Тема дороги в творчестве Владимира Высоцкого

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тема дороги в творчестве Владимира Высоцкого

Щипанова А.В. 1
1МБОУ СОШ №6(Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №6 г. Пятигорска)
Черемская Е.М. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №6 г. Пятигорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

АННОТАЦИЯ

Актуальность работы связана с предстоящим 80-летием со дня рождения Владимира Высоцкого. Владимир Высоцкий — уникальный феномен отечественной культуры. Поэт, певец, актёр и писатель. Он стал символом, нервом эпохи, которая говорит и поёт его голосом и словами. В честь этого человека присуждают премии, его песни мы слышим до сих пор, его произведения изучают в школе, про него снимают фильмы… Так кто же он — Владимир Высоцкий? Чем же привлекает он людей уже нескольких поколений? В данной исследовательской работе попробуем разобраться, в чём заключается высшее народное признание, а также почему тексты Высоцкого разошлись на цитаты и пословицы, почему его любят люди разных возрастов и национальностей, чем можно объяснить неугасаемый интерес биографов и историков. Объектом нашего исследования стала личность В. Высоцкого, сумевшего сказать-спеть «о времени и о себе».

Метод исследования – анкетирование, опрос, анализ, работа с информацией.

Предмет исследования – стихотворения из сборника «Нерв».

Цель работы – выявление своеобразия стихотворений, в которых прослеживается мотив дороги, пути.

Задачи исследования:

Раскрыть понятия «дорога», «путь», «колея» в восприятии В. С. Высоцкого.

Выявить степень популярности В. Высоцкого среди других поэтов – бардов

Проанализировать стихи В. Высоцкого

Раскрыть особенности развития мотива «дороги», «пути». Описать изобразительные средства языка, рифмы. Особенности синтаксиса, специфические приемы.

Вступление

С творчеством В. Высоцкого я знакома не так давно. Три года назад я услышала о такой телевизионной программе, как «Своя колея». Ежегодно, 25 января, в честь дня рождения великого певца, исполнителя авторских песен – Владимира Семеновича Высоцкого проходит церемония награждения премией «Своя колея». Она существует уже 21 год. Организатором премии является сын Владимира Семеновича – Никита Высоцкий. Данный фестиваль показывают на телевидении, я смотрела его не один раз, и мне стало интересно: В чем же состоит популярность Высоцкого? В честь этого человека присуждают премии... Почему именно он? О чем он поёт и рассказывает в своих стихах? Ещё при жизни о нём ходило множество слухов. Люди, не знавшие его, гадали: фронтовик? бывший лагерник? спортсмен? На самом же деле он не был ни тем, ни другим, ни третьим. Но когда говорил от лица того или иного персонажа, получалось так убедительно, что слушатели — верили.

Не так давно и нашем городе Пятигорске прошел вечер памяти выдающегося поэта, барда и актера – Владимира Высоцкого. И мне посчастливилось присутствовать на этом мероприятии. Оно произвело на меня глубокое впечатление. Торжественную программу, посвященную жизни и творчеству поэта, представил рок-музыкант Сергей Зубарев, а также член Кавказского Горного Общества – Мария Кругликова. Вечер носил название «Диалог мыслей о Высоцком». Помимо представленных авторских произведений с глубоким философским смыслом, в программе прозвучали знаменитые песни и стихи Владимира Семеновича. Также было рассказано о пребывании поэта в самом городе Пятигорске. Всё это и послужило основой для данной работы, именно поэтому я решила поразмышлять о такой выдающейся личности, как Владимир Высоцкий.

Мотив пути в стихотворениях В. Высоцкого

Изучив литературу и проанализировав стихи Высоцкого, я пришла к выводу, что мотив пути в творчестве поэта, являясь сквозным, прослеживается во многих стихотворениях.

Известно, что мотив пути играет важную роль в поэзии, особенно в нравственно-философской лирике. Каждое стихотворение поэта автобиографично. В творчестве В. Высоцкого выделяют несколько путевых ситуаций: уход из строительного института в поисках своего места в жизни. Тогда он сказал: «Всё...попробую поступить в театральный. А это — не моё...», путь как нравственные искания смысла жизни — официальные концерты Высоцкому запрещали, из новых фильмов выбрасывали его песни. А народный любимец, например, в Москве, до того был уже узнаваем и почитаем, что не мог нормально выйти из своего дома и пройти по улице: вокруг него сразу собирались десятки поклонников и поклонниц. О публикации в печати песенных текстов популярного в народе поэта-исполнителя не было и речи — Высоцкий не вписывался со своими песнями в идеологические реестры дозволенного. Наконец, путь в никуда. В биографии Высоцкого можно найти тот факт, что его долгое время не выпускали из страны. Как известно, в 60-70-ые годы, в связи с массовым выездом евреев из СССР, еврейская тема стала крайне нежелательна в советском искусстве, однако именно ей Высоцкий посвящал часть своего творчества, быть может потому, что сам был евреем по отцовской линии. Именно это стало причиной запрета выезда поэта за границу.

