Введение.
Тема Великой Отечественной войны в нашей литературе наиболее многоплановая и значимая, потому что она связана с величественным историческим событием в трагической судьбе народов не только нашей страны, но и всего мира.
Однако в последние десятилетия, в связи с историческими изменениями в мире, появились различные точки зрения на проблемы, связанные с войной 1941-1945 гг. в том числе и на всемирно-историческое значение нашей победы в ней, поэтому цель моей работы - проанализировать развитие литературы о Великой Отечественной войне в определенные ее периоды и изучить процессы, которые идут в настоящее время в осмыслении исторического прошлого нашей страны, связанного в том числе и с прошедшей войной.
Однако, чтобы понять характер исторического события, нужно пройти от его истоков, едва заметных ручейков до рождения грозного половодья, заставляющего человеческие сердца наполняться трепетом, переживать потрясения. «Родники» романов, повестей, стихов и поэм о войне истекают из самого главного – из мысли о том, во имя чего наш народ понес такие потери, поэтому передо мной стояли задачи:
Доказать, что никакой пересмотр истории Великой Отечественной войны и всемирно-исторического значения нашей Победы в ней бессмыслен и невозможен.
Проследить динамику развития в литературе темы о войне и ее отражения в разные периоды исторического времени.
Определить связь произведений о современных войнах с литературой прошлых лет.
Автор данного проекта, Бибик Дарья, проделала огромную работу, изучив многие источники, раскрывающие тему её научно-исследовательской статьи. Прекрасно владеет материалом, которым она поделилась с учащимся 8-11 классов. Дарья показала ребятам презентацию со своими исследованиями.
Наш лицей находится в военном городке, на многих домах которого имеются мемориальные доски, напоминающие о героях, отдавших свои жизни во время войны. Традиционно в лицее проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с ветеранами боевых действий, которые позволяют нашим учащимся глубже осмыслить тему Великой Отечественной войны.
Лицей имеет музей «Чкаловцы», где собран богатейший материал об участниках войны, потому не случайно у Даши появился интерес исследовать, как Великая Отечественная война нашла своё отражение в литературе в разные периоды исторического развития нашей страны.
Работу Бибик Дарья выполняла самостоятельно.
II.Основная часть.
Великая Отечественная война стала для нас освободительной, священной, потому что речь шла не о защите территории, а о том, чтобы сохранить саму жизнь народа, его язык, культуру, будущее.
Война жестоко коснулась не только тех, кто непосредственно в любой форме принимал в ней участие. Она целилась во многие будущие поколения, пришедшие в мир уже после 1945 года, целилась, испытывая на прочность, на стойкость и нравственную высоту каждого человека, его любовь к Родине.
Искусство стремилось проанализировать те невидимые «нити» духовной жизни, благодаря которым человек в самых невыносимых условиях оставался человеком. Есть корни, которые держат каждого на земле: здесь и долг, и любовь к жизни, и преодоление страха смерти, и чувство ответственности перед будущими поколениями, перед своей страной.
О войне написаны тысячи книг, но эта тема неисчерпаема и до сих пор волнует читателей, потому что именно в них человек осознает силу духа и стойкость своего характера – это самые жизнеутверждающие произведения в мире литературы.
Первые поэтические строчки, рожденные войной, прозвучали через считанные часы после ее начала. Они были вызваны к жизни святым чувством оскорбленного народа.
Начало войны 22 июня 1941 года в один миг изменило мироощущение масс, всколыхнуло сильнейшие душевные переживания, в которых были не только тревога, чувство огромной опасности, но и страстное желание защитить Родину, любой ценой победить врага.
Так проявлялось святое чувство великого народа, подвергнувшегося вероломному нападению фашистов.
В первые дни войны родилась песня, ставшая незабываемой для всех советских людей: на платформе Белорусского вокзала, откуда уходили на войну эшелоны, звучала великая торжественная музыка А. Александрова, и возвышенные, захватывающие душу слова поэта В.И. Лебедева – Кумача:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Пусть святость благородная
Вскипает как волна,
…Идет война народная. Священная война.
В начале войны писатели и поэты стремились достичь рождения такого слова, которое бы вдохновляло народ на борьбу с врагом. Важной задачей было как можно скорее донести это слово до каждого человека, поэтому на первое место выдвинулась поэзия и произведения малой прозаической формы: рассказ, очерк, статья, которые можно было напечатать в «боевом листке» и дать возможность прочитать их в окопах на передовой.
