Язык российской рекламы

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Язык российской рекламы

Трубникова  Ю.А. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №7 «Ступени»
Хузиахметова  Т.В. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №7 «Ступени»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В пяти магазинах по 200 пальто – Зеленые, красные, в клетку. И как тебе выбрать из тысячи то,

И сумку к нему и беретку? И как магазину тебе доказать, что "то" – Это то, что у них надо взять??? Конечно, посредством рекламы!!! Реклама подскажет, что надо купить. Реклама сумеет тебя убедить.

Э. Успенский "О рекламе"

Сегодня трудно представить современный мир без рекламы. Мы сталкиваемся с рекламой повсюду: по телевизору, радио, по пути на работу или учёбу - везде, где бы мы ни находились, мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о товарах или услугах. От взрослых часто слышу, что она надоела, какую чушь показывают, что от неё нет никакой пользы, только вред:

- подрывает здоровый образ жизни - мелькающие картинки рекламы негативно влияют на зрительный аппарат ребёнка в целом (на глаза, на работу сердца, на мозг), а частая смена изображения ослабляет внимание,

- влияет на отношения в семье (конфликты в семье, обиды, если ребёнку что-то не купили из рекламы).

- оказывает негативное влияние на личность ребёнка (навязывают идеалы красоты: путешествия, одежда, автомобили, которые крайне далеки от реальности.).

Несмотря на то, что общественность негативно относится к рекламе, она всё больше развивается, появляются новые рекламные технологии, интерес к рекламе растёт. Может потому что реклама:

- помогает узнать и много нового (чистить зубы 2 раза в день и регулярно быть у стоматолога и т.д.)

- использует образы известных людей, на которых дети стремятся походить.

- помогает быть в курсе новинок

- новинки рекламы поистине могут стать помощником для подготовки к урокам («Минералы. Сокровища Земли», «Дамы эпохи. Куклы в народных костюмах», «Деньги мира» (см. приложение I ), они дают информацию для размышления, получения новых знаний.

Как показало время и исследования, реклама не только двигатель торговли, но и стимул для развития речевой деятельности. Многие выражения из рекламных текстов входят в нашу речь, становятся афоризмами. Почему это происходит. Какие языковые средства при этом используются? Для своей исследовательской работы я выбрала тему «Язык российской рекламы».

Цель: изучение особенностей языка современного рекламного текстаЗадачи:

- выяснить, что же представляет собой реклама.

- рассмотреть классификацию реклам

- провести анализ языковых особенностей построения рекламных текстов телевидения, радио, СМИ

- создать собственный рекламный ролик

Объект исследования: реклама на телевидении, радио, в средствах массовой информации последних лет.

Предмет исследования:языковые нормы в сфере рекламы.

Источник исследования. Источником исследования стали рекламные ролики на телевидении, телевизионные программы каналов ОРТ, НТВ, СТС, Россия, Первый канал;

Гипотеза: Я считаю, что язык рекламы можно рассматривать как положительный пример к возможностям русского языка

Методы:

- теоретический: анализ специальной литературы по выбранной теме, анализ рекламных текстов, их языковых особенностей, обобщение результатов.

- эмпирические: анкетирование, описание, сравнение

Теоретическая часть

1.1.Из истории рекламы

Реклама зародилась давным-давно. Ее существование в доисторические времена подтверждает египетский папирус с объявлением о предстоящей продаже раба. Вначале реклама была устной (см. приложение II). Торговцы наперебой расхваливали товар, предлагали различные услуги, наполняя своими криками улицы городов. Отсюда и название: reclamare по латыни – «выкрикивать».

Первой рекламой в письменном виде (см.приложение II) считают хранящийся в Лондоне египетский папирус, где сообщается о продаже раба.

А греки гравировали рекламные сообщения на камнях, меди и кости, вырезали на деревянных столбиках (см.приложение II).

В Древнем Риме для рекламы строили специальные стены и белили извёсткой и делили на равные прямоугольники (см.приложение III) . В них заполняли написанным углём или пурпурной краской объявления. Однако торговцы, таким образом, часто портили фасады домов, что вызывало справедливое недовольство жителей этих домов. Администрация Рима издала указ, который запрещал писать на стенах.

А вот история рекламы на Руси началась в 15 веке с Красного крыльца кремлёвских палат в Москве, где оглашались правительственные указы (см.приложение III).