За основу своей работы я взяла несколько стихотворений. Так, например, на мой взгляд, в авторской песне «Чужая колея» ярко выражена тема выбора жизненного пути, важность «не оказаться на чужой дороге», не занять чьё-то место : «Сам виноват и слёзы лью,//И охаю —Попал в чужую колею//Глубокую».

Сразу становится ясен и понятен смысл данной песни. Владимир Семенович призывает каждого из нас найти своё дело,свой смысл жизни и свой мир, а не слепо кому-то подражать и создавать себе кумиров. Ведь любой из нас, попав в чужую колею, будет чувствовать себя в ней безумно некомфортно – «охать», «лить слезы» и рушить все свои планы и цели. «Вот и ко мне пришла беда — Стартёр заел. Теперь уж это не езда, А ёрзанье» ,- отмечает Высоцкий, описывая все муки, которые подстерегают человека, живущего не своей жизнью. И надеяться на чью-либо помощь – в данном случае совершенно бесполезно, потому, что колея, по которой ты едешь – чужая: «И надо б выйти, подтолкнуть, //Но прыти нет — Авось подъедет кто-нибудь и вытянет… //Напрасно жду подмоги я,// Чужая эта колея».

По сути, стихотворение представляет собой раскрытие смысла слова колея в переносном значении: «привычный ход дел, жизни (войти в колею, выбиться из колеи)». В прямом значении колея – это «канавка, углубление от колес на дороге». В стихотворении возникает и образ колеса. В словаре символов колесо «один из главных космических символов движущей силы, которая управляет планетами и звездами, а также непрерывностью изменения и повторения... На обыденном уровне колесо Госпожи удачи – распространенная эмблема жизненных взлетов и падений, непредсказуемости судьбы. Именно непредсказуемое и происходит: один из тех, кто шел по чужой колее, начинает с ней спорить. Но этот спор заканчивается неудачно: «Вот кто-то крикнул сам не свой: -А ну пусти!// И начал спорить с колеей//По глупости...»

После прочтения стихотворения хочется задуматься о своём месте в жизни, а также о том, свою ли колею ты хочешь занять в предстоящем жизненном пути.

Владимир Семёнович каждой строчкой стихов, каждой нотой песен рассказывал о себе — то весело, то очень серьёзно, не боясь иронии, страшась и не допуская только одного — фальши. Он знал состояние высшего духовного взлёта, пережил минуты счастья в творчестве и в любви, и герои его песен делили с ним эту радость : «Весь мир на ладони — ты счастлив и нем!// И только немного заведуешь тем - другим,// у которых вершины еще впереди». («Вершина»)

В некоторых песнях он представал без маски и тогда был пугающе, беззащитно искренен : «Я не люблю уверенности сытой,//Уж лучше пусть откажут тормоза!//

Досадно мне, что слово "честь" забыто,// И что в чести наветы за глаза. («Я не люблю»).

Исследовательский опрос

Анализируя степень популярности Высоцкого, я провела анкетирование среди моих одноклассников. Ребятам было предложено из списка исполнителей авторской песни выделить наиболее известных и популярных для них. В анкете были названы такие поэты – барды, как Б. Окуджава, Ю. Визбор, И.Тальков, В. Высоцкий, В. Цой, А. Розенбаум. По результатам анкетирования из 36 человек 28 указали на фамилию Высоцкого. На втором месте оказался Б. Окуджава. Кроме того, участникам опроса был задан ряд различных вопросов: 1.Какая песня В.Высоцкого Вам нравится больше? а)«Песня о друге»; б) «Дом хрустальный»; в) «Я не люблю». Самым популярным ответом среди ребят оказался вариант «в» - В.С. Высоцкий - «Я не люблю». 2Какая из песен, по вашему мнению, больше всего трогает душу, задевает за живое? а)«Она была в Париже»; б) «На братских могилах»; в) «Баллада о брошенном корабле». В данном опросе ребята также выделили песню В. Высоцкого «Она была в Париже» как самую душевную песню. Результаты анкетирования представлены на диаграмме (Приложение 1). Они еще раз подтверждают высокую популярность Высоцкого.

3.Чьи песни более правдивые, резкие и политизированные?

На данный вопрос были даны различные ответы. Вот один из них:« Конечно, Высоцкого! Ведь в семидесятые годы ни один поэт или певец не мог позволить себе отразить всю правду о стране, о народе. В то время, как Высоцкий в своих стихотворениях и песнях резко осуждал бюрократизм и глупость окружающего мира за что впал в немилость у властей.»

Другой участник опроса вступил в полемику с предыдущим и раскритиковал прямолинейность Высоцкого: «Я считаю, что поэты должны быть более терпимы и аккуратны в высказываниях о своей стране».