С начала войны наши войска отступали. Всей стране стало известно о зверствах фашистов на оккупированной территории, поэтому тема возмездия нашла своё отражение в поэзии. В стихотворении К. Симонова «Если дорог тебе твой дом…» ярко выражена мысль об ответственности каждого за судьбу Родины:
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь.
Знай, никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И в этом не было призыва к жестокости: в строчках произведения отражалась высшая гуманность – защищать от врага свою страну, свой дом, детей. Любая расплата с врагом – возмездие. На эту тему написана поэма М. Алигер «Зоя», рассказывающая о героической гибели девушки-партизанки Зои Космодемьянской. Широко были известны произведения М. Исаковского «Наказ сыну», «Мстители» и другие.
Однако в первые месяцы войны в поэзии усиливается и лирическая струя: рядом с очерками о героях и фронтовыми корреспонденциями в газетах печатались стихи о любви, о дружбе, а образы русской природы делали их особенно проникновенными.
Следует отметить рождение и широкое распространение песни, ведь душа нашего народа всегда тянулась к ней, раскрывая в песенных мотивах всю свою широту.
Песня звучала и во фронтовой землянке, и в лесном лагере партизан, и в госпитальной палате, и на привале после трудного и долгого перехода. Популярных песен тогда было множество, большинство из всех дожили до нашего времени и являются украшением многих концертов.
Имя М.В.Исаковского широко известно в нашей стране. Ведь миллионы людей пели «В лесу прифронтовом», «Враги сожгли родную хату». Особенное же место принадлежит «Катюше». Эта песня стала настоящим бойцом в годы Великой Отечественной войны. А. Прокофьев, поэт-фронтовик, писал: «Чтобы ненависть была сильнее, давай говорить о любви». Надо сказать, что вариантов «Катюши» было очень много: бойцы, партизаны, медсестры создавали свои варианты стихов, песня стала поистине народной.
Судьба «Землянки» Алексея Суркова необычна: поэт написал несколько стихотворных строчек в письме с фронта в ноябре 1941 года после тяжелого боя под Истрой, когда пробивался к своим из окружения и смерть действительно была «в четырех шагах». Может, неугасимая любовь и отвела смерть от солдата-поэта, подарила ему жизнь? «Землянку» горячо любили на фронте, любят и сейчас.
Несмотря на огромное желание отомстить врагу, тема возмездия лишь в начале войны ярко отражалась в литературе.
Вскоре на первое место выдвигается мысль о нерасторжимости судьбы отдельного человека с судьбой народной, расширяется тема патриотизма и героизма. Создаются произведения о любви и верности, о солдатской дружбе, о русской женщине, взвалившей на свои плечи тяжелую, непосильную работу в тылу.
Все вопреки войне, несомненно, отражало идею мира, всепобеждающее стремление к жизни. Об этом ярко и емко сказал в своей поэме «Василий Теркин» А. Твардовский:
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Герой поэмы - простой смоленский паренек, солдат, ставший носителем несгибаемого народного духа, любимым литературным персонажем.
Вероятно, естественным и закономерным был литературный процесс первых десятилетий, последовавших за 1945 годом: писатели показывали войну «близким планом». Романы, повести, поэмы и стихи были своего рода реакцией на пережитое.
Последующие годы характеризовались расширением проблематики произведений: это были книги, в которых мысль художника проникала в глубь явлений, связанных с прошедшей войной
В нашей военной прозе существует уникальное явление – его называют «лейтенантской прозой».
Герои этих необычайно правдивых произведений не знаменитые полководцы или разведчики, проникающие во вражеские штабы. Нет, это солдаты, сержанты и совсем юные офицеры, вчера еще бывшие десятиклассники.
Девятнадцатилетних офицеров много было в военное время: именно они командовали артиллерийскими батареями и пехотными взводами, держали со своими солдатами оборону, поднимали взвод или роту в атаку и шли первыми под пули.
Произведение писателей-фронтовиков стали важным звеном в литературы о Великой Отечественной войне, но требовалось осмысление событий в более широком «глобальном» масштабе, нужно было критически оценить, сопоставить, проанализировать объективную картину, причины и следствия свершившегося. Об этом направлении в литературе можно сказать словами Сергея Есенина:
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянии.
В 70-80 годы было создано много ярких талантливых книг о войне. Каждый писатель шел своим путем, ведь тема была неисчерпаема.
Все уже изученное в деталях и мелочах неожиданно оборачивалось нравственном и эстетическим открытием.