В 16 веке с началом книгопечатанья на Руси у Спасской башни появляется место распространения рукописных книг, летучих листков и лубочные картинки (дешевые, отпечатанные на бумаге, раскрашенные изображения, издававшиеся в России до последней четверти XIX века.) Они вырезались на липовых досках (дубках). Содержание их весьма разнообразно. Это копии с икон, воспроизведение библейских сказаний, житий святых, сцен из богатырских былин, сказок, легенд, изображения чудовищ, карикатуры, портреты героев, виды и тому подобные (см.приложение IV).

В России в 1703 году по указу Петра I начинается издание первой русской газеты «Ведомости», а в ней и первая реклама (см.приложение IV).

Затем главным средством циркуляции товара служили ярмарки.

Позже появились балаганы (временная легкая, обычно дощатая), постройка для различных надобностей (для торговли, жилья, склада и т. П.)

А уже с начала 19 века широкое распространение получили рукописные и печатные афиши.

Еще одним важным событием стало изобретение и последующее распространение к середине XIX столетия по всему миру искусства фотографии. Фотография служила неопровержимым доказательством преимуществ рекламируемого товара.

С 20-х и до 80-х годов главенствующим жанром рекламы был политический плакат. Её заказчиками часто становилась партия, то есть государственный аппарат. Главным образом реклама в Советском Союзе была представлена на радио или улицах в виде плакатов, растяжек, но часто использовались выступления в клубах, заводах

В настоящее время реклама сделала новый скачок в своём развитии, где главным образом, она почти затмила голубые экраны.

1.2 Определение рекламы

Существуют сотни определений понятия «реклама». Многие, принятые в мире два – три десятилетия назад, безнадёжно устарели. Один – слишком узкие, другие – широкие, не несущие конкретику.

Я рассматриваю в исследовательской работе рекламу — оповещение различными способами для создания широкой известности чему-нибудь с целью привлечения потребителей, зрителей и т. П.

1.3. Виды рекламы

В настоящее время реклама делится на несколько видов:

Вся реклама делится на три вида (см.приложение V) :1) социальная (поддерживает государственные и общественные интересы, направлена на благотворительность);2) политическая (предвыборный период);3) коммерческая (информация о товаре и его реализации).В зависимости от фазы жизненного цикла товара, используют три разных группы коммерческой рекламы:- информативная реклама (знакомство с товаром); - увещевательная реклама (убеждение в покупке); - напоминающая реклама (направлена на то, чтобы уверить нынешних покупателей в правильности сделанного ими ранее выбора). Реклама по восприятию информации делится на:1) слуховую (ауди);2) изобразительную (визуальную);3) аудивизуальнаую4) вербальную (устную речь).В зависимости от того, по каким каналам передаётся рекламная информация, различают некоторые её формы (см.приложение VI):- реклама в прессе- реклама в журналах- телевизионная реклама- радиореклама- рекламные справочники - рекламные брошюры- информационные бюллетени- телефонная реклама- реклама в местах продаж- сувенирная реклама:

- прямая реклама( почтовая, электронная)- наружная реклама( плакатная, жидкокристаллическая, реклама на транспорте)- печатная реклама:- листовки- буклеты- проспекты- каталоги - афиши- вывески- реклама в Интернете:- баннеры- микросайт- всплывающая реклама- оплачиваемая реклама- совместные программы

2. Исследовательская часть

2.1. Язык рекламы

На уроках русского языка, литературного чтения мы постоянно работаем с текстами. Учитель познакомил нас, с понятием текста, с признаками текста. Готовясь к исследовательской работе я узнала, что реклама тоже состоит из текста – рекламного сообщения. Рекламный текст — особый вид делового текста. В рекламе сочетаются вербальные (словесные) компоненты с невербальными. Ключевой фразой вербального текста рекламы является слоган. Короткое высказывание, содержащее основную мысль в сжатой форме.

Слоган (от англ. Slogan – «лозунг, девиз») – короткий лозунг или девиз, отражающий уникальное качество товара. Слоган – это «ударный инструмент рекламы», т.к. он несёт в себе рекламную идею, говорит о предмете рекламы что-то важное

Слоган может подчеркивать исключительные качества фирмы, указывать состав продукта, целевую аудиторию. Слоган должен быть кратким и хорошо запоминающимся, в нем непременно должна присутствовать какая-то изюминка, оригинальность, иначе предпочтение потребитель отдаст не ему, а более интригующему девизу.