Был дан и такой ответ: «Я давно знаком с творчеством Владимира Высоцкого по рассказам бабушек и дедушек. Несомненно, я уважаю всех исполнителей авторских песен, но то, что делал Высоцкий в свои времена, на мой взгляд, можно назвать подвигом!».

4.Какие фильмы с участием В.Высоцкого вы знаете?

Было названо много различных фильмов, но самым популярным среди опрошенных оказался фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Вот, что говорил по этому поводу один из участников опроса: «Мы довольно часто собираемся всей семьёй по вечерам и пересматриваем старый, но очень увлекательный фильм «Место встречи изменить нельзя» с участием Владимира Высоцкого. И каждый раз получаем от него всё новые и новые впечатления».

Таким образом, проведя беседу со своими одноклассниками, я убедилась в том, что современную молодёжь привлекает правдивость и откровенность поэтов-бардов. Более того, интерес к ним не угасает, а только разгорается. Однако самым ярким представителем из них, по мнению ребят, является Владимир Семёнович Высоцкий.

Заключение

В результате исследования я сделала определенные выводы. Анализируя произведения В. Высоцкого, мы пришли к следующим выводам: в творчестве В. Высоцкого можно выделить главный сквозной мотив - мотив пути. С мотивом пути в его творчестве связаны такие понятия, как поиски смысла жизни, своего места в жизни, преемственность поколений, связь прошлого, настоящего и будущего. Наиболее ярко мотив пути проявляется в стихотворении «Чужая колея». Основываясь на переносном значении слова «колея» (это привычный ход дел, жизни) и утрируя его прямое значение (канавка, углубление от колес на дороге) Владимир Высоцкий выдвигает мысль о том, что «чужая колея» часто бывает удобной, поскольку «отказа нет в еде-питье». Но человек может состояться только тогда, когда он выбирает собственный путь, свою колею.

В трактовке данной темы В. Высоцкий шел против течения, вступая в конфликт с нормативами официальной поэзии. Высшей ценностью для В. Высоцкого была человеческая жизнь, стоящая в центре мира. Кроме того, как уже было сказано раннее, многие произведения Высоцкого находят отражение в его биографии. Всё, что он писал, он пропускал через себя и свою душу. Как ему это удавалось? Он обладал редким даром сочувствия. Когда говорил от чьего-то лица перевоплощался полностью. Он находил в каждом нечто созвучное себе. Хочется сказать, что творчество Высоцкого — это дар всем и на все времена.

Высоцкий ушёл в 1980 году. С тех пор прошло почти сорок лет, выросло целое поколение, но для многих из них Владимир Семёнович остаётся кумиром. Для нашего поколения Высоцкий – это легенда, человек, сумевший заговорить с читателями и слушателями на понятном языке – легко, смело, без фальши. Песни, баллады, стихи Высоцкого привлекают к себе не только оригинальностью, но и тем,что они понятны и близки людям теми переживаниями, проблемами, которые испытывают их лирические герои. Всенародная любовь к Высоцкому не прошла, она только стала укрепляться, так как люди увидели своего кумира, прочувствовали его душу.

Хочется вспомнить слова из стихотворения Никиты Высоцкого «Памяти Высоцкого» : «Он больше на эстраду не взойдёт//Так просто, вместе с тем и так достойно.//Он умер! Да! И всё же он поёт,//И песни не дадут нам жить спокойно».

В 1985 году вновь открытую планету между Марсом и Юпитером назвали «ВЛАДВЫСОЦКИЙ».Его жена , Марина Влади, пишет: « Часто я смотрю на звёзды и улыбаюсь от мысли, что среди множества планет в огромной галактике блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем моего мужа».

Что касается самого поэта то, последние две строки, которые Владимир Семёнович Высоцкий написал 20 июля1980 года: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед Ним».

Сколько песен и тем...Естественно, я в своей исследовательской работе не смогла исчерпать многообразие творчества Высоцкого. У меня была другая задача — хотя бы прикоснуться к нерву его поэзии. Для себя я поняла, что если в честь человека называют звезду, значит он — талант, значит он — великий поэт! А творчество его не угаснет никогда, как та яркая звезда на огромном бескрайнем небе.

Список использованной литературы

I. Художественные тексты.

И. Новиков «Авторская песня» - ООО «Издательство АСТ»:ООО «Агенство КРПА «Олимп»

Высоцкий В.С. Стихи. – Красноярск: Книжное изд-во. 1988.

Раззаков Ф.И. «Владимир Высоцкий: «Я, конечно, вернусь...»

II. Научно-критическая литература.

Авторская песня. М.: Олимп, 1997.

Высоцкий В.: Поэзия и проза. М., 1991г.,

Биография Высоцкого

III. Словари, энциклопедии.

Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. В.Кожевникова, П.Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.

IV. Интернет – ресурсы.

1. http://www.vsvysotsky.ru/bio.php

2.http://ru.wikipedia.org/

3. http://images.yandex.ru/

4. http://www.vladimirsvysotsky.ru/bio.php

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Приложение 2

   
   

14

Просмотров работы: 1742