Среди представителей «лейтенантской прозы» имя Бориса Васильева привлекает многих читателей. В 17 лет Борис Васильев ушел на фронт добровольцем.
Мальчишкам, родившимся в год смерти Ленина, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них. Он вспоминал, что ему выпал счастливый билет. Он не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют раскрылся на всех семи десантных прыжках, а в последнем – боевом, под Вязьмой, в марте 43-го – нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины.
Непросто складывалась творческая судьба писателя, и только повесть «А зори здесь тихие...» принесла ему известность и признание. Это произведение было напечатано в журнале «Юность» (1969, №8). Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, Борис Васильев начал неуклонно набирать высоту в своём творчестве.
Замысел повести возник у Васильева в результате внутреннего несогласия с тем, как освещаются в литературе те или иные военные события и проблемы. Серьезная увлеченность «лейтенантской прозой» сменилась с годами убежденностью, что он видит войну совсем другими глазами.
Б. Васильева притягивают судьбы тех, кто оказался на войне оторванным от своих, лишенным связи, поддержки, медицинской помощи, кто, защищая Родину до последней капли крови, до последнего дыхания, должен был рассчитывать только на собственные силы. Тут не мог не сказаться военный опыт писателя. Мотив патриотизма звучит в повести высоко и трагично, и вместе с тем проза эта устремлена навстречу вечно продолжающейся жизни.
Тихие зори на 171-м разъезде, на крошечном, насчитывающем всего-то 12 дворов клочке земли, со всех сторон окруженной войной, становятся молчаливыми свидетельницами поразительного противостояния девочек-зенитчиц матерым вражеским десантникам. А в действительности – женского противостояния войне, насилию, убийствам, всему тому, с чем несовместима сама суть женщины. Одна за другой обрываются 5 судеб, и с каждой почти осязаемо становятся тише и тише зори над землей. И так же поразят они, тихие зори, тех, кто придет сюда через годы после окончания войны и прочитает ее страницы заново.
Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и нежности, а слово «герой» в нашем понимании – это обязательно боец, солдат, словом, мужчина. У всех на слуху фамилии: Жуков, Рокоссовский, Панфилов и многие другие, но мало кому известны имена тех девчонок, которые прямо с выпускного бала попали на войну, без которых, быть может, и не было бы победы.
Трудно представить, как медсестры, мои ровесницы, под свист пуль вытаскивали с поля боя раненых бойцов. Если для мужчины защита Отечества – это долг, священная обязанность, то женщины шли на фронт добровольно. Их не брали из-за юного возраста, но они все равно шли и осваивали профессии, которые до того считались только мужскими: летчика, танкиста, зенитчика… Шли и убивали врагов не хуже мужчин.
Повесть «А зори здесь тихие…» рассказывает о далеких военных годах. Действие разворачивается в мае 1942 года. Главный герой, Федот Евграфич Васков, по «собственному желанию» получает в распоряжение женский зенитно-пулеметный батальон. О своем старшине девушки невысокого мнения, постоянно подтрунивают над ним, называя «пенек замшелый». И действительно, в свои тридцать два года старшина Васков был «старше самого себя», он немногословен,но многое знает и умеет.
Все девушки не похожи друг на друга. Помощница старшины, сержант Рита Осянина, строгая, редко смеющаяся девушка. Из довоенных событий она ярче всего помнит школьный вечер, когда встретилась со своим будущем мужем – старшим лейтенантом Осяниным. Рита вышла замуж, родила сына, и «более счастливой девушки просто не могло быть». Но тут началась война, и этой счастливой судьбе не суждено было продолжиться. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны, в утренней контратаке. Рита научилась ненавидеть тихо и беспощадно и, решив отомстить за мужа, пошла на фронт.
Полная противоположность Осяниной – Женька Комелькова. Сам автор не перестает любоваться ею: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца». Семью Женьки: маму, бабушку, братишку – всех убили немцы, а ей удалось спрятаться. Очень артистичная, эмоциональная, она всегда привлекала мужское внимание. Подруги говорят о ней: «Женька, тебя бы в театр…». Несмотря на личную трагедию, Комелькова осталась жизнерадостной, озорной, общительной и пожертвовала своей жизнью ради спасения раненой подруги.