Важными риторическими характеристиками слогана являются:

краткость,

ритмический и фонетический повтор,

контрастность,

языковая игра,

Мы изучили более 100 рекламных слоганов. Пришли к выводу, что при их создании используются различные языковые средства, которые мы часто рассматриваем на уроках литературного чтения при анализе произведений и русского языка.

Фонетические средства (см. приложение VII):

1) Ритм - чередование ударных и безударных слогов

2) Рифма – созвучные окончания.

3)Звукопись – аллитерация

Словообразование (см. приложение VIII):

1) Суффиксация - присоединение суффикса к основе.

2)Приставочный – образование новых слов с помощью приставок

Морфологические средства (см.приложение IX): использование различных частей речи в рекламе - глаголов, местоимений и прилагательных.

Образные средства (см. приложение X):

Тропы – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблены в переносном значении. В рекламных слоганах часто используются следующие виды тропов:

1) Эпитет — это слово, определяющее, характеризующее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство или качество. Это слово, определяющее, характеризующее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство или качество. Эпитет придает выражению красочность и образность:

2) Сравнения— сопоставление двух явлений, с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

3) Метафора — скрытое сравнение.

4) Олицетворение— перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.

5) Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении;

6) Каламбурэто игра слов

7) Повторыэто повторение одних и тех же или близких по смыслу слов

Лексические средства (см. приложение XI):

1) Жаргонная лексика – это слова, употребление которых свойственно людям, образующим обособленные социальные группы, т. Е. это слова и выражения, встречающиеся в речи людей, связанных определенным родом деятельности, способом времяпрепровождения.

2) Заимствованная лексика – являются слова, пришедшие в русский язык из других языков

3) Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов

Синтаксические средства (см. приложение XII):

1) Простые предложения – это предложения состоящие из одной грамматической основы.

1) Вопросно-ответная конструкция;

2) Риторический вопрос — стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя.

3) Прямая речьвысказывание, дословно введенное в авторскую речь.

2.2.Воздействие рекламы на слушателя

(результаты социологического опроса)

Я провела анкетирование среди учащихся своего класса с целью изучения воздействия рекламных текстов. Всем участникам предлагалось ответить на вопросы анкеты (см. приложение XIII).

В опросе приняли участие 27 учащихся 4 классов. Опрос показал, что 13 ученикам реклама нравится выборочно, отрицательно относится к рекламе 9 человек, 15 человек не доверяют рекламе, но тем не менее реклама влияет на выбор товара. 15 человек привлекает реклама по телевизору, больше всего нравится реклама фильмов и игрушек. На вопрос: «Задумываетесь ли вы над смыслом слов современной рекламы» - большинство детей ответили отрицательно. У многих учеников есть любимая реклама (см. приложение XIII). Ребята запоминают фразы, построенные с использованием ритма, рифмы, просторечной и жаргонной лексики. Причём многие не задумываются над смыслом слов современной рекламы.

В результате было выявлено, реклама выборочно нравится половине опрашиваемых ребят. Мои одноклассники доверяют лишь некоторой рекламе, им нравится смотреть рекламу фильмов и мульфильмов, а так же рекламу с участием животных. Лишь иногда реклама влияет на выбор моих друзей, и они не очень расстраиваются, если им не покупают рекламируемый товар.

Заключение

В данной работе я пыталась проанализировать наиболее интересные рекламные тексты. Работать над этой темой было интересно, потому что очень разнообразный материал представлен для исследования. Мне было интересно узнавать секреты составления рекламных текстов. Оказывается, можно и дальше раскрывать различные языковые средства на примере рекламных текстов. Я остановилась только на тех, которые мне известны на сегодняшний день.

Исследуя материал по данной теме, я выяснила, что реклама не только двигатель торговли, но и стимул для развития речевой деятельности. Язык рекламы, имеет ряд особенностей:

отрицательных - проникновение просторечной лексики в области, традиционные для литературного языка (жаргонизация литературного словаря), а также засилье в русской речи иностранных слов;

положительных – активное использование разнообразных лингвистических приемов, что было продемонстрировано в ходе исследовательской работы. Поэтому язык рекламы можно рассматривать как пример квалифицированного и талантливого обращения к возможностям русского языка. Моя гипотеза подтвердилась.

