав – Горислава; Владимир – Владимира; Владлен – Владлена; Святослав – Святослава. Отчасти это факт, что женщины были в какой-то части обделены, девочкам постепенно стали чаще давать христианские имена. Если в случае с мужчинами часто существовали двойные имена, к примеру, Святослав-Никола, то девочки имели только одно – Ольга, Елизавета, Анна.

При выборе имени всегда соблюдали эти заветы родов своих: «Детей своих именами родовыми называйте, дабы не прервалась в родах ваших связь предков с потомками. Родовое имя, данное чаду вашему от предков, от самого рода небесного – верный оберег, а чужеродное имя – что проклятие. Помните, родичи, что вы – Сварожичи-Божичи от рождения, дети Родных Богов. Потому называйте детей своих именами, Богов и предков прославляющими, и Боги пребудут в детях ваших и в делах, и в помыслах их. Родовое имя – Память Родовую отмыкает, чужеродное – безродным на земле жить обрекает». [7]

Выводы:

1. Наши предки были язычниками и часто имена давали в угоду природному миру. Отсюда такие женские славянские имена, как Белка, Галка, Лебедь. Иногда девочку называли в честь дня недели или времени года, когда она родилась (Пятница, Зима, Весняна). Следующие славянские омонимы обозначают отношение к дочери в семье: Любима, Милана.Часто девочек называли именами, означающими человеческиекачества (Любовь, Забава). Но имен собственных – наименований лиц женского пола, пришедших к нам от далеких славян, немного, ведь в основном женские имена формировались от имен для мальчиков или были производными от имени отца.

2. После обряда крещения младенец получал свое второе – крестильное – имя. Его выбирали по календарю христианских праздников и собственно наименованию святого, в день которого происходило крещение малыша в церкви. Так на Руси появились дети с именами греческого происхождения: Ирина («мирная», «спокойная»), Ксения («гостеприимная»). Мы узнали, что в аристократических, королевских и царских династиях обычно принято было использовать определенные имена. Мы проанализировали все имена, которые были в почете у княгинь, цариц, императриц династии Романовых. Вот все они: Ольга, Анастасия, Феодосия, Софья, Анна, Екатерина, Елизавета. В послереволюционной период России древнерусские имена вообще вышли из употребления, новое государство создавало новые имена

3. Русский народ, несомненно, хочет вернуться к своим корням. Это стало заметно в XXI веке по тому, как молодые родители стали называть детей, какие даватьим красивые древнерусские имена. Надо отметить, что женских древнерусских имен сохранилось немного, но они востребованы и в XXI веке (Мирослава, Есения, Милана, Златислава, Людмила, Ярослава, Любовь).

4. Список литературы

1. Антропонимика - [Электронный ресурс] – Режим доступа. -https://ru.wikipedia.

2. Билданов А. Женские славянские имена, их значение. -[Электронный ресурс]-– Режим доступа. https://www.syl.ru

3. Вечерская М. Как называли детей наши предки? О древнерусских именах- [Электронный ресурс] - Режим доступа.-https://shkolazhizni.ru

4. Как давали имена на Руси? - [Электронный ресурс] – Режим доступаhttps://www.youtube.com

5. Как детям выбирали имя на Руси ? - [Электронный ресурс]– Режим доступа. - http://russian7

6. Родовые имена Романовых. - [Электронный ресурс]– Режим доступа. https://ru.wikipedia

7. Русичи - Славяне – Язычество- [Электронный ресурс]- Режим доступа. https://artsgtu.ru

8. Успенский Ф.Б. Именослов: История языка, история культуры. В 2 томах. Издательство Алетейя (т. 1); Русский Фонд Содействия Образованию и Науке (т. 2), 2010-2012г.

Приложение 1

Просмотров работы: 749