Боец Лиза Бричкина сразу понравилась Васкову. Судьба ее тоже не пожалела: с детства ей пришлось самой вести хозяйство, так как мать ее сильно болела. Она кормила скотину, убирала в доме, готовила еду. Она все больше отдалялась от своих сверстников. Лиза стала дичиться, отмалчиваться, обходить шумные компании. Однажды ее отец привел в дом охотника из города, и она, ничего не видя, кроме больной матери и дома, влюбилась в него, но он не ответил ей взаимностью. Уезжая, он оставил Лизе записку с обещанием в августе устроить ее в техникум с общежитием… Но и этим мечтам не дала осуществиться война! Лиза тоже погибает, она тонет в болоте, спеша за помощью своим подругам.
Сколько девушке – столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину.
В конце повести мы видим их командира: «Слезы текли по грязному, небритому лицу, он трясся в ознобе и, смеясь сквозь эти слезы, кричал: « Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!..»
Борис Васильев не щадит читателя: концовки его произведений в основном трагичны, ибо он убежден, что искусство не должно выступать в роли утешителя, его функции – обнажать перед людьми жизненные опасности в любых их проявлениях, будить совесть и учить сочувствию и добру.
Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Б. Васильев продолжил в романах «В списках не значился», «Завтра была война», в рассказах «Ветеран», «Великолепная шестерка», «Вы чье, старичье?» , «Неопалимая купина» и другие.
Основанный на документальном материале, роман «В списках не значился» может быть отнесен к жанру романтической притчи. Сложный фронтовой путь главного героя лейтенанта Плужникова, которому автор дал имя своего погибшего школьного товарища, путь преодоления лишений, страха смерти, голода и усталости приводит к укреплению в молодом человеке чувства достоинства, обращает его к тем ценностям, которые были заложены в нем семейными традициями, любви к отечественной истории и культуре: долгу, чести, наконец, патриотизму – чувству, по Васильеву, интимному и сокровенному.
Роман Бориса Васильева «В списках не значился» - книга о нравственной ответственности человека перед самим собой, перед прошлым и будущим. Она заставляет задуматься не только о воинском, но и о нравственном долге, о чистоте души, о человеческих и солдатских заповедях, за которые нужно «стоять насмерть». Это те «высоты», какие отдавать нельзя, потому что иначе ты не сможешь честно смотреть в глаза людям, честно говорить о любви к Родине.
Первые залпы страшной войны застали Колю Плужникова внезапно. Он только что окончил училище, получил офицерское звание и назначение в Западный военный округ. Ехал он не на войну, а просто к месту службы, но она настигла его в четыре часа пятнадцать минут утра 22 июня 1941 года, когда он еще не успел встать на воинский учет и в списках не значился.
Брестская крепость подверглась жесточайшей бомбардировке и массированному артиллерийскому обстрелу. Автор рисует страшную картину первого дня войны, когда горели дома, склады, машины, а в них – заживо люди в реве пламени, в грохоте взрывов и в скрежете горящего железа.
Плужников не знал крепости, не знал никого из ее гарнизона, но он был солдатом, ее защитником, несмотря ни на что.
Вскоре те, кто остался в живых, оказались в развалинах, глубоких казематах и продолжали воевать. Шли дни, месяцы, но крепость не сдавалась, фашисты не смогли ее покорить. Была уже зима, а лейтенант давно потерял счет дням, но продолжал делать вылазки и убивать немцев. Автор рисует своего героя на пределе человеческих возможностей, но сила его духа, его воля несгибаемы. Десять месяцев защищал крепость Коля Плужников и не сдал ее. Она не пала, она истекла кровью.
Последние страницы романа описывают апрельское утро 1942 года. Ослепший, еле двигающийся человек вышел из подвала. «Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч… из разбитых сапог, торчали чудовищно раздутые черные отмороженные пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами». И все замолчали, увидев перед собой русского солдата, последнего героя, так и не сдавшего врагу крепости.
Поражают и эти строки: «И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружия «на караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке. А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдавших ему сейчас высшие воинские почести… Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».
Так заканчивается одна из книг «лейтенантской прозы», потрясающая жесткой правдой о войне и величии подвига русского солдата.
Книга дает важное и главное для всех нас понимание необходимости отдать всего себя без остатка, когда речь идет о России, о судьбе народной.
Духовная особенность таланта автора, ее создавшего, заключается в том, что горечь, боль, гордость, раздумья перестают быть явлением литературным, а становится общечеловеческим, утверждая самое высокое представление о духовных возможностях каждого героя.
О чем бы ни писал Борис Васильев, масштаб личности писателя, уровень его мышления и таланта придают каждой строке широкое звучание, вызывая у читателей благородный отклик и чувство гордости за возможность причислить себя к его современникам.