Тема, выбранная мной не случайно. Данная исследовательская работа может послужить мне основой в выборе будущей профессии, рекламного менеджера.

На основе полученных знаний мы решили создать свой рекламный ролик

(см.приложение).

Литература

Добробабенко Н. Рекламные тексты богаты бойкостью // Реклама. – 2000. - №4.

Кохтев Н.Н. Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов. М.: Изд-во МГУ,1997.

Тимофеев М.И. Все о рекламе.М.:РИА-холдинг,1995.

Электронные ресурсы

Кара-Мурза Е.С. Русский язык в рекламе // Справочно-информационный портал «Русский Язык» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. Gramota.ru , свободный, объем 4 п.л. – М., 2008.– Загл. С экрана.

Нестеров В. Язык в рекламе [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ref.by/refs/68/31373/1.html, свободный, объем 15 п.л. – М., 2009. – Загл. С экрана.

Приложение I

Мои коллекции

Приложение II

История рекламы

Устная форма рекламы

Первая письменная реклама

Рекламные сообщения на камнях

Приложение III

Древнем Риме для рекламы строили специальные стены и белили извёсткой

Вывеска торговки овощами и птицей

Кремлёвские палаты в Москве, где оглашались правительственные указы

Приложение IV

Издание первой русской газеты «Ведомости» по указу Петра 1 а в ней и первая реклама

19 века широкое распространение получили рукописные и печатные афиши

Главенствующим жанром рекламы был политический плакат

Приложение V

Социальная реклама

Политическая реклама

Коммерческая реклама

Приложение VI

Реклама в прессе и журналах

Телевизионная реклама и радиореклама

Рекламные справочники и брошюры Информационные бюллетени

Наружная реклама

Реклама в Интернете

Приложение VII

Фонетические средства

Телевизионные слоганы

Рекламные слоганы нашего города и области

Рекламные слоганы на улице

Мои рекламные слоганы

Ритм

Ваша киска –купила бы whiskas!

Вы болезни не сдавайтесь,

Поскорее поправляйтесь!

Чай с лимоном не помог?

МЕДЦЕНТР "Меда" Вас спасет!

Запасайся, ты можешь!

-Ты запомни навсегда тонкий лед-это беда!

Рифма

«Ванишь». Легко ковер от пятен избавишь.

Твое Тв + твой интернет. И то, и это- даром все лето. "Ростелеком".

Рот- не склад для нечистот!

Рот - стерильности оплот!

-Берегись льда , он прочен не всегда

Звукопись

Mirinda. Жизнь хороша, когда пьешь не спеша

Двушки по цене однушки!

Квас -не кола, пей Николу!

Сам Самыч. Пельмешки без спешки

Если хочешь быть счастливым - курагу ешь с черносливом!

Приложение VIII

Словообра

зование

Телевизионные слоганы

Рекламные слоганы нашего города и области

Рекламные слоганы на улице

Мои рекламные слоганы

Суффиксация

Ты не ты, когда голоден.Не рмози, Сникерсни!

     

Приставочный

«Суперкачество по суперцене!»

 

Антигрипин с отметкой максимум.

Чтоб одежда не прилипла,

антистатиком побрызгай!

Приложение IX

Мофологи

ческие средства

Телевизионные слоганы

Рекламные слоганы нашего города и области

Рекламные слоганы на улице

Мои рекламные слоганы

Глаголы

Когда кашляешь, прими «Бромгексин Берлинхими»

Вживую выглядит дороже , чем стоит!

Если хочешь беляши ,к нам в избушку поспеши!

Увеличить может рост Вам, Молоко с полезным свойством!

Местоимения

Ты знаешь, что можешь - МТС

Мегафон.

Вся мебель в одном месте! (мебель магазина КРИСТИ)

Вы - герой, вы - победитель, Вам поможет огнетушитель!

В спорте чтоб тебе везло ,сдавай нормы ГТО!

Прилагатель

ные

Бархатные ручки. Уверенная забота о красоте ваших рук

Стать красивым легко.

Парикмахерская Леди

Красные машины ездят быстрее.

Очень влажные салфетки, любят взрослые и детки!

Приложение X

Образные средства

Телевизионные слоганы

Рекламные слоганы нашего города и области

Рекламные слоганы на улице

Мои рекламные слоганы

Эпитет

Билайн. Живи на яркой стороне.

