Введение
В нашей семье очень любят книги. Мама и папа постоянно что-то читают, каждый вечер перед сном родители читают книги и нам с сестренкой. Мы очень любим и ждем, когда нам почитают сказку или рассказ. Теперь я уже умею читать сам. Мои родители всегда говорили мне, что очень важно понимать прочитанное. Когда я начал учиться в школе, то моя учительница Ольга Павловна подтвердила, что очень важно понимать то, что прочитал. В букваре и прописях по письму я часто встречал пословицы и поговорки. Это были короткие высказывания, и читать их было совсем не трудно, но смысл становился понятен часто только после того, как учитель объяснял нам его. Для меня это было удивительно: в короткой фразе скрывался большой смысл. Мне показалось это очень интересным. Я стал спрашивать у родителей и учителя о пословицах и поговорках, и какие-то вещи становились мне понятными, но неясности оставались все равно. Я не понимал, чем отличаются пословицы от поговорок, не знал, есть ли вообще различия между пословицами и поговорками. Если различий нет, зачем нужны два названия?
Цель работы– исследовать значение понятий «пословица» и «поговорка» и выяснить, верны ли представления учеников первого класса о пословицах и поговорках русского народа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
подобрать и изучить литературу по выбранной теме;
составить список вопросов для проведения анкетирования среди одноклассников;
провести исследование среди моих одноклассников с целью выяснить, знают ли они, что такое пословицы и поговорки, могут ли отличить пословицу от поговорки;
проанализировать данные проведенного опроса и сделать выводы.
Объект исследования– понятия пословица и поговорка русского народа.
Предмет исследования – особенности пословицы и поговорки.
Актуальность исследования состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к пословицам и поговоркам русского народа, объяснить на примерах в чем сходства и различия рассматриваемых понятий.
Гипотеза исследования – я думаю, пословица и поговорка – различные понятия, и моим сверстникам трудно их различать.
Методы исследования – изучение литературы, анкетирование учащихся и анализ полученных результатов.
Как отличить пословицу от поговорки
Поговорка – цветок, пословица – ягодка.
Для того, чтобы разобраться в чем же разница между пословицами и поговорками обратимся к словарям и узнаем значения интересующих нас понятий.
Словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова [5] сообщает нам, что пословица – это краткое народное изречение с назидательным смыслом, поговорка – это выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличии от пословиц цельного предложения.
Новый иллюстрированный энциклопедический словарь [2] дает следующие определения:
ПОСЛОВИЦА – сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, обычно в ритмически организованном формате.
ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий, отражающий какое-либо явление жизни. В отличии от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла.
Ю.Г. Круглов [4, стр.101] отмечает, что «пословицы и поговорки обычно изучают вместе. Но важно видеть не только сходства, но и различие между ними. На практике их часто путают. Да и сами два термина большинством воспринимаются как синонимические, обозначающие одно и то же языковое явление».
При разграничении пословиц и поговорок необходимо учитывать их общие признаки и различительные признаки.
В истории изучения пословиц и поговорок были попытки выявить какой-либо один, но различающий их признак [4]. Некоторые ученые считали, что пословицы, в отличие от поговорок, имеют всегда переносный смысл, они многозначны. Однако, среди пословиц есть такие, которые мы всегда употребляем в прямом смысле: «Делу время, потехе – час», «Сделал дело – гуляй смело» и т.д. С другой стороны, поговорки могут быть многозначными, иметь
переносный смысл. Мы говорим: «Он воду в ступе толчет», а ведь смысл этой фразы далек от прямого значения составляющих слов.
Другие ученые в качестве основного разграничительного признака между пословицами и поговорками рассматривают то, что пословица – это всегда законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. В большинстве случаев это действительно так. Но среди поговорок есть и такие, которые выражены предложением: «Комар носа не подточит».
Есть еще два признака, которые обычно считаются свойственными только пословицам. Существует мнение, что для пословицы характерна двусоставность, двухчастность, тогда как поговорка всегда одночленна, неделима на части. Действительно, многие пословицы двучленны, но далеко не все. «Береги платье снову, а честь смолоду» - двухчастная пословица, а пословица «Яйца курицу не учат» - одночастная. Пословицы могут быть и трех-, и четырехчастными.
Нередко говорят о том, что пословицы, в отличие от поговорки, ритмически организованы. И в самом деле среди пословиц много таких, в которых явно ясно ощущается ритм, но встречается немало и таких, в которых ритма нет. Например, «В чужих руках ломоть велик». А вот пример ритмически организованных поговорок: «И нашим и вашим», «Ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса».
Можно увидеть, что целый ряд признаков, на основе которых иногда стремятся разграничить пословицы и поговорки, не является обязательным для всех пословиц и тем более для поговорок.
Так по каким же признакам можно четко разграничить пословицы и поговорки? Такой признак был выделен и уже неоднократно назывался не одним поколением ученых. Этот признак - поучительность и назидательность пословиц. Крупнейший собиратель фольклора В.И. Даль во второй половине XIX века сформулировал такое определение пословицы: «Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение. Поговорки же лишены поучительного смысла. О поговорках В.И. Даль писал так: «Поговорка – это окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения… Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно намекает.