По сценариям и книгам Б.Л. Васильева снято 15 кинофильмов.
Не существует литературы о войне без воспоминаний полководцев, военачальников, осуществляющих общую стратегию и тактику военных действий, ведущих в бой огромные массы людей.
Глубочайший анализ всех лет Великой Отечественной войны, оценку величия нашей Победы читатели найдут в книгах Г.К. Жукова «Воспоминание и размышления», в мемуарах Маршалов Советского Союза Малиновского, Мерецкова, Конева, Говорова, Баграмяна и других прославленных военачальников, талантливых создателей такой военной мощи, которая помогла нам одолеть врага.
Литература двигалась вперед к анализу самого «мозга» войны, тончайших взаимосвязей процессов, происходящих непосредственно на передовой, с общей военной доктриной государства. Груз «материала» здесь был очень велик, и писатели, создавали эпические полотна: «Блокада» А. Чайковский, «Солдаты» М. Алексеев, «Тельтов – канал» А. Ананьев – эти произведения отразили масштабность видения художником событий военного времени. Осуществлялся качественно новый шаг в исследовании искусством правды о войне.
Изменилось время, изменилась наша страна. Новые книги о ратном подвиге отцов и дедов рождаются в поисках, в полемике. Движение литературы как раз и состоит в изучении таких процессов. Но сколько бы времени ни отшумело над планетой, к теме Великой Отечественной войны всегда будет приковано пристальное и благоговейное внимание наших писателей.
Сейчас много говорят о ее философском осмыслении как о чем-то новом, но ведь только философский подход и может приблизить роман или повесть на уже историческую тему к сегодняшнему дню, к нашей действительности и многое объяснить в ней.
Происходит вроде бы парадоксальный процесс: чем более удаляются от нас годы войны, тем острее становится читательский интерес к ней. Природу такого явления объяснил более 150 лет назад, говоря о войне 1812 года, замечательный русский критик В.Г.Белинский. Он писал, что общенародная война, которая пробудила, напрягла все внутренние силы народа, которая составила эпоху в его истории и имела влияние на всю его последующую жизнь – такая война представляет собою по превосходству эпическое событие и дает богатый материал для эпопеи. «Предчувствие эпопеи» - так можно сформулировать читательское ожидание на пути развития литературы о войне, потому что война – это та же жизнь общества, только в обстоятельствах особых, чрезвычайных, но тем более выявляющих и национальных характер, и природу социальных систем, противостоящих друг другу. Судьбы и характеры отдельных личностей и событий не могут быть глубоко раскрыты вне таких нравственных и философских связей.
Михаил Николаевич Алексеев, известный писатель – фронтовик, отвечая на вопрос журналиста, какой он видит литературу о войне в настоящем и будущем, сказал, что тема войны в искусстве – вечная тема. Она о человеке, до конца самым жесточайшим образом испытанного на прочность и верность Родине, народу, времени.
Но литература о войне не может стоять на месте, замкнуться в кругу одних и тех же проблем, сюжетов. Настоящее искусство всегда в движении, и это позволяет сделать такой вывод: сейчас продолжает формироваться качественно иной взгляд на события тех лет.
Но как бы ни изменилась жизнь, каким бы испытаниям ни подверглась историческая память поколений, никакие перемены не в силах изменить в сознании нашего народа главное: любви к своей стране, уважения к ее истории, к великому подвигу предков.
Думается, что именно это чувство выражено в стихах современного прозаика и поэта Ю. Полякова:
Не обожженными сороковыми
Сердцами, вросшими в тишину,
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес,
Конечно, мы смотрим иными глазами,
Такими же… полными слез.
Возникает ли в наше время вопрос о современности темы войны в искусстве, в жизни? Несомненно. Отражен он двух позициях: в интересе общества к данной теме и в стремлении найти новые, современный формы ее раскрытия.
Процесс развития военной темы в литературе связан сейчас со многими социальными и нравственными проблемами общества. Литература не может существовать без своего читателя, равно, как и театр – без своего зрителя. Однако дороговизна книг, отсутствие широкого оповещения и нужной информации для читателя, огромное, буквально подавляющее количество литературы на «модные» ныне темы (в основном, к сожалению, криминальные), практический уход из жизни общества встреч с писателями, читательских конференций – все это не идет на пользу патриотическому и нравственному воспитанию молодежи. Практически единственную возможность познакомиться с новыми произведениями на военную тему представляют читателю творчество писателей – сценаристов, телевидение, которое пытается объединить общественный интерес к теме и современную форму, раскрывающую перед миллионами телезрителей значимые страницы произведений о войне.