Чебаркульская птица. Яйцо с ярким желтком.

Баунти – райское наслаждение

Мандарин-новогоднее настроение

Сравнение

Масло johnsons beby и ваша кожа, как у младенца.

Корпорация Центр."Всё как для своих"

Лекарь крем. И ваши пяточки, как у младенца.

Утром пей стакан воды, кишечник будет работать, как часы

Метафора

В животе ураган — принимай Эспумизан

СКБ-Банк : Бабки работают

Альпен Гольд – настоящее золото Альп.

Несквик – питание для ума.

Олицетворение

Вибрацил. Бережная забота о дыхании

Ипотека стала легче. Райффайзен Банк

Pampers знает, что ваш малыш желает

Нежный крем защитит ваши ручки

Гипербола

Все люди любят Доширак.

 

OralBe. Доверьтесь зубной щетке, которую рекомендуют стоматологи всего мира. Жевать не пережевать.

Весна на старте, покупай пальто в марте

Каламбур

Орбит малина. Самая малиновая защита от кариеса.

Мое любимое «Любимое» мороженое.

Ласковый майонез «Ласка».

Шоколад

"Воздушный" Самая воздушная сладость.

Повторы

Амбробене, амбробене сделано в Германии. Амбробене жить без кашля правильно.

 

Техника на грани фантастики, цены на грани исчезновения!

 

Приложение XI

Лексические средства

Телевизионные слоганы

Рекламные слоганы нашего города и области

Рекламные слоганы на улице

Мои рекламные слоганы

Жаргонная лексика

Длянос –пробьёт папе нос!

Наш рот открыт для диалога.СКБ-Банк

Не тормози!

Сникерсни!

 

Заимствованная лексика

Мистер Пропер все отмыл и паркет не повредил.

Планируйте летний отдых зимой - это выгодно.

фирма Натали-круз

Спрайт – имидж – ничто, жажда – все. Не дай себе засохнуть.

Шоколадка для ума, по 20 грамм съедай с утра.

Фразеологизмы

Лекарство от простуды «Coldrex»: Семь бед — один ответ!

На кредитах мы собаку съели.

Инвестторгбанк

Fruttis. Молочные реки — фруктовые берега

Все для себя, даже глаза разбегаются!

Приложение XII

Синтаксические средства

Телевизионные слоганы

Рекламные слоганы нашего города и области

Рекламные слоганы на улице

Мои рекламные слоганы

Простые предложения

Пусть машина служит долго. Калгон.

Вылизываем каждого клиента.Автомойка

Ваша киска купила бы «Вискас».

Легко помыть посуду с AOS

Вопросно-ответная конструкция

Болит живот? Спазмалгон – проверенное средство от боли и спазмов.

Кризис? Дорого страховать каско? Только не в ЮЖУРАЛ-АСКО

-Как объехать пробку?

-Я покажу.

Яндекс. Карты.

Хочешь быть здоровым?

Перед сном пей шиповник с мёдом!

Риторический вопрос

Ваши любимые вещи еще под арестом? Тогда Tide – гарант чистоты – идет к вам!

Строитель! Хочешь ровных, прочных стен? Бери Витанит,не будет проблем!

Простуда и грипп лишили сил? Amiксин.

 

Прямая речь

«L’Oreal. Ведь я этого достойна!»

Готовые рекламные решения для Вашего бизнеса" Под ключ!" (Большие люди)

«"Альфа-банк". Да, это мой банк!»

«Твое утро-твой готовый завтрак с "Несквик"

Приложение XIII

Результаты социологического опроса

1. Как вы относитесь к рекламе?

А) Положительно б) выборочно нравятся в) отрицательно

2. Доверяете ли вы рекламе?

А) да б) нет в) некоторой

3.Какая реклама вас привлекает?

А) по телевизору б) реклама газет и журналов в) наружная реклама

Г) реклама интернета

4.Реклама какой продукции вам больше нравится

А) продукты питания б)косметика в) игрушки г) техника д)фильмов

5.Влияет ли реклама на ваш выбор?

А) да б) нет в) иногда

7.Задумываетесь ли вы над смыслом слов современной рекламы

6.Какие рекламные слоганы вы знаете? Напиши

Просмотров работы: 4427