Большинство ученых соглашаются с тем, что пословица – это народное изречение, что в ней выражается не мнение отдельных лиц, а массовая народная оценка, народный ум. С пословицей согласны тысячи и десятки тысяч людей. Все, что не соответствует строю мыслей и чувствам народных масс, отсеивается из пословиц [1, стр. 9]. В пословицах выражается народная мудрость, их заключения и выводы имеют силу неписаного закона [3].
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Снегу много — хлеба много.
При солнышке тепло — при матери добро.
Посеешь привычку - вырастишь характер.
Глаза страшатся, а руки делают.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Терпение и труд – все перетрут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг - лучше новых двух.
Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность, образность. Поговорки также способствуют усилению эмоциональной выразительности и наполняют язык живыми и эмоциональными образами, помогающими говорящему ярко оценивать различные явления.
А Васька слушает, да ест.
Комар носа не подточит.
Семь пятниц на неделе.
А воз и ныне там.
Положить зубы на полку.
Отличие пословицы от поговорки сам народ видит в том, что поговорка – это украшение речи – цветок, тогда как пословица – суждение полное, завершенное, зрелое – ягодка: Поговорка – цветок, пословица – ягодка. [1, стр.15]
Проанализировав собранную нами информацию, мы решили составить сравнительную таблицу, в которой будут отражены общие и отличительные черты пословиц и поговорок.
Сравнительная таблица
«Общие и отличительные черты пословиц и поговорок»
Пословицы |
Поговорки |
Образные выражения |
|
Краткие выражения |
|
Являются результатом народного творчества |
|
Логически законченные изречения |
Могут быть логически неполными изречениями |
Всегда несут в себе поучительный смысл |
Метко отражают какое-либо явление жизни. В отличии от пословиц лишены обобщающего поучительного смысла |
Обычно в ритмически организованном формате |
Обычно ритмически не организуются |
Этим цветом обозначены общие черты пословиц и поговорок |
Этим цветом обозначены отличительные особенности пословиц |
Этим цветом обозначены отличительные особенности поговорок |
В ходе исследования проводился опрос учащихся 1а класса (24 человек). Ученикам предлагалось послушать утверждения и определить, верны эти утверждения или нет. Детям предлагалось поставить «+», если утверждение казалось им верным; «-», если утверждение неверно, и «Н», если ребенок не знал, как правильно ответить.
Если вы считаете утверждение верным, поставьте «+», если утверждение ошибочно, поставьте «-», если вы не знаете, верно утверждение или нет, поставьте букву «Н».
Пословицы и поговорки ничем не отличаются друг от друга;
Пословица – это не то же самое, что поговорка;
Пословица – это высказывание с поучительным смыслом;
Пословица – это высказывание, не имеющее поучительного смысла;
Пословица и поговорки - это короткие высказывания (одно-два предложения);
Пословица и поговорки – это длинные высказывания (текст);
Пословицы и поговорки выражают мысль всего народа;
Пословицы и поговорки выражают мысль конкретного человека;
Поговорка - это высказывание с поучительным смыслом;
10. Поговорка – это оборот речи, ярко передающий какое-либо явление или ситуацию.
Анализируя результаты анкетирования можно проверить, знают ли ребята разницу между пословицами и поговорками, имеют ли представления о том, что такое пословицы и что такое поговорки.
Проведенное исследование показало, что мои одноклассники имеют общее представление о том, что такое пословицы и поговорки, но отличать одно от другого им тяжело. Большинство моих одноклассников знает, что пословицы и поговорки – это короткие высказывания, выражающие мысль всего народа, а не одного конкретного человека. Большинство моих одноклассников не знает, есть ли разница между пословицей и поговоркой, ребята не могут объяснить, в чем различия между этими понятиями (смотри приложение).
Таким образом, мы считаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Заключение
Работая над исследованием «Поговорка – цветок, пословица - ягодка», мы смогли выяснить, что пословицы и поговорки имеют как общие черты, так и отличительные особенности. Мы научились определять, что такое пословица и что такое поговорка. Проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу, а значит, выбранная нами тема действительно актуальна. Благодаря проведенной исследовательской работе, мне удалось разобраться, что же такое пословица, а что такое поговорка.
На этом наша работа завершена. Нам удалось решить те задачи, которые стояли перед нами в начале нашего исследования. В дальнейшем мы планируем продолжить работу с пословицами и поговорками: провести классный час «Поговорка – цветок, пословица – ягодка», на котором мы постараемся объяснить моим одноклассникам, в чем состоит различие между пословицами и поговорками.
Список использованной литературы
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. – 240с.
Бородулин В.И., Горкин А.П. и др. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 912с.
Даль И.В. Пословицы и поговорки русского народа. – М.: Эксмо, 2009. – 640 с.
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: АСТ, 2014. – 736с.
Приложение Результаты исследования Процентное соотношение правильных ответов, неправильных ответов и ответов «не знаю»