К сожалению, и в наше время идут войны.
Война в Афганистане, стоившая жизней тысячам наших солдат, до сих пор отзывается болью в сознании современного общества, вызывает противоречивые чувства. Написаны книги, сложены стихи, спето много песен об этой войне, но все же такое произведение, как «Цинковые мальчики» С. Алексиевич, вызывают горечь, осознание вины перед этими ребятами, героями книги, всеми «афганцами», как мы их сейчас называем.
Однако автор Юрий Коротков, написавший книгу и создавший позднее сценарий широко известного в наши дни фильма «9-я рота», увидел в этой войне главное: верность долгу, солдатскую дружбу, самопожертвование, мужество и бесстрашие – то, что всегда отличало нашего война, наш национальный характер.
Идут в настоящее время и другие войны, они направлены против терроризма. Книга Владимира Маканина «Кавказский пленный» затрагивает очень болезненные темы: развал армии, необученность и неподготовленность молодых солдат, предательство некоторых армейских чинов, продавших врагам оружие, - все это отражено в судьбе двух бойцов – первогодков и пленного чеченского юноши.
Этой же войне посвящена повесть Игоря Порублева «Живой», по которой снят художественный фильм.
В произведении вновь находят отклик снова князя Андрея Болконского: «Война – самое гадкое дело в жизни…». Искалеченные души юных ребят, время, бросившее их на произвол судьбы, невозвратимость утрат, глубокий душевный надлом, который так и не позволил молодому герою вернуться в обычную человеческую жизнь, остаться Живым, потому что там, на войне, погибла его душа. Именно об этом рассказывает книга, одна из трагических страниц истории о новых войнах.
Почему всегда будут писать о войне? В чем тайна воздействия таких книг на читателя? Ответы на эти вопросы еще очень долго будет искать человечество, ведь до сих пор земля перетянута траурными лентами: идут раскопки на месте боев, молодые ребята находят смертные медальоны, устанавливают имена героев, возвращая погибшим долг поколений.
В. В. Путин, выступая перед молодыми литераторами, выразил убеждение, что литература, несомненно, играет ключевую роль в воспитании нравственного гражданского общества, в рождении той национальной идеи, которую наш народ стремится сейчас обрести. Конечно же, книги о войне займут в этом процессе достойнейшее место.
III. Заключение.
В заключении можно сделать вывод:
1. Тема о Великой Отечественной войне в литературе неисчерпаема, так как она отражает величие духа народа, совершившего беспримерный подвиг во имя жизни на земле. Книги на эту тему являются гимном мужеству, бесстрашию, любви к Отечеству, запечатленным теперь уже в веках.
2. Неоднородность и различие взглядов на эту тему являются следствием дальнейшего философско-социального осмысления истории, свидетельством углубления общественного интереса к проблеме.
3.Стремление художников отразить в своем творчестве характер современных войн - есть попытка нового подхода к пониманию истории и роли человека в реальном мире, где еще особенно много общественных и нравственных коллизий.
Список используемой литературы.
Б. Васильев. Биографический очерк. «Кольцо А». Обзор творчества. Библиотечная серия «Военная библиотека школьника 2000 год.
Б. Васильев «В списках не значился». Роман. Издательство «Детская литература». Москва. 1986 год.
Б. Васильев «А зори здесь тихие...». Повесть. Издательство «Вагриус». Москва. 2004 год.
Лебедева М.А. Русская советская литература периода Великой Отечественной войны. Издательство «Москва». 1974 год.
История русской советской литературы. Раздел IV. Издательство «Просвещение». 1982 год.
В. Чалмаев «В огне рожденное слово». Журнал «Литература и жизнь» №2. 1995 год.
А. Толстой. Публицистика. Издательство «Москва». 1965 год.
И. Дедков «Постижение духовной природы человека. Журнал «Литературное обозрение» №10. 1997 год.
Интервью писателя М. Алексеева журналисту «Литературной газеты». Май 1079 года.
Ю. Бондарев «Тенденция Развития военного романа».Воениздат 1980 год.
Панфилов Е.М. песенное творчество поэтов-фронтовиков. Журнал «Литературное обозрение». 1985 год. Рубрика «Ко дню Победы».
П. Громов. Заметки о литературе военных лет. Воениздат 1